КТП музыка 2 класс 2023 год
рабочая программа по музыке (2 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО
ШМО учителей начальных классов Директор МАОУ СОШ № 8 г. Холмска
Руководитель ШМО учителей начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке на уровне 2 класса начального общего образования составлена на основе «Требований к результатам освоения основной образовательной программы», представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, с учётом распределённых по модулям проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации
обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.2020). Программа разработана с учётом актуальных целей и задач обучения и воспитания, развития обучающихся и условий, необходимых для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов при освоении предметной области «Искусство» (Музыка).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка является неотъемлемой частью культурного наследия, универсальным способом коммуникации. Особенно важна музыка для становления личности младшего школьника — как способ, форма и опыт самовыражения и естественного радостного мировосприятия.
В течение периода начального общего музыкального образования необходимо заложить основы будущей музыкальной культуры личности, сформировать представления о многообразии проявлений музыкального искусства в жизни современного человека и общества. Поэтому в содержании образования должны быть представлены различные пласты музыкального искусства: фольклор, классическая, современная музыка, в том числе наиболее достойные образцы массовой музыкальной культуры (джаз, эстрада, музыка кино и др.). При этом наиболее эффективной формой освоения музыкального искусства является практическое музицирование — пение, игра на доступных музыкальных инструментах, различные формы музыкального движения. В ходе активной
музыкальной деятельности происходит постепенное освоение элементов музыкального языка, понимание основных жанровых особенностей, принципов и форм развития музыки.
Программа предусматривает знакомство обучающихся с некоторым количеством явлений, фактов музыкальной культуры (знание музыкальных произведений, фамилий композиторов и исполнителей, специальной терминологии и т. п.). Однако этот уровень содержания обучения не является главным.
Значительно более важным является формирование эстетических потребностей, проживание и осознание тех особых мыслей и чувств, состояний, отношений к жизни, самому себе, другим людям, которые несёт в себе музыка как «искусство интонируемого смысла» (Б. В. Асафьев).
Свойственная музыкальному восприятию идентификация с лирическим героем произведения (В. В. Медушевский) является уникальным психологическим механизмом для формирования мировоззрения ребёнка опосредованным не директивным путём. Поэтому ключевым моментом при составлении программы является отбор репертуара, который должен сочетать в себе такие качества, как доступность, высокий художественный уровень, соответствие системе базовых национальных ценностей.
Одним из наиболее важных направлений музыкального воспитания является развитие
эмоционального интеллекта обучающихся. Через опыт чувственного восприятия и художественного исполнения музыки формируется эмоциональная осознанность, рефлексивная установка личности в целом.
Особая роль в организации музыкальных занятий младших школьников принадлежит игровым формам деятельности, которые рассматриваются как широкий спектр конкретных приёмов и методов, внутренне присущих самому искусству — от традиционных фольклорных игр и театрализованных представлений к звуковым импровизациям, направленным на освоение жанровых особенностей,элементов музыкального языка, композиционных принципов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА»
Музыка жизненно необходима для полноценного развития младших школьников. Признание самоценности творческого развития человека, уникального вклада искусства в образование и воспитание делает неприменимыми критерии утилитарности.
Основная цель реализации программы — воспитание музыкальной культуры как части всей духовной культуры обучающихся. Основным содержанием музыкального обучения и воспитания является личный и коллективный опыт проживания и осознания специфического комплекса эмоций, чувств, образов, идей, порождаемых ситуациями эстетического восприятия (постижение мира через переживание, самовыражение через творчество, духовно-нравственное становление, воспитание чуткости к внутреннему миру другого человека через опыт сотворчества и сопереживания).
В процессе конкретизации учебных целей их реализация осуществляется по следующим
направлениям:
1) становление системы ценностей обучающихся в единстве эмоциональной и познавательной сферы;
2) развитие потребности в общении с произведениями искусства, осознание значения музыкального искусства как универсального языка общения, художественного отражения многообразия жизни; 3) формирование творческих способностей ребёнка, развитие внутренней мотивации к
музицированию.
Важнейшими задачами в начальной школе являются:
1. Формирование эмоционально-ценностной отзывчивости на прекрасное в жизни и в искусстве.
2. Формирование позитивного взгляда на окружающий мир, гармонизация взаимодействия с природой, обществом, самим собой через доступные формы музицирования.
3. Формирование культуры осознанного восприятия музыкальных образов. Приобщение к общечеловеческим духовным ценностям через собственный внутренний опыт эмоционального переживания.
4. Развитие эмоционального интеллекта в единстве с другими познавательными и регулятивными универсальными учебными действиями. Развитие ассоциативного мышления и продуктивного воображения.
