Особенности социального интеллекта младших школьников с разным уровнем самооценки
статья (4 класс)

В статье представлены результаты исследования социального интеллекта младших школьников с разным уровнем самооценки. Результаты работы могут быть использованы педагогами- психологами и педагогами при разработки программ и занятий по развитию социального интеллекта и самооценки младших школьников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ

Лебеденко Ольга Алексеевна, Морозова Екатерина Михайловна

Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону

Одной из важных задач развития в младшем школьном возрасте становится приобретение способов социального взаимодействия с группой сверстников и умение приобретать друзей. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 66 отмечается, что начальное общее образование должно быть направлено формирование у обучающегося навыков самоконтроля и культуры поведения в обществе.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования среди личностных характеристик выпускника начальной школы выделяется владение ребенком умений слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.

В современных психологических исследованиях (М.И. Бобнева, В.Н. Куницына, Д.В. Люсин, А.Л. Южанинова) подчеркивается значимость социального интеллекта как практического качества личности, обеспечивающего эффективную социальную адаптацию и успешное взаимодействие человека с другими людьми. Согласно концепции Дж. Гилфорда, социальный интеллект в себя способность понимания поведение другого человека, своё собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации.

Следовательно, проблема развития социального интеллекта является актуальной для младших школьников, так как именно в младшем школьном возрасте наблюдается не только интенсивное развитие интеллектуальных способностей личности, но и развитие межличностных взаимодействий, представлений ребёнка о личности и социальном поведении, обусловленное сменой социальной ситуации развития и развитием самосознания и самооценки младших школьников.

Анализ теоретических подходов (И.С. Кон, А.И. Липкина, А.В. Захарова, Е.Ю. Савинова, Л.А. Кислицкая, Е.В. Ишмаметьева) изучения самооценки в психолого-педагогических исследованиях дает основание рассматривать самооценку как многогранное понятие, отражающее суждение человека о самом себе, является регулятором поведения, а также одним из компонентов структуры личности. Под самооценкой понимают способность человека оценивать самого себя, свои возможности, качества и занимаемое положение среди других людей. Уровень самооценки является основой характера взаимоотношений личности с окружающими, его критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Таким образом, самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. (А.И. Липкина)

Поэтому целью нашего исследования являлось изучение особенностей социального интеллекта младших школьников с разным уровнем самооценки. В качестве объекта исследования выступили дети младшего школьного возраста. Предметом исследования явились особенности социального интеллекта младших школьников с разным уровнем самооценки. Для решения цели исследования были сформулированы следующие гипотезы: существуют различия между факторами социального интеллекта и показателями самооценки младших школьников; существует взаимосвязь уровня социального интеллекта и уровня самооценки младших школьников.

В эмпирическом исследовании принимали участие младшие школьники в возрасте (9-10 лет) МБОУ СОШ№ 64 г. Ростова-на-Дону в количестве 62 человек. Наше исследование проводилось в несколько этапов.

 Первый этап исследования состоял в определении уровня самооценки младших школьников с помощью методики «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур), методики изучения самооценки (Дембо-Рубинштейн, в модификации А.М. Прихожан).

На основе качественного анализа самооценки младших школьников, всех респондентов можно разделить на группы по уровню самооценки: первая группа - младшие школьники с высоким уровнем самооценки (31,3%); вторая группа - младшие школьники с низким уровнем самооценки (9,3%); третья группа - младшие школьники с адекватным уровнем самооценки (59,4%). Различия между мальчиками и девочками в адекватной самооценке практически отсутствуют. Однако, среди респондентов с высокой самооценкой преобладают девочки, разница с мальчиками составила 14%. Среди детей с низким уровнем самооценки наблюдается большее количество мальчиков, по численности их группа на 11% превышает группу девочек.

Анализ результатов по показателям самооценки (методика Дембо-Рубинштейн, в модификации А.М. Прихожан) в целом по группе респондентов показал, что младшие школьники лучше всего оценивали себя по показателю «есть друзья – нет друзей», самые низкие показатели были получены по показателю «аккуратный – неаккуратный». Далее мы проанализировали различия показателей самооценки младших школьников с разным уровнем самооценки. Можно предположить, что школьники с высокой самооценкой характеризует себя как более аккуратных, умелых, умных, веселых, чем есть на самом деле, а также они переоценивают себя, как учеников. А ученики с адекватной и низкой самооценкой оценивают свои качества адекватнее, реально оценивая себя по указанным параметрам.

