Исследовательская деятельность младших школьников
статья по теме
Статья о работе с Этнокалендарем
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа с Этнокалендарём как средство организации исследовательской деятельности младших школьников
Лисанюк С.В., учитель начальных классов
ГОУ школы № 325 Фрунзенского района Санкт-Петербурга
Дети по природе своей - исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это - объекты исследования. Исследовательское поведение для младшего школьника - один из источников получения представлений о мире. В первом и втором классе почти все работы носят коллективный характер. Тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих. В третьем и четвертом классе многие ученики могут уже сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь подтолкнуть их к правильному выбору. Исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, газетой, журналом и Интернетом, что в наше время очень важно.
В организации исследовательской деятельности с первоклассниками очень помогает работа с Этнокалендарем. Вот что сказала одна из авторов данного проекта Л. М. Ванюшкина, д.п.н., доцент, зав. кафедрой культурологического образования СПбАППО: «Идея создания такого календаря принадлежит известному петербургскому ученому Елене Сергеевне Протанской. Что же это такое? Это не просто календарь, где перекидываются листы с датами. Это некий дайджест культурной жизни страны и города. Поэтому и называется он «Этнокалендарь Санкт-Петербурга». Это проект, который направлен на укрепление положительных представлений о многонациональности и многоконфессиональности Санкт-Петербурга и предназначен для информирования представлений о культуре, обычаях, традициях, языках представителей различных национальностей, проживающих в Санкт-Петербурге».
Поскольку в классе помимо русских учатся дети и других национальностей: азербайджанцы, армяне, таджики, узбеки, - знакомство с культурами разных народов мы начинаем с первого класса.
Десятого сентября мусульмане отмечают праздник Ураза-Байрам. Традиционно в этот день мусульмане угощают всех соседей блюдами национальной кухни. В моем классе также учатся дети-мусульмане, которые 10 сентября принесли в класс угощения и рассказали ребятам, из чего их готовят и почему сегодня они угощают весь класс.
Большинству ребят захотелось узнать, а есть ли русские праздники, на которых тоже угощают своих соседей национальными блюдами. Листая Этнокалендарь, ребята увидели, что русские люди отмечают Масленицу. Я дала им задание узнать, чем угощают и что делают на Масленицу. Предварительно рассказала им о Масленичной неделе. В Масленичную неделю ребята подготовили сообщения о том, что в старину было принято угощать всех блинами, ходить в гости друг к другу, приглашать к себе домой. А так как второй день Масленицы называется «заигрыши», мы с ребятами строили снежные крепости и брали их штурмом, как и делалось в старину.
Двадцать первого марта у народов Азербайджана и Дагестана отмечается праздник Навруз - день весеннего равноденствия. В этот день ученик класса принес видеофильм о том, как отмечается этот день в его семье, угощал ребят традиционными азербайджанскими блюдами и даже танцевал. Такие праздники сближают ребят, дают им возможность почувствовать гордость за культуру родной страны.
Этнокалендарь позволяет заранее подготовить детей к таким районным проектам, как «Геральдика» и «Моя Родина - Россия». На первом этапе подготовки к проекту «Моя Родина - Россия» проводится заочное путешествие по Нижнему Новгороду, а затем ребята стали собирать материал о природе, климате, населении, географическом положении. Второй этап подготовки начался с экскурсии в музей Этнографии, где мы познакомились с культурами различных народов, в том числе, проживающих на территории и Нижнего Новгорода. Ребята увидели, что хоть Нижний Новгород и относится к РФ, там проживают люди многих национальностей. Ребята стали собирать материалы о национальных костюмах, народных песнях, традициях и обычаях. По итогам исследовательской работы была создана коллективная презентация о Нижнем Новгороде. Наш класс получил грамоту за победу в номинации «Исследование» в районном проекте «Моя Родина-Россия».
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы "как?" и "почему?" В прошлом году ученикам класса было предложено задание найти как можно больше материала о первых космонавтах. В этом году детям было дано задание узнать, как русские люди готовились к Рождеству. Готовясь ко Дню Героя Отечества, мы с ребятами собирали материал по теме «Улицы Санкт-Петербурга, названные в честь героев Великой Отечественной войны».
В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин — «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенному на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения — формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Как подчеркивают психологи, для развития ребенка решающее значение
имеет не изобилие знаний, а тип их усвоения, который определяется типом
деятельности, в которой знания приобретались. На протяжении всего младшего
школьного возраста наряду с игровой деятельностью огромное значение для
развития личности ребенка имеет исследовательская деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие познавательной и исследовательской деятельности младших школьников в кружковой деятельности. »
Различные формы организации кружковых занятий способствуют развитию познавательской и исследовательской деятельности учащихся....
Концепция на тему:"Исследовательская деятельность младших школьников как форма организации познавательной деятельности"
Интересный материал для учителей начальных классов, которые работают с одарёнными детьми....
Обобщение педагогического опыта «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и современных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирования активной жизненной позиции. В соответстви...
Проектно-исследовательская деятельность младших школьников в рамках внеурочной деятельности "Юный эколог"
Из опыта работы по экологическому образованию учащихся на примере проекта "Цветок"...
Задания, позволяющие организовать исследовательскую деятельность младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.
Данные задания и упражнения помогут учителям в организации занятий факультативного курса "Я- исследователь" (авт. А.И.Савенков). Так же их можно использовать на уроках в начальной школе для развития и...
Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной деятельности
Проектная деятельность...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
В статье описан опыт работы по использованию проектно-исследовательской деятельности на занятиях в кружках и во внеклассной работе...