Формирование исследовательских способностей у младших школьников. Доклад.
статья по теме
В статье раскрываются этапы развития проектно - исследовательских способностей у младших школьников, учитывая возрастные особенности, уровень развития учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_issledovatelskih_sposobnostey..doc | 92 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование
проектно - исследовательских способностей
в младшем школьном возрасте.
Работу выполнила: Серебрякова Нина Алексеевна,
учитель начальных классов высшей квалификационной категории
МОУ СОШ № 3, г. Бугульма, РТ,
публикация без очного участия,
опыт работы 4 года,
адрес школы: Бугульма, ул Гафиатуллина 20а.
тел. 6 – 07 - 03
Формирование проектно - исследовательских способностей
в младшем школьном возрасте.
Бесконечно много таких моментов в жизни человека, когда неожиданно меняется привычная жизненная ситуация. В том случае, когда ситуация становится нестандартной, автоматизированное реагирование не срабатывает и включается иной механизм — механизм поисковой активности. Включение механизма поисковой активности порождает исследовательское поведение. Само исследовательское поведение может быть конструктивным, выверенным логически. То есть построенном на анализе собственных действий, синтезе получаемых результатов, оценке — логическом прогнозе. Такое поведение приобретает характер исследовательской деятельности.
Развивать исследовательские способности начинаю с первого класса послебукварного периода. Учащиеся каждой возрастной группы овладевают определёнными методами исследования по степени повышения сложности, учитывая возрастные особенности. В каждом новом учебном году закрепляются полученные навыки предыдущего года, и дети знакомятся с новыми методами исследования.
Методы исследования по годам обучения:
Класс | Методы исследования | Виды работ | Объект исследования |
1 класс | 1. Постановка вопроса. 2. Анализ. 3. Синтез. 4. Наблюдение. | 1. Игры. 2. Работа в парах.
| 1.Дождевая вода. 2. Снег. 3. Комнатные растения. |
2 класс | 1.Анализ. 2.Синтез. 3. Наблюдение. 4. Постановка проблемы. 5. Выдвижение гипотезы. | 1. Игры. 2. Работа в парах. 3. Поиск литературы по теме. | 1. Птицы. 2. Растения леса. 3.Домашние животные |
3 класс | 1.Наблюдение. 2. Постановка проблемы. 3. Выдвижение гипотезы. 4. Добывание известной информации по данной проблеме и её обработка. 5. Обучение делать презентацию. 6. Доклад перед слушателями. | 1. Групповая работа и в парах. 2. Работа со справочной литературой. 3. Работа с компьютером. | 1. Звери. 2. Лекарственные растения. 3. Грибы. |
4 класс | 1. Наблюдение. 2. Постановка проблемы. 3. Определение степени актуальности проблемы. 4. Добывание известной информации по данной проблеме. 5. Нахождение путей решения проблемы. 6. Выполнение презентации по теме. 7. Ораторское мастерство. | 1. Групповая работа и в парах. 2. Работа со справочной литературой. 3. Работа с компьютером. 4. Выступление перед слушателями. | 1. Явления природы. 2. Насекомые. 3. Объект по выбору учащихся. |
Работу по формированию исследовательских способностей начинаю в первом классе с обучения постановки вопросов потому, что развитие навыка постановки вопроса и восприятие ответа рассматриваю как одну из важнейших целей проведения исследований, так как даже взрослые порой не умеют грамотно задавать вопросы и слушать других людей.
С этой целью использую разнообразные задания, стимулирующие постановку вопроса. Например:
Задание 1. «Какие вопросы помогу тебе узнать новое о предмете?»
Показываю игрушечный автомобиль, куклу или что-то другое. Предлагаю при помощи карточек с символами вопросов «Что, кто, где, когда, для чего, зачем?» задать различные вопросы к этим предметам. Ребёнок берёт эти карточки по порядку и задаёт свой вопрос.
Задание 2. «Угадай, о чём спросили».
У ребёнка несколько карточек с написанными вопросами, которые он прочитывает про себя, отвечает вслух. Например: дети получили ответ: «Я люблю животных». Они должны догадаться, о чём вопрос и сформулировать его. Если ребёнок не умеет читать, вопрос задаётся педагогом на ухо ребёнку, который отвечает на него вслух.
Варианты вопросов:
- Какой окрас обычно имеют тигры?
- Почему совы охотятся ночью?
- Есть ли в природе живые существа, похожие на змею? И т.д.
В первом классе на различных уроках предлагаю задания на классификацию по разным основаниям:
- Категориальное объединение: яблоко, банан, апельсин – фрукты;
- Функциональное объединение: яблоко, банан, апельсин, самолет, платье, хлеб – предметы потребления.
- Пространственное объединение: яблоко, банан, апельсин, волк, ромашка – «живут» в дикой природе.
- По собственному основанию: черные автомобили, большие и маленькие, тяжёлые и лёгкие предметы и т.д.
