«Мороз и солнце, день чудесный…»
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Мазяркина Елена Владимировна
«Мороз и солнце, день чудесный…»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx35.64 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Предмет: Музыка

Класс: 3А

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Тема урока: «Мороз и солнце, день чудесный…»

Цель урока: выявить и сопоставить средства изобразительности и выразительности, используемые композиторами, художниками, поэтами для изображения зимы.

Задачи (планируемые результаты)

Предметные:

- познакомить учащихся с понятием «пейзаж»;

- познакомить учащихся с понятием «цикл»;

- разучить песню, исполнять воодушевленно, в быстром темпе;

- создание вариантов снежинки;

- способствовать развитию фантазии у ребенка.

Личностные:

- ориентировать деятельность учащихся на осознание границы знания и незнания;

- способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

регулятивные УУД:

- способствовать развитию умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- ориентировать деятельность учащихся на оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  

- способствовать развитию умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

- высказывать своё предположение  

коммуникативные УУД:

- способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной форме; 

- слушать и понимать речь других.

познавательные УУД:

- способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- способствовать развитию умения преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Оборудование: учебник: В. В Алеев, Т. Н. Кичак «Музыка» 3кл. В 2ч. ч.1-м.: Дрофа.2013, мультимедийная презентация, проигрыватель, белая бумага, ножницы.

Музыкальный материал урока: П. Чайковский. Ноябрь. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание), «Вальс снежных хлопьев» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик» (слушание), прослушивание Детская игровая песня «Зимушка» (пение, импровизация), Разминка «Ноты»

Дополнительный материал: Портрет композитора П. Чайковского.

Ход урока

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (универсальные учебные

действия)

I. Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята!

Звенит звонок, зовет звонок,

Пора нам начинать урок!

Ребята, всё ли у вас готово к уроку? (Все готово)

- Тогда мы начинаем наш урок

Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД)

II. Актуализация опорных знаний

- Ребята, сегодня мы с вами на уроке закрепим понятия «изобразительность» и «выразительность» в музыке. Вы уже знаете, что выражает музыка? (Чувства, переживания.)

- Правильно, она может рассказать о различных чертах характера человека, нарисовать его портрет. Но музыка может также, и рисовать картины природы. Композитор, как и поэт, если изображает природу, то наделяет её тем чувством, которое испытывает сам. Времена года, как люди, разные лицом и характером. Самое волшебное время года, пожалуй, зима. Она дарит самые любимые праздники, самые весёлые забавы, самые интересные сказки долгими, таинственными вечерами.

Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД).

Умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

Осознание границы своего знания и незнания (личностные УУД)

Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (познавательные УУД)

III. Формулирование темы урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Сегодня у нас с вами интересный урок. Я прочту небольшое сочинение, а вы его внимательно послушайте, а потом скажите, о каком времени года идет речь.

- Художница преобразила все вокруг! Укутала в теплые покрывала поля, холмы, берега рек… На каждую веточку дерева словно накинула пушистый платок. Разбросала вокруг сугробы и осветила все это убранство холодным сказочным светом. Темные стволы деревьев и ветви бережно держат свои пушистые, искрящиеся на солнце одежды. В природе царит покой и сон. Звуки приглушены. Запахи заморожены. Время тянется еле-еле… Итак, о каком времени года эти строки? (О зиме)

- Сегодня на уроке мы говорим о зиме, об изменениях в природе, о зимних развлечениях.

- Многие художники отражали в своих произведения красоту родной природы.

Репродукции картин

Пейзаж –картина, изображающая природу.

Пейзаж (франц. paysage, от pays — страна, местность), реальный вид какой-либо местности; в изобразительных искусствах — жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображенная человеком природа.

- Как вы считаете какая будет тема нашего урока?

Тема урока: «Мороз и солнце, день чудесный…»

- А кому знакомы эти строки? Кто их автор?

- Послушайте стихотворение А. С. Пушкина

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

познакомить учащихся с понятием «пейзаж»

Умение проговаривать последовательность действий на уроке; определять и формулировать цель с помощью учителя (регулятивные УУД)

Способствовать развитию умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя (регулятивные УУД).

Высказывать своё предположение (регулятивные УУД).

способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД)

IV. Изучение нового материала

- Зима, ребята, была представлена как художниками, поэтами так и композиторами разных времен и народов. Композиторы отражали в своих произведения красоту родной природы. Среди них - фортепианный цикл «Времени года» П.Чайковского.

Цикл – несколько самостоятельных произведений искусства, объединённых общей темой.

