Музыка: "Н. А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»". 3 класс
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Полейская Полина Александровна

Конспект урока по музыке 3 класс по теме "Н. А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzyka.docx26.1 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Учебный предмет: Музыка

Класс: 3

Тема: Н. А. Римский-Корсаков пера «Снегурочка»

Образовательная система: Школа России

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: создать условия для знакомства учащихся с образом Снегурочки в опере Н. А. Римского-Корсакова «Снегурочка»

Задачи:

Образовательные:        

1. Формировать у учащихся умение следить за развитием образа Снегурочки.

2. Содействовать усвоению новых понятий по теме урока.         

Развивающие:        

1.Умение развивать логическое мышление и творческие способности.

2.Развивать умение слушать вопросы и отвечать на них.

3.Развивать умение анализировать и оценивать свою деятельность.

4.Формировать умения излагать свою точку зрения; выражать свое мнение о музыке, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке.

5.Воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям, прислушиваясь к мнениям других;

Воспитательные:

  1. Формировать положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности.
  2. Развивать чувство интереса и любви к разным видам искусств.

Оборудование: презентация, слова песни

Планируемые результаты:

Предметные:         

1. Умеет следить за развитием образа Снегурочки.

2. Усвоил новые понятия по теме урока.         

Личностные: 

1. Положительное отношение к музыкальным занятиям, интерес к отдельным видам музыкально-практической деятельности.

2. Чувство интереса и любви к разным видам искусств

Метапредметные:

Познавательные.

1.Умение развивать логическое мышление и творческие способности.

Регулятивные:

1.Умение слушать вопросы и отвечать на них.

2.Умение анализировать и оценивать свою деятельность. 

Коммуникативные:

1.Умения излагать свою точку зрения; выражать свое мнение о музыке, понимать содержание вопросов и воспроизводить несложные вопросы о музыке.

2.Правильное восприятие музыки и выражение своего отношения к музыкальным произведениям, прислушиваясь к мнениям других;

План урока

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Эмоциональный заряд

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

2.1. Проверка домашнего задания

2.2. Знакомство с фрагментом оперы

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Краткое знакомство с содержанием оперы

5.2. Знакомство с понятием «увертюра»

5.3. Прослушивание вступления к опере

6. Этап анализа произведения

6.1. Прослушивание арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить».

6.2. Прослушивание песни «Лёля»

6.3. Прослушивание арии Снегурочки («Сцена таяния»)

6.4. Прослушивание «Хвалебной песни».

7. Этап обобщения и интерпретации

8. Этап рефлексии учебной деятельности.

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планиру-емые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся  потребности включения в УД

  1. Приветствие

-Здравствуйте, ребята. Меня зовут, Полина Александровна, сегодня урок музыки проведу у вас я.

  1. Эмоциональный заряд

Если занятие начинать с улыбки, то можно надеяться, что оно пройдет удачно. Давайте сегодняшнее занятие проведем с улыбкой. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.

Дети приветствуют учителя, садятся за свои парты.

фронтальная

К1

Л1

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

2.1. Проверка домашнего задания

- О каком жанре мы с вами говорили на прошлом уроке?

- Давайте вспомним, что такое опера? 

- Откуда пришел к нам этот жанр?

- Что в переводе означает опера?

- С какой оперой мы познакомились на прошлом уроке?

2.2. Знакомство с фрагментом оперы

- Попробуйте догадаться, кто является героиней  нашей сегодняшней оперы. Слайд

- Сегодня мы с вами попадем в весеннюю сказку, созданную руками 3-х великих людей: писателя, художника и композитора. Узнаем, как может их искусство создавать картины народной жизни со своими законами, верованиями, обрядами; как может превратить холод в тепло, равнодушие в любовь.

(Фрагмент сказки)

Конец зиме, пропели петухи,

Весна-Красна спускается на землю.

Полночный час настал, сторожку Леший

Отсторожил,-ныряй в дупло и спи!

«Ты погляди диковина какая! Боярышня. Живая ли? живая! в тулупчике, в сапожках, в рукавичках. Дозволь спросить: далеко ль держишь путь и как зовут тебя и величают? Снегурочка. Куда идти не знаю. Коли будите добры - меня с собой возьмите.» (Музыка затихает.)

- О жанре опера

Слушают учителя. Делаю выводы.

фронтальная

П1

К1

Л1

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- В какую же весеннюю сказку мы попали?

