Формирование ЗОЖ у учащихся начальной школы
материал по теме
I. Пояснительная записка:
Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности. И если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую уже и невозможно. Нормой жизни и поведения каждого человека должно быть сознательное и ответственное отношение к здоровью как к общественной ценности. Бесспорно, что уровень и продолжительность жизни человека, а также состояние его здоровья во многом определяются моделью поведения, формируемой в детстве. И одной из сторон данного процесса должно явиться формирование культуры здоровья как части общей культуры человека – осознание здоровья как жизненно важной ценности, воспитание ответственного отношения к своему здоровью окружающих людей и природной среды.
Система начального образования обладает достаточным потенциалом для реализации концептуальных основ воспитательной системы индивидуально-творческой ориентации ребенка на процесс здроровьетворения. Поэтому необходимо создания в школе программы по сохранению здоровья.
II. Цель:
Формировать у детей ценностное отношение к здоровому образу жизни.
III. Задачи:
- Стремление к здоровому образу жизни.
- Осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.
- Формировать нравственную личность, стремящуюся к правде, добру, красоте.
- Привлечь детей экологически обоснованному взаимодействию с окружающим миром и с самим собой
IV. Конечный результат:
- Ученик уметь владеть своим телом, выполняет программу по физкультурной культуре
- Владеть умениями и навыками оздоровления окружающей среды.
- Проявлять интерес к каким – то видам спорта.
- Уметь вести в спортивной, экологической игре честную борьбу, сопереживать.
V. Компоненты:
1. Учет состояния здоровья детей;
- Анализ медицинских карт учащихся
- Определение групп здоровья
- Учет посещаемости занятий
- Анкетирование учащихся и их родителей
- Контроль за санитарно-гигиеническими условиями и режимом работы классов
- Учет возрастных условий учащихся
2. Оздоровление;
- Лечебная физкультура (дополнительные уроки в классах КРО, массаж для детей с нарушением осанки по предписанию врача);
- Витаминотерапия (дети принимают витаминный напиток и витамины);
- Аэрофитотерапия (ингаляции с травами и эфирными маслами);
- Работает школьный кабинет здоровья;
- Школьный оздоровительный лагерь
Закаливание:“Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья”
- Летнее купание
- Загар
- Обтирание теплой и холодной водой
3. ЗОЖ (здоровый образ жизни);
- Уроки здоровья (1 раз в месяц);
- Профилактика наркомании, курения, алкоголизма;
- Родительские лектории;
- Выпуск стенгазет и санбюллетеней;
- Проведение недели здоровья;
- Программа “Ослепительная улыбка на всю жизнь” (работа проводится совместно с врачами – стоматологами с целью формирования у детей личной ответственности за свое здоровье);
- Стоматологический кабинет;
- Дидактические игры;
- Уроки музыки, вокальные группы;
- Экскурсии, туристические походы;
- Экологические десанты.
4. Движение:
- Физическая зарядка (ежедневно перед первым уроком);
- Спортивные, игровые, музыкальные перемены, позволяющие снять мышечное и эмоциональное напряжение;
- Физкультурные паузы;
- Спортивные праздники; “Веселые старты”, “Спортивная семья”, “День бегуна”.
- Хореография, ритмика;
- Спортивный час, прогулки
- Спортивные секции.
5. Диагностика:
- Банк данных о состоянии здоровья учеников начальной школы;
- Медико-педагогический консилиум.
VI. Практические задания;
Важно, чтобы учащийся с первых ступеней обучения усваивал элементарными знаниями, обладал некоторыми умениями и навыками самопознания и саморегуляции, составления и осуществления собственных программ здоровьетворения, оздоровление окружающей среды; сотрудничал с учителями и родителями самопознанию оздоровительного эффекта любого школьного мероприятия.
1. Задания для I – II классов:
1. Опишите расположение нашей школы в селе. Определите, на каком расстоянии она находится от автомобильных дорог, предприятий, магазинов. По санитарно-гигиеническим нормам от границ школы до дороги должно быть не менее 25 м., до магазинов и предприятий -50 м., до жилых домов – 10 м., Соответствует ли расположение нашей школы этим нормам?
2. Подсчитайте количество деревьев и кустарников, произрастающих на при-школьной территории. Определите, сколько деревьев и кустарников на одного человека (обучающегося или работающего в школе).
3. Известно, что одно дерево средней величины за сутки восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания трех человек. Достаточно ли на территории нашей школы растений для восстановления кислорода в воздухе?
4. Изучите степень запыленности воздуха в различных местах пришкольной территории. Для этого соберите листья растений на разных участках. Сравните их запыленные поверхности. Сделайте вывод.
5. Определите, какое количество пыли способны задержать зеленые насажде-ния школы. Для подсчета вам даются справочные сведения: на листовой поверхности осины оседает 23 кг. пыли, на рябине – 34кг., на березе – 10 кг., Сделайте вывод о роли зеленых насаждений в улучшении условий окружающей среды. Определите возможности своего участия в озеленении школьной территории, двора или улицы сформулируйте конкретное предложения.
