Учебный диалог как особый тип обучения
статья на тему

 

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в свои силы, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.  Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Представлю организацию исследовательской групповой работы с учениками 1-го класса и индивидуальной работы с учеником 4-го класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Скурстенис Оксана Владимировна,

учитель начальных классов

МОУ средней общеобразовательной школы №13

г. Оленегорска

Исследовательская практика младших школьников

Если школе удастся сделать

 учеников восприимчивыми к науке,

дать им сознательное научное направление,

 поселить в них любовь к самостоятельным занятиям,

то больше ничего и требовать нельзя.

Н.И.Пирогов

Современные педагогика и педагогическая психология  разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске ребенка в процессе обучения. Исследование в школьном обучении рассматривают как метод научного познания и как уровень, до которого могут подняться многие виды учебного труда школьников. Оно побуждает учащихся обращаться к научным источникам, требует самостоятельности в подборе и анализе разнообразных материалов. Ребенку предложено воплощать свою творческую энергию, не только (как раньше) танцуя в самодеятельности или конструируя модели самолетов и кораблей, но и активно исследовать окружающий мир. Интересны не только итоги его исследований, но и то, какими идеями он овладел при этом, и то, какими новыми качествами обогатилась его личность. Развитие познавательных потребностей и интересов ребенка во многом зависит от того, насколько он вовлекается в творческий исследовательский поиск, в самостоятельное открытие новых знаний. Главная задача учителя состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка и подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы. Поэтому приоритетным направлением системы обучения и воспитания, по моему мнению, является формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности.

Исследовательская деятельность в начальной школе способствует общему развитию школьников, и непосредственно таких показателей мыслительной деятельности как умение:

  1. классифицировать;
  2. обобщать;
  3. отбирать все возможные варианты решения;
  4. переключаться с одного поиска решения на другой;
  5. составлять программу действий по своей работе;
  6. рассматривать объект с различных точек зрения;
  7. сравнивать различные объекты и их совокупности;
  8. составлять задания по предложенной теме;
  9. проводить самоконтроль.

Решив заняться исследовательской деятельностью младших школьников, я определила следующие цели и задачи.

Цель работы: стимулировать развитие интеллектуально-творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи:

- обучение проведению учебных исследований младших школьников;
- развитие творческой исследовательской активности детей;
- стимулирование у детей интереса к наукам;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Исследовательская деятельность младших школьников предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере:

  1. постановку проблемы;
  2.  изучение теории, связанной с выбранной темой;
  3. подбор методик исследования и практическое овладение ими;
  4. сбор собственного материала;
  5.  анализ и обобщение информации,;
  6. собственные выводы.

Учебные исследования могут быть индивидуальными, групповыми; кратковременными и протяжёнными во времени. В 1-3 классах чаще использую групповые формы работы. Они способствуют вовлечению в исследовательскую деятельность большего числа детей, которые приобретают навыки исследования. А четвероклассники предпочитают индивидуальную работу групповой, так как этими учениками уже получен некоторый опыт поисково-исследовательской деятельности. Кратковременные учебные мини-исследования провожу на уроках природоведения, истории, литературы и др. Проведение протяженных во времени учебных исследований я рассматриваю как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом и ориентированное на развитие исследовательской, творческой активности детей, а также на углубление и закрепление имеющихся у них знаний, умений, навыков.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в свои силы, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка.  Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они вместе с детьми делают фотографии, помогают подбирать информацию, готовить защиту своей работы, оказывают помощь в организации экскурсий, подготовке презентаций. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.

Успех деятельности во многом зависит и от её чёткой организации. Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.

  1. Выбор темы.
  2. Постановка цели и задач.
  3. Гипотеза исследования.
  4. Организация исследования.
  5. Подготовка к защите и защита работы.

Под моим руководством составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объём работы и этапы её выполнения. Смысл технологии учебного исследования заключается в том, чтобы помочь ученику пройти путь научного познания и усвоить его алгоритм. Педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляю на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения проекта. С учетом возрастных особенностей детей использую следующие формы работы:

  1. игры, экскурсии;
  2. работа в библиотеке с каталогами;
  3. интеллектуальные головоломки;
  4. встречи с интересными людьми, переписка;
  5. практические занятия;
  6. работа с компьютером, выход в Интернет;
  7. дискуссии;
  8. беседы.