- Это сказка-опера «Снегурочка».

- Опера «Снегурочка» написана великим русским композитором Н.А.Римским - Корсаковым на сюжет одноимённой пьесы Александра Николаевича Островского. Слайд

- Николай Андреевич сильно любил сказки и однажды прочитав одну из них воскликнул «Что за прелесть эти сказки!»

- Именно сказки вдохновляли композитора на создание музыкальных произведений.

- Н.А.Римского - Корсакова называют композитор сказочник.

- не знаем

фронтальная

Р1

П2

Р2

К1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

- Как вы думаете, какова же тема нашего урока?

- Тема нашего сегодняшнего урока - «Н. А. Римский-Корсаков опера «Снегурочка»»

- Что вы хотели бы узнать на уроке?

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

фронтальная

Р1

Л1

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий

5.1. Краткое знакомство с содержанием оперы

- Сказка  повествует о том, как прекрасная пора года - весна неизбежно уходит, уступая место лету. Дитя самой Природы, дочь Деда-Мороза и Весны - холодная, нежная и хрупкая Снегурочка погибает,  от первых же теплых лучей солнца, услышав и полюбив людские песни, испытав теплое чувство человеческой любви. А пастушок Лель играет на своей свирели и поёт песни, приветствуя солнце, радуясь приходу лета.

Очень ярко композитор изобразил жизнь русского народа с его старинными обычаями,  обрядами, песнями, сказками. В музыке оперы звучат отголоски народных песен, пастушьи наигрыши, голоса певчих птиц.

5.2. Знакомство с понятием «увертюра».

- Как называется вступление к опере? 

- Какую роль играет в опере увертюра?

5.3. Прослушивание вступления к опере

- Что вы услышали?

- Какая музыка по характеру? (Динамика, темп, мелодия) (Спокойная, нежная, весенняя музыка на пиано в медленном темпе, рисует картину наступления весны, пробуждения природы)

- Действие оперы происходит в сказочной стране царя Берендея.        

- В опере только поют и звучит музыка.

- А как называется в опере, когда  поет один человек

ФИЗМИНУТКА

Мы немножко отдохнем,

встанем глубоко вздохнем.

Руки вниз, на пояс, вверх-

Нам сопутствует успех.

Руки в стороны, вперед-

Нас еще работа ждет.  

Увертюра

Увертюра настраивает нас на оперу

Ария

 

Фронтальная

индивидуальная

Р1

П1

Л1

Пр2

Пр1

6. Этап анализа произведения

Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

6.1. Прослушивание арии Снегурочки «С подружками по ягоду ходить».

- О чём поёт девушка?

- Снегурочка хочет почувствовать что такое любовь.

- Какое настроение передано в музыке?

- Весёлое, радостное.

- Близки ли интонации арии народным песням?

- Да, здесь много распевов.

- Какой знакомый вам инструмент симфонического оркестра вторит высокому, прозрачному голосу Снегурочки?

- Скрипка- она изображает человеческий голос

-Какую Снегурочку нам рисует музыка?

- Веселую, беззаботную, Снегурочка - сказочный персонаж и в ее музыке тоже что-то сказочное. Музыка волшебная, зимняя.

- Посмотрите как художник Васнецов изобразил красками образ Снегурочки? Какие краски использовал художник

- Белые, синие, холодные.

- Созвучна ли Ария Снегурочки картине Васнецова «Снегурочка»?

- На вопрос Деда-Мороза и Весны, что влечёт её из зимнего лесного царства к простым обыкновенным людям, Снегурочка отвечает: «людские песни».

- Чьи же песни влекут Снегурочку? Совершенно верно: песни Леля.

- Образ Леля приобретает у композитора особый глубокий смысл. Пастух Лель, любимец солнца, олицетворяет собою народное искусство. В песнях пастушка Леля слышит Снегурочка призыв к весёлой, счастливой, незнакомой ей жизни и идёт навстречу этой жизни.

- Сейчас вы услышите «Песню Леля»

6.2. Прослушивание песни «Лёля»

- Вы услышали пастуший наигрыш – единение с народным искусством; песня народного характера

- Но Лель не долго поёт свои песни, ему становится скучно с холодной Снегурочкой, и он убегает к весёлым девушкам – берендейкам. Снегурочка чувствует горькую обиду. Она начинает понимать, что между ней и людьми существует огромное различие,- ей чужды чувства людей, она не умеет любить, как любят люди. И она решается пойти на отчаянный шаг: пойти к матери-Весне попросить чувство любви, хотя она знает, что если полюбит, то будет уничтожена Ярилой.

