Компетентностный подход
статья на тему

Волчкова Оксана Владимировна

технология компетентностного подхода в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompet._podh..doc405.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РАХМАНОВСКАЯ   СРЕДНЯЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

им.Е.Ф КОШЕНКОВА

Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме:

«ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

                                                                 Выступала: Волчкова О.В.

2011 – 2012 учебный год

Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России. Начального звена школы, как важного и неотъемлемого этапа образования личности, касаются все мировые тенденции и инновации: личностно ориентированный подход, информатизация, интеграция и др. К числу таких тенденций относится и компетентностный подход, появление которого связано, прежде всего, с кризисом образования, состоящим в противоречии между программными требованиями к ученику, запросами общества и потребностями самой личности в образовании.

В эпоху Интернета и электронных средств  хранения информации формальные знания человека перестает быть значимым капиталом. Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями, умениями и навыками является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. От человека требуются умения ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать недостающие знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.

Идея компетентностного подхода – один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом. Формирование компетентности учащихся является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных проблем образования, а компетентностный подход может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечивать качество образования и невозможностью решить эту задачу традиционным путем за счет дальнейшего увеличения объема информации, подлежащей усвоению. Речь идет о компетентности как о новой единице измерения образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.

Понятие «компетентностный подход» получило распространение в начале 21 века в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского образования.  Он  предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе.

Компетентностный подход - четкая ориентация на будущее, которая проявляется в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности.

            Компетентность – совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.

Компетентность = желание + понимание ЗУН + личностно значимые смыслы + система ценностей + готовность решать проблемы + социальный опыт + деятельность.

Компетентностное образование реализуется благодаря усвоению учащимися ключевых компетентностей:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

2. Общекультурные компетенции. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данных компетенций определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио-, видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет), формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данные компетенции обеспечивают навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения данных компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Реальным объектом в сфере данных компетенций выступает сам ученик. Он овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

Основные функции компетентностного подхода:

  1. Введение компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российских школ, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций.
  2. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, учений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихс. Целью компетентностного подхода является получение на выходе из школы личности, способной к свободному развитию, творческой инициативе, самостоятельности, конкурентоспособности, мобильности  и умеющей все эти качества применить в жизни.

Основные задачи компетентностного подхода:

  1. Формирование единого понимания компетенции, компетентностного подхода.
  2. Разработка технологии применения компетентностного подхода.
  3. Формирование ресурсной базы для реализации компетентностного подхода.
  4. Контроль над реализацией компетентностного подхода.
  5. Использование различных форм работы, методов и приёмов для реализации    компетентностного подхода.
  6. Доступность информации о реализации компетентностного подхода.

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТА

Применение современных методов, приёмов, технологий для реализации компетентностного подхода.  

На сегодняшний день проектная технология в современной школе является актуальной, так как данная технология формирует все 7 ключевых компетенций:

Работа над проектом - процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы. Это требует от него владения большим объемом предметных знаний, владения творческими, коммуни кативными и интеллектуальными умениями, например, он должен генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы, вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, находить компромисс с собеседником, лаконично излагать свою мысль.

Работа над проектом доказала, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи - так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни». Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у учащегося развивается креативная компетентность как показатель коммуникативного владения иностранным языком на определенном уровне. Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося.

Работа над проектом может вестись или индивидуально, или в группах. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого участника. Работа над проектом начинается на уроке под руководством учителя, продолжается Важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала учеников. Для этого необходимо убедиться, что тема проекта подходит для всех участников группы, согласно их увлечениям и темпераменту. Необходимо убедить их использовать разнообразные способы работы: графическое написание, оформление, подборку иллюстраций и фотографий, а по необходимости - аудио- или музыкальное оформление. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников. 

1. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.

2.  Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.

3.  Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.

4. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).

5.  Защита  проектов, оппонирование. При защите проекта необходимо учитывать следующие пункты:

•    качество предоставленного материала, композиция;

•    глубина проникновения в проблему;

•    привлечение знаний из других областей;

•    межпредметные связи;

•    активность каждого участника проекта;

•    коллективный характер принимаемых решений;

•    характер общения и взаимопомощи в группе;

•    умение аргументировать, делать выводы;

•    культура речи;

•    использование наглядных средств;

•    эстетика оформления результатов проекта; 

6.  Ответы на вопросы оппонентов.

7.  Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы. 

