Итоговый урок «Музыкальное путешествие. От родного порога".
план-конспект урока по музыке (1 класс)
Музыка, 1 класс
Урок 17. «Итоговый урок «Музыкальное путешествие. От родного порога»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Урок посвящён обобщению знаний обучающихся о многонациональной музыкальной культуре России и её соседей, практическому сопоставлению интонационного строя и образного содержания песен, танцев и маршей разных народов.
- Музыкальная культура Литвы, практическое сопоставление интонационного строя и образного содержания литовских народных песен и танцев с музыкой других народов.
- Разнообразие жанров и образов в музыке Литвы.
- Особенности интонационного строя литовской музыки.
- Музыкальные инструменты Литвы, их сравнение с музыкальными инструментами других народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
itogovyy_urok_muzykalnoe_puteshestvie._ot_rodnogo_poroga.docx | 19.7 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Музыка, 1 класс
Урок 17. «Итоговый урок «Музыкальное путешествие. От родного порога»
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке:
- Урок посвящён обобщению знаний обучающихся о многонациональной музыкальной культуре России и её соседей, практическому сопоставлению интонационного строя и образного содержания песен, танцев и маршей разных народов.
- Музыкальная культура Литвы, практическое сопоставление интонационного строя и образного содержания литовских народных песен и танцев с музыкой других народов.
- Разнообразие жанров и образов в музыке Литвы.
- Особенности интонационного строя литовской музыки.
- Музыкальные инструменты Литвы, их сравнение с музыкальными инструментами других народов.
Глоссарий по теме:
Фольклор – народная мудрость, выраженная в сказках, песнях, былинах, танцах, обычаях, обрядах, костюмах: во всём народном творчестве.
Песни и танцы, обычаи и обряды, народные сказания и игры не только рассказывают нам о том, как жили люди прежде, но и учат нас добру, справедливости, любви к Родине, к родной природе и многому, многому другому.
Ключевые слова
Музыкальная культура, фольклор, песня, танец, марш, средства выразительности, образ, Россия.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Г.П. Сергеева. Музыка. 1 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2017. – С. 84-93.
- Г.П. Сергеева. Музыка. Творческая тетрадь. 1 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. / Г.П. Сергеева. — М.: Просвещение, 2014. – С. 26-31.
- Г.П. Сергеева. Учебно-методический комплекс «Мир музыки» для детей 5-10 лет. Практическое мультимедиа-пособие. / Г.П. Сергеева. – М.: Новый диск, 2008.
На уроке мы узнаем о возможностях средств музыкальной выразительности;
научимся сравнивать характерные черты русской народной музыки
и музыки народов России;
сможем разработать сценарий праздника «Музыкальные путешествия».
Основное содержание урока
- «В песне и в танце – ритмы эпохи.
В песне и в танце – народа душа.
Без музыки чудной – дела наши плохи,
Ты – сердце народа, всегда хороша»!
Велики просторы нашей Родины – России. И на ёё территории проживают разные народы, а народная музыка – душа народа, его прошлое и настоящее. Это смех и слёзы, любовь и мечты. Родину нашу, Россию, окружают страны-соседи. Они так же любят и почитают свою музыкальную культуру. Познакомьтесь с танцем «Дружба народов». Подумайте, чем замечателен этот танец? Поразмышляйте, о чём он нам рассказывает? Как вы полагаете, почему именно этот танец звучит в начале нашего урока? Может быть, он приглашает нас совершить музыкальное путешествие?
- Здравствуйте, ребята... Я – волшебник. Сегодня мне хочется превратить наш урок в чудесное путешествие и отправиться в страну музыки вместе с вами. Ведь там есть нотоносец, нотные знаки, диез и бемоль, музыкальные инструменты разных оркестров, там живут мелодии разных народов, интервалы и ещё много всего интересного! Без вас мне никак не справиться. Ваши знания помогут нам не заблудиться в этом огромном мире созвучий. Наша волшебная палочка укажет дорогу, а песня поможет в пути. Споёмте, друзья! В путь!
- Посмотрите, какой прекрасный танец! Интересно, куда мы попали? Это можно узнать, определив отличительные черты этой музыки, характер и темп танца. Правильно, мы в Прибалтике, в Литве! Музыка народов, живущих у Балтийского моря, отличается большим разнообразием оттенков. А для того, чтобы проникнуться всеми красками музыки, нужно знать, какие средства выразительности использовали композитор и исполнитель.
- Вспомним знакомые нам средства выразительности музыки. Правильно: мелодия, лад, ритм, регистр, темп, тембр. Как вы думаете, какое средство выразительности больше всего отличает танцы разных народов друг от друга? Действительно, ритм! Тогда предлагаю вам сегодня больше всего обращать внимание именно на ритм: мои ноги сами просятся в пляс! Заглянем к соседям литовцев, в Латвию. Поддержим музыкантов: прохлопаем и протопаем ритмический рисунок латышской песенки «Петушок»!
