Построение учебно-познавательной деятельности на уроке.
статья по теме

Выступление на педсовете, раскрывает особенности исследовательской работы на разных уроках, результативные способы формирования исследовательских навыков в структуре современного урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sovremennaya_nachalnaya_shkola.doc175.5 КБ

Предварительный просмотр:

Полякова Елена Александровна

Учитель начальных классов

НОУ «Школа-интернат №8 ОАО «РЖД»

Построение учебно-познавательной деятельности на уроке.

Современная начальная школа - важнейшее звено в системе непрерывного образования развивающейся личности. Она призвана обеспечить формирование общих способностей и эрудиции ребёнка, сохраняя при этом индивидуальность и здоровье. Но знания не приобретаются сразу в готовом виде, только в процессе собственной активной деятельности происходит развитие ребёнка.

Следовательно, чтобы выполнить социальный заказ общества, необходимо рассматривать процесс развития ребёнка не как умение воспроизвести знания (репродуктивная деятельность), а как развитие его учебно-познавательной деятельности, требующей оригинальных путей достижения навыка исследования.

Общеизвестно, что ребёнок, который приходит в школу, является исследователем по своей природе (не зря их называют «почемучками»). Любопытство, перерастающее в любознательность, составляет первооснову будущей исследовательской деятельности. Исследовательское поведение - один из важнейших источников получения ребёнком представлений об окружающем мире, а подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира, получил название «исследовательский». Основная цель - формирование у учащихся умения самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится первостепенной задачей современного образования.

Известный швейцарский психолог Ж. Пиаже, который занимался проблемами обучения и развития интеллекта, утверждал, что у человека присутствует стремление быть в активном поиске новых задач и их решений. Он постоянно подчёркивал, что часто, обучая детей конкретным навыкам, мы лишаем их шанса сделать собственное открытие...

Для формирования и развития навыков исследовательской работы на уроках в первую очередь важно обратить внимание на отбор содержания. Появившиеся новые программы, учебники, учебно-методические комплекты позволяют учителю сделать свой выбор.

Отбор содержания высвечивает одну грань развивающего эффекта обучения. Другая зависит от построения учебно-познавательной деятельности на уроке. Сегодня структура урока стала более гибкой, что приводит к инновационным типам и формам обучения. Исследование как способ обучения возникает при соблюдении следующих условий:

  1. Отсутствует очевидность ответа, и результат достигается только с помощью полученных ранее знаний;
  2. Ученик встречает препятствие, в результате создаётся ситуация поиска, исследования. Он должен приобрести новые знания, которые и определят успех решения учебной задачи:
  3. При исследовании допускается высказывание разных версий и предложений, в ходе обсуждения которых рождается общий вывод;
  4. Учитель при исследовании определяет общее направление поиска. Помогает определить объективность и существенность доказательств, при этом не даёт никаких указаний, выполняя роль координатора.

Результативные способы формирования исследовательских навыков в структуре современного урока.

Учебная поисковая деятельность.

        Она может быть индивидуальной, парной, групповой, коллективной. Объединением по интересам, может осуществляться как под наблюдением учителя, так и самостоятельно. Результативным способом развития навыков является вопрос - яркий показатель детской познавательной потребности и любознательности. В процессе учебной деятельности их задают как дети, так и учитель. Вопрос учителя должен быть образцом: кратким, понятным, ясным, соответствовать дидактическим целям.

        Так, например, на уроках математики конкретные математические знания являются базой для организации исследовательской интеллектуальной деятельности, что позволяет осуществить развивающую функцию в обучении математике как поисковом процессе.

        На этапе изучения нового материала (I класс) целесообразно использовать следующие нестандартные задания:

  1. Дату «первое сентября» можно записать так:

1.09.

        Запишите так же даты: третье февраля, шестое июня, десятое октября, пятое апреля, второе августа (для выполнения задания потребуются календари).

  1. Назови по порядку цифры индекса каждого почтового отделения.

127410        312854        607298

        Запиши на конверте индекс своего почтового отделения (для этого задания потребуются почтовые конверты).

  1. Прочитай по порядку цифры штрих-кода, изображённого на упаковке тюбика зубной пасты (коробочки от зубной пасты подготовить заранее каждому индивидуально).
  2. Подчеркни только те примеры, ответы на которые ты хорошо помнишь.

