Тамбовцева Наталья Геннадьевна

"Учитель-дефектолог (олигофренопедагог)"

Главный секрет успеха в жизни состоит в том, чтобы найти свое предназначение, а затем реализовать его. Генри Форд

Профессия: учитель-дефектолог (олигофренопедагог)

Профессиональные интересы: Восхождение к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.

Увлечения: Обожаю создавать уют, активно отдыхать, дружить с компьютером.

Регион: Новосибирская область

Населенный пункт: Р.п. Коченево

Место работы: МКОУ Коченевская СОШ №13

Навигация

Последние записи в блоге
Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/tambovtseva-natalya-gennadevna
«…Чтобы любить жизнь, не обязательно иметь все блага мира. Для этого достаточно научиться ценить её и знать, что всё в наших руках…»
П. Астахов.

 В своей работе стремлюсь  к тому, чтобы каждый ребенок смог занять свое место в обществе, чтобы вне стен  школы он  нашел себя.   Я не даю оценку,  не делаю прогнозы, я лишь создаю условия каждому  ребенку для максимального раскрытия его потенциала. Внимание и творческий подход приносят свои плоды.

Учитель -дефектолог  - это педагог, который поможет обучающемуся познать всё или почти всё из того, что он должен знать по возрасту, но не успел в силу особенностей своего развития. Дефектолог поможет компенсировать недостатки в развитии ребенка.

Он умеет преподнести программный материал, исходя из особенностей ребёнка, из того, насколько у него развиты те или иные познавательные процессы.  В случае детей с не грубыми нарушениями психических функций,  дефектолог  своими методами может что-то изменить: «подтянуть» по программе, подключить наглядность, телесность и таким образом минимизировать пробелы в знаниях и развитии. И дальше ребенок может справляться с учебной программой без участия дефектолога.

Продолжение следует

                                                                                   

            

О себе

 

Тамбовцева Наталья Геннадьевна

1966 год рождения

Среднее – специальное с1985г по 2004г

Предыдущий документ об образовании:

НПУ № 2 1985г

Специальность: «Преподавание в начальных классах, воспитатель».

Диплом ЗТ - 317735

Высшее с 2005г

Документв продолжении обучения:

НГПУ 2005г

Специальность: «Педагогика и методика начального образования».

Диплом ВСВ 1583139

Документ в настоящее время:

Диплом ПП № 0006479

представляет право на ведение профессиональной деятельности в сфере общего образования и подтверждает присвоение квалификации  Учитель-дефектолог (олигофренопедагог).

Общий стаж 38 лет

Педагогический стаж – 38 лет

МКОУ Коченевская СОШ №13 – 28 лет.

Учитель начальных классов / высшая категория (2021г- присвоения). Учитель-дефектолог (олигофренопедагог) - (2018 г-присвоения)

 

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

 

          Труды выдающихся ученых Российской Федерации, ученых-дефектологов: В. М. Бехтерев (русский невролог, психиатр и психолог, основатель научной школы), А. Н. Граборов (основатель системы воспитания сенсорной культуры), Л. В. Занков (отечественный психолог, дефектолог и педагог, ученик Л. С. Выгоского), М. С. Певзнер (российский ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог), Ф. А. Рау, Ж. И. Шиф, Е. К. Грачева (первый русский педагог-дефектолог), В. П. Кащенко (руководитель первого санатория-школы для особенных детей), И. В. Маляревский, Л. С. Выготский (дефектолог-экспериментатор, исследователь дефектологии), М. Ф. Гнездилов (отечественный олигофренопедагог, методист), Г. Е. Сухарева (автор эволюционно-биологической концепции психических заболеваний), Г. М. Дульнев. Благодаря вышеперечисленным деятелям науки специальное образование в России получило не только утверждение, но и должное развитие.

Мой взгляд на мир

    Каждый человек имеет свои представления об окружающем его мире. Чем лучше наша «модель мира» соответствует миру реальному, тем выше вероятность, что мы примем правильное решение (правильное — с точки зрения достижения поставленных целей). Собственно эффективность достижения целей и есть критерий адекватности нашего восприятия действительности.

