Адаптированная рабочая программа по Музыке
рабочая программа по музыке (3 класс)
Пояснительная записка
Обучение музыке предназначено для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;
- развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкальной деятельности;
- формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника;
- развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_3_kl.docx | 37.52 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Обучение музыке предназначено для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности.
Цель: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры.
Задачи учебного предмета «Музыка»:
- накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями);
- приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности;
- развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкальной деятельности;
- формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника;
- развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся.
Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности.
Содержание учебного предмета
В содержание программы входит овладение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений:
Восприятие музыки:
Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни.
Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная песни.
Слушание музыки:
а) овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений;
б) развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру;
в) развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения;
г) развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня, веселая, грустная, спокойная мелодия);
д) развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении;
е) развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание);
ж) ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр);
з) знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка).
Хоровое пение:
Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу.
Примерная тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни.
Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни.
Навык пения:
- обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки;
- работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания);
- пение коротких попевок на одном дыхании;
- формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни;
- развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог;
- развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения;
- развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии);
- активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально;
- развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения педагогического работника и инструмента («а капелла»);
- работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне;
- развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента;
- дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух;
- развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста;
- выразительно-эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
- формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения);
- развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогическим работником и без него, прислушиваться к пению других обучающихся; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона;
- обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля;
- развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен;
- пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко);
- укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 - ля1, ре1 - си1, до1 - до2;
- получение эстетического наслаждения от собственного пения.
В содержание программного материала уроков по изучению элементов музыкальной грамоты входит:
- ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие);
- ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая - forte, тихая - piano);
- развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие):
- элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор).
Игра на музыкальных инструментах детского оркестра:
Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов-классиков и современных авторов.
Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс.
Содержание:
- обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки);
- обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах;
- обучение игре на фортепиано.
Программа рассчитана на:
Класс | Кол-во часов в неделю | Кол-во недель в году | Кол-во часов в год |
1 | 1 | 32 | 32 |
2 | 1 | 33 | 33 |
3 | 1 | 33 | 33 |
4 | 1 | 33 | 33 |
Планируемые предметные результаты изучения учебного предмета Музыка
Минимальный уровень:
- определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой;
- представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара);
- пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагогического работника);
- выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков;
- правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов;
- правильная передача мелодии в диапазоне ре1 - си1;
- различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни;
- различение песни, танца, марша;
- передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом);
- определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные);
- владение элементарными представлениями о нотной грамоте.
Достаточный уровень:
- самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо);
- представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка);
- представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно);
- пение хором с выполнением требований художественного исполнения;
- ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера;
исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно;
- различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев;
- владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи.
Календарно-тематическое планирование
№ | Номер раздела и темы урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата (план) | Дата (факт) | Примечание |
Раздел 1. Пение и слушание. 33 часа. | ||||||
1 | 1.1 | Слушание: П.И. Чайковский. Времена года. | 1 | 08.09 | ||
2 | 1.2 | Пение: Осень. Музыка Ц. Кюи, слова А. Плещеева. | 1 | 15.09 | ||
3 | 1.3 | Слушание: Дважды два — четыре. Музыка В. Шаинского, слова М. Пляцковского. | 1 | 22.09 | ||
4 | 1.4 | Слушание: Наша школьная страна. Музыка Ю. Чичкова, слова К. Ибряева | 1 | 29.09 | ||
5 | 1.5 | Пение: Наш край. Музыка Д. Кабалевского, слова А. Пришельца. | 1 | 06.10 | ||
6 | 1.6 | Пение: Настоящий друг. Музыка Б. Савельева, слова М. Пляцковского. | 1 | 13.10 | ||
7 | 1.7 | Пение: Чему учат в школе. Слова М. Пляцковского, музыка В. Шаинский. | 1 | 20.10 | ||
8 | 1.8 | Слушание: П. Чайковский. Баба-Яга. Из «Детского альбома». | 1 | 27.10 | ||
9 | 1.9 | Слушание: Ж. Оффенбах. Канкан. Из оперетты «Парижские радости». | 1 | 10.11 | ||
10 | 1.10 | Пение: Розовый слон. Музыка С. Пожлакова, слова Г. Горбовского. | 1 | 17.11 | ||
11 | 1.11 | Слушание: Н. Римский-Корсаков. Три чуда. Из оперы «Сказка о царе Салтане». | 1 | 24.11 | ||
12 | 1.12 | Пение: Колыбельная Медведицы. Из мультфильма «Умка». Музыка Е. Крылатова, слова Ю. Яковлева. | 1 | 01.12 | ||
13 | 1.13 | Слушание: Песни из к/ф «Чародеи». | 1 | 08.12 | ||
14 | 1.14 | Урок № 6 – Пение: Снежный человек. Музыка Ю. Моисеева, слова В. Степанова. | 1 | 15.12 | ||
15 | 1.15 | Слушание: Песни из к/ф «Чародеи». | 1 | 22.12 | ||
16 | 1.16 | Слушание: Ужасно интересно все то, что неизвестно. Из мультфильма «Тридцать восемь попугаев». Музыка В. Шаинского, слова Г. Остера. | 1 | 19.01 | ||
17 | 1.17 | Пение: Не плачь, девчонка! Музыка В. Шаинского, слова Б. Харитонова. | 1 | 26.01 | ||
18 | 1.18 | Слушание: М. Глинка. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила». | 1 | 02.02 | ||
19 | 1.19 | Пение: Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой. | 1 | 09.02 | ||
20 | 1.20 | Слушание: М. Глинка. «Руслан и Людмила». | 1 | 16.02 | ||
21 | 1.21 | Пение: Солнечная капель. Музыка С. Соснина, слова И. Вахрушевой. | 1 | 01.03 | ||
22 | 1.22 | Слушание: В. Моцарт. Турецкое рондо. Из сонаты для фортепиано ля минор | 1 | 15.03 | ||
23 | 1.23 | Пение: Маленький барабанщик. Немецкая народная песня. Обработка А. Давиденко. Русский текст М. Светлова. | 1 | 22.03 | ||
24 | 1.24 | Слушание: Музыка Моцарта. | 1 | 05.04 | ||
25 | 1.25 | Пение: Пусть всегда будет солнце! Музыка А. Островского, слова Л. Ошанина. | 1 | 12.04 | ||
26 | 1.26 | Слушание: Песенка странного зверя. Из мультфильма «Странный зверь». Музыка В. Казенина, слова Р. Лаубе. | 1 | 19.04 | ||
27 | 1.27 | Пение: Ах вы сени мои, сени. Русская народная песня. | 1 | |||
28 | 1.28 | Слушание: Э. Григ. В пещере горного короля. Шествие гномов. Из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт». | 1 | 26.04 | ||
29 | 1.29 | Пение: Родная песенка. Музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского. | 1 | 03. 05 | ||
30 | 1.30 | Слушание: Э. Григ. «Пер Гюнт». | 1 | |||
31 | 1.31 | Пение: Песня о волшебниках. Музыка Г. Гладкова, слова В. Лугового. | 1 | 17.05 | ||
32 | 1.32 | Слушание: В Подмосковье водятся лещи. Из мультфильма «Старуха Шапокляк». Музыка В. Шаинского, слова Э. Успенского. | 1 | 24.05 | ||
33 | 1.33 | Заключительный урок. Разговор на тему «Волшебный мир музыки» | 1 |
Лист коррекции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по музыке для детей с РАС вариант 8.2
Рабочая программа по музыке разработана для .......... (ребёнка с расстройством аутистического спектра) на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего о...
Адаптированная рабочая программа по музыке
рабочая программа...
Адаптированная рабочая программа по музыке
Адаптированная рабочая программа по музыке 2 класс для детей с РАС...
Адаптированная рабочая программа по музыке 1-4 классы. VII вид.
Адаптированная рабочая программа по музыке 1-4 классы VII вида предназначена для учителей, работающих по программе "Школа России". Она состоит из трех частей: планируемых результатов, основн...
Адаптированная рабочая программа по музыке 3 класс 2019-2020 учебный год
Адаптированная рабочая программа по музыке 3 класс 2019-2020 учебный год...
Адаптированная рабочая программа по музыке 4 класс 2017-2018 учебный год
Адаптированная рабочая программа по музыке 4 класс 2017-2018 учебный год...