6+8

7+5

9+1

9+9

8+8

5+9

3+4

6+7

8+7

                На этапе закрепления и повторения пройденного рекомендуется предлагать задания, в которых отсутствуют конкретное условие и вопрос.

• Рассмотри рисунок, составь самостоятельно условие задачи и ответь на вопросы:

  1. Сколько стоят пирожное и открытка; маска и пирожное; открытка и маска; пирожное, маска и открытка?
  2. Сколько сдачи ты получишь с 20 рублей, если купишь открытку? Открытку и пирожное? Маску и открытку?
  3. Ты хочешь купить 2 открытки. Сколько это будет стоить?
  4. Составь свои вопросы к задаче.
  1. Вспомни и назови несколько животных, которые относятся к млекопитающим. Рыбам, птицам, пресмыкающимся, насекомым. Каких ты знаешь животных, которые в природе имеют зелёную окраску? (умение находить среди названных предметов один, обладающий указанными свойствами, а затем выделять из данного множества предметов несколько предметов по их свойствам лежат в основе обучения первоклассников действию классификации).
  1. Составь задачи о млекопитающих, используя следующие данные:

        Благородный олень - длина его 2м, 15 см занимает хвост, высота - 150см.

        Белый медведь - длина более 3 м, масса - 1т, чует добычу за 5-7 км, сразу съедает от 10 до 25кг.

        Крокодил - обитает на земле 21 вид, в кладке от 10 до 100 яиц, длина только что вылупившегося крокодильчика всего 20-30см, через 10-15 лет длина взрослого крокодила достигает 8м. (для составления и решения подобных задач используются таблицы единиц измерения массы, длины, времени).

Проблемный метод

        Под проблемой обычно понимают явно сформулированный вопрос, а чаще всего комплекс вопросов, возникающих в ходе познания. Однако древнегреческое слово «problema» в буквальном переводе звучит как задача, преграда, трудность. Проблема - это затруднение, неопределённость. Чтобы ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения.

        Жанры обозначаются геометрическими фигурами: сказка - круг, рассказ - прямоугольник, стихотворение - треугольник. Тема чтения заменяется цветом: о Родине - красный, о детях - жёлтый, о природе - зелёный, о животных - коричневый, о приключениях, фантастике, волшебстве - синий или фиолетовый.

        Составление плана с использованием «заместителей» героев. Например: Заяц - 3, Волк - В, Медведь - М, т.е. «заместителем будет являться печатная буква, обведённая кружком.

Вот так выглядит схематический модельный план к русской народной сказке «Колобок»:

        Теперь рассмотрим последовательность выполнения операций при моделировании обложки. Для моделирования у детей должны быть чистые листы бумаги и наборы цветных карандашей. Учитель работает у доски. А каждый ученик на своём рабочем месте.

        Например, дети прослушали сказку В. Г. Сутеева «Яблоко».

        Учитель. Что я вам читала? Покажите.

        Дети на листочках рисуют «заместитель» сказки и закрашивают круг коричневым цветом. Ученики показывают учителю свои работы с указанием «заместителя» жанра. Учитель видит работу каждого ученика.

  1. Сравните свои работы с образцом. У кого так - поставьте знак «+». У кого не так? Почему нарисовали круг?

        Дети. Мы читали сказку.

        У. О ком эта сказка?

        Д. О зайце, вороне, медведе, еже.

        У. Как сказать одним словом?

        Д. О животных.

        У. Покажите на модели обложки.

  1. Хотите узнать фамилию автора? Эту сказку написал Сутеев. Нарисуем красную рамочку.

                Дети рисуют.

  1. Покажите фамилию автора.

        Дети ставят пальчик на «заместитель» и проговаривают: «Сутеев».

  1. Кто написал эту сказку?

        Д. Сутеев.

        У. Какой заголовок подходит к этой сказке?

        Дети предлагают свои варианты заголовков: «Заяц и яблоко», «Яблоко», «Осень» и т.д.

        С первых уроков проводится большая работа с текстом. Озаглавливание текста - результат этой работы, свидетельствующий о понимании устранить проблему, требуются действия направленные на исследование всего, что связано с конкретной проблемной ситуацией.

        Использование различного типа логических задач на уроках «Окружающий мир» поможет придать обучению поисковый характер, развить у учащихся способность к избирательному использованию знаний и поиску наиболее целесообразных действий при решении учебных задач. Так, например, на организационном этапе не объявляется тема и задачи урока. Перед детьми ставится проблема определить их самостоятельно в процессе урока.