  Мир - загадка. И говорить о нём, значит познавать его и действовать в нём.

Используя высказывание Конфуция, осмелюсь выразить свою точку зрения.

Три пути ведут к познанию: путь подражания - это самый лёгкий, путь размышления - это путь самый благородный и путь опыта самый горький, но счастливый. 

         

 

Продолжение следует

Мои достижения

Первый этап достижения - Это соблюдение обязанностей учителя-дефектолога в общеобразовательной школе.

 Обязанности дефектолога в общеобразовательной школе.

ДЕФЕКТОЛОГ

1. Осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию недостатков в развитии у обучающихся, в том числе у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: для глухих, слабослышащих и позднооглохших; слепых, слабовидящих и поздноослепших детей; детей с тяжелыми нарушениями речи; с нарушением опорно-двигательного аппарата; с задержкой психического развития; умственно отсталых и других детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Осуществляет дефектологическое обследование обучающихся, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушения развития.
3. Изучает ресурсные возможности обучающихся и их семей с целью создания специальных образовательных условий для развития детей, имеющих нарушения в развитии, в том числе обучающихся с ОВЗ, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ.
4. Изучает индивидуальные особенности, способности, интересы и склонности обучающихся с целью создания условий для обеспечения их развития в соответствии с возрастной нормой, роста их познавательной мотивации и становления учебной самостоятельности, формирования компетентностей, используя разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы, обеспечивая уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта и федерального государственного образовательного стандарта федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ОВЗ, федеральным государственным требованиям.
5. Комплектует группы для занятий с учетом психофизического состояния обучающихся.
6. Составляет график проведения индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, согласовывает с заместителем директора по воспитательной работе и утверждает директором школы.
7. Проводит групповые и индивидуальные занятия по исправлению недостатков в развитии, восстановлению нарушенных функций в соответствии с утвержденным графиком, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий.
8. Реализует коррекционно-развивающие программы.
9. Работает в тесном контакте с учителями, специалистами психолого-педагогического сопровождения, педагогами дополнительного образования и другими педагогическими работниками, посещает занятия и уроки.
10. Консультирует педагогических работников и родителей или законных представителей прав ребенка по применению специальных методов и приемов оказания помощи обучающимся с нарушенными функциями, в том числе обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
11. Ведет необходимую документацию, согласно утвержденному перечню.
12. Способствует формированию общей культуры личности обучающихся с нарушенными функциями, в том числе обучающихся с ОВЗ, процессу их успешной социализации.
13. Соблюдает права и свободы обучающихся.
14. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
15. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям или законных представителей прав ребенка.
16. Повышает свою профессиональную квалификацию.
17. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Моё портфолио

Золотые правила дефектологии:

                       1. Чем раньше начата коррекционная работа, тем лучше будет результат

                       2. Подходить к решению проблемы нужно комплексно, привлекая к обучению и лечению специалистов из разных областей.

Основные цели и задачи работы учителя-дефектолога:

Своевременная помощь детям с ограниченными возможностями при освоении программного минимума содержания и образования в условиях школы. Коррекция и развитие познавательной сферы ребёнка в динамике образовательного процесса.

Задачи:

- диагностика ребёнка; - выявление неблагоприятных вариантов развития и определение учебных трудностей ребёнка; - составление индивидуальных и коррекционно-развивающих занятий; - проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий; - отслеживание соответствия выбранной программы уровню развития ребёнка; - консультирование педагогов, воспитателей, родителей.

