Из опыта работы учителя начальных классов Антиповой А.Л.
статья по теме

Антипова Александра Леонидовна

В данной работе обобщен опыт работы по проблеме "Повышение эффективности обучения младших школьников". Использую в работе проблемно-поисковые, рефлексивные, информационн-коммуникативные, наглядные и другие технологии и методы обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx22.74 КБ

Предварительный просмотр:

Из   опыта   работы

Антиповой Александры Леонидовны,

учителя начальных классов

средней общеобразовательной школы №1

города Донецка Ростовской области,

по проблеме

«Повышение эффективности обучения

 младших школьников».

(Выступление на заседании педагогического совета).

   С августа 2008 года  в должности учителя начальных классов работаю над проблемой «Повышение эффективности обучения младших школьников». Выбор данной проблемы обусловлен рядом причин.

     - Во-первых, использование эффективных форм и методов обучения позволяет развивать и совершенствовать способности ребёнка, его мышление, память, интеллект.

     - Во-вторых, системная работа в данном направлении помогает на раннем этапе выявить пробелы, ошибки, неправильные представления и спланировать дальнейшие шаги по их ликвидации.

     - В-третьих, обеспечивает положительный результат, ситуацию успеха всем ученикам, развитие познавательных способностей школьников.

     За истекший период можно выделить следующие этапы работы по реализуемой проблеме:

     - выявление исходного уровня познавательных способностей учащихся;

     - изучение и использование передовых педагогических технологий;

     - создание материально-технических, учебно-методических условий реализации проблемы;

     - создание банка заданий, отвечающих требованиям личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию школьников;

     - определение форм взаимодействия ученика, учителя и родителей;

     - диагностика (анализ) результатов качества и уровня обученности;

     - корректировка заданий, форм и методов преподавания;

     - обмен опытом с коллегами.

     Обеспечиваю системный целостный подход в преподавании, включающий реализацию познавательных, воспитательных и практических задач.

     Важнейшим элементом эффективности обучения считаю мотивацию учебной деятельности. Поэтому при подготовке к урокам стараюсь

- заранее предусмотреть, что в сообщаем материале можно использовать, опираясь на субъективный опыт ученика,

- вызвать «детские версии» изучаемого,

- делать акцент на достижениях обучаемых.

     Добиваюсь понимания цели обучения каждым учеником через следующие приёмы: провокацию (вызов реакции несогласия), делегирование возможностей принимать решения, сопоставление всех «за» и «против».

     В процессе преподавания использую передовые педагогические технологии.

     1. Рефлексивные технологии обучения закладывают осознанное направление мыслительной деятельности учащихся, способствуют повышению эффективности познавательной деятельности учащихся (регуляция собственных действий, умение оценить, осмыслить).

     Использую следующие приёмы рефлексивных технологий:

- «Верно-неверно» - на стадии закрепления пройденного материала;

- «Затруднение» - при изучении  тем «Безударные гласные в корне слова», «Непроизносимые согласные», решении обратных задач и др.;

- «Знание о незнании» - при изучении материала с опорой на вопросы: кто? что? когда? где? если? почему?

- «Гипотеза» помогает установить общие и существенные свойства предметов и явлений;

- «Таблица» - при составлении обобщающих таблиц, например, «Части речи», «Компоненты чисел», «Гласная после шипящих» и др.;

- «Составление памятки» учит отбирать важную информацию, учит лаконичности и чёткости формулировок.

     2. Информационные технологии способствуют лучшему восприятию и запоминанию материала. Иллюстративный материал компакт-дисков использую на уроках русского языка, математики, чтения, окружающего мира, музыки.

     Демонстрационно-тренировочный модуль позволяет подвести учащихся к пониманию изучаемого материала и выполнению практических заданий. Контрольно-тренировочный модуль содержит различные варианты упражнений, направленных на отработку навыков по применению изученных орфограмм, правил, алгоритмов. Тестирующий модуль позволяет проверить и оценить знания, умения и навыки учащихся по изученной теме. Пакет программ содержит занимательный дидактический материал, обучающие упражнения, сюжетные игровые задания, что соответствует возрастным особенностям младших школьников.

