Открытый урок музыки: «Мороз и солнце; день чудесный!», 4 класс.
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Коломиец Елена Дмитриевна

 Закрепить понятия «выразительность» и «изобразительность» в музыке. Выявить и сопоставить средства выразительности и изобразительности, используемые композиторами, художниками, поэтами для изображения зимы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ РХ «Боградская санатрная школа – интернат»

    Открытый урок музыки

4 «А» класс

 Тема: «Мороз и солнце; день чудесный!».

Зимнее Утро (Аполлон Майков) ⚡️ Читать На Ryfma

                       

 

                                                                             Учитель музыки:

                                                                              Коломиец Елена

                                                                             Дмитриевна

2021

   Тема урока: «Мороз и солнце, день чудесный!».

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цель урока: закрепить понятия «выразительность» и «изобразительность» в музыке. Выявить и сопоставить средства выразительности и изобразительности, используемые композиторами, художниками, поэтами для изображения зимы.

Задачи (планируемые результаты):

Предметные:

- познакомить учащихся с понятием «пейзаж»;

- познакомить учащихся с понятием «цикл»;

- закрепить песню, исполнять воодушевленно, в быстром темпе;

- способствовать развитию фантазии у ребенка.

Личностные:

- ориентировать деятельность учащихся на осознание границы знания и незнания;

- способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

регулятивные УУД:

- способствовать развитию умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- ориентировать деятельность учащихся на оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  

- способствовать развитию умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- высказывать своё предположение  

коммуникативные УУД:

- способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других.

познавательные УУД:

- способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- способствовать развитию умения преобразовывать информацию из одной формы в другую;

- умение эффективно действовать в разных ситуациях.

   Воспитательные:

- отработать навыки музыкального и художественного вкуса;

- эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах творческой деятельности.

По читательской грамотности:

  • Прослеживался анализ информации, представленной в словах – подсказках, а также в тексте учебника;  
  • критическое осмысление содержания стихотворений, картин, музыкальных произведений для получения достоверной информации.

Методы обучения:

-метод зрительной наглядности: картины природы, портреты композиторов.

-метод слуховой и зрительной наглядности;

-метод эмоциональной драматургии;

-метод взаимодействия с учителем;

-метод сравнения, размышления;

-словесные методы (беседа, разъяснение, объяснение).

Оборудование: учебник: Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С   «Музыка» 4 класса,  –  М: Просвещение, 2012; проигрыватель, синтезатор, доска, картины природы Владимира Герасимова, Аполлитария Васнецова.

Музыкальный материал урока: «Зимушка-зима», русская народная песня, П. Чайковский. Ноябрь. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание), М.Л.Яковлев  романс «Зимний вечер», русская народная песня «Буря мглою небо кроет», «Снежная песенка», муз. Д. Львов-Компанеец.

  

Ход урока:

I. Мотивация к учебной деятельности.

Дети захотят в класс под песню «Здравствуй зимушка-зима», детская песня.

Приветствие «Здравствуйте ребята!».

II. Актуализация опорных знаний.

- Слушая песню, под которую вы заходили в класс, наверняка каждый из вас догадался, о каком времени года сегодня на уроке пойдет речь.

Д - О зиме.

У - А что вы знаете о зиме, какое это время года?

Д - Холодное, снежное, морозное время года и т.д.

III. Формулирование темы урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Послушайте отрывок из стихотворения А. С. Пушкина «Зимнее утро» и определите, как будет называться тема нашего урока.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Д - Мороз и солнце; день чудесный!

У- Правильно! Тема нашего урока будет звучать красивыми словами «Мороз и солнце, день чудесный!», из стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

У - Сегодня мы отправимся с вами в путешествие в «Мир искусства». Наш маршрут: литература, живопись, музыка.

У - Ребята, сегодня мы с вами на уроке закрепим понятия «изобразительность» и «выразительность» в музыке. Вы уже знаете, что выражает музыка? 

Д - Чувства, переживания, настроения, эмоции.

У - Ребята как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке?

Д - О зиме, о средствах выразительности и изобразительности в музыке, о литературе и живописи.

У - А что нам нужно будет узнать на уроке,  и какую цель мы можем поставить перед работой?  

Д -  Нам нужно узнать, какими средствами выразительности поэты, художники и композиторы изображают зиму в своих произведениях.

У - Самое волшебное время года, пожалуй, зима. Она дарит самые любимые праздники, самые весёлые забавы, самые интересные сказки долгими, таинственными вечерами. А сейчас мы послушаем стихи о зиме, которые приготовили учащиеся к сегодняшнему уроку, и узнаем, какими средствами выразительности изображают зиму поэты в своих стихах.  

Д – Читают стихи.

 У ребята, какой вывод мы можем сделать, какими словами описывают поэты зиму? 

Д – Зима у поэтов разная: снежная, грустная, морозная, белая, пушистая, печальная, веселая, игривая и т.д.

У – Рассмотрим репродукцию картины «Тройка», Владимира Герасимова.

(учитель вывешивает репродукцию картины на доску), и поработаем по группам . 1 группа – составит небольшой рассказ об этой картине, используя слова подсказки, которые лежат у вас на столах. 2 группа – определит, какие краски использовал художник в репродукции картины и объяснить почему. Также как первой группе я раздам слова-подсказки, вам нужно из этих слов выбрать правильные. 3 группа – определит настроение картины. Также из слов выбрать правильные. Вам дается немного времени на обсуждение.

Ответы детей.

