Статья. Прием «Портфель» для развития познавательного интереса.
статья по теме
Прием «Портфель» используется, как средство развития познавательного интереса у младших школьников. Он позволяет «смягчить» требования предъявляемые к ученику, не дать ему возможности потерять интерес к обучению. Эта проблема наиболее выражена в младшем школьном возрасте, поэтому рассмотрение этой темы очень важно. Основой для использования приема «Портфель» служит понятие «критическое мышление». В статье рассматриваются различные типы "Портфелей" и варианты использования "Портфеля" в дальнейшем обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._priem_portfel_dlya_razvitiya_poznavatelnogo_interesa.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЕМ «ПОРТФЕЛЬ», КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Учитель начальных классов ГБОУ гимназии №205
Федорова Ирина Аркадьевна
Санкт-Петербург
2012г.
Проблема развития познавательного интереса остается в педагогике одной из актуальнейших в современном образовании, так как одной из главных задач школы является оптимизация учебной деятельности с целью овладения программных учебных знаний, умений, навыков.
Актуальность исследований обусловлена тем, что современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связано, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно-ориентированного подхода, приоритета субъект-субъектных отношений.
Стойкий познавательный интерес - это увлеченность человека, потребность к углублению и творческому применению знаний. Если этот интерес есть у школьника, то он учится не ради оценок или похвал, наград и поощрений, а потому, что он увлечен учебой, что он стремиться к совершенствованию своей личности, что он просто не может поступать по-другому. Но глубокий интерес возникает и развивается не сразу. Для его возникновения и развития нужна система образования и самообразования, воспитания и самовоспитания, а не только поиски кратковременных средств воздействия, пробуждающих и поддерживающих любопытство и заинтересованность ученика на уроке. Но при этом нельзя забывать о качествах личности, которые направлены на познавательный интерес, познавательную активность, а в дальнейшем на потребность в самообразовании.
Настоящая действительность такова, что современная школа не обращает внимание на развитие познавательных интересов учащихся и не способствует развитию познавательного интереса к обучению. Введение нормативных требований оставляет в стороне развитие личностных качеств и, как результат, – отсутствие познавательного интереса.
Прием «Портфель» позволяет «смягчить» требование предъявляемые к ученику, не дать ему возможности потерять интерес к обучению.
Эта проблема наиболее выражена в младшем школьном возрасте, так как психологические особенности детей этого возраста, их природная любознательность, отзывчивость на все окружающее, особая расположенность к усвоению нового, готовность воспринимать все, что дает учитель, создают благоприятные условия для развития у них познавательного интереса и активности. Познавательный интерес выступает как избирательная направленность личности, обращенная к области познания, ее предметной стороне.
Основой для использования приема «Портфель» служит понятие «критическое мышление».
Сегодня, в научных источниках можно найти разные определения критического мышления. «Критическое мышление - это процесс оценки или категоризации в терминах ранее приобретенных базовых знаний. Оно включает в себя установку плюс владение фактами плюс ряд навыков мышления». /6,стр.163/
Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на личный жизненный опыт.
Критически мыслить могут все, но не вес хотят это делать. Критическому мышлению нужно учить, но не про сто ради самого критического мышления. Важно, чтобы ученики могли использовать навыки критического мышления в конкретной предметной деятельности./6/
«Портфель - это набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину. Портфель - нечто боль шее, чем просто папка работ учащихся; это - спланированная заранее, индивидуальная подборка достижений учащихся»/5/.
Чаще всего используются тематические портфели - отчеты, которые учащиеся представляют в конце изучения темы. Портфель составляет обязательную и вариативную части. Обязательная часть работает на стандарт и включает задания, обеспечивающие выполнение стандарта. Но уже внутри обязательной части портфеля учащимся предоставляют возможность выбора в зависимости от стиля мышления, особенностей памяти и других индивидуальных особенностей. Обязательная часть прописана в маршрут ном листе, который сопровождает Портфель. Маршрутный лист представляет собой перечень заданий, выполняя которые, учащиеся реализуют заложенный в учебной программе стандарт.
