«Ноктюрны Шопена»
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Анисова Анастасия Сергеевна

Конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл anisova_muzyka_4_klass.docx32.68 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ФИО

Анисова Анастасия Сергеевна

Дата

03.03.2023

Школа, класс

МБОУ «ООШ№28» 4 «А»

Тема урока

«Ноктюрны Шопена»

Цель урока

формирование представлений об особенностях творчества Ф. Шопена, знакомство с ноктюрном-жанром камерной музыки.

Задачи:

О: Узнать биографию Шопена и познакомится с его музыкой.

Р: Проникаться эмоциональным содержанием музыки. Развивать аналитическое мышление, речь, умение слушать и слышать музыку

В: Прививать  интерес к музыке зарубежных композиторов. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус.

Результаты:

Личностные:

Метапредметные

Коммуникативные:

Регулятивные:

Предметные:

-формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению;

-корректно и аргументированно высказывать свое мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

-планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий;

-умение узнавать на слух и называть изученные произведения русской и зарубежной классики, образцы народного музыкального творчества, произведения современных композиторов;

Оборудование

Презентация, рабочая тетрадь, учебник.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО МУЗЫКЕ

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

(Слайд 1)Здравствуйте! Меня зовут Анастасия Сергеевна. Проверим готовность к уроку.

Садитесь!

Спина ровная, отвечаем только по поднятой руке.

Организуют свое рабочее место, настраиваются на плодотворную и эффективную работу на уроке.

2.Повторение пройденного

-Ребята скажите, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

-Что вы узнали?

-Что нового для себя открыли?

-Вы хорошо усвоили тему, молодцы!

-Прослушайте аудио  и скажите название произведения.(Слайд 2)

«Токката и фуга ре-минор».

-Что звучало?

-Какое название?

-Какой характер?

-Что вы почувствовали ?

-Что представили под эту музыку?

-(Слайд 3)Посмотрите на слайд , скажите кто написал эту музыку? Кто  это?(Слайд 4)

-Да , это Иога́нн Себастья́н Бах.

-Споем песню, которую разучивали на прошлом уроке.(Слайд 5)

«Осень» И.С.Бах

-Скажите, какая это песня? (Светская или духовная?)

3.Целеполагание.

-Сегодня на уроке мы познакомимся  с творчеством Ф.Шопена.

-Тема урока: «Ноктюрны Шопена».(Слайд 6)

-Какую цель мы с вами можем поставить?

-Познакомится с творчеством  Шопена и прослушать произведения.

4.Открытие нового знание

«Музыкальное путешествие» продолжается.  

Послушайте стихотворение (Слайд 7)

П. Верлен «Луны сквозь чащи…»

Луны сквозь чащи

Бледнеет лик,

Напев звенящий

в ветвях возник

В час безмятежный…

О друг мой нежный.

С небес без края

Сквозь звездный рой,

Искрясь, мерцая,

Течет покой

Рекой отвесной…

О час чудесный.

-Как вы думаете о чем это стихотворение?

-Какое общее настроение стихотворения?

-Вслушайтесь, как точно, как образно в стихотворении передается картина пленительной летней ночи.(Слайд 8)

-Обратите внимание на репродукцию( Шарль Андре Жозеф Мари де Гулло) Ш. Гулло «Лунная ночь в Манморенси».

-Что вы видите на картине?

-Посмотрите, какими тёмными тонами изображена земля. А деревья такие нежные, стоят не шелохнувшись. Обратите внимание, что они написаны более светлыми тонами. А горы, равнины опять тёмными тонами. Всё изображено в тёмных тонах, а луна?

-Как изображена она?

-Посмотрите на небо. Какое оно?

-На нём нет ни единой тучки, а это значит что?

-Сопоставьте, как картину ночи изобразил художник, а как поэт.

Давайте вспомним, о чем писал поэт.

-А на картине мы что увидели?

-А скажите, пожалуйста, при помощи чего рисует ночь художник?

-А поэт?

-А может ли картина звучать?(Слайд 9)

-Прослушаем  «Ноктюрн ми-бемоль мажор»

-Могла ли эта музыка звучать с картины Ш. Гулло «Лунная ночь в Монморенси»? Почему? Что созвучно между картиной и музыкой?  -Кто мог бы написать это произведение?

-«Ноктюрн ми -бемоль мажор», автор Фредерик Шопен.(Слайд 10)

-Вспомните, что вы  знаете  о Ф. Шопене?

-Посмотрим видеофрагмент и скажите что вы знаете , а что нового открыли для себя.

(Просмотр видеофрагмента)

- В ходе музыкального путешествия, по какой стране вы познакомились с Ф.Шопен?

-Скажите , узнали ли вы что-то новое из видеофрагмента?

-Скажите, что?

-А сейчас я вам расскажу про происхождение «Ноктюрна», слушайте внимательно, после прочтения задам вам несколько вопросов.

-Композитор Ф. Шопен, долгие годы прожил во Франции. Именно здесь он написал более двадцати фортепианных пьес такого жанра, как прозвучавшее на уроке произведение.(Слайд 11) Это ноктюрн, в переводе с французского — «ночной». Такие пьесы связаны с образами природы. Ноктюрны исполнялись на открытом воздухе в ночное время, при этом они часто сопровождались иллюминацией.

-А вы знаете что такое иллюминация?(Слайд 12)

(Иллюминация-это яркое, декоративное освещение зданий, улиц, площадей, сооружений и элементов ландшафта  по поводу каких-либо торжеств, а также — техника их светового оформления.)(Слайд 13)

Ноктюрн — музыка, предназначенная для исполнения

на открытом воздухе в ночное время ансамблем духовых или струнных инструментов.