5. Овладение предметными умениями и навыками в различных видах практического
музицирования. Введение ребёнка в искусство через разнообразие видов музыкальной деятельности, в том числе:
а) Слушание (воспитание грамотного слушателя);
б) Исполнение (пение, игра на доступных музыкальных инструментах);
в) Сочинение (элементы импровизации, композиции, аранжировки);
г) Музыкальное движение (пластическое интонирование, танец, двигательное моделирование и др.); д) Исследовательские и творческие проекты.
6. Изучение закономерностей музыкального искусства: интонационная и жанровая природа музыки, основные выразительные средства, элементы музыкального языка.
7. Воспитание уважения к цивилизационному наследию России; присвоение интонационно-образного строя отечественной музыкальной культуры.
- Расширение кругозора, воспитание любознательности, интереса к музыкальной культуре других стран, культур, времён и народов.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МУЗЫКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общегообразования учебный предмет «Музыка» входит в предметную область «Искусство», является обязательным для изучения и преподаётся в начальной школе с 1 по 4 класс включительно. Содержание предмета «Музыка» структурно представлено восемью модулями (тематическими линиями), обеспечивающими преемственность с образовательной программой дошкольного и основного общего образования, непрерывность изучения предмета и образовательной области «Искусство» на протяжении всего курса школьного обучения:
модуль № 1 «Музыкальная грамота»;
модуль № 2 «Народная музыка России»;
модуль № 3 «Музыка народов мира»;
модуль № 4 «Духовная музыка»;
модуль № 5 «Классическая музыка»;
модуль № 6 «Современная музыкальная культура»;
модуль № 7 «Музыка театра и кино»;
модуль № 8 «Музыка в жизни человека».
Изучение предмета «Музыка» предполагает активную социо-культурную деятельность
обучающихся, участие в музыкальных праздниках, конкурсах, концертах, театрализованных действиях, в том числе основанных на межпредметных связях с такими дисциплинами
образовательной программы, как «Изобразительное искусство», «Литературное чтение»,
«Окружающий мир», «Основы религиозной культуры и светской этики», «Иностранный язык» и др. Общее число часов, отведённых на изучение предмета «Музыка» во 2 классе, составляет 34 часа (не менее 1 часа в неделю).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Модуль «КЛАССИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»
Композиторы — детям
Детская музыка П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева, Д. Б. Кабалевского и др. Понятие жанра.
Песня, танец, марш
Оркестр
Оркестр — большой коллектив музыкантов. Дирижёр, партитура, репетиция. Жанр концерта —музыкальное соревнование солиста с оркестром
Русские композиторы-классики
Творчество выдающихся отечественных композиторов
Мастерство исполнителя
Творчество выдающихся исполнителей — певцов, инструменталистов, дирижёров. Консерватория, филармония, Конкурс имени П. И. Чайковского
Вокальная музыка
Человеческий голос — самый совершенный инструмент. Бережное отношение к своему голосу.
Известные певцы. Жанры вокальной музыки: песни, вокализы, романсы, арии из опер. Кантата. Песня, романс, вокализ, кант.
Европейские композиторы-классики
Творчество выдающихся зарубежных композиторов
Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель
Певучесть тембров струнных смычковых инструментов. Композиторы, сочинявшие скрипичную музыку. Знаменитые исполнители, мастера, изготавливавшие инструменты
Mодуль «МУЗЫКА ТЕАТРА И КИНО»
Театр оперы и балета
Особенности музыкальных спектаклей. Балет. Опера. Солисты, хор, оркестр, дирижёр в музыкальном спектакле
Mодуль «МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»
Звукоряд
Нотный стан, скрипичный ключ. Ноты первой октавы
Ритм
Звуки длинные и короткие (восьмые и четвертные длительности), такт, тактовая черта
Размер
Равномерная пульсация. Сильные и слабые доли. Размеры 2/4, 3/4, 4/4
Высота звуков
Регистры. Ноты певческого диапазона. Расположение нот на клавиатуре. Знаки альтерации (диезы, бемоли, бекары)
Ноты в разных октавах
Ноты второй и малой октавы. Басовый ключ
Музыкальный язык
Темп, тембр. Динамика (форте, пиано, крещендо, диминуэндо и др.). Штрихи (стаккато, легато, акцент и др.)
