Пособия для учителей начальных классов
методическая разработка на тему
методические пособия для учителей начальных классов .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trebovaniya_k_sovremennomu_uroku.doc | 166 КБ |
nachalnye_klassy.doc | 383 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ УРОКУ
1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутрикурсовых связей, видение особенностей каждого урока.
2. Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях.
3. Продумывание и решение в единстве задач образования (формирование знаний, спец. и общеучебных умений и навыков, познавательных способностей, готовности к самообразованию); воспитания (формирование мировоззрения, активной жизненной позиции, опыта правильного поведения и общения, превращение этих ценных свойств в устойчивые нравственные качества личности, формирование готовности к самовоспитанию и психического развития); развития интеллекта, внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи, эмоционально-волевой сферы школьников; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.
4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.
5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий, теоретических положений, закономерностей, мировоззренческих, ведущих воспитательных идей учебного материала, выделение главного, существенного в содержании обучения; обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников; широкое использование межпредметных связей с целью формирования целостной научной картины мира и в интересах экономии времени.
6. Обеспечение практической, политехнической и профориентационной направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.
7. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, интенсивного обучения, использования на уроке оптимального сочетания словесных, наглядных и практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения, методов работы под непосредственным руководством учителя и самостоятельной работы школьников, методов стимулирования у учащихся познавательных интересов, сознательного отношения к учению, чувства долга, ответственности и дисциплины, других мотивов учения; расширения арсенала применяемых методов, оказание предпочтения тем из них, которые в данных обстоятельствах способны наиболее полно и глубоко донести до школьников содержание учебной информации, в наибольшей степени активизировать познавательную деятельность учащихся.
8. Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.
9. Осуществление на основе диагностики реальных учебных возможностей, дифференцированного подхода к учащимся с акцентом на применение мер дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой.
10. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей хорошо организованной учебы на уроке, контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся, их прилежания.
11. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.
12. Развитие кабинетной системы обучения в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств обучения (учебников, наглядных пособий, ТСО, средств информации и ЭВТ и т.д.).
13. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.
14. Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени, не допуская перегрузки учащихся; при необходимости комментирование смысла и рациональной методики выполнения заданий; стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем домашней работы там, где это возможно, сокращается.
15. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций, переходить к реализации запасных методических вариантов.
16. Выявление в ходе самоанализа полученных на уроке (и в системе уроков) результатов образования, воспитания, развития школьников, сравнение их с поставленными педагогическими задачами, нахождение важнейших причин недостатков и успехов, учет результатов самоанализа при планировании последующих уроков.
Индивидуализация обучения - учет в процессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются.
Внутриклассная индивидуализация учебной работы. Комбинация основных форм индивидуализации учебной работы.
Дифференциация обучения - группировка учащихся на основе их способностей.
Дифференциация объема учебного материала, степени сложности, степени помощи.
НЕДОСТАТКИ СЛОЖИВШЕЙСЯ ПРАКТИКИ
УРОКА В ШКОЛЕ
- Увлечение планированием отдельного урока без достаточной связи с другими, слабое знание типологии уроков, а поэтому их однообразие; недооценка особенностей каждого урока; противопоставление творчества и программно-методической дисциплины.
- Слабое знание личности школьника и классных коллективов и как следствие этого: уроки-близнецы в разных классах, невозможность опираться на особенности учащихся, необоснованность дифференциации в обучении, отсутствие направленности работы по ликвидации пробелов в знаниях.
- Недооценка специального продумывания задач урока; неполнота их планирования (без задач психического развития), некомплексное продумывание (без связи задач друг с другом), без выделения доминирующих для данного урока, класса задач (отсюда перегрузка на самом уроке).
- Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянном одном и том же наборе структурных частей), стремление к большей накопляемости оценок и как следствие - преувеличение роли опроса.
- Перегруженность содержания учебного материала, потеря сути за деталями, обилием второстепенного материала, необоснованное стремление отойти от учебника.
- Недостаточное внимание к применению знаний, оторванность теоретических знаний от их использования.
- Бедность арсенала выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка - стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия.
- Слабое развитие групповых и индивидуальных форм обучения, увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны; слабое использование урока в интересах развития коллектива, недостаточная опора на коллектив с целью реализации его воспитательных возможностей на уроке.
- Односторонний подход к дифференциации обучения (преимущественная дифференциация объема и степени сложности учебного материала).
- Пассивная позиция части школьников в учебном процессе; бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда и преимущественно в формах внеурочной работы (кружки, факультативы и т.п.).
- Слабый учет личностного фактора и благоприятных взаимоотношений учителя и учащихся в повышении качества обучения.
- Гипертрофированное применение тех или иных средств обучения, их комплексное и нецелесообразное использование.
Психологические требования к уроку
К ним относятся:
- учет возрастных особенностей;
- учет психологических особенностей (памяти, внимания, темперамента, воображения, воли, эмоциональной сферы).
Гигиенические требования к уроку
- температурный режим;
- освещенность;
- критические точки усвояемости.
Время | 1-4 мин. | 5-23 мин. | 23-34 мин. | 35-45 мин. |
Усвояемость | 60 % | 80 % | 45-60 % | 6 % |
<
Кризисы внимания:
1 - на 14-18-ой минуте
2 - через 11-14 минут
3 - через 9-11 минут
4 - через 8-9 минут
ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ УРОКА
Перечень структурных элементов учебного занятия (урока):
1. Организация начала занятия.
2. Проверка выполнения домашнего занятия.
3. Подготовка к основному этапу занятия.
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
5. Первичная проверка понимания.
6. Закрепление знаний и способов действий.
7. Обобщение и систематизация знаний.
8. Контроль и самопроверка знаний.
9. Подведение итогов занятия.
10. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Каждый этап урока решает определенные дидактические задачи, только ему присущие. При планировании задач этапа нужно предусмотреть показатели реального результата решения задачи.
Структурные элементы учебного занятия
№ | Этапы | Дидактические задачи | Показатели реального результата решения задачи |
1 | Организация начала занятия | Подготовка учащихся к работе на занятии | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм |
2 | Проверка выполнения домашнего задания | Установление правильности и объемности выполнения домашнего задания всеми учащимися | Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов. |
3 | Подготовка к основному этапу занятия | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности на основе опорных знаний. |
4 | Усвоение новых знаний и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. |
5 | Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция | Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. |
6 | Закрепление знаний и способов действий | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. |
7 | Обобщение и систематизация знаний | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме, курсу, выделение мировоззренческих идей | Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. |
8 | Контроль и самопровер-ка знаний | Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции | Получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения. |
9 | Подведение итогов занятия | Дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы | Адекватность самооценки учащегося оценки учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения. |
10 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверка соответствующих записей | Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития. |
В педагогической литературе нет единой классификации типов уроков. Чередов И.М. выделяет девять, Онищук В.А. - шесть, Махмутов М.И. - четыре типа урока.
Классификация типов уроков:
1. Изучения и первичного закрепления новых знаний.
2. Закрепления новых знаний.
3. Комплексного применения знаний.
4. Обобщения и систематизации знаний.
5. Проверки, оценки и коррекции знаний.
Учитель в зависимости от места урока в теме (разделе), от типа урока определяет его структуру, используя тот или иной набор элементов.
Конструирование уроков различного типа:
1. Изучения и первичного закрепления новых знаний:
1 - 3 - 4 - 5 - 9 - 10
2. Закрепления новых знаний:
1 - 2 - 3 - 6 - 7 - 9 - 10
3. Комплексного применения знаний:
1- 2 - 6 - 7 - 8 - 9
4. Обобщения и систематизации знаний:
1 - 3 - 7 - 8 - 9
5. Проверки, оценки и коррекции знаний:
1 - 2 - 8 - 9 - 10
Содержание учебного материала подбирается учителем в соответствии с темой урока и его целью (ТДЦ), оно должно соответствовать государственному стандарту. В содержании реализуются идеи гуманизации и гуманитаризации, связи с жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников. Содержание отражает межпредметные связи с целью формирования целостной научной картины мира. Учитель выделяет важнейшие научные понятия, теоретические положения, закономерности, главное, существенное в содержании обучения.
Объем учебного материала, выносимого на урок, должен быть оптимальным, не перегружать учащихся и не быть недостаточным.
Учителю необходимо обеспечить связь содержания данного урока с предыдущим уроком и ранее изученным материалом.
Выделяют следующие методы обучения:
1. Репродуктивный (объяснительно-иллюстративный);
2. программированное обучение;
3. эвристический;
4. проблемный;
5. модельный (модельно-репродуктивный, модельно-эвристический).
Наиболее полной и приемлемой в практической работе сегодня является классификация методов обучения, предложенная Бабанским Ю.К.
Классификация методов обучения (по Бабанскому Ю.К.)
№ пп | Основные группы методов обучения | Основные подгруппы методов обучения | Отдельные методы обучения |
1. | Методы стимулирования и мотивации учения | 1.1. Методы формирования интереса к учению 1.2. Методы формирования долга и ответственности в учении | Познавательные игры, учебные дискуссии, методы эмоционального стимулирования и др. Методы учебного поощрения, порицания, предъявления учебных требований и др. |
2. | Методы организации и осуществления учебных действий и операций | 2.1. Перцептивные методы (передачи и восприятия учебной информации посредством чувств):
2.2. Логические методы (организация и осуществление логических операций) 2.3. Гностические методы (организация и осуществление мыслительных операций) 2.4. Методы самоуправления учебными действиями | Лекция, рассказ, беседа и др. Методы иллюстраций, демонстраций, кинопоказа и др. Сочетание словесных и наглядных методов методы упражнений, проведение опытов, выполнение трудовых заданий и др. Индуктивные, дедуктивные, метод аналогий и др. Проблемно-поисковые (проблемное изложение, эвристический метод, исследовательский метод и др.), репродуктивные методы (инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка и др.). Самостоятельная работа с книгой, с приборами, объектами труда и др. |
3. | Методы контроля и самоконтроля | 3.1. Методы контроля | Методы устного контроля, письменного контроля, лабораторного контроля, машинного контроля. Методы самоконтроля. |
Основные принципы отбора методов:
1. Соответствие принципам обучения.
2. Соответствие учебному содержанию.
3. Соответствие ТДЦ урока и задачам этапа.
4. Учет реальных возможностей учащихся.
5. Соответствие условиям и отводимому времени для обучения.
6. Соответствие уровню методической подготовки учителей.
7. Учет индивидуальных возможностей и склонностей учителя.
ПРИЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ
ОБЪЯСНИТЕЛЬНО-ИЛЛЮСТРАТИВНОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ
- интонационное выделение учителем логически важных моментов изложения;
- повторное, более краткое предъявление учащимся готового знания;
- подробное резюмирование учителем каждого отдельного законченного этапа изложения;
- сопровождение обобщенных выводов учителя приведением конкретных примеров;
- демонстрация учащимся натуральных объектов, схем, графиков с целью иллюстрирования отдельных выводов;
- предъявление учащимся готового плана в ходе изложения;
- предъявление учащимся переформулированных вопросов, текстов заданий, облегчающих понимание их смысла;
- инструктаж учащихся ( по составлению таблиц, схем, по работе с текстом учебника и т.п. );
- намек-подсказка, содержащая готовую информацию.
ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ
РЕПРОДУКТИВНОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ
- задание учащимся на индивидуальное речевое проговаривание известных правил, определений при необходимости использования их в процессе решения задач;
- задание учащимся на проговаривание “про себя” используемых правил, определений в процессе решения задач;
- задание на составление кратких пояснений к ходу решения задач;
- задание учащимся на воспроизведение наизусть (правила, закона и т.д.);
- задание учащимся на заполнение схем, таблиц вслед за учителем;
- задание учащимся на раскодирование алгоритма;
- организация усвоения учащимися стандартных способов действия с помощью ситуации выбора;
- задание учащимся на описание какого-либо объекта по образцу;
- задание учащимся на приведение собственных примеров, очевидно подтверждающих правило, свойство и т.д.;
- наводящие вопросы учащимся, побуждающие к актуализации знаний и способов действия.
ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ
МЕТОДУ ПРОБЛЕМНОГО ИЗЛОЖЕНИЯ
- контрдоводы учителя предполагаемому оппоненту в процессе изложения;
- предъявление учащимся преднамеренно нарушенной логики изложения, доказательства и анализ учителем полученных при этом результатов;
- раскрытие учителем причин и характера неудач, встречавшихся на пути решения проблем;
- обсуждение учителем возможных последствий, сделанных из неверных предположений;
- членение излагаемого учителем материала на развивающиеся смысловые моменты;
- фиксирование внимания учащихся на последовательности противоречий, возникающих в ходе решения задач;
- интригующее описание учителем излагаемого объекта с последующей постановкой вопроса;
- установка учителя на мысленное решение учениками логического задания, выдвинутого в ходе изложения;
- риторические вопросы учителя в ходе изложения;
- предъявление учащимся конфликтного примера.