- Музыкальные инструменты народов Прибалтики нам уже хорошо знакомы... Их тембры уникальны и неповторимы, но могут быть похожи на тембры инструментов других народов. Например, литовский канклес, латвийский кокле или эстонский каннель похожи и внешне, и по звучанию на белорусские, украинские или молдавские цимбалы или на русские гусли. Убедитесь в этом сами, ведь мы уже в Эстонии и сейчас услышим звучание каннели
- Интересно в Прибалтике, но настало время отправляться дальше в путь. Куда наша волшебная палочка нас приведёт? «Куда же мы переместились? Где исполняют такой зажигательный и красивый танец? Правильно - в Белоруссию. Оркестр народных инструментов и детский ансамбль очень красиво исполнили музыку. Как же мне отличить оркестр от ансамбля? Что такое оркестр, вы помните? Действительно, оркестр – большой коллектив музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах. В отличие от ансамбля, некоторые музыканты такого большого коллектива образуют группы, играющие одну и ту же партию, в унисон. Для управления таким большим коллективом нужен дирижёр.
- Традиционная народная музыка издавна сопровождала всю жизнь человека, рассказывала об исторических событиях и стремлениях людей, предназначалась для размышлений и выражения чувств, сопровождала труд и отдых. В плясках и хороводах, в бытовых и лирических песнях заключена мудрость народа. Не случайно само слово «фольклор» обозначает «народная мудрость».
- Я слышал, что жанров народной музыки очень много, а мне бы хотелось определить жанр песенки, которая мне очень нравится - «Дождик, дождик пуще..». Размышляя вместе с вами, я понял, что жанр прозвучавшей песенки – закличка. Давайте споём её вместе, в унисон!
- После весёлой песни пришло время отправляться дальше. Мы снова попали в Россию. Как вы думаете, какой танец сейчас нас встретил? В России много разных видов народных танцев: это переплясы, кадрили, хороводы, игры, которые могут сопровождаться пением и игрой на различных музыкальных инструментах.
- Пётр Ильич Чайковский в своём «Детском альбоме», который он посвятил своему племяннику Вовочке Давыдову, в пьесе «Камаринская» хотел передать интонации русской народной музыки, используя задорный ритм, особенности музыкального жанра и звучания народных наигрышей. А как звучит музыка, какие интонации вы услышали? Какие средства выразительности вы услышали в этой музыке? Быстрый темп, характерный ритм, приём стаккато, мажорный лад помогли композитору создать неповторимый образ этой музыки. Предлагаю всем нам превратиться в оркестр и исполнить задорный танец Кадриль. Вы можете играть на шумовых инструментах: бубне, трещотке, бубенцах или других. А можете вместо инструмента использовать хлопки в ладошки.
- Ай, да молодцы!
«До чего же хорошо кругом!
Под деревьями густыми – светлый дом
И дорожка золотая,
Ярким солнцем залитая,
По которой мы идем, мы идем, мы идем.
До чего же хорошо кругом!»
Вот и подходит наше увлекательное путешествие к завершению. Мы узнали, что средства музыкальной выразительности отражают характер, душу народа. В танцевальной музыке разных народов важнейшим средством выразительности является ритм. Теперь, обладая такими музыкальными познаниями, вы можете сами составить сценарий праздника «Музыкальные путешествия». Мы советуем вам для этого использовать звучавшую на наших уроках музыку. В добрый путь!
Разбор типового тренировочного задания
Текст вопроса:
Дополните предложение, набрав последовательно буквы на клавиатуре.
Человека, который управляет хором или оркестром называют - ___________.
Правильные варианты:
Человека, который управляет хором или оркестром называют - дирижёр.
Неправильные варианты: все другие варианты.
Подсказка: Для управления оркестром дирижёры часто используют дирижёрскую палочку, а, управляя хором, дирижируют руками.
Источник: Источник: Музыка. Российская электронная школа
https://resh.edu.ru/subject/lesson/6406/conspect/226858/
Автор: Переверзева Ирина Анатольевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок и презентация к уроку «Три музыкальные основы» 2 класс 1 четверть итоговый урок.
Открытый урок и презентация «Три основы в музыке» К уроку по музыке 2 класс 1 четверть ( итоговый урок) (к программе «Музыка (для четырёхлетней начальной школы)» авторов Л.В.Школяр и...
урок в 4 классе "Музыкальное путешествие по театрам мира"
Урок проведён в форме путешествия по странам, где дети знакомятся с театрами мира, закрепляют понятия оперы и балета, на изученных музыкальных произведениях....
Урок по окружающему миру 2 класс Тема урока: Заочное путешествие по водоёмам родного края.
Урок по окружающему миру 2 классТема урока: Заочное путешествие по водоёмам родного края.Цель:1. сформировать представления учащихся о разнообразии водоемов н...
Урок-концерт"Музыкальные путешествия"
Материал представляет конспект урока-концерта учащихся начальных классов музыкального отделения МАОУ ДОД "Школа искусств". Учащиеся исполняли шедевры мировой музыкальной классики в легком переложении...
Презентация к уроку "Музыкальные путешествия"
Презентация сопровождает урок-концерт для учащихся начальных классов МАОУ ДОД "Школа искусств" "Музыкальные путешествия" . Презентация содержит протреты известных композиторов, стихотворения о музыке ...
Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир". Тема: "Музыкальное путешествие"
Конспект урока (занятия) предназначен как вариант проведения комбинированного урока, включающего в себя такие предметы как "Музыка", "Труд", "Рисование", "Альтернати...
Конспект урока музыки Тема урока: «Музыкальное путешествие в зимний лес»
Тип урокаУрок изучения нового материалаЦель, задачиЦель:воспитывать эмоционально-ценностное отношение к искусству через освоение новых произведений и знаний о музыкеЗадачи:Образовательные:1) В доступн...