Ценности культуры и красоты в основе этико-эстетического воспитания
статья по музыке (1 класс)
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
19.docx | 24.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Ценности культуры и красоты в основе этико-эстетического воспитания
Целевые ориентиры этико-эстетического направления воспитания:
▪ ▪ способность воспринимать и чувствовать прекрасное в быту, природе, поступках, искусстве;
▪ ▪ стремящийся к отображению прекрасного в продуктивных видах деятельности, обладающий зачатками художественно-эстетического вкуса.
Культура поведения в своей основе имеет глубоко социальное нравственное чувство – уважение к человеку, к законам человеческого общества. Культура отношений является делом не столько личным, сколько общественным. Конкретные представления о культуре поведения усваиваются ребенком вместе с опытом поведения, с накоплением нравственных представлений. Можно выделить основные задачи этико-эстетического воспитания:
1) формирование культуры общения, поведения, этических представлений;
2) воспитание представлений о значении опрятности и красоты внешней, ее
влиянии на внутренний мир человека;
3) развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства, явлений жизни, отношений между людьми;
4) воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям и культуре родной страны и других народов;
5) развитие творческого отношения к миру, природе, быту и к окружающей
ребенка действительности;
6) формирование у детей эстетического вкуса, стремления окружать себя
прекрасным, создавать его.
Для того чтобы формировать у детей культуру поведения, воспитатель ДОО сосредоточивает свое внимание на нескольких основных направлениях воспитательной работы:
учить детей уважительно относиться к окружающим людям, считаться с их
делами, интересами, удобствами;
воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в общительности,
вежливости, предупредительности, сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
воспитывать культуру речи: называть взрослых на «вы» и по имени и
отчеству; не перебивать говорящих и выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть голосом;
воспитывать культуру деятельности, что подразумевает умение обращаться с игрушками, книгами, личными вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться к предстоящей деятельности, четко и последовательно выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой;
привести в порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания – становление у ребенка ценностного отношения к красоте. Эстетическое воспитание через обогащение чувственного опыта и развитие эмоциональной сферы личности влияет на становление нравственной и духовной составляющей внутреннего мира ребенка.
Направления деятельности воспитателя по эстетическому воспитанию предполагают следующее:
выстраивание взаимосвязи художественно-творческой деятельности самих
детей с воспитательной работой через развитие восприятия, образных представлений, воображения и творчества;
уважительное отношение к результатам творчества детей, широкое
включение их произведений в жизнь ДОО;
организацию выставок, концертов, создание эстетической развивающей среды и др.;
формирование чувства прекрасного на основе восприятия художественного слова на русском и родном языке;
реализация вариативности содержания, форм и методов работы с детьми по разным направлениям эстетического воспитания.
Задачи эстетического воспитания:
▪ ▪ развитие способностей детей к восприятию, пониманию прекрасного в природе, жизни и искусстве;
▪ ▪▪ поддержка стремления к созданию прекрасного.
Художественно-эстетическое развитие предполагает:
▪ ▪ развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
▪ ▪ становление эстетического отношения к окружающему миру;
▪ ▪ формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
▪▪ стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Младшая группа. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания.
Средняя группа. У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Поэтому среди воспитательных приемов большое место принадлежит личному примеру педагога, а также проективным оценкам — оценкам за предполагаемые будущие правильные действия ребенка. Ранимость ребенка 4—5 лет — это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста. Воспитателю необходимо в первую очередь подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия. Педагог развивает эстетические чувства детей. Чтение, игры-драматизации, игры с элементами театрализации по мотивам литературных произведений, показ инсценировок народных сказок, встречи детей с героями знакомых книг планируются на вторую половину дня. Во второй половине дня периодически проводится слушание любимых музыкальных произведений по заявкам детей. На это время планируются также вечера досуга, занятия в кружках по интересам, свободные игры по выбору детей.
Старший возраст. В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры. Дети самостоятельно создают игровое пространство, выстраивают сюжет и ход игры, распределяют роли. В совместной игре появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения, проявляются нравственные чувства. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. Во вторую половину дня проводятся досуги, кружки, организуются условия для разнообразных самостоятельных игр, продуктивной деятельности по выбору детей и доверительного личностного общения воспитателя с детьми. Воспитатель также планирует время для знакомства детей с художественной литературой, обсуждения прочитанного, разговора о любимых книгах. Он направляет и развивает читательские интересы детей, развивает активную монологическую и связную речь детей.
Содержание воспитательной работы включает развиваемые стороны личности ребенка, которые предусматривает современное дошкольное образование:
▪ умственное;
▪ эстетическое;
▪ экономическое;
▪ интернациональное и мультикультурное воспитание.
Система воспитания ребенка состоит из трёх структурных компонентов: «Я познаю мир», «Играю, значит, интересно живу», «Вместе весело шагать». Два раздела компонента «Я познаю мир» посвящены развитию ценностей и культуры.
Раздел «Я и мои ценности».
Задачами раздела являются:
▪ воспитание любви и уважения к семье как основной ценности, усваиваемой ребёнком с первых лет жизни, имеющей непреходящее значение для человека в любом возрасте;
▪ приобщение детей к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); приобщение его к общечеловеческим ценностям и включение в систему социальных отношений;
▪ воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.
Реализуется данный раздел через парциальные программы: «Программу по развитию социальной уверенности детей в старшем возрасте», и «Программу по формированию социальных навыков у детей подготовительной к школе группы» авторы Е.В. Прима, Л.В. Филиппова и др.
Раздел «Как прекрасен этот Мир!» - воспитание эстетически развитой личности, через развитие эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности, а также в использовании этих средств детьми при передаче собственного отношения к действительности, к окружающему миру; расширение границ творческого восприятия мира.
В процессе реализации данных разделов Программы воспитания ребенком присваиваются моральные и нравственные ценности, принятые в обществе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа на 2012-2013 учебный год по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Модуль «Основы мировых религиозных культур»
Материал содержит рабочие материалы по новому курсу ОРКСЭ, модуль "Основы мировых религиозных культур"...
Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Модуль «Основы мировых религиозных культур» 4 класс
Рабочая программа на 2013-2014 уч. год...
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»
Cоставлена для 4 классов d соответствии с требованиями ФГОС НОО, на основе авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы православной культуры»)» (Л.Л. Шевченко, 201...
презентация по предмету "Основы религиозных культур и светской этики" (Основы православной культуры) Жизнь Сергия Радонежского в картинах русских художников
Презентация описывает основные этапы жизненного пути Преподобного Сергия Радонежского. выраженные в картинах известных русских художников и значение этого величайшего русского святого в духовной жизни...
«Воспитание экологической культуры младших школьников на основе изучения предметов начальной школы, а также во внеурочной деятельности».
Основная цель экологического воспитания -формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции...
СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ И ТРАДИЦИИ – ОСНОВА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время всем очевидно, что возникла острая необходимость вобъединении семьи, школы, учреждений дополнительного образования и созданииединого воспитательно-образовательного пространства для р...
Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга
Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры ...