Нравственное воспитание младших школьников на примерах детской художественной литературы
методическая разработка по чтению
Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_po_teme_nravstvennoe_vospitanie_mladshih_shkolnikov.doc | 96.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Нравственное воспитание младших школьников
на примерах детской художественной литературы
Содержание
стр.
- Введение ………………………………………………………………..3
Глава 1: Теоретическое исследование проблем нравственного
воспитания младших школьников………………………………………..6
1.1. Обзор источников, анализ литературы………………………..….....6
1.2. Основные понятия исследования…………………………………...18
Глава 2: Практическое исследование проблем нравственного
воспитания младших школьников на примере детской художест-
венной литературы…………………………………………….………….19
2.1. Результаты исследования………………………………………..…..19
Литература…………………………………………………………………21
Приложения………………………………………………………….…….22
Введение
Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Для разных людей в разные исторические эпохи и в разные периоды жизни на первый план выступают разные ценности и цели.
В советское время авторитарная система накладывала свой отпечаток на становление личности. В основе нравственного воспитания лежал принцип воздействия на ребенка как на объект воспитания. Ребенок не рассматривался субъектом своей деятельности.
Ценностные ориентации формируются в течение всей жизни, однако наиболее важным для развития нравственно-ценностных ориентаций является возраст 6-10 лет, в котором складываются интеллектуальные механизмы познания окружающего мира и самого себя.
С поступлением в школу наступает перелом в условиях развития детей. Весь уклад жизни и ценностей становится иными. У младшего школьника происходит интенсивное формирование качеств личности, обусловливающих возможность новых устремлений и необходимого уровня отношений к действительности.
Главным психологическим новообразованием младших школьников являются развивающиеся основы творческого отношения к действительности, умения ориентироваться в различных формах человеческой деятельности, способности оперировать отвлеченными понятиями, формируются личностные рефлексы.
Художественная литература представляет собой одно из важнейших средств нравственного воспитания. Произведение выстраивается на основе критерия художественности как способа освоения реальности посредством образов в смысловой перспективе художественной идеи. Как форма познания действительности такое издание расширяет жизненный опыт ребенка, создает для него духовно-эмоциональную среду, в которой органическая слитность эстетических и нравственных переживаний обогащает и духовно развивает личность ребенка.
Знакомясь с художественной литературой, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как добро, долг, справедливость, совесть, честь, смелость. С ней связываются большие возможности развития эмоциональной сферы личности ребенка, образного мышления, расширения кругозора детей, формирования у них основ мировоззрения и нравственных представлений.
Специфические цели учебно-воспитательной работы в чтении художественной литературы направлены на обеспечение знакомства учащихся с разнообразными детскими книгами, освоение детьми общих свойств и закономерностей, по которым группируют книги, овладение различными видами деятельности с доступными книгами, что, в конечном счете, обеспечивает возможность каждому ученику определить свой круг чтения.
Работа будет давать результаты в том случае, если педагог осуществляет не просто фактологическое ознакомление с материалом, а глубоко раскрывает перед детьми нравственно- эстетический потенциал героев. Если учитель обращает внимание на красоту поступков героев, на позитивные черты их характера, таких как: храбрость, бескорыстие, отзывчивость, милосердие, любовь к людям, своему народу, то в этом случае дети будут запоминать не только исторические факты, но и эмоционально воспринимать героев. Детям свойственно отожествлять себя с полюбившимися персонажами, поэтому можно предположить, что их любимые герои окажут влияние на их нравственное воспитание.
Поэтому в качестве темы исследования мы выбрали «Нравственное воспитание младших школьников на примере детской художественной литературы».
Мы определили цель исследования - выявить возможности детской литературы и решить следующие задачи: 1) Изучить научную психолого - педагогическую литературу по проблеме нравственного воспитания младших школьников;
2) Определить значение понятия «Нравственное воспитание»;
3) Выявить возможности детской литературы и способы её использования в процессе формирования нравственных ценностей младших школьников;
4) Провести экспериментальную проверку используемых форм и методов работы с детьми;
5) Разработать рекомендации для учителей, родителей по использованию детской художественной литературы.
Объектом нашего исследования является процесс нравственного воспитания младших школьников, а предметом – возможности использования детской литературы в процессе формирования нравственных ценностей младших школьников.
