Особенности социального интеллекта младших школьников с разным уровнем самооценки
статья (4 класс)
В статье представлены результаты исследования социального интеллекта младших школьников с разным уровнем самооценки. Результаты работы могут быть использованы педагогами- психологами и педагогами при разработки программ и занятий по развитию социального интеллекта и самооценки младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Особенности социального интеллекта младших школьников с разным уровнем самооценки | 19.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ САМООЦЕНКИ
Лебеденко Ольга Алексеевна, Морозова Екатерина Михайловна
Южный федеральный университет, Ростов-на-Дону
Одной из важных задач развития в младшем школьном возрасте становится приобретение способов социального взаимодействия с группой сверстников и умение приобретать друзей. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в статье 66 отмечается, что начальное общее образование должно быть направлено формирование у обучающегося навыков самоконтроля и культуры поведения в обществе.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования среди личностных характеристик выпускника начальной школы выделяется владение ребенком умений слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение.
В современных психологических исследованиях (М.И. Бобнева, В.Н. Куницына, Д.В. Люсин, А.Л. Южанинова) подчеркивается значимость социального интеллекта как практического качества личности, обеспечивающего эффективную социальную адаптацию и успешное взаимодействие человека с другими людьми. Согласно концепции Дж. Гилфорда, социальный интеллект в себя способность понимания поведение другого человека, своё собственное поведение, а также способность действовать сообразно ситуации.
Следовательно, проблема развития социального интеллекта является актуальной для младших школьников, так как именно в младшем школьном возрасте наблюдается не только интенсивное развитие интеллектуальных способностей личности, но и развитие межличностных взаимодействий, представлений ребёнка о личности и социальном поведении, обусловленное сменой социальной ситуации развития и развитием самосознания и самооценки младших школьников.
Анализ теоретических подходов (И.С. Кон, А.И. Липкина, А.В. Захарова, Е.Ю. Савинова, Л.А. Кислицкая, Е.В. Ишмаметьева) изучения самооценки в психолого-педагогических исследованиях дает основание рассматривать самооценку как многогранное понятие, отражающее суждение человека о самом себе, является регулятором поведения, а также одним из компонентов структуры личности. Под самооценкой понимают способность человека оценивать самого себя, свои возможности, качества и занимаемое положение среди других людей. Уровень самооценки является основой характера взаимоотношений личности с окружающими, его критичности, требовательности к себе, отношения к успехам и неудачам. Таким образом, самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. (А.И. Липкина)
Поэтому целью нашего исследования являлось изучение особенностей социального интеллекта младших школьников с разным уровнем самооценки. В качестве объекта исследования выступили дети младшего школьного возраста. Предметом исследования явились особенности социального интеллекта младших школьников с разным уровнем самооценки. Для решения цели исследования были сформулированы следующие гипотезы: существуют различия между факторами социального интеллекта и показателями самооценки младших школьников; существует взаимосвязь уровня социального интеллекта и уровня самооценки младших школьников.
В эмпирическом исследовании принимали участие младшие школьники в возрасте (9-10 лет) МБОУ СОШ№ 64 г. Ростова-на-Дону в количестве 62 человек. Наше исследование проводилось в несколько этапов.
Первый этап исследования состоял в определении уровня самооценки младших школьников с помощью методики «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур), методики изучения самооценки (Дембо-Рубинштейн, в модификации А.М. Прихожан).
На основе качественного анализа самооценки младших школьников, всех респондентов можно разделить на группы по уровню самооценки: первая группа - младшие школьники с высоким уровнем самооценки (31,3%); вторая группа - младшие школьники с низким уровнем самооценки (9,3%); третья группа - младшие школьники с адекватным уровнем самооценки (59,4%). Различия между мальчиками и девочками в адекватной самооценке практически отсутствуют. Однако, среди респондентов с высокой самооценкой преобладают девочки, разница с мальчиками составила 14%. Среди детей с низким уровнем самооценки наблюдается большее количество мальчиков, по численности их группа на 11% превышает группу девочек.
Анализ результатов по показателям самооценки (методика Дембо-Рубинштейн, в модификации А.М. Прихожан) в целом по группе респондентов показал, что младшие школьники лучше всего оценивали себя по показателю «есть друзья – нет друзей», самые низкие показатели были получены по показателю «аккуратный – неаккуратный». Далее мы проанализировали различия показателей самооценки младших школьников с разным уровнем самооценки. Можно предположить, что школьники с высокой самооценкой характеризует себя как более аккуратных, умелых, умных, веселых, чем есть на самом деле, а также они переоценивают себя, как учеников. А ученики с адекватной и низкой самооценкой оценивают свои качества адекватнее, реально оценивая себя по указанным параметрам.
