Система дифференцированных заданий общеразвивающего коррекционного характера
методическая разработка (1 класс) по теме
Представлен материал из опыта работы по организации коррекционной работы с первоклассниками в период обучения грамоте и математике.
Даны рекомендации по организации дифференцированной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_differencirovannyh_zadaniy.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Система дифференцированных заданий общеразвивающего
коррекционного характера
Каждому ребёнку, пришедшему 1 сентября в 1 класс, очень хочется хорошо учиться, а каждому учителю хочется как можно лучше научить своих учеников всем премудростям наук.
Но почему же тогда уже к январю некоторые ребята оказываются « в сетях» школьных трудностей, перестают любить школу, теряют веру в свои силы, а учителя не в состоянии помочь им справиться с появившимися и растущими, как снежный ком, проблемами?
Одной из причин такой ситуации является незнание учителем уровня готовности к обучению, пришедших в школу ребят, обучение « вслепую», ориентирующееся на некоего среднего ученика.
Вторая причина появления у детей трудностей - это неумение учителя в ходе обучения учесть различный уровень их готовности к школе.
Прежде, чем говорить о месте коррекционно – развивающей работы в процессе обучения, нужно знать условия её успешного осуществления.
1. Безграничная вера в ребёнка. Каждый ребёнок может научиться всему, сколько бы времени и усилий для этого не потребовалось.
2.Путь к достижению положительного результата может быть только путём « от успеха к успеху». Для ребёнка очень важно постоянно, на каждом уроке чувствовать успех. Это возможно только в том случае, если уровень сложности предлагаемых заданий соответствует уровню возможностей ребёнка.
3.Психологами доказано, что развитие может идти только на положительном фоне. Нужно не скупиться на похвалу, замечать самый незначительный успех.
4.Темп продвижения каждого ученика определяется его индивидуальными возможностями. Слова « быстрее, торопитесь, ты опять последний» приводят к обратному эффекту – начинает страдать качество. Так на начальном этапе я говорю детям: «Лучше, меньше, да лучше», предлагая меньшие по объёму задания. В то же время шаг за шагом стараюсь приблизить темп каждого ученика к общему темпу работы класса.
5. Необходимо постоянно отслеживать продвижение каждого ученика « знать точку» в которой он находится в данный момент, а так же перспективы его развития. Поэтому я отслеживаю, как каждый ребёнок усваивает учебный материал по разным темам. Это позволяет мне узнать лучше;
а) что ребёнок может сделать самостоятельно;
б) что он может сделать с моей помощью;
в) в чём эта помощь должна выражаться.
6.Содержание учебного материала для проведения коррекционных занятий подбираю так, чтобы направлено оно было не только на предупреждение трудностей обучения, но и способствовало развитию учащихся.
7.Коррекционно – развивающая работа должна осуществляться систематически и регулярно.
Так, например, с таким трудом выученные в ходе звукового анализа и такие необходимые для письма правила обозначения гласных звуков буквами, будут легко забыты ребенком, если их потом не повторять.
Ещё один важный вопрос, который встаёт перед учителем: когда и где проводить коррекционную работу в общем процессе обучения.
Прежде всего, я считаю, как можно более эффективно использовать время на основных уроках, изменяя привычное соотношение фронтальной и групповой работы.
Обучение грамоте по УМК « Планета знаний» во многом предупреждает возникновение трудностей в процессе овладения чтением, письмом и математикой. Содержание учебников обладает очень большими возможностями для дифференцированного обучения и его индивидуализации. Разнообразие заданий на каждом этапе обучения позволяет предусмотреть систему помощи детям, выработать разные пути коррекционного воздействия в зависимости от различной степени готовности каждого ученика к усвоению того или иного этапа овладения лингвистической и математической грамотой.
В тетради на печатной основе на каждый урок представлено много разнообразных заданий. Это даёт учителю возможность организовать дифференциацию обучения, не прибегая ни к каким дополнительным материалам.
Так, например, с первых уроков я проводила работу по дифференциации гласных звуков, направленную на совершенствование фонематического слуха, умение определять наличие звука в слове, различать сходные в акустико- артикуляционном отношении звуки внутри пар.
Например, детям предлагается выделить первый звук в слове « автобус» и соединить линией предметы, название которых начинается на этот же звук.
К сожалению, в классе оказались дети, которые не смогли выделить отдельный звук в слове.
Поэтому, кто-то в классе получал самостоятельные задания, а со «слабыми» детьми проводила короткие речевые разминки с заданием определить частотный звук в стихотворении (подчёркивая голосом):
« А-аист а-а-азбуку учил
И пятёрку получил.
И сегодня без подска-а-а-зки
Са-а-ам себе чита-а-а-ет ска-а-а-зки»
Но уже через пару уроков интонационное выделение постепенно уменьшалось.
« О-облако,о-облако
Шёрстка ко-олечками.
О-очень ты о-облачко
Схо-оже с ко-олечками»
В речевую разминку входили задания на повторение слова с заданным звуком, название своих слов с этим звуком. Известно, что у детей с нарушением речи, как правило, имеются и другие более сложные отклонения, такие как недоразвитие речи или её несформированность. В связи с этим считаю необходимым использовать коррекционно – развивающие игры в виде речевой гимнастики.
Игра « Измени слово»( на произношение звука «ш»)
скворец – скворушка
домик – домишко
петух – петушок
орехи -орешки
корова – коровушка
Игра « Что с чем?» (на произношение звука «с»)
скамейка (со спинкой)
краски (с кисточкой)
лестница (со ступеньками)
часы (со стрелками)
На развитие моторики руки эффективна пальчиковая гимнастика, которая даёт хорошую тренировку движений пальцев рук.
Изображаем предметы.