Приступая к исследованию, мы исходили из предположения, что нравственное воспитание младших школьников будет более успешным, если в ходе его будет использоваться положительный нравственный потенциал в произведениях классической детской литературы, а учитель сможет донести до детей ценности, заложенные в произведении.
Теоретической базой нашего исследования являются работы таких авторов, как: В.А.Левина, Г.Н.Кудина и З.Н.Новлянская, Р.Н. и Е.В.Бунеевы; Л.В.Кутьева, О.В.Джежелей.
Практическая часть исследования выполнена на базе Орловской средней общеобразовательной школы, где были опрошены 17 учеников 1-4 классов, в возрасте от 7 до 12 лет.
Глава 1:
- Обзор источников, анализ литературы.
Изучая проблемы нравственного развития младших школьников на примерах детской художественной литературы, мы опирались на следующие работы:
- программа “Чтение и литература” О.В.Джежелей;
- курс “Литература как предмет эстетического цикла” Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской;
- программа по начальному литературному образованию младших школьников, созданная В.А.Левиным;
- программа по чтению для 1-4 классов общеобразовательных школ Р.Н. и Е.В.Бунеевых;
- программа Л.В.Кутьевой “Литература в начальной школе”.
Программа “Чтение и литература” О.В.Джежелей (1-4 классы).
Цель обучения представляет собой “формирование навыков чтения, способов и приемов работы над текстом и книгой, знакомство с детской литературой и на этой основе создание предпосылок к общему и литературному развитию, возможной культуре коммуникации, реализации творческих способностей”.
Изучение данной программы позволяет учащимся начальной школы органично перейти к изучению литературы в среднем звене. Она разрешена в системе классической начальной школы и дает возможность учителю общеобразовательных массовых школ использовать ее для организации учебного процесса, сделав его подлинно творческим.
Автором определена следующая структура программы курса:
- круг чтения;
- техника чтения;
- система элементов теории литературы;
- практические приемы для овладения содержанием произведений;
- речевая творческая деятельность в процессе чтения.
Учебный материал расположен по концентрическому принципу, что дает возможность выделять приоритетные разделы, группы младших школьников в соответствии с возрастными особенностями, а также уровнем развития читательских умений и навыков.
Методы обучения, применяемые при изучении курса:
- эмоционально-понятийный;
- объяснительное чтение;
- литературное чтение;
- воспитательное чтение;
- чтение-рассматривание;
- творческое чтение.
Для организации обучения автором определена система уроков различных типов:
- уроки, где отрабатываются умение и навыки, владение которыми создает основу для освоения литературных произведений;
- уроки внеклассного чтения, позволяющие совершенствовать умение осознанно читать детские книги;
- уроки, позволяющие организовать творческую деятельность, раскрыть возможности каждого ребенка в этом направлении;
- уроки интегрального типа, совмещение цели и задачи обучения в различных вариантах.
Организация уроков различных типов, их сочетание определяется уровнем читательской подготовки учащихся и, в первую очередь, развитием у них навыка чтения.
Для каждого урока потребуется материал из подготовленного О.В.Джежелей учебно-методического комплекта “Человек и личность”, включающего:
- учебник-задачник;
- учебник-хрестоматию;
- блоки книг для уроков чтения;
- книги-сборники для организации творческой деятельности;
- пособия, обеспечивающие свободу выбора книг и продуктивное чтение;
- наглядные пособия;
- аудиовизуальные средства и пособия для учителя.
Применение пособий из данного учебно-методического комплекта позволяет также вовлечь родителей в активную читательскую деятельность, делает процесс чтения занятием, объединяющим детей и взрослых, выступающих в роли чутких и внимательных собеседников.
На основе знакомства с многообразными нравственными нормами, представленными в литературных произведениях, дети учатся оценивать персонажей. Организуя разнообразную деятельность с использованием книги, являясь “посредником” между автором и ребенком - читателем, учитель развивает познавательную сферу ребенка, раскрывает перед ним эстетические, коммуникативные, информационные, прикладные возможности книги.
Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Азбука. 1 кл. (авт. О.В. Джежелей)
- Прописи. (авт. О.В. Джежелей)
- Чтение и литература. Учебная хрестоматия., 1 кл., 2 кл., 3кл., 4 кл. (авт.