-Где долгие годы  прожил Шопен?

-С чем связаны образы таких пьес?

-Где исполнялись ноктюрны?

Этот жанр возник ещё в Средневековье. Тогда ноктюрном называли часть религиозной католической службы, исполнявшуюся между полночью и рассветом. Из сугубо религиозных жанров ноктюрн вышел в XVIII в., превратившись в светское камерное произведение, исполняемое в ночное время на открытом воздухе.

В основе ноктюрна лежит обычно широко развитая певучая мелодия, благодаря чему ноктюрн представляет собой своеобразную инструментальную песню. Обычно ноктюрны пишутся для фортепиано, но встречаются сочинения для других инструментов, а также для ансамблей и оркестров. Дальнейшего расцвета жанр фортепианного ноктюрна достиг в творчестве Фридерика Шопена. Он написал 21 пьесу. Позднее композитор начал усложнять гармонию и даже использовать более свободную форму. Ноктюрн стал настоящей визитной карточкой романтизма.

-Что такое романтизм?(Слайд 14)

-Сколько пьес написал Ф.Шопен?

-Где возник этот жанр?

-В каком веке?

-Композиторы- романтики старались с помощью музыкальных средств выразить глубину и богатство внутреннего мира человека.

В классической концепции ночь была олицетворением зла, классические произведения заканчивались триумфальной победой света над тьмой. Романтики же, напротив, предпочитали ночь, время, в которое душа открывает свои истинные черты, когда можно мечтать и думать обо всём, созерцая тихую природу, не отягощённую суетой дня. Ноктюрны Шопена, пожалуй, самые романтические; именно ноктюрновая фактура (пленительная мелодия, парящая над аккомпанементом, состоящим из баса и ритмической фигурации изысканной гармонии) стала яркой отличительной чертой творчества композитора.(Слайд 15)

Рассмотрите иллюстрацию репродукции картины С.Судейкина «В парке».

- Какие чувства передает эта картина?

-Можно ли сказать, что она посвящена только образу природе?

И, правда, эта картина наполнена любовью, теплыми чувствами.

-Созвучна ли эта картина с «Лунной ночью в Монморенси»? -Что их объединяет?

-А в чем их различие?

-Может быть данная работа художника иллюстрацией к ноктюрну Ф. Шопена?

-Почему?(Слайд 16)

-Послушайте ещё раз ноктюрн Ф. Шопена .

(Еще раз песня)

-Только ли образ природы  передает музыка Ф. Шопена?

- Какие чувства постарался передать в своей музыке композитор?

-В своих ноктюрнах композитор не только показывал образы ночной природы, чаще всего он в них передавал целый мир человеческих переживаний — от нежных, лирических, светлых, безмятежных до бурных, порывистых, страстных.

-Какое настроение преобладает в той музыке?

-В этой музыке преобладает лирическое настроение. Это не случайно: (Слайд 17)

образ произведения навеян воспоминаниями о Марии Воздинской, к которой юный Шопен испытывал возвышенные чувства. --      --Можете посмотреть ее портрет в учебнике.(Слайд 18)

-Послушаем произведение Баха «Весна»

-В начале урока мы с вами пели песню «Осень».

-О каком времени года звучит в этом произведении?

-А почему вы так думаете?

-Какое настроение у этой музыки?

-Какой характер?

-Мы с вами слушали произведение И.Бах «Весна»

-Лес, ночь, луну

-Ярко, освещает весь лес.

- Чистое, спокойное

- Что вокруг царит тишина и покой.

-Чистое небо, спокойные деревья, везде тихо и мирно.

- краски, цвета, полутона)

- при помощи слова

-Да

-Теплые, любовные, нежные

- Нет, на ней ещё изображен образ любви (возлюбленных)

-И там и там ночь; спокойствие, умиротворение

-На картине Судейкина есть люди, романтическое настроение

-Нет. Он передает образ любви.

-Нежные, теплые, мягкие

-Ноктюрн №8

- Ночная песня

- Фредерик Шопен

5.Подведение итогов

И так ребята, скажите …

-Какая была тема урока?(Слайд 19)

-Цель которую мы поставили в начале урока, как вы думаете , мы ее достигли?

-Какая цель была ?

-Что нового для себя вы открыли во время музыкального путешествия в ночную природу?

-Как называется ночная музыка?

- Какую музыку называют ноктюрном?

-Сколько ноктюрнов написал Ф. Шопен?

-Что такое романтизм?

-С каким новым произведение Баха мы познакомились?

6.Рефлексия

- Продолжите фразу(Слайд 20)

На уроке я научился…….

На уроке у меня возникли трудности….

На уроке мне было не понятно…..

Урок закончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку музыки в 4 классе на тему "Ноктюрны Ф.Шопена"

Презентация к уроку музыки в 4 классе на тему "Ноктюрны Ф.Шопена"...

Разработка урока музыки+презентация к уроку по теме «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»

На уроке дети познакомятся с биографией Фредерика Шопена и его необыкновенной музыкой....

"Не смолкнет сердце чуткое Ф.Шопена"

О революции в Польше, о композиторах М,Огинском и ф.Шопене,о Блокаде в г.Ленинграде.Связь времён,революция и война....

Сценарий урока-исследования предмет музыка 4 класс "Скрипка.Виолончель.Ноктюрн"

В данном сценарии урока-исследования  можно проследить деятельность учащихся с самовыведения темы, цели, гипотезы урока, до ее подтверждения  в конце. По ходу урока используется поисковая де...

Конспект урока музыки в 4 классе «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»

Конспект урока музыки в 4 классе «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»...