Направления деятельности учителя-дефектолога


Содержание деятельности учителя-дефектолога реализуется в следующих направлениях работы, обеспечивающих комплексный подход к ее организации:

  • Диагностическое направление

Диагностическая работа учителя-дефектолога является составной частью комплексного изучения ребенка специалистами школьного ПМПк. Результаты дефектологического обследования сопоставляются с психологическими, медицинскими, педагогическими данными, обсуждаются на заседаниях консилиума. Диагностическое направление работы, в нашей школе, включает в себя: первичное (начало сентября), срезовое (в январе) и итоговое (конец мая) дефектологическое обследование; систематические наблюдения за динамикой и коррекцией психического, интеллектуального развития; проверку соответствия выбранной программы, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка.

Основной задачей можно считать прогнозирование возникновения трудностей при обучении, определение причин и механизмов уже возникших учебных проблем.

Цель психолого-педагогического обследования состоит в выявлении трудностей формирования знаний, умений и навыков и условий их преодоления. Для этого проводится изучение уровня интеллектуального развития ребенка, анализ письменных работ (качественно-количественная характеристика типичных ошибок), наблюдение за деятельностью учащихся в процессе учебной и вне учебной деятельности. Результаты обсуждаются на заседании школьного ПМПк и оформляются в виде дефектологического представления на учащегося. При динамическом изучении происходит сопоставление результатов развития учащихся с результатами учебной успешности по предметам, поэтому содержит анализ контрольных и текущих работ учащихся, определение сформированности учебных навыков и способов учебной работы (умения и навыки восприятия информации, планирования учебной деятельности, самоконтроля и др.). Результаты заключений специалиста отражаются в «Карте динамического развития» ребенка.

  • Коррекционно-развивающее направление

Коррекционное направление работы учителя-дефектолога представляет собой систему коррекционного воздействия на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса. В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности определяется содержательная направленность коррекционной работы.

Основной формой организации дефектологической работы являются групповые и индивидуальные занятия. В группы зачисляются дети с однородной структурой нарушения. Количество детей в группах варьируется в зависимости от степени выраженности нарушения (от 2 до 6 человек). Групповые занятия проводятся в часы, свободные от уроков, с учетом режима работы школы. Занятия носят коррекционно-развивающую и предметную направленность. Периодичность и продолжительность занятий зависят от тяжести и характера нарушения, а суммарная нагрузка на ребенка определяется с учетом работы с ним других специалистов. Темы групповых и индивидуальных занятий, а также учет посещаемости отражаются в типовом классном журнале.

Основное время в коррекционной работе учителя-дефектолога отводится на занятия с детьми младшего школьного возраста. Однако занятия могут проводиться и с учащимися 5-9 классов  – с теми школьниками, которые уже посещали занятия дефектолога, но в связи со стойкостью нарушения еще нуждаются в продолжении коррекционной работы. Предпочтение в коррекционной работе отдается формированию приемов умственной деятельности и способов учебной работы учащихся на материале разных учебных дисциплин. Речь идет о формировании «широких» приемов, которые используются на уроке вне зависимости от области знаний и носят межпредметный характер. К ним относятся такие приемы, как рассмотрение объекта с разных точек зрения, логическая обработка текста, выделение основного смысла контекста, сжатый пересказ и др.

  • Аналитическое направление

Аналитическое направление предполагает проведения анализа процесса коррекционного воздействия на развитие учащегося и оценку его эффективности, а также анализа и оценку взаимодействия специалистов.

Необходимость этого направления деятельности дефектолога обусловлена потребностью в комплексном подходе к решению проблем ребенка, который предполагает:

1) системный анализ личностного и познавательного развития ребенка, позволяющий не только выявить отдельные проявления нарушений психического развития учащегося, но и определить причины нарушения, проследить их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга;

2) создание комплексных индивидуальных коррекционно-развивающих программ, нацеленных на взаимосвязанное развитие и коррекцию различных сторон личностного и познавательного развития ребенка;

3) обеспечение специализированного сопровождения обучения и воспитания учащихся. В зависимости от основного нарушения в развитии, каждого ребенка может курировать тот или иной специалист, который обеспечивает взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок;

4) профилактику перегрузок учащихся. Коррекционная работа специалистов должна планироваться с учетом суммарной нагрузки на ученика;

5) взаимодействие специалистов в рамках школьного психолого-медико-педагогического консилиума.

