«Воспитание экологической культуры младших школьников на основе изучения предметов начальной школы, а также во внеурочной деятельности».
статья (4 класс) на тему

Маметьева Валентина Ивановна

Основная цель экологического воспитания -формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции

Скачать:


Предварительный просмотр:

   Воспитание экологической культуры младших школьников  на основе изучения предметов начальной школы, а также во внеурочной деятельности».

  Основная цель экологического воспитания - формирование экологического сознания и мышления на основе активной жизненной позиции. Пробуждение экологического сознания неразрывно связано с осознанием человеком своей роли на Земле. В настоящее время вследствие технического прогресса, урбанизации общества человек перестал ощущать себя и окружающую среду как единое целое в пределах биосферы. Решение современных экологических проблем требует компетентного подхода, который включает естественные, социальные и гуманитарные науки, приближаясь, таким образом, к философскому уровню познания. Так как все изменения природной сферы, и естественные, и вызванные деятельностью человека, оказывают влияние на условия жизни и здоровье населения, то рассмотрение этой взаимосвязи осуществляется через систему знаний о значении отдельных компонентов и природы в целом для жизни и хозяйственной деятельности человека, о необходимости рационального использования природных ресурсов и восстановления.  Перед каждым учителем ставится ответственная задача – обучать и воспитывать детей. Задачу учителя я вижу, прежде всего, в том, чтобы помочь ребенку войти в мир не как посетителю, нуждающемуся в пояснениях экскурсовода и постоянном сопровождении, а как полноправному жителю – творцу и деятелю планеты Земля. Как учитель начальных классов, учу ребят любить, понимать и вдумчиво читать вечно молодую книгу Природы. Ведь она является наглядным материалом и книгой открытий. Природа – это лучший учитель, в ней нет раздвоения. Именно её я привлекаю – как образец – для сохранения целостности внутреннего мира ребёнка. Преследую эту цель  не только на уроках, но и во  внеурочной   работе со школьниками.  Как природа естественна, так и мой ученик должен быть искренним, открытым, добрым. Почему я этого хочу? Потому что конечная цель школьного образования – хороший человек.  

     Экологическая ситуация во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, отдельных народов и каждого конкретного человека. На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого – тотальная экологическая безответственность.   В «Экологической доктрине РФ» (2002) особое внимание уделено экологическому образованию, целью которого является формирование экологической культуры граждан России. Решение этих задач актуализирует проблему научного поиска, содержания, педагогических способов, средств, способных обеспечить переход новых поколений от потребительского отношения к природе, к гармоничному, научно обоснованному.  Острота современных экологических проблем выдвинула перед школой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, охране природных богатств.  В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей.  В содержание экологического воспитания входит формирование начал экологической культуры в младшем школьном возрасте - это становление осознанно - правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе ее богатств материальные или духовные ценности. Знания являются обязательным компонентом процесса формирования начал экологической культуры, а отношение – конечным его продуктом. Истинно экологические знания формируют осознанный характер отношения и дают начало экологическому сознанию. Эффективность экологического воспитания младших школьников целиком зависит от создания правильного использования развивающей среды, а также от системной педагогической работы с детьми. Важно сформировать осознанное правильное отношение к природе, окружающей среде, объектам живой и неживой природы. Исходя из этого, основной целью экологического воспитания детей младшего школьного возраста является формирование начал экологической культуры. Экологические проблемы, решение которых становится насущной необходимостью, требуют от современного человека различных знаний и навыков: умения сотрудничать, осуществлять исследовательскую и практическую природоохранную деятельность. С этой точки зрения воспитание экологической культуры детей становится всё более важным ресурсом учебно-воспитательной деятельности. Мной уже накоплен определённый опыт организационно-массовых мероприятий экологической направленности, который способствует повышению мотивации к изучению родной природы, реализации планов по её сбережению.   Мной разработаны поурочные планы-конспекты уроков, внеклассных мероприятий, большое количество дидактического материала,  планы-конспекты открытых уроков.   Экологические знания учащиеся получают через различные формы деятельности на уроке и вне школы. Постепенно формируется экологическое мышление. Это ведёт, в свою очередь, к включению эмоциональной сферы учащихся: умение видеть и замечать красоту; любить и ценить всё, что их окружает в природе. И как результат формируется экологическая культура. Учащиеся не только знают, что нужно беречь природу, но и пытаются ей помочь. Ключ, который помог открыть души учащихся и сделать нашу работу успешной, - интерес, поэтому при планировании работы я стараюсь использовать разные формы: праздники, встречи, конкурсы, викторины, экологические недели, проектно-исследовательские и творческие работы. Конечно, привлекаю специалистов музыки, изобразительного искусства, работников детской библиотеки и родителей.