Такой приём в работе учит детей анализировать и делать выводы.
Во втором, третьем классе начинаю учить детей видеть проблему. Для этого использую следующее задание:
«Изменение точки зрения на объект».
Предлагаю детям продолжить неоконченный рассказ от имени разных персонажей.
«Осеннее небо покрылось чёрными тучам. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, тротуары, газоны, дороги….»
Задание: Представь, что ты ребёнок и гуляешь во дворе с друзьями. Как ты отнесёшься к появлению первого снега? (Дети высказывают свои предположения несколькими предложениями). Затем представь, что ты водитель грузовика, едущего по заснеженной дороге, как ты отнесёшься к снегу с его точки зрения; и т.д. Дети высказывают свои предполагаемые мнения о поведении в нужной ситуации.
В ходе выполнения задания стремлюсь к тому, чтобы дети были раскованы и отвечали смело. У части детей ответы однотипны, но в дальнейшем эти упражнения позволят развить у детей способность смело строить свои ответы литературным языком.
Метод наблюдения можно использовать как способ выявления проблем.
Используемое мною задание «На что похоже?» развивает детское воображение, речь, мышление. Показываю следующие предметы: конус, шипы розы, рога коровы, листочек клёна т.д. и спрашиваю, на что это может быть похоже. Дети высказывают свои предположения.
Богатый информационный материал получают дети, наблюдая за птицами:
- Все ли они одинакового размера?
- Все ли они имеют одинаковую окраску?
- Все ли они имеют одинаковое оперение?
- Все ли они одинаково кричат?
- Все ли они миролюбивые или среди них есть драчливые?
- Все ли они едят одно и то же?
- Какие ещё вопросы помогут вам узнать что-то новое о воронах?
Для будущих исследователей очень важно уметь выдвигать и конструировать гипотезу.
Гипотеза – это предположительное, вероятностное знание, не доказанное логически, не подтверждённое опытом. С выдвижения гипотез начинается исследовательский поиск, поэтому построение гипотезы – основное умение исследователя.
В 3-4 классах для выработки умения конструировать гипотезу использую следующие задания:
Задание «А почему?»…
Перед детьми ставлю проблему: «Давайте вместе подумаем: как птицы узнают дорогу на юг?». Дети высказывают свои предположения.
В данном случае гипотезами могут быть:
- «возможно, птицы определяют дорогу по солнцу и звёздам».
- «может, птицы сверху видят растения, по которым они определяют направление полёта»;
- «вероятно, впереди летят птицы, которые уже знают дорогу»;
Особое внимание уделяю выработке умения формулировать проблему, т.к. дети чаще не высказывают предположение, а дают уже готовый ответ, который воспринимается как правильный. Поэтому важно, чтобы гипотезы начинались со слов, выражающих предположение таких как: «возможно», «вероятно» «допустим», «а может быть…», «а что, если».
На начальном этапе работы по проведению исследований необходимо познакомить учащихся с «техникой» проведения исследований. Для проведения тренировочных занятий готовлю карточки с символическими изображениями методов исследования:
размером не менее половины альбомного листа.
Получи информацию в сети Интернет
Проведи эксперимент
Получи информацию из книг
Спроси у другого человека
Подумай
Понаблюдай
На таких же по размеру листах изображаю «темы» будущих исследований с иллюстративным материалом.
На столе лежат несколько тем для исследования: «Попугаи», «Кошки», «Собаки», «Волки» и т.д.
Детьми выбирается карточка с понравившейся темой исследования (кошки).
Кошки
(Остальные карточки убираются со стола)
На доске вывешивается или записывается алгоритм действий учеников:
- Задача: подготовить небольшое сообщение о кошках. Как это можно сделать? (дети предлагают)
- Найти пути поиска информации (работа по карточкам).
- Какая нужна информация? (Дети самостоятельно определяют направление сбора информации)
- Поиск информации о кошках.
Выполняя задания учителя, дети используют необходимые им методы, отражённые на карточках: «Подумай», «Спроси у другого человека», «Проведи эксперимент», «Получи информацию из книг», «Посмотри по телевизору», «Получи информацию в сети Интернет» и т.д.
Начиная работу по сбору информации, необходимо научить детей фиксировать её ручкой способом записей, схем, чертежей и т.д., чтобы не забыть полученную информацию. Далее по карточкам-опорам дети учатся работать по плану:
- «Подумай». Дети, подумав, на листе изображают всю им известную информацию о кошке.
- «Получи информацию из книг». Учителю необходимо заранее приготовить нужную литературу по теме исследования: справочники, энциклопедии.
Показываю видеосюжет о кошках.
Не стоит затягивать данную работу, так как способность концентрировать внимание ещё недостаточно развита. Необходимо провести исследование так, чтобы создалось ощущение работы «на одном дыхании».
