Интерактивные формы организации учебной деятельности младших школьников
учебно-методический материал
Какие же можно назвать эффективные методы и приемы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся? «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» - всем известное высказывание. Но для этого педагогу важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей каждого учащегося и системно на каждом уроке использовать оптимальные методы мотивации в целях реализации личностно-ориентированного развивающего подхода.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_metody_obucheniya.docx | 45.77 КБ |
interaktivnye_metody_obucheniya_2.pptx | 770.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивные формы организации учебной деятельности младших школьников
Дата выступления: март, 2018
Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму.
Китайская притча.
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать, но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Какие же можно назвать эффективные методы и приемы, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся? «Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» - всем известное высказывание. Но для этого педагогу важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей каждого учащегося и системно на каждом уроке использовать оптимальные методы мотивации в целях реализации личностно-ориентированного развивающего подхода
Основной педагогической идеей является применение в учебно-воспитательном процессе таких методов и приемов, которые заинтересуют, вовлекут в урок всех учащихся , будут способствовать активизации познавательной активности, эффективному усвоению новых знаний и способов их получения.
Интерактивное обучение — это форма организации познавательной деятельности, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения и является залогом успешности учащихся.
По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.
Основной педагогической идеей является применение в учебно-воспитательном процессе таких методов и приемов, которые заинтересуют, вовлекут в урок всех учащихся , будут способствовать активизации познавательной активности, эффективному усвоению новых знаний и способов их получения.
Значение интерактивных форм и методов обучения.
Основное значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:
· Стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов.
· Повышение уровня активности и самостоятельности учащихся.
· Развитие навыков анализа критичности мышления, взаимодействия, коммуникации.
· Саморазвитие и развитие, благодаря активизации мыслительной деятельности и взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Современные классификации дидактических методов.
Метод обучения – это способ взаимосвязанной деятельности преподавателей и учащихся, направленный на решение комплексных задач учебного процесса.
Имеется несколько классификаций методов обучения. Среди педагогов распространена традиционная классификация, отраженная во всех учебниках дидактики: методы словесные, наглядные, практические. В основе этой классификации лежит способ предъявления информации обучаемым. Если в основу классификации положить степень самостоятельности ученика в приобретении знаний, получим другой набор: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский. Существует также и классификация: объяснительно-иллюстративный, программированный, проблемный, модельный. Такие методы и принято сегодня называть интерактивными.
Интерактивные методы – способы усиленной целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой и межсубъектного взаимодействия всех участников учебного процесса для создания оптимальных условий развития .
При интерактивном обучении важно научить ученика работать во всем цикле:
- поиск и вычленение ведущих проблем
-выстраивание проблем по степени значимости,
-анализ проблем,
-определение целей, задач направлений деятельности,
-наработка возможных вариантов решений,
-выбор наилучших решений,
-определение механизма решения проблем,
-составление программы и плана работы.
Какие же можно назвать методы активизации познавательной деятельности учащихся.
1. Применение нетрадиционных форм урока.
Существует несколько десятков типов нестандартных уроков, их названия дают некоторое представление о целях, задачах, методике их проведения. Наиболее распространенные: уроки-погружения, уроки-соревнования, театрализованные уроки, уроки взаимообучения учащихся, уроки поиска истины и т.д. Практиковать такие уроки следует всем педагогам, но превращать нестандартные уроки в главную форму работы, водить их в систему нецелесообразно из-за отсутствия серьезного познавательного труда.
2. Использование нетрадиционных форм учебных занятий
- Интегрированные, объединенные единой темой или проблемой.
- Комбинированные, способствующие длительной концентрации внимания и системному восприятию учебного материала.
- Проектные занятия, направленные на воспитание культуры сотрудничества и культуры умственного и творческого труда.
Проектная работа может быть этапом урока, отдельным занятием, иметь более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя)
3. Применение игровых форм, методов и приемов обучения.
Игровые формы:
· Ролевые
· Дидактические
· Имитационные
· Организационно-деятельностные
4. Широкое применение проблемно-задачного подхода (системы познавательных и практических задач, проблемных вопросов, ситуаций).
Виды ситуаций:
· Ситуация выбора, когда нужно из имеющихся уже решений выбрать правильное.
· Ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных.
· Ситуация-конфликт которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей.
· Ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей необычностью.
· Ситуация-предложение, когда преподаватель вовлекает учащихся в активный поиск новых закономерностей.
· Ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какого-либо решения.
5. Использование всех форм учебной работы учащихся.