Вариативная часть предполагает расширенный уровень обучения и рас считана на высокую познавательную активность учащихся. Она включает рубрики, предложенные учителем, либо рубрики, которые оказались интересными и значимыми для самого учащегося. Обязательной является лишь рубрика «Самооценка портфеля», которая позволяет учащимся проанализировать собственную работу, а также является элементом обратной связи для учителя, позволяющим откорректировать дальнейшую работу.
На первом этапе работы учащиеся знакомятся с портфелем и планируют свою деятельность по работе над ним. Практика показывает, что это наиболее трудный и ответственный этап, так как именно он в дальнейшем определяет эффективность всей учебной деятельности.
Следующий этап характеризуется непосредственной работой над портфелем по заранее спланированным временным рамкам. Это период индивидуального поиска материала, который характеризуется разнотемповостью. Итогом работы является заполнение титульного листа, в котором и прописывается индивидуальный образовательный маршрут. Такой титульный лист, на наш взгляд, облегчает работу учителя с портфелем учащихся, предоставляя воз можности быстрого выборочного знакомства с отдельными рубриками.
Таким образом, в процессе работы, организованной через Портфель, реализуются принципы, позволяющие максимально индивидуализировать процесс обучения в условиях обычного класса.
Портфель - это новая для российской школы технология, призванная привлечь внимание к процессу учения. «Портфель - это летопись, биография моей учебы». Он сфокусирован на размышлении, рефлексии своих работ. Материал собирается учащимся и обсуждается учеником, учителем и родителями и является индикатором продвижения к намеченной цели./6, стр.159/
Портфель направлен на создание положительных мотивов учения, повышения интереса к предмету.
Портфель имеет цель сбора, потому он выборочен. В Портфель собирается разнообразная информация; он демонстрирует процесс во времени, нацелен на рефлексию; это совместная работа ученика и учителя.
Существует три основных типа Портфеля. Портфель достижений. Портфель - отчет и Портфель - самооценка. Любой Портфель имеет все три характеристики, но при его планировании рекомендуется выбирать один тип.
В отличие от традиционного контроля, в случае аутентичного оценивания ученику предоставляется возможность учиться на собственных ошибках. Если единицей сбора становится любая проверочная, контрольная ра бота, то ученик получает алгоритм проверки работы. Ученик проверяет работу сам, затем ее проверяет его партнер по работе, только затем учитель. Все этапы работы собираются в Портфель.
Портфель является технологией сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Для учащегося это – организатор его учебной деятельности, для учителя - средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности.
«Что такое Портфель? - Это биография моей работы. - Это собрание моих работ.
Вопрос. Зачем нужен Портфель? - Я пользуюсь им при подготовке к тесту. - Я вижу мои ошибки. - Я учусь на своих ошибках. - Я могу взять его с собой в другую школу и показать, какой я ученик. - Его можно взять при поступлении в институт, чтобы показать, как я учился в школе»./6, стр.161/
Портфель создают с различными целями:
- С целью научить учащихся оценивать свой прогресс, т.е. сформировать умения самооценки.
- С целью сбора документации, отражающей прогресс учащегося.
- Для отчета о прогрессе и достижениях учащихся перед родителями, администрацией.
- Для принятия решения о выставлении итоговой отметки на основе анализа результатов учебной деятельности.
Цель определяет структуру и содержание Портфеля. На практике Портфель часто бывает смешанного типа, но по ведущей цели его можно отнести к тому или иному типу
Портфель-отчет создается для отчета о прогрессе учащегося и его учебных достижениях относительно стандарта. Он показывает, как учащийся освоил программу. Мы предлагаем один из вариантов такого Портфеля. Наш Портфель-отчет имеет цель показать прогресс учащегося и научить его размышлять над своим прогрессом. Единицами сбора такого Портфеля могут быть: тесты листы само оценки; письменные творческие работы; грамоты.
