Тьюторские практики на уроках в начальной школе.
статья по теме
Тьютор, мы часто слышим это слово.Что же означает оно? В своей практике я решила попробовать на роль тьютора учеников своего класса. Вот что у меня получилось.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tyutorstvo.rar | 285.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Тьюторские практики на уроках в начальной школе.
Еремеева Наталья Николаевна,
учитель начальных классов МАОУ «СОШ №102».
Слайд 1
Слайд 2
Сегодня приоритетными задачами образования является не только формирование целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, но и развитие у школьников познавательной активности, умения самостоятельно приобретать знания и оперировать ими, способности к успешной социализации и адаптации на рынке труда.
Желание и способность самостоятельно приобретать знания есть свидетельство хорошо развитого познавательного интереса: Задача развития познавательного интереса у школьников значительно шире рассмотрения ее лишь как мотивации к отдельным учебным действиям. Важно учитывать реальные предпочтения и интересы учеников, их индивидуальное познавательное движение и стиль деятельности.
Актуализация этих задач стимулирует научный поиск новых технологий, включающих способы, обеспечивающие развитие интересов и способностей школьников, учет их индивидуальности, уникальности, субъектности и, соответственно, приводит к проблемам сопровождения. В связи с этим, слайд3 проблема развития познавательных интересов становится в последнее время одной из ключевых проблем в современной педагогике.
Слайд 4
В качестве основных форм и способов стимулирования познавательного интереса исследователи выделяют метод долговременных проектов (П.СБлюменфилд) , групповую работу (А.Браун, И.А.Палингсар) , применение знаний в реальной жизни (М.Майэр и Е.Андерсон); моделирование ситуаций (М.Пресли) .
Известно, что познавательные интересы возникают у ребенка
довольно рано. Они удовлетворяются разными способами, и ребенок
часто приходит в школу с весьма широким кругозором, иногда
значительно большим, чем те сведения, которые содержатся в учебных пособиях для начальной школы. Но знания, получаемые ребенком до школы, как правило, обрывочны и не систематизированы.
C поступлением в школу ребенок часто начинает удовлетворять свои познавательные интересы, в отрыве от школьного обучения, что делает процесс обучения для него отчужденным и малоэффективным. Обучение же в школе целесообразно строить с учетом, этих реальных познавательных интересов детей.
Слайд5
Возникает реальная необходимость в особом сопровождении школьников с целью учета и развития их познавательных интересов, а также дальнейшего использования этих интересов в процессе обучения. Таким сопровождением может быть тьюторское сопровождение.
Слайд 6
Под тьюторским сопровождением познавательного интереса
младшего школьника понимают особый тип педагогического сопровождения. В ходе тьюторского сопровождения познавательного интереса младшего школьника педагог создает условия и предлагает способы для выявления, реализации и осмысления учеником младших классов своего познавательного интереса.
Тьюторскому сопровождению не менее 900 лет. Особого внимания заслужи вает опыт тьюторского сопровождения учеб ного процесса в английских университе тах.
Слайд 7
Тьютор (в переводе с английского tutor) означает «домашний учитель, наставник, опекун, репетитор». В Англии тьюторское со провождение признано «ключевым методом университетского образования» и ценней шим средством персонального руководства студентами. Тьюторское сопровождение су ществует со времён Оксфордского и Кемб риджского университетов XII-XIII вв. К концу XVI в. тьютор становится центральной фигу рой в университетском образовании, отве чая, главным образом, за воспитание подо печных. В XVII в. сфера деятельности тьюто ра значительно расширяется: большое зна чение начинают приобретать его образова тельные функции; тьюторская система офи циально признаётся частью английской уни верситетской системы, постепенно вытесняя профессорскую. В течение XIII-XIV вв. (прав да, только в старейших университетах стра ны) тьюторская система заняла центральное место в обучении, а лекционная стала слу жить дополнением к ней. Такое положение сохранилось и в наши дни.
Таким образом, тьютором, в том понимании, которое трактует педагогика, ученик начальной школы быть вряд ли сможет, в силу возраста. Но он вполне может быть наставником, репетитором, помощником для своих одноклассников и учителей.
В слово тьютор я буду вкладывать именно эти понятия.
слайд 8
Я решила попробовать на роль тьютора учеников своего класса.
Первым этапом было провести отбор и выбрать претендентов на эту роль.
Уже несколько лет основной формой работы на уроках является групповая работа.
Группы были сформированы по «территориальному» принципу. Ученики двух соседних парт являлись группой. Наблюдения показали, что работа не всех групп является эффективной.