Представлю организацию исследовательской групповой работы с учениками 1-го класса и индивидуальной работы с учеником 4-го класса.

Исследовательская работа «Топонимы г.Оленегорска»

        Тип исследования: информационный –  ориентирован на работу по изучению и обобщению фактов истории развития города, содержащихся в разных источниках.

Предметные области: краеведение, русский язык.

Предметом исследования стал г.Оленегорск . Все проводимые мероприятия  в рамках проекта «Оленегорск – молодым» были посвящены 50-летию города .Учащиеся исследовали  историю географических названий: Оленегорск, Пермус, Куреньга, Высокий и их связь с историей города и края.

Авторы: группа учеников 1 класса.

Цель работы: узнать, какие топонимы  на нашей малой родине, и о чем они могут рассказать?

 Задачи:

  1. собрать информацию по теме, оформить ее в виде печатных материалов;
  2. провести исследование: как история края отразилась в топонимах;
  3. расширить знания по теме «Мой край»,  используя дополнительную информацию;
  4. подготовить устное выступление.

Выбор темы.

 Тема исследования должна заинтересовать и увлечь ребёнка. Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. Выбор темы исследования и постановка проблемы связаны с изучением в период обучения грамоте  темы «Имена собственные». В книге «Моя любимая Азбука» после чтения познавательных текстов содержится много заданий исследовательского характера (узнай историю названия города, в котором ты живешь; о чем может рассказать твоя фамилия и т.д.)

Обоснование выбора темы

На уроках обучения грамоте  и русского языка мы изучали слова, которые пишутся с заглавной буквы. Это имена, фамилии, отчества, клички животных, географические названия.

С географическими названиями мы сталкиваемся на каждом шагу, без них невозможно ориентироваться ни в городе, ни в деревне, невозможно отправить письмо, начать путешествие.

 В древности люди называли реки, озера, горы для удобства выхода на охоту, на рыбалку. Путешественники, открывая далекие земли, давали новые названия, записывали старые, которые были среди народов, живших в тех странах или на тех землях.

В словаре мы прочитали, что изучением географических названий занимается специальная наука – топонимика – от греческих слов: топос – место и онима – имя.

        У любого географического названия есть своя история, оно может о многом рассказать внимательному исследователю.

Тематика, характер, объем, и выбор методов исследования зависят от возрастных особенностей детей младшего школьного возраста (1-х классов). Для них характерны: невысокий общий образовательный уровень, неразвитость способности к самостоятельному анализу, слабая концентрация внимания. Поэтому методами исследования были выбраны: изучение доступной для детей литературы; посещение городской библиотеки (библиотечный урок «Жители нашего края»); интервьюирование; экскурсии по географическим местам для подтверждения правильности выводов.

Как мы это узнали?

  1.  прочитали книгу «Кольский Север: история и культура»;
  2.  находили дополнительную информацию в книге «Топонимы Мурмана»;
  3. посетили городскую библиотеку;
  4. взяли интервью у директора городского краеведческого музея;
  5. совершили экскурсию по географическим местам .

Весь собранный материал распределили по разделам; составили план работы. 

План.

1. Обоснование выбора темы. Наука «топонимика».

2. Топонимы города Оленегорска

  1. Моя малая родина.
  2. Саамы – коренные жители края.
  3. Оленегорск. История названия нашего города.
  4. Озеро Пермус.
  5. Река Куреньга.
  6. Поселок Высокий.

3. Край мой любимый. Вывод

Материал раздела размещался по следующему принципу: небольшой текст, иллюстрации (фотографии в соответствии с текстом), вывод раздела. Например:

Саамы – коренные жители нашего края.

Названия рек, озер, гор, городов, которые мы встречаем в Мурманской области, связаны с историей нашего края.

        Из книги «Кольский Север: история и культура» мы узнали, что коренными жителями Кольского полуострова были саамы. Раньше их называли лапландцами или лопарями.(иллюстрации)

Это меткие стрелки, смелые охотники и рыболовы. Саамы не только охотились на оленей, но и разводили их.

 Большинство названий – топонимов  на Кольском полуострове взяты из языка саамов.

Оленегорск. История названия города.

         Из печатных материалов Мурманской областной детско-юношеской библиотеки «У каждого из нас есть город…» мы узнали, что в 30-х годах на горе Оленьей ленинградские студенты Николай Зонтов и Давид Шифрин открыли месторождение железной руды. (фотография геологов)

        По этому поводу существует легенда: «Откуда – то из чащи леса вынырнул олень, и, как в сказке, ударил копытом по горе – это привлекло внимание геологов, и, они, раскопав склон, обнаружили залежи железной руды» (иллюстрирование легенды ученицей)

 На самом деле, разумеется, все было по-другому.

