Развитие музыкальных способностей у младших школьников с ОВЗ в процессе музыкально-игровой деятельности.
методическая разработка по музыке (1, 2, 3, 4 класс)
Развивая музыкальные способности средствами игры, мы, прежде всего, должны раскрыть перед ребёнком образную сторону музыкального искусства, и он сам, включаясь в непосредственную музыкальную деятельность, усваивает доступные ему способы воплощения образов. Всё это происходит в процессе выполнения детьми специальных игровых заданий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_muzykalnyh_sposobnostey_u_mladshih_shkolnikov_s_ovz_v_protsesse_muzykalno.docx | 27.45 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Развитие музыкальных способностей у младших школьников с ОВЗ в процессе музыкально-игровой деятельности.
Музыкальная деятельность занимает одно из ведущих направлений в формировании художественной культуры детей с ограниченными возможностями здоровья.
Исследования психологов и педагогов доказывают возможность и необходимость развития у детей с ОВЗ музыкальных способностей. Что же такое музыкальность? Специалисты определяют ее как комплекс способностей, позволяющих ребенку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности: слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве. В основе детского музыкального творчества лежит игра. Игра- оптимальное психолого-педагогическое средство, которое позволяет влиять на развитие ребенка.
Воздействие музыки в игре на организм ребенка можно рассматривать в трех аспектах:
Физиологический- музыка и ритмические движения повышают жизненный тонус, регулируют деятельность сердечно- сосудистой, дыхательной и опорно-двигательной систем.
Психологический- музыка воздействуя на эмоционально- личностную сферу, выполняет коррекцию познавательных, психических, коммуникативных нарушений.
Педагогический- посредством музыки у ребенка воспитывается способность эстетически воспринимать действительность и приобрести социальный опыт.
Развивая музыкальные способности средствами игры, мы, прежде всего, должны раскрыть перед ребёнком образную сторону музыкального искусства, и он сам, включаясь в непосредственную музыкальную деятельность, усваивает доступные ему способы воплощения образов. Всё это происходит в процессе выполнения детьми специальных игровых заданий.
Мною разработаны приемы по развитию музыкальных способностей у детей с ОВЗ в процессе музыкально - игровой деятельности.
1.Сочинение сказок с темброво-шумовыми импровизациями на детских музыкальных инструментах. Прежде чем заниматься игрой на музыкальных инструментах, нужно предварительно познакомить детей с ними. Как они называются, как звучат, какой может быть звук. Что можно изобразить с его помощью. Сочиняем сказку, которую изображают звуки детских музыкальных инструментов.
Сказка «Остров сокровищ».
Мы плывём на корабле к необитаемому острову, где зарыт клад. Свистульки изображают пение птиц. Начались порывы ветра - маракасы покачиваем из стороны в сторону и увеличиваем силу звука с тихого до громкого. Звук постепенно уходит на убыль. Такое динамическое развитие должно быть у всех инструментов. Издалека слышны раскаты грома (барабан). После первых раскатов грома падают редкие капли дождя (треугольники), вот они зачастили и превратились в ливень. Сверкает молния (трещотки). После кульминации гроза идёт на убыль и постепенно затихает. Мы идём по острову. Скрип мокрого песка (мешочек с крахмалом), открываем старый сундук (провести по струне гитары), звон монет. С найденными сокровищами возвращаемся на корабль. Скрип песка, шум моря, пение птиц. Чтобы сказка не превратилась в хаотический шум, я дирижирую, показывая вступление каждого участника, изменение темпа и динамики.
2. Интонационно - речевые и вокальные игры.
«Солнышко проснулось».
С какими интонациями можно произнести фразу «солнышко проснулось». Отыскиваем с детьми как можно больше вариантов.
«Певческая перекличка»
Я пою: «Как тебя зовут?» Ребёнок поёт: «Меня зовут (имя)»
«Тесто»
Произносим звуки (е,ё,ю,я) очень протяжно, как тянется тесто, делаем движения руками снизу вверх, как будто их трудно поднять.
«Бокс»
Произносим звуки ( е,ё,ю,я )очень резко, отрывисто, делаем движения руками, как будто боксируем.
