«Ноктюрны Шопена»
план-конспект урока по музыке (4 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ФИО | Анисова Анастасия Сергеевна |
Дата | 03.03.2023 |
Школа, класс | МБОУ «ООШ№28» 4 «А» |
Тема урока | «Ноктюрны Шопена» |
Цель урока | формирование представлений об особенностях творчества Ф. Шопена, знакомство с ноктюрном-жанром камерной музыки. |
Задачи: | О: Узнать биографию Шопена и познакомится с его музыкой. Р: Проникаться эмоциональным содержанием музыки. Развивать аналитическое мышление, речь, умение слушать и слышать музыку В: Прививать интерес к музыке зарубежных композиторов. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус. |
Результаты: Личностные: Метапредметные Коммуникативные: Регулятивные: Предметные: | -формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению; -корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей; -планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий; -умение узнавать на слух и называть изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов; |
Оборудование | Презентация, рабочая тетрадь, учебник. |
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МУЗЫКЕ
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Организационный момент | (Слайд 1)Здравствуйте! Меня зовут Анастасия Сергеевна. Проверим готовность к уроку. Садитесь! Спина ровная, отвечаем только по поднятой руке. | Организуют свое рабочее место, настраиваются на плодотворную и эффективную работу на уроке. |
2.Повторение пройденного | -Ребята скажите, какую тему вы изучали на прошлом уроке? -Что вы узнали? -Что нового для себя открыли? -Вы хорошо усвоили тему, молодцы! -Прослушайте аудио и скажите название произведения.(Слайд 2) «Токката и фуга ре-минор». -Что звучало? -Какое название? -Какой характер? -Что вы почувствовали ? -Что представили под эту музыку? -(Слайд 3)Посмотрите на слайд , скажите кто написал эту музыку? Кто это?(Слайд 4) -Да , это Иога́нн Себастья́н Бах. -Споем песню, которую разучивали на прошлом уроке.(Слайд 5) «Осень» И.С.Бах -Скажите, какая это песня? (Светская или духовная?) | |
3.Целеполагание. | -Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Ф.Шопена. -Тема урока: «Ноктюрны Шопена».(Слайд 6) -Какую цель мы с вами можем поставить? -Познакомится с творчеством Шопена и прослушать произведения. | |
4.Открытие нового знание | «Музыкальное путешествие» продолжается. Послушайте стихотворение (Слайд 7) П. Верлен «Луны сквозь чащи…» Луны сквозь чащи Бледнеет лик, Напев звенящий в ветвях возник В час безмятежный… О друг мой нежный. С небес без края Сквозь звездный рой, Искрясь, мерцая, Течет покой Рекой отвесной… О час чудесный. -Как вы думаете о чем это стихотворение? -Какое общее настроение стихотворения? -Вслушайтесь, как точно, как образно в стихотворении передается картина пленительной летней ночи.(Слайд 8) -Обратите внимание на репродукцию( Шарль Андре Жозеф Мари де Гулло) Ш. Гулло «Лунная ночь в Манморенси». -Что вы видите на картине? -Посмотрите, какими тёмными тонами изображена земля. А деревья такие нежные, стоят не шелохнувшись. Обратите внимание, что они написаны более светлыми тонами. А горы, равнины опять тёмными тонами. Всё изображено в тёмных тонах, а луна? -Как изображена она? -Посмотрите на небо. Какое оно? -На нём нет ни единой тучки, а это значит что? -Сопоставьте, как картину ночи изобразил художник, а как поэт. Давайте вспомним, о чем писал поэт. -А на картине мы что увидели? -А скажите, пожалуйста, при помощи чего рисует ночь художник? -А поэт? -А может ли картина звучать?(Слайд 9) -Прослушаем «Ноктюрн ми-бемоль мажор» -Могла ли эта музыка звучать с картины Ш. Гулло «Лунная ночь в Монморенси»? Почему? Что созвучно между картиной и музыкой? -Кто мог бы написать это произведение? -«Ноктюрн ми -бемоль мажор», автор Фредерик Шопен.(Слайд 10) -Вспомните, что вы знаете о Ф. Шопене? -Посмотрим видеофрагмент и скажите что вы знаете , а что нового открыли для себя. (Просмотр видеофрагмента) - В ходе музыкального путешествия, по какой стране вы познакомились с Ф.Шопен? -Скажите , узнали ли вы что-то новое из видеофрагмента? -Скажите, что? -А сейчас я вам расскажу про происхождение «Ноктюрна», слушайте внимательно, после прочтения задам вам несколько вопросов. -Композитор Ф. Шопен, долгие годы прожил во Франции. Именно здесь он написал более двадцати фортепианных пьес такого жанра, как прозвучавшее на уроке произведение.(Слайд 11) Это ноктюрн, в переводе с французского — «ночной». Такие пьесы связаны с образами природы. Ноктюрны исполнялись на открытом воздухе в ночное время, при этом они часто сопровождались иллюминацией. -А вы знаете что такое иллюминация?(Слайд 12) (Иллюминация-это яркое, декоративное освещение зданий, улиц, площадей, сооружений и элементов ландшафта по поводу каких-либо торжеств, а также — техника их светового оформления.)