ПРИЕМЫ, СООТВЕТСТВУЮЩИЕ
ЧАСТИЧНО-ПОИСКОВОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ
- включение учащихся в аргументацию выдвинутой учителем гипотезы;
- задание учащимся на поиск скрытых узловых звеньев рассуждения, предложенного учителем;
- задание учащимся на решение нескольких подзадач, выделенных из трудной исходной, после чего учащиеся возвращаются к исходной задаче;
- наводящие вопросы учащимся, помогающие выбору правильных путей решения задачи, одновременно указывающие на различные подходы к ней;
- задание учащимся на поиск ошибок в рассуждениях, требующее оригинальной мысли;
- организация конкретных наблюдений ученика, побуждающих к формулированию проблемы;
- задание учащимся на обобщение фактов, изложенных учителем в специальной последовательности;
- показ способа действия с частичным раскрытием его внутренних связей с учеником;
- задание учащимся на выдвижение очередного шага рассуждения в логике, заданной учителем;
- демонстрация объекта, явления, побуждающая к вычленению сущности;
- выделение цветом части чертежа, схемы, записи, ориентирующее учащихся на выдвижение проблемы.
ПРИЕМЫ, АДЕКВАТНЫЕ
ИИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОМУ МЕТОДУ ОБУЧЕНИЯ
- задание учащимся на самостоятельное составление нестандартных задач;
- задание учащимся с несформулированным вопросом;
- задание с избыточными данными;
- задание учащимся на самостоятельные обобщения на основе собственных практических наблюдений;
- задание учащимся на сущностное описание какого-либо объекта без использования инструкций;
- задание учащимся на отыскание границ применяемости полученных результатов;
- задание учащимся на определение степени достоверности полученных результатов;
- задание учащимся на вычисление механизма протекания явления;
- задание учащимся “на мгновенную догадку”, “на соображение”.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
1. Фронтальная 2. Групповая: 3. Парная 4. Индивидуальная:
(коллективная) 2.1. бригадная; 4.1. индивидуализированная;
2.2. звеньевая; 4.2. индивидуализ-о-групповая.
2.3. кооперированно-групповая;
2.4. дифференцированно-групповая.
СРЕДСТВА АКТИВИЗАЦИИ УЧЕНИЯ
1. Поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию.
2. Способствовать сокращению времени сообщения и объема готовых знаний и стимулированию проблемно-поисковой и самостоятельной учебно-профессиональной деятельности.
3. Обеспечить формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности и развитие волевой сферы по достижению учебно-познавательных целей, самооценку действий.
4. Предоставить возможность для коллективного делового общения.
5. Способствовать созданию внутреннего комфорта.
Самостоятельная работа учащихся на уроке является ведущим средством достижения дидактической цели
урока, активизации учения.
Требования к самостоятельной работе (СР):
1. Наличие конкретной цели.
2. Наличие конкретного задания.
3. Четкая форма выражения результата СР.
4. Определение формы проверки СР.
5. Обязательность выполнения СР каждым учеником, получившим задание.
6. Содержание заданий должно соответствовать конкретной ТДЦ ур
ока.
7. Содержание и методический аппарат заданий должны обеспечить познавательную деятельность на всех уровнях познавательной самостоятельности (репродуктивном, частично-поисковом, творческом).
8. Задания индивидуализировать для обеспечения успешного выполнения СР.
ТАБЛИЦА ДЛЯ СБОРА ДАННЫХ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ
ПОСТАНОВКУ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ
(По Шамовой Т.И.)
Цель: проанализировать, является ли самостоятельная работа учащихся на уроке средством включения каждого ученика в деятельность по достижению дидактической цели урока.
Содержание объектов наблюдения | Предмет, класс и фамилии учителей, у которых посещались уроки | |
1 | 2 | 3 |
1. Была ли на уроке самостоятельная работа? 2. Сколько времени она занимала? 3. На каких этапах была самостоятельная работа:
4. Подготовлена ли она всеми предшествующими этапами работы? 5. На какой характер деятельности учащихся рассчитана самостоятельная работа?
6. Формы организации самостоятельной работы:
7. Эффективно ли подведены итоги самостоятельной работы? 8. Оценить значение самостоятельной работы в достижении дидактической цели урока. |
|
|
+ реализовано полностью*реализовано частично - не реализовано.
ЦЕЛОСТНАЯ ПРОГРАММА ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
(по Бабанскому Ю.К.)
- Идейно-нравственная воспитанность, общественно-политическая и трудовая активность школьника.
- Отношение к учению, познавательная активность.
- Ведущие интересы и склонности.
- Интеллектуальное развитие (умение выделять главное, существенное в изучаемом, самостоятельность мышления).
- Навыки учебного труда, умение учиться (планирование учебной работы в школе, умение самостоятельно пополнять свои знания, самоконтроль в учении, темп работы).
- Развитие волевых качеств.
- Эстетическое развитие, культурный кругозор.
- Физическое развитие, состояние здоровья.
- Поведение, сознательность дисциплины.
- Воспитательные влияния семьи, сверстников по месту жительства.
- По каким предметам надо наладить успеваемость.
- Какие стороны воспитанности нуждаются в особом улучшении.
- Доминирующие причины слабой успеваемости или недостаточной воспитанности.
На основе приведенной программы изучения отдельных школьников формируется программа оценки возможностей класса (на трех уровнях - высоком, среднем, низком):
- Типичный уровень общественно-политической и трудовой активности класса.
- Уровень положительного отношения к учению.
- Типичный уровень познавательной активности.
- Доминирующий уровень учебной подготовленности класса.
- Типичный уровень учебной работоспособности класса.
- Уровень учебной дисциплинированности класса.
- Типичный уровень культурного кругозора учащихся класса (начитанности и т.п.).
- Типичный темп работы класса.
- Уровень сформированности ученического коллектива (единство целей, наличие общественного мнения, взаимопомощь).
Изучение отдельных школьников и класса в целом осуществляется путем систематических наблюдений, анализа письменных работ, специальных бесед с учащимися и родителями.
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
- Учебно-организационные:
- умение организовывать учебный труд;
- умение организовывать свою познавательную деятельность;
- умение участвовать в коллективной познавательной деятельности.
2. Информационные:
- умение рационально читать;
- умение работать с учебником, справочной литературой;
- библиотечно-библиографические знания и умения;
- умение пользоваться аудио-визуальными средствами.
3. Учебно-интеллектуальные:
- умение формировать приемы диалектического и формально-логического мышления.
