Конспект урока по музыке на тему "Музыка в театре, кино, телевидении"
план-конспект урока по музыке

Бимурзина Юлия Валерьевна

Конспект урока по музыке на тему "Музыка в театре, кино, телевидении"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muzyka_v_teatre_kino_na_televidenii.doc56.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                           Открытый урок музыки в 5 классе

Тема: Музыка в театре, кино и на телевидении.

Цель урока: Показать важное значение музыки в синтетических видах искусства – театре, кино и на телевидении, а также необходимость литературной основы пьесы, или кинофильма – сценария.

Задачи:

  1. Учить умению анализировать музыкальные произведения на основе средств музыкальной выразительности. Учить различать с помощью музыкальных тембров эмоциональные характеристики героев и происходящих событий.
  2. Воспитывать любовь к музыке и интерес к творчеству композиторов, артистов театра и кино.
  3. Развивать музыкальный слух и вокальные данные.

Технические средства: DVD, музыкальный центр, компьютер.

Видеоряд:

  1. Портрет композитора Д. Шостаковича.
  2. Портрет графа Каменского.
  3. Портрет Щепкина.
  4. Портрет Стрепетовой.

Музыкальные произведения:

  1. Фрагмент из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига – «Песня Сольвейг».
  2. Балет Чайковского «Лебединое озеро»
  3. А. Рыбников «Песенка Папы Карло»
  4. Е. Крылатов «Крылатые качели».

               

Литературные произведения:

  1. Драма Г. Ибсена «Пер Гюнт».
  2. А. Толстой «Золотой ключик»

Видеофрагменты:

  1. Балет «Лебединое озеро» П. Чайковский.
  2. Кинофильм «Приключения Буратино»

Ход урока:

  1. Организационный момент.

У: Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в культпоход в театр и в кино. Но чтобы нам войти в зал, давайте приобретем билеты.

(Раздает билеты). Билеты мы приобрели, но чтобы занять места в зале мы должны отгадать загадки, которые у вас на обратной стороне билетов.

  1. Он работает играя.

(Есть профессия такая!)

Он на сцене с давних пор.

Та профессия -        (актер).

  1. Он спектаклем заправляет,

Наизусть все сцены знает,

Учит он как роль играть.

Как профессию назвать? ( режиссер)

  1. «Меню» в театре составляют

      На весь сезон из разных пьес.

      И только то в него включают,

      Что вызывает интерес.  ( репертуар)

  1. Пачку, пуанты надела Марина,

На сцену впорхнула, она -    ( балерина)

  1. Со звонком он в зал придет,

Место нужное займет.

Посмотрев спектакль хороший

Будет хлопать он в ладоши.    ( зритель)

  1. Есть у каждого в квартире

Он расскажет: что же в мире

Происходит каждый день.

Говорить ему не лень.

Папа смотрит там футбол

И кричит все время – «Гол!»,

Мама любит сериалы,

Что идут на всех каналах,

Ну, а я, -  «Спокойной ночи»

И мультфильмы очень, очень!   ( телевизор)

У: Мы отгадали все загадки и думаю, что вы догадались, что сегодня на нашем уроке пойдет речь о театре, кино и телевидении. А так как у нас урок музыки, то конечно, мы должны будем выяснить, какую же роль играет музыка в этих синтезированных видах искусства.

Мы будем слушать много музыкальных фрагментов, учиться анализировать их, а также, узнаем, как называется литературный текст для театральных постановок и кинофильмов.

1 этап урока.

Звучит «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт» Э. Грига.

У: Знакома ли вам эта музыка?

     Это просто песня или часть из большого произведения?

     О чем рассказывается в этом произведении?

( Пер Гюнт – молодой крестьянин, который отправился путешествовать по свету и увидел много нового, интересного.  В родном краю его осталась ждать любимая девушка по имени Сольвейг.)

У: О чем поет Сольвейг?

( О том, что зима пройдет, и весна промелькнет,

Завянут все цветы, снегом их занесет.

Но ты ко мне вернешься, мне сердце говорит,

Тебе верна останусь, тобой лишь буду жить.)

У: В каком характере прозвучала музыка?  

Д: Напевная, грустная, мелодичная, а припев танцевальный.

