Шаги к совершенствованию.
статья по теме

Тамбовцева Наталья Геннадьевна

   Спасибо педагогам, которые не жалеют сил и времени на работу на сайтах, распространяют свой опыт и педагогические мысли.  Благодаря людям-педагогам чувствуешь, что ты не одна в педагогической философии и в стремлении повысить  мастерство благородного дела.

Позволю говорить вслух     

 О составлении личного плана по самообразованию

    При переходе на ФГОС совершенствование качества образовательного процесса в школе и повышение эффективности обучения, напрямую зависит и от уровня подготовки педагога.   А значит, задаюсь целью:  

 повысить уровень своих педагогических  качеств, навыков и уровень  процесса  личного самообразования.   

    На данный период времени для реализации цели педагогической деятельности возьму во внимание два направления повышения уровня своей компетентности:

1. В области методики преподавания (овладевание современными технологиями, новыми формами и методами обучения…).

2. В сфере педагогической психологии и возрастной педагогики.

     В ходе самообразования намечу использование различных источников информации: изучение литературы  и материала в сети Интернет, просмотрю телепередачи или видеоролики, пройду курсы повышения квалификации, буду посещать семинары и конференции (уроки коллег) с последующим обменом опыта и т.п. При этом в практике намечу использование форм обучения: индивидуальную или групповую, традиционную или дистанционную. Тему по самообразованию выберу исходя из своих потребностей.

Для систематизации педагогической деятельности разработаю личный план  

С последующими пунктами:

1. Тема самообразования

2. Сроки работы над темой самообразования

3. Цель

4. Задачи

5. Основные вопросы

6. Предполагаемый результат

7. Форма самообразования

8. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

9. Практический выход

10. Форма отчета по проделанной работе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podelyus_opytom.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

                        Светловская основная общеобразовательная школа

                             Коченёвского района Новосибирской области

                                 

                               ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ  

Тема: «Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения»

             

      Учитель начальных классов: Тамбовцева Наталья Геннадьевна

                                               п. Светлый, 2012г

ТЕМА ОПЫТА: Личностно-ориентированный подход как важное условие эффективности процесса обучения.

ЦЕЛЬ ОПЫТА: создание условий для осуществления личностно-ориентированного подхода в обучении, активизирующего личностный потенциал обучающихся.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА ОПЫТА: опыт разрабатывался на основе

теоретических положений Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого;

психологических исследований 

на основе элементов современных образовательных  технологий, методов и приёмов (  

Актуальность и перспективность опыта.

Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса, усадив детей за парты, освоения знаний не произойдет.

     Сущность опыта: Процесс обучения строится на личностно-ориентированном подходе к детям, направленном на формирование творческой личности, стремящейся к самообразованию.

Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, приемы обучения, созданы необходимые условия для развития и совершенствования личности ребенка:

а) создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы);

б) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, зажигающих и интересующих ребят);

в) опора на переживание, чувства, эмоционально-волевую сферу учащихся;

г) использование дифференцированного и индивидуального подходов. Формирование положительной я – концепции личности. Видеть в каждом ученике уникальную личность, уважать, понимать ее, принимать, верить;

д) возможность поделиться своими успехами и достижениями с одноклассниками, родителями через школьные олимпиады, кружковую работу, участие во внеклассных мероприятиях и т.д.;

е) возможность каждого ученика видеть свой рост, т.е. движение вперед в плане совершенствования;

ё) педагогическое сотрудничество;

ж) учет жизненного опыта каждого ребенка (знание проблем его семьи и внутрисемейных отношений).

Область применения: 1 - 4 классы

Продуктивность:

  1.  Повышение качества знаний учащихся.
  2. Успешность учебной деятельности.
  3. Формирование личностного смысла ученика.
  4. Эмоциональное благополучие ребенка в классе.
  5. Укрепление у школьников в классе оптимистического восприятия жизни, труда, в первую очередь, учебного.

Трудоемкость: различный уровень подготовки учащихся и низкий уровень мотивации отдельных учащихся.

Внедрение: работа ведется в течение 3 лет.

Система работы: в основе опыта – сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую речевую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.

Результативность работы.

По такой системе работаю уже 3 года в 1 – 4 классах. Создаю комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов.

Интерес к предметам успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы. Это повышает качество знаний.

 Факторы, влияющие на качество знаний учащихся

Особо хочу сказать о здоровье детей, с которыми мне приходится работать. В классе нет практически здоровых детей. Многие дети не выдерживают той психической умственной нагрузки, которую я даю на занятиях и уроках. Многие живут и воспитываются в неполных семьях. Книги детей интересуют всё меньше. Таким образом, цель моей профессиональной деятельности в полной мере согласуется с целями деятельности школы. За период, прошедший после последней аттестации, я продолжила работу по обеспечению физического и духовного развития ребёнка в таких условиях, когда обучение становится для него благом, радостью, основной формой выражения детской жизни. Создаю проблемные, поисковые исследовательские ситуации на уроках, чтобы моделировать ситуации успеха с учётом индивидуальных способностей учащихся с целью включения их в творческий поиск решения учебных задач.

В единой системе работы нацеленной на максимальное раскрытие и выращивание личностных качеств ребёнка учебный материал выступает уже не как самоцель, а как средство и инструмент, создающее условие для полноценного появления и развития личностных качеств субъектов образовательного процесса.