- На какую же судьбу обрекла себя Снегурочка? Она полюбила людские песни, полюбила людей, познала чувства нежной любви к человеку.

- Но жизнь остановить нельзя за зимой идет весна, весна уступает своё место лету. Дочь Мороза и Весны Снегурочка не может войти вместе с людьми в жаркую пору лета.

- Поразительной красоты музыку написал Корсаков, рисуя картину таяния Снегурочки.

6.3. Прослушивание арии Снегурочки («Сцена таяния»).

- Ребята, что вы услышали в арии? (Ответы учащихся).

- Конечно, в арии вы услышали трогательное прощание

- Снегурочки с жизнью и, одновременно, восхищение этой жизнью.  И только нежное журчание арфы возвестило, что Снегурочка исчезла.

- Теперь вмешательство Мороза прекратилось, полновластным хозяином и покровителем страны берендеев будет по-прежнему Ярило - Солнце, источник плодородия и счастья. Берендеи поют Яриле - Солнцу хвалебный гимн, светлый, торжественный, величавый.

- А как в опере называется массовая сцена?

6.4. Прослушивание «Хвалебной песни».

- На этом заканчивается опера «Снегурочка».

- В чем сила оперы Римского-Корсакова «Снегурочка»? (Ответы учащихся)

- Опера показывает единство человека с природой, учит нас любоваться красотой природы, красотой песен, красотой человеческих чувств. И не только любоваться, но беречь природу, песни и чистые, добрые человеческие чувства. Прививает любовь к русским обычаям, обрядам.

Слушают произведение

Учат песню

Фронтальная

Индивидуальная

Л1

П1

К1

        Л2

К1

Р2

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и  помощь в осмыслении их читательской позиции

- Итак, ребята, какая была тема нашего сегодняшнего урока?

- Давайте подведём итог урока.

- Почему композитор захотел писать оперу именно к этой сказке?

- С каким произведением мы сегодня познакомились? Кто его написал?

- С оперой «Снегурочка» Римского-Корсакова. Слайд

С-светлая, сказочная

Н- нежная

Е-естественная

Г-гордая, голосистая

У-удивительная, утонченная

Р-ранимая

О- обаятельная, очаровательная, ослепительная

Ч-чудесная, чуткая

К-красивая

А- активная, артистичная

- Мудрость А.Н.Островского и Н. А. Римского-Корсакова в том, чтобы люди задумались после прочтения пьесы или просмотра оперы над смыслом жизни, над тем, что добро сильнее зла. И от каждого из нас зависит, чего на земле больше- светлого или темного.

Делают вывод по теме урока

Индивидуальная

П1

П1

К1

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Мне очень понравилось, как вы сегодня работали на уроке. Вы были очень активными ребятами, внимательно слушали. Я надеюсь, что вам понравился урок!

Мне понравилось..

Самым интересным было…

Для меня было сложно…

Сегодня я понял(а)…

Сегодня я задумался…

На уроке я научился…

Фронтальная

Р1

К2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Н.А.Римский-Корсаков опера "Снегурочка"

Презентация к уроку музыки в 3 классе на тему "Н.А.Римский-Корсаков опера "Снегурочка"...

Презентация к уроку музыки (3 класс). Н. А. Римский - Корсаков опера "Снегурочка"

Презентация к уроку музыки в 3 классе на тему "Н.А.Римский-Корсаков опера "Снегурочка"...

Конспект урока по музыке.2 класс. Н.А. Римский-Корсаков. Опера "Снегурочка"

На моейм сайте можно найти презентацию к этому уроку....

урок по музыке Н.А.Римский-Корсаков опера "Снегурочка".

Интегрированный урок по музыке, изобразительному  искусству и литературе  в 3 классе по теме Н.А.Римский-Корсаков опера "Снегурочка"...

Сценарий урока по теме опера Н.А. Римского-Корсакого "Снегурочка"

Разработка сценария урока опера Римского -Корсакого "Снегурочка"...

Конспект урока по музыке "Н. А. Римский-Корсаков"

Этот конспект урока поможет многим....

Музыка. 3 класс. Тема: Н.А. Римский-Корсаков опера "Снегурочка"

Музыка. 3 класс. Тема: Н.А. Римский-Корсаков опера "Снегурочка"...