Флажок
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
Стул
Ножки, спинка и сиденье –
Вот вам стул на удивленье.
Шарик
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел-
Стал он тонкий и худой.
Особенно ценны на уроках постепенно усложняющиеся дидактические игры. Они позволяют учесть индивидуальные особенности детей.
Учитывая вариативность отдельных игр, исходя из возможностей класса, учитель может выбрать необходимые для урока игровые задания. Чтобы дети лучше запомнили букву, можно предложить им пофантазировать, на что она похожа, выложить из счётных палочек, выщипать из бумаги, вырезать из вдвое сложенного листа, преобразуя уже известные буквы (например, «ж» получается из «к», «ф» из «р», «т» из «г»).
В игре « Доскажи словечко» дети не только интересуются звуковой стороной слова
( поиски ритма, красоты звучания), но и серьёзно задумываются над его смыслом, выразительностью. В играх « Том и Тим» ( или « Камень –Вата») дети стараются безошибочно выполнять задание по различению твёрдого или мягкого согласного. Можно провести игру
« Перекличка», предлагая встать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это будет одновременно и маленькой физкультминуткой.
Игра « Найди свой домик» направлена на формирование умения написания гласных после твёрдых и мягких согласных
Все ученики получают фишки; кто –то –зелёную, кто-то – синюю. Эти дети –ведущие. По сигналу учителя дети – игроки занимают место в синем или зелёном домике. Ведущий проверяет буквы и пропускает в свой домик только те, которые пишутся после его согласного звука.
Эти задания предлагались детям, хорошо усвоившим правило написания гласных букв после твёрдого и мягкого согласного звука.
Для детей, испытывающих трудности в дифференциации гласных звуков, эффективной является игра « Волшебная палочка», на одном конце которой синий цвет, а на другом – зелёный. С помощью этой палочки дети превращали твёрдые согласные в мягкие. Учитель держит палочку синим цветом к себе, а зелёным к детям, произносит твёрдые согласные, дети называют их пару по мягкости.
Для формирования навыка различать гласные и согласные, мягкие и твёрдые согласные эффективно использовать модели
1. Дети кладут перед собой три фишки: красную, зелёную и синюю.
Учитель говорит:
- Сейчас я буду называть звук, а вы повторите его и определите, есть преграда или нет. Скажите, какой это звук: гласный или согласный? Если согласный, дети должны определить какой он: твёрдый или мягкий. Выбирают соответствующую фишку.
2. На доске три схемы, где обозначен только первый звук фишкой красного, синего и зелёного цвета и набор картинок (медведь, волк, ослик, жираф и т. д.) Детям даётся задание определить первый звук и поставить картинку под нужную схему.
3. Дети должны различать звонкие и глухие согласные. Для дифференциации этих звуков подключала физиологическую опору- ощущение наличия или отсутствия вибрации гортани. Дети кладут ладошку на горлышко, произносят звук и говорят так: « Горлышко дрожит – пишу «д», горлышко не дрожит пишу «т».
Коррекционные задания систематически провожу и на уроках математики. Детям, которые не смогли выбрать операцию сложения и вычитания при решении задач, предлагаю научиться составлять условие задачи с помощью фишек. Учитель предлагает положить 9 фишек, отсчитать 5 фишек и отодвинуть в сторону. «Девять без пяти - это сколько?» Сейчас на парте четыре фишки, положите ещё 6 фишек. Четыре и шесть – это сколько? Теперь в ряду десять фишек, отсчитайте три фишки и отложите их в сторону. Десять без трёх – это сколько?»
Для детей с низким уровнем развития зрительного восприятия предлагаю следующие задания: « нарисуй такую же фигуру», « соедини линией фигуры одинаковой формы»,
« соедини линией ключи от одного замка» и др.
Обучение сложению и вычитанию осуществляется разными способами. Одним из эффективных способов является решение такого ряда задач с помощью шкалы линейки. Для детей с низким уровнем ориентации в пространстве, формирование такого умения требует подготовительной работы:
- найти число на шкале линейки;
-уточни направление отсчёта (вправо или влево)
- установи связь знака действия с движением вправо или влево по шкале линейки;
-выполни само движение на определённое число «шагов», проговаривая вслух, потом про себя.
Коррекционно – развивающая работа и дифференциация заданий на каждом уроке даёт положительный результат в усвоении детьми учебного материала. Учителю только надо правильно отобрать предложенные задания к урокам с учётом способностей детей в классе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЕ ЗАДАНИЯ ПРИ РАБОТЕ НАД ОШИБКАМИ В РЕШЕНИИ ЗАДАЧ
Учитель должен творчески подходить к использованию заданий, должен учитывать целый ряд вопросов, от которых зависит эффективность проводимой работы....
Дифференцированные задания по русскому языку
Дифференцированные задания по русскому языку для учащихся 4 класса по темам ""попо...
Дифференцированные задания по русскому языку
Дифференцированные задания по русскому языку для учащихся 4 класса по темам ""попо...
Дифференцированные задания по русскому языку в 4 классе по теме "Местоимение"
Дифференцированные задания по русскому языку в 4 классе "Местоимение"...
Дифференцированный подход в коррекционно-логопедической работе с детьми по преодолению акустической дисграфии
Рекомендации по профилактике и коррекции нарушений письменной речи у учащихся начальных классов...
Система дифференцированных заданий для развития познавательного интереса обучающихся начальной школы
Дифференцированное обучение является важным фактором развития познавательного интереса школьников. В данной статье представлена система дифференцированных заданий для развития познавательного интереса...
Индивидуально - дифференцированный подход в коррекционно – развивающей работе. Доклад на педагогический совет.
Индивидуально - дифференцированный подход в коррекционно – развивающей работе. Доклад на педагогический совет....