Ритмические рисунки в размере 6/8
Размер 6/8. Нота с точкой. Шестнадцатые. Пунктирный ритм
Тональность. Гамма
Тоника, тональность. Знаки при ключе. Мажорные и минорные тональности (до 2—3 знаков приключе)
Музыкальная форма
Контраст и повтор как принципы строения музыкального произведения. Двухчастная, трёхчастная и трёхчастная репризная форма. Рондо: рефрен и эпизоды
Модуль «МУЗЫКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»
Музыкальные пейзажи
Образы природы в музыке. Настроение музыкальных пейзажей. Чувства человека, любующегося природой. Музыка — выражение глубоких чувств, тонких оттенков настроения, которые трудно передать словами
Модуль «НАРОДНАЯ МУЗЫКА РОССИИ»
Край, в котором ты живёшь
Музыкальные традиции малой Родины. Песни, обряды, музыкальные инструменты
Сказки, мифы и легенды
Народные сказители. Русские народные сказания, былины. Эпос народов России. Сказки и легенды о музыке и музыкантах
Фольклор народов России
Музыкальные традиции, особенности народной музыки республик Российской Федерации. Жанры, интонации, музыкальные инструменты, музыканты-исполнители
Модуль «МУЗЫКА НАРОДОВ МИРА»
Музыка Средней Азии
Музыкальные традиции и праздники, народные инструменты и современные исполнители Казахстана, Киргизии, и других стран региона
Модуль «ДУХОВНАЯ МУЗЫКА»
Инструментальная музыка в церкви
Орган и его роль в богослужении. Творчество И. С. Баха
Модуль «СОВРЕМЕННАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА»
Современные обработки классической музыки
Понятие обработки, творчество современных композиторов и исполнителей, обрабатывающих классическую музыку. Проблемная ситуация: зачем музыканты делают обработки классики?ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Специфика эстетического содержания предмета «Музыка» обусловливает тесное взаимодействие, смысловое единство трёх групп результатов: личностных, метапредметных и предметных.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения рабочей программы по музыке для начального общего
образования достигаются во взаимодействии учебной и воспитательной работы, урочной и
внеурочной деятельности. Они должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций, в том числе в части:
Гражданско-патриотического воспитания:
осознание российской гражданской идентичности; знание Гимна России и традиций его
исполнения, уважение музыкальных символов и традиций республик Российской Федерации; проявление интереса к освоению музыкальных традиций своего края, музыкальной культуры народов России; уважение к достижениям отечественных мастеров культуры; стремление участвовать в творческой жизни своей школы, города, республики.
Духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека; проявление сопереживания, уважения и доброжелательности; готовность придерживаться принципов взаимопомощи и творческого сотрудничества в процессе непосредственной музыкальной и учебной деятельности.
Эстетического воспитания:
восприимчивость к различным видам искусства, музыкальным традициям и творчеству своего и других народов; умение видеть прекрасное в жизни, наслаждаться красотой; стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
первоначальные представления о единстве и особенностях художественной и научной картины мира; познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании.
Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде; бережное отношение к физиологическим системам организма, задействованным в музыкально-исполнительской деятельности (дыхание, артикуляция, музыкальный слух, голос); профилактика умственного и физического утомления с использованием возможностей музыкотерапии.
Трудового воспитания:
установка на посильное активное участие в практической деятельности; трудолюбие в учёбе, настойчивость в достижении поставленных целей; интерес к практическому изучению профессий в сфере культуры и искусства; уважение к труду и результатам трудовой деятельности.
Экологического воспитания:
бережное отношение к природе; неприятие действий, приносящих ей вред.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы, формируемые при изучении предмета «Музыка»:
1. Овладение универсальными познавательными действиями.
Базовые логические действия:
- сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, произведения, жанры; устанавливать основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по определённому признаку;- определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты (музыкальные инструменты, элементы музыкального языка, произведения, исполнительские составы и др.);находить закономерности и противоречия в рассматриваемых явлениях музыкального искусства, сведениях и наблюдениях за звучащим музыкальным материалом на основе
предложенного учителем алгоритма;
- выявлять недостаток информации, в том числе слуховой, акустической для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма;
- устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях музыкального восприятия и исполнения, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
на основе предложенных учителем вопросов определять разрыв между реальным и желательным состоянием музыкальных явлений, в том числе в отношении собственных музыкально-
исполнительских навыков;
с помощью учителя формулировать цель выполнения вокальных и слуховых упражнений, планировать изменения результатов своей музыкальной деятельности, ситуации совместного музицирования;
сравнивать несколько вариантов решения творческой, исполнительской задачи, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев);
проводить по предложенному плану опыт, несложное исследование по установлению особенностей предмета изучения и связей между музыкальными объектами и явлениями (часть — целое,
причина — следствие);
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (в том числе в форме двигательного моделирования, звукового эксперимента,
классификации, сравнения, исследования);
прогнозировать возможное развитие музыкального процесса, эволюции культурных явлений в различных условиях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации;
согласно заданному алгоритму находить в предложенном источнике информацию, представленную в явном виде;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки;
соблюдать с помощью взрослых (учителей, родителей (законных представителей) обучающихся) правила информационной безопасности при поиске информации в сети Интернет;
анализировать текстовую, видео-, графическую, звуковую, информацию в соответствии с учебной задачей;
анализировать музыкальные тексты (акустические и нотные) по предложенному учителем алгоритму;
самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации.