Первый этап эмпирического исследования уровня самооценки младших школьников, позволяет сделать следующие выводы: большинство младших школьников имеют адекватный уровень самооценки; среди респондентов с высоким уровнем самооценки больше девочек, чем мальчиков, а среди респондентов с низким уровнем наоборот; младшие школьники отметили наиболее высокие баллы по шкале «есть друзья – нет друзей», а наименьшие – по шкале «аккуратный – неаккуратный».
Второй этап эмпирического исследования состоял в определении уровня развития социального интеллекта младших школьников с помощью теста «Социальный интеллект» Дж. Гилфорда, включающий в себя четыре субтеста и позволяющий диагностировать способности в структуре социального интеллекта: познание классов, систем, преобразований и результатов поведения. В результате качественного анализа выявлено, что распределение респондентов по группам является неравномерным: 4% уровень социального интеллекта выше среднего имеют всего младших школьников; 81% испытуемых имеют средний уровень социального интеллекта; 15% младших школьников имеет уровень социального интеллекта ниже среднего.
При сравнении уровня социального интеллекта по половому признаку выявлено, что уровень социального интеллекта у девочек выше, чем у мальчиков: самый большой разрыв в значениях (0,5 балла), наблюдается в области способностей предвидеть последствия поведения; в области способностей понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека, разрыв в значениях составил 0,4 балла; способности к логическому обобщению и способности понимать изменение значения сходных вербальных реакций человека различаются на 0,2 балла; разрыв в значениях общего уровня социального интеллекта составил 0,7 баллов.
Второй этап эмпирического исследования позволяет сделать следующие выводы: у младших школьников преобладает средний уровень социального интеллекта; более всего у младших школьников развита способность предвидеть последствия поведения; хуже всего развита способность к логическому обобщению; уровень социального интеллекта у девочек выше, чем у мальчиков по всем четырем способностям; общий уровень социального интеллекта у мальчиков ниже среднего уровня.
Третий этап исследования состоял в выявлении различий и взаимосвязи социального интеллекта с уровнем самооценки младших школьников с помощью методов статистического анализа (критерий Крускал-Уоллеса, критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ). Были выявлены статистически значимые различия в степени выраженности компонентов самооценки школьников с высокой и адекватной самооценкой: младшие школьники отметили наиболее высокие баллы по шкале «есть друзья – нет друзей», а наименьшие – по шкале «аккуратный – неаккуратный».
Можно сказать, что обучающиеся с высокой самооценкой более высоко оценивают свою аккуратность, умелость, ум, считая себя очень хорошими учениками, в сравнении со школьниками с адекватной самооценкой. Школьники с адекватной и низкой самооценкой оценивают свои качества адекватнее, реально оценивая себя по указанным параметрам.
Изучение наличия взаимосвязи между уровнем социального интеллекта и уровнем самооценки младших школьников показало, что:
- у респондентов наблюдается разница в развитии показателей социального интеллекта: лучше всего развита способность предвидеть последствия поведения и хуже всего развита способность к логическому обобщению;
- для младших школьников с разным уровнем самооценки отличает средний уровень развития социального интеллекта и средний уровень развития всех способностей, входящих в его структуру;
- чем выше уровень самооценки младших школьников, тем хуже они понимают связь между поведением людей и его последствиями, сильнее испытывают трудности в анализе ситуаций межличностного взаимодействия и тем ниже они оценивают себя, как ученика;
Таким образом, наше предположения о том, существуют различия между факторами социального интеллекта и показателями самооценки младших школьников и существует взаимосвязь уровня социального интеллекта и уровня самооценки младших школьников подтвердились, то есть гипотезы доказаны.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы могут быть использованы педагогами-психологами и педагогами при разработке программ и занятий по развитию социального интеллекта и самооценки младших школьников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения
В этой статье я предлагаю опыт работы. который позволил сделать учебный процесс увлекательным, личностно значимым и эффективным, так как качество знаний в классе значительно повысился. Он может быть и...
Самооценка младших школьников с разным уровнем социальной компетенции
Самооценка, являясь системообразующим ядром индивидуальности личности, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Именно поэтому одной из важнейш...
Статья "Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем мотивации"
По мнению отечественных психологов, наиболее гармонично развивается личность детей с хорошей успеваемостью (Кулагина И.Ю., 2008; Липкина А.И., 1986)....
Статья «Организация сотрудничества младших школьников с разным уровнем мотивации учения»
Данная статья поможет вам учесть все стороны, которые влияют на формирование сплоченного ученического коллектива....
Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости
Учебная мотивация младших школьников с разным уровнем успеваемости...
"Самооценка младших школьников с разной успеваемостью".
Данная тема очень актуальна, так как задача учителя, прежде всего, состоит в повышении мотивации обучения и его результативности, а адекватная самооценка ученика помогает решить эту задачу достаточно ...
Социальная адаптация младших школьников с нарушениями интеллекта посредством сказкотерапии
Социальная адаптация младших школьников с нарушениями интеллекта посредством сказкотерапии. Цель программы: формирование навыков социальной адаптации у детей с наруш...