Учащиеся собирают различные грамоты, свидетельствующие об их достижениях. Создание Портфеля – это совместная деятельность учащихся и учителя. Это диалог – обмен информацией о том, как идет процесс обучения, и когда и где нужно внести коррекции. Учитель получает информацию о процессе обучения, наблюдая сам процесс, анализируя результаты учебной деятельности.
Информацией, которая содержится в Портфеле, могут воспользоваться учащиеся, учителя и родители. Однако следует помнить, что учащиеся имеют такое же право на информацию, хранящуюся в Портфеле, как и учитель, и поэтому его право собственности следует уважать и пользоваться «Портфелем» только с ведома и согласия учащегося.
«Портфели» — это постоянная запись достижений. Они состоят из образцов работ ученика, часто собранных самими учениками. В начальных классах Портфель состоит из рисунков, сочинений на тему, примеров простейших вычислений, тестов и загадок, оценивающих простые мыслительные способности. Позже Портфель включает не только образцы ран них работ, но и более систематизированный список работ по определенным предметам. Существует такой вид портфеля, как активный Портфель. Активный Портфель включает также и находящиеся в разработке проекты. Из этого рабочего портфеля ученики и учителя выбирают наиболее достойные проекты, которые впоследствии будут включены в общий «Портфель».
Из портфеля можно почерпнуть информацию обо всех важнейших позитивных изменениях у учащегося. Таким образом, Портфель служит не столько инструментом оценки, сколько индикатором интересов и специфических навыков, а также слабых мест мышления. «Хорошо организованный Портфель — это, в сущности, биография мозга учащегося, история изменений и прогресса»./3, стр.390/
Учитель может использовать Портфель в качестве базиса для оценки изменений в развитии ученика. Ученик также может извлечь из своего портфеля множество полезной информации. Цель использования портфеля состоит не только в оценке достижений, но и в корректировке процесса обучения. Для одаренных детей Портфель служит дополнительной мотивацией. Использование портфеля может внести определенные корректировки в стратегии обучения, используемые учителями.
Так, если целью сбора портфеля является ответ на вопрос: «Какие мои достижения в изучении русского языка могут свидетельствовать об успешности учебного года?», то учащиеся включают в свои портфели работы по следующим разделам: мои успехи в изучении лексики; мой прогресс в изучении грамматики; моя лучшая домашняя работа; мои удачные письменные творческие работы, грамоты, страницы личного дневника. Каждая включенная учеником работа должна получить обоснование, т.е. необходимо было объяснить причину включения данной работы в «Портфель», дать ей оценку.
При определении успешности выполнения работ учащиеся сравнивали их с критериями, которые предлагались им перед их выполнением. Поэтому при объяснении включения работы можно прочитать: эта работа хорошо организована; работа соответствует заданию; работа красиво оформлена, ее легко и интересно читать.
Работа с «Портфелем» помогает и учителю получить обратную информацию об эффективности применения стратегий в обучении, сделать процесс преподавания более целенаправленным на решение проблем каждого ученика, добиться большей эффективности преподавания, поставить перед ним ряд профессиональных вопросов, решение которых может помочь в совершенствовании преподавания, способствуя, таким образом, повышению квалификации, сделать процесс преподавания еще более интересным и творческим.
Основными характеристиками Портфеля являются следующие:
- Портфель выборочен.
- Подборка работ отражает прогресс.
- Портфель демонстрирует прогресс во времени.
- Портфель нацелен на рефлексию (самооценку).
- Портфель – это совместная работа учеников, учителей
и родителей.
Портфель помогает индивидуализации процесса обучения, помогает расширять кругозор учащихся, позволяет учитывать индивидуальные особенности. Даёт возможность ученикам самим активно включаться в процесс обучения. Повышается уровень мотивации учения, а, следовательно, применение такой технологии является основой формирования познавательных интересов.