      Определены направления работы: уроки и факультативы, внеклассная деятельность, работа с родителями, методическая деятельность.

      Мой классный кабинет богат наглядным и раздаточным материалом, изготовленным мною совместно с учениками и их родителями (опоры-схемы, рисунки, карточки), которые используются мною на различных уроках. Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление у детей. Форма занимательных упражнений различная: ребус, кроссворд, чайнворд, викторины, загадки. Большой интерес на уроках окружающего мира  вызывает прослушивание и разбор "подслушанных в природе разговоров" между растениями, насекомыми, птицами, зверями. Этот материал не только помогает в интересной форме знакомить учащихся с учебным материалом, но и воспитывать любовь ко всему живому, вызывает желание помогать растениям, животным, сохранять их.

Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является дидактическая игра. В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Игра ставит учащихся в условия поиска, пробуждает интерес к победе, они стремятся быть быстрыми, собранными, ловкими, находчивыми, четко выполнять задания, соблюдать правила игры. В играх формируется активность и нравственные качества личности. У детей развиваются чувство ответственности, коллективизма, воспитываются дисциплина, воля. Наглядность содействует выработке у учащихся эмоционально-оценочного отношения к знаниям. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, делают более легким процесс их усвоения, поддерживают внимание ребёнка. Помочь детям увидеть и оценить красоту природы – вот моя задача. Каким путём идти? Как достичь этой цели?Блестящие глаза и поднятые руки детей, радостные голоса, бережно передаваемые из рук в руки объекты изучения, возгласы удивления… - вот результат моего общения со школьниками. Сколько надо пережить, перечувствовать, чтобы выбрать подходящее?! Я пришла к мысли, что, как растению важна плодородная почва, так и ребёнку нужна здоровая среда, где можно быть самим собой – единственным и неповторимым.  Как важно вовремя заметить качественные изменения в ребёнке и помочь найти себя, раскрыться. Именно в этом заключается моё педагогическое кредо. Но не только на уроке ребёнок раскрывается как деятель. А ещё больше он преображается во внеурочной работе в походе, на природе, в качестве труженика – преобразователя.

 Экологическая культура ребёнка должна воспитываться с самого раннего возраста, тем более, что душа маленького человека открыта для проникновения в него добра, сострадания и желания поступать правильно, быть любимым и хорошим для окружающих его людей. В работе со школьниками младшего возраста следует опираться как на эмоциональные, так и на рациональные пути формирования ценностных ориентаций при экологически грамотном поведения человека на природе, вооружая детей конкретными знаниями о бережном и экономном отношении к её ресурсам на конкретных и ярких образах. В частности, школьника следует научить прогнозированию последствий тех или иных поступков людей для конкретных объектов природы. (Например, человек на поляне сорвал все цветы, вырвал с корнем все грибы, оборвал ветки цветущей черёмухи для своего букета, поймал ёжика и принёс его домой, взял яйцо из гнезда птички, собрал сухую траву, ветки и развёл костёр у леса и т. п.). Ведь психика ребёнка формируется и продуцированием реакции на определённые события, и эта реакция наполнена позитивными чувствами, которые надо укреплять в душе растущего человека. Формирование у детей ответственного отношения к природе - сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определенными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.

     Для экологического воспитания нужно решить три задачи:

1.  Доказать ученикам, что в природе все взаимосвязано.