Таким образом, данное направление обеспечивает междисциплинарное взаимодействие специалистов, позволяет оценивать эффективность коррекционного воздействия и корригировать программы коррекционных занятий в соответствии с достижениями ребенка. Для этого проводится комплексное динамическое обследование детей. Результаты обсуждаются на заседаниях школьного ПМПк.

  • Консультативно-просветительское и профилактическое направление

Это направление предполагает оказание помощи педагогам и воспитателям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку и включение воспитателей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также работу по профилактике вторичных, третичных нарушений развития.

Учителем-дефектологом разрабатываются рекомендации воспитателям и педагогам в соответствии с возрастными и индивидуально-типическими особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; по запросу воспитателей и учителей организовывается дополнительное обследование учащихся, проводятся индивидуальные консультации, а так же выступления на методических объединениях педагогов.

  • Организационно-методическое направление

Это направление деятельности учителя-дефектолога включает подготовку к консилиумам, заседаниям методических объединений, педагогическим советам, участие в этих мероприятиях, а также оформление документации.

При подготовке консилиума на каждого учащегося специальным педагогом оформляется дефектологическое представление, которое содержит основные диагностически значимые характеристики особенностей развития ребенка для квалификации его нарушения.

Таким образом, в своей работе учитель-дефектолог активно включается во все сферы образовательного процесса. Он организует свою деятельность в условиях междисциплинарного взаимодействия специалистов. Совместно с психологом, логопедом, учителем, врачом разрабатывает и реализует комплексные индивидуальные программы коррекции и развития, участвует в заседаниях школьного консилиума, проводит консультативную и просветительскую работу с педагогами, воспитателями.

Каждое из направлений в работе специалиста имеет свои особенности, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей различных категорий учащихся.

Направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

1. Сенсорное и сенсомоторное развитие

  • развитие зрительного анализатора и пространственного восприятия элементов букв;
  • развитие тонкости и дифференцированности анализа зрительно воспринимаемых объектов;
  • развитие тактильных ощущений;
  • развитие умения организации и контроля простейших двигательных действий;
  • развитие тонкости и целенаправленности движений;
  • развитие кинестетических основ движений;
  • развитие межполушарного взаимодействия;
  • развитие слухо-моторной координации;
  • развитие зрительно-моторной координации;
  • развитие слухо-зрительной и зрительно-двигательной координации.

Средства: дидактические игры и упражнения (узнавание контурных, силуэтных, перечёркнутых изображений, недорисованных предметов; фигурно-фоновое различение предметов, букв; анализ сложного образца: нахождение сходства и различия двух изображений; установление соответствия фоновых элементов, узоров (игра «подбери узор»); вычленение зрительно воспринимаемого элемента буквы в фигурах сложной конфигурации; нахождение в рядах повторяющихся фигур, букв, их заданного сочетания; нахождение букв с заданным элементом; нахождение заданного элемента в ряду букв; графические диктанты; перерисовывание фигур по точкам; комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия, моторного развития: «колечко», «кулак – ребро – ладонь», «зеркальное рисование», «ухо – нос», «змейка»; игра «волшебный мешочек»; игра «узнай и напиши» (модифицированный буквенный вариант игры «волшебный мешочек»).

2. Развитие когнитивной сферы учащихся

  • тренировка произвольного запоминания зрительно воспринимаемых объектов;
  • произвольное запоминание слухового ряда: цифр, звуков, слов, предложений, многоступенчатых инструкций;
  • развитие тактильной и кинестетической памяти;
  • развитие объема кратковременной зрительной и  кратковременной слуховой  памяти;
  • развитие логичности и гибкости мышления;
  • развитие наглядно-образного мышления;
  • развитие внимания (переключение, устойчивость, распределение, концентрация).