У – поэт Е.Обухова сочинила четверостишие об этой картине, послушайте:

"Тройка белых коней, тройка белых коней
На санях повезут очень быстро.
С ними мне хорошо, с ними мне веселей,
Прокачусь я по снегу зимой." Обухова Е.

У – давайте сделаем вывод, совпал ли ваш рассказ с четверостишием Е.Обуховой?

Д – да.

У - Музыка может также, изображать и рисовать картины природы. Композитор, как поэт и художник отражает в своих произведениях красоту родной природы. Сегодня мы с вами познакомимся с произведением «Ноябрь. На тройке» из фортепианного цикла «Времена года», П.И.Чайковского.  Про этого композитора вы уже знаете, его музыку мы часто слушаем на уроках. Для начала выясним с вами, что же такое цикл в музыке. У вас на столах лежат памятки, давайте зачитаем их и узнаем, что такое фортепианный цикл.

Д – дети читают. Фортепианный цикл – это несколько произведений, объединенных общей темой. Двенадцать пьес цикла соответствуют 12 месяцам года. Каждая пьеса –яркий музыкальный образ, достоверно передающий неповторимый облик русской природы, и русских обычаев и праздников.

У – Такой фортепианный цикл сочинил П.Чайковский. Хотя ноябрь – это последний месяц осени, в России в это время приходит зима. Замерзают реки, выпадает снег. Поэтому и музыка «Ноября» называется «На тройке». Прослушав это произведение, вам нужно будет определить, какие чувства выразительности и изобразительности передает нам музыка?

Давайте послушаем это музыкальное произведение.

Слушание «Ноябрь. На тройке» из фортепианного цикла «Времена года», П.И.Чайковского.

Д – ответы детей.

 У- Можно ли назвать пьесу П.Чайковского«Ноябрь. На тройке» музыкальным пейзажем? Да. Какую картину природы можно представить в этом произведении?

- Что происходит с мелодией?

Д – ответы детей (игривая, радостная, веселая). Давайте вспомним, ребята, как люди радуются “проказам матушки-зимы”. Мороз бодрит человека, заставляет его быстрее двигаться.    

Физкультминутка.

«А на улице мороз»

А на улице мороз

Ну-ка все взялись за нос!

Ни к чему нам бить баклуши,

Ну-ка взялись все за уши

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели.

По коленкам постучали,

Головою покачали,

По плечам похлопали

И чуть-чуть потопали.

А сейчас под музыку согреемся немного.

Д – рассаживаются на места.

У – Многие композиторы сочиняли свои музыкальные произведения на стихи А.С.Пушкина. Откройте учебники на странице 47 и прочитайте, о каком произведении пойдет речь.

Послушайте фрагмент из этого романса.

Какая музыка по настроению? В каком темпе исполняется?

Ответы детей.

У- сейчас распоем голоса и исполним фрагмент этого романса. Проводится распевание.

У- послушайте русскую народную песню на эти же стихи. Одинаковая музыка или разная?

Д – разная.  

У – это произведение по темпу, какое?

Д – быстрое.

У – почему на одни и те же стихи появилась такая разная музыка?

Д – ответы детей. Потому, что в музыке изображается разная по своему характеру буря. Давайте исполним вместе эту песню.

У – посмотрите на картину «Буря», какая из этих песен подходит к этой картине?

Д – русская народная песня.

У- какими красками изображена эта картина? Опишите.

Д – ответы детей.

VI.Закрепление изученного материала.

У- с какими понятиями мы познакомились на уроке.

Д – фортепианный цикл, пейзаж.

У - что это такое?

Д – ответы детей.

У – какую музыку вы сегодня услышали? О каких композиторов шла речь, про какого поэта мы вспомнили? Назовите картины о которых шла речь и их авторов.

V.Итог урока. Рефлексия.

У – какой мы вывод сделаем? Что вы увидели и услышали на нашем уроке?

Д - На этом уроке мы увидели, услышали, как изображают зиму поэты, художники, композиторы в своих произведениях искусства.

У – Вы все молодцы, хорошо работали на уроке. Наш урок закончен, но зима продолжает дарить нам много удивительных сюжетов для новых творческих открытий. И в завершении нашего урока споем песню о зиме.

На память о нашем уроке я дарю вам снежинки.

Рекомендации: картину «Бури», можно было не брать. А разучить песню «Три белых коня».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект"Мороз и солнце;день чудесный!"

В ходе выполнения проекта, учащиеся отвечают на вопрос: " Какие писатели любили зиму?"...

Конспект открытого урока музыки в 1 а классе «Музыка осени»

·        закрепить знания о тембрах, научить различать тембры музыкальных инструментов;·        обучать навыкам осмысленного участ...

Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом". Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Г.М. ГБОУ школа №439 г.Петродворца.

Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом» -«Азбука детской музыки».Учитель музыки высшей квалификационной категории ГБ...

Открытый урок на тему: Почему солнце светит днём, в звезды - ночью?, 1 класс

Урок проведен в 1 классе по окружающему миру. Целями данного урока являются: 1. Формирование представления о звездах, Солнце и созвездиях.2. Развитие познавательных способностей учащихся в процес...

«Мороз и солнце, день чудесный…»

«Мороз и солнце, день чудесный…»...

Конспект урока развития речи в 3 классе. Сочинение-описание на тему: "Мороз и солнце, день чудесный."

Конспект урока развития речи предполагает обучение детей составлению и написанию текстов- описания природы по личным наблюдениям...