проектная технология в начальной школе
методическая разработка по теме

В статье даны основные методические рекомендации по организации деятельности учащихся в рамках создания творческого проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_tehnologiya.docx33.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная технология.


Проектная технология – это исследовательская деятельность.

Цель проектной технологии – это воспитание функционально-грамотной личности.

Основные принципы проектной технологии.

  1. Направленность на достижение конкретной цели
  2. Координированное выполнение взаимосвязанных действий
  3. Ограниченная протяженность во времени, с определенным началом и концом
  4. В определенной степени неповторимость и уникальность продукта проектной деятельности

Проекты, как правило, связаны с несколькими учебными предметами (межпредметные связи). В этом их отличие от учебно-предметных задач.

Проекты не всегда выполняются детьми идеально, но в дальнейшем, изучая знания по предмету. Ученик может вернуться к проекту и улучшить его.

Учебный проект с точки зрения учащихся 

  1.  Это возможность делать что-то интересное самостоятельно,  в группе или самому, максимально используя свои возможности.
  2. Это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
  3. Это деятельность, направленная на решение конкретной и интересной для ребенка проблемы, сформулированной самим учащимся, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, интересен и значим для самих «открывателей».

Учебный проект с точки зрения учителя

  1. Это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способов решения проблем.

Учебный проект отличается от коллективно подготовленного мероприятия или групповой работы с представлением наглядных результатов тем, что демонстрируется главный результат работы над проектом – анализ деятельности и предъявление способа решения проблемы проекта.

Презентуя проект свое деятельности,  учащиеся должны рассказать о своих идеях, их обсуждении, т.е. какие идеи были отвергнуты, какие приняты и почему, каким был ход работы, какие трудности преодолевались и как. Это так называемая рефлексия.

Оценивание проектной деятельности.        

Лучше критерии оценивания дать или обсудить сразу после планирования проектной деятельности. Каждую группу оценивают другие группы.

0 баллов – показатель отсутствует

1 балл – частично присутствует

2 балла – полностью соответствует

Критерии оценок

1 группа

2 группа

3 группа

2 гр.

3 гр.

1 гр.

3 гр.

1гр.

2 гр.

1

Соответствие темы и содержание

2

Оригинальность оформления

3

Аккуратность оформления

4

И т.п.

                     Итого:

Итого:

6-4 баллов – «превосходно»

4-2 баллов – «отлично»

2-0 баллов – «хорошо»


Этапы работы над проектом.

  1. Погружение в проект.

Самый короткий, но очень важный этап. Учитель побуждает интерес к теме проекта. Здесь осуществляются и цель, и задачи, и проблемы ставятся. Активная роль у учителя.

  1. Организация деятельности.

Если проект групповой. То необходимо определить цель и задачи каждой группы, определить роль каждого члена группы. На этом этапе происходит планирование работы над созданием проекта. Активная роль у учителя.

  1. Осуществление проектной деятельности.

Учитель осуществляет контроль.

  1. Презентация.

Этот этап обязателен и необходим для завершения работы, для анализа проделанного (рефлексия), для самооценки и оценки со стороны. На этапе происходит демонстрация результатов.


Проектная деятельность на уроках технологии.

Технология (techne – искусство, мастерство, умение, logos – учение, наука) – это наука о мастерстве, способах взаимодействия человека,     орудий труда,     предметов труда. Взаимодействие человека с орудиями труда составляет процесс. А процесс – это совокупность

  1. Объекта(бумага, ножницы, клей…)
  2. Знаний
  3. Воли (мотивации).

Согласно профильному типу образования 1-4 классы – это этап формирования интереса к проблеме выбора  профессии и мечты о профессии. Именно поэтому уже в начальных классах вводится такой вид деятельности, как творческий проект (projectus – брошенный вперед).

Творческий проект  - это разработка и изготовление изделия от идеи до ее реализации, обладающего субъективной новизной и выполненной под руководством учителя.

Функции творческого проекта.

  1. Дидактическая.

Направлена на углубление процесса, формирование системы политехнических, общетрудовых и специальных знаний.

  1. Развивающая

Развитие моторики и творческих способностей        

  1. Познавательная

Формирование психических процессов (восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь)

  1. Воспитывающая

Становление положительных морально-волевых качеств личности ребенка (инициативность, самостоятельность, предприимчивость)


Таблица № 1.

Деятельность учащихся при выполнении творческих проектов на уроках технологии.

Уголок проекта.      


  1. ПОИСК ПРОБЛЕМЫ
  2. ВЫБОР ПРОЕКТА И ЕГО ОБОСНОВАНИЕ
  3. ВЫБОР И АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИИ
  4. ПЛАНИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
  5. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА

  1. ВЫПОЛНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ОПЕРАЦИЙ
  2. СОБЛЮДЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ И ТРУДОВОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ ИЗДЕЛИЯ
  2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ
  3. ЗАЩИТА ПРОЕКТА

ТАБЛИЦА №2.

  1. ИЩЕМ ПРОБЛЕМУ

           (ЦЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)

        

  1.       ЧТО ХОТИМ СДЕЛАТЬ?

(ВАРИАНТЫ ИДЕИ)

(ЧТО МОЖНО ВЗЯТЬ)

ДЛЯ КАЖДОГО КЛАССА СВОЙ СПИСОК ИЗДЕЛИЙ

        

  1. ЧТО БУДЕМ ДЕЛАТЬ?

(КОНКРЕТНЫЙ ОБЪЕКТ)

        

(таблица №3)

  1.      ЧТО ВОЗЬМЁМ С СОБОЙ?

(ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, МАТЕРИАЛЫ, ИНСТРУМЕНТЫ)

        

  1.          ДЕЛАЕМ

                     (КОНКРЕТНЫЙ ОБЪЕКТ)

  1.  ПРОВЕРЯЕМ И  ОЦЕНИВАЕМ

        

Таблица № 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные технологии в начальной школе

В начальной школе очень важно научить ребят работать в группах, уметь слышать друг друга, принимать и анализировать разные точки зрения. Именно поэтому я в воспитательной работе использую проектные те...

Особенности использования проектной технологии в начальной школе

Технология проектного обучения может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учитывая возрастные и психол...

Презентация "Проектная технология в начальной школе"

Определение в проектой технологии, итория создания, история внедрения в практику. Этапы проектной деятельности. Творческие проекты...

Проектные технологии в начальной школе на уроках русского языка

Проектные технологии на уроках русского языка в начальной школе.Содержание:- особенности проектной деятельности в начальной школе;- метод проектирования на уроках русского языка;- работа над проектом ...

Использование проектных технологий в начальной школе в условиях развивающего обучения

Умение управлять проектной работой  - показатель высокой квалификации преподавателя,его прогрессивной методики обучения и развития учащихся....

Статья «Использование проектных технологий в начальной школе»

«Использование проектных технологий в начальной школе»...

Применение проектных технологий в начальной школе

Система работы над проектными технологиями в начальной школе...