Средства: дидактические игры и упражнения ;слуховые диктанты; игра «запомни звуки»; игра «забытый предмет (буква)»; зрительные диктанты запоминание и воспроизведение многозвеньевых инструкций; заучивание рядов букв и цифр); графические задания в тетрадях; игры: «Цифровая таблица»,  «Парочки»,  « Классификация», «Игра в слова»,  «Орнамент», «Вспомни картинку», «Лишний», «Топ-хлоп», «Найди и вычеркни», «Запомни и воспроизведи», «Нелепицы» и т.д.

3. Нормализация ведущей деятельности возраста

·         формирование приемов учебной деятельности (действовать по образцу, следовать указаниям, работать по алгоритму)

·         формирование функции программирования и контроля собственной деятельности;

·         формирование желания довести работу до конечного результата;

4. Формирование пространственно-временных представлений

  • формирование умения ориентировки в схеме собственного тела;
  • формирование умения ориентировки в ближайшем окружении (классной комнаты);
  • формирование умения ориентировки на плоскости (тетрадь, книга);
  • развитие пространственного праксиса;
  • развитие навыка дифференциации схоже расположенных в пространстве объектов.

Средства: дидактические игры и упражнения; ориентировка в схеме собственного тела; ориентировка в пространстве комнаты, на плоскости; определение пространственного расположения элементов букв; определение правильно и неправильно написанных букв; графические диктанты.

5. Формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности.

·         развитие представлений об основных свойствах предметов;

·         формирование конкретных представлений и понятий о предметах окружающей действительности (обучение способу анализа объектов);

·         формирование элементарных понятий на основе обучения способам словесного обобщения и классификации;

·         обогащение словаря и развитие связной речи на основе наблюдений и предметно-практической деятельности.

Средства: дидактические игры и упражнения, загадки,  плакаты, методическая литература, демонстративные материал по темам: «Игрушки и учебные принадлежности», «Осень. Признаки осени», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные», «Дикие животные», «Дом. Мебель», «Посуда», «Одежда», «Обувь»,  «Зима. Признаки зимы», «Птицы. Зимующие птицы», «Жизнь животных зимой», «Игры и забавы детей зимой», «Транспорт. Наземный», «Транспорт. Воздушный», «Транспорт. Водный», «Транспорт. Подземный», «Транспорт (обобщение)», «Прощай, зимушка-зима», «Семья», «Комнатные растения», «Птицы», «Весна. Признаки весны», «День защитника отечества», «Животные весной», «Первые весенние цветы», «Труд людей весной», «Времена года (обобщение)», «Бытовые приборы».

6. Формирование ЭМП.

·         формирование понятия числа;

·         формирование понятия числовой последовательности;

·         формирование вычислительных навыков;

·         формирование навыка решения задач разного типа;

·         формирование понятия о геометрических формах и построениях.

·         Формирование понятий «тонкий-широкий», «узкий-еще уже», «большой-маленький»,  «высокий-низкий». «вверх-вниз», «одинаковые», «длинный-короткий», «рядом-далеко» и т.д.
 

Средства: различные дидактические игры и упражнения связанные с числами и геометрическими фигурами. Например, «блоки Дьенеша» и «палочки Кюизенера» (объемные и плоские): «Мозаики цифр», «Угостим медвежат», «Архитекторы», «Украсим елку бусами», «Логический поезд» и многое другое; решение математических задач-раскрасок и загадок; решение примеров и задач из учебников и запись их в тетрадях.

7. Формирование умений и навыков необходимых для усвоения учебного материала.

  • регуляция простейших двигательных актов;
  • формирование умения ориентировки в задании;
  • формирование умения планирования этапов выполнения задания;
  • формирование основных способов самоконтроля каждого этапа выполнения задания;
  • формирование умения осуществлять словесный отчёт о совершаемом действии и результате.