О.В. Джежелей).
- Чтение и литература. Литературный задачник. 1 кл., 2 кл., 3 кл., 4 кл. (авт. О.В. Джежелей).
- Читаем я и мама. Учебник-хрестоматия. 1 кл. (авт. О.В. Джежелей).
- Я расту. Учебник-задачник для тех, кто овладел букварь и хочет научиться читать целыми словами и выразительно. Ч. 1.2., 1 кл. (авт. О.В. Джежелей).
- Я умею читать. Учебник-задачник для тех, кто пробует читать сам. Ч.3., 1 кл. (авт. О.В. Джежелей).
- Из детских книг. Учебник-хрестоматия. Ч.1,2. 2 кл. (авт. О.В. Джежелей).
- Почитай-ка. Учебник-задачник. Ч.1,2. 2 кл. (авт. О.В. Джежелей).
- АЗ,БУКИ – потом науки. Учебник-задачник для тех, кто хочет самостоятельно изучать литературу. 2 кл. (авт. О.В. Джежелей).
- Из детской литературы. Учебник-хрестоматия. Ч.1,2. 3 кл. (авт.О.В. Джежелей).
12. Научусь-каячитать.Учебник-задачник.Ч.1,2.3кл.(авт.О.В. Джежелей).
13. АЗ,БУКИ – потом науки. Учебник-задачник для тех, кто хочет самостоятельно изучать литературу.Ч.3.,3 кл. (авт. О.В. Джежелей).
14. Научусь-ка я читать. Учебник-задачник.Ч.4.,4 кл. (авт. О.В. Джежелей).
15. Из детской литературы. Учебник-хрестоматия. Ч.3,4,5., ; кл.
(авт. О.В. Джежелей).
16. Читаем и играем. Пособие для организации творческой деятельности на основе чтения книг. 1 кл. (авт. О.В. Джежелей).
17. Жаворонок. Библиотека уроков чтения. (Выпуски 1-6), 1,2 кл., (авт. О.В. Джежелей).
18. Светлячок. Литературные игры и забавы. (авт.О.В. Джежелей).
19. Колобок. Литературные игры и забавы для учеников и учителей, родителей и детей, для всех, кто любит сказки. (авт. О.В. Джежелей).
20. Почитаем и узнаем. Книга1., 2 кл. (авт. О.В. Джежелей).
21. Детская литература в начальной школе. Таблицы. (авт. О.В. Джежелей).
22. Готовимся к уроком внеклассного чтения. Пособие для учителей начальной школы. (авт. О.В. Джежелей).
Курс “Литература как предмет эстетического цикла”
Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской (1-3 классы).
Цель курса “Литература как предмет эстетического цикла”, разработанного Г.Н.Кудиной и З.Н.Новлянской - воспитание эстетически развитого читателя. Теоретической основой программы является концепция М.М.Бахтина о совместном творчестве писателя и читателя, создании ими художественного образа произведения на основе особого (заочного) диалога.
Предметом освоения данного курса литературы является отношение “автор - художественный текст - читатель”, а методом выступает практическая литературная деятельность в позициях “автора” и “читателя”.
Авторы курса выдвигают ряд задач, решение которых необходимо обеспечить в начальной школе, чтобы воспитать развитого читателя.
Среди них названы:
- открыть ученикам существование позиций;
- предоставить возможность практически действовать в них;
- оснастить детей средствами и способами работы в каждой позиции.
Решение этих задач достигается благодаря включению учащихся в разнообразную учебную практическую деятельность.
А) Работа в позиции “читатель”.
Среди видов читательской деятельности авторы выделяют непосредственно-эмоциональное вслушивание, направленное на развитие мотивационной сферы. На уроке дети погружаются в эмоционально-эстетическую атмосферу, которая создается путем сочетания различных видов искусств (живописи, музыки и др.). “Цель каждого такого урока - вызвать у детей созерцательное настроение, глубокое сопереживание, создать у них ощущение радостного волнения от общения с художественным текстом”.