Директор городского краеведческого музея Альбина Николаевна Пигасова рассказала, что название города было дано по Оленегорскому месторождению железной руды. Его составляли две возвышенности: возвышенность Питченвар – саамское название и возвышенность Оленья – русское название. Большинство людей, которые приезжали исследовать наши места и сами саамы говорили на русском языке, поэтому выбрали русское название. Именно, по названию горы Оленьей получила название небольшая железнодорожная станция Оленья (фото тех времен) и небольшой рабочий поселок, состоявший из палаток и землянок.(фото) А 27 марта 1957 года поселок получил статус города и новое название Оленегорск.(фото)

По названию горы Оленьей город стал называться Оленегорском.

Озеро Пермус

В окрестностях города расположено озеро Пермус.

Это озеро снабжает нас чистой питьевой водой, оно довольно велико. (фото)

 В музее мы узнали, что сначала на старых картах оно было нанесено как Пелесмозеро.  Когда делали новые современные карты, допустили ошибку и написали Пермусозеро.

Существует несколько предположений объяснения названия.

Расскажем об одном.

Перве – по саамски «первое». Ведь среди саамских названий озер были названия, в которых употребляли номера, например, есть  Кахозеро. Ках – восемь; оно было восьмым по счету.

Можно предположить, что Пермус – первое озеро.

Поскольку в этом возрасте дети еще не усваивают объемную печатную информацию, то на слайдах и в альбоме тексты небольшие, большую часть занимают иллюстрации, старые фотографии города и поселка, фото с экскурсий, иллюстрирование ученицей легенды о городе, мини-рассуждение «Настоящее и будущее поселка»; выводы по каждому пункту плана.

На основании выводов  в конце работы было сделано заключение.

Край – мой любимый.

        У каждого человека есть своя малая родина. Оленегорск – для всех нас малая родина.

        Изучая топонимы Оленегорска, мы узнали прошлое города. Мы верим, что город будет развиваться, расти, будут появляться новые названия, в которых отразятся его новые пути развития.

         Мы любим этот суровый, северный край, любим свой город. А любить – это значит изучать прошлое, наблюдать за его настоящим, задумываться о его будущем

 

Реализовать план действий помогли родители: организовали выезд на экскурсию по географическим местам, сняли видеофильм, оказывали помощь в сборе информации и подготовке презентации.

Подготовка к защите работы. Задача этого этапа – сжатие информации и подготовка устного выступления, т.е. обучение выразительному пересказу текста. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы детей.

Защита работы - один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. Защита прошла на школьной конференции «День науки», ученики зачислены в научное общество школы. В ходе защиты дети излагают добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения. По итогам конференции учащиеся выступали  на городском конкурсе исследовательских работ «Оленегорск - молодым» в номинации «Краеведение» (I место).

Рефлексия. На всех этапах работы мы, учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков. Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное. Второй, самый важный - опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения.

Анализ достигнутых результатов показал:

  1. учащиеся постепенно овладевают способами и приемами, необходимыми для осуществления самостоятельной поисковой деятельности  (умение видеть проблемы, наблюдать, работать с научной литературой, давать определения и понятия, делать сравнения и выводы);
  2. расширились знания по теме «Мой край»;
  3.   публичное выступление придает уверенность в своих силах, что повышает успешность обучения.

Исследовательская работа «Семейный архив. История жизни

моего прадеда».

Цель:

  1. активизация личностной позиции учащегося;
  2. развитие умений и навыков исследовательской деятельности;
  3. развитие умений планировать учебный труд и самостоятельно его выполнять.

Тип исследования - информационный. Направлен на сбор информации о прадеде ученика Дылгине Кузьме Васильевиче, анализ этих материалов, обобщение фактов его жизни и представление широкой аудитории в виде альбома и публичного выступления.

По предметно-содержательной области: межпредметный (литература, история).

По количеству участников: индивидуальный.

По продолжительности: краткосрочный.

Структура:

Результаты исследования оформлены в виде альбома-архива: имеется титульный лист, сноски, оформлены приложения. Во введении чётко определены цели исследования, актуальность выбранной темы, имеется список литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении  сделаны основные выводы, соответствующие целям, задачам работы.

