Шаги к совершенствованию.
статья по теме
Спасибо педагогам, которые не жалеют сил и времени на работу на сайтах, распространяют свой опыт и педагогические мысли. Благодаря людям-педагогам чувствуешь, что ты не одна в педагогической философии и в стремлении повысить мастерство благородного дела.
Позволю говорить вслух
О составлении личного плана по самообразованию
При переходе на ФГОС совершенствование качества образовательного процесса в школе и повышение эффективности обучения, напрямую зависит и от уровня подготовки педагога. А значит, задаюсь целью:
повысить уровень своих педагогических качеств, навыков и уровень процесса личного самообразования.
На данный период времени для реализации цели педагогической деятельности возьму во внимание два направления повышения уровня своей компетентности:
1. В области методики преподавания (овладевание современными технологиями, новыми формами и методами обучения…).
2. В сфере педагогической психологии и возрастной педагогики.
В ходе самообразования намечу использование различных источников информации: изучение литературы и материала в сети Интернет, просмотрю телепередачи или видеоролики, пройду курсы повышения квалификации, буду посещать семинары и конференции (уроки коллег) с последующим обменом опыта и т.п. При этом в практике намечу использование форм обучения: индивидуальную или групповую, традиционную или дистанционную. Тему по самообразованию выберу исходя из своих потребностей.
Для систематизации педагогической деятельности разработаю личный план
С последующими пунктами:
1. Тема самообразования
2. Сроки работы над темой самообразования
3. Цель
4. Задачи
5. Основные вопросы
6. Предполагаемый результат
7. Форма самообразования
8. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой
9. Практический выход
10. Форма отчета по проделанной работе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podelyus_opytom.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Светловская основная общеобразовательная школа
Коченёвского района Новосибирской области
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Тема: «Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения»
Учитель начальных классов: Тамбовцева Наталья Геннадьевна
п. Светлый, 2012г
ТЕМА ОПЫТА: Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения.
ЦЕЛЬ ОПЫТА: создание условий для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, активизирующего личностный потенциал обучающихся.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА: опыт разрабатывался на основе
теоретических положений Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого;
психологических исследований
на основе элементов современных образовательных технологий, методов и приёмов (
Актуальность и перспективность опыта.
Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса, усадив детей за парты, освоения знаний не произойдет.
Сущность опыта: Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию.
Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, приемы обучения, созданы необходимые условия для развития и совершенствования личности ребенка:
а) создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);
б) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят);
в) опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;
г) использование дифференцированного и индивидуального подходов. Формирование положительной я – концепции личности. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать ее, принимать, верить;
д) возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, кружковую работу, участие во внеклассных мероприятиях и т.д.;
е) возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение вперед в плане совершенствования;
ё) педагогическое сотрудничество;
ж) учет жизненного опыта каждого ребенка (знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений).
Область применения: 1 - 4 классы
Продуктивность:
- Повышение качества знаний учащихся.
- Успешность учебной деятельности.
- Формирование личностного смысла ученика.
- Эмоциональное благополучие ребенка в классе.
- Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного.
Трудоемкость: различный уровень подготовки учащихся и низкий уровень мотивации отдельных учащихся.
Внедрение: работа ведется в течение 3 лет.
Система работы: в основе опыта – сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую речевую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.
Результативность работы.
По такой системе работаю уже 3 года в 1 – 4 классах. Создаю комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов.
Интерес к предметам успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы. Это повышает качество знаний.
Факторы, влияющие на качество знаний учащихся
Особо хочу сказать о здоровье детей, с которыми мне приходится работать. В классе нет практически здоровых детей. Многие дети не выдерживают той психической умственной нагрузки, которую я даю на занятиях и уроках. Многие живут и воспитываются в неполных семьях. Книги детей интересуют всё меньше. Таким образом, цель моей профессиональной деятельности в полной мере согласуется с целями деятельности школы. За период, прошедший после последней аттестации, я продолжила работу по обеспечению физического и духовного развития ребёнка в таких условиях, когда обучение становится для него благом, радостью, основной формой выражения детской жизни. Создаю проблемные, поисковые исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач.
В единой системе работы нацеленной на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств ребёнка учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающее условие для полноценного появления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса.
Рассматривая основные требования к личностно-ориентированному уроку, И.С. Якиманская отмечала, что его цель – создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал.
Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока.
Так, например,
● после объявления темы урока спрашиваю:
- Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?
