Повышение качества обучения в начальной школе
учебно-методический материал (4 класс)

Калимбет Ирина Олеговна

 

Учитель не просто профессия, а часть жизни каждого человека и эта часть должна быть самой лучшей. Поэтому мы, педагоги,  не должны бояться творить, пробовать, искать и развиваться. И какими будут наши ученики, это зависит от нас с вами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon povyshenie_kachestva.doc277 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение качества обучения в начальной школе

 /из опыта работы учителя начальных классов Калимбет И.О./

    Проблема повышения качества обучения возникла сразу после того, как прошёл адаптационный период в первом классе, и я поняла, что предстоит очень много работы в этом направлении.  Под руководством психолога лицея с учащимися моего класса провела психологическое исследование. В результате исследования выяснилось, что: /Слайд 4/

Высокий уровень мотивации был у 27% процентов детей (это 7 человек), средний -58%(15чел.) и низкий15%  (4 человека).

Высокая самооценка была у 58%(15 чел.), низкую имели -27%(7чел), и среднюю только 15%(это 4 человека).

Уровень саморегуляции и самоконтроля был ещё в более худшем состоянии: высокий уровень был у 15%(это 4 чел.), средний -35%(9чел), а низкий у 50%(13чел.).

Высокий уровень адаптации имели 8%(2 чел), средний-69%(18чел.) и низкий -23%(6 чел).

   У 85% детей (22 человека) отмечены возможные трудности в эмоциональной сфере и коммуникативных сферах-это тревожность, страхи, неуверенность в себе, у некоторых – замкнутость, трудности в общении, демонстративность, агрессивность, негативизм, потребность в опеке и защите, и только у 15%(4 человека) наблюдался благоприятный эмоциональный фон.

    На основе этих выводов была построена вся работа в данном классе.

Свою задачу как учителя я видела в том, чтобы создать благоприятные условия для совместной работы и умело управлять этим процессом. Поэтому /Слайд 5/ использовала системно-деятельностный подход - «сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…»

 / Адольф Дистервег, немецкий педагог-демократ XIX в.,последователь Песталоцци/

    Мой класс обучается по программе «Перспективная начальная школа». Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

      На уроках использую задания разной сложности, разноуровневые самостоятельные и контрольные работы, разноуровневые домашние задания.

/Слад 6/. Например: первый уровень заданий предполагает обязательный минимум, второй уровень тренировочный и третий уровень - творческий.

 Я стараюсь сделать процесс обучения интересным. Например, на уроке чтения после изучаемого произведения смотрим фильм, или прослушиваем аудиозапись, когда какое-то стихотворение или произведение читает профессионал, по окружающему миру по возможности используем поход в музей, на экскурсию, дети сами создают презентации и выступают с сообщениями. /Слайд 7/.

 Урок с использованием информационных технологий для учащихся становится более интересным, они с удовольствием смотрят презентации, активно принимают участие в обсуждении увиденного, учатся давать оценку сообщениям, выступлениям, докладам своих товарищей. Презентации можно использовать на всех уроках и на любом этапе урока. Таким образом, интерес к предмету ещё больше возрастает.

   Для младших школьников одним из главных видов деятельности является игра. Она способствует практическому использованию знаний, полученных на уроке.

Например: на уроке окружающего мира при изучении темы «Царство грибов» совершаем путешествие в лес на грибную поляну, отгадываем загадки про грибы, разбираем грибы в лукошко. Применяю в своей работе игры-соревнования, эстафеты, в которых предлагается вставить нужный знак, придумать пример, задачу. В игре «Найди слово в слове» ученики составляют слова из букв данного учителем слова. С такой же целью использую игры «Найди пару» (подобрать синонимы, антонимы), «Допиши слово» и другие. Постоянно в своей работе для развития интеллектуальной мыслительной деятельности учеников применяю ребусы, кроссворды. На уроках литературного чтения использую инсценирование сказок, отрывков из произведений, чтение по ролям./Слайд 8/ Большое место на уроках отдаю парной и групповой работе, проверке и взаимопроверке, где учащиеся могут побыть в разных ролях. Например: можно применить метод, который называется «Шесть шляп критического мышления». Белая шляпа - отвечает за подбор фактов, зеленая – осуществляет творческий подход, красная за эмоции, желтая ищет позитивные стороны, черная - отвечает за выявление недостатков и их обоснование, синяя шляпа - подводит итоги.