Прием «Портфель» позволяет учащимся планировать свою деятельность (систематизировать, отбирать, структурировать материал), т.е. учит операционным умениям. Он учит пользоваться этим материалом в учебной деятельности, способствует процессу перехода стимулов внешнего плана во внутренние, т.е. опираться в учебной деятельности на те знания и умения, которыми владеет именно этот учащийся.
Прием «Портфель» так же дает возможность повысить самооценку учащегося, увидеть его личностный рост, получить оценку со стороны значимых людей (родителей, учителя, одноклассников). Этот прием - корректная форма общения учащегося с учителем, позволяющая учителю увидеть «положительный рост» ребенка, увидеть ребенка как существо познающее, познавательное, творческое. Прием «Портфель» позволяет ребенку «открыться», а учителю дать рекомендательную оценку, которая позволит учащемуся анализировать собственную деятельность.
Прием «Портфель» способствует развитию межпредметных связей в обучении. Учащийся учится рисовать, читать, писать, творить.
Все это способствует развитию познавательного интереса к обучению.
Для подтверждения результатов применения приема «Портфель» было проведено множество наблюдений, анкетирований, написаны сочинения и экспериментальные задания, проведен педагогический эксперимент. Полученные данные позволяют с уверенностью сказать, что «Портфель» является одним из эффективных приемов развития познавательного интереса у младших школьников.
Литература
- Аркадьева А.Б. Исследовательская деятельность младших школьников //Начальная школа плюс До и После, 2005. №2, стр.8-12.
- Батан Л.Ф. Развитие познавательной активности в адаптивной технологии обучения. Новосибирск, Издательство НИПК и ПРО, 2002.
- Ги Лефрансуа Прикладная педагогическая психология. С-Пб., Прайм ЕВРОЗНАК, 2003. стр.389-392.
- Гликман И. Как стимулировать желание учиться? //Народное образование, 2003. №2, стр.137-145.
- Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. С-Пб., Альянс-Дельта, 2003.
- Технология развития критического мышления в вузе: перспективы для школьного образования XXI в. (материалы конференции) Н.Новгород, Издательство «АРАБЕСК», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья по теме: " Формирование универсальных логических действий младших школьников через развитие познавательного интереса на уроках математики.
В статье рассмотрены практические аспекты формирования логических универсальных действий младших школьников....
Статья "Формирование навыков устных вычислений, как средство развития познавательных интересов на уроках математики"
В статье рассказывается о формировании у школьников начальных классов вычислительных навыков на уроках математики; об использовании с первого класса на уроках математики комплектов индивидуальных нагл...
Статья "Развитие познавательных интересов в учебном процессе (из опыта)."
Школьное образование имеет большую прерогативу в развитии человека, которое должно дать адекватные знания и соответствующее воспитание в процессе становления личности школьника как полнопра...
Статья "Развитие познавательного интереса у младших школьников с задержкой психического развития посредством дидактических игр на уроках русского языка"
Проблема развития познавательного интереса у младших школьников разрабатывалась в трудах философов, педагогов и психологов – А. С. Белкина, Х. Ж. Ганеева, В. А. Гусева, В. А. Крутецкого, ...
Статья для выступления (доклад) на заседании РМО на тему: «Внеклассная работа как средство развития познавательного интереса при обучении русскому языку»
Внеклассные занятия по русскому языку – это неотъемлемая часть всей учебно-воспитательной работы в школе. Внеклассная работа, в отличие от дополнительной работы, проводится п...
Статья "Игровые технологии как средство развития познавательных интересов младших школьников"
Игра является основным видом деятельности ребенка, начиная практически от рождения. Именно она играет большую роль в формировании и развитии умственных, эмоциональных, физических и творческих способно...
Статья "Игра как средство развития познавательного интереса младших школьников с интеллектуальной недостаточностью на уроках математики"
Данная статья опубликована в сборнике материалов регионального круглого стола "Эффективные практики коррекционно-развивающей помощи обучающихся с ОВЗ в системе общего и специального образов...