Формы учебной работы:
· Коллективные
· Групповые
· Индивидуальные
· Фронтальные
· Парные
6. Повышение удельного веса интерактивных методов обучения. Какие же методы являются интерактивными? В основу интерактивных методов положены степень самостоятельности учащихся в приобретении знаний и уровень исследовательской деятельности учащихся, они напрямую связаны между собой и помогают оценить степень активности учащихся.
7. Использование всех методов мотивации и стимулирования учащихся.
Под мотивацией понимают совокупность движущих сил, побуждающих человека к деятельности и придающих этой деятельности определенный смысл. У учащихся может и должна быть сформирована устойчивая мотивация в саморазвитии, приобретении новых знаний и умений. Мотивация саморазвития обусловлена желанием стать более успешным. Выделяют 4 группы методов мотивации:
- Эмоциональные: поощрение, создание ситуаций успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор заданий, удовлетворение желания быть значимой личностью.
- Познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих задании.
- Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование умения осуществлять рефлексию, прогнозирование будущей деятельности.
- Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.
Таким образом, мотивация является основным условием интерактивного обучения, поэтому для любого педагога важно выявить наличие и содержание образовательных потребностей учащихся, и системно на каждом уроке использовать оптимальные методы мотивации в целях реализации личностно ориентированного развивающего подхода.
Приобретаемые знания становятся личностно-значимыми, эмоционально-окрашенными, так как ученик побывал в роли участника событий. Игровая форма работы создает определенный настрой, который обостряет мыслительную деятельность учащихся. Создается атмосфера раскованности, свободы мышления, мнения учителя и ученика становятся разнозначными, так как учитель оказывается в роли зрителя.
Коллективная работа позволяет научить деловому общению. Интерактивное обучение – это обучение, основанное на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействии .
Практика:
Изучив и проанализировав литературу, я решила использовать интерактивные методы для обучения младших школьников уже с первого класса. Это помогает мне сделать процесс обучения более осмысленным, логически завершенным, эмоционально положительно окрашенным, и как следствие – более эффективным. Использование интерактивных методов позволяет мне развивать у учащихся такие качества личности, как волю, активность, доброжелательность, умение взаимодействовать друг с другом, доказывать свое мнение и принимать мнение других.
- Развитию связной речи, созданию целостной картины способствует метод «Пазл», который помогает организовать работу в группе, совершенствовать навык чтения. В первом классе я использовала этот метод для построения логических цепочек на уроках по предмету «Человек и мир», математика . В последующих классах на уроках литературного чтения я даю для работы в группе фрагменты текста на определенную тему. Из этих фрагментов каждая группа составляет текст. После того как все группы прочитают свои тексты вслух, прошу повторить тексты соседних групп. Это позволять не только развивать коммуникативные навыки работы в группе, но и стимулирует внимание, умение слушать и воспроизводить услышанное, повышает ответственность учащихся. Этот метод можно использовать при обучении подробному и краткому пересказу.( познавательные УУД)
- Помня о том, что важная роль в возникновении учебно-познавательных мотивов принадлежит учебной проблеме, я на уроках применяю элементы проблемного обучения. Проблемные ситуации я использую при организации практической работы, при столкновении учеников с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического объяснения, при побуждении учащихся к сравнению, сопоставлению. Например, на уроке обучения грамоте при объяснении темы «Мягкий знак – показатель мягкости согласных на конце слов» проблемная ситуация возникает, когда ученики сталкиваются с новым фактом – буквой мягкий знак – и затрудняются, к какой категории изученных букв ее отнести .На уроке по предмету «Человек и мир» при изучении темы «Дикие звери зимой» проводится игра «В зимнем лесу», в ходе которой формулируется проблема «Почему одних животных можно встретить в зимнем лесу, а других нет?». Анализируя различные характеристики (внешний вид, питание), ученики приходят к выводу, что же влияет на образ жизни животных.
В одних случаях учащиеся сталкиваются с фактами, объяснить которые они не могут. Возникает необходимость в новых знаниях. Следовательно, у учащихся повышается мотивация овладения новым материалом. В других случаях учащиеся в состоянии сами разрешить проблему. Необходимо только организовать наблюдение за явлениями и системой вопросов подвести их к самостоятельной формулировке вывода. В ходе такой работы повышается самооценка учащихся , они ощущают себя способными сделать научное открытие, что также стимулирует познавательную активность, желание учиться.
Использование разных методов интерактивного обучения предполагает высокую активность учащихся . Применение этих методов позволяет мне добиться того, что каждый ученик на уроке имеет возможность высказаться, создаются благоприятные условия для диалога, мыслительной деятельности. Они позволяют каждому учащему свободно выбирать, ощущать успех, проводить рефлексию собственной деятельности.