4. Коммуникативные:
- умение пользоваться речью: монологической, диалогической;
- умение слушать и слышать;
- умение участвовать в дискуссии;
- умение пользоваться различными видами письменной речи.
Урок надо строить с учетом принципов научной организации труда (НОТ) и учить основам НОТ:
- Умению планировать работу во времени в соответствии с целью урока.
- Умению оборудовать рабочее место.
- Умению оптимизировать технику личного труда.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ
пособие для учителей
Предварительный просмотр:
В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
(по материалам педагогического совета)
2010-2011
УРОВЕНЬ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
ЛИСТ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ (заполняется в течении года)
№ | Ф.И. учащегося | простейшие представления | оценка | числа в пределах 10 | оценка | полные десятки, сто | оценка | |||||||||
счет предметов | сравнение предметов | представление о пространстве | представление о промежутке времени | состав чисел | приемы вычислений | табличное сложение | решение задач | геометрические фигуры | счет десятками | дециметр, сантиметр | повторение | |||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
оценка |
| очень хорошо |
| удовлетворительно | вызывает беспокойство | |||||||||||
| хорошо |
| видимый прогресс |
ф.и | общий бал набранный при поступлении в школу | уровень | |||||||
мотивационной сферы | понимания объяснения на уроке | умений общаться со сверстниками | умений общаться с учителем | умений проявлять самостоятельность в выполнении заданий | Сформирован-ности познавательной деятельности | развития мышления | памяти | ||
Алентьев Влад |
ЛИСТ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ПИСЬМУ (заполняется в течении года)
№ | Ф,И учащихся | букварный период | оценка | послебукварный период | развитие речи | орфография | оценка | |||||||||||||
строчная письменная буква | заглавная буква | письмо слов | письмо предложений | ча-чу | ща-щу | жи-ши | ударение | большая буква в начале предложения | большая буква в именах собственных | списывание текста | согласные | |||||||||
твердые | мягкие | звонкие | глухие | |||||||||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
оценка |
| очень хорошо |
| удовлетворительно | ! | вызывает беспокойство | ||||||||||||||
| хорошо |
| видимый прогресс |
ОТЧЕТ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
по успеваемости _____ класса за __ четверть 200__-200__уг
Кол. уч-ся на начало четв-ти | изучают | Освобожд от физкультуры | Прибыло (фамилии) | Выбыло (фамилии) | Количество на конец четверти | Обучаются | |||||||||
Всего | Мальчиков | Девочек | Англ. яз | Нем.яз. | всего | Мальчиков | Девочек | На 5 | На 4 | На 3 | На 2 | Н/а | |||
Не успевают (Ф. И. Уч-ся, предмет) | Н/а по болезни (Ф.И.уч-ся предмет) | УСПЕВАЮТ | |||
На «5» (Ф.И. учащихся) | На «4» (Ф.И. учащихся) | Успевают с одной «4» (ф.и. уч-ся, предмет) | Успевают с одной «3» (ф.и. уч-ся, предмет) | ||
АНАЛИЗ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ НАВЫКА ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ______ класса на начало 20 -20 у.г.
№ | Ф.И.О | Понимают прочитанное | Способ чтения | Правильность | Темп чтения | Выраз-ть | Оценка | |||||||||||
По буквам | По слогам | По слогам и целым словам | Целым словам | Без ошибок | Проп замена искаж букв слог | Постановка ударения | Ошибки в окончании | Повторы слов, слогов | Количество слов в минуту | Ниже нормы | В норме | Выше нормы | Паузы отдел предлпредлож | Паузы, дикт-е знаками в предл | ||||
1 | ||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||
3 |
АНАЛИЗ ИТОГОВ ПРОВЕРКИ ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ
классы | Кол уч | Чита Ли | Читают в минуту слов | ||||||||||||
10-19 | 20-29 | 30-39 | 40-49 | 50-59 | 60-69- | 70-79 | 80-89 | 90- 99 | 100-120 | 120 | Самая Низкая техника чтения | ||||
1 четверть
|
| ||||||||||||||
2 четверть
|
| ||||||||||||||
3 четверть | |||||||||||||||
4 четверть | |||||||||||||||
Итоги года |
СВЕДЕНИЯ О РОДИТЕЛЯХ
Фамилия, имя учащегося____________________
Показания | Отец | Мать |
Возраст | ||
Образование | ||
Профессия (род занятий) | ||
Место работы, должность, телефон | ||
Состояние здоровья | ||
Склонности, интересы, хобби | ||
Жилищные условия | ||
Домашний адрес, телефон | ||
Материально-бытовые условия | ||
Вредные привычки |
Анкета для родителей №1
№ | Вопросы | Ответы отца | Ответы матери |
1 | Почему вы выбрали именно эту школу | ||
2 | С кем из работников этой школы вы поддерживаете связь | ||
3 | Что нужно изменить в этой школе | ||
4 | Устраивает ли вас чистота в школе | ||
5 | Ваше видение организации летнего отдыха детей | ||
6 | Что вы читаете по вопросам воспитания | ||
7 | На какие темы хотели бы послушать беседы | ||
8 | В какое время вам удобно посещать школу | ||
9 | Чем можете помочь школе, классу (благоустройство, организация экскурсий, бесед, кружков и т.д.) |
Анкета для родителей «ИНТЕРЕСЫ ВАШЕГО РЕБЕНКА»
- Чем ваш ребенок любит заниматься __________________________________________________
- Какие игры предпочитает __________________________________________________________
- Какие виды спортивных развлечений больше любит ____________________________________
- С кем чаще играет (с мальчиками или девочками)______________________________________
- Как ведет себя в детском коллективе ( активен, пассивен, застенчив и т.д)__________________
- Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка. __________________________
- Что вас больше всего затрудняет в воспитании ребенка _________________________________
- Какие методы вы предпочитаете (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания,
поощрения и т.д) ______________________________________________________________________
ЛИСТ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ЧТЕНИЮ (заполняется в течении года)
№ | Ф.И. учащихся | подготовительный период | глассные буквы | оценка | букварный период | оценка | послебукварный период | техника чтения | |||||||||||||||
схемы предложений | типы предложений | развитие речи | слоги | ударение | звуко-буквенный анализ | слоги слияния | слоги примыкания | обратные слоги | чтение | осознанное чтение | чтение наизусть | составление рассказа | на начало 2 полугодия | на конец учебного года | |||||||||
слов | предложений | текста | выразительность | безошибочность | |||||||||||||||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
оценка |
| очень хорошо |
| удовлетворительно | ! | вызывает беспокойство | |||||||||||||||||
| хорошо |
| видимый прогресс |
ОРГАНИЗАЦИЯ, СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ВНЕУРОЧНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
№ | Содержание контроля | Сроки проведения и исполнители | |||||||||||
сент | октябрь | нояб | декаб | янв | фев | Март | апр | май | июнь | июль | август | ||
1 | Воспитание общественной активности и гражданского достоинства | ||||||||||||
2 | Нравственное, эстетическое, экологи-ческое воспитание. Формирование ЗОЖ | ||||||||||||
3 | Правовое воспитание | ||||||||||||
4 | Туризм и краеведение | ||||||||||||
5 | Воспитание сознательной дисциплины | ||||||||||||
6 | Состояние работы совета профилактики | ||||||||||||
7 | Работа с трудными учащимися | ||||||||||||
8 | Работа кружков, клубов | ||||||||||||
9 | Школьные традиционные праздники, вечера | ||||||||||||
10 | Стимулирование ученического самоуправления | ||||||||||||
11 | Педагогическая эффективность дежурства учащихся |
ТРЕБОВАНИЯ К ТВОРЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ УЧИТЕЛЯ.