        Можно использовать различные типы логических задач: поиск ошибки, классификацию, сравнение различных объектов природы, нахождение соответствующего символа (знака) и др.

        Например, задания «найди ошибку» не только позволяют проверить наличие знаний, умение соотнести истинное и ложное, но и учат элементам самоконтроля: найдя ошибку, ученик должен объяснить, как её исправить.

        К примеру, дети анализируют предложение: В лесу нам осень подарила грибы, орехи, яблоки и рябину.

        Один ученик говорит, что здесь есть ошибка («Яблоки в лесу не растут»), другой замечает, что здесь ошибки нет («Когда мы были в лесу, видели яблоню. На ней было много яблок»). Учитель спрашивает: кто прав и каким образом могла вырасти в лесу яблоня? После обсуждения дети приходят к выводу: «Действительно, в лесу можно встретить дикую яблоню. Она выросла из семечка, которое могло попасть сюда случайно».

        Примеры задач на классификацию:

  1. «Раскрась только то, что относится к живой природе».
  2. «Дополни схему рисунками».
  3. «Раздели предметы на две группы так, чтобы...» - и др.

Моделирование

        Для развития познавательной деятельности ребёнка важную роль играет моделирование или конструирование модели. Модель направляет мысль, помогает выделить главное, проникнуть в суть учебной задачи. Так включается наглядно-образное мышление, что обеспечивает целостное восприятие. Моделировать можно не только конкретную арифметическую задачу, но и способ действия, например, алгоритм деления многозначных чисел.

        Но данный метод отлично работает не только на уроках математики. Нам очень понравилась идея JT. Ефросининой - введение «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и модели обложки на уроках литературного чтения. Этот метод позволяет включить каждого ребёнка в активный познавательный процесс, сформировать специальные читательские умения (умение содержания произведения, но шестилетние первоклассники легко справляются с такими непростыми заданиями).

        В итоге у всех получается модель первой страницы обложки.

        Этот метод используется на этапе работы с содержанием произведения и формирования специальных умений и на этапе обобщения и подведения итогов. Учитель выявляет, чему научились дети, какое новое произведение вошло в их круг чтения, как оно называется. К концу урока у ребёнка есть модель обложки на листочке и вся работа, которую выполняли на уроке(рисунки, схемы, слова и предложения). Из этих листочков можно сделать книжку-самоделку сразу вместе с детьми, т.е. итогом урока будет книга-самоделка, в которую войдут работы детей.

Игра

Особая роль в формировании исследовательской деятельности отводится игре. Интеллектуальная или дидактическая игра решает воспитательные, учебные и развивающие задачи. С её помощью можно проверить уровень полученных знаний, стимулировать поисковую работу, развивать смекалку, сообразительность, формировать логическое мышление, расширять кругозор, она пробуждает желание творить.

Так как игры проводятся систематически, дети с удовольствием втягиваются в поисковую деятельность, находят математические головоломки, фокусы, а также сами зашифровывают слова, составляют загадки, кроссворды.

Присутствие игры на уроке правомерно только тогда, когда она служит методом обучения, а не средством развлечения уставших детей.

Разработана система постепенно усложняющихся дидактических игр, в которых последовательно закрепляются все те знания, которые получают дети. Эти игры требуют особого искусства педагога - ведь в них, с одной стороны, должно быть правильно и точно передано учебное содержание, а с другой стороны, придать этому содержанию развлекательный, эмоциональный характер, чтобы учебная задача выступала как игровая.

Педагогически эти игры ценны тем, что позволяют учесть индивидуальные особенности детей, давать им игровые задания в точном соответствии с их уровнем знаний, незаметно для класса помочь в игре слабому ученику.

Игры и игровые упражнения на уроках «Обучения грамоте»

ИГРА «Как тебя зовут?»

Это игровое упражнение вводится для закрепления знаний детей о гласных и согласных звуках.

Учитель предлагает выйти к нему всех детей, имена которых начинаются с гласного звука. Имя каждого ребенка громко называется, и класс определяет, с какого звука оно начинается, гласный он или согласный.