2. Овладение универсальными коммуникативными действиями
Невербальная коммуникация:
воспринимать музыку как специфическую форму общения людей, стремиться понять
эмоционально-образное содержание музыкального высказывания;
выступать перед публикой в качестве исполнителя музыки (соло или в коллективе);
передавать в собственном исполнении музыки художественное содержание, выражать настроение, чувства, личное отношение к исполняемому произведению;осознанно пользоваться интонационной выразительностью в обыденной речи, понимать культурные нормы и значение интонации в повседневном общении.
Вербальная коммуникация:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде;
проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование);
готовить небольшие публичные выступления;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность (сотрудничество):
стремиться к объединению усилий, эмоциональной эмпатии в ситуациях совместного восприятия, исполнения музыки;
переключаться между различными формами коллективной, групповой и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, выбирать наиболее эффективные формы взаимодействия при решении поставленной задачи;
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные, творческие задания с опорой на предложенные образцы.
3. Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.
Овладение системой универсальных учебных регулятивных действий обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности) и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения, эмоционального душевного равновесия и т. д.).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют начальный этап формирования у обучающихся основ музыкальной культуры и проявляются в способности к музыкальной деятельности, потребности в регулярном общении с музыкальным искусством, позитивном ценностном отношении к музыке как важному элементу своей жизни.
Обучающиеся, освоившие основную образовательную программу по предмету «Музыка»:
с интересом занимаются музыкой, любят петь, играть на доступных музыкальных инструментах,умеют слушать серьёзную музыку, знают правила поведения в театре, концертном зале;
сознательно стремятся к развитию своих музыкальных способностей;
осознают разнообразие форм и направлений музыкального искусства, могут назвать музыкальные произведения, композиторов, исполнителей, которые им нравятся, аргументировать свой выбор; имеют опыт восприятия, исполнения музыки разных жанров, творческой деятельности в различных смежных видах искусства;
с уважением относятся к достижениям отечественной музыкальной культуры;
стремятся к расширению своего музыкального кругозора.
Предметные результаты, формируемые в ходе изучения предмета «Музыка», сгруппированы по учебным модулям и должны отражать сформированность умений:
Модуль «Музыка в жизни человека»:
исполнять Гимн Российской Федерации, Гимн своей республики, школы, исполнять песни, посвящённые Великой Отечественной войне, песни, воспевающие красоту родной природы, выражающие разнообразные эмоции, чувства и настроения;
воспринимать музыкальное искусство как отражение многообразия жизни, различать обобщённые жанровые сферы: напевность (лирика), танцевальность и маршевость (связь с движением), декламационность, эпос (связь со словом);
осознавать собственные чувства и мысли, эстетические переживания, замечать прекрасное в окружающем мире и в человеке, стремиться к развитию и удовлетворению эстетических
потребностей.
Модуль «Народная музыка России»:
определять принадлежность музыкальных интонаций, изученных произведений к родному фольклору, русской музыке, народной музыке различных регионов России;
определять на слух и называть знакомые народные музыкальные инструменты;
группировать народные музыкальные инструменты по принципу звукоизвлечения: духовые, ударные, струнные;
определять принадлежность музыкальных произведений и их фрагментов к композиторскому или народному творчеству;
различать манеру пения, инструментального исполнения, типы солистов и коллективов — народных и академических;
создавать ритмический аккомпанемент на ударных инструментах при исполнении народной песни; исполнять народные произведения различных жанров с сопровождением и без сопровождения; участвовать в коллективной игре/импровизации (вокальной, инструментальной, танцевальной) на основе освоенных фольклорных жанров.
Модуль «Музыкальная грамота»:
классифицировать звуки: шумовые и музыкальные, длинные, короткие, тихие, громкие, низкие, высокие;
различать элементы музыкального языка (темп, тембр, регистр, динамика, ритм, мелодия, аккомпанемент и др.), уметь объяснить значение соответствующих терминов;
различать изобразительные и выразительные интонации, находить признаки сходства и различия музыкальных и речевых интонаций;
различать на слух принципы развития: повтор, контраст, варьирование;
понимать значение термина «музыкальная форма», определять на слух простые музыкальные формы — двухчастную, трёхчастную и трёхчастную репризную, рондо, вариации;
ориентироваться в нотной записи в пределах певческого диапазона;исполнять и создавать различные ритмические рисунки; исполнять песни с простым мелодическим рисунком.
Модуль «Классическая музыка»:
различать на слух произведения классической музыки, называть автора и произведение,
исполнительский состав;
различать и характеризовать простейшие жанры музыки (песня, танец, марш), вычленять и называть типичные жанровые признаки песни, танца и марша в сочинениях композиторов-классиков;
различать концертные жанры по особенностям исполнения (камерные и симфонические, вокальные и инструментальные), знать их разновидности, приводить примеры;
исполнять (в том числе фрагментарно, отдельными темами) сочинения композиторов-классиков; воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером, осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия;
характеризовать выразительные средства, использованные композитором для создания
музыкального образа;
соотносить музыкальные произведения с произведениями живописи, литературы на основе сходства настроения, характера, комплекса выразительных средств.
