Открытый урок музыки: «Мороз и солнце; день чудесный!», 4 класс.
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Закрепить понятия «выразительность» и «изобразительность» в музыке. Выявить и сопоставить средства выразительности и изобразительности, используемые композиторами, художниками, поэтами для изображения зимы.
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ГБОУ РХ «Боградская санатрная школа – интернат»
Открытый урок музыки
4 «А» класс
Тема: «Мороз и солнце; день чудесный!».
Учитель музыки:
Коломиец Елена
Дмитриевна
2021
Тема урока: «Мороз и солнце, день чудесный!».
Тип урока: ознакомление с новым материалом.
Цель урока: закрепить понятия «выразительность» и «изобразительность» в музыке. Выявить и сопоставить средства выразительности и изобразительности, используемые композиторами, художниками, поэтами для изображения зимы.
Задачи (планируемые результаты):
Предметные:
- познакомить учащихся с понятием «пейзаж»;
- познакомить учащихся с понятием «цикл»;
- закрепить песню, исполнять воодушевленно, в быстром темпе;
- способствовать развитию фантазии у ребенка.
Личностные:
- ориентировать деятельность учащихся на осознание границы знания и незнания;
- способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные УУД:
- способствовать развитию умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- ориентировать деятельность учащихся на оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- способствовать развитию умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение
коммуникативные УУД:
- способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других.
познавательные УУД:
- способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- способствовать развитию умения преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение эффективно действовать в разных ситуациях.
Воспитательные:
- отработать навыки музыкального и художественного вкуса;
- эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах творческой деятельности.
По читательской грамотности:
- Прослеживался анализ информации, представленной в словах – подсказках, а также в тексте учебника;
- критическое осмысление содержания стихотворений, картин, музыкальных произведений для получения достоверной информации.
Методы обучения:
-метод зрительной наглядности: картины природы, портреты композиторов.
-метод слуховой и зрительной наглядности;
-метод эмоциональной драматургии;
-метод взаимодействия с учителем;
-метод сравнения, размышления;
-словесные методы (беседа, разъяснение, объяснение).
Оборудование: учебник: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С «Музыка» 4 класса, – М: Просвещение, 2012; проигрыватель, синтезатор, доска, картины природы Владимира Герасимова, Аполлитария Васнецова.
Музыкальный материал урока: «Зимушка-зима», русская народная песня, П. Чайковский. Ноябрь. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание), М.Л.Яковлев романс «Зимний вечер», русская народная песня «Буря мглою небо кроет», «Снежная песенка», муз. Д. Львов-Компанеец.
Ход урока:
I. Мотивация к учебной деятельности.
Дети захотят в класс под песню «Здравствуй зимушка-зима», детская песня.
Приветствие «Здравствуйте ребята!».
II. Актуализация опорных знаний.
- Слушая песню, под которую вы заходили в класс, наверняка каждый из вас догадался, о каком времени года сегодня на уроке пойдет речь.
Д - О зиме.
У - А что вы знаете о зиме, какое это время года?
Д - Холодное, снежное, морозное время года и т.д.
III. Формулирование темы урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Послушайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» и определите, как будет называться тема нашего урока.
Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Д - Мороз и солнце; день чудесный!
У- Правильно! Тема нашего урока будет звучать красивыми словами «Мороз и солнце, день чудесный!», из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».
У - Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в «Мир искусства». Наш маршрут: литература, живопись, музыка.
У - Ребята, сегодня мы с вами на уроке закрепим понятия «изобразительность» и «выразительность» в музыке. Вы уже знаете, что выражает музыка?
Д - Чувства, переживания, настроения, эмоции.
У - Ребята как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?
Д - О зиме, о средствах выразительности и изобразительности в музыке, о литературе и живописи.
У - А что нам нужно будет узнать на уроке, и какую цель мы можем поставить перед работой?
Д - Нам нужно узнать, какими средствами выразительности поэты, художники и композиторы изображают зиму в своих произведениях.
У - Самое волшебное время года, пожалуй, зима. Она дарит самые любимые праздники, самые весёлые забавы, самые интересные сказки долгими, таинственными вечерами. А сейчас мы послушаем стихи о зиме, которые приготовили учащиеся к сегодняшнему уроку, и узнаем, какими средствами выразительности изображают зиму поэты в своих стихах.
Д – Читают стихи.
У – ребята, какой вывод мы можем сделать, какими словами описывают поэты зиму?
Д – Зима у поэтов разная: снежная, грустная, морозная, белая, пушистая, печальная, веселая, игривая и т.д.
У – Рассмотрим репродукцию картины «Тройка», Владимира Герасимова.
(учитель вывешивает репродукцию картины на доску), и поработаем по группам . 1 группа – составит небольшой рассказ об этой картине, используя слова подсказки, которые лежат у вас на столах. 2 группа – определит, какие краски использовал художник в репродукции картины и объяснить почему. Также как первой группе я раздам слова-подсказки, вам нужно из этих слов выбрать правильные. 3 группа – определит настроение картины. Также из слов выбрать правильные. Вам дается немного времени на обсуждение.
Ответы детей.
У – поэт Е.Обухова сочинила четверостишие об этой картине, послушайте:
"Тройка белых коней, тройка белых коней
На санях повезут очень быстро.
С ними мне хорошо, с ними мне веселей,
Прокачусь я по снегу зимой." Обухова Е.
У – давайте сделаем вывод, совпал ли ваш рассказ с четверостишием Е.Обуховой?