« Воздушный шарик»
Произносим звуки ( е,ё,ю,я ) очень легко, отрывисто, делаем движения руками, как будто подкидываем воздушный шарик.
3. Рисование под музыку. Я считаю, что предлагаемые мной задания призваны связать воедино зрительное и слуховое образное восприятие.
«Нарисуй песню»
Передать содержание любимой песни с помощью рисунка.
«Какую линию выбрать» Под звучание музыкального произведения прошу начертить на листе бумаги разные линии: плавные, волнообразные под медленную и спокойную музыку. Прямые, прерывные - под легко, отрывисто звучащую музыку.
« Какого цвета музыка»
Прошу подобрать цвет к звучащей музыке, если злая, грубая – темные цвета, если добрая, ласковая – светлые.
4. Музыкальные игры.
«Зеркало»
Игра исполняется в парах, где один ребёнок - зеркало, повторяющее все движения другого ребёнка. Затем меняются ролями. Музыка: Д. Кабалевский «Клоуны».
«Игра с платком»
Развивает выразительность движения. Предлагаю с помощью платка и движений, изобразить:
принцессу (Мясковский «Вроде вальса»)
фокусника (Т. Назарова «Звездная ночь»)
бабушку (Ю.Левитин «Осень»)
больного с зубной болью (П. Чайковский «Болезнь куклы»)
«Фигура замри».
Под музыку (С. Рахманинов «Итальянская полька») группа детей исполняет танцевальные движения, когда музыка остановится, дети замирают в какой- либо фигуре. Другая группа ребят выбирает самую интересную фигуру.
Разработанные приёмы даны по всем видам музыкальной деятельности, которые тесно взаимосвязаны с игровыми заданиями.
Актуальность музыкальных занятий заключается в том, что они позволяют каждому ребенку с ОВЗ, независимо от его способностей раскрыть и проявить себя, научиться понимать и любить музыку. На уроках музыки решаются и коррекционные задачи. Нормализация и регуляция психических процессов и свойств: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения. Тренировка и укрепление двигательного аппарата: снятие излишнего мышечного тонуса, координации движений. Развитие дыхания и артикуляционного аппарата, развитие мелкой моторики и мозговой деятельности. Воспитание уверенности в своих силах.
Наблюдая за детьми на занятиях, можно отметить, что детям нравится демонстрировать свои музыкальные способности и работать над игровыми заданиями, так как каждый ребёнок может проявить себя в той степени, в какой умеет и хочет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческих способностей у младших школьников.
Предлагаю программу по развитию творческих способностей младших школьников с приложением, где представлены разработки занятий....
Развитие музыкального слуха у младших школьников на уроках музыки (из опыта работы в ГОУ СОШ № 185)
Данная научная статья посвящена развитию музыкального слуха у младших школьников посредством синтеза абсолютной и относительной сольмизаций в работе с детьми. В настоящее время статья готовится ...
Статья " Развитие творческих способностей у младших школьников"
На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания. Это связано с постоянно возр...
Тренинг «Развитие сенситивных способностей у младших школьников».
1. Название: Тренинг «Развитие сенситивных способностей у младших школьников».2. Краткая аннотация: Сенситивный тренинг направлен на гармонизацию образной и логической сфер сознания. Ученик, обладающи...
Приобщение к искусству и развитие творческих способностей у младших школьников на уроках литературного чтения
Развитие интереса у обучающихся к предмету литературное чтение. Приобщение детей к культуре, к литературе, к искусству, к театру. Урок по литературному чтению - мастерская по раскрытию интеллектуальны...
Статья развитие математических способностей у младших школьников во внеурочной деятельности
Изучение математических способностей школьников и условий их развития и воспитания является очень значимым для практики обучения в школе, поскольку математика – это один из самых важных предмето...
Игра как метод развития музыкальных способностей у младших школьников
Статья о необходимости внедрения на уроках хора для младших школьников игровые приемы, благодвря ктороым восприятие музыки, а такжеисполнительская, музыкально-творческая,музыкально-образовательная дея...