Модуль «Духовная музыка»:
определять характер, настроение музыкальных произведений духовной музыки, характеризовать её жизненное предназначение;
исполнять доступные образцы духовной музыки;
уметь рассказывать об особенностях исполнения, традициях звучания духовной музыки Русской православной церкви (вариативно: других конфессий согласно региональной религиозной традиции).
Модуль «Музыка народов мира»:
различать на слух и исполнять произведения народной и композиторской музыки других стран; определять на слух принадлежность народных музыкальных инструментов к группам духовых, струнных, ударно-шумовых инструментов;
различать на слух и называть фольклорные элементы музыки разных народов мира в сочинениях профессиональных композиторов (из числа изученных культурно-национальных традиций и жанров); различать и характеризовать фольклорные жанры музыки (песенные, танцевальные), вычленять и называть типичные жанровые признаки.
Модуль «Музыка театра и кино»:
определять и называть особенности музыкально-сценических жанров (опера, балет, оперетта, мюзикл);
различать отдельные номера музыкального спектакля (ария, хор, увертюра и т. д.), узнавать на слух и называть освоенные музыкальные произведения (фрагменты) и их авторов;
различать виды музыкальных коллективов (ансамблей, оркестров, хоров), тембры человеческих голосов и музыкальных инструментов, уметь определять их на слух;
отличать черты профессий, связанных с созданием музыкального спектакля, и их роли в творческом процессе: композитор, музыкант, дирижёр, сценарист, режиссёр, хореограф, певец, художник и др.
Модуль «Современная музыкальная культура»:
иметь представление о разнообразии современной музыкальной культуры, стремиться к
расширению музыкального кругозора;
различать и определять на слух принадлежность музыкальных произведений, исполнительского стиля к различным направлениям современной музыки (в том числе эстрады, мюзикла, джаза и др.);анализировать, называть музыкально-выразительные средства, определяющие основной характер, настроение музыки, сознательно пользоваться музыкально-выразительными средствами при исполнении;
исполнять современные музыкальные произведения, соблюдая певческую культуру звука.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Репертуар | Дата | |||||
всего | контрольные работы | практические работы | для слушания | для пения | для музицирования | ||||
Модуль 1. Классическая музыка | |||||||||
1.1. | Композиторы —детям | 1 | 0 | 0 | Музыкальный мир С. С. Прокофьева. Музыкальные произведения по выбору: С. С. Прокофьев. Симфония № 1 | Музыка и слова Е. Плотниковой, исполняет "Листвой шелестит сентябрь". | Прокофьев С.С. «Пятнашки» из цикла«Детская музыка»; | 01.09.2022 | |
1.2. | Оркестр | 2 | 0 | 0 | Состав симфонического оркестра. Мелодические линии и тембры сольных инструментов Симфоническая сказка "Петя и волк". П.И. Чайковский большой | 1. Музыка и слова Е. Плотниковой, исполняет "Листвой шелестит сентябрь". 2. Музыка и слова А. Ермолова. "Осенний блюз". | Тембры музыкальных инструментов на | 08.09.2022 15.09.2022 | |
1.3. | Русские | 1 | 0 | 0 | Музыкальные Чайковский. «Песнь жаворонка» (из цикла«Времена года»). | 1. Музыка и слова А. Ермолова. "Осенний блюз". 2. Музыка Б. Гулякова, слова К. Ибряева | П.И. Чайковский пьеса из цикла | 22.09.2022 |
1.4. | Мастерство | 1 | 0 | 0 | В.А, Моцарт. Менуэт. Симфония № 40. | 1. Музыка Б. Гулякова, слова К. Ибряева | В.А. Моцарт. Менуэт/главная тема. |
1.5. | Вокальная музыка | 1 | 0 | 0 | Вокализ. Детский хор. С.В. Рахманинов. | Вокализ в | Песни для детей с вокализами в |
Итого по модулю | 6 | ||||||
Модуль 2. Музыка театра и кино | |||||||
2.1. | Театр оперы и балета | 2 | 0 | 0 | Опера и балет в Музыкальные Хачатурян «Чиполлино»; С. Прокофьев. «Золушка», М.В. Коваль Опера "Волк и семеро козлят". | 1. Музыка Б. Гулякова, слова К. Ибряева | С.С. Прокофьев |
