«Мороз и солнце, день чудесный…»
план-конспект урока по музыке (3 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Предмет: Музыка
Класс: 3А
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Тема урока: «Мороз и солнце, день чудесный…»
Цель урока: выявить и сопоставить средства изобразительности и выразительности, используемые композиторами, художниками, поэтами для изображения зимы.
Задачи (планируемые результаты)
Предметные:
- познакомить учащихся с понятием «пейзаж»;
- познакомить учащихся с понятием «цикл»;
- разучить песню, исполнять воодушевленно, в быстром темпе;
- создание вариантов снежинки;
- способствовать развитию фантазии у ребенка.
Личностные:
- ориентировать деятельность учащихся на осознание границы знания и незнания;
- способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
регулятивные УУД:
- способствовать развитию умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- ориентировать деятельность учащихся на оценивание правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- способствовать развитию умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;
- высказывать своё предположение
коммуникативные УУД:
- способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других.
познавательные УУД:
- способствовать развитию умения ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;
- способствовать развитию умения преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Оборудование: учебник: В. В Алеев, Т. Н. Кичак «Музыка» 3кл. В 2ч. ч.1-м.: Дрофа.2013, мультимедийная презентация, проигрыватель, белая бумага, ножницы.
Музыкальный материал урока: П. Чайковский. Ноябрь. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание), «Вальс снежных хлопьев» П.И. Чайковского из балета «Щелкунчик» (слушание), прослушивание Детская игровая песня «Зимушка» (пение, импровизация), Разминка «Ноты»
Дополнительный материал: Портрет композитора П. Чайковского.
Ход урока | Планируемые результаты | |
Предметные | Личностные, метапредметные (универсальные учебные действия) | |
I. Мотивация к учебной деятельности | ||
- Здравствуйте, ребята! Звенит звонок, зовет звонок, Пора нам начинать урок! Ребята, всё ли у вас готово к уроку? (Все готово) - Тогда мы начинаем наш урок | Умение совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные УУД) | |
II. Актуализация опорных знаний | ||
- Ребята, сегодня мы с вами на уроке закрепим понятия «изобразительность» и «выразительность» в музыке. Вы уже знаете, что выражает музыка? (Чувства, переживания.) - Правильно, она может рассказать о различных чертах характера человека, нарисовать его портрет. Но музыка может также, и рисовать картины природы. Композитор, как и поэт, если изображает природу, то наделяет её тем чувством, которое испытывает сам. Времена года, как люди, разные лицом и характером. Самое волшебное время года, пожалуй, зима. Она дарит самые любимые праздники, самые весёлые забавы, самые интересные сказки долгими, таинственными вечерами. | Умение проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные УУД). Умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД) Осознание границы своего знания и незнания (личностные УУД) Умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (познавательные УУД) | |
III. Формулирование темы урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. | ||
- Сегодня у нас с вами интересный урок. Я прочту небольшое сочинение, а вы его внимательно послушайте, а потом скажите, о каком времени года идет речь. - Художница преобразила все вокруг! Укутала в теплые покрывала поля, холмы, берега рек… На каждую веточку дерева словно накинула пушистый платок. Разбросала вокруг сугробы и осветила все это убранство холодным сказочным светом. Темные стволы деревьев и ветви бережно держат свои пушистые, искрящиеся на солнце одежды. В природе царит покой и сон. Звуки приглушены. Запахи заморожены. Время тянется еле-еле… Итак, о каком времени года эти строки? (О зиме) - Сегодня на уроке мы говорим о зиме, об изменениях в природе, о зимних развлечениях. - Многие художники отражали в своих произведения красоту родной природы. Репродукции картин Пейзаж –картина, изображающая природу. Пейзаж (франц. paysage, от pays — страна, местность), реальный вид какой-либо местности; в изобразительных искусствах — жанр или отдельное произведение, в котором основным предметом изображения является естественная или в той или иной степени преображенная человеком природа. - Как вы считаете какая будет тема нашего урока? Тема урока: «Мороз и солнце, день чудесный…» - А кому знакомы эти строки? Кто их автор? - Послушайте стихотворение А. С. Пушкина Мороз и солнце; день чудесный! Еще ты дремлешь, друг прелестный - Пора, красавица, проснись Открой сомкнуты негой взоры Навстречу северной Авроры, Звездою севера явись! Вечор, ты помнишь, вьюга злилась На мутном небе мгла носилась; Луна, как бледное пятно, Сквозь тучи мрачные желтела, И ты печальная сидела - А нынче... погляди в окно: Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестит. Вся комната янтарным блеском Озарена. Веселым треском Трещит затопленная печь. Приятно думать у лежанки. Но знаешь: не велеть ли в санки Кобылку бурую запречь? Скользя по утреннему снегу, Друг милый, предадимся бегу Нетерпеливого коня И навестим поля пустые, Леса, недавно столь густые, И берег, милый для меня. | познакомить учащихся с понятием «пейзаж» | Умение проговаривать последовательность действий на уроке; определять и формулировать цель с помощью учителя (регулятивные УУД) Способствовать развитию умения определять и формулировать цель урока с помощью учителя (регулятивные УУД). Высказывать своё предположение (регулятивные УУД). способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД) |