- Тематическая картотека имеющихся средств обучения для прохождения программы, систематизированная по предметам, по параллелям, по темам, по форме и направлению использования.
- Проект учебно-воспитательного процесса по преподаваемым предметам.
- Поурочные планы, систематизированные в том же порядке.
- Наглядные пособия, систематизированные в том же порядке.
- Дидактический материал, систематизированный в том же порядке.
- Библиотека по предмету, систематизированная в том же порядке.
- Методическая литература, систематизированная в том же порядке.
- Творческие работы учащихся, систематизированные в том же порядке.
- Материалы для углубленного изучения предмета.
- Программы, разработки для кружков, факультативной работы, систематизированные в том же порядке
- Методические памятки и рекомендации для учителя
- Приложения к ТСО, систематизированные в том же порядке
.
Система работы учителей над темами самообразования
Цель:
Целью работы над темами самообразования является систематическое повышение педагогами своего профессионального уровня
Задачи:
- Совершенствование теоретических знаний, педагогического мастерства участников образовательного процесса
- Овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей
- Изучение внедрение в практику передового педагогического опыта, новейших достижений педагогической науки, новых педагогических технологий
- Развитие в школе инновационных процессов
Порядок работы над темой самообразования
Тема самообразования определяется, исходя из:
- Методической темы школы
- Затруднений учителей
- Специфики их индивидуальных интересов
- Срок работы над темой определяется индивидуально
- Каждый учитель имеет индивидуальный план работы над темой
Формы представления наработанного материала
- Выступление ( отчет) на заседаниях МО, МС, педсовете
- Теоретический, методический и практический семинар
- Тренинг
- Открытый урок
Результат работы по теме самообразования может быть представлен в форме:
- Доклада
- Реферата
- Статьи в журнале
- Программы
- Дидактического материала
- Методического пособия
- Научно-методической разработки
Весь наработанный материал сдается в методический кабинет и является доступным для использования другими педагогами
План работы учителя над темой
Этапы | Содержание работы | сроки |
1. Диагностический |
2.2Постановка проблемы 3.3. Изучение литературы по проблеме, имеющегося опыта | 1 год работы над темой |
2. Прогностический | 1.1Определение цели и задач работы над темой
3.3. Прогнозирование результатов | 1 год работы над темой |
3. Практический |
| 2 год работы над темой |
4. Обобщающий |
2.2. Оформление результатов работы по теме самообразования 3.3. представление материалов | 3 год работы над темой |
5. Внедренческий | 1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы 2.Распространение | В ходе дальнейшей педагогической деятельности |
План отчета по работе над темой самообразования в период реализации мероприятий практического этапа
- Обоснование выбора темы
- Цели и задачи работы над темой, сроки.
- Анализ состояния вопроса по литературным источникам, имеющего опыта по решению проблемы
- Какой предполагается результат и форма его представления.
Рекомендуемые темы работы по самообразованию
Начальная школа
- Методики развивающего обучения (Л.В. Занков , Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. В. Репкин, В. А. Левин)
- Приемы комментирования ( С. Н. Лысенкова)
- Продуктивные методики и приемы
- Интенсивные методики усвоение общеучебных умений ( А. М. Кушнир, Е. Н. Потапова, Н. А. Зайцев, В. Н. Зайцев)
- Оценивание деятельности 9Ш. А. Амонашвили, И. П. Волков)
- Игровые методики и приемы
- Приемы систем М. Монтессори, Р. Штейнера
ХАРАКТЕРИСТИКА
Ф.И. ученика _______________________________________________
Дата рождения______________ Средняя школа №17 _______ класс
- Сведения о состоянии здоровья:
- часто ли болеет (часто, редко, средне)_________________________
- хронические заболевания (какие)_____________________________
- Особенности функционирования нервной системы:
- Быстро утомляется; утомляется после длительной нагрузки; неутомим;
- Быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроения; стабилен в проявлении настроения;
- Преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешены;
- Преобладает торможение.
- Внешкольные занятия:
- занятие художественной самодеятельностью (какой)______________
- занятия в кружках (каких) ____________________________________
- занятия спортом (Каким)_____________________________________
- Направленность интересов:
- на учебную деятельность;
- на трудовую деятельность;
- на художественно-эстетическую деятельность
- на достижения в спорте;
- на отношения между людьми;
- Любознательность:
- постоянно активно узнает что-то новое
- редко стремится узнать что-то новое
- не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний
- равнодушен ко всякого рода новым знаниям
- Аккуратность:
- Всегда содержит свои вещи в порядке. Всегда опрятно одет, подтянут за партой, и у доски. Бережет общественное имущество, всегда старается привести его в порядок.
- Содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи.
- Не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя. Иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым, равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество.
- Коллективизм:
- Всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается оказать помощь и поддержку;
- Равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает;
- Нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это не затрагивает его лично.
- Честность, правдивость
- Всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, друзьям;
- Часто говорит неправду ради собственной выгоды;
- Склонен всегда говорить неправду
- Чувство товарищества
- Всегда помогает друзьям в трудной работе;
- Очень редко помогает друзьям, если его попросят, может отказать в помощи
- Никогда не помогает друзьям
- Авторитет в классе
- Пользуется авторитетом у одноклассников: его уважают, считаются его мнением, доверяют;
- Пользуется авторитетом только у части одноклассников (среди мальчиков, среди девочек)
- В классе авторитетом не пользуется.