 Задача – найти ответы на поставленные  вопросы:

  1. Каким был прадед на войне? Как и где воевал?
  2. За что получил награды? Как сложился его трудовой путь после войны?
  3.  Какой след оставил в истории нашего рода?

 Предмет информационного поиска – биография прадеда, который прошел всю Великую Отечественную войну,о котором сохранилось мало информации в семье.

Источники информации – устные рассказы мамы, бабушки, письма родственников, вырезка из газеты «Очерский край», фотографии из семейного архива, запрос в районный краеведческий музей в городе Очёре Пермской области, материалы из «Большой энциклопедии Кирилла и Мефодия» и энциклопедии «Великая Отечественная война1941-1945».

Результат информационного поиска – создание семейного альбома.

Этапы работы над проектом:

1. «Погружение» в проблему (выбор и осознание проблемы).

В 3 классе мы с детьми писали сочинение о своей семье «Интересные страницы биографии». Ученик написал сочинение о своем прадеде. Из сочинения я поняла, что у Дылгина Кузьмы Васильевича очень интересная судьба, но в биографии оставались «белые пятна», некоторые моменты жизни оставались неясными и утерянными в памяти. Я предложила восстановить их. Тема увлекла ученика и семью. Сведения, которые он собирал были понятны, доступны и интересны, связаны с историей России, изучались на уроках «Мое Отечество» и «Всемирная история» в 3-4 классах.

2. Сбор и обработка информации.

  1. Рассказы мамы и бабушки легли в основу семейных страниц прадеда – «Детство и юность», «Просто хороший человек».  
  2. Переписка с родственниками помогла расширить и уточнить имеющуюся информацию. Были собраны вырезки из газет о прадеде, старые фотографии, восстановлен боевой путь, изучена история получения наград. Отсюда и появились страницы – «Вставай, страна огромная..», «С войной закончили мы счеты». Создана карта «Боевой путь прадеда от Москвы до Праги».
  3. Анализ энциклопедической литературы позволил уточнить и расширить представления о крупных сражениях, в которых участвовал прадед: штурм Кенигсберга, освобождение Праги.
  4. Анализ периодической печати (газетная статья «Твой сын, Россия!»), раскрыл его трудовые будни и заслуги мирного времени.
  5. Фотоматериалы нашего времени легли в основу страницы «Никто не забыт, ничто не забыто».

3. Разработка собственного варианта решения проблемы.

Главная задача – составить план, систематизировать полученную информацию и распределить ее по разделам:

  1. анализ собранной информации и составление сложного плана работы.

План.

1 .Обоснование выбора темы. Задачи работы.

«Русский человек без родни не живет».

2. Боевой путь прадеда.

  1. Детство и юность.
  2. «Вставай, страна огромная…»
  3. «С войной покончили мы счеты…»
  4. Штурм Кенигсберга.
  5. Освобождение Праги.
  6. Боевой путь от Москвы до Праги.
  7. Боевые награды моего прадеда.

 3. Трудовой путь моего прадеда.

  1. Начало трудового пути.
  2. Из простого рабочего в председатели колхоза.

4. Твой сын, Россия!

  1. Просто хороший человек.
  2. Твой сын, Россия!
  3. Никто не забыт, ничто не забыто.

5. Вывод. Жизнь моего прадеда – история России.

  1. Обоснование актуальности выбора темы.

Русский человек без родни не живет

Каждый человек должен знать историю своей семьи, должен знать и чтить память своих предков. Это дань благодарности, дань памяти. Без прошлого нет настоящего и будущего. Русская народная пословица гласит: «Русский человек без родни не живёт». Но с годами уходят знания, теряется память о наших далёких родных.

«Я ничего не знаю о своих предках», - пришёл я к выводу, когда в третьем классе начал писать сочинение о своей семье. Оказалось, что одного моего прадеда незаконно репрессировали в 1937 году, и никто ничего не знает о его судьбе. А другой мой прадед прошёл всю Великую Отечественную войну.

Я решил изучить историю жизни моего прадеда Кузьмы Васильевича Дылгина и найти ответы на вопросы.

  1. выводы по работе.

Мой прадед, Кузьма Васильевич Дылгин, прожил славную боевую и трудовую жизнь. Его мужество, отвага, трудолюбие, честность, справедливость, преданность  Родине оставили добрый след на Земле. Вся наша семья гордится им.