6. Оцените чистоту здания школы и пришкольной территории. Как вы участвуете в уборке кабинетов, коридоров, окрестностей школы?
2. Задания для III классов:
1. Осмотрите свой дом : экономно ли ведется хозяйство? Как расходуются вода, электричество, тепло? Много ли отходов и отбросов? Куда их выбрасывают?
2. Можете ли вы назвать себя настоящими хозяевами? Как вы заботитесь о своем доме? Как вы понимаете слова “Дом и человек – друзья, от чистоты в каждого человека зависит чистота общего дома - планеты”?
3. Тем, у кого есть садовый или огородный участок, необходимо задуматься над выбором удобрений, средств защиты урожая от вредителей. Как это осуществляется в вашем хозяйстве?
4. Есть ли у вашей семьи любимые места отдыха на природе? Все ли там благополучно? Что вы можете сделать, чтобы исправить их нездоровое состояние?
5. Определите, соответствует ли озеленение ваших дворов следующим правилам:
- Детская площадка должна быть наполовину затенена деревьями кустарниками;
- Площадка для сушки белья должна быть открыта солнцу и ветру;
- Вблизи здания должны быть высажены кустарники, а поодаль – высокие деревья. Объясните, почему должны быть соблюдены эти правила.
6. Расскажите, как вы с родителями участвуете в озеленении, уборке, украшении своего двора и подъездов.
3. Задания для IV классов:
1. Составьте план школьной территории и ее окрестностей. Нанесите на план ближайшие к нашей школе места свалки бытовых отходов.
2. Выявите источники этих отходов.
3. Каким способом уничтожается этот мусор?
4. Влияют ли и как влияют эти свалки на прилегающую территорию?
5. Пронаблюдайте и оцените состояние мест расположения мусорных контейнеров в ваших дворах, наличие урн вдоль улиц. Как часто их очищают? Достаточно ли этих мер для соблюдения санитарно-гигиенических норм?
6. Узнайте численность населения нашего села. Если каждый человек выбрасывает примерно 1 кг мусора в сутки (условно), то сколько выкидывается мусора каждый день в нашем селе?
___ человек * 1кг = ___кг в день
В году 365 дней. Сколько килограммов мусора выкидывается в нашем селе за год? ___
___ кг в день * 365 дней = ___кг в год
Сделайте вывод.
7. Пронаблюдайте, как часто осуществляется уборка улиц нашего села. Определите возможности своего участия в соблюдении чистоты родного села. Сформулируйте конкретные предложения.
VII. Проекты:
Выделяют основные этапы работы:
- Целеполагание – выявление наиболее актуальной и посильной задачи на определенный отрезок времени;
- Разработка проекта - составление плана деятельности по достижению намеченной цели;
- Выполнение проекта – конкретное дело либо ряд практических шагов к намеченной цели;
- Подведение итогов выполнения проекта и определение задач для новых проектов.
В ходе проекта ребенок придумывает эмблему, выбирает тему и цель проекта, определяет: какие книги он прочитает, к кому обратится за советом и т.д. Данный метод стимулирует самодеятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему.
Выполняя проекты, ребенок делает маленькие шаги к культуре здоровья, приобретает навыки здоровьетворческой деятельности.
1. Мысли о здоровье.
Цель проекта составить своеобразную копилку пословиц, поговорок, высказываний, афоризмов о здоровье и здоровом образе жизни. Проект выполняется коллективно. Учащиеся с помощью родителей и учителя работают с литературными источниками. Собранный материал может быть оформлен в виде стенда, помещен в классный уголок здоровья.
Работу по данному проекту можно расширить и составить “Книгу о здоровье”. Дети дополняют ее стихами, загадками, песнями, частушками, ребусами которые находят в детских книгах, журналах, а также сочиняют сами.
2. Сказки “Здоровье”:
Дети выбирают из различных литературных источников сказки, например, К. Чуковского “Доктор Айболит”, “Мойдодыр”, “Федорино горе” и др. Организуется сказочный утренник.
Следующая часть работы – сочинение собственных сказок или придание известным сказкам оттенка. Например, дети рассказывают, как дед, бабка, внучка, жучка, кошка и мышка делали каждое утро зарядку и без труда вытянули репку и т.п. Учащиеся по очереди представляют свои сказки. Можно оформить классную “Книгу сказок о здоровье”, газету “Сказочное путешествие в страну Здоровья” и др.
3. Мой дом – мой друг:
Детям предлагается совершить своеобразную экскурсию по собственному дому и оценить, каковы в нем условия для поддержания здоровья.
Начинается экскурсия с рабочего места: определяется соответствие высота стола и стула росту ребенка, порядок на столе, освещенность. Рассматривается соблюдение режима проветривания комнаты, поддержание чистоты. В ванной комнате предусматривается наличие необходимых туалетных принадлежностей – личного полотенца, зубной щетки, расчески и др. И конечно, оценивается безопасность в доме : исправность электроприборов, водопроводных кранов и т.д.