Полученную информацию анализируем и обобщаем. Дети должны рассказать, что нового они узнали в ходе исследования. Такая работа хорошо развивает мышление и творческие способности детей. Если в начальной школе не научить ребёнка смело высказывать свои определения, то вряд ли это удастся в дальнейшем.
Информация обобщена, необходимо начать подготовку сообщения. Первый доклад обычно не бывает долгим, но со временем доклады становятся более глубокими и содержательными. После выступления надо обязательно устроить обсуждение доклада. Дать возможность слушателям задать вопросы, не забыть похвалить докладчика и детей, которые задавали умные вопросы.
Участники эксперимента и желающие дети, у кого есть кошки, 2-3 дня наблюдают и проводят эксперименты по заданному плану, записывают наблюдения в блокнот и готовятся доложить в классе.
После того, как был показан образец проведения исследования, можно давать задания для самостоятельного исследования. Для этого детям понадобятся карточки, которые использовали на тренировочных занятиях. Задача – собрать нужные сведения, используя возможности всех доступных источников информации; обобщить их и подготовить доклад по результатам исследования. Докладчик должен донести одноклассникам информацию, которую получил в ходе исследования. И не важно, что доклады очень простые, а важно, что у детей формируются качества творческой личности. Работу по исследованию можно организовать не только индивидуальную, но и парную, групповую. На таких занятиях учитель получает дополнительные воспитательные возможности.
На уроках информатики третьеклассники учатся делать презентации, которые иллюстрируют детские сообщения. В четвёртом классе дети, которые заинтересовались данным видом творческой деятельности, пробуют свои силы в поисковой работе под руководством учителя и с помощью родителей. Подготовленные исследования используются на уроке, как при сообщении нового материала, так и для углубления имеющихся знаний.
Исследовательская работа по любой теме начинается с определения её актуальности для ученика и его окружения, постановки задач для достижения намеченной цели.
Так, например, приступив к проектно – исследовательской работе «Грибы нашего леса» ученик 3 класса определил актуальность, необходимость выполнения данной работы так: «Мы, всей семьёй, любим ходить в лес, собирать грибы. Часто я слышу от родителей: «Вот этот гриб хорош, а этот не трож, он ядовитый». Ежегодно в стране сотни людей попадают в больницы с отравлениями грибами. Мне стало интересно: какие виды грибов есть в наших лесах, где они растут и как применяются».
Намечена цель исследования, какие виды грибов есть в наших лесах, где они растут и как применяются, выявить, какие грибы съедобные, а какие несъедобные.
Поставлены задачи исследования:
- Изучить виды грибов и правила их сбора.
- Выяснить, как сохранить грибные места.
- Выяснить, какие грибы занесены в Красную книгу.
- Узнать, какие блюда можно приготовить из грибов.
Определены методы исследования: анализ, сравнение, наблюдение.
Собранный материал проанализирован и систематизирован. Сделана познавательная презентация. Данная работа вызвала интерес у сверстников, оказала помощь в изучении темы урока окружающего мира «Царство грибов».
Итогом проектно – исследовательской работы стало пополнение информационно – иллюстративного материала в кабинете по следующим темам:
- «Животные нашего леса»;
- «Птицы нашего леса»;
- «Красная книга животных»;
- «Красная книга растений»;
- «Книга природных рекордов Гинесса»
- «Исторические места нашего города»;
- «Культурные центры нашего города».
Исследовательский путь познания помогает школьнику увидеть гармонические связи между явлениями и фактами, картину природы как связного целого, это путь знакомства учащихся с методами научного познания, важное средство формирования у них научного мировоззрения, развития мышления и познавательной самостоятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование креативных способностей у младших школьников через творческие задания на уроках окружающего мира.
Обозначенная мною тема концепции продиктована противоречивой ситуацией, создавшейся в обществе: с одной стороны возрастающие потребности общества в творчески активных людях, с другой стороны недостато...
Формирование творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения.
Одной из основных целевых установок современного российского образования, обеспечивающей естественную и эффективную интеграцию ребёнка в общество, является формирование установки на творческую деятель...
Технология развития критического мышления как средство формирования творческих способностей у младших школьников.
Данная работа раскрывыает как на основе данной технологии формируются творческие способности у обучающихся....
Комплекс игр и упражнений, направленный на формирование коммуникативных способностей у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости
Игры и упражнения, направленные на формирвоание умения использовать вербальные и невербальные средства общения, развитие эмпатии и умения сотрудничать....
Методический семинар ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Математика помогает человеку во всех его делах. Она нужна не только инженерам, конструкторам, бухгалтерам, но и работникам иных сфер. Без измерений и вычислений нельзя сделать и стула. «На...
Методический семинар ФОРМИРОВАНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (презентация)
Презентация к методическому семинару....
Психолого-педагогические условия формирования творческих способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Статья посвящена психолого-педагогическим условиям формирования творческих способностей у младших школьников с ограниченными возможностями здоровья....