Здоровье сберегающие образовательные технологии
статья по теме

Охрана детского здоровья является неотъемлемым направлением  деятельности любой школы во все времена. Однако результативность этой деятельности во многом зависит от целей образовательного процесса, доступных способов и средств их достижения. В условиях внедрения  в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально исследование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работе школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.rar9.01 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение « Наро-Фоминская сош №1»

   Тема. «Здоровьесберегающие  образовательные технологии».

 

                                       Учитель начальных классов  

                       Журат Людмила Викторовна.

                                                          2012 год

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ: НОВЫЕ АКЦЕНТЫ

Что такое «здоровьесберегающие технологии»?( 1 к. )

Охрана детского здоровья является неотъемлемым направлением  деятельности любой школы во все времена. Однако результативность этой деятельности во многом зависит от целей образовательного процесса, доступных способов и средств их достижения. В условиях внедрения  в массовое образование нового Федерального государственного стандарта общего образования актуально исследование новых возможностей, открывающихся в здоровьесберегающей работе школы.

Еще древние подметили: какова деятельность человека, его привычки – таково и здоровье. О том, что школа подрывает здоровье детей, знали уже в прошлые века и били набат медики и педагоги. (2 к.) В 1805 году великий педагог просветитель И.Т. Песталоцци оповестил мир о том, что при традиционных книжных формах обучения происходит «удушение» развития детей, «убийство их здоровья». И это было сказано в эпоху, когда родители были и сами здоровые, и у них рождались здоровые дети. Когда дети до 3-х лет еще питались материнским молоком. Когда они ели здоровую пищу, пили чистую воду, дышали совершенно чистым воздухом. Когда школьные программы были менее информационно нагружены.

О неблагополучии здоровья школьников говорят и пишут в последнее время много. И к этому имеются все основания. Лишь около 10% учащихся могут считаться здоровыми, более половины школьников страдают различными хроническими заболеваниями.

Содержание школьных программ в настоящее время меняется главным  образом в сторону повышения требований, интенсификации обучения и увеличения объема учебных нагрузок. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных планов, программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья.

Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка мер по здоровьюсбережению,  внедрению здоровьесберегающих технологий в УВП.

Понятие « здоровьесберегающие образовательные технологии « ( ЗОТ) появились в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и до сих пор воспринимаются многими педагогами как аналог санитарно –гигиенических  мероприятий.

Начнем с определения  «здоровьесберегающие образовательные технологии». Анализ показывает, что разные специалисты вкладывают в него разный смысл .Медики понимают здоровьесберегающие технологии как здоровьесберегающие технологии обучения. А педагоги вкладывают в содержание этого понятия всё (например, добавили третий урок физкультуры в неделю, значит, уже используют здоровьесберегающие технологии; учитель физкультуры, призывающий “всех прыгать в прорубь зимой”, также, по его мнению, использует здоровьесберегающие технологии и т.д.)» .

Следовательно, «здоровьесберегающие образовательные технологии» следует дифференцировать от здоровьесберегающих необразовательных  технологий, в том числе:

- медицинских (утрируя, можно сказать, что их принцип: «Мы  учúм ребенка, а они его потом вылечат»);
- гигиенических («Мы учúм, а они обеспечат ребенку правильное питание, режим, необходимую двигательную активность…»);
- психологических («Мы учúм, а  они научат ребенка снимать учебные стрессы»).

Чтобы дифференцировать выше приведенные подходы предлогают два термина: «здоровьесберегающие образовательные технологии» (то есть, собственно, педагогические) и «здоровьесберегающие технологии в образовании». К последним можно отнести вообще все технологии, которые применяются в школе разными специалистами. Кроме выше перечисленных, к ним можно отнести здоровьесберегающую работу  логопедов, дефектологов, социальных педагогов, правоохранительных органов...