Среди средств, позволяющих вывести учеников на уровень умения воссоздавать самостоятельно “картину мира”, созданную автором, выдвигается акцентное вычитывание, когда для решения читательских задач из текста извлекаются определенные отрывки, а затем анализируются. “При работе с лирическим стихотворением главным является вычитывание развития образа-переживания лирического героя. При работе с этическими и драматическими текстами главная задача - различение точки зрения автора, рассказчика (в эпосе) и героев”.
Этот вид работы является основным при изучении всего курса литературы. Но приобретает разные формы в зависимости от имеющегося уровня литературного развития детей: коллективная, классная, индивидуальная письменная (создание сочинений - отзывов), коллективное обсуждение сочинений.
В ходе обсуждений дети учатся корректировать мнения других, тактично высказывать свои оценки, становиться “соавторами”, в результате понимание текста становится более глубоким, уточняются его “личностные” интерпретации.
Б) Работа в позиции “автор”
- работа в позиции “автор-художник”
Авторы отмечают важность личного писательского опыта ребенка, обеспечивающего развитие юного читателя. На различных этапах читательской подготовки наблюдение за реальностью проводится по-разному: в начале в форме коллективного этюда, когда класс решает общую творческую задачу, а учитель выступает организатором и соавтором; затем проводятся индивидуальные письменные работы, а после - обсуждение классных или домашних сочинений учащихся.
- работа в позиции “автор-публицист”
Деятельность детей в этой позиции позволяет развивать очень важное качество - умение выражать собственную позицию, личную заинтересованность и пристрастность.
Главное отличие от традиционной методики написания сочинений в том, что “перед детьми никогда не ставятся формально-языковые задачи, а содержательные никогда не носят отвлеченного обобщенно-безличного характера”.
В) Работа в позиции “теоретик”
Умение видеть происходящее с точки зрения различных персонажей, автора помогает младшим школьникам лучше понять и оценить поведение окружающих и свои собственные действия, учет чуткости, тактичности в отношениях с людьми.
Полученные детьми знания закрепляются в схемах, позволяющих детям быстрее и глубже усвоить учебный материал. В настоящее время авторами данной программы разработан учебно-методический комплект для реализации в практической деятельности школ.
Учебно-методическое обеспечение программы:
1. Литературное чтение. Учебная хрестоматия. 1 кл. Сост. Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. – ОПЦ Интор, 1997.
- Тетрадь по литературному чтению для 1 кл. – Интор, 1997.
- Кудина Г.Н., Новлянская З.Н. методическое пособие для учителя к учебной хрестоматии «Литературное чтение». – Интор, 1997.
- Диагностика читательской деятельности школьников. Кудина Г.Н. и др. – Интор, 1996.
Программа по литературе “Литература в начальной школе” Л.В.Кутьевой.
Л.В.Кутьева, разрабатывая программу по литературе высказывает ряд достоинств изучения литературы как учебного предмета в начальной школе:
- “дает детям литературное образование на более ранней ступени обучения, открывая перспективу дальнейшего, углубленного изучения литературы, усиливая гуманитаризацию образования в целом;
- своевременно, без опоздания на 3 (4) года, приобщает учащихся к литературе как виду искусства, находящемуся в синтезе с другими искусствами, к русской литературе как части мировой культуры; вовремя формирует у лиц эстетические представления, нравственные понятия, теоретическое мышление, умение грамотно и свободно владеть устной и письменной речью;
- ускоряет переход к предметному обучению как более совершенной системе получения образования.
Реализация этих преимуществ станет возможной, если соблюдаются следующие условия:
- при отборе литературного материала, создании новых программ учитываются сензитивные возможности и читательские интересы младших школьников;
- обеспечивается соответствующая профессиональная подготовка учителя, которая позволяет ему вести в начальной школе уроки литературы на достаточно высоком научно-эстетическом уровне, как учителю-предметнику;
- наряду с уроками литературы проводятся традиционные уроки обучения беглому сознательному чтению, также способствующие общему развитию детей;
- курс литературы в начальной школе (2-3/4 классы) строится на одной методологической основе с курсом литературы в средних и старших классах, обеспечивая непрерывность литературного образования”.
В рамках программы “Литература в начальной школе” первоклассники знакомятся с произведениями русского устного народного творчества: пословицами, поговорками, загадками.