Д – да.
У - Музыка может также, изображать и рисовать картины природы. Композитор, как поэт и художник отражает в своих произведениях красоту родной природы. Сегодня мы с вами познакомимся с произведением «Ноябрь. На тройке» из фортепианного цикла «Времена года», П.И.Чайковского. Про этого композитора вы уже знаете, его музыку мы часто слушаем на уроках. Для начала выясним с вами, что же такое цикл в музыке. У вас на столах лежат памятки, давайте зачитаем их и узнаем, что такое фортепианный цикл.
Д – дети читают. Фортепианный цикл – это несколько произведений, объединенных общей темой. Двенадцать пьес цикла соответствуют 12 месяцам года. Каждая пьеса –яркий музыкальный образ, достоверно передающий неповторимый облик русской природы, и русских обычаев и праздников.
У – Такой фортепианный цикл сочинил П.Чайковский. Хотя ноябрь – это последний месяц осени, в России в это время приходит зима. Замерзают реки, выпадает снег. Поэтому и музыка «Ноября» называется «На тройке». Прослушав это произведение, вам нужно будет определить, какие чувства выразительности и изобразительности передает нам музыка?
Давайте послушаем это музыкальное произведение.
Слушание «Ноябрь. На тройке» из фортепианного цикла «Времена года», П.И.Чайковского.
Д – ответы детей.
У- Можно ли назвать пьесу П.Чайковского«Ноябрь. На тройке» музыкальным пейзажем? Да. Какую картину природы можно представить в этом произведении?
- Что происходит с мелодией?
Д – ответы детей (игривая, радостная, веселая). Давайте вспомним, ребята, как люди радуются “проказам матушки-зимы”. Мороз бодрит человека, заставляет его быстрее двигаться.
Физкультминутка.
«А на улице мороз»
А на улице мороз
Ну-ка все взялись за нос!
Ни к чему нам бить баклуши,
Ну-ка взялись все за уши
Покрутили, повертели,
Вот и уши отогрели.
По коленкам постучали,
Головою покачали,
По плечам похлопали
И чуть-чуть потопали.
А сейчас под музыку согреемся немного.
Д – рассаживаются на места.
У – Многие композиторы сочиняли свои музыкальные произведения на стихи А.С.Пушкина. Откройте учебники на странице 47 и прочитайте, о каком произведении пойдет речь.
Послушайте фрагмент из этого романса.
Какая музыка по настроению? В каком темпе исполняется?
Ответы детей.
У- сейчас распоем голоса и исполним фрагмент этого романса. Проводится распевание.
У- послушайте русскую народную песню на эти же стихи. Одинаковая музыка или разная?
Д – разная.
У – это произведение по темпу, какое?
Д – быстрое.
У – почему на одни и те же стихи появилась такая разная музыка?
Д – ответы детей. Потому, что в музыке изображается разная по своему характеру буря. Давайте исполним вместе эту песню.
У – посмотрите на картину «Буря», какая из этих песен подходит к этой картине?
Д – русская народная песня.
У- какими красками изображена эта картина? Опишите.
Д – ответы детей.
VI.Закрепление изученного материала.
У- с какими понятиями мы познакомились на уроке.
Д – фортепианный цикл, пейзаж.
У - что это такое?
Д – ответы детей.
У – какую музыку вы сегодня услышали? О каких композиторов шла речь, про какого поэта мы вспомнили? Назовите картины о которых шла речь и их авторов.
V.Итог урока. Рефлексия.
У – какой мы вывод сделаем? Что вы увидели и услышали на нашем уроке?
Д - На этом уроке мы увидели, услышали, как изображают зиму поэты, художники, композиторы в своих произведениях искусства.
У – Вы все молодцы, хорошо работали на уроке. Наш урок закончен, но зима продолжает дарить нам много удивительных сюжетов для новых творческих открытий. И в завершении нашего урока споем песню о зиме.
На память о нашем уроке я дарю вам снежинки.
Рекомендации: картину «Бури», можно было не брать. А разучить песню «Три белых коня».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/19/picture-63164-1358613412.jpg)
проект"Мороз и солнце;день чудесный!"
В ходе выполнения проекта, учащиеся отвечают на вопрос: " Какие писатели любили зиму?"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/19/picture-348345-1421689108.jpg)
Конспект открытого урока в 3 классе Тема «Мороз и солнце, день чудесный…»
Литературно-музыкальная гостиная...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/21/picture-569697-1421843202.jpg)
Конспект открытого урока музыки в 1 а классе «Музыка осени»
· закрепить знания о тембрах, научить различать тембры музыкальных инструментов;· обучать навыкам осмысленного участ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/15/picture-608347-1426430467.jpg)
Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом". Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Г.М. ГБОУ школа №439 г.Петродворца.
Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом» -«Азбука детской музыки».Учитель музыки высшей квалификационной категории ГБ...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/03/picture-1035625-1525361525.jpg)
Открытый урок на тему: Почему солнце светит днём, в звезды - ночью?, 1 класс
Урок проведен в 1 классе по окружающему миру. Целями данного урока являются: 1. Формирование представления о звездах, Солнце и созвездиях.2. Развитие познавательных способностей учащихся в процес...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/23/picture-1061083-1537707542.jpg)
Конспект урока развития речи в 3 классе. Сочинение-описание на тему: "Мороз и солнце, день чудесный."
Конспект урока развития речи предполагает обучение детей составлению и написанию текстов- описания природы по личным наблюдениям...