Рассматривая основные требования к личностно-ориентированному уроку, И.С. Якиманская отмечала, что его цель – создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал.

Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.

Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока.

Так, например,

● после объявления темы урока спрашиваю:

- Как вы думаете, почему тема звучит таким образом?

- О чем, по-вашему, пойдет речь на сегодняшнем уроке?

- Какие задачи вы ставите перед собой?

- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?

Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет неизменным: понимая значимость изученного материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно.

●  Для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов и экспертов и т.д., что помогает им раскрыть  свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться, от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.

Задания при групповой работе даю дифференцированные.

      Богатые возможности групповой работы использую чаще на повторительно-обобщающих уроках. Сначала ребята выполняли эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяли качество ее выполнения у членов своей группы, а потом результаты обсуждались в группе.

● Часто использую работу в парах. Которая дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока.

● Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся.

Особое внимание при подготовке и проведении личностно-ориентированного урока  стараюсь уделять работе по развитию речи учащихся. Формы такой работы многообразны, значимость ее велика, т.к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи.  

  О рефлексии заговорили совсем недавно, хотя этот элемент имел место на уроке у многих опытных учителей. Считаю рефлексию необходимым и органичным моментом личностно-ориентированного  урока. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились, были ли решены в ходе урока те задачи, которые сформулировали учащиеся вместе с рефлексивных заданий и вопросов на разных этапах урока:

    - Что нового вы узнали? Для чего вам могут пригодиться эти знания?

    - Достигли ли мы цели урока?

    - Какие трудности при решении задач урока возникли? Почему? Удалось ли вам их преодолеть? Что нужно сделать, чтобы они не возникли?

   - Как вам работалось? Что получилось? Что понравилось? Осталось ли что-нибудь непонятным?

  - Такие вопросы способствуют формированию у учащихся критического мышления, то есть умения осмысливать и контролировать свою деятельность, навыки самоанализа, самокоррекции, учат осмысленно работать. Можно поинтересоваться о настроении учащихся после урока в интересной, занимательной форме.

    Личностно – ориентированный урок позволяет не только ярко проявить себя ученику, но и учителю. Стараюсь своей работой настроить ребят так, чтобы они воспринимали меня не как всезнающего мудреца, недосягаемого для них, а как старшего и опытного, справедливого товарища по поиску истины.        

     В своей работе я использую формы обучения, направленные на активизацию совместной деятельности учителя и учащихся: уроки – путешествия, уроки – семинары, уроки – практикумы, уроки - зачёты, смотры знаний. Главное содержание мотивации в школьном возрасте – научиться сотрудничать с другим человеком. На таких уроках самостоятельная, групповая учебная деятельность позволяет сделать урок интересным, т. к. в процессе этой работы происходит активизация различных форм обучения. Урок должен быть напряжённым, трудным, целенаправленным и одновременно приносящим удовлетворение. Совместная деятельность учителя и ученика воспитывает любовь к упорному труду, приносящему результаты.

     Основной составляющей урока является мыслительная деятельность, которую организовать труднее, чем просто сообщить новые знания.

       Одно из эффективных средств мотивации учащихся – музыкальные произведения. Я использую их как эмоциональный стимул к работе, самостоятельный источник впечатлений.

      Звучание музыкальной пьесы должно занимать не более трех минут: основное время на уроке отводится объяснению или повторению теоретического материала, написанию миниатюры и выполнению грамматического задания.

Литература:

  1. Г.К. Селевко «Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса» М., 1998г.

  1. Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!» М., 1990г.

  1. А.К. Маркова «Формирование мотивации учения в школьном возрасте» М., 1988г.

  1. Г.Ю. Ксензова «Перспективные школьные технологии» М., 2000г.

  1. Л.А. Тростенцова «Урок русского языка на современном этапе» М., 1998г.

  1. А.А. Окунев «Урок? Мастерская? Или….» М., 2001г.

  1. Г.Б. Вершинина «Музыка на уроках обучения описанию». М. 1990г.

  1. И.Э. Унт «Межпредметные связи и умственное развитие учащихся» М. 1986г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарии праздников: "Ты на свете лучше всех, мама!", "Вместе весело шагать"

Сценарии праздников: «Ты на свете лучше всех, мама!»  Игра-путешествие  "Вместе весело шагать…"   «...

Пути совершенствования техники чтения

Приёмы, позволяющие совершенствовать технику чтения....

Родительское собрание «Технология совершенствования навыка чтения»

Родительское собрание «Технология совершенствования навыка чтения» .        Цель:    привлечь внимание родителей к книге - как важно...

Совершенствование работы с родителями в условиях модернизации образовательного процесса. Совершенствование форм и методов воспитательной работы классного руководителя.

           Развитие информационных технологий, их активное использование в образовании и повседневной жизни кардинально изменили пространство нашей жизни, характер межличностных и деловых коммуникаций...

Конспект занятия по развитию речи "Составление сюжетного рассказа "К нам весна шагает быстрыми шагами".

Конспект непрерывной образовательной деятельности по реализации образовательной области «Речевое развитие»    (развитие речи) в старшей группе. Тема нед...

Научно-практическая конференция «Шаги к успеху» Проект "МОИ ПЕРВЫЕ ШАГИ В РОБОТОТЕХНИКЕ"

Робототехника - это направление, которое позволяет создавать с помощью образовательных конструкторов различные виды роботов, моделировать их движения, программировать их с помощью компьютера. Конструи...