Задания на уроках должны давать “пищу для ума”, побуждать учеников к размышлению. Так, в обучении можно применять загадки. Ведь загадки - это тест на сообразительность. Работа над загадкой имеет большое значение для развития логического и образного мышления. Главный смысл работы над загадкой не в самой отгадке, а в том, чтобы доказать, что она верна. Это учит младших школьников находить сходства и различия предметов, “сближать” далекие предметы по сходным признакам.
Огромную роль на уроках должны играть и русские народные пословицы. Они отражают богатство языка. Некоторые пословицы требуют не простого объяснения, а исторического комментария и справки. В пословицах отражается быт, обычаи и нравы народа, конкретные исторические события.
Во втором классе любимыми изданиями, удовлетворяющими потребности детей в образном, эмоциональном слове, ясном и занимательном изображении явлений прошлого и настоящего становятся, прежде всего, произведения некоторых фольклорных жанров (сказки, сказания, былины...) и классическая литература.
Былины представляют собой героические песни эпического характера, являются жанром русского фольклора. Они отражают историческую действительность в образах, жизненная основа которых обогащена фантастическим вымыслом.
Творцы былин создали и закрепили в народном сознании высоко-поэтичные, обладающие исключительной масштабностью образы богатырей, воплотившие народные идеалы силы, мужества, справедливости, любви к родной земле. Таковы богатыри-воины Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович, богатырь-пахарь Микула Селянинович, великан Святогор, кузнец-гусляр Садко, буян Васька Буслаев и ряд других персонажей.
Мир былин - реальная русская земля, но богатыри борются с чудовищами, одолевают полчища врагов и совершают другие подвиги, превышающие силы человека. Своеобразие вымысла в былинах (по сравнению со сказкой) - следствие переосмысления давних мифологических традиций фольклора применительно к целевой установке героического песнопения, говорящего о событиях исторической жизни Руси.
В былинах находят отражение изображение и поэтизация мужества, бесстрашия, стойкости, проявляемых ради достижения высоких нравственных целей.
Сказка - один из самых развитых и любимых детьми жанров фольклора. Она полнее и ярче, чем любой другой вид народного творчества воспроизводит мир во всей его целостности, сложности и красоте. Сказка связана с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов.
Сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей: добро почти всегда побеждает, злые силы терпят поражение. Положительные герои любят свою родину, держат данное слово, всегда приходят на помощь нуждающимся, красивы душевно и физически.
Сказание представляет собой повествовательное произведение исторического и легендарного характера. Среди сказаний различают предания, легенды...
Сказки, былины, сказания формируют у читателей чувство любви к Родине, заботу о ее интересах и готовность к ее защите от врагов. Их герои вызывают у младших школьников уважение к историческому прошлому своего народа, в бережном отношении к народной памяти. При этом патриотические чувства сопряжены с уважением к другим народам.
Третьеклассникам открывается мир зарубежной литературы: сказки народов мира, сказки и сказочные повести любимых детских писателей Г.Х.Андерсена, Ш.Перро, А.Милна, А.Линдгрен, стихи Д.Родари и др.
Данная программа позволяет учителю начальных классов, работающему в условиях массовой общеобразовательной школы, не только приобщить детей к литературе как виду искусства, но и развить их речь, культуру общения, сформировать умение использовать книгу для организации праздников, викторин, концертов.
Рассмотренные нами программы по чтению и литературе призваны решать задачу умственного и нравственного развития детей. Их объединяет общирный круг чтения, четко разработанные методы и приемы обучения, творческая направленность деятельности учителя и учащихся, стимулирование учителей к самообразованию и привлечению родителей к руководству детским чтением.
Программа по чтению для 1-4 классов общеобразовательной школы Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой.
Авторы программы по чтению для 1-4 классов общеобразовательной школы Р.Н. и Е.В. Бунеевых ставят цель уроков в том, “чтобы научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее изучению в средней школы, заложить основы формирования грамотного читателя, так и приемами понимания прочитанного”.
Для достижения этой цели выдвигается ряд задач, решение которых обеспечит не только формирование читательской самостоятельности, но и будет способствовать развитию личности в целом, и, прежде всего, ее нравственных качеств.
Средствами реализации поставленных задач авторы называют определение тематики чтения, отбор и расположение текстов в учебных книгах.