В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник, активно включается в поиск новой информации. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, школьник приучается творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы.

Проекты  реализуются в начальной школе  по разным предметам.

Окружающий мир:  «Моя семья»,  «Домашние питомцы»,  «Моя малая родина»,  «Моя семья».

Математика: «Загадки, пословицы и поговорки  о цифрах».

Чтение: «Буквица», «В мире сказок», «Богатыри русские».

Русский язык: «В стране орфографии», «Город существительных».

Технология: «Мир цветов», «Эти забавные животные».

ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения. Цель и назначение проблемного обучения - преодолеть элементы механического усвоения знаний, активизировать мыслительную деятельность учащихся и ознакомить их с методами исследования. Толчком к продуктивному мышлению, направленному на поиски выхода из состояния затруднения, которые испытывает ученик в момент столкновения с чем-то, что вызывает у него вопрос, служит проблемная ситуация. Средством её создания является учебная проблема (проблемная задача, задание, вопрос). Каждая учебная проблема подразумевает противоречие. Именно противоречие между познавательными практическими задачами, которые выдвигаются самим ходом обучения, и наличным уровнем знаний, умений и навыков учащихся, уровнем их умственного развития служит движущей силой обучения. Следовательно, если учитель вводит в учебный процесс учебные проблемы, то управление процессом усвоения есть управление процессом выхода из проблемной ситуации, а точнее процессом самостоятельного решения проблемы учениками.

Под технологией проблемного обучения понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций, требующих активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Принцип проблемности является глобальными всепроникающим основанием любой человеческой деятельности. На нём сегодня построены все метатехнологии социальной политики; в области педагогики проблемному обучению сегодня отведена довольно скромная роль в модульнолокальных технологиях для построения ограниченного круга учебно-воспитательных задач.

Различают два типа проблемных ситуаций: педагогическую и психологическую. Первая представляет собой особую организацию учебного процесса, вторая касается деятельности учеников.

Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, постановки учителем вопросов, подчёркивающих противоречия, новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания.

Создание психологической проблемной ситуации - сугубо индивидуальное явление: это "вопросное состояние", поисковая деятельность сознания, психологический дискомфорт. Не слишком трудная, не слишком лёгкая познавательная задача не создаёт проблемной ситуации для учеников. Проблемные ситуации могут создаваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, его закреплении, контроле.

Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.

Наиболее чётко и последовательно компоненты проблемной ситуации разработаны психологом А. М. Матюшкиным.

В психологическую структуру проблемной ситуации входят следующие компоненты:

  1. неизвестное достигаемое знание или способ действия;
  2. познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности;
  3. интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.

Основным звеном второго компонента проблемной ситуации является противоречие. По определению А.М. Матюшкина, проблемная ситуация характеризует определенное психическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, которое помогает ему осознать противоречие между необходимостью выполнить задание и невозможностью осуществить это с помощью имеющихся знаний. Осознание противоречия пробуждает у учащегося потребность в открытии (усвоении) новых знаний о предмете, способе или условиях выполнения действия.

Таким образом, проблемная ситуация должна создаваться с учетом реальных, значимых для учащихся противоречий. Только в этом случае она является мощным источником мотивации познавательной деятельности школьников, активизирует их мышление, направляет на поиск неизвестного.

На уроках можно использовать различные методические приёмы создания проблемных ситуаций:

- сталкиваю противоречия в практической деятельности;

- излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций;

- сталкиваю учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения;

- побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты;

- ставлю конкретные вопросы (на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения);

- побуждаю учащихся к анализу жизненных явлений, приводящих их в столкновение с прежними житейскими представлениями об этих явлениях;

- сталкиваю при формулировании гипотез;

- ставлю проблемные задачи (например: с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределённостью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения на преодоление "психологической инерции";

- побуждаю учащихся к предварительному обобщению фактов.

Правила создания проблемных ситуаций.

Чтобы создать проблемную ситуацию, перед учащимися следует поставить такое практическое или теоретическое задание, выполнение которого требует открытия новых знаний и овладения новыми умениями; здесь может идти речь об общей закономерности, общем способе деятельности или общих условиях реализации деятельности. Задание должно соответствовать интеллектуальным возможностям учащегося. Степень трудности проблемного задания зависит от уровня новизны материала преподавания и от степени его обобщения. Проблемное задание дается до объяснения усваиваемого материала. Проблемными заданиями могут быть: усвоение; формулировка вопроса; практические здания. Проблемное задание может привести к проблемной ситуации только в случае учета вышеупомянутых правил. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий.