( 3 к.)Таким образом, здоровьесберегающая образовательная технология представляется в виде  системы, состоящей из используемой педагогической технологии +  педагогических мер по снижению ее возможного неблагоприятного воздействия на ребенка + работы по воспитанию культуры здоровья. Исходя из этого определения, ЗОТ имеет больше отношения не к самой педагогической технологии, а к условиям ее реализации. Ведь в любой педагогической технологии есть здоровьесберегающий потенциал и выделять отдельно здоровьесберегающие образовательные технологии было бы неверно.

Вот почему ряд исследователей, работающих в этой области,  пользуются этим термином с осторожностью, оговаривая вкладываемый в него смысл. .( 4 к.) Под здоровьесберегающей образовательной (педагогической) технологией мы будем понимать такую методическую систему (цель образования, его содержание, методы, контроль результатов), которая целенаправленно решает задачи информационно-психологической безопасности и развития учащихся (чувственно-эмоционального, физического, интеллектуального, личностного, духовно-нравственного), как педагогических предпосылок  здоровья ребенка

ЗОТ можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей  педагогики – одной из самых перспективных  образорвательных систем 21 века,и как совокупность  приемов , форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья ,и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критерию ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

В системной последовательности приобщение школы и каждого учителя к ЗОТ выглядит так: ( 4к.)

 1. осознание проблемы негативного воздействия школы на здоровье учащихся и необходимости ее незамедлительного разрешения.

 2.Признание педагогами школы своей солидарной ответственности за неблагополучие состояния здоровья школьников.

 3. Овладение ЗОТ

 4.Реализация полученной подготовки на практике ,в тесном взаимодействии друг с другом, с медиками , со своими учащимися и их родителями.

  Один из первых признаков нежелательного влияния школы  на здоровье школьника .проявляющий на видимом и учителю ,и родителям уровне,- УТРАТА ИНТЕРЕСА РЕБЕНКА К УЧЕБЕ , столь явного в начальных классах .

   Интере к учебе- прекрасный  индекатор ее влияние на здоровье школьника,используемый в ЗОТ. Плохой учитель не может или не хочет работать» на интерес» ( а это действительно трудно) , чем отвращает ученика от школы и наносит ущерб его здоровью.

    Ведь ученик ,для которого посещение школы –тяжелое и неприятное испытание,каждодневно оставляет в ее стенах частичку своего здоровья.

 

     Практически здоровыми можно признать не более 10 % нынешних школьников.

Детей на основании мед. (5 к.) Осмотров распределяют по 5 группам здоровья:

      1-здоровые .нормально развивающиеся.

       2- здоровые,(наличие функциональных и морфологических отклонений) (более 25 дней по одному заболеванию)

      3- больные , (имеют хронические заболевания или врожденную патологию)

       4-  больные , ( хронические заболевания, нарушение общего состояния самочувствия после обострения )

      5 – больные ,( тяжелые хронические заболевания , не посещают детские и подростковые учреждения общего профиля).

   

      Детей по группам здоровья распределяют медики, но это должно учитываться учителями, это позволяет:

  * получить статистические срезы показателей здоровья для общей картины здоровья учащихся с целью планирования оздоровительной работы;

* оценить эффективность лечебно- профилактической работы ,проводимой в образовательном учреждении;

 * выявить фактор риска, влияющие  на коллективное здоровье детей ;

 *  определить потребность в спец. мероприятиях.

   По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков , в последние года заметны следующие негативные тенденции:

  1. значительное снижение числа абсолютно здоровых детей ( их остается не более 10-12 %)
  2. стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний.( 50-60 %)

 Анализ причин « школьных болезней» привел врачей к заключению о неудовлетворительной организации обучения, приводящие  к нарушению здоровья.

  Недостатки образования:

  1. недостаточная освещенность классов;
  2. плохой воздух школьных помещений;
  3. неправильная форма и величина школьных столов;
  4. перегрузка учебными занятиями.

В современной школе все эти недостатки сохранились ,но и добавилось

много других. Так в школу все активнее входит компьютеризация , создающая дополнительную нагрузку на зрение и психику учащихся. Переход на новые формы обучения с длительной учебной неделей и учебный стресс , который испытывают до 80% детей ,и снижение двигательной активности.