2. Помочь понять, для чего человек должен знать природные связи, т.е. не нарушать их, ибо нарушение связей влечет за собой необратимые последствия для природы и человека.

3. Помочь научиться строить свое поведение в природе на основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных последствий своих поступков.

      Задумываясь о значении окружающего нас мира для нашей жизни, мы приходим к выводу, что главнейшее наше богатство - не последнее достижения технической мысли, не благоустроенный быт, а чистый воздух, прозрачная вода, пышная растительность и богатый животный мир, а также ценнейшее достояние - земля. Разумная, деятельная любовь к природе - одна из граней любви к Родине. Чтобы ребенок научился понимать природу, чувствовать ее красоту, читать ее язык, беречь ее богатства, нужно прививать ему эти чувства с самого раннего детства - в тот период, когда интерес к окружающей флоре и фауне особенно велик. Поэтому эту работу я начинаю с 1 класса, стараюсь пробудить в детях, прежде всего интерес к природе, побуждаю их к наблюдениям за явлениями природы, учу сравнивать, делать выводы. Так на экскурсиях обращаю внимание детей на разнообразие объектов и явлений природы, учу выделять из многообразия отдельные объекты, находить их отличительные признаки: форма деревьев, цвет коры, форма и величина листьев, особенности внешнего строения цветков и плодов. Например, ранней осенью в теплый солнечный день обращаю внимание детей на золотисто - желтую листву кустарников, багрянец клена. А поздней осенью особо подчеркиваю, что деревья, когда опадут листья, стоят потускневшие и усталые и выглядят они голые и беззащитными. Перед экскурсией я стараюсь подобрать стихотворения, даю их детям заучить, и по ходу занятия они читают их. Стихи помогают ребятам дать поэтическое описание природы, обобщить в образной форме свои наблюдения. Повышению познавательной активности учащихся на экскурсиях, прогулках служат дидактические игры, например «Узнай дерево по листу» или «Что изменилось?», направленные на сравнение увиденного и на воспроизведение в памяти того, что было. Таким же образом знакомлю ребят и с живым миром, с пернатым населением нашего края, учу детей отличать одних птиц от других, сравнивая их оперения и повадки.  Так, постоянно довожу до сознания ребят, что птицами надо не только любоваться, но и помогать им выжить, перенести трудное для них время - холодные зимние дни. Поэтому мои ученики делают кормушки для птиц, подкармливают их. Помогают им в этом родители, старшие братья. Перед учителем стоит важная серьезная задача: воспитать гуманное отношение ко всему живому. Этому помогают уроки, которые провожу по  учебникам А.А. Плешакова. Главная направленность учебника - экологическое воспитание учащихся.  С первых уроков я подвожу детей к элементарному пониманию взаимной связи всех видов, нарушение которой может повлечь за собой непоправимые последствия: исчезновение одного вида животных повлечет за собой гибель других.  Как помочь ребенку побороть неприязнь, страх к некоторым животным? Заинтересовать! Например, обращаю внимание учеников на особые черты этих животных: наблюдение за пауками помогает ответить детям на вопрос: почему паук называется «крестовик»? Какую пользу приносят эти насекомые? В процессе прогулок и экскурсий дети начинают понимать, что недостаточно только восхищаться природой, надо беречь ее. Развитие интереса ко всему живому, знание его значения для человека, снимает необходимость нудных и длительных разъяснений детям правил поведения в природе. Они усваиваются естественно в процессе ее изучения. Начиная с 1 класса, стремлюсь воспитать своих учеников как друзей природы. Воспитываю у детей любовь к родному краю и охране растений и животных не только на уроках природоведения. На уроках чтения читаем рассказы и стихотворения о природе, дети заучивают загадки и пословицы.

         Провожу беседы по репродукциям картин замечательных русских пейзажистов. На уроках русского языка составляем и записываем предложения природоведческого содержания о листопаде, снегопаде, о белоствольной березке. Во 2 - 3 классах дети более глубоко знакомятся с объектами и явлениями природы. Они начинают понимать единство человека и природы, что человек - совершенное творение природы и он не может существовать вне её.  На уроках природоведения тему каждого урока стараюсь связать с охраной окружающей среды, рациональным использованием природных ресурсов. Дети постепенно подходят к осознанию того, что, пользуясь богатствами природы, люди должны помнить о разумном их использовании. Воспитанию любви к родному краю, к природе и бережному отношению к ней помогают внеклассные мероприятия. Проведены были такие занятия:

1.   «Любите Землю- матушку»

2.   «Растения просят о помощи»

3.   «Крестики- нолики» (информационно- развлекательная игра)

4.   «Эти забавные животные»

5.   «Путешествие в мир звериных и птичьих трав»

6.   «Кто как защищается»

7.   «Мир вокруг нас»

8.   «Чудо - листья»

9.   «Берегите воду»

10.   «Невидимое богатство - воздух»

        На этих занятиях использую пейзажную лирику, музыку, созвучные темам. Разбудить радостные чувства, выполнить картины природы помогают музыкальные произведения такие, как «Времена года» П.И. Чайковского, муз. Рахманинова, Грига. Младшие школьники, стремящиеся к познанию окружающей нас природы, находятся в том возрасте, который благодатен для формирования элементарных экологических понятий. На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость Одновременно дети замечают и неразумное, пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, я использую на уроках и внеклассных занятиях экологические сказки. Может встать вопрос: не затруднит ли сказка познание истинных закономерностей природы? Еще В. А. Сухомлинский писал: «Нет, наоборот - облегчит... Сказка неотделима от красоты... Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу». А если в сказку внести некоторые биологические знания и понятия о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей их средой, то сказка послужит источником формирования элементарных экологических понятий, т.е. сказка станет экологической.

1.   Сказка о дремучем лесе.

2.   Очень страшная история.

3.   Нет повести печальнее на свете.

4.   Про добрую речку и не очень добрых людей.

5.   Экологическая игротека.

6.   Растения лесотундры.

      Воспитание подрастающего поколения экологически грамотным является одним из факторов, определяющих сохранение жизни на нашей планете. Основное поле деятельности открывается  во внеклассной работе. Здесь идёт развитие и культуры чувств, и культуры поведения, как составляющих экологического сознания. Стало традицией проводить совместно с детской библиотекой экологические акции: «Покормите птиц», «Каждой пичужке – своя избушка», «Чистая вода»;  праздники «Эти забавные животные», «Мир птиц», «Наши пернатые друзья»; экологические встречи «Животные Красной книги», «Берегите первоцветы» и другие, в которых мои учащиеся принимают самое активное участие.  Кроме этого, учащиеся выпускают листовки, пишут стихи, сказки и рассказы по экологии. Оформляется сборник творческих работ младших школьников. Опробованы всевозможные формы и методы совместной работы. Так проводятся традиционные мероприятия, такие как выставки, игры, викторины, конкурсы, устные журналы, праздники и путешествия, встречи с  писателем – краеведом Г. Н. Петелиным, беседы, экскурсии, лекции и т.д. Кроме того, мы ищем новые подходы, внедряя формы работы, отвечающие современным требованиям. Это презентации, видео- репортажи, театрализованные викторины, фотоконкурсы. Посредством книги прививаем детям уважение к окружающему нас миру природы. Говорить о проблемах чистоты окружающей среды в центральной детской библиотеке, начинают с маленькими читателями. Здесь им предлагаются увлекательные и познавательные представления. В качестве примера можно привести театрализованную экологическую сказку «Про добрую речку и не очень добрых людей».

       В читальном зале центральной детской библиотеки был проведён экологический час «Человек и природа». На нем прозвучали «Письма зверей» о бедственном положении в природе, о том, как человек своей деятельностью загрязняет и разрушает природу, нарушая экологическое равновесие. На мероприятии была проведена викторина «Кто что запасает» и веселая разминка для начинающих биологов «Веселые Робинзоны». О защите редких и исчезающих видов животных дети узнали, совершив библиоэкскурсию по «Красной книге Республики Мордовия». Каждый участник мероприятия  рассказал об одном из животных,  представленных в книге, рассказ сопровождался видео показом. Мини – викторина «Цветы, цветы» была проведена в июле в игровой форме. Ребята находили цветы (по описанию) в букете, отгадывали загадки о цветах.

     В связи с тем, что 2017 год по Указу Президента РФ Путина В.В. объявлен годом экологии и охраны окружающей среды, совместно с детской библиотекой провели экологическую неделю «Книга. Экология. Дети». Библиотекари проанализировали имеющийся книжный фонд и периодические издания, которые стали основой выставочного проекта «ЖИВИ, ЗЕМЛЯ!».   С разнообразной по жанру и содержанию информацией  познакомили библиотекари детей в процессе библиографического обзора по книжной выставке «Парад любимых книг о природе». Лидерами рейтинга чтения стали книги М. Пришвина, В. Бианки, И. Чарушина. Дети очень красиво нарисовали родную природу, ведь они уже знают правила поведения в природе.  На часе познания, прошедшем в библиотеке, ребята внимательно слушали беседу библиотекаря о том, что на земле нет лишних зверей, птиц, рыб, насекомых, растений, деревьев, все нужны, все важны. А на уроке экологии «Сбережём природу вместе», с помощью библиотекарей познакомились с основными экологическими терминами, посмотрели мини-презентацию энциклопедии для детей «Экология» т.19. Они выразительно читали стихи современных поэтов о защите природы, стали участниками блиц - турнира, в стихотворной форме поведали о том, какие добрые дела в природе под силу совершить детям. На встречу с писателем Г.Н. Петелиным, в творчестве которого экология занимает важное место, мы пришли, серьёзно изучив доступные для своего возраста произведения писателя. Артистично инсценировали сказку «Как Малыш Спилиубейку из леса изгнал»,  распределили роли, приготовили атрибуты. Библиотекари провели с ребятами комментированное чтение сказки-были «Сосна в поле». Эти сказки Геннадий Николаевич написал по просьбе внука несколько лет назад, они были напечатаны в журнале «Якстерь тяштеня». Пытливые читатели живо заинтересовались очерками «Акша келу или легенды старого леса», «Жаркое лето 2010 года», «Зубово - Поляна: на перекрёстке магистралей», задавали автору много, не по-детски серьёзных вопросов, на которые получили исчерпывающие ответы и горячо поблагодарили писателя за интересную встречу. Была проведена также «Игротека», активные читатели состязались в конкурсах, участвовали в забавных играх, викторинах, разгадывали кроссворды по теме «Птицы». Также в детской библиотеке была проведена декада по работе с экологической литературой: День информации «Береги свою планету». Была оформлена эковыставка с поделками из природного материала «Природа в мире детей, дети в мире природы»; проведён час интересных сообщений «Есть ли в космосе вода?». Были проведены ролевые игры «Про братьев наших меньших», «Вини – Пух и все - все - все». Подведены были итоги конкурса рисунков «Мы хотим, чтоб птицы пели». Лучшие рисунки экспонировались на выставке.   Вместе с родителями принимали участие в литературном вечере «Природа в творчестве поэтов XIX века», который сопровождался мультимедийной презентацией. К мероприятию была организована красочная тематическая выставка «С любовью о природе». Был проведён конкурс рисунков к любимым стихам о природе, лучшие работы экспонировались на выставке.  Также принимали участие в устном журнале  «В цветах – земной красы начало», который был проведён в детской библиотеке. Участниками мероприятия, посвящённого этому земному чуду, были, конечно, же - дети. Девочки, одетые в костюмы цветов, исполнили танец, доставив большое удовольствие зрителям. Звучали песни и задорные частушки, стихи, легенды и сказки о цветах. Добавила очарования музыка П.И.Чайковского «Вальс цветов». А перед зрителями на большом экране демонстрировались слайды с изображением самых разных представителей цветочного царства. Лесные, луговые, садовые… На земле их десятки тысяч, и у каждого цветка своё предназначение, своя необъяснимая прелесть, своя целительная сила.  Великий сказочник Г.Х.Андерсен сказал: «Чтобы жить нужно солнце, свобода и маленький цветок». Если каждый посадит и вырастит хотя бы один цветок – земля превратится в сад. Ребята откликнулись на призыв - превратить наш посёлок в прекрасный сад. Наглядным и ярким примером  стало показательное мероприятие «Человек. Природа. Жизнь», в  рамках целевой районной программы «Экология и жизнь», которое вылилось в настоящий праздник единения с родной землёй, сохранения её несметных богатств. Изюминкой данного мероприятия стал показ инсценированных сказок Г.