У: Какой образ нам нарисовала музыка?

Д: Образ молодой красивой девушки, которая не теряла надежду и ждала своего возлюбленного.

У: Сюита Э. Грига написана на основе литературного текста  драмы Ибсена.

Скажите, а какое значение имеет текст для музыкального произведения?

Д: В литературном тексе описываются все происходящие события, характеры героев.

У: Да, ведь многие музыкальные произведения возникли на основе литературных произведений.  А как же называется литературный текст к опере и балету?

Д: Либретто.

У: На предыдущих уроках мы знакомились с произведениями оперы и балета, и сейчас я предлагаю выполнить вам задание. Посмотрите, пожалуйста на рисунки, расположенные по периметру класса и назовите произведения и композиторов, которые их написали.

Опера «Снегурочка» - Н.А. Римский –Корсаков.

Опера «Садко» - Н.А. Римский – Корсаков.

Балет «Щелкунчик» - П. И. Чайковский.

Балет «Золушка» - С. Прокофьев.

У: Молодцы, справились с заданием.

2 этап урока.

А сейчас я приглашаю вас в музыкальный театр.

Фрагмент из балета «Лебединое озеро».

У: Давайте проанализируем музыкальный фрагмент. Что мы увидели на экране?

Какую музыка звучала по характеру? Какими выразительными средствами музыка показала нам схватку между злым Волшебником и Принцем?

Д: Музыка взволнованная, грубая, предвещающая о чем-то недобром.

 У: Какое значение имеет музыка в опере и балете?

Д: В опере поют, в балете под музыку танцуют.

У: Вы обратили внимание на мимику артистов балета, с помощью которой они старались передать нам происходящее?! Благодаря мимике и жестов мы понимаем, что происходит на сцене.

У: А если мы уберем музыку из оперы и балета, что станет с этими жанрами?

Д: Они потеряют свою красоту и выразительность.

У: А вы знаете как нужно вести себя в театре?

Знакомит с правилами поведения в театре. Раздает памятки. 

Музыкальная физкульминутка: «Если нравится тебе?»

3 этап урока.

У: Но где же еще  мы можем встретиться с музыкой, только ли в театре? А если у нас нет возможности посетить театр?

Д: Мы можем увидеть спектакль по телевизору или посмотреть кинофильм.

У: Да, телевидение дает нам возможность услышать многообразие музыки.

В каких передачах мы встречаемся с музыкой?

Д: Концерты, конкурсы, творческие вечера композиторов, певцов, музыкантов. Передачи «Две звезды», « Минута славы», «Песня года», «Утренняя почта», «Угадай мелодию», фильмы, мультфильмы и т.д.

У: Ну и конечно кинофильмы. А вы знаете, что вначале кино было немым, и чтобы зрители могли ярче и глубже прочувствовать содержание фильма, для этого приглашали музыкантов тапёров, которые озвучивали фильмы музыкой. Иногда стучали по крышке инструмента, изображая падение какого либо предмета, свистели, скрипели. В студенческие годы тапёром подрабатывал в кинотеатре Д. Шостакович. В дальнейшем он стал писать музыку к кинофильмам. Также много музыки к кинофильмам написали Г. Свиридов, И. Дунаевский, Ю. Лепнин.

У: Как вы думаете, нужен ли при создании кинофильма литературный текст?

     Мы знаем, что для оперы и балета это либретто, а для спектакля или кинофильма  

     необходим сценарий, который пишут режиссеры сценаристы.

     Запишем в тетрадях: сценарий – литературный текст к спектаклю, кинофильму.

     Режиссер сценарист – тот, кто пишет сценарий.

     У: А какую же роль выполняет музыка в кинофильмах?

     Д: Она дает характеристику герою, описывает события, предвещает о чем либо,  

     настраивает зрителя на определенные моменты.

У: В кинофильмах можно услышать очень много песен, которые в дальнейшем становятся популярными и любимыми для зрителей.  Один из них мы сейчас свами и посмотрим

5 этап урока.

Звенит звонок.

У: Ой, ребята, мы же опаздываем на киносеанс.