Мне удалось восстановить в памяти основные этапы его жизненного пути, и этот альбом станет нашей семейной реликвией.

Выполняя эту работу, я пришёл к выводу: «Человек делает историю своей Родины, жизнь народа – это история страны. Жизнь моего прадеда – это история России».

4. Реализация плана действий.

Материал оформили в виде двух фотоальбомов: с рукописным текстом (находится в районном краеведческом музее в городе Очёре Пермской области ) и печатным (конкурсный вариант).

         Продумывали стиль оформления страниц в зависимости от раздела, пунктов плана (военное время – коричневые страницы, мирное время - желтые), подбирали заголовки страниц (пословицы, стихи, отрывки из песен), размещали фотографии, рисунки, выполненные учеником..

5. Подготовка к защите проекта.

Критерии оценивания работы: познавательная ценность темы, оригинальность и ценность собранного материала, структура и логика работы, язык и стиль изложения. Время представления проекта не более 5-7 минут. Задача этого этапа - сжатие информации для устного выступления и подготовка выразительного пересказа текста. Защита работы прошла на городском фестивале исследовательских работ «Дорогу осилит идущий».

  1. Рефлексия.

Презентация работы стала праздником для школьника, где он  получил оценку своего труда (фотография с его выступлением помещена в газете «Заполярная руда», получен диплом за лучшую работу).

 Анализ достигнутых результатов показал, что выполнение работы принесло реальную пользу участникам исследования:

  1. Изменилась моя роль. В индивидуальной работе с учеником я находилась в позиции не учителя, а наставника–помощника.
  2. Ребенок овладевал умениями и навыками исследовательской работы, приобрел уверенность при публичном выступлении, он учился донести собранную информацию для слушателей большой аудитории.
  3.  У семьи сохранится память о прадеде – семейный альбом.

Анализируя результативность работы в технологии учебного исследования, можно сделать выводы:

  1. усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
  2. значительно расширяется кругозор школьников в предметных областях;
  3.  учащиеся овладевают способами исследовательской  деятельности, формируются навыки самоанализа, самоорганизации, самоконтроля;
  4. формируются коммуникативные навыки; рефлексия;
  5. организация исследовательской деятельности способствует и профессиональному росту учителя, расширяя знания как в области своего предмета, так и в педагогической науке, даёт возможность лучше узнать ученика, раскрыть его творческий потенциал, а также расширяет контакты на профессиональный основе с коллегами, родителями учащихся.

         Исследовательская практика школьника - это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.

 Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать, суметь вовремя отойти в сторону, дать детям насладиться радостью своего открытия.

Литература

  1. Аркадьева.А. В. Исследовательская деятельность младших школьников. – Журнал “Начальная школа + до и после”, №2, 2005г.
  2. Савенков, А. И. Исследовательская практика: организация и методика // Одарённый ребёнок. – 2005. - № 1.
  3. Савенков, А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. – 1998. - № 4.
  4. Тлиф, В. А. Виды исследований школьников  // Одарённый ребёнок. – 2005. – № 2.
  5. Чечель, И. Д. Исследовательские проекты в практике обучения // Практика административной работы в школе. – 2003. - № 6.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге у обучающихся на ступени начального общего образования.

Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге у обучающихся на ступени начального общего образования.Практическая статья о УУД в начальной школе....

презентация "Учебный диалог как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников"

В презентации рассмотрены особенности учебного диалога, его организация в начальной школе и возможность развития в нём некоторых универсальных учебных действий младших школьников....

Организация учебного диалога в начальной школе

" Образно говоря, вся вселенная стоит на диалоге". В настоящее время в школе используются две формы подачи информации: монологическая и диалогическая.Об этом можно узнать  из моего доклада.Матери...

"Учебный диалог как один из способов организации учебной деятельности"

Сообщение на тему "Учебный диалог как один из способов организации учебной деятельности"...

Взаимодействие учителя и учащихся на уроках, как основа эффективного обучения. Организация учебного диалога.

В данной разработке можно найти полезную информацию об организации совместной деятельности учителя и ученика. Как организовать учебный диалог....

Фрагмент урока с использованием учебного диалога (Сократический диалог).

Учебный диалог (Сократический диалог) подразумевает постановку особых вопросов в процессе беседы, которые способствуют работе мышления, концентрации внимания, адекватной самооценке текущей дискуссии и...