- Для развития познавательной мотивации, логического мышления использую метод «Сборщики». Группе или паре учащихся предлагается из отдельных слов собрать текст или правило.
- Для обобщения, закрепления, повторения изученного материала применяю метод «С мира по нитке». Учащимся предлагается написать по два-три предложения по теме урока, затем, объединившись в группы, ребята составляют рассказ, используя написанные предложения. Получившиеся рассказы представляют классу, выбирают наиболее полные и логически завершенные.
- Большую роль в воспитании самостоятельности играет обучение детей рефлексивной и оценочной деятельности, как в отношении себя, так и в отношении партнера по совместной работе . Поэтому я в своей работе широко использую различные рефлексивные методы , которые позволяют оценить состоянии эмоционально-чувственной сферы и уровень, на котором находится ребенок по овладению понятием. Для рефлексии эмоционально-чувственной сферы использую такие методы , как «Зарядка», «Цепочка пожеланий», «Острова. Для выявления степени сформированности определенного понятия наиболее целесообразным считаю использование метода «Заверши фразу». Например, «Семья – …», «Бережно относиться к природе, значит…».
- Для формирования навыков самооценки, рефлексии собственной деятельности учащимся уже с первого класса на различных уроках предлагаются варианты методики «Лесенка», такие как: «На какой цветок прилетит бабочка?», «Какой подъем преодолеет машина?» и т.д.
«Лесенка»
Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.
«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.
Рисунок «лесенки» для изучения самооценки
Инструкция (групповой вариант)
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.
Инструкция (индивидуальный вариант)
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.
Обработка результатов и интерпретация
При анализе полученных данных исходите из следующего:
Ступенька 1 – завышенная самооценка.
Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).
Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).
Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка
У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.
Ступенька 4 – заниженная самооценка
Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».
Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка
Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).
Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».
Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Приведем примеры ответов ребят, из которых сразу становится понятно, в каком направлении оказывать им помощь: «Я поставлю себя на нижнюю ступеньку (рисует кружок на пятой ступеньке), потому что мама говорит, что я невнимательный и делаю много ошибок в тетрадях». Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.
«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы. Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.
Ступенька 7 – резко заниженная самооценка
Ребенок, который выбирает самую нижнюю ступеньку, находится в ситуации школьной дезадаптации, личностного и эмоционального неблагополучия. Чтобы отнести себя к «самым плохим ребятам», нужен комплекс негативных, постоянно влияющих на школьника факторов. К несчастью, школа нередко становится одним из таких факторов.
Отсутствие своевременной квалифицированной помощи в преодолении причин трудностей в обучении и общении ребенка, несформированность положительных межличностных отношений с учителями, одноклассниками – наиболее частые причины резко заниженной самооценки. Чтобы скорректировать ее, необходима совместная деятельность учителя, школьного педагога-психолога, социального педагога (в случае неблагоприятной обстановки в семье).
Суть педагогической поддержки педагога и его психологической помощи школьникам с низкими показателями уровня самооценки состоит во внимательном, эмоционально-положительном, одобряющем, оптимистически настроенном отношении к ним.
Доверительное общение, постоянный контакт с семьей, вера в ученика, знание причин и своевременное применение способов преодоления трудностей ребенка способны медленно, но поступательно формировать адекватную самооценку младшего школьника
- Данный прием работает на развитие личностных и регулятивных умений, стимулирует развитие волевых качеств и познавательной активности. Математика. Тема: «Числа 21-100». На доске записаны примеры: 56-30, 37+60, 42+7, 30-8, 29-15, 50+24. Предлагается выбрать свой уровень задания: 1 – реши примеры, 2 – реши примеры и составь примеры с обратными действиями, 3 – дополни каждый пример действием так, чтобы в ответе получилось 100. Или тема: «Нахождение периметра прямоугольника»: 1 – Длина прямоугольника равна 8 см, ширина – 4 см. Найди периметр прямоугольника. 2 - Длина прямоугольника равна 8 см, а ширина в два раза меньше. Вычисли периметр прямоугольника разными способами. 3 - Длина прямоугольника равна 8 см, ширина 4 см. Найди периметр прямоугольника. Начерти другие прямоугольники с таким же периметром.
- Данный приём работает на развитие эмоционально-чувственной сферы, развитие воображения, речи, способностей к представлению, формирование способностей к восприятию, вырабатывает самостоятельность. Окружающий мир, 1 класс. При обобщении по теме «Животные» можно предложить игру «Волшебный зоопарк». Дети придумывают несуществующих животных, на основе имеющихся знаний. Например, животное: козаяц. Рисунок: (животное, внешний вид которого – смесь отличительных деталей от обоих животных). Рассказ: описание повадок, привычек, поведения (от каждого животного), приветствуется юмор и фантазия.
