Разработка урока музыки+презентация к уроку по теме «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»
план-конспект урока по музыке (4 класс) по теме
На уроке дети познакомятся с биографией Фредерика Шопена и его необыкновенной музыкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок + презентация «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…» | 33.57 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок музыки в 4 классе.
Тема урока: «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»
Задачи:
Обучающая. Узнать биографию Шопена и познакомится с его музыкой.
Развивающая. Проникаться эмоциональным содержанием музыки. развивать вокально-хоровые навыки учащихся через песенный материал урока (интонация, дикция, динамика), музыкальные способности (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления), аналитическое мышление, речь, умение слушать и слышать музыку
Воспитательная. Прививать интерес к музыке зарубежных композиторов. Воспитывать исполнительскую и слушательскую культуру, музыкальный вкус; способствовать формированию исполнительских навыков в области пения, движения, музицирования, формированию музыкально-культурного кругозора личности.
Оборудование: раздаточный материал, музыкальная запись, ноутбук, проектор, презентация.
ХОД УРОКА
№ слайда | Этапы урока | Действие учителя | Работа детей |
Слайд №1 Слайд № 2 | I.Организационный момент:
| Построение перед классом. Вход детей под музыку Шопена «Вальс № 1»
- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, уважаемые гости! Когда вы вошли, мне показалось, что в классе стало теплее, светлее и уютнее от ваших лучистых глаз. Сейчас у нас урок музыки. "Музыка не только доставляет нам удовольствие. Она многому учит. Она, как книга, делает нас лучше, умнее, добрее. Д. Б. Кабалевский.
- Как называется тема раздела , которого мы проходим? Сегодня мы снова отправляемся в концертный зал. - Какой музыкальный кит пригласил вас на урок? - И сегодня танец поведет нас в концертный зал. Ведь пьесы танцевального характера могут звучать в концертном зале. | Вход
- Мы проходим тему «В концертном зале» - Танец. |
Слайд № 3 Слайд № 4 | Постановка темы урока Выход на тему. Целеполагание Шопен На слайде фортепьяно | - Сегодня вы вошли в класс под музыку великого зарубежного композитора. Посмотрите на слайд и прочитайте имя этого композитора. Выдающийся композитор, исполнитель танцевальной музыки по праву считается Фредерик Шопен. Любимым инструментом Шопена был… – Давайте угадаем : Форте - громко, И для него он сочинял множество музыки, в том числе: вальсы, полонезы, мазурки и д. р. И сегодня мы услышим танцевальную музыку Шопена, да и сами попробуем под нее танцевать, дирижировать. Тема нашего урока звучит так: «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…», в конце урока мы должны будем объяснить эти слова. - Какие задачи вы поставите перед собой на этом уроке? | Фредерик Шопен (фортепиано) Ответы детей - Узнать о жизни композитора . - Хочу узнать, что значение слов полонез, мазурка. - Хочу услышать музыку Фредерика Шопена. |
Слайд № 5 Слайд № 6 Слайд № 7 Слайд № 8 Слайд № 9 Слайд № 10 Слайд № 11 Слайд № 12 Слайд № 13 Слайд № 14 Слайд № 15 Слайд № 16 Слайд № 17 Слайд № 18 Слайд № 19 | Работа над новым материалом. Карта западной части Евразии. Здоровьезберегаю-щая пауза Групповая работа Разучивание шага полонеза Учащиеся дирижируют вальс. Просмотр видеофильма. Повторение изученной песни. Закрепление. (Вопросы для закрепления материала). Домашнее задание. Итог урока | - И так ребята сейчас давайте посмотрим на карту в учебнике окр. мир на стр. 145 и найдем небольшую страну на западе от нашей границы России Польшу. Как вы думаете, почему мы о ней заговорили? Правильно, ребята. Как называется столица Польши?
- Сейчас мы с вами послушаем ребят, которые подготовили сообщение о Фредерике Шопене. 202 года назад в 1810 году в небольшом местечке под Варшавой родился гений. Его имя – Фредерик Шопен. Отец – француз, сын крестьянина. Мать – полячка, была музыкальна, хорошо играла на фортепиано, обладала красивым голосом. Именно она привила сыну любовь к народным мелодиям. У него было три сестры – разносторонне развиты. Шопен тоже очень любил учиться. Его гениальность проявилась очень рано, он поражал всех своими способностями, музыкальной одержимостью, неиссякаемой фантазией. Музыкальная впечатлительность проявлялись бурно и необычайно: он мог плакать, слушая музыку, вскакивать ночью, чтобы подобрать запомнившуюся мелодию или аккорд. Родители были мудры и очень бережно относились к своему ребенку. С 6 лет Шопен начал профессионально заниматься на фортепиано с Войцехом Живным - пианистом, чех по происхождению. Занятия были серьёзные, несмотря на то, что Шопен, помимо того, учился в одном из варшавских училищ. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам. Живный отказался от занятий с юным виртуозом, заявив, что ничему больше не может научить его. Почти одновременно с началом серьезного музыкального обучения появляется и первое сочинение. А в 8 лет состоялось первое публичное выступление. Фредерик Шопен – величайший мелодист мира. Он жил в трудную, но интересную эпоху. Его называли самым романтичным и поэтичным музыкантом 19 столетия, еще называли - душой фортепиано Господь дал ему божественный музыкальный дар. Но примерно к 19 годам. Шопен начинает кашлять, кашлять сильно …Он обращается к врачам и выясняется, что у него туберкулез, жуткая форма, последняя стадия… И когда Шопен старается узнать¸ сколько же ему остается жить, то врачи в ответ ничего не могут сказать конкретного, а в конце концов отвечают – год, полтора… - Туберкулёз – это болезнь лёгких. Сейчас эта болезнь излечима. Дети наблюдаются у врачей с постановкой реакции манту, а дети с 14 лет и взрослые один раз в год проходят флюорографию лёгких. Шопен проживает еще 20 лет!!! Почему? Врачи ошиблись, медицина на низком уровне? Нет! Все нормально, диагноз верный. Туберкулез или чахотка, как тогда говорили, в то время не лечился, был смертельно опасной болезнью. Да и сам Шопен был настолько хрупким и болезненным человеком, что у его организма просто не было сил бороться. И все же…. Прожил 20 лет, хотя обещали лишь год-полтора. В чем же секрет? Ответ мы находим в некоторых источниках. Жорж Санд, возлюбленная Шопена, с которой он прожил в Париже, более 10 лет вспоминает, что когда Шопен играл и сочинял – он не кашлял! Вы можете себе представить – когда Шопен сочинял и играл, он не кашлял. А он практически все время либо сочинял, либо играл. Так вот в чем разгадка: эти 20 прожитых лет потому и были прожиты, что он практически все время сочинял или играл, а значит, не кашлял. Музыка его учила дышать, или точнее он дышал сквозь музыку. Наверное, поэтому музыка Шопена самая воздушная, самая дышащая. Его произведения настолько наполнена дыханием, что кажется, ты не только дышишь, но и ощущаешь все запахи. Но болезнь прогрессировала, здоровье его резко ухудшилось и 17 октября 1849 года Шопена не стало.
- Ребята, скажите, захотелось ли вам услышать музыку Шопена? - Сегодня мы познакомимся со всемирно известными произведениями Фредерика Шопена. И так какой любимый инструмент был у композитора. - Как я уже говорила - Шопен сочинял на нём свои любимые произведения: полонезы, вальсы, мазурки. Как вы думаете, что это? Сейчас вы ребята будете работать по группам. Давайте послушаем эти произведения и составим небольшую словесную характеристику каждого танца. У каждой группы должно получиться три столбика полонез, вальс, мазурка. - Все внимательно слушаем музыку полонез. Вальс и мазурку. - Мы прослушали три типа танцевальной музыки. Давайте проведём жеребьёвку. И так 1 группа даёт характеристику…, 2 группа …, 3гр… - Молодцы, ребята! А сейчас перед вами три определения, каждая группа находит определение к каждому танцу. … танец – шествие торжественный вход в большой зал открывались придворные балы.
… бальный танец с плавным вращательным движением пар.
… весёлый, подвижный танец. - Проверяем.
