Образовательный проект «Элементы театрализации на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе»
материал
Предварительный просмотр:
КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "СРЕДНЯЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ПГТ АФАНАСЬЕВО"
Образовательный проект
«Элементы театрализации на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе»
Руководитель проекта: Ичетовкина К.Н.,
учитель начальных классов
Пгт Афанасьево
2019
Паспорт проекта
Название проекта | «Элементы театрализации на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе» |
Обоснование актуальности проекта | Сегодня, в век компьютеров, сложно говорить о начитанности наших детей. Чаще всего волнует вопрос о возвращении детей из виртуального мира в мир теплоты, понимания, чувств. Поэтому появилась потребность в создании определенных педагогических условий для формирования интереса к осознанному чтению. По моему мнению, для получении таких условий может стать этот проект. |
Цель | Создать условия для активизации познавательной деятельности посредством использования элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях. |
Задачи проекта |
|
Риски | - социальная среда; - недостаточность культурологического кругозора отдельных семей - Формирование ресурсной базы |
Мониторинг | - Анкетирование. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (по Л.В. Байбородой) - Диагностика для определения уровня эмоционально- ценностного отношения к книге. -Наблюдение за выполнением творческих работ. |
Результат проекта | Результат работы по формированию творческих способностей ребенка в процессе театральной деятельности будет способствовать развитию ребёнка в целом, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. - проявление интереса к художественной литературе, театру, музыке, как видам искусства. - понимание сюжета сказки и характера персонажа; - умение строить диалог с партнером, сказочным героем на заданную тему; |
Участники проекта | учащиеся 2 г, родители, психолог. |
Место реализации | Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Афанасьево", детский сад. |
Сроки реализации проекта | с 9 января по 29 мая 2019 |
Финансовое обеспечение проекта | 5000 руб |
«Сделать серьезное занятие для ребёнка занимательным – вот задача первоначального обучения»
Константин Дмитриевич Ушинский
Введение
О воздействии искусства на чувства и душевное состояние человека говорилось всегда и во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, зрителя, читателя, его подготовленности к общению с искусством.
Искусство есть одновременно и созидание, и познание, и общение между людьми. Оно концентрирует в себе все главные особенности нравственно-эстетического отношения к миру и развивает способность человека к творчеству.
Реформирование системы образования, переход на новые ФГОС требует нового методологического подхода к его организации и содержанию. Одной из важных педагогических задач становится повышение общекультурного уровня обучающегося.
В истории российской педагогики давно существует междисциплинарное направление - школьная театральная педагогика - предполагающее подготовку не профессиональных актёров, а развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства. Школьная театральная педагогика является традиционной для отечественной системы образования и оказывается совершенно необходимой для современной школы России, поскольку именно школьная театральная педагогика обладает мощным потенциалом целостного воздействия на ребенка, способствует развитию созидательно-творческих способностей, становлению личности динамичного типа, идентифицирующей себя с родной культурой, принимающей общечеловеческие гуманистические ценности.
Актуальность и важность проекта
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования.
Стратегия государства в области образования заложена в Стандартах второго поколения.
С введением в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования актуальной и новой задачей становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Ученик сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
Сегодня, в век компьютеров, сложно говорить о начитанности наших детей. Чаще всего волнует вопрос о возвращении детей из виртуального мира в мир теплоты, понимания, чувств.
Проблема: появилась потребность в создании определенных педагогических условий для формирования интереса к осознанному чтению.
Тема моего образовательного проекта
«Элементы театрализации на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе»
Новизна образовательного проекта:
Своеобразие и новизна опыта состоят в использовании театрализованной деятельности в образовательном процессе, а не только в виде развлечений, праздников, игр-драматизаций в свободной деятельности детей.
Занятие строится на принципах:
- постоянная обратная связь,
- диалогизация образовательного процесса,
- оптимизация развития (активная стимуляция)
- эмоциональный подъем,
- погружение в проблему,
- гармонизация развития.
Цель инновационного проекта: создать условия для активизации познавательной деятельности посредством использования элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач.
Задачи:
- Рассмотреть особенности использования элементов театрализации учащимися младшего школьного возраста.
- Обеспечить условия включения учащихся в активную познавательную деятельность.
- Формировать универсальные учебные действия с помощью элементов театрализации.
- Актуализировать коммуникативный опыт в условиях игровой деятельности.
- Разработать методические рекомендации, способствующие формированию интереса к осознанному чтению.
Поставленной цели соответствует модель ожидаемого результата:
раскрепощенный, общительный, успешный человек, владеющий словом, готовый к творческой деятельности в любой области, умеющий видеть прекрасное в окружающей жизни.
- Основные положения.
- Участники проекта.
Учащиеся 2 г класса- 22 человека, родители, психолог. - Место реализации
Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение "Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов пгт Афанасьево", детский сад.
Продолжительность реализации проекта.
Реализация проекта: с 9 январь по 29 мая 2019.
- Финансовое обеспечение проекта.
На реализацию проекта нам потребуются наглядные материалы для уроков, на которых буду использовать элементы театрализации.
Наименования расходования средств | Стоимость |
|
|
2. Ноутбук (для презентации и музыкального сопровождения) | В наличии |
3. Экскурсии, посещение спектаклей | 3000 руб. |
4. Канцтовары | 1000 руб. |
Итого: 5000 руб. |
- Разработка и утверждение плана проект
План работы по выполнению проекта. Проект разделен на 3 этапа:
- подготовительный;
- основной;
- заключительный.