Среди основных принципов отбора и расположения материала Р.Н. и Е.В. Бунеевы называют монографический, позволяющий детям всесторонне ознакомиться с творчеством писателей и поэтов, изучая их произведения.
Первоклассники учатся с мальчиком Петей Зайцевым, в которого превратился заяц Пус, чтобы пойти в школу. Ребята познают окружающий мир вместе с героем, учатся рассказывать, общаться, быть вежливыми, тактичными, уважать чужое мнение.
Во втором классе уроки чтения становятся путешествием в сказку, проводятся в форме игры, герои книги - второклассник Саша и домовой Афанасий - большой любитель чтения, лучший помощник, рассказчик, советчик для ребят.
Третьеклассники читают книгу вместе с новыми героями - девочкой Настей и ее папой. Теплая атмосфера семьи, отношения детей и родителей помогают учителю реализовать задачу введения учеников в мир разнообразных по темам и жанрам произведений литературы, в т.ч. и “взрослой”, прочно вошедшей в круг детского чтения.
В четвертом классе вниманию учеников предлагается путешествие в историю детской литературы, совершенное профессором Н.А.Рождественским и близнецами-школьниками Игорем и Ольгой. Учащиеся становятся свидетелями и участниками диалога героев, учатся сравнивать, анализировать.
Программа состоит из 6 разделов, отражающих основные направления работы:
- техника чтения;
- формирование приемов понимания прочитанного;
- развитие устной и письменной речи;
- практическое знакомство с теоретико-литературными понятиями;
- эстетическое переживание прочитанного, элементы литературоведческого анализа текста.
Программа по чтению Р.Н. и Е.В. Бунеевых разработана для средних общеобразовательных учреждений, обеспечена книгами для чтения из серии “свободный ум” и методическими рекомендациями для учителя.
Практическая творческая направленность, интересный учебный материал, структура уроков - дискуссий дают возможность учителю, работающему по данной программе, привлечь младших школьников к чтению, воспитать внимательных, думающих над книгой юных читателей.
Учебно-методическое обеспечение программы:
- Капельки солнца. Книга для чтения. 1 кл. (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
- Маленькая дверь в большой мир. 2 кл. (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
- В одном счастливом детстве. 3 кл. ( авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
- В океане света. 4 кл. (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
- Методические рекомендации к учебникам для 1,2,3,4 кл. (авт. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева).
1.2. Основные понятия исследования.
Основными понятиями нашего исследования являются:
гуманитаризация- обращение к человеческой личности, к правам и интересам человека;
жанр-вид художественных произведений, характеризующийся теми или иными сюжетными и стилистическими признаками;
коммуникативные возможности- возможности общения;
концентрический- имеющий общий центр;
концепция- система взглядов на что- нибудь, основная мысль;
литература- письменная форма искусства, совокупность художественных произведений;
навыки- умения, выработанные упражнениями, привычкой;
обучение- передача знаний, навыков;
прикладные возможности- возможности, применяемые на практике;
приоритетные разделы- самые важные, первенствующие разделы;
публицист- писатель- автор публицистических произведений;
реализация- осуществление чего- либо;
синтез- единство, неразрывная целостность частей;
тематика- совокупность, круг тем;
формирование- придавать определенную форму, законченность;
эстетические возможности- художественные возможности, относящиеся к чувству прекрасного, к красоте и ее восприятию;
этюд - небольшое по объему произведение, посвященное частному вопросу.
Глава 2:
2.1. Результаты исследования.
По данной теме было опрошено 17 человек, в возрасте от 7 до 12 лет, Орловской средней общеобразовательной школы.
Исследование мы проводили с помощью метода анкетирования. Самостоятельно составили анкету, которая позволила установить:
- Какая любимая книга?
- Любимый персонаж и почему?
- Нелюбимый персонаж и почему?
- На какого героя хотели быть похожи?
- С каким сказочным героем хотели дружить?