В нескольких группах нет лидеров, хотя среди них есть очень даже успешные ученики. И, напротив , есть группы, достигающие высоких результатов.
Я попробовала формировать группы по другим принципам. Слайд9 Детям была дана установка: поработать в группах сменного состава. И выбрать себе в группу товарищей, с которыми тебе было работать комфортно и, главное, результативно. В течение нескольких недель проводилась эта работа .Каждый ученик попробовал работать в разных группах. Затем каждый составил список своей группы в количестве 4 человек. Представителей записал под № по степени значимости.
В результате проведенной работы были выявлены творческие лидеры, которые ,по мнению ребят, могут быть руководителями групп. Несомненным лидером оказалась 3 .
На вторых и третьих местах оказались друзья. Таким образом, что бы ребенку было комфортно,в группе должен быть командир, чье мнение для него авторитетно, и друг, которому доверяешь.
Вторым этапом была работа с группой тьюторов.
Слайд9
На протяжении нескольких недель эта группа работала обособленно. Я видела эту работу так – они работают все вместе, а затем расходятся по группам и становятся их тьюторами. Но как показала практика, это далеко не всегда получается. Были нередки случаи, когда другие группы работали более слаженно и результативно.
Таким образом, мое предположение об эффективности такой формы не оправдалось, хотя совсем отказываться от нее не стоит. Просто нужна предварительная работа.
Слайд 9
1.Выбираем наиболее сложные темы по предметам.
2. Готовим группу тьюторов заранее к уроку по выбранной теме: первоначально предлагается материал для самостоятельного изучения дома, а затем проводится работа в группе.
Ребята ставят перед собой задачу, составляют план работы,
выводят алгоритм, отрабатывают его на практике. Таким образом, проигрывается предварительно урок. На уроке они становятся помощниками учителя.
Во время урока на этапах актуализации знаний, целеполагания и планирования урока ребята выполняют задания повышенной сложности.
Такая форма работы требует много дополнительного времени, и это дополнительная нагрузка на детей. Поэтому для частого использования она не подойдет.
Слайд 10
Три девочки моего класса являются ученицами художественной школы. Я решила воспользоваться этим и предложила проводить совместные уроки рисования. Подготовка к уроку проводится в течение недели: обсуждаем тему, ставим задачу, распределяем роли.
У девочек прекрасно получается справляться с ролью тьютора.
К концу первого месяца такой работы появились и другие желающие быть тьюторами на уроке рисования , а так же ребята предложили по этому же принципу проводить уроки труда.
Мы воплотили эту идею. Результаты превзошли ожидания. Сейчас на роль тьютора записываются заранее и проводят очень достойные уроки. Конечно, это еще все под руководством учителя. Такая форма работы повысила интерес к урокам. Несколько человек предложили себя на роль тьютора на уроках музыки и физкультуры.
Тьютором может быть сосед по парте, при работе в парах.
Работая в этом направлении, я заметила, что возрос интерес детей к учебе. Они сами могут выступать инициаторами, а не ждать пока дадут задание. Знания и, в особенности умения, стали более глубокими и прочными, прослеживается тенденция роста качества знаний по математике. Это показало мониторинговое обследование, пробный тест для выпускников начальной школы и итоговая контрольная работа. Участниками олимпиады «Русский медвежонок» пожелали быть 100% учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в практике моей работы в начальной школе.
Я убеждена, что сейчас, как никогда ранее, необходима специальная работа учителя вместе с родителями по сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей. Образ жизни...
Практика внедрения ИКТ в начальной школе
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умен...
Практико-ориентированный педагогический проект по теме: «Применение активных форм обучения на уроках в начальной школе»
Из опыта работы...
Тьюторское сопровождение процессов социализации учащихся начальной школы во внеурочной деятельности по духовно – нравственному воспитанию (программа «Зеленая планета»)
Цель деятельности это не только экологическое воспитание, но и воспитание умения общаться с разными возрастными категориями учащихся, распространять свой опыт по экологической культуре, развивать личн...
«Возможности, ресурсы, практика преподавания ОРКСЭ в начальной школе МОУ Гимназии № 3»
Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ...
Практико-значимая работа на курсах "Образование и общество" по теме"Использование современных технологий на уроках в начальной школе"
В данной статье наряду с теоретической частью дана методическая разработка урока окружающего мира по теме "Голубая планета Земля"...
«Теория и практика обучения каллиграфии в начальной школе»
Статья посвящена анализу научной литературы по теории и практики обучения каллиграфии в начальной школе. В статье рассмотрена актуальность темы, определения «каллиграфия» и «каллигра...