IV. Изучение нового материала | ||
- Зима, ребята, была представлена как художниками, поэтами так и композиторами разных времен и народов. Композиторы отражали в своих произведения красоту родной природы. Среди них - фортепианный цикл «Времени года» П.Чайковского. Цикл – несколько самостоятельных произведений искусства, объединённых общей темой. - Двенадцать пьес цикла соответствуют 12 месяцам года. Каждая пьеса –яркий музыкальный образ, достоверно передающий неповторимый облик русской природы, и русских обычаев и праздников. - Сегодня мы познакомимся с произведением П.Чайковского «Ноябрь. На тройке» Эпиграф из Н.А. Некрасова: "Не гляди же с тоской на дорогу, И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда затуши." - Хотя ноябрь – это последний месяц осени, в России в это время приходит зима. Замерзают реки, выпадает снег. Поэтому и музыка «Ноября» называется «На тройке». - Слушаешь её, и кажется, будто сам сидишь в санях, закутанный в тёплую медвежью шубу, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, - белые просторы, звенят под дугами колокольчики, и раздаётся протяжная ямщицкая песня. - Музыка словно передаёт нам чувства, которые вызывает у путника песня ямщика, его грустные думы и невесёлое настроение. Прислушайся, словно звучит тихий звон колокольчиков. П. П.Чайковский. Ноябрь. Из фортепианного цикла «Времена года» (слушание). «Кто долго жил в глуши печальной Друзья, тот, верно, знает сам, Как сильно колокольчик дальний Порой волнует сердце нам». - Можно ли назвать пьесу П.Чайковского «Ноябрь. На тройке» музыкальным пейзажем? - Какие картины природы можно представить в этом произведении? - Какие музыкальные средства изображают в заключении пьесы удаление тройки? - Что происходит с мелодией? Давайте вспомним, ребята, как люди радуются “проказам матушки-зимы”. Мороз бодрит человека, заставляет его быстрее двигаться. Тут ждут-поджидают девчонок и мальчишек любимые зимние забавы. - А ну-ка, отвечайте: Какие зимние развлечения знаете и любите? | познакомить учащихся с понятием «цикл» способствовать развитию фантазии у ребенка | Осознание границы своего знания и незнания (личностные УУД) Умение оформлять свои мысли в устной форме (коммуникативные УУД) Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (познавательные УУД). добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; способствовать развитию умения преобразовывать информацию из одной формы в другую (познавательные УУД) способствовать развитию умения оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (коммуникативные УУД) |
V. Физкультминутка | ||
«А на улице мороз» А на улице мороз Ну-ка все взялись за нос! Ни к чему нам бить баклуши, Ну-ка взялись все за уши Покрутили, повертели, Вот и уши отогрели. По коленкам постучали, Головою покачали, По плечам похлопали И чуть-чуть потопали. | Проговаривать последовательность действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД). | |
VI. Закрепление изученного материала. Практическая работа | ||
Вокально-хоровая работа. Разминка «Ноты» Прослушивание Детская игровая песня «Зимушка» (пение, импровизация). - Ребята, какое у вас настроение после прослушивания этой песни? - Пропеть… - А сейчас вы выступите в роли художников оформителей. В процессе работы прозвучит замечательный “Вальс снежных хлопьев” П.И. Чайковского из балета “Щелкунчик”. - Подумайте какая музыка прозвучит. Вырезают снежинки и прикрепляют на доску, кто знает слова-подпевают. | разучить песню, исполнять воодушевленно, в быстром темпе создание вариантов снежинки | Проговаривать последовательность действий; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (регулятивные УУД). |
VII. Итог урока. Рефлексия | ||
- Что у вас получилось лучше всего? - В чем испытали затруднения? - С какими понятиями мы сегодня познакомились на уроке? - Что вас удивило? Что больше всего запомнилось? - Какую музыку вы сегодня услышали? - Что такое пейзаж? Цикл? - Оцените себя. Знаю Я Умею Смогу | Способствовать развитию умения проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (личностные УУД). Способствовать развитию умения вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (регулятивные УУД). | |
VIII. Домашнее задание | ||
Выучить определения «Пейзаж» и «Цикл». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Утренник "8 Марта - день чудесный" для 1 класса
Утренник "8 Марта - день чудесный" для 1 класса. Содержит стихи, конкурсы, сценки....
проект"Мороз и солнце;день чудесный!"
В ходе выполнения проекта, учащиеся отвечают на вопрос: " Какие писатели любили зиму?"...
Внеклассное мероприятие "8 марта - день чудесный"
Внеклассное мероприятие «8 Марта-день ...
Конспект открытого урока в 3 классе Тема «Мороз и солнце, день чудесный…»
Литературно-музыкальная гостиная...
8 Марта – день чудесный.
8 Марта – день чудесный. Праздник в 1 классе...
8 Марта-день чудесный!
Внеклассное мероприятие для учащихся начальной школы....
Конспект урока развития речи в 3 классе. Сочинение-описание на тему: "Мороз и солнце, день чудесный."
Конспект урока развития речи предполагает обучение детей составлению и написанию текстов- описания природы по личным наблюдениям...