Очень трудную проблемную ситуацию учитель направляет путем указания учащемуся причин невыполнения данного ему практического задания или невозможности объяснения им тех или других фактов. Подготовленность ученика к проблемному учению определяется, прежде всего, его умением увидеть выдвинутую учителем (или возникшую в ходе урока) проблему, сформулировать ее, найти пути решения и решить эффективными приемами. Всегда ли ученик сам выходит из создавшегося познавательного затруднения?

Как показывает практика, из проблемной ситуации может быть  4 выхода:

1) учитель сам ставит и решает проблему;

2) учитель сам ставит и решает проблему, привлекая учащихся к формулировке проблемы, выдвижению предположений, доказательству гипотезы и проверке решения;

3) учащиеся самостоятельно ставят и решают проблему, но с участием и (частичной или полной) помощью учителя;

4) учащиеся самостоятельно ставят проблему и решают ее без помощи учителя (но, как правило, под его руководством).

Проблемная ситуация преследует следующие дидактические цели:

1) привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности;

2)поставить его перед таким познавательным затруднением, продолжение которого активизировало бы мыслительную деятельность; помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения; побудить ученика к активной поисковой деятельности; помочь ему определить границы актуализируемых ранее усвоенных заданий и указать направление поиска наиболее рационального пути выхода из ситуации затруднения.

Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу учащихся, создаёт благоприятные условия для решения коммуникативных способностей детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, классифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи. Всё это ведёт к достижению  самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д. Использование технологии проблемного обучения позволяет развивать интеллектуальную компетентность младших школьников, повышать качество образования.

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Игровые технологии на уроках в школе дают возможность повысить у учащихся интерес к учебным занятиям, позволяют усвоить большее количество информации, основанной на примерах конкретной деятельности, моделируемой в игре, помогают ребятам в процессе игры научиться принимать ответственные решения в сложных ситуациях.  Использование игровых форм занятий ведет к повышению творческого потенциала обучаемы, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины.
             Дидактическая игра может являться и формой обучения, так как она имеет свою структуру организации, выражающуюся в виде согласованной деятельности учителя и учащихся. Это формирует учебно-познавательную компетенцию, включающая способы организации целеполагания и планирования. Она позволяет пробуждать и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшить наглядность учебного материала, сделав его, таким образом, более доступным, а также интенсифицировать самостоятельную работу и вести ее в индивидуальном темпе. Это формирует компетенцию анализа и самооценки.
Дидактическая игра применима ко всем типам урока и учитель имеет неограниченный выбор при определении темы урока, на котором будет проводиться игра.

Игра может проводиться на разных этапах урока. В начале урока цель игры — организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. Это формирует коммуникативную компетенцию, включающую поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование.

Цель игр, проводимых на уроках, — пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. Дидактическая  игра — это одно из действенных средств, способных вызвать интерес к занятиям.
Функции игр как метода изучения русского языка в школе:

Первая функция — облегчать учебный процесс, оживлять его. Эту роль выполняют сказочные элементы, занимательные картинки, подбор занимательных текстов и пр.
Вторая функция — «театрализация» учебного процесса: игровые формы вводят ролевой элемент, например вымышленных персонажей. Артистические приемы используются в ролевых диалогах, в чтении по ролям, в инсценировании басен, сказок, в составлении силами самих учащихся различных упражнений, задач и даже в составлении страниц предполагаемого учебника.
Третья функция — соревновательная. Игра вносит элемент соревнования, конкурса, возбуждает активность, стремление к лидерству, от простейших случаев игра переходит к олимпиадам, к тестированию, к литературному творчеству, к соревнованию.

Результативность дидактических игр зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.

Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, усваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого учителя начальной школы.

Систематическое использование игровой технологии позволяет формировать ключевые компетентности учебно-познавательной деятельности: способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умения отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

 

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ  ТЕХНОЛОГИИ

 

Главной целью внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс должно стать появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды.  Сегодня начальная школа представляется иначе. Она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс.

При условии дидактически продуманного применения ИКТ в рамках урока появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса. Они открывают обучающимся доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся.

При использовании ИКТ стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.

