Проектно-исследовательская деятельность младших школьников
статья на тему
В статье рассматриваются этапы и формы работы над проектно-исследовательской деятельностью учащихся младших классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya__2.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников
Исследовательское поведение в современном мире рассматривается не как узкоспециализированная деятельность, а как неотъемлемая характеристика личности, входящая в структуру представлений о профессионализме в любой сфере деятельности. И даже шире – как стиль жизни современного человека.
Подготовка ребенка к исследовательской деятельности, его обучение умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей современного образования.
«Скажи мне - и я забуду.
Покажи мне - и я запомню.
Вовлеки меня - и я научусь»
(китайская пословица)
Это созвучно с принципами современной школы. Всегда, начиная с самых древнейших времён, школа была призвана воспитать человека так, чтобы он мог жить в обществе, стал удачливым и востребованным в нём.
В настоящее время во всех сферах общественной жизни востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения.
Дети уже рождаются с врождённым поисковым рефлексом: что это? где это? зачем это? какое это? Не все дети являются маленькими гениями. Но у любого ребёнка есть свои сильные стороны, свой дар, своё исследовательское поведение. А если не обращать на них внимания в детстве, это оставит отпечаток на всей дальнейшей жизни ребёнка: он будет чувствовать себя бездарным и пустым человеком.
Склонность к исследованиям свойственна всем детям без исключения. Я полностью согласна с услышанными мною некогда словами: «Детей не надо учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах». Умения и навыки исследования, полученные в детстве, легко переносятся в дальнейшем во все виды деятельности. Поэтому важно именно в начальной школе создать условия для реализации потребности в поисковой активности. Без навыков исследовательской учебной деятельности сложно освоить предлагаемую основной и старшей школой программу.
Всё вышеупомянутое легло в основу моей работы «Организация проектно-исследовательской деятельности учащихся младших классов». С учётом вышеперечисленного была определена педагогическая цель: формирование и развитие исследовательского поведения учащихся, расширение и интегрирование знаний учащихся, вовлечение их в активную проектно-исследовательскую деятельность.
В соответствии с темой и целью исследования поставлены следующие задачи:
-изучить материалы научно-методической литературы;
-выявить педагогические приёмы, определяющие эффективность обучения учащихся исследовательской деятельности;
-апробировать комплекс приёмов и методик обучения учащихся проектно-исследовательской деятельности с тем, чтобы создать условия для выбора учащимися разных образовательных траекторий в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями.
Изучив материалы научно-методической литературы, в своей деятельности использую рекомендованную А.И. Савенковым систему тренинговых занятий, позволяющих учащимся выявлять (лучше в игровой форме) проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать, классифицировать.
Свою работу я разбила на 3 этапа: стартовый, апробационный и внедренческий.
На первом этапе я ориентировалась на мнение А.И. Савенкова, что программа обучения проектно-исследовательской деятельности учащихся должна начинаться с тренинговых занятий по развитию информационно-аналитических умений, информационно-поисковых умений, которые позволят учащимся овладеть специальными знаниями, умениями, навыками исследовательского поиска.
Для этого я вводила элементы исследовательской деятельности в структуру уроков.
В качестве примера я кратко остановлюсь на некоторых из них.
1. Развитие умений видеть проблемы (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон).
Виды работ:
А) «Посмотри на мир чужими глазами»
Учитель читает детям неоконченный рассказ:
«Утром небо покрылось черными тучами, и пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги…»
Задание: продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего во дворе с друзьями; водителем автомобиля, едущего по дороге; летчиком, отправляющимся в полет; мэром города; собакой, вышедшей погулять.
Б) «Тема одна – сюжетов много»
Придумайте как можно больше сюжетов на одну и ту же тему. (Например, тема «Осень», «Город», «Лес»… Можно нарисовать лес осенью, улетающих птиц, работы на полях; школьников, идущих в школу и т. д.)
В) «Составь рассказ, используя данную концовку»
Например: «…Так я и не выучил стихотворение».
2. Развитие умений выдвигать гипотезы (уметь предвидеть события, предполагать, используя слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что если», «наверное»).
А) Задания-рассуждения.
Например: «Давайте вместе подумаем, почему зебра полосатая?»
Б) Упражнения на обстоятельства.
-При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?
-При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
Например: соль, сахар, мобильный телефон.
В) Задания типа «Найди возможную причину события».
Например: Молоко прокисло.
3. Развитие умений задавать вопросы
А) Задания для развития умения задавать вопросы уточняющие (Верно ли, что…?; Надо ли…?; Должен ли…?) и восполняющие (Кто? Что? Где? Почему?).
Б) Задание «Найди загаданное слово». Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем». Обязательное правило - в вопросе не должно быть явной связи.
Например, вопрос о яблоке звучит не «Что это за фрукт?», а «Что это за предмет?».
Чуть позже можно рассмотреть и более сложный вариант.
Один из участников загадывает слово, но сообщает всем только первую букву (звук). Участники задают ему вопросы. Например: «Это то, что находится в доме?»; «Этот предмет оранжевого цвета?»; «Это не животное?». Ребенок, загадавший слово, отвечает «да», «нет».