Оценку качества освоения предметных знаний, умений, навыков провожу на основе анализа результатов диагностических работ УМК «Перспективная начальная школа»./Слайд 9/

Приведенные данные свидетельствуют о позитивной динамике уровня и качества освоения учебных программ учащимися моего класса.

ФГОС ориентируют нас на поиск эффективных способов развития и поддержки талантливых детей.

В этой работе опираюсь на помощь школьного педагога-психолога и родителей учащихся. Привожу сравнительную диаграмму , отражающую уровень способностей моих учащихся по классу./Слайд 10/

   Проектный метод является приоритетным направлением в работе на уроках и во внеурочной деятельности. Опираюсь на главные принципы в реализации данного метода: самостоятельность, деятельность, результативность. Метод проектов позволяет успешно формировать ключевые компетентности личности, необходимые в реальной жизни: коммуникативные, информационные, компетенции, связанные с жизнью в  обществе, с умением учиться всю жизнь. /Слайды 11-13/

    Показатель личного успеха ребёнка – его здоровье. Здоровьесберегающее направление в моей образовательной деятельности отражается в учебной, внеурочной деятельности и внеклассной работе.  Это различные поездки, совместные походы, праздники, экскурсии, Дни здоровья. /Слайды 14-16/

Здоровьесберегающие технологии можно использовать на разных этапах урока, он предусматривает не только четкое чередование видов деятельности, но и проведение физминуток, использование наглядного материала разной величины от мелкого до крупного, использование приемов рефлексии, выполнение упражнений для глаз Базарного.

   По новым стандартам мы должны проверять не только предметные результаты, но и метапредметные, поэтому начиная с первого класса я провожу комплексные работы на выявление уровня метапредметных результатов и представляю результаты моей работы. /Слайд 17/

  Данная диаграмма показывает, что высокий уровень неуклонно растет, средний и низкий уровни - снижаются. Как вы видите, 4 класс остается пока незаполненным, так в апреле нас ждут всероссийские проверочные работы. Как раз одной из целей всероссийской проверочной работы является определение качества обучения в начальных классах.

   В заключении хочу сказать, что учитель не просто профессия, а часть жизни каждого человека и эта часть должна быть самой лучшей. Поэтому мы, педагоги,  не должны бояться творить, пробовать, искать и развиваться. И какими будут наши ученики, это зависит от нас с вами.

Все начинается с любви

Твердят:
"В начале
было
слово".
А я провозглашаю снова:
все начинается
с любви!

Все начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка -
все начинается с любви.

Все начинается с любви.
С любви!
Я это точно знаю.
Все,
даже ненависть -
родная
и вечная
сестра любви.

Все начинается в любви:
мечта и страх,
вино и порох.
Трагедия,
тоска
и подвиг -
все начинается с любви.

Весна шепнет тебе:
"Живи".
И ты от шепота качнешься.
И выпрямишься.
И начнешься.
Все начинается
с любви!

                                                   Роберт Рождественский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повышение качества образования в начальной школе через применение новых компьютерных технологий"

Материал поможет учителям начальной школы повысить качество образования через применение новых компьютерных технологий и интарактивной доски....

ДОКЛАД НА ТЕМУ: «Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе».

Современные педагогические технологии как эффективное средство повышения качества образования в начальной школе. Актуальность темы.Педагогические технологии.Практика реализации....

Доклад на тему Создание положительной мотивации на уроках как средство повышения качества знаний в начальной школе.

Доклад на тему "Создание положительных мотиваций на уровах как средство повышения качества знаний в начальной школе"...

РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ЛОГИКИ КАК ФАКТОР, ВЛИЯЮЩИЙ НА ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБУЧЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ.

Психологи утверждают, что для развития логического мышления, природой отведены определенные возрастные рамки, примерно соответствующие по срокам обучению в начальной школе. Опоздание с развитием логик...

Применение активных и интерактивных технологий обучения как средство повышения качества образования в начальной школе в формировании универсальных учебных действий младших школьников.

Материал содержит описание опыта по теме "Применение активных и интерактивных технологий обучения как средство повышения качества образования"...