Итого по модулю | 2 | ||||||
Модуль 3. Музыкальная грамота | |||||||
3.1. | Звукоряд | 1 | 0 | 0 | Фортепианный звукоряд вверх и вниз. | 1. Песенка про нотный Александровой. 2. Музыка Е. Зарицкой | Песенка о звукоряде. Р. Роджерса. |
3.2. | Ритм | 2 | 0 | 0 | М. П. Мусоргский из | Гимн России. Музыка А. Александрова, слова С. Михалкова. | Ритмические поппури. |
3.3. | Размер | 1 | 0 | 0 | Музыкальные Первый концерт для | Гимн России. Музыка А. Александрова, слова С. Михалкова. | М.П. Мусоргский. Сюита "Картинки с выставки/главная тема. | 24.11.2023 |
3.4. | Высота звуков | 1 | 0 | 0 | Высота звуков в мажорных и минорных тональностях. | Музыка и слова А. Ермолова. | Слушание - игра на электронном | 01.12.2023 |
Итого по модулю | 5 | |||||||
Модуль 4. Музыка в жизни человека | ||||||||
4.1. | Музыкальные пейзажи | 2 | 1 | 0 | М. П. Мусоргский. «Картинки с выставки»; | 1. Музыка и слова А. Ермолова. "Новый год" и "Снежинки". 2. "Песня | Музыка Г. Гладкова, слова А. Кушнера. «Песня о | 08.12.2022 15.12.2023 |
Итого по модулю | 2 | |||||||
Модуль 5. Народная музыка России | ||||||||
5.1. | Край, в котором ты живёшь | 1 | 0 | 0 | Народные музыкальные традиции. Музыкальные произведения по выбору: детский фольклорный Пятницкого. «Вдоль по улице широкой». | 1. Слова и музыка А. Вербицкого 2. Слова и музыка В. Шемтюка | песня И. Николаева | 22.12.2023 |
5.2. | Сказки, мифы и легенды | 1 | 0 | 0 | Мотив, напев, наигрыш. Музыкальные | 1. Слова и музыка А. Вербицкого 2. Слова и музыка В. Шемтюка | р.н.п. "Светит месяц" -главная тема/игра на инструменте. | 12.01.2024 |
5.3. | Фольклор народов России | 2 | 0 | 0 | Народные музыкальные традиции. Музыкальные произведения по выбору: детский фольклорный Пятницкого. «Вдоль по улице широкой». | Слова и музыка А. Ермолова. Песня "Про папу". Слова и музыка А. Ермолова. Песня "Мой дед". | Потешки, прибаутки. | 19.01.2023 26.01.2024 |
Итого по модулю | 4 | |||||||
Модуль 6. Музыкальная грамота | ||||||||
6.1. | Ноты в разных октавах | 2 | 1 | 0 | Слушание нот в первой и второй октавах на | 1. Песня «До, ре, ми, фа, соль». 2. Слова и музыка А. Ермолова. Песня "Про папу". 3. Слова и музыка А. Ермолова. Песня "Мой дед". | отрывок "Тема Пети»из музыкальной Прокофьева «Петя и волк. | 02.02.2023 09.02.2024 |
Итого по модулю | 2 | |||||||
Модуль 7. Музыка народов мира | ||||||||
7.1. | Музыка Средней Азии | 2 | 0 | 0 | Таджикская народная | 1. Мы вместе. Муз. и сл. К. Ситник. 2. Вместе мы с тобой. Муз и сл. А. Ермолова. 3. Слова и музыка О. Осиповой | Ф. Бахор | 16.02.2023 02.03.2024 |
Итого по модулю | 2 | |||||||
Модуль 8. Классическая музыка |
8.1. | Мастерство | 2 | 0 | 0 | Музыкальные Шостакович «Праздничная увертюра». | 1. Мы вместе. Муз. и сл. К. Ситник. 2. Вместе мы с тобой. Муз и сл. А. Ермолова. 3. Слова и музыка О. Осиповой | Д. Шостакович. "Праздничная | 09.03.2023 16.03.2024 |
Итого по модулю | 2 | |||||||
Модуль 9. Музыкальная грамота | ||||||||
9.1. | Музыкальный язык | 1 | 0 | 0 | Мажорное и минорное | 1. Мы вместе. Муз. и сл. К. Ситник. 2. Вместе мы с тобой. Муз и сл. А. Ермолова. 3. Слова и музыка О. Осиповой | Музыкальные пьесы из детского альбома П.И. Чайковского. | 23.03.2024 |
9.2. | Ритмические | 1 | 0 | 0 | М.И. Глинка. Ты | Мамин вальс, сл. В. Крючкова и л. Дербенёва, муз. Ю. Чичикова/размер 6/8 | р.н.п. "Весёлая | 06.04.2024 |
Итого по модулю | 2 | |||||||
Модуль 10. Духовная музыка | ||||||||
10.1. | Инструментальная музыка в церкви | 1 | 0 | 0 | Образы духовной музыки. Музыкальные Утренняя молитва; П. Чайковский. «В церкви». | Дети поют | И.С. Бах "Хоралл". | 13.04.2024 |
Итого по модулю | 1 |
Модуль 11. Классическая музыка | |||||||
11.1. | Европейские композиторы-классики | 1 | 0 | 0 | Музыкальные «Аве Мария»; Л. Ван Бетховен. «Лунная «Лунный свет» (из | 1. Дети поют классику. Аве Мария. 2. Слова Музыка: Мой дедушка герой! | Л.В. Бетховен «К Элизе». |