В) Игра «Угадай, о чем спросили»
Ученику, вышедшему к доске, дается несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него.
Например: на карточке написано: «Почему совы охотятся ночью?» Ребенок отвечает «Они днём плохо видят, поэтому охотятся ночью». Всем остальным надо догадаться, каким был вопрос.
Далее я предлагала учащимся «пробные» самостоятельные исследования и выполнение творческих проектов. Это были рефераты, сообщения к урокам окружающего мира. И для этого дети осваивали новые виды деятельности:
1. Мы учились подбирать литературу по заданной теме.
2. Учились ориентироваться в словаре, справочной литературе.
3. Ориентировались в тексте, находили ключевые слова, ответы на вопросы к тексту. Например: «О чём рассказывает эта статья?» «Определи тему, главную мысль».
На втором этапе приступали к формированию умений и навыков проектно-исследовательской деятельности соответственно этапам выполнения учебного проекта.
В своей практике использую рабочую тетрадь « Я - исследователь» А.И. Савенкова, где предлагаются следующие этапы:
1.Выбор темы
2. Формулирование проблемы
3. Планирование
4. Поиск информации
5. Продукт
6. Презентация
В классе было проведено анкетирование с целью изучения интересов детей. Выяснилось, что 8 человек интересуются миром растений, 8 человек – миром животных, остальным интересен космос, история. Учитывая интересы детей, мы приступили к выполнению проектов.
Остановлюсь на некоторых из них.
1) Первый проект, который мы начали выполнять с детьми, - «Знакомые незнакомцы». У детей возник вопрос: «А что мы знаем о птицах, которые всегда рядом с нами?» Разбившись на группы, ребята собирали информацию, наблюдали за воробьями, сороками, воронами и голубями. Искали пословицы и поговорки о них, читали научную и художественную литературу, выполняли рисунки. Продуктом исследования стала презентация, которую используют учителя на уроках окружающего мира и классных часах.
2) Потом у детей возникла проблема: «Как помочь птицам зимой?» И дети выполняли проекты «Птичья столовая». Это были индивидуальные проекты, целью которых было выяснить, из чего можно сделать «столовую» для зимующих птиц, к каким кормушкам чаще прилетают птицы, что это за птицы, какие «блюда» предпочитают они. На защите своих проектов ребята давали ответы на эти вопросы и показывали птичьи столовые, изготовленные из различных материалов самостоятельно или с помощью родителей.
3) Проект «Цветок для мамы». Цель которого - вырастить самостоятельно в подарок цветок к Международному женскому дню. Предварительно проконсультировавшись с учителем биологии, дети набрали отростков цветов, разбились на группы (по предпочтению какому-то цветку) и занялись выращиванием. Они завели дневники наблюдений и фиксировали каждое изменение. Одновременно искали литературу по изучению условий, наиболее благоприятных для их цветка, и опытным путём доказывали их. На празднике каждый ребёнок подарил маме цветок в подарок.
4) Исследовательская работа «Сколько весит здоровье ученика?» Выполняя эту работу, ребята доказали, что тяжёлый портфель вредит здоровью ученика и предложили пути решения данной проблемы.
При организации работы над проектом необходимо опираться на психолого-педагогические принципы:
-интерес к теме должен выстраиваться с учётом имеющегося у детей учебного и житейского опыта, их возрастных особенностей и предпочтений;
-возможности младшего школьника имеют предел, не следует планировать сложных, требующих больших временных затрат работ;
-помнить, что проектная деятельность, как и всякое творчество, возможна и эффективна только на добровольной основе;
-сотрудничество: общая деятельность и согласованность действий детей и учителя, общение и взаимопонимание;
-создание комфортной обстановки.
Что приобрели учащиеся при выполнении проектно-исследовательских работ? Прежде всего, навыки различных видов деятельности. Каждый что-то обдумывал, предлагал, работал с дополнительной литературой, т.е. мыслительная деятельность. Была и коммуникативная деятельность – все делились своими мыслями, идеями, брали интервью, задавали вопросы медикам, учителям-предметникам, библиотекарям. Была и практическая работа. Работа по выполнению проектов была групповой, такая организация подразумевала распределение ролей, выполнение работы каждым учеником и объединение усилий каждого в единый результат.
Организация такой формы познавательной деятельности даёт ученику возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, реализовать себя в иных, не учебных сферах деятельности, что чрезвычайно важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин.
Из опыта работы учителя начальных классов, высшей квалификационной категории, МОУ «СОШ № 41 г.Белгорода» Корниенко Татьяны Николаевны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"
Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...
Программа внеурочной деятельности «Калейдоскоп проектно-исследовательской деятельности младших школьников» в 1-4 классе УМК «Школа России»
ФГОС нового поколения требует использования в образовательных отношениях технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основ...
Формирование проектно-исследовательских умений у младших школьников в условиях реализации фгос
С данным сообщением я выступила на МО учителей начальных классов. Я представила коллегам обобщенный опыт работы с учащимися 1 класса в течение учебного года....
«Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся
laquo;Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников»: Проектная деятельность учащихся...
Исследовательская работа: «Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС: опыт организации»
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего развития и воспитания всегда была насущной для общества. Воспитание и развитие детей происходят в любой момент...