 Просмотр фрагмента из кинофильма «Приключения Буратино»

Анализ:

У: Что мы увидели сейчас в этом фрагменте из фильма?

Д: Папа Карло делает деревянного человечка из полена.

У: О чем он поет в этой песне? Каким должен быть этот человечек?

Д: Добрый, веселый, беззаботный – помощник Папы Карло. «Будет с кем мне под шарманку топать по дворам».

У: Да, при помощи музыки мы сейчас увидели, как рождается главный герой фильма – Буратино.

У: Каков характер музыки?

Д: Музыка мелодичная, плавная, добрая ит.д.

У: Я думаю, что вы очень любите смотреть и мультфильмы, сейчас еще их называют анимационными фильмами.  В них мы также слышим много музыки и песен.

А  сейчас музыкальная викторина - «Угадай-ка!» 

1. «Песенка Снегурочки» из м-ма «Ну, погоди!»

2. «Дед мороз и лето»

3. «Колыбельная медведицы» из м-ма «Умка»

4. «Неприятность эту мы переживем» из м-ма «Кот Леопольд»

5. «Волк и семеро козлят на новый лад» песня из мюзикла.

С жанром мюзикла мы будем знакомиться на следующем уроке.

6 этап урока.

Звучит «Время вперед» Г. Свиридова.

У: Многие мелодии известных произведений стали позывными для программ и передач на телевидении.

У: Скажите, какая программа начинается этими позывными?

Д: Программа «Время» «Новости».

У: Давайте посмотрим, какие новости нам хотят сообщить.

Здравствуйте уважаемые телезрители! В студии диктор центрального телевидения Евгения Хомутовская. Я познакомлю вас с последними новостями.

Учащиеся 5 класса Путимецкой средней школы провели социологический опрос среди учеников, учителей и родителей. Их интересовали такие вопросы:  

  1. Любите ли вы слушать музыку?
  2. Согласны ли вы с тем, что телевидение может заменить поход в театр, в концерт?
  3. Какие музыкальные передачи вы любите смотреть всей семьей?
  4. Считаете ли вы, что музыкальных программ должно быть больше?
  5. Считаете ли вы, что на телевидении недостаточно передач, рассказывающих о жизни и творчестве певцов, композиторов, музыкантов?

Подводя итоги, ребята сделали вывод, что

      Благодарю за внимание!

7 этап урока.

      У: Какой же вывод мы можем сделать из того, о чем мы говорили на уроке?

      Д: Без музыки не обойтись ни в театре, ни в кино, ни на телевидении. Музыка играет совершенно разные роли:

служит музыкальной характеристикой героев, создает атмосферу действия, показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам, создает национальный колорит. Делает популярными произведения композиторов, показывает мастерство певцов и музыкантов. 

( на доску вывешиваются основные роли музыки)

     Наш урок подошел к концу. Вы очень хорошо работали и получаете положительные оценки.

     Д/З:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по музыке на тему"В музыкальном театре"

Ход урокаI. Организационный моментРада вас ребята видеть и приветствовать сейчас. II. Актуализация знаний– Что вы изучали на предыдущем уроке? (Масленицу)– Что это за праздник масленица?– Как вы ...

3 класс. Конспект урока по музыке по теме: "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера."

Цель: Познакомить детей с профессией дирижер, его ролью в оркестре.Способствовать развитию внимания, музыкального слуха, памяти.Воспитывать эстетический вкус учащихся. УУД: Личнос...

Конспект урока по музыке:" Музыка в кино "

Цель: продолжать знакомить детей с детскими песнями в кино.Задачи:Образовательная: формировать значимость музыки в жзни.Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию эстетики детей, любви к ...

конспект урока по музыке "Детский театр, балет "Золушка"Сергей Прокофьев"

Конспект урока по музыке для 2 класса. Конспект урока разработан в соответствии с ФГОС. УУД раставлены на всех этапах урока. Дата ПредметМузыкаКласс2ТемаДетский театр, балет «Золу...

Конспект урока по музыке. 2 класс. Тема: "Театр оперы и балета. Волшебная палочка дерижёра"

Данный урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Конспект урока по музыке на тему "Музыка в кино"

Конспект урока по музыке на тему "Музыка в кино" для 8 класса...