11.2. | Музыкальные инструменты. Скрипка, | 1 | 1 | 0 | Многообразие красок Музыкальные | 1. Слова Музыка: Мой дедушка герой! | Звуки скрипки и виолончели на |
Итого по модулю | 2 | ||||||
Модуль 12. Музыкальная грамота | |||||||
12.1. | Тональность. Гамма | 1 | 0 | 0 | C - dur и a - moll - | 1. Слова Музыка: Мой дедушка герой! 2. Слова и музыка А. Ермолова. Песня "Про папу". 3. Слова и музыка А. Ермолова. Песня "Мой дед". | C - dur и a - moll - |
12.2. | Музыкальная форма | 1 | 0 | 0 | В.А. Моцарт. Рондо в турецком стиле. | 1. Слова Музыка: Мой дедушка герой! 2. Слова и музыка А. Ермолова. Песня "Про папу". 3. Слова и музыка А. Ермолова. Песня "Мой дед". | В.А. Моцарт. Рондо/тема рефрена. | 11.05.2024 | |
Итого по модулю | 2 | ||||||||
Модуль 13. Современная музыкальная культура | |||||||||
13.1. | Современные обработки | 2 | 0 | 0 | В.А. Моцарт. Симфония №40. Ф. Шопен "Вальс | 1. Музыка и слова А. Ермолова "Мы вместе". 2. Детская песня про дружбу. | Ф. Шопен "Вальс | 18.05.202424.05.2024 | |
Итого по модулю | 2 | ||||||||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО | 34 | 3 | 0 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Количество часов | Дата | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы | ||
всего | контрольные работы | практические работы | ||||
1. | Классическая музыка. Композиторы — детям. | 1 | 0 | 0 | 01.09.2023 | http://school- http://school- |
2. | Классическая музыка. Оркестр. | 1 | 0 | 0 | 08.09.2023 | |
3. | Классическая музыка. Оркестр. | 1 | 0 | 0 | 15.09.2023 | |
4. | Классическая музыка. Русские композиторы-классики. | 1 | 0 | 0 | 22.09.2023 | |
5. | Классическая музыка. Мастерство исполнителя. | 1 | 0 | 0 | 29.09.2023 | |
6. | Классическая музыка. Вокальная музыка. | 1 | 0 | 0 | 06.10.2023 | |
7. | Музыка театра и кино. Театр оперы и балета. | 1 | 0 | 0 | 13.10.2023 | |
8. | Музыка театра и кино. Театр оперы и балета. | 1 | 0 | 0 | 20.10.2023 | |
9. | Музыкальная грамота. Звукоряд. | 1 | 0 | 0 | 27.10.2023 | |
10. | Музыкальная грамота. Ритм. | 1 | 0 | 0 | 10.11.2023 | |
11. | Музыкальная грамота. Ритм. | 1 | 0 | 0 | 17.11.2023 | |
12. | Музыкальная грамота. Размер. | 1 | 0 | 0 | 24.11.2023 | |
13. | Музыкальная грамота. Высота звуков. | 1 | 0 | 0 | 01.12.2023 | |
14. 15 | Музыка в жизни человека. Музыкальные пейзажи. | 2 | 1 | 0 | 08.12.2023 15.12 | |
15. | Музыка в жизни человека. Музыкальные пейзажи. | 1 | 0 | 0 | 15.12.2023 |
16. | Народная музыка России. Край, в котором ты живёшь. | 1 | 0 | 0 | 22.12.2023 | |
17. | Народная музыка России. Сказки, мифы и легенды. | 1 | 0 | 0 | 12/29/23 | |
18. | Народная музыка России. Фольклор народов России. | 1 | 0 | 0 | 12.01.2024 | |
19. | Народная музыка России. Фольклор народов России. | 1 | 0 | 0 | 19.01.2024 | |
20. | Музыкальная грамота. Ноты в разных октавах. | 1 | 1 | 0 | 26.01.2024 | |
21. | Музыкальная грамота. Ноты в разных октавах. | 1 | 0 | 0 | 02.02.2024 | |
22. | Музыка народов мира. Музыка Средней Азии. | 1 | 0 | 0 | 09.02.2024 | |
23. | Музыка народов мира. Музыка Средней Азии. | 1 | 0 | 0 | 16.02.2024 | |
24. | Классическая музыка. Мастерство исполнителя. | 1 | 0 | 0 | 01.03.2024 | |
25. | Классическая музыка. Мастерство исполнителя. | 1 | 0 | 0 | 03/15/24 | |
26. | Музыкальная грамота. Музыкальный язык. | 1 | 0 | 0 | 22.03.2024 | |
27. | Музыкальная грамота. Ритмические рисунки в размере 6/8. | 1 | 0 | 0 | 04/05/24 | |
28. | Духовная музыка. Инструментальная музыка в церкви. | 1 | 0 | 0 | 04/12/24 | |
29. | Классическая музыка. Европейские композиторы-классики. | 1 | 0 | 0 | 04/19/24 | |
30. | Классическая музыка. Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель. | 1 | 1 | 0 | 04/26/24 | |
31. | Музыкальная грамота. Тональность, гамма. | 1 | 0 | 0 | 03.05.2024 | |
32 | Музыкальная грамота. Музыкальная форма. | 1 | 0 | 0 | 17.05.2024 |