- О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Какие задачи вы ставите перед собой?
- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?
Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет неизменным: понимая значимость изученного материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно.
● Для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов и экспертов и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться, от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.
Задания при групповой работе даю дифференцированные.
Богатые возможности групповой работы использую чаще на повторительно-обобщающих уроках. Сначала ребята выполняли эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяли качество ее выполнения у членов своей группы, а потом результаты обсуждались в группе.
● Часто использую работу в парах. Которая дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока.
● Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся.
Особое внимание при подготовке и проведении личностно-ориентированного урока стараюсь уделять работе по развитию речи учащихся. Формы такой работы многообразны, значимость ее велика, т.к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи.
О рефлексии заговорили совсем недавно, хотя этот элемент имел место на уроке у многих опытных учителей. Считаю рефлексию необходимым и органичным моментом личностно-ориентированного урока. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с рефлексивных заданий и вопросов на разных этапах урока:
- Что нового вы узнали? Для чего вам могут пригодиться эти знания?
- Достигли ли мы цели урока?
- Какие трудности при решении задач урока возникли? Почему? Удалось ли вам их преодолеть? Что нужно сделать, чтобы они не возникли?
- Как вам работалось? Что получилось? Что понравилось? Осталось ли что-нибудь непонятным?
- Такие вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, самокоррекции, учат осмысленно работать. Можно поинтересоваться о настроении учащихся после урока в интересной, занимательной форме.
Личностно – ориентированный урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и учителю. Стараюсь своей работой настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня не как всезнающего мудреца, недосягаемого для них, а как старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины.
В своей работе я использую формы обучения, направленные на активизацию совместной деятельности учителя и учащихся: уроки – путешествия, уроки – семинары, уроки – практикумы, уроки - зачёты, смотры знаний. Главное содержание мотивации в школьном возрасте – научиться сотрудничать с другим человеком. На таких уроках самостоятельная, групповая учебная деятельность позволяет сделать урок интересным, т. к. в процессе этой работы происходит активизация различных форм обучения. Урок должен быть напряжённым, трудным, целенаправленным и одновременно приносящим удовлетворение. Совместная деятельность учителя и ученика воспитывает любовь к упорному труду, приносящему результаты.
Основной составляющей урока является мыслительная деятельность, которую организовать труднее, чем просто сообщить новые знания.
Одно из эффективных средств мотивации учащихся – музыкальные произведения. Я использую их как эмоциональный стимул к работе, самостоятельный источник впечатлений.
Звучание музыкальной пьесы должно занимать не более трех минут: основное время на уроке отводится объяснению или повторению теоретического материала, написанию миниатюры и выполнению грамматического задания.
Литература:
- Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса» М., 1998г.
- Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!» М., 1990г.
- А.К. Маркова «Формирование мотивации учения в школьном возрасте» М., 1988г.
- Г.Ю. Ксензова «Перспективные школьные технологии» М., 2000г.
- Л.А. Тростенцова «Урок русского языка на современном этапе» М., 1998г.
- А.А. Окунев «Урок? Мастерская? Или….» М., 2001г.
- Г.Б. Вершинина «Музыка на уроках обучения описанию». М. 1990г.
- И.Э. Унт «Межпредметные связи и умственное развитие учащихся» М. 1986г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарии праздников: "Ты на свете лучше всех, мама!", "Вместе весело шагать"
Сценарии праздников: «Ты на свете лучше всех, мама!» Игра-путешествие "Вместе весело шагать…" «...
Пути совершенствования техники чтения
Приёмы, позволяющие совершенствовать технику чтения....
Родительское собрание «Технология совершенствования навыка чтения»
Родительское собрание «Технология совершенствования навыка чтения» . Цель: привлечь внимание родителей к книге - как важно...
Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы классного руководителя.
Развитие информационных технологий, их активное использование в образовании и повседневной жизни кардинально изменили пространство нашей жизни, характер межличностных и деловых коммуникаций...
Конспект занятия по развитию речи "Составление сюжетного рассказа "К нам весна шагает быстрыми шагами".
Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие» (развитие речи) в старшей группе. Тема нед...
Научно-практическая конференция «Шаги к успеху» Проект "МОИ ПЕРВЫЕ ШАГИ В РОБОТОТЕХНИКЕ"
Робототехника - это направление, которое позволяет создавать с помощью образовательных конструкторов различные виды роботов, моделировать их движения, программировать их с помощью компьютера. Конструи...