     При отборе и приобретении мультимедийных изданий руководствуюсь следующими аспектами:

- психологическим – как повлияет данное издание на мотивацию учения, на отношение к предмету;

- педагогическим – насколько издание отвечает общей направленности школьного курса;

- методическим – способствует ли издание лучшему усвоению материала, оправдан ли выбор предлагаемых заданий учащимся;

- национально-региональным – включение в электронное издание возможностей дополнительного знакомства с особенностями края.

     3. Проблемно-поисковые технологии, являясь вариантом технологии проблемного обучения, включают в себя поисковые и исследовательские методы, при которых учащиеся ведут самостоятельный поиск, творчески применяют и добывают знания. Особенно эффективно использование данных технологий при формировании геометрических представлений, в проектной деятельности школьников.

     4. Технология опережающего обучения способствует осмысленному освоению обязательного материала ещё на этапе пропедевтики, позволяет вводить элементы исследовательской деятельности. Активно использую элементы данной технологии на уроках математики (пропедевтика решения задач, выполнение геометрических заданий, умножение и деление чисел), русского языка (составление текста, определение частей речи, главных членов предложения, знакомство с однокоренными словами и др.).

     5. Дидактическая игра как средство повышения эффективности урока. Благодаря использованию дидактических игр и занимательных заданий на уроках добиваюсь более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Во время игр  «Лабиринт», «Кто быстрее», «Собери числа», «Лото», «Собери грибы», «Помоги Незнайке» и др. учащимся предоставляется возможность  быстро видеть результаты своего труда, развиваются мышление, сообразительность, внимание, познавательный интерес к предмету, возрастает активность на уроке.

     6.  Наглядные методы обучения способствуют формированию вычислительных навыков учащихся, умений в составлении задач и выражений, делают процесс обучения эстетически привлекательным и интересным. Слабые учащиеся активно включаются в процесс обучения. Мною изготовлено более 200 наглядных пособий по темам: «Пропедевтика решения задач», «Изучаем геометрию», «Умножение и деление», «Считаем в пределах 20 и 100», «Читаем с опорой на рисунки», «Занимательный русский язык», «Герои сказок» и др.

     Положительным результатом своей деятельности по данной проблеме считаю проявление у учащихся интереса к знаниям, желание учиться, иметь хорошие и отличные оценки. По результатам первого полугодия 2011-2012 учебного года уровень обученности составил  100%, качество  –  64%.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого потенциала учащихся начальных классов на уроках и во внеурочное время. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ «Ижевская средняя общеобразовательная школа» Зиганшиной Зинаиды Николаевны.

Актуальность темы основывается на решении следующих проблем:снижение общей культуры учащихся, грамотности, интереса к учёбе, к чтению;отсутствие нравственного ориентира;заниженная самооценка уча...

Психолого-педагогическое сопровождение введения ФГОС в 1-2 классах начальной школы. Из опыта работы учителя начальных классов Щербаковой Татьяны Геннадьевны.

 Так как результаты деятельности учителя предполагают оценку качества образования по ряду обязательных критериев, необходим мониторинг УУД у учащихся начальной школы. В презентации предста...

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ СОШ №1 с. Александровское,Александровского района Томской области» Гагиной Ольги Борисовны — Транслит презентации:

Презентация на тему: "Работа над мелкой моторикой рук в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов «МАОУ  СОШ  №1 с. Александровское,Александровского района Томской обла...

"Формы и методы работы классного руководителя с родителями и учащимися с ОВЗ в начальной общеобразовательной школе". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ ООШ №21 Деминой Наталии Викторовны.

Эффективность воспитания ребенка сильно зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от ...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".

Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном ...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Развитие логического мышления по математике в начальных классах"

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли ...

Устная работа на уроках математики в начальной школе Из опыта работы учителя начальных классов Паршиной Т. П.

  В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических поня...