- Особенности психических процессов и эмоций
- Внимание
- Никогда не отвлекается на уроке, легко и быстро сосредотачивает свое внимание на объяснении учителя;
- Не всегда внимательно слушает объяснение учителя, периодически отвлекается, делает ошибки, при проверке не всегда исправляет их;
- С трудом сосредотачивает свое внимание на уроке, мало усваивает из объяснения учителя, постоянно отвлекается, делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.
- Память
- Материал требующий механического заучивания, запоминает легко
- Материал требующий механического заучивания, запоминает с трудом
- При заучивании долго разбирается в материале
- Мышление
- Быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения;
- Удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, собственные решения не предлагает;
- Понимает материал после дополнительных занятий, медленно решает задачи.
- Общий эмоциональный тонус
- Постоянно оживлен, очень активен, во все вмешивается, берется за все дела;
- Активен, оживлен только в некоторых случаях;
- Менее активен и оживлен;
- Практически всегда вял, апатичен, не смотря на то, что здоров.
Классный руководитель ____________(подпись)
Директор школы ___________________(подпись)
Интеллектуальная готовность к школе (бланк результатов
наблюдения)
Д — да; Н — нет; З — затрудняюсь ответить
Ф. И. ребенка ________________________ Подготовительный класс _________Возраст на момент поступления ___________
Параметры | I этап | II этап | ||||
Дата: Наблюдатель: | Дата: Наблюдатель: | |||||
Д | Н | З | Д | Н | З | |
Умеет составлять рассказы по картинке, серии картинок | ||||||
Умеет сравнивать предметы, явления | ||||||
Умеет правильно пользоваться рукой при письме | ||||||
Умеет развернуто и аргументированно отвечать на вопросы | ||||||
Умеет составлять предложения из 3–4 слов, используя в речи синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением | ||||||
Умеет находить слова с определенным звуком, различает звуки на слух | Х Х Х | Х Х Х | Х Х Х | |||
Умеет членить слова на слоги | Х Х Х | Х Х Х | Х Х Х | |||
Умеет задавать вопросы | Х Х Х | Х Х Х | Х Х Х | |||
Умеет различать и называть буквы | Х Х Х | Х Х Х | Х Х Х | |||
Умеет определять место звука в слове | Х Х Х | Х Х Х | Х Х Х | |||
Умеет самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание небольших текстов | Х Х Х | Х Х Х | Х Х Х | |||
Умеет составлять (читать) схемы слов, предложений | Х Х Х | Х Х Х | Х Х Х | |||
Умеет сливать буквы в слоги, слоги в слова | Х Х Х | Х Х Х | Х Х Х | |||
Умеет выделять признаки предмета | ||||||
Умеет различать и называть геометрические фигуры | ||||||
Умеет ориентироваться на листе клетчатой бумаги | ||||||
Умеет составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера | ||||||
Умеет называть числа в прямом и обратном порядке | ||||||
Умеет осуществлять основные действия при решении задач | ||||||
Умеет измерять длину предметов с помощью условной меры | ||||||
Знает как получить число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду | ||||||
Умеет называть и писать цифры 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 | Х Х Х | Х Х Х | Х Х Х | |||
Умеет соотносить цифру и число предметов | Х Х Х | Х Х Х | Х Х Х | |||
Умеет пользоваться арифметическими знаками действий +, -, =, <, >. | Х Х Х | Х Х Х | Х Х Х | |||
Умеет делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части | Х Х Х | Х Х Х | Х Х Х | |||
Умеет определять состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и из двух меньших чисел | Х Х Х | Х Х Х | Х Х Х |
Характеристика будущего первоклассника, прошедшего обучение в подготовительном классе
Ф.И. ребенка
Возраст
Ф.И.О. учителя подготовительного класса
Интеллектуальная готовность к школьному обучению
1. Развитие речи
2. Развитие математических представлений
Психологический портрет будущего ученика
1. Желание учиться в школе
2. Навыки учебного сотрудничества:
• с учителем
• с другими детьми
3. Самостоятельность и произвольность поведения (произвольность, рефлексивность, ответственность, самостоятельность)
4. Умение учиться (темп деятельности, мелкая моторика, внимание, память, познавательная активность)
Для замечаний
Самоанализ и самооценка урока учителем
При самоанализе урока учитель дает:
• краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;
• информацию об объеме материала и качестве его усвоения учащимися;
• характеристику применяемых методов работы с учащимися и оценивает их;
• оценку активности учащихся и обосновывает использованные приемы организации их труда;
• самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с учениками).
В заключении учитель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.
Комплексный анализ урока
Содержание комплексного анализа урока может быть различным, но традиционно выделяются следующие его направления.
1. Анализ выполняемых учителем задач:
• как учитываются и отражаются принципы обучения в содержании и методике работы учителя;
• насколько полно достигнута дидактическая и воспитательная задачи урока;
• в какой мере активизировалась познавательная деятельность школьников на разных этапах урока;
• что стимулировало ответственное отношение учащихся к учебному труду;
• насколько объективно оценивались знания, умения, навыки;
• как осуществлялась связь теории с практикой;
• насколько удачно сочетались содержание и методы обучения;
• применялись ли на уроке технические средства;
• что делалось учителем для учета возрастных и индивидуальных особенностей, возможностей и способностей школьников.
2. Анализ воспитательного влияния урока:
• как знания помогли осмыслить и оценить явления социальной действительности, события в жизни страны, города, класса;
• что на уроке способствовало воспитанию учащихся (эстетическому, умственному, трудовому, физическому) и профориентации;
• каковы были отношения между учащимися, между учителем и учащимися.
3. Анализ педагогических возможностей и особенностей деятельности учителя. Каким образом проявились способности, особенности личности и деятельности учителя:
• педагогическая этика;
• внешний вид;
• умение «видеть» класс, активизировать и мотивировать труд учащихся;
• определить типичные ошибки в работе школьников и устранять их;
• оценивать результаты своего труда и итоги работы школьников;
• умение быстро корректировать ход урока.
4. Анализ деятельности учащихся на уроке:
• учет учителем воспитанности и обучаемости школьников, результатов предшествующих занятий;
• работоспособность учащихся на уроке (умение мыслить, работать самостоятельно, оказывать помощь товарищу, пытливость, устойчивость интересов);
• развитие речи учащихся;
• умение школьников применить теорию на практике.
Требования, предъявляемые к различным типам уроков
Комбинированный урок
Данный тип урока имеет наиболее сложную структуру, включающую в себя следующие элементы: организационную часть; проверку знаний ранее изученного материала и выполнения домашнего задания; изложение нового материала; первичное закрепление новых знаний, применение их на практике и инструктаж по домашнему заданию.
Организационная часть заключается в проверке наличия учащихся на уроке, готовности учебного кабинета к занятию. На первых уроках учителя в организационную часть входит знакомство с учащимися.
Проверка знаний заключается в выявлении и оценке путем опроса уровня знаний пройденного ранее материала, умений и навыков учащихся; выполнения ими домашнего задания; подготовке школьников к восприятию нового материала.
При проверке и оценке знаний применяют:
• индивидуальный устный опрос;
• опрос по карточкам;
• письменный опрос;
• опрос у доски;
• решение задач и другие способы опроса.
Для вовлечения большего числа учащихся в опрос часто письменный опрос сочетают с индивидуальным устным. При опросе учителю целесообразно активизировать внимание класса путем рецензирования, исправления и дополнения ответов, продолжения их, приведения примеров, а также давать возможность учащимся задавать вопросы учителю и отвечающим. Это позволит вовлечь большее число учащихся в проверку знаний и способствует активному повторению материала.
Если на уроке ставится цель подготовить учащихся к восприятию нового материала, учитель проводит фронтальный (беглый) опрос, задавая учащимся вопросы по материалу предыдущего урока. На основе такой проверки вносятся коррективы в намеченный план изучения нового материала.
Изложение нового материала начинается с объяснения содержания новой темы, увязки ее с ранее пройденным. При изложении нового материала на комбинированном уроке применяются такие методы, как рассказ, беседа, объяснение и значительно реже — лекция. Обычно один метод является ведущим, а другие привлекаются для активизации процесса обучения. Возможно использование различных дидактических приемов: информирование о плане сообщения нового материала; интересное, нестандартное его изложение; создание проблемных ситуаций; обращение к жизненному опыту учащихся; демонстрация фрагментов диафильмов; запись материала на доске или использование наглядных пособий.
Первичное закрепление знаний является, как правило, обязательной частью большинства комбинированных уроков. Формы и методы закрепления материала могут быть разнообразными, но они должны стимулировать мыслительную деятельность учащихся. Закрепление материала возможно в форме беседы (учитель задает вопросы практического характера, интересно формулирует их, дает задание заметить и исправить ошибку отвечающего, продолжить ответ, привести свой пример, задать вопрос отвечающему, прокомментировать ответ), а также в форме самостоятельной работы учащихся под руководством учителя (решение задач, чтение таблиц, диаграмм, составление технологических карт, работа с карточками-заданиями, со справочной и нормативной литературой, изучение и комментирование иллюстраций в учебниках и других учебных пособиях). При закреплении материала учитель выясняет, насколько правильно учащиеся поняли новый материал, выявляет ошибки в его понимании и исправляет их. При закреплении знаний нового материала можно использовать фрагменты диафильмов.
Как правило, закрепление нового материала проводится в конце урока, но можно проводить его и параллельно с сообщением новых знаний (после каждого фрагмента нового материала) в зависимости от содержания сложности и важности учебного материалаДомашнее задание дается устно или пишется на доске. Цель его — закрепить знания учащихся путем самостоятельной работы во внеурочное время. Учитель должен объяснить учащимся способы выполнения домашнего задания и определить материал для конспектирования по учебнику или дополнительной литературе (если это необходимо).
Урок сообщения и усвоения новых знаний
Основная цель данного типа урока — дать учащимся знания по новому разделу предмета. Он состоит из организационной части, изложения нового материала, закрепления его и инструкции по выполнению домашнего задания.
Изложение нового материала — основная часть этого типа урока — проводится методом объяснения, рассказа или лекции. Начинают изложение материала с постановки изучаемых вопросов, т.е. с раскрытия плана изучения нового материала и увязки его с предыдущими темами. Для активизации познавательной деятельности учащихся объяснение или лекцию целесообразно сочетать с беседой, основывающейся на знаниях, полученных при изучении материала предыдущих уроков и на их жизненном опыте. Для повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать создание проблемных ситуаций, широкое применение диафильмов, слайдов и плакатов.
Закрепление нового материала проводится чаще всего путем беседы в форме опроса. Вопросы для беседы не должны повторять вопросов плана изложения нового материала. Целесообразно, чтобы они были более простыми и предполагали достаточно короткие ответы.
Урок повторения и обобщения полученных знаний
Урок такого типа проводится после изучения темы или раздела предмета. Его элементами являются: постановка проблем и выдача заданий, выполнение учащимися заданий и решение задач; анализ ответов и оценка результатов работы; исправление ошибок; подведение итогов; инструктаж по выполнению домашнего задания.
Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков
Данный тип урока включает организационную часть, определение и разъяснение цели занятия, воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы; сообщение содержания задания и инструктаж о его выполнении; самостоятельную работу учащихся над заданием под руководством учителя; обобщение и оценка выполненной работы; инструктаж по выполнению домашнего задания.
Основным методом обучения на таком уроке является самостоятельная работа учащихся, труд. Учащиеся решают задачи, выполняют расчеты, самостоятельно работают с книгой и другими материалами.
Урок применения знаний, умений и навыков
Данный тип урока отличается от предыдущих своей структурой и методами обучения. Урок этого типа включает организационную часть, определение и разъяснение целей занятия, установление связи с ранее изученным материалом, инструктаж по выполнению работы, самостоятельную работу учащихся, оценку ее результатов, инструктаж по выполнению домашнего задания.
Основной метод обучения на уроке — самостоятельная работа учащихся. Урок применения знаний, умений и навыков проводится при завершении изучения темы или разделов предмета. На нем, как правило, не проводится проверка знаний теоретического материала и навыков практической работы, как это уже делалось на предшествующих занятиях.
Краткий перечень методов обучения
По виду источников, из которых учащиеся приобретают знания, умения и навыки, методы обучения подразделяются на:
• словесные (рассказ, беседа, объяснение, лекция, работа с учебником, справочником, книгой), при которых источником знаний служит устное изложение учителя или материал учебника;
• наглядные (наблюдение учащимися естественных объектов, явлений, процессов или их изображений — таблиц, моделей, диафильмов, демонстрируемых учителем), при которых источником познания служат наглядные средства;
• практические (наблюдения предметов и явлений в процессе труда или экспериментов, упражнений, решение задач, выполнение трудовых заданий), при которых источником познания служит практическая работа учащихся.