Средства: дидактические игры и упражнения, анализ инструкции к заданию, образца: «что мне нужно сделать?»; определение каждого шага предстоящей работы: «что я буду делать сначала? Что я сделаю потом? Что мне нужно сделать дальше?»; проверка работы: «сравниваем с образцом»; нахождение и исправление ошибок: «что нужно исправить?»; речевая регуляция действий: « как я выполнял работу?»; игры «найди и исправь ошибки (по образцу, самостоятельно)»; «помоги ребятам справиться с работой», игры на внимание.

8. Обучение грамоте, чтению и письму

·         заучивание графем, соотнесение их с соответствующим звуком речи;

·         актуализация и закрепление навыка звукопроизношения и звукобуквенного анализа слова;

·         развитие фонематического слуха и восприятия;

·         развитие навыка копирования;

·         развитие навыка работать по заданному образцу;

·         формирование навыков чтения и письма;

·          учить исправлять деформированные предложения.

Средства: различные игры и упражнения на заучивание букв, соотнесение буквы и звука; слуховые диктанты; зрительно-слуховые диктанты (написание слов и предложений после прочтения аналога); дифференциация сходных по начертанию букв; чтение слоговых таблиц; составление слогов, слов из предложенных букв; чтение слов, предложений, иллюстрированных изображением; составление предложений из слов; графические диктанты (схематическая запись слов, предложений).

9. Обогащение словаря и развитие связной речи

·         формирование умения составлять описательные рассказы по памяти и с использованием сюжетных картинок;

·         формирование обобщения и классификации предметов по общим признакам и назначениям;

·         формировать умение узнавать предмет по описанию;

·         учить составлять предложение-описание;

·         формирование умения составлять рассказ-сравнение  по предметной картинке;

·         формирование умения составлять рассказ с заданными словами и с определенным количеством слов.

Средства: дидактические игры и упражнения игры с мячом «Кто у кого» , «Один-много», «Скажи наоборот», «Какой, какая, какие», «Назови …», «Послушай и исправь», «Договори слово», «Третий лишний», «Закончи предложение», «Объясни, чем отличаются слова, придумай предложения с этими словами», «Для чего нам нужен этот предмет?» (объяснение) и т.д.

 

Перечисленные направления работы не являются этапами коррекционных занятий, на каждом из занятий используются игры и упражнения разных направлений (от четырёх до шести направлений). Обязательным условием при проведении занятий являются планирование материала на основе соблюдения принципа от простого к сложному, дозирование помощи взрослого, постепенный переход от совместной деятельности с педагогом к самостоятельной работе учащегося.

Формы работы учителя-дефектолога


Основной формой коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога являются индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность. В тоже время занятия с дефектологом не дублируют работу учителя, а учат использовать полученные на уроках знания, применять свои умения и навыки в выполнении таких задач, которые дети не решают на уроках, оперировать своими умениями вне урока.

Документация учителя-дефектолога

•       Годовой план работы учителя-дефектолога (согласованное и утверждённое директором школы-интерната) 

•       Календарно-тематическое планирование коррекционных занятий с учениками (согласованное и утверждённое директором школы-интерната)

•       Журнал учёта проведённых индивидуальных коррекционных занятий

•       Журнал учёта проведённых групповых коррекционных занятий

•       Журнал консультаций с педагогами и воспитателями

•       Поурочные планы коррекционных занятий

•       Материалы обследований (протоколы обследования учеников) 

•       Индивидуальные папки учеников, куда вносятся все данные о детях 

•       Материалы, отражающие динамику развития ребёнка (индивидуальная карта динамического развития ребенка)

•       Паспорт кабинета

•       Аналитический отчет о проведенной работе за год

Кабинет учителя-дефектолога 

Кабинет учителя-дефектолога представляет собой специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалиста. Кабинет может состоять из нескольких помещений функционального назначения или одного помещения, разделенного на определенные зоны.