33. | Современная музыкальная культура. Современные | 1 | 0 | 0 | 24.05.2024 | |
34. | Современная музыкальная культура. Современные | 1 | 0 | 0 | ||
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № Тема урока Количество часов Дата Виды, всего контрольные работы практические работы
1. Музыкальные пейзажи 1 0 0
Устный опрос; 2. Музыкальные портреты 1 0 0
Устный опрос; 3. Танцы, игры и веселье 1 0 0
Устный опрос; 4. Главный музыкальный символ 1 0 0
Устный опрос; 5. Мелодия 1 0 0
Устный опрос; 6. Мелодия 1 0 0
Устный опрос; 7. Сопровождение 1 0 0
Устный опрос; 8. Песня 1 0 0
Устный опрос; 9. Тональность. Гамма 1 0 0
Устный опрос; 10. Композиторы — детям 1 0 0
Устный опрос; 11. Музыкальные инструменты. Фортепиано 1 0 0
Устный опрос; 12. Музыкальные инструменты. Скрипка, виолончель 1 0 0
Устный опрос; 13. Звучание храма 1 0 0
Устный опрос; 14. Звучание храма 1 0 0
Устный опрос; 15. Песни верующих 1 0 0
Устный опрос; 16. Песни верующих 1 0 0
Устный опрос;
17. Интервалы 1 0 0
Устный опрос; 18. Русский фольклор 1 0 0
Устный опрос; 19. Русские народные музыкальные инструменты 1 0 0
Устный опрос; 20. Народные праздники 1 0 0
Устный опрос; 21. Фольклор в творчестве 1 0 0
Устный опрос; 22. Вариации 1 0 0
Устный опрос; 23. Музыкальная сказка на сцене, на экране 1 0 0
Устный опрос; 24. Театр оперы и балета 1 0 0
Устный опрос; 25. Опера. Главные герои и номера оперного спектакля 1 0 0
Устный опрос; 26. Программная музыка 1 0 0
Устный опрос; 27. Симфоническая музыка 1 0 0
Устный опрос; 28. Музыкальный язык 1 0 0
Устный опрос; 29. Лад 1 0 0
Устный опрос; 30. Композиторы - детям 1 0 0
Устный опрос; 31. Европейские композиторы-классики 1 0 0
Устный опрос; 32. Русские композиторы-классики 1 0 0
Устный опрос; 33. Мастерство исполнителя 1 0 0
Устный опрос; 34. Искусство времени 1 0 0
Устный опрос;
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 34 0 0
| 33 | 3 | 0 | Праздник-10.05 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Музыка, 2 класс /Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»; Школа России.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
- ФГОС начального общего образования, утверждённого приказом Министерства
просвещения РФ от 31 мая № 286;
2. Рабочая программа для 2 класса начального общего образования;
3. Поурочные разработки для учеников 2 класса;
4. Презентации (поурочные) для учеников 2 класса;
5. Музыкальные сборники для учеников 2 класса;
6. Аудио музыкальных произведений для учеников 2 класса;
7. Учебник для 2 класса.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
http://school-collection.edu.ru/catalog/
РЭШ
Учи.ру
Образовательная сеть НС (сайты коллег музыкантов).
http://school-collection.edu.ru/catalog/
Российская электронная школа
Раздел сайта корпорации «Российский учебник» «Начальное образование» https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/nachalnoe-obrazovanie/
База разработок для учителей начальных классов http://pedsovet.su
Бесплатное поурочное планирование, сценарии, разработки уроков, внеклассные мероприятия и др. http://www.uroki.net
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/22/picture-1178769-1571756648.jpg)
Мастер-класс "Лепбук-как приём систематизации знаний учащихся начальных классов"-2023
Данная форма работы помогает педагогам создать условия для поддержки детской инициативы и творчества в группе. В процессе такого творчества ребенок становится не только создателем своей собственной кн...
![](/sites/default/files/pictures/2022/08/24/picture-568187-1661358596.jpg)
Рабочая программа по музыке 1-4 класс 2023-2024 учебный год.
Рабочая программа по музыке для 1-4 классоына 2023-2024 учебный год составлена с помощью конструктора с ФГОС 3 поколения....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/18/picture-1228364-1584544639.jpg)
Рабочая программа по музыке с5 по 8 классы 2023 год
Рабочая программа по музыке 5-8 класс ФГОС 2023 год...