Учтите, что среди вышедших к доске детей обязательно окажутся и такие, имена которых начинаются согласных звуков, а за партой останется кто- нибудь с именем, начинающимся с гласного звука. Мы уже не однократно говорили, как выходить из ситуации, когда дети ошибаются. Не забудьте об этом и в данном случае.

На следующем уроке пригласите к себе детей, чьи имена начинаются с согласного звука. Дети с удовольствием вслушиваются в свои имена, сравнивают их.

ИГРА «Назови похожее»

Эта игра вводится для отработки следующей учебной операции - различения твёрдых и мягких согласных звуков. Игру хорошо проводить с мячом. Учитель бросает мяч ребенку и называет слово, которое начинается с любого согласного звука. Ребенок должен вернуть мяч учителю, назвав другое слово с этим же самым согласным звуком или с любым твердым согласным (условия игры оговариваются заранее). Учтите, что назвать слово с таким же звуком ученику легче.

1-й        вариант: учитель - сыр, ученик - сок.

2-й        вариант: учитель - сыр, ученик - молоток.

3-й        вариант: учитель - кит, ученик - кино.

4-й        вариант: учитель - кит, ученик - лента.

        Затем можно усложнить игру: учитель называет слово, начинающееся с твердого согласного звука, ребенок отвечает словом, начинающимся с его мягкой пары или с любого мягкого согласного звука.

5-й        вариант: учитель - рука, ученик - река.

6-й        вариант: учитель - рука, ученик - мясо.

7-й        вариант: учитель - вилка, ученик - вода.

8-й        вариант: учитель - вилка, ученик - молоко.

При проведении этих игр учитель должен очень постепенно усложнять задачу, переходя от одного варианта к другому, и помнить о необходимости в любой момент оказать незаметную помощь.

В этих играх с мячом важно учесть еще и «техническую» сторону: мяч нужно фактически давать почти в руки ребенку, избегать ситуаций, когда мяч падает, и весь класс с визгом бросается его ловить. То есть в данной игре вы отрабатываете не ловкость детей и не их координацию - перед вами (и учениками) стоит учебная задача различения твердых и мягких согласных звуков.

ИГРА «Найди свой домик»

Эта игра вводится для запоминания правил написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков.

Все ученики получают по одной гласной букве, а два ребенка берут фишки: один - синюю, другой - зеленую. Эти дети - ведущие. Ведущих выбирают из школьников, которые отлично усвоили учебную задачу, не делают ошибок в самостоятельной работе. Дети-буквы гуляют по классу; по сигналу учителя они должны занять свое место в синем или зеленом домике.

Каждый ведущий проверяет буквы и пропускает в свой домик только те из них, которые пишутся после его согласного звука.

Учитель не вмешивается в игру, не подменяет ведущих. Если один из них ошибся и впустил в свой домик букву, которой там быть не должно, дети- буквы сами обнаруживают это по просьбе учителя: «проверьте все вместе, не попала ли в ваш домик какая-нибудь лишняя буква».

Дети очень любят эту подвижную игру, с удовольствием в нее играют и хотят быть ведущими - проверяющими. Учителю стоит всячески подчеркивать значимость ведущих, их хорошие знания, ответственность, необходимые для выполнения роли звука. Это стимулирует остальных учеников класса занять это место, следовательно, правильно решать, соответствующие учебные задачи на уроках.

Необходимо включать игры в каждый урок, а если вы каждый этап урока можете завершить соответствующей игрой, вы очень скоро заметите, как растут знания ваших учеников, как быстро формируются их желание и умение учиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Интегрирование учебных дисциплин и активизация учебно - познавательной деятельности младших школьников»

Основной формой организации процесса интеграции предметов в начальной школе является интегрированный урок, особенностью которого выступает то, что его могут вести два или три, а может быть и б...

Пути формирования учебно-познавательной компетенции обучающихся на уроках окружающего мира (УМК «ПНШ»)

Презентация  демонстрирует методы, приёмы и формы работы, формирующие учебно-познавательные компетенции обучающихся на уроках окружающего мира (УМК «ПНШ»)...

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках...

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках

Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках...

Доклад на тему: «Формирование учебно-познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления»

Цель данной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни....

Формирование учебно –познавательной мотивации обучающихся на уроках через технологию развития критического мышления.

Инновационные изменения в обществе определяют потребность в творческих, интеллектуально развитых выпускниках. В условиях модернизации российского образования ученик должен уметь самостоятельно мыслить...