По итогам экскурсии ребенок заполняет таблицу
Мой дом | Первая экскурсия | Вторая экскурсия (через две недели) |
Мое рабочее место |
|
|
Освещение рабочего места |
|
|
Спортзал в комнате |
|
|
Мое участие в поддержании чистоты |
|
|
Туалетные принадлежности |
|
|
безопасность |
|
|
Оценка производится по пятибалльной системе.
Можно предложить детям оформить у себя дома “уголок хорошего настроения”, где их будут окружать любимые игрушки, книжки, поделки, рисунки, сюрпризы от мамы и папы.
В результате подобной работы учащиеся осознают необходимость оздоровления своего дома, воспринимают его как одухотворенное пространство, как друга, который всегда защитит их и позаботится о них.
4. Делу – время, потехе – час.
Цель проекта – научиться правильно, распределять рабочее и свободное время, составлять свой режим дня. Проект выполняется индивидуально. Предлагается оценить свое умение в организации рабочего времени на уроке, для приготовления домашних заданий. Ребенок вместе с родителями составляет варианты режима дня (с учетом выполнения творческих работ, чтения книг, прогулок, посещения кино, театра, выставок т т.д., - смотря какие интересы у ребенка). В течение некоторого времени (например, месяц) ученик проверяет эффективность выбранного им варианта режима дня, отмечает плюсы и минусы своей жизни, какие качества помог выработать, какие трудности пришлось преодолеть и т.д.
Затем может быть организована творческая работа – выделяются общие направления в режиме дня (утренний туалет, занятия в школе, приготовление уроков и т.д.), к ним подбираются рисунки – делается красочное оформление кадров для рисованного фильма, плаката для стенда, книжки – раскладушки и т.д.
5. Начни с зарядки.
Цель проекта – зарядить себя. Ребенок вместе с родителями составляет комплекс упражнений для утренней гимнастики на каждую неделю месяца для работы всех групп мышц. Выполняют эти упражнения всей семьей.
Второй этап – дети показывают свои комплексы упражнений, оцениваются наиболее понравившиеся детям упражнения для выполнения утренней гимнастики всем классом, для уроков физкультуры, для физминуток на уроках.
6. Пить и курить – здоровью вредить.
Дети, работая в группах, находят сведения о влиянии алкоголя, курения и наркотиков на здоровье человека, конкретные данные об их вреде для детского организма. Срисовывают плакаты, призывающие к борьбе с этими явлениями.
Следующий этап – организуется устный журнал (“круглый стол” или любое другое мероприятие) по данной актуальной теме.
7. Фотовыставка здоровья.
Проект для начинающих фотографов. Дети в группах выполняют творческую работу – составляют альбом, газету, плакат и т.д., куда помещают фотографии из газет и журналов, а также собственные фото, на которых дети и взрослые занимаются оздоровлением (ходят на лыжах, собирают лекарственные травы, обливаются холодной водой и т.п.).
Придумывают серьезные и забавные подписи к фотографиям, стихи, афоризмы. Затем проводится защита (представление) каждой группой своей работы.
8. Профессия.
Перед детьми ставится цель: узнать о профессиях, т.е. связанных со здоровьем, его восстановлением, развитием, сохранением. Сюда можно отнести профессии врача, фармацевта, массажиста, тренера спортивной секции и др. Проводится встречи с людьми этих профессий. Второй этап – защита профессии. Учащиеся, работая в группах, представляют доказательства выбранной ими профессии: рассказы, фото, рисунки и т.д. Группа учеников – экспертов должна предложить вопросы, примеры, ставящие под сомнение выдвинутые утверждения.
9. Спорт
Цель проекта – придумать особенности проведения спортивных соревнований.
“Веселые старты”,
“Спортивная семья”,
“Самый сильный, самый смелый”;
“Соревнование саночников”;
“День бегуна”.
10. Азбука здоровья.
Цель проекта – как можно больше узнать о витаминах (откуда они берутся, как были открыты, на какие группы делятся, в каких продуктах содержатся, за какие процессы в организме отвечают и т.д.).
Следующий этап – творческая презентация витаминов. Это может быть утренник, устный журнал и др. Дети выполняют творческие работы по оформлению собранного материала.
11. Зеленая аптека.
Цель проекта- познакомить детей с целебными растениями, их свойствами, правилами сбора и хранения. Выяснить какие из них растут в данной местности.
Второй этап – составить и оформить “рецепты здоровья” по использовании лекарственных растений. Можно организовать утренник с театрализованным представлением, фитобаром, чтением стихов, песен, разгадыванием загадок, ребусов о лекарственных растениях и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....
Формирование УУД у учащихся начальной школы
Презентация по формированию УУД у учащихся начальной школы...
Статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
Статья посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...
Театр как средство формирования ключевых компетенций учащихся начальной школы
В настоящее время в качестве цели образования определена подготовка разносторонне развитой личности гражданина, ориентированной в традициях отечественной культуры,...
Презентация на тему "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ".
Данная презентация содержит алгоритмы по основным орфограммам....
Формирование экологического сознания учащихся начальной школы
Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также воздействия человеческог...
Формирование учебной самооценки учащихся начальной школы по программе «Школа 2100»
В статье рассказывается о этапах формирования самооценки учащихся. Приведены примеры из личного опыта работы над данной темой....