Проект "Экологическое воспитание младших школьников".
методическая разработка (4 класс) по теме

Антипова Александра Леонидовна

Острота экологических проблем выдвинула перед школой задачу огромной важности: воспитание учащихся в духе бережного отношения к природе, охране природных богатств. Данный проект является частью учебно-воспитательной работы, проводимой в школе, и имеет следующие направления: формирование экологической культуры, исследовательская деятельность, проектная деятельность, приобщение к практической деятельности по охране окружающей среды. Классным руководителям, учителям начальных классов поможет при организации и планировании работы по экологическому воспитанию школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie.docx14.94 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Экологическое воспитание младших школьников».

«Сохраним Храм родной природы».

Актуальность проекта.

     С раннего детства ребенок проявляет интерес к объектам живой и неживой природы. Он радуется, увидев распустившийся цветок, восхищается подвижными жучками и бабочками, быстро бегающими муравьями. С каждым годом открывает для себя новый мир. Поддерживая интерес ребенка к окружающему, взрослым следует помнить о воспитании бережного отношения к природе.

     Что для этого нужно?

      Во-первых, взрослые сами должны любить природу.

      Во-вторых, показывать пример бережного отношения к природе.

     В-третьих, привлекать детей к природоохранной деятельности.

     Острота экологических проблем выдвинула перед школой задачу огромной важности: воспитание молодого поколения в духе бережного ответственного отношения к природе, охране природных богатств. Основываясь на приобретенный ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром, необходимо формировать основы нравственно-экологической позиции младшего школьника за счет наблюдений различных состояний окружающей среды, первоначальных оценок деятельности людей, выполнения предложенных учителем правил поведения.

Описание проекта.

     Задача данной программы состоит в обеспечении комплексного подхода к формированию экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы. Конечным результатом должно стать не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать природную среду.

Проект является составной частью плана учебно-воспитательной работы с классом и включает следующие направления:

- формирование экологической культуры;

- исследовательская деятельность;

- проектная деятельность;

- приобщение к практической деятельности по охране окружающей среды.

Проект определяет тесное взаимодействие всех заинтересованных лиц на основе реального участия в общих делах по охране окружающей среды.

Цель :

     Формирование экологической культуры младших школьников, воспитание новых ценностных ориентаций.

Задачи:

     - Реализация комплексных задач экологического воспитания: образовательных, воспитательных, оздоровительных.

     - Формирование экологического сознания, знаний и опыта деятельности по сохранению природы.

 Сроки реализации проекта: 2010 – 2012 годы.

Этапы реализации проекта.

1. Организационный: август 2010 г.

- Вовлечение заинтересованных лиц, общественности в работу по экологическому воспитанию младших школьников.

- Подготовка нормативно-правовой базы, учебно-методическое обеспечение.

2. Основной: сентябрь 2010 – май 2012 гг.

- Реализация плана работы, проекта по экологическому воспитанию школьников.

- Вовлечение учащихся в практическую природоохранную деятельность.

- Внедрение новых форм работы.

3. Заключительный (аналитический): июнь 2012 г.

- Анализ деятельности по экологическому воспитанию младших школьников.

- Создание банка методических разработок по экологическому воспитанию школьников.

- Подготовка предложений природоохранной деятельности.

Содержание проекта.

1. Формирование начал экологической культуры в младшем школьном возрасте.

2. Изучение экосистемы родного края.

3. Проведение исследовательской деятельности в природе.

4. Приобщение учащихся к практической деятельности по охране окружающей среды.

5. Проектная деятельность.

Формы работы.

1. Экскурсии «Природа родного края».

2. Наблюдения за природой в разные времена года.

3. Праздники.

4. Классные часы.

5. Проекты, презентации.

6. Сочинения, эссе, письма.

7. Экологические игры.

8. Конкурсы, викторины.

9. Практическая деятельность.

10. Составление гербариев.

Ресурсы и источники экологического воспитания.

1. На этапе познания:

- библиотека имени Шолохова, музей донской литературы;

- школьная библиотека: экспозиция «Сбережём родную природу»;

- справочники, энциклопедии;

- интернет – ресурсы.

2. На этапах исследовательской и практической деятельности:

- хвойный и лиственный лес;

- местные озера;

- реки Северский Донец и Большая Каменка;

- шахтные терриконы;

- животные и птицы нашего края.

Практическая реализация проекта.

1. Интеллектуальный марафон «Хочу всё знать».

2. Весенняя экскурсия в лес «Первоцветы».

3. Наблюдения за животными и птицами.

4. Интеллектуальные игры «Умники и умницы», «В гостях у Лесовичка».

5. Проектная деятельность: «Лес и человек», «Сохраним Храм родной природы», «Животные нашего леса», «Наши водоемы».

6. Презентация проектов.

7. Конкурсы рисунков «Уголок родной природы», «Запрещающие знаки леса».

8. Классный час «Лесные правила вежливости» или «Экологическая культура младших школьников».

9. Сочинения «О чем рассказали деревья», «Письмо зеленому другу»,

10. Акция «Помоги птицам зимой».

11. Исследование водоемов и родников.

12. Практическая деятельность: шефство над поселковым парком, акция «Посади дерево».

13. Заключительный праздник «Земля – наш общий дом».

Ожидаемые результаты.

     В результате реализации проекта по экологическому воспитанию младших школьников будут заложены основы сознательного отношения к природе, понимания взаимосвязи растений и животных с внешними условиями, их приспособленности к среде обитания, зависимости жизни от воздействия внешних факторов деятельности человека. Дети станут добрее, овладеют навыками ухода за растениями и птицами.

     В результате массовых форм экологического воспитания учащиеся будут с удовольствием выполнять работы по благоустройству и озеленению поселка, помещений и территории школы. Произойдет укрепление взаимосвязей школы, семьи и общественности.

     Основным критерием эффективности экологического воспитания явится широкое участие школьников в природоохранной деятельности, дисциплина и порядок, нетерпимое отношение к случаям неуважительного отношения к природе.   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...