Первый этап эмпирического исследования уровня самооценки младших школьников, позволяет сделать следующие выводы: большинство младших школьников имеют адекватный уровень самооценки; среди респондентов с высоким уровнем самооценки больше девочек, чем мальчиков, а среди респондентов с низким уровнем наоборот; младшие школьники отметили наиболее высокие баллы по шкале «есть друзья – нет друзей», а наименьшие – по шкале «аккуратный – неаккуратный».

Второй этап эмпирического исследования состоял в определении уровня развития социального интеллекта младших школьников с помощью теста «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда, включающий в себя четыре субтеста и позволяющий диагностировать способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения.  В результате качественного анализа выявлено, что распределение респондентов по группам является неравномерным: 4% уровень социального интеллекта выше среднего имеют всего младших школьников; 81% испытуемых имеют средний уровень социального интеллекта; 15% младших школьников имеет уровень социального интеллекта ниже среднего.

При сравнении уровня социального интеллекта по половому признаку выявлено, что уровень социального интеллекта у девочек выше, чем у мальчиков: самый большой разрыв в значениях (0,5 балла), наблюдается в области способностей предвидеть последствия поведения; в области способностей понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека, разрыв в значениях составил 0,4 балла; способности к логическому обобщению и способности понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека различаются на 0,2 балла; разрыв в значениях общего уровня социального интеллекта составил 0,7 баллов.

Второй этап эмпирического исследования позволяет сделать следующие выводы: у младших школьников преобладает средний уровень социального интеллекта; более всего у младших школьников развита способность предвидеть последствия поведения; хуже всего развита способность к логическому обобщению; уровень социального интеллекта у девочек выше, чем у мальчиков по всем четырем способностям; общий уровень социального интеллекта у мальчиков ниже среднего уровня.

Третий этап исследования состоял в выявлении различий и взаимосвязи социального интеллекта с уровнем самооценки младших школьников с помощью методов статистического анализа (критерий Крускал-Уоллеса, критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ). Были выявлены статистически значимые различия в степени выраженности компонентов самооценки школьников с высокой и адекватной самооценкой: младшие школьники отметили наиболее высокие баллы по шкале «есть друзья – нет друзей», а наименьшие – по шкале «аккуратный – неаккуратный».

Можно сказать, что обучающиеся с высокой самооценкой более высоко оценивают свою аккуратность, умелость, ум, считая себя очень хорошими учениками, в сравнении со школьниками с адекватной самооценкой. Школьники с адекватной и низкой самооценкой оценивают свои качества адекватнее, реально оценивая себя по указанным параметрам.

Изучение наличия взаимосвязи между уровнем социального интеллекта и уровнем самооценки младших школьников показало, что:  

- у респондентов наблюдается разница в развитии показателей социального интеллекта: лучше всего развита способность предвидеть последствия поведения и хуже всего развита способность к логическому обобщению;

- для младших школьников с разным уровнем самооценки отличает средний уровень развития социального интеллекта и средний уровень развития всех способностей, входящих в его структуру;

- чем выше уровень самооценки младших школьников, тем хуже они понимают связь между поведением людей и его последствиями, сильнее испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и тем ниже они оценивают себя, как ученика;

Таким образом, наше предположения о том, существуют различия между факторами социального интеллекта и показателями самооценки младших школьников и существует взаимосвязь уровня социального интеллекта и уровня самооценки младших школьников подтвердились, то есть гипотезы доказаны.

Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы педагогами-психологами и педагогами при разработке программ и занятий по развитию социального интеллекта и самооценки младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения

В этой статье я предлагаю опыт работы. который позволил сделать учебный процесс увлекательным, личностно значимым и эффективным, так как качество знаний в классе значительно повысился. Он может быть и...

Самооценка младших школьников с разным уровнем социальной компетенции

Самооценка, являясь системообразующим ядром индивидуаль­ности личности, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Именно поэтому одной из важнейш...

Статья "Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем мотивации"

      По мнению отечественных психологов, наиболее гармонично развивается личность детей с хорошей успеваемостью (Кулагина И.Ю., 2008; Липкина А.И., 1986)....

Статья «Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения»

Данная статья поможет вам учесть все стороны, которые влияют на  формирование сплоченного ученического коллектива....

Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости

Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости...

"Самооценка младших школьников с разной успеваемостью".

Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно ...

Социальная адаптация младших школьников с нарушениями интеллекта посредством сказкотерапии

Социальная  адаптация младших школьников с нарушениями интеллекта  посредством сказкотерапии.  Цель программы:  формирование навыков социальной адаптации у детей  с наруш...