Оформление кабинета учителя-дефектолога должно создавать для ребенка атмосферу уюта и психоэмоционального комфорта, не быть чрезмерно перегруженным, т.е. соответствовать требованиям необходимости и достаточности в оснащении обозримых пособий, игр, тренажеров (особенно, если кабинет состоит из одного помещения и не предполагает отдельно оборудованной комнаты для игр). В то же время атмосфера в кабинете должна создавать рабочий настрой и  мотивировать учащихся на учебную деятельность.

В связи с этим среди требований целесообразно выделить несколько критериев, по которым происходит организация рабочего пространства специалиста:
•    Научность – обеспечение методической базы деятельности специалиста, соблюдение квалификационных и методических требований.
•    Здоровьесбережение – соблюдение нормативных требований САНПиНа (режимы освещения, проветривания и чистоты; требования к мебели школьников; профилактика перегрузок; оптимальное соблюдение режимов труда и отдыха; удовлетворение двигательной активности учащихся, предоставление возможности проведения разнообразных по форме занятий – занятия-игры, занятия с перемещениями, занятия со сменой статической позы и др.).
•    Соответствие возрасту ребенка  – обеспечение условий, отвечающих возрастным особенностям школьников (уровень сложности, соблюдение возрастного диапазона игровых пособий и др.).
•    Реабилитация – создание условий, максимально обеспечивающих коррекцию нарушений и компенсацию состояния (разнообразие среды направленной на коррекцию нарушения и развитие разных сфер).
 

Следует выделить два аспекта организации рабочего поля специалиста – это организация пространства и организация среды внутри этого пространства.
Организация пространства предполагает создание рабочих зон кабинета, которые включают:
 

А) По отношению к детям (в соответствии с видами работ с учащимися)
- учебную зону
- двигательную зону
- игровую зону


Учебная зона рабочего кабинета специалиста обеспечивает место проведения занятий и содержит: парты и стулья в соответствии с численностью в группах (до 6 человек), классную доску, рабочий стол учителя-дефектолога, учебные пособия,  демонстративный и раздаточный материал. Учебная зона должна соответствовать требованиям САНПиНа к учебному помещению.
 

Двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности детей и предусматривает небольшое свободное пространство (как правило, оснащенное ковровым покрытием) для проведения подвижных упражнений и игр. Зона может использоваться для проведения нестандартных по форме занятий, чередования работы за партой и упражнений на ковре (например, дети располагаются на ковре по кругу для выполнения игры-задания).
 

Игровая зона рабочего кабинета обеспечивает проведение развивающей игровой деятельности и содержит оснащение игровым материалом развивающего характера в соответствии с возрастом детей. Под игровую зону может оборудоваться отдельное помещение или быть выделено пространство в кабинете – отдельный игровой стол или шкаф с игровым материалом и местом для игры).
 

Б) По отношению к деятельности специалиста  (в соответствии с направлениями работы учителя-дефектолога)
- диагностическую зону
- коррекционно-развивающую зону
- консультативную зону
-методическую зону (пособия, программы, монографии и документация специалиста)
 

Диагностическая зона оснащается специализированным инструментарием в соответствии с методическими требованиями к проведению дефектологического обследования учащихся .
 

Коррекционно-развивающая зона содержит специально подобранный материал (пособия, игровые средства, дидактический и раздаточный материал и др.) для развития и коррекции учебно-познавательной деятельности учащихся. Необходимо предусмотреть рациональное размещение наглядности с тем, чтобы пособиями было удобно пользоваться и в то же время, они не перегружали видимое пространство кабинета.
 

Консультативная зона предусматривает создание информативного поля для родителей (доска объявлений, информационный стенд, библиотечный фонд и др.) и рабочего места для проведения консультаций.
 

Методическая зона оснащается специально подобранными изданиями книг, пособий, журналов, обеспечивающими научность деятельности специалиста, учебными и развивающими программами, нормативными документами и содержит оформленную текущую документацию дефектолога. Данная зона отвечает задачам организационно-планирующей деятельности специалиста и содержит также рабочий стол, стеллажи или шкафы для хранения материалов.
 

 

 

Добавить грамоту в портфолио