- Переходим к практической части. Танец полонез, разучим шаг полонеза. Под горделивое, величественное звучание музыки - своеобразного торжественного марша. Длинной вереницей выступали танцующие, изящно приседая в конце каждого такта музыки. Кроме придворного, существовал и крестьянский полонез - более спокойный и плавный. - Нестареющий, вечно молодой – вальс! Поэтично и нежно звучат вальсы Шопена. Представьте себя дирижёрами, движениями рук передайте те чувства, которые передает музыка вальса. - Кульминацией бала была мазурка. Мазурка (от названия польской области Мазовии). В романе А.С.Пушкина “Евгений Онегин” о мазурке звучат такие слова: Мазурка раздалась. Бывало
- Фредерик Шопен - величайший мелодист мира. Он писал не только танцевальную музыку, но у Шопена есть раннее песенное произведение. Песня «Желание» написана Ф. Шопеном на стихи его друга, польского поэта Стефана Витвицкого. Внимательно послушайте песню «Желание» и скажите, почему Шопен дал ей такое название?
- Творчество Фредерика Шопена - это огромный мир необыкновенной красоты. Он, прежде всего нас учит чувствовать и любить. - Какое время года сейчас? У Шопена есть замечательное музыкальное произведение «Зима». Какое было домашнее задание? - Сейчас мы будем читать отрывки из стихотворений под эту замечательную музыку Фредерика Шопена. - На улице зима, стихи о зиме под музыку Шопена мы прочитали, а как же без песни. - Сейчас споём песню о зиме, которую мы изучили на прошлом уроке «Серебристые снежинки». - Молодцы! - Ребята, посмотрите на эти даты 1810 – 1849 и скажите, сколько лет прожил великий композитор Фредерик Шопен. Всего 39 лет – это очень мало. Шопен умер вдали от Родины, но любовь к ней пронес через всю жизнь. Похоронен Шопен в Париже , а сердце его, как он и завещал, было отправлено в сосуде в Польшу, в Варшаву, где до сих пор бережно хранится в костеле Св. Креста.
- Ребята, давайте ответим на главный вопрос урока, почему не молкнет чуткое сердце Шопена? - Одно из замечательных свойств музыки Шопена – ее доходчивость, она словно бы идет от “сердца к сердцу”. Давайте ответим на вопросы кроссворда. Кроссворд: “Шопен” - по вертикали. Назовите родину великого композитора Фредерика Шопена. (Польша)
- Ребята! Я вам предлагаю дома нарисовать рисунок, который возник в вашем воображении при восприятии музыки Фредерика Шопена 1. сегодня я узнал… 2. было интересно… 3. мне захотелось…
- У нас с вами впереди еще столько нового и интересного. А наше музыкальное путешествие продолжится на следующих уроках. А теперь наш урок окончен, и выйти из музыкального кабинета я вам предлагаю под музыку Шопена (звучит «Полонез»).
Урок разработала учитель начальных классов Сорокина Мария Алексеевна
| - Наверное потому, что Польша - Родина великого композитора. - Варшава. - Мне очень захотелось услышать музыку Фредерика Шопена! - Фортепьяно - Это танцы. Слушание (Дети подбирают слова и словосочетания) Ученики каждой группы дают характеристику танцам. Пластическое интонирование Слушание. Дети делятся своими впечатлениями. - Зима. - Выучить стихотворение о зиме. Пение. - Фредерик Шопен прожил всего 39 лет. Ответы детей . Каждый ученик работает индивидуально. Ответы учеников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку
Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...
Консект урока и презентация к уроку окружающий мир (4 класс) по теме : Пустыня
Конспект с подробными заданиями и всеми материалами для урока...
Конспект урока и презентация к уроку математики во 2 классе по теме "Проверка вычитания и сложения"
Конспект урока и презентация к уроку...
"Не смолкнет сердце чуткое Ф.Шопена"
О революции в Польше, о композиторах М,Огинском и ф.Шопене,о Блокаде в г.Ленинграде.Связь времён,революция и война....
Урок и презентация к уроку музыки в 1 классе по теме "Музыка утра"
Урок и презентация к уроку музыки в 1 классе по теме "Музыка утра"...
Конспект урока музыки в 4 классе «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»
Конспект урока музыки в 4 классе «Не смолкнет сердце чуткое Шопена…»...