Информационные технологии можно применять  на всех учебных предметах. Для  урока русского языка выпустили:  тренажёр «Грамотное письмо», где дети на компьютерах выполняют практические задания разных видов; сборник дидактических материалов «К грамотности ступенька», содержащий пакет комбинированных компьютерных программ, которые включают демонстрационно-тренировочный, контрольно-тренировочный и тестирующий модули. При обучении чтению в 1 классе на уроках обучения грамоте  электронное учебное пособие «Азбука». Пособие содержит разнообразный интересный иллюстрированный и озвученный материал для звукобуквенного анализа слова, слоговой структуры слова, изучения некоторых орфограмм. Иногда использую данное пособие и на уроках русского языка. Яркие рисунки, необычные, интересные задания, включённые в «Азбуку», способствуют повышению интереса к родному языку у младших школьников, позволяют в игровой форме познакомиться с учебным материалом, предоставляют широкие возможности для самоконтроля и учебной рефлексии. Дифференциация процесса обучения по данному пособию достигается с помощью выбора заданий различного уровня сложности.

Для уроков  математики выпустили диск «Математика в играх и задачах». Данное пособие содержит разнообразный материал по многим темам, изучаемым в начальной школе. Разнообразные виды заданий, разные по степени сложности, помогают развивать познавательные и творческие способности каждого обучаемого.

ИКТ помогает быстро  оценить знания учащихся и выявить недоработки учителя по той или иной теме, при использовании  компьютерных тестовых заданий.

Главное: при выполнении тестовых заданий участвуют и глаза, и мозг, и руки учащихся, а игровые элементы имеют немаловажное значение в развитии у них интереса к выполняемой работе, а, следовательно, поддержании необходимого уровня интенсивности процесса обучения.

Кроме тестов  можно использовать  кроссворды, схемы, таблицы, с которыми учащиеся работают непосредственно на компьютере, самостоятельно изучая материал урока и по очереди работая на компьютере по определенному алгоритму.

На всех учебных предметах, в качестве дополнительного и развивающего материала, можно использовать видеодиски «Современная универсальная российская энциклопедия Кирилла и Мефодия», «Классическая музыка», «Интерактивная энциклопедия – открытая дверь в мир науки и техники», «Красота в музыке и живописи», «Русские писатели и поэты».

Наиболее удачной формой использования ИКТ в образовательном процессе являются презентации, созданные при помощи программы Microsoft Power Point. Главное в презентациях – тезисность, информативность, наглядность, увлекательность.

Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности учителя для введения учеников в увлекательный мир, где им предстоит самостоятельно добывать, анализировать и передавать другим информацию. Научить ребёнка работать с информацией, научить учиться - важная задача современной начальной школы. В данной статье я описала лишь основные направления использования ИКТ при обучении в начальной школе. ИКТ я широко использую при организации внеклассной работы учащихся. Прежде всего, это подготовка и оформление различных докладов, проведение внеклассных мероприятий и игр.

В своем выступлении я сделала сообщение о нескольких  технологиях компетентностного образования, которые приемлемы для нашего образовательного учреждения. Использование этих технологий способствует развитию компетенций у младших школьников.

Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России. Начального звена школы, как важного и неотъемлемого этапа образования личности, касаются все мировые тенденции и инновации: личностно ориентированный подход, информатизация, интеграция и др. К числу таких тенденций относится и компетентностный подход, появление которого связано, прежде всего, с кризисом образования, состоящим в противоречии между программными требованиями к ученику, запросами общества и потребностями самой личности в образовании.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход в обучении младших школьников

Выступление на педсовете, в котором расскрывается компетентностный подход в обучении мл. школьников (на примере математики). Образовательные программы начальной школы уже сейчас позволяют формироват...

Самоанализ педагогического опыта Организация учебно-воспитательного процесса в классах компенсирующего обучения на основе компетентностного подхода

Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России.В эпоху Интернета и электронных средств...

Внедрение компетентностного подхода в воспитательный процесс на примере личностно ориентированного КТД

Коллективное творческое воспитание – особый способ организации жизнедеятельности детей и взрослых, предполагающий совместную деятельность, направленную на улучшение совместной жизни. Коллективное твор...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ

Раскрытие понятия компетентностного подхода  в образовании осуществляется с помощью презентации, которая дает нам наглядное представление об этой теме....

Компетентностный подход в учебном процессе начальной школы

Информация о компетентностном подходе в учебном процессе начальной школы...

«Компетентностный подход в обучении в начальной школе»

В условиях модернизации общего образования приоритетной целью каждой ступени становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию....