Сценарий урока о творчестве Шопена "Исповедь души"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Соломина Ираида Ивановна

На уроке обучающиеся знакомятся с творчеством великого польского композитора Фредерика Шопена и его инструментальными произведениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenariy_otkrytogo_uroka_v_4_klasse.doc47.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий урока музыки, посвященного творчеству Шопена.

Тема урока: «Исповедь души».

Класс: 4а

Дата проведения: 10.04.2022

Тип урока: урок изучения, осмысления и первичного применения знаний и способов деятельности.

Провела: учитель музыки МОУ гимназия №24  Соломина Ираида Ивановна

Цель урока:

Познакомить учащихся с творчеством композитора Ф.Шопена.

Задачи:

Личностные:

развитие эмоционально-смыслового восприятия произведений С.Рахманинова и Ф.Шопена

Метапредметные УУД: 

Регулятивные: формирование умения решать творческие задачи в процессе музыкальной пластики; формирование мотивации в проявлении познавательной инициативы при изучении нового учебного материала, формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность

Познавательные: развитие музыкальных способностей (эмоциональной отзывчивости, музыкального слуха (темп, динамика, ритм), памяти, мышления, воображения), через анализ, сравнение, произведения Сергея Рахманинова «Прелюдия До-диез минор» и музыкальных произведений   Фредерика Шопена «Прелюдия №7», «Этюд №12»

Коммуникативные: формирование умения аргументировать свою позицию при ответе на поставленные вопросы педагогом

Предметные УУД: формирование представления о событиях в жизни, которые повлияли на создание произведений  С.Рахманинова  «Прелюдия До-диез минор» и Ф. Шопена  «Революционный этюд № 12»

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный. Сравнения эмоциональной драматургии, слуховой наглядности, зрительной наглядности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Ход урока

1.Организационный момент.

2. Актуализация знаний

- Ребята, сегодня у нас с вами еще одна встреча с искусством - миром чувств и раздумий, откровений и открытий

- Тема нашего урока «Исповедь души». Как вы понимаете это выражение? Что такое исповедь души? . (Слайд 1 )

- На прошлом уроке мы начали знакомство с творчеством замечательного польского композитора 19 века

-Назовите его имя

Ответ: Фридерик Шопен

- Родина великого композитора?

Ответ: Польша

- Что еще запомнилось вам о жизни и творчестве этого композитора?

Ответ:

- Каждое произведение Ф.Шопена - это исповедь души, откровение, страница его музыкального дневника.

- Как вы понимаете выражение: «исповедь души», «что такое исповедь души?»

Ответ:

- Вы вспомнили сегодня, что большую часть своей жизни Шопен провел на чужбине. Несмотря на прекрасное знание французского языка, он не мог ни с кем поделиться своими переживаниями, высказать то, что было у него на душе, но всю свою боль, гнев, отчаяние и радость он излил в своей музыке, надеясь, что «когда-то она будет понята».

3.Постановка проблемного вопроса к теме урока.

Перед нами 2 страницы из музыкального дневника: Прелюдия №7 и Прелюдия №20. Ребята, а что значит «прелюдия»? (Слайд 2)

Ответ: Это небольшое произведение, выполняющее роль вступления, либо самостоятельная миниатюра

Верно. Так вот произведение Ф.Шопена, которое будет звучать сегодня, действительно очень маленькое, оно умещается на небольшом фрагменте обыкновенной страницы. (Слайд 3)

Слушание Прелюдии №7. (Слайд 4 )

- Какой характер музыки Прелюдии №7?

Ответ: Спокойная, светлая, благородная, изящная, песенная с ритмом польского танца мазурки.

- Мы будто слышим музыкальное послание композитора. (Включить еще раз, предложить ребятам показать характер музыки руками, можно прочитать под музыку письмо Ф.Шопена):

«Милая моя, далекая, единственная! Почему наша жизнь так устроена, что я должен находиться вдали от тебя, быть в разлуке с тобой…

Я помню шелест каждого листка, каждой твоей травинки, вижу дорогие мне лица. Я чувствую тебя, моя милая Родина!»).

Слушание Прелюдии №20. (Слайд 5)

-Что можно сказать о характере этой музыки?

Ответ: Тяжелая, скорбная, размеренная поступь траурного марша.

Два произведения, два разных настроения.

- Что же объединяет эти два сочинения?

Ответ: пунктирный ритм - эмоциональные импульсы.

- В чем же исповедь?

Ответ: В Прелюдии №7 Шопен рассказывает как прекрасна музыка его народа. - Траурной музыкой Прелюдии №20 композитор похоронил надежду вернуться на Родину.

4.Построение проекта выхода из затруднения

Итак, бережно прикоснемся к музыкальным записям.

- Что такое этюд?

Ответ: В живописи- зарисовка, эскиз. В музыке- упражнение для развития беглости пальцев.

- Но, скажите, пожалуйста, может ли обычное упражнение или эскиз рассказать о том, что наболело в душе? Упражнение обычно не имеет названия, а этот этюд называется «Революционный». Давайте послушаем. О чем рассказывает нам эта музыка? (Слайд 6)

- Какой характер этого произведения?

Ответ: Звучит стремительно, решительно, страстно, пламенно

Свое горе, гнев, возмущение Шопен излил в музыке, откликнувшись на события, которые происходили в Польше в 1830 году (жестокое подавление народного восстания)

5.Реализация построенного проекта.

- С.В.Рахманинов- замечательный русский композитор. (Слайд 7)

Он очень много ездил с концертами, но советской власти это не нравилось, она не отпускала его. Когда, в 1917г. его пригласили в скандинавские страны, он уехал туда вместе с семьей и больше не вернулся. С. Рахманинов покинул Родину, оторвался от той почвы, на которой выросло его творчество. Он говорил: «Уехав из России, я потерял желание сочинять, лишившись Родины, я потерял самого себя».

Давайте послушаем произведение композитора – Вокализ. (Слайды 8.9)

- В чем же исповедь этого композитора?

- В чем сходство судеб этих двух славянских композиторов - русского Рахманинова и польского Шопена?

Ответ: Композитор прощался с родными местами, уезжая из страны, покидая Родину, как и польский композитор Ф.Шопен.

- Какими чувствами проникнута музыка этих композиторов?

Ответ:

- Что для вас родина?

Ответы учащихся

Я предлагаю вам всем вместе спеть песню Г. Струве « Моя Россия»

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

6. А сейчас мы закрепим все, что узнали о творчестве Шопена, ответив на вопросы:

1.Польский народный танец, возникший у мазуров? (мазурка). (Слайд 10)

2.Торжественный танец-шествие? (полонез). (Слайд 11)

3.Польский народный танец, возникший у жителей Краковского ведомства? (краковяк). Слайд 12)

4.Вступление к музыкальному сочинению или самостоятельная пьеса? (прелюдия). Слайд 13)

5.Упражнение для развития беглости пальцев? (этюд). Слайд 14. 15)

Музыкальная викторина «Угадай мелодию»

7.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Ребята, я предлагаю вам ответить на вопросы:

Я узнал…

Мне понравилось…

Ярче всего запомнилось…

Музыка Шопена – это…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий праздника "В ней есть душа..." 2 класс

В сценарии подобраны  стихи Пушкина и Есенина, Тютчева и Фета, Бунина, Бальмонта и др. Рассматриваются  полотна Левитана . Звучит романс на  стихотворение С. Есенина «Отговорила роща зо...

Конспект сценария внеклассного мероприятия«Часть моей души -любимый Курский край»

Цели: способствовать обобщению и закреплению знаний о Курской области; символике Курской области, дать возможность учащимся прочувствовать особенность и уникальность нашего края в пространстве страны....

Сценарий дня Учителя "От всей души"

Разработка содержит материалы для поздравления учителей...

Сценарий творческого марафона "От всей души"

Материал данного  мероприятия, проведенного с участниками клуба пенсионеров - инвалидов и детьми, в рамках декады ивалидов, будет полезен для организации творческих встреч разных поколений....

Сценарий семейного праздника "От всей души, с поклоном и любовью…"

Семейный праздник, посвященный 23 февраля и 8 марта...

Сценарий семейного праздника "От всей души, с поклоном и любовью!"

Сценарий праздника разработан и проведён в сельской малокомплектной школе  с малым количеством учащихся....

Сценарий семейного праздника "От всей души, с поклоном и любовью!"

Семейный праздник, объединивший День Защитника Отечества и Международный женский день 8 Марта, проведён в сельской малокомплектной школе....