Одарённость
статья по теме

Чебан Наталья Ивановна

Это текст моего выступления на ШМО учителей начальных классов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odaryonnost.docx19.18 КБ

Предварительный просмотр:

                              Муниципальное общеобразовательное учреждение  

                                «Средняя общеобразовательная школа №5»

                                        г.Воскресенска Московской области

                                            Выступление на ШМО

                  учителей начальных классов

«Одарённость: особенности, признаки, виды».  

подготовила

учитель начальных классов

Чебан Наталья Ивановна

       

                                                г.Воскресенск

                                                       2010

     Одарённость - системное, саморазвивающееся в течение жизни качество психики, определяющее возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

     Одарённый ребёнок – ребёнок, который выделяется очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности.

     На сегодняшний день большинство психологов убеждены, что характер развития одарённости – это результат сложного взаимодействия:

  1. Наследственности (т.е. природных задатков);
  2. Социокультурной среды;
  3. Деятельности ребёнка.

     Существуют 2 точки зрения на частоту проявления детской одарённости.

  1. Все дети являются одарёнными.

До уровня одарённости можно развить практически любого здорового ребёнка при создании благоприятных условий.

  1. Одарённые дети встречаются крайне редко.

Это уникальное явление, в этом случае основное внимание уделяется поиску одарённых детей.

           Специфические особенности одарённости в детском возрасте.

  1. Каждый этап взросления имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники и младшие школьники предрасположены к усвоению языков, имеют высокий уровень любознательности, яркую фантазию; подростки же – к различным формам поэтического и литературного творчества.
  2. Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения. Типа семейного воспитания может происходить « угасание» признаков детской одарённости.
  3. Формирование одарённости нередко происходит в виде рассогласованности психического развития. Например, наряду с высоким уровнем развития тез или иных способностей наблюдается отставание в развитии устной и письменной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта. Т.е. по одним признакам ребёнок может идентифицироваться как одарённый, по другим – как отстающий в психическом развитии.
  4. Проявление детской одарённости часто трудно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребёнка.  Ясно, что при равных способностях ребёнок из семьи с высоким социально-экономическим статусом будет показывать более высокие достижения в определённых видах деятельности ( при условии, что семья прилагает усилия по его развитию) по сравнению с ребёнком, лишённым таких условий.

                         Признаки одарённости.

  1. Дети очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований.
  2. Способны долгое время ( до нескольких часов) концентрировать внимание на одном деле, « погружается» в него, если оно ему интересно.
  3. В общении между собой производят впечатление говорящих разом и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут перейти на «нормальное» общение.
  4. Часто «перескакивают» через последовательные этапы развития.
  5. Большой словарный запас, с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова.
  6. Развито чувство справедливости. Они одинаково сильно реагируют на увиденные по телевизору и испытанные лично несправедливости.
  7. Восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций.
  8. Большинство спит меньше сверстников, раньше отказываются от послеобеденного сна.
  9. Часто раздражают окружающих привычкой поправлять других и считать себя всегда правым.
  10. Если одарённый ребёнок не имеет друзей среди ровесников, он начинает дружить со старшими или младшими детьми, или со взрослыми.

              Виды одарённости.

  1. В практической деятельности – в ремёслах, спортивную, организационную одарённость.
  2. В познавательной деятельности – интеллектуальную одарённость различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности ( в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.)
  3. В художественно- эстетической деятельности – хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одарённость.
  4. В коммуникативной деятельности – лидерскую одарённость.
  5. В духовно-ценностной деятельности – одарённость, которая проявляется в создании новых духовных ценностей.

                                    Список использованной литературы

  1. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Педагогика. 100 экзаменационных ответов. Экспресс-справочник для студентов вузов.- Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2000.
  2. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребёнка? Книга для родителей: пер. с польск.- М.: Прогресс, 2004.
  3. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя.- Просвещение, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему: «Детская одарённость: признаки, виды, особенности личности одарённого ребёнка».

Выявление одарённых детей, создание условий для их оптимального развития, включая детей, чья одарённость на настоящий момент может быть не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении ...

Статья: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости."

Выступление на МО или педсовете по теме: "Одарённый ребёнок.Виды одарённости."...

Мастер - класс для родителей одарённых учащихся на тему: "Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей".

14 октября 2015 года на базе ГБОУ школа 879 педагогом - психологом был проведён мастер класс на тему:«Повышение педагогической компетентности родителей одарённых детей». Участники: Ведущий мастер –...

Система работы с одарёнными детьми в урочной деятельности. Возможности современных УМК в работе с одарёнными детьми.

Сегодня в российском образовании чрезвычайно актуальна проблема выявления, развития и поддержки одарённых детей. Раскрытие и реализация их способностей и талантов важны не только для одарённого ребёнк...

Программа внеурочной деятельности педагога, направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗ младшего школьного возраста. Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера».

Программа внеурочной деятельности педагога,направленной на формирование творческой одарённости детей с ОВЗмладшего школьного возраста.Курс по развитию поэтической одарённости «Проба пера»....

Статья "Умственная одарённость,её психологические проявления. Воспитание и обучение одарённых детей.

Основная трудность выявления в пору детства признаков одаренности состоит в том, что в них непросто выделить собственно индивидуальное, относительно не зависимое от возрастного. Так, наблюдаемая у реб...