- Двенадцать пьес цикла соответствуют 12 месяцам года. Каждая пьеса –яркий музыкальный образ, достоверно передающий неповторимый облик русской природы, и русских обычаев и праздников.

- Сегодня мы познакомимся с произведением П.Чайковского «Ноябрь. На тройке»

Эпиграф из Н.А. Некрасова:

"Не гляди же с тоской на дорогу,

И за тройкой вослед не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда затуши."

- Хотя ноябрь – это последний месяц осени, в России в это время приходит зима. Замерзают реки, выпадает снег. Поэтому и музыка «Ноября» называется «На тройке».

- Слушаешь её, и кажется, будто сам сидишь в санях, закутанный в тёплую медвежью шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, - белые просторы, звенят под дугами колокольчики, и раздаётся протяжная ямщицкая песня.

- Музыка словно передаёт нам чувства, которые вызывает у путника песня ямщика, его грустные думы и невесёлое настроение. Прислушайся, словно звучит тихий звон колокольчиков. П. П.Чайковский. Ноябрь. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание).

«Кто долго жил в глуши печальной

Друзья, тот, верно, знает сам,

Как сильно колокольчик дальний

Порой волнует сердце нам».

- Можно ли назвать пьесу П.Чайковского «Ноябрь. На тройке» музыкальным пейзажем?

- Какие картины природы можно представить в этом произведении?

- Какие музыкальные средства изображают в заключении пьесы удаление тройки?

- Что происходит с мелодией? Давайте вспомним, ребята, как люди радуются “проказам матушки-зимы”. Мороз бодрит человека, заставляет его быстрее двигаться. Тут ждут-поджидают девчонок и мальчишек любимые зимние забавы.

- А ну-ка, отвечайте: Какие зимние развлечения знаете и любите?

познакомить учащихся с понятием «цикл»

способствовать развитию фантазии у ребенка

Осознание границы своего знания и незнания (личностные УУД)

Умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД)

Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД).

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; способствовать развитию умения преобразовывать информацию из одной формы в другую (познавательные УУД)

способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД)

V. Физкультминутка

«А на улице мороз»

А на улице мороз

Ну-ка все взялись за нос!

Ни к чему нам бить баклуши,

Ну-ка взялись все за уши

Покрутили, повертели,

Вот и уши отогрели.

По коленкам постучали,

Головою покачали,

По плечам похлопали

И чуть-чуть потопали.

Проговаривать последовательность действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД).

VI. Закрепление изученного материала. Практическая работа

 Вокально-хоровая работа. Разминка «Ноты»

Прослушивание Детская игровая песня «Зимушка» (пение, импровизация).

- Ребята, какое у вас настроение после прослушивания этой песни?

- Пропеть…

- А сейчас вы выступите в роли художников оформителей. В процессе работы прозвучит замечательный “Вальс снежных хлопьев” П.И. Чайковского из балета “Щелкунчик”.

- Подумайте какая музыка прозвучит.

Вырезают снежинки и прикрепляют на доску, кто знает слова-подпевают.

разучить песню, исполнять воодушевленно, в быстром темпе

создание вариантов снежинки

Проговаривать последовательность действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД).

VII. Итог урока. Рефлексия

- Что у вас получилось лучше всего?

- В чем испытали затруднения?

- С какими понятиями мы сегодня познакомились на уроке?

- Что вас удивило? Что больше всего запомнилось?

- Какую музыку вы сегодня услышали?

- Что такое пейзаж? Цикл?

- Оцените себя.

                Знаю

Я              Умею

                Смогу

Способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД).

Способствовать развитию умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД).

VIII. Домашнее задание

Выучить определения «Пейзаж» и «Цикл».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренник "8 Марта - день чудесный" для 1 класса

Утренник "8 Марта - день чудесный" для 1 класса. Содержит стихи, конкурсы, сценки....

проект"Мороз и солнце;день чудесный!"

В ходе выполнения проекта, учащиеся отвечают на вопрос: " Какие писатели любили зиму?"...

Внеклассное мероприятие "8 марта - день чудесный"

    Внеклассное мероприятие «8 Марта-день ...

8 Марта – день чудесный.

8 Марта – день чудесный. Праздник в 1 классе...

8 Марта-день чудесный!

Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы....

Конспект урока развития речи в 3 классе. Сочинение-описание на тему: "Мороз и солнце, день чудесный."

Конспект урока развития речи предполагает обучение детей составлению и написанию текстов- описания природы по личным наблюдениям...