Н. Петелина «Как малышок Спилиубейку из леса изгнал» и «Сосна в поле», которые вошли в учебник для чтения «Родной вал» для 2 класса.  Всё мероприятие было построено на познавательном материале с применением художественных средств: поэзии, музыки, изобразительного искусства. Была организована эковыставка «Земля – наш общий дом», по которой было проведено путешествие и выставка рисунков и композиций из природного материала «Посмотри вокруг – мир прекрасен».   Особый колорит экологическому празднику придало участие в нём известных и талантливых людей района: члена Союза писателей России, лауреата премии Союза журналистов Республики Мордовия - Г.Н. Петелина, поэта – земляка В.Д. Тимошенкова. Их яркие, запоминающиеся выступления вызвали горячий отклик в сердцах участников экологического мероприятия. Визитной карточкой этого мероприятия были, конечно же, книги: «Красная книга Мордовии», «Жаркое лето 2010» и «Зубова Поляна: на перекрёстке магистралей» Г.Н. Петелина.  Лейтмотивом всех мероприятий проведенных в библиотеке  стала мысль о том, что природа - не средство потребления, а среда обитания, поэтому людям необходимо изменить своё отношение к ней. Сегодня как никогда, природа нуждается в нашей любви, помощи, защите.  Так используя  разные формы, методы и приёмы, даю основу знаний по экологии. Можно с уверенностью сказать, что эта системная работа  обязательно даст свои плоды. В сознании детей закрепятся знания, правила построения мира, понимание естественных явлений. Повзрослев, они вряд ли станут вредить окружающей среде, потому что даже простейшие экологические знания помогут им правильно оценивать результаты своего влияния на неё. Важно, чтобы ещё в младшем школьном возрасте у них в сознании закрепилась достаточно полная информация о природных закономерностях — экологических правилах. Эффективными средствами активизации познавательной деятельности включения ребёнка в процессе творчества на уроке являются: игровая деятельность, создание положительных эмоциональных ситуаций, работа в парах.                  Основополагающее в экологическом воспитании младших школьников – система подачи природоведческого материала. Выполнение учебно – познавательных заданий на знание природных объектов, понимание их роли и значения в биосфере, жизни человека, применение природоохранных умений в типичной и критической ситуациях позволяют учащимся более осознанно воспринимать материал экологической тематики.     Как в урочной, так и во внеурочной работе хороший эффект дают нестандартные формы и приемы, позволяющие воспитывать любовь к природе,  беречь и    охранять   её.                                                                                                                                                   Работа по экологическому образованию учащихся была и остаётся актуальной. Любовь ко всему живому, забота о нашем общем доме – составляющая нравственности человека.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры младших школьников, как общей культуры личности.

В статье раскрыты основные методы и приёмы формирования экологической культуры младших школьников....

«Воспитание экологической культуры младших школьников через организацию урочной и внеурочной деятельности»

Формирование экологической культуры населения рассматривается в качестве важнейшей сферы национальной экологической политики России. Решение проблем экологического благополучия сегодня зависит не толь...

Воспитание экологической культуры младшего школьника через проектную деятельность.

Острота современных экологических проблем выдвигает перед школой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА.

В статье описываются формы работы по формированию экологической культуры младших школьников на основе краеведческоно материала...

Воспитание экологической культуры младших школьников средствами учебной деятельности

Педагогическая теория и практика, пытаясь соответствовать требованиям общества, вынуждена искать все новые и новые пути реализации предложенных ей целей обучения и воспитания подрастающего поколения. ...