Включение младших школьников в проектную деятельность
статья по теме
Статья об использовании проектной деятельности в начальной школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Включение младших школьников в проектную деятельность
Лисанюк С. В., учитель начальных классов
ГОУ школа № 325, Санкт - Петербург
При разработке Федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы. Решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения программного содержания начальной школы.[1]
Метод проектов - это совместная деятельность учителя и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы. Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.
Готовы ли дети младшего школьного возраста к такой деятельности? Конечно же нет. Формирование необходимых качеств возникнет только в процессе деятельности. В начальных классах учащиеся только-только приступают в поисково-исследовательской работе. На первом этапе проектного метода темы предлагает учитель. В дальнейшем тематика предлагается самими детьми. Малыши еще не умеют работать с литературой, выделять главное, делать обобщения. В зависимости от затруднений, учитель может задавать наводящие вопросы. Очень важно приготовить обобщенный дополнительный материал, где имеются ответы на поставленные вопросы. Тогда перед учащимися стоит более простая задача: найти ответ в одном источнике. По мере приобретения опыта работы с дополнительной литературой, число источников может постепенно увеличиваться.
Какие же способности развиваются у учащихся начальных классов в процессе работы над проектом?
- Личностные: самостоятельность, активность, творчество.
- Интеллектуальные: гибкость мышления, умение видеть проблему.
- Коммуникативные: устанавливать отношения с партнерами, отстаивать свою точку зрения.
- Организационно - деятельностные: планировать свою деятельность.
- Рефлексивные: умение анализировать свою работу.
Вместе с ребятами моего класса мы реализовали следующие проекты:
- Звонкое лето. Создание книжек летних впечатлений и наблюдений.
- Удивительный мир сказок. Рисунки, поделки и викторины.
- Улицы Санкт-Петербурга, названные в честь героев Великой Отечественной войны.
В 4 классе мы участвовали в районном проекте "Моя Родина Россия". На первом этапе мы посетили музей этнографии, где нам рассказали о многообразии культур различных народов, населяющих нашу Родину. На классном часе ребята разделились на группы. Каждой группе были определены задания конкретной направленности. Определена тема проекта - Нижний Новгород.
Второй этап - практический. Цель этого этапа: качественное и выполнение поисково-исследовательских операций. Работая в группах, мы с учениками обсуждали их работы, делали корректировки, устраняли замечания. Ребята подобрали очень много интересного материала о культуре Нижнего Новгорода, его населении, климате и географическом положении.
Презентация проекта - завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Презентация прошла очень ярко. Ребята не только с удовольствием выступили сами на сцене Дома Творчества Юных, но и с интересом просмотрели презентации учеников из других школ. Работая над проектом, учащиеся познакомились с разнообразием окружающего мира, научились самостоятельно добывать информацию, систематизировать и обобщать ее.
Родители часто помогают выполнять детям задания. Совместная работа, сплочение ребенка и родителя - важная составляющая и залог успеха воспитательной деятельности учителя. На родительских собраниях я объясняю родителям, как подходить к этой задачи, что именно совместная, а не личная работа родителя над проектом принесет успех.
Успешность проектного обучения напрямую будет зависеть от того, как учитель овладеет методическими приемами, освоит технические средства, но самое главное, будет работать над собой, чтобы изменить подходы и принципы педагогической деятельности в направлении субъект-субъектного взаимодействия и сотрудничества в проектной деятельности не только в школе, но и в рамках сообщества учителей-единомышленников. Проектная деятельность необходима в целях развития учащихся путем деятельностного подхода. В данном виде работы следует расставить акценты на игровых коммуникативных формах, творческих исследованиях, открытых суждениях детей. Проектная деятельность способствует интеллектуально-творческому развитию ребенка, стимулирует его мотивацию к познанию окружающего мира.
Список литературы
1. Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения. Просвещение.
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. М. Вентана-Графф 2008 г.
- Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Начальная школа. 2006 г. №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетентностей младших школьников через проектную деятельность.
Материалы к научно – практической конференции «Проектная деятельность учителя и учащихся как условие достижения планируемых результатов образования в школе первой ступени»...
Обучающая среда для развития универсальных учебных действий (УУД) младших школьников через проектную деятельность
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГ...
Проектная работа по методической теме «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
В своей публикации я поделилась опытом работы по проектной деятельности в 1-4 классах....
ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ МЫСЛЕРЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»
Метод «Шести Шляп мышления», разработанный британским психологом Эдвардом де Боно может быть использован на уроке любой области. Он развивает у обучающихся способность анализировать информацию и...
Методическая разработка "Представь, что ты -машина" (включение младших школьников в учебную деятельность)
Использование образного языка для осознания младшими школьниками включения в учебную деятельность или как правильно раставить акценты.Статья в материалах V Всероссийской конференции с международ...
Системно- деятельностный подход посредством включения младшего школьника в проектную деятельность
Особенности работы с младшими школьниками в рамках ФГОС...
Статья «Включение младших школьников в проектную деятельность»
В данной статье я постаралась кратко изложить понятия "Проектная деятельность в начальной школе". Многие родители, впервые столкнувшись с названием занятия "Проектная деятельность"...