- Если возникает трудная ситуация, решают как себя вести, ориентируясь на:
- свой опыт
- поведение взрослых
- поведение друзей
- примеры из книг
В результате исследования выяснилось, что 74% любят сказки, 16%приключения и по 5% книги о собаководстве и букварь. На вопрос, какой твой любимый персонаж 67% опрошенных выбрали людей из сказок, а 33%-животных, нужно отметить, что все герои являются положительными персонажами. А на вопрос, почему он тебе нравится большинство отвечали из-за доброты, красоты, также были популярны ответы ум, храбрость, преданность. Но вот почему-то в числе нелюбимых персонажей оказалось 20% положительных героев, а у 27% вообще нет нелюбимых персонажей. Из отрицательных чаще всего вспоминали волка и злую мачеху Золушки. Ребята хотят быть похожими на разных героев девочки на Золушку, Русалочку и Мальвину, а мальчики на Робинзоно Крузо, Кота в сапогах, Вини Пуха и Колобка. А дружить большинство хотели бы с Карлсоном, чтоб тот научил летать, или с красавицей Золушкой, а кто-то хочет встретить Робинзоно Крузо, чтоб тот научил выживать на острове. В целом дружить хотели бы исключительно с добрыми положительными героями. 41% ребят в трудной ситуации полагаются на свой опыт, 36% на поведение взрослых и 23% на примеры из книг, а вот на поведение друзей никто не полагается.
Исходя из результатов, мы можем сделать выводы, что дети младшего школьного возраста любят сказки, но все-таки сказочные персонажи не очень влияют на их поведение в обычной жизни. Дети хотели бы дружить и быть похожими на положительных героев, а не нравятся им чаще всего злодеи. Хотелось бы посоветовать родителям и педагогам больше внимания уделять на нравственную сторону сказок, более глубоко разбирать смысл, суть, но на понятном ребенку языке.
Литература
1. Балталон Ц.П. и В.Д. Воспитательное чтение. Беседы по методике начального обучения. - М., 1913.
2. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М., 1991.
3. Кутьева Л.В. Литература в начальной школе. - М., 1993.
4. Джежелей О.В. Литературное образование младших школьников. Развитие культуры общения и творческой деятельности. Программа “Чтение и литература” // Начальная школа - 1994, N9.
5. Информационно-методическое письмо о курсе “Литература как предмет эстетического цикла” для 1 класса трехлетней начальной школы. Авторы Г.Н.Кудина и З.Н.Новлянская // Начальная школа - 1997, N8.
6. О программе по чтению для 1-4 классов общеобразовательных школ. Авторы Р.Н. Бунеев и Е.В.Бунеева // Вестник образования - 1994, N7.
7. http://www.bankreferatov.ru
8. Толковый словарь русского языка. Авторы Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю.-М.:ООО «ИТИ Технологии», 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ПРИМЕРА В НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Нравственное воспитание всегда было предметом особой заботы старшего поколения. Особенно на него начали обращать внимание те, кто был наделен властью государственной или церковной. Вокруг цели, ...
Статья "Художественная литература как средство нравственного воспитания младших школьников"
Статья раскрывает значение книги на духовно-нравственное развитие личности ребенка. Представлены эффективные формы работы с художественной литературой во внеклассной деятельности. На примере литератур...
Духовно-нравственное воспитание младшего школьника в рамках курса Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками».
Курс Т.Н. Просняковой «Художественное творчество: станем волшебниками» основное внимание уделяет духовно - нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются...
"Роль уроков татарского языка и литературы в духовно-нравственном воспитании младших школьников"
Әхлак мәсьәләсе тормышта, әдәбиятта һәрвакыт актуаль булды һәм булып кала. Шуңа күрә әхлак темасын әсәрләре үзәгенә куймаган автор юк та. Ләкин әдипләр тарафыннан ул төрлечә сурәтләнеш таба.Нәрсә соң ...
Художественная литература как средство нравственного воспитания младших школьников
В данной теме представлены мной доклад и презентация по данной теме.В конце марта в нашем городе проходила научно-практическая конференция " Художественная литература как средство нравственного и патр...
«Духовно-нравственное воспитание младших школьников, посредством произведений русской литературы(на примере творчества А.С.Пушкина)
Формирование этно- культурного (русского) компонента на уроках литературного чтения (на примере творчества А. С. Пушкина)...
Расширение круга детского чтения как способ духовно- нравственного воспитания младших школьников (из опыта работы)
Одним из эффективных средств формирования духовно-нравственного сознания детей младшего школьного возраста могут служить образное художественное слово, примеры нравственного развития и морального выбо...