Школьное образование в России в последнее десятилетие оказывает на здоровье детей неблагоприятное воздействие:

  1. стрессогенные технологии проведения урока и оценивания учащихся;
  2. недостаток физической активности;
  3. перегруженность учебных программ фактологической информацией и чрезмерная интенсивность учебного процесса ,вызывающие у учащихся  переутомление и дистресс;
  4. неправильная организация питания ;
  5. невозможность  многих учителей в условиях современной организации общеобразовательного процесса реализовать индивидуальный подход к школьникам в процессе УВ работы с учетом психологических,физиологических особенностей и состояния здоровья.

 ЗОТ в работе отдельного учителя можно представить как системно организованное на едином методологическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, » эффективных « педагогических техник , элементов пед. мастерства , направленных на достижение оптимальной психологической адаптации школьника к образовательному процессу , заботу о сохранении здоровья и воспитание у него личным примером культуры здоровья.

Сегодня перед школой стоит важная задача – создание условий для сохранения здоровья учащихся, по внедрению здоровьесберегающих технологий в УВП.

Необходимо разработать комплексно-целевую программу «Школа здоровья», главной: целью которой поставить построение «Маленького дома большого здоровья», основными составляющими которой являются

  1. « Площадка под строительство дома» - формирование базы данных о состоянии здоровья учащихся;
  2. « Фундамент дома « - разработка и реализация психолого-педагогических программ  (основной способ современной диагностики и коррекции нарушений психического здоровья детей и подростков)

«Скрепляющий материал» – совместная работа педагогического коллектива с учащимися, родителями

. «Окна» – повышение уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива

«Перекрытия» – организация валеологической оценки УВП

«Строительство стен» - разработка методологических рекомендаций.

«Окна» – повышение уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива

««Крыша – эффективное содействие укреплению здоровья школьников.

Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Здоровьесберегающие технологии в УВП – задача особой важности для педагогического коллектива школы. Задача нашего образовательного учреждения состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностно ориентированный подход при обучении и воспитании.

Тогда аттестат о среднем образовании будет действительно путевкой в счастливую самостоятельную жизнь, свидетельством умения молодого человека заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью других людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровье сберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения

Знание здоровье сберегающих технологий важная составляющая технологий компетентности современного учителя. Используя технологии учитель разрешает проблему перегрузки и переутомления учащихся на уроке....

Психологическая комфортность урока как элемент здоровье - сберегающей педагогической технологии.

Данные медицинской статистики и результаты исследований, в том числе изучение состояния здоровья учащихся нашей общеобразовательной школы, свидетельствуют об ухудшении их само...

Здоровье сберегающие образовательные технологии

—Проблема здоровья детей сегодня как никогда важна. В настоящее время можно утверждать, что именно учитель может сделать для здоровья современного ученика многое. Учитель может работать так, чтобы обу...

Использования здоровье сберегающих педагогических технологий в группе продленного дня.

Статья Использования здоровье сберегающих педагогических технологий в группе продленного дня. Необходимость и важность использования здоровье сберегающих педагогических технологий в учебном ...

Статья «Актуальность применения здоровье сберегающих образовательных технологий на логопедических занятиях»

В статье раскрываются вопросы актуальности применения здоровьесберегающих технологий в коррекционной практике учителя-логопеда....

Педагогический совет "Здоровье сберегающие образовательные технологии"

С ним ничего не страшно,никакие испытания,его потерять – значит потерять все;без него нет свободы, нет независимости, человек становится рабом окружающих людей и обстановки;    он...

ИННОВАЦИОННАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕДРЕНИЕ ЗДОРОВЬЕ СБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС, ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОКТЕЛЬНЫХ ТРУБОЧЕК. ПРОЕКТ « ПРАВИЛЬНОЕ ДЫХАНИЕ -ЭТО НАШЕ ЗДОРОВЬЕ »

В федеральном государственном общеобразовательном стандарте одно из требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования включает создание образовательной среды,...