На русском языке можно использовать картинный диктант, где все или некоторые слова заменяются картинками. Дети составляют возможные предложения. Такие диктанты можно давать для работы в парах, группах. Можно добавить задание на развитие речи, например, добавить прилагательные к именам существительным. Этот приём эффективно работает при обучении написанию изложений как вариант конспектирования
- Данный приём работает на развитие внимания, наблюдательности, аналитических способностей, развитие мышления, формирует познавательные умения. Русский язык. Игра «Следопыт». Ребёнок не переписывает весь текст упражнения, а пишет текст в виде схем (слово-черта), разыскивая и обозначая изученные орфограммы, или отражает то задание, которое требуется в учебнике. Схемы могут усложняться указанием частей речи или обозначением части слова с орфограммой.
- Данный приём работает на развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, развивает навыки самоконтроля, проблемно-поисковая ситуация учит анализу. Полезно использовать какографию – умышленно ошибочное письмо. Игру можно назвать: «Редактор», «Учитель», «Корректор» и пр. Слова для проверки давать вперемешку с правильными и спорными вариантами.
- К интерактивным методам могут быть отнесены следующие: дискуссия, эвристическая беседа, «мозговой штурм», ролевые, «деловые» игры, тренинги, кейс-метод, метод проектов, групповая работа с иллюстративным материалом, обсуждение видеофильмов и т.д
- Игра – вид деятельности, который присущ и детям, и взрослым, поэтому использование данного вида деятельности в образовательном процессе известно давно, однако важным является применение такого аспекта этой деятельности, который способствует появлению непроизвольного интереса к познанию основ естественных наук. При этом должно происходить серьезное и глубинное восприятие изучаемого материала. Игра не должна привести к неправильному пониманию той или иной проблемы, обучающиеся должны проникнуться сложностью изучаемого материала и понимать, что процесс учения является не только интересной игрой. Использование разных типов игр – деловых, имитационных, ролевых для разрешения учебных проблем вносит разнообразие в течение предметного образовательного процесса, вызывает формирование положительной мотивации изучения данного предмета. Игра стимулирует активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.
При этом происходит освоение участниками игры нового опыта, новых ролей, формируются коммуникативные умения, способности применять приобретенные знания в различных областях, умения решать проблемы, толерантность, ответственность.
- Метод «мозгового штурма»
Метод «мозгового штурма» позволяет вовлекать в активную деятельность максимальное число обучающихся. Применение данного метода возможно на различных этапах урока: для введения новых знаний, промежуточного контроля качества усвоения знаний, закрепления приобретённых знаний (на обобщающем занятии по конкретной теме курса).
«Мозговой штурм» является эффективным методом стимулирования познавательной активности, формирования творческих умений обучающихся как в малых, так и в больших группах. Кроме того, формируются умения выражать свою точку зрения, слушать оппонентов, рефлексивные умения.
Образовательный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность в процессе освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Коллективный поиск истины стимулирует интеллектуальную активность субъектов деятельности. Такое взаимодействие позволяет обучающимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение, толерантность и др.
- Прогнозирование (регулятивные).
- Кодирование слов, предложений (познавательные)
- Назови одним словом…(познавательные)
- Найди общее, чем различаются…
- Разбей на группы…
- Запиши числовое выражение: 6-------------4
? -------------5
- Давайте сейчас мы с вами на примере приема Ранжирование, решим следующее задание “Что важно для меня?” Представьте себе, что вы собираетесь отправиться путешествовать на необитаемый остров. Вы можете взять с собой только 5 вещей из следующего списка: Бутылка воды/компас/зонтик/карта/веревка/ручка/книга/хлеб/очки. Выберите из этого списка 5 вещей и расположите их по степени важности для вас: сначала самые важные, потом менее важные.При выполнении этого задания от учащихся требуется рассмотреть ряд утверждений и определить относительную важность или ценность каждого из них в сравнении с другими.
- Прием «Поиск соответствий». При выполнении этого задания от учащихся требуется определить соответствие слова или выражения описанию, причем это задание рекомендуется сделать до того, как учащиеся начнут знакомиться с трудными текстами. Это хорошее задание для закрепления смысла понятий.
Из вышеизложенного следует, что использование интерактивных методов обучения позволяет сделать ученика активным участником педагогического процесса, формировать и развивать познавательную активность младшего школьника. Применение интерактивных методов содействует формированию творческой, активной личности, способной меняться в меняющемся мире. Использование этих методов в начальной школе позволит учащимся при переходе на вторую ступень общего среднего образования наиболее успешно и безболезненно пройти период адаптации и продолжить обучение в последующих звеньях системы образования.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать –и я пойму. Китайская притча
Интерактивное обучение — это форма организации познавательной деятельности, когда все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.