По виду деятельности учителя и учащихся методы обучения подразделяются на:
• метод изложения учебного материала учителем и руководство работой учащихся, а также проверка их знаний, умений и навыков (рассказ, беседа, инструктаж, контрольные устные, письменные и практические задания, информирование с помощью технических средств обучения);
• метод самостоятельной работы учащихся (наблюдение, лабораторные и практические опыты, решение задач, работа с учебной, справочной и научно-популярной литературой).
Психологический портрет будущего ученика
(бланк результатов наблюдения)
П — постоянно; И — иногда; Н — не наблюдается
Ф. И. ребенка ____________Подготовительный класс_________ Возраст на момент поступления
Параметры наблюдения | I этап | II этап | ||||
Дата: Наблюдатель: | Дата: Наблюдатель: | |||||
П | И | Н | П | И | Н | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. С удовольствием говорит о том, как станет школьником (будет ходить в школу, носить портфель, сидеть за партой и т.п.) | ||||||
2. Демонстрирует желание научиться читать, писать, считать и т.п. | ||||||
3. Быстро устанавливает контакты с другими детьми | ||||||
4. Быстро устанавливает контакты с учителем | ||||||
5. Имеет постоянных друзей | ||||||
6. Умеет постоять за себя, отстаивать свое мнение и интересы | ||||||
7. Способен сопереживать другим людям, оказывать им помощь, откликаться на их просьбы | ||||||
8. Прислушивается к мнению и интересам других детей, использует их предложения в своей деятельности | ||||||
9. В совместной деятельности с другими детьми пытается объяснить им свои замыслы, чтобы получить их согласие и поддержку | ||||||
10. Делится с другими детьми материалами и пособиями, с которыми занимается сам | ||||||
11. Избегает ссор, драк, капризов и старается разрешать конфликты мирным путем | ||||||
12. Стремится к общению с учителем: делится своими мыслями и переживаниями | ||||||
13. Слушается учителя | ||||||
14. Быстро откликается на просьбы учителя, старательно выполняет данные им поручения, задания | ||||||
15. Сталкиваясь с новой задачей, упорно пытается решить ее и обращается к учителю лишь за необходимой для ее решения информацией | ||||||
16. Говорит связно. Может подробно и ясно описать предмет или событие, рассказать по картинке | ||||||
17. Может понятно сформулировать вопрос, просьбу | ||||||
18. Отвечая на различные вопросы детей и учителя, дает в основном развернутые ответы | ||||||
19. Выполняя какое-либо действие, помнит первоначальную задачу, удерживает цель деятельности | ||||||
20. Начатое дело упорно стремится довести до конца | ||||||
21. Умеет подчиняться общепринятым правилам поведения, даже если для этого приходится сдерживать эмоции и подавлять свои желания | ||||||
22. Может терпеливо дожидаться своей очереди, если этого требуют условия деятельности | ||||||
23. Начиная работу над заданием, пытается прежде обдумать свои действия | ||||||
24. Стремится самостоятельно обнаруживать свои ошибки и исправлять их | ||||||
25. Старается хорошо выполнять свои обязанности, поручения, обещания, без лишних напоминаний со стороны учителя | ||||||
26. В свободное время способен самостоятельно придумать себе (а может быть и своим друзьям) дело, занять себя сам | ||||||
27. При возникновении трудностей (если сходу не получается выполнить задание, нарисовать рисунок, отгадать загадку и т.п.), не торопится звать на помощь учителя или других детей — пытается преодолеть их самостоятельно | ||||||
28. Схватывает смысл задания (объяснения) не позднее большинства других сверстников | ||||||
29. Успевает выполнить задание примерно за то же время, что и большинство сверстников (или быстрее) | ||||||
30. Успешно справляется с мелкими двигательными операциями (лепит, вырезает, чертит тонкие и “недрожащие” линии, застегивает пуговицы и т.п.) | ||||||
31. Может сосредоточенно заниматься одним и тем же делом (работать с одними и теми же материалами, слушать рассказ учителя, выполнять задание и т.п.) в течение продолжительного времени, не отвлекаясь на крики других детей и иные “помехи” | ||||||
32. Может одновременно и успешно делать два разных и довольно сложных дела (рассказывать что-нибудь, отвечать на вопросы, не прерывая своей работы, или рисовать и внимательно слушать рассказ учителя, никак не связанный с рисунком и т.п.) | ||||||
33. Копируя наглядный образец, пересказывая историю, повторяя определенное движение, способен подробно и правильно их воспроизвести. Способен делать точные наблюдения из жизни | ||||||
34. Легко запоминает и точно воспроизводит полученную информацию (содержание прочитанной книги, рассказа учителя, стихи и поговорки, заданный сюжет рисунка и т.п.) | ||||||
35. Любознателен (стремится узнавать новое), с интересом выполняет учебные задания | ||||||
36. Проявляет интерес к заданиям и играм, которые требуют интеллектуальных усилий | ||||||
37. Активен на занятиях: охотно отвечает на вопросы учителя и других детей, предлагает свои идеи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развивающие игры на уроках русского языка. Методическое пособие для учителей начальных классов.
Данное пособие позволяет стимулировать процесс развития младшего школьника, благодаря применению в процесе обучения развивающих игр и учебных заданий с игровыми элементами....
Методическое пособие для учителей начальных классов по формированию универсальных учебных действий.
При внедрении новых стандартов обучения, система оценивания просто не может остаться без изменений. Появляются инновационные технологии, позволяющие оценивать не только умения и навыки, но индивидуаль...
С.И.Косолапов "О подготовке руки к работе" часть 1 (практическое пособие для учителей начальных классов)
С.И.Косолапов "О подготовке руки к работе" часть 1 (практическое пособие для учителей начальных классов...
С.И.Косолапов "О подготовке руки к работе" часть 2 (практическое пособие для учителей начальных классов)
С.И.Косолапов "О подготовке руки к работе" часть 2 (практическое пособие для учителей начальных классов...
С.И.Косолапов "О подготовке руки к работе" часть 3 (практическое пособие для учителей начальных классов)
С.И.Косолапов "О подготовке руки к работе" часть 3 (практическое пособие для учителей начальных классов)...
С.И.Косолапов "О подготовке руки к работе" часть 4 (практическое пособие для учителей начальных классов)
С.И.Косолапов "О подготовке руки к работе" часть 4 (практическое пособие для учителей начальных классов)...
Описание технологии формирования типа правильной читательской деятельности на основе использования методического пособия для учителей начальных классов Соболевой О.В.
Даны этапы технологии комментированного чтения; рекомендации, как вести диалог с автором; какие творческие задания можно дать после прочтения текста....