(Слайд 13) Ноктюрн — музыка, предназначенная для исполнения на открытом воздухе в ночное время ансамблем духовых или струнных инструментов. -Где долгие годы прожил Шопен? -С чем связаны образы таких пьес? -Где исполнялись ноктюрны? Этот жанр возник ещё в Средневековье. Тогда ноктюрном называли часть религиозной католической службы, исполнявшуюся между полночью и рассветом. Из сугубо религиозных жанров ноктюрн вышел в XVIII в., превратившись в светское камерное произведение, исполняемое в ночное время на открытом воздухе. В основе ноктюрна лежит обычно широко развитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и оркестров. Дальнейшего расцвета жанр фортепианного ноктюрна достиг в творчестве Фридерика Шопена. Он написал 21 пьесу. Позднее композитор начал усложнять гармонию и даже использовать более свободную форму. Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма. -Что такое романтизм?(Слайд 14) -Сколько пьес написал Ф.Шопен? -Где возник этот жанр? -В каком веке? -Композиторы- романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека. В классической концепции ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь, время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощённую суетой дня. Ноктюрны Шопена, пожалуй, самые романтические; именно ноктюрновая фактура (пленительная мелодия, парящая над аккомпанементом, состоящим из баса и ритмической фигурации изысканной гармонии) стала яркой отличительной чертой творчества композитора.(Слайд 15) Рассмотрите иллюстрацию репродукции картины С.Судейкина «В парке». - Какие чувства передает эта картина? -Можно ли сказать, что она посвящена только образу природе? И, правда, эта картина наполнена любовью, теплыми чувствами. -Созвучна ли эта картина с «Лунной ночью в Монморенси»? -Что их объединяет? -А в чем их различие? -Может быть данная работа художника иллюстрацией к ноктюрну Ф. Шопена? -Почему?(Слайд 16) -Послушайте ещё раз ноктюрн Ф. Шопена . (Еще раз песня) -Только ли образ природы передает музыка Ф. Шопена? - Какие чувства постарался передать в своей музыке композитор? -В своих ноктюрнах композитор не только показывал образы ночной природы, чаще всего он в них передавал целый мир человеческих переживаний — от нежных, лирических, светлых, безмятежных до бурных, порывистых, страстных. -Какое настроение преобладает в той музыке? -В этой музыке преобладает лирическое настроение. Это не случайно: (Слайд 17) образ произведения навеян воспоминаниями о Марии Воздинской, к которой юный Шопен испытывал возвышенные чувства. -- --Можете посмотреть ее портрет в учебнике.(Слайд 18) -Послушаем произведение Баха «Весна» -В начале урока мы с вами пели песню «Осень». -О каком времени года звучит в этом произведении? -А почему вы так думаете? -Какое настроение у этой музыки? -Какой характер? -Мы с вами слушали произведение И.Бах «Весна» | -Лес, ночь, луну -Ярко, освещает весь лес. - Чистое, спокойное - Что вокруг царит тишина и покой. -Чистое небо, спокойные деревья, везде тихо и мирно. - краски, цвета, полутона) - при помощи слова -Да -Теплые, любовные, нежные - Нет, на ней ещё изображен образ любви (возлюбленных) -И там и там ночь; спокойствие, умиротворение -На картине Судейкина есть люди, романтическое настроение -Нет. Он передает образ любви. -Нежные, теплые, мягкие -Ноктюрн №8 - Ночная песня - Фредерик Шопен |
5.Подведение итогов | И так ребята, скажите … -Какая была тема урока?(Слайд 19) -Цель которую мы поставили в начале урока, как вы думаете , мы ее достигли? -Какая цель была ? -Что нового для себя вы открыли во время музыкального путешествия в ночную природу? -Как называется ночная музыка? - Какую музыку называют ноктюрном? -Сколько ноктюрнов написал Ф. Шопен? -Что такое романтизм? -С каким новым произведение Баха мы познакомились? | |
6.Рефлексия | - Продолжите фразу(Слайд 20) На уроке я научился……. На уроке у меня возникли трудности…. На уроке мне было не понятно….. Урок закончен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку музыки в 4 классе на тему "Ноктюрны Ф.Шопена"
Презентация к уроку музыки в 4 классе на тему "Ноктюрны Ф.Шопена"...
Разработка урока музыки+презентация к уроку по теме «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»
На уроке дети познакомятся с биографией Фредерика Шопена и его необыкновенной музыкой....
Урок литературного чтения "Художественный образ в разных видах искусства. А.Пушкин «Тиха украинская ночь», А.И.Куинджи. Лунная ночь на Днепре. Музыкальные произведения Шопена, Чайковского, Дебюсси, Бетховена", 2 класс
Публикация на Образовательном портале города Мурманска - http://www.edu.murmansk.ru/www/no/ped_master/tkachenko2.htm...
"Не смолкнет сердце чуткое Ф.Шопена"
О революции в Польше, о композиторах М,Огинском и ф.Шопене,о Блокаде в г.Ленинграде.Связь времён,революция и война....
Сценарий урока-исследования предмет музыка 4 класс "Скрипка.Виолончель.Ноктюрн"
В данном сценарии урока-исследования можно проследить деятельность учащихся с самовыведения темы, цели, гипотезы урока, до ее подтверждения в конце. По ходу урока используется поисковая де...
Конспект урока музыки в 4 классе «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»
Конспект урока музыки в 4 классе «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»...