№ | Мероприятие | Ответственные | Сроки |
1 | -изучение методических материалов
- анкетирование (по Л.В. Байбородой); - диагностика для определения уровня эмоционально- ценностного отношения к книге. - работа с родителями (беседа по анкетированию и диагностике) | Ичетовкина К.Н. Психолог Ичетовкина К.Н. | С 9 январь по 15 февраля 2019 С 18 февраля по 1 марта 2019 |
2 | -создание методического инструментария; -апробация методических материалов, -систематизация наработанного материала, расширение адресов сотрудничества. -наблюдение за выполнением творческих работ; | Ичетовкина К.Н. | С 4 марта по 29 марта 2019 С 1 апреля по 26 апреля 2019 |
3 | обобщение опыта, создание творческой копилки из наработанных материалов | Ичетовкина К.Н. | С 29 апреля по 29 мая 2019 |
Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (по Л.В. Байбородой)
Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности.
Ход проведения: учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.
Для ответа используется следующая шкала:
3 – привлекает очень сильно;
2 – привлекает в значительной степени;
1 – привлекает слабо;
0 – не привлекает совсем.
Что привлекает в деятельности?
- Интересное дело.
- Общение с разными людьми.
- Помощь товарищам.
- Возможность передать свои знания.
- Творчество.
- Приобретение новых знаний, умений.
- Возможность руководить другими.
- Участие в делах своего коллектива.
- Вероятность заслужить уважение товарищей.
- Сделать доброе дело для других.
- Выделиться среди других.
- Выработать у себя определенные черты характера.
Обработка и интерпретация результатов
Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:
а) коллективные мотивы (п. 3, 4, 8, 10);
б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);
в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11).
Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.
Диагностика для определения уровня эмоционально- ценностного отношения к книге.
Вопросы и показатели уровня эмоционально- ценностного отношения к книге
Критерии и показатели уровня читательского кругозора
4. Ожидаемые результаты
Использование элементов театральной педагогики, позволяет целостно развивать личность с одновременным включением интеллекта, чувства и действия, помогает сделать процесс обучения привлекательным и радостным. Кроме того, использование различных приемов данной технологии в изучении любого предмета способствует освоению коммуникативной культуры: помимо языковых форм дети учатся постигать внешнее и внутреннее содержание образа, развивают способность к обоюдному пониманию и уважению, приобретают социальную компетенцию, обогащают словарный запас, развивают творческие способности каждого учащегося.
Результат работы по формированию творческих способностей ребенка в процессе театральной деятельности будет способствовать развитию ребёнка в целом, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Ученик научится:
-проявлять интерес к чтению художественной литературы, интерес к театру, музыке, как видам искусства.
- понимать сюжет произведений и характер персонажей;
- уметь строить диалог с партнером, сказочным героем на заданную тему.
В результате реализации проекта у обучающихся будут сформированы
УУД:
Коммуникативные УУД (включаться в диалог, в коллективное обсуждение,
проявлять инициативу и активность, работать в группе, учитывать мнения
партнёров; предлагать помощь и сотрудничество; договариваться о
распределении функций и ролей в совместной деятельности, формулировать
собственное мнение и позицию, адекватно оценивать собственное поведение и
поведение окружающих);
Уроки с элементами театрализации, ролевыми играми и другими методами театральной педагогики положительно воспринимаются учениками и их родителями. Нельзя не заметить рост интереса у школьников к всемирной истории, культуре, искусству. Ребенку гораздо интереснее комбинировать полученные знания, переводить их в образы, сочетать с художественным вымыслом.
Используемая литература:
1. Ершова А. П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.
2. Ершов П. М., Ершова А. П., Букатов В. М. Общение на уроке, или Режиссура поведения учителя. – М., 1998.
3. Зепалова Т. С. Уроки литературы и театр: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1982. – С. 175.
4. Ильев В. А., Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М.: АО «Аспект Пресс», 1993. – С. 127.
6. https://moluch.ru/archive/98/21996/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программы внеурочных занятий в начальной школе.
Здесь помещены 5 программ внеурочной деятельности для работы с учащимися начальных классов. Они все соответствуют ФГОС. Апробированы в течение прошлого учебного года. Программа "Хочу всё знать" помога...
Статья Проектно-исследовательская деятельность на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе
В статье представлены приемы работы по организациитворческой деятельности учащихся в проектах....
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО КРУЖКА «МАСТЕРОК» в рамках внеурочной деятельности в начальной школе
В процессе занятий, накапливая практический опыт в изготовлении игрушек, учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более сложных образцов. Вначале рекомендуется проработать простые м...
Доклад на тему "Здоровьесберегающие технологии на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе"
Здоровьесберегающие технологии очень актуальны в наше время, данная разработка поможет вам разнообразить урок и внеурочное занятие....
Проект "Элементы театрализации на уроках литературного чтения"
Цели проекта: формирование у обучающихся начальной школы к осознанному и выразительному чтению, интереса к современной театральной деятельности, развитие у детей артистических способ...
Использование элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях ,как условие для формирования интереса к смысловому чтению
Использование элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях ,как условие для формирования интереса к смысловому чтению...
Использование элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях в начальной школе
Использование элементов театрализации на уроках и внеурочных занятиях ,как условие для формирования интереса к смысловому чтению...