Происходит это в атмосфере доброжелатель-ности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.
«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» Авторитет , личность педагога, его разнообразные достоинства являются залогом успеха обучающихся.
Интерактивные методы обучения позволяют решать следующие задачи: 1.Активное включение каждого ученика в процесс усвоения учебного материала; 2.Повышение познавательной мотивации; 3.Обучение навыкам успешного общения ( умения слушать и слышать друг друга, выстраивать диалог, задавать вопросы на понимание); 4.Развитие навыков самостоятельной учебной деятельности: определение ведущих и промежуточных задач, умение предусматривать последствия своего выбора, его объективная оценка; 5.Воспитание лидерских качеств; 6.Умение работать с командой и в команде; 7.Принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата.
Интерактивные методы – способы усиленной целенаправленной деятельности педагога и учащихся по организации взаимодействия между собой и межсубъектного взаимодействия всех участников учебного процесса для создания оптимальных условий развития . Классификация интерактивных методов обучения В соответствии с ведущей функцией того или иного метода в организации педагогического взаимодействия методы могут быть классифицированы по следующим группам:
методы создания благоприятной атмосферы, организации коммуникации своей процессуальной основой имеют «коммуникативную атаку», организуемую педагогом для оперативного включения в совместную деятельность, во взаимодействие каждого участника педагогического процесса;
методы обмена деятельностями предполагают сочетание групповой и индивидуальной работы участников педагогического взаимодействия, совместную активность участников педагогического процесса;
методы мыследеятельности с одной стороны, создают благоприятную атмосферу, способствуют мобилизации творческих возможностей учащихся, с другой стороны, стимулируют активную мыслительную деятельность;
Дидактическая игра Найди ошибку Цель: развивать умение выделять в речи слова, обозначающие предмет. Учитель называет ряд слов, обозначающих названия предметов и допускает одну «ошибку». Ученики должны определить, какое слово лишнее и почему. Правильно выполнивший задание, получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек. Примерный материал: 1.Кукла, дом, море, вышла, ученик. 2.Карта, солнце, железный, дверь, моряк. 3.Девочка, мел, больше, карандаш, жаба. 4.Замок, тяжело, петух, тарелка, вишня. 5.Бежит, книга, окно, ворота, слон и т.п.
«Конструктор». С большим интересом дети играют в конструктор. Если взять большое слово, Вынуть буквы, Раз и два, А потом собрать их снова, Выйдут новые слова. - Из слова «грамотей» составьте 10 слов. ( Герой, гром, гора, гам, рота, рот, метр, метро, море, тема) .
По теме «Предложение» с интересом дети выполняют упражнение «Составь предложение из букв слова». Например, слово «КОТ». Предложение: К атя о тмерила т кань».
методы смыслотворчества ведущей функцией имеют создание учащимися своего индивидуального смысла об изучаемых явлениях, проблемах, обмен этими смыслами
методы рефлексивной деятельности направлены на фиксирование участниками педагогического процесса состояния своего развития, причин этого состояния, оценку эффективности состоявшегося взаимодействия
интерактивные игры
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации исследовательской деятельности младших школьников
Формы организации исследовательской деятельности младших школьников...
Формы организации исследовательской деятельности младших школьников
Формы организации исследовательской деятельности младших школьников...
Научное общество учащихся – одна из форм организации исследовательской деятельности младшего школьника
Младший школьный возраст – благоприятный период для вовлечения учащихся в учебно-исследовательскую деятельность. Для учеников начальной школы характерны любознательность, желание узнавать ...
Формы организации учебного процесса младшего школьника
В статье рассказывается о принципах деятельностной педагогики. Как достичь современных целей образования через другое – деятельностное- содержание учебных предметов. Однако, до с...
Домашняя работа по математике как одна из форм организации учебной деятельности младших школьников
Проблемы с домашним заданием, безусловно, существуют, но это разрешимые проблемы, и решить их для себя – задача каждого педагога. Подходить к решению проблемы домашнего задания без учета накопле...
Мастер – класс по теме «Различные формы организации учебного труда младших школьников с применением технологий развития критического мышления при подготовке к ВПР»
Различные формы организации учебного труда младших школьников при подготовке к ВПР...
Доклад по теме «Формы и методы организации учебной деятельности младших школьников на уроках «Окружающий мир»»
Доклад по теме «Формы и методы организации учебной деятельности младших школьников на уроках «Окружающий мир»»...