Конспект тематического урока музыки "Широкая Масленица", 1 класс
план-конспект урока по музыке (1 класс)

Кузьминых Лилия Евгеньевна

Презентация в дополнение к конспекту.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_-_urok_muzyki_-_kuzminyh_l.e.docx137.06 КБ
Файл _prezentatsiya_k_uroku.pptx2.3 МБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект урока

Автор урока: Кузьминых Лилия Евгеньевна

Учебный предмет: Музыка

Класс: 1

Тема урока: «Широкая Масленица»

Тип урока: Комбинированный

Цель: приобщить учащихся к народным традициям, различным жанрам песенного и инструментального, народного, композиторского творчества.

Задачи:

Обучающая - развитие навыков музыкального восприятия, анализа музыкального произведения;

Развивающая - развитие музыкального слуха, вокально-хоровых навыков и метроритмических способностей;

Воспитательная - воспитание бережного отношения к народным традициям.

Оборудование: фортепиано, мультимедийный проектор и экран, компьютер, колонки, набор шумовых инструментов (перкуссия).

Методы: диалог, вокально-хоровая работа, самостоятельная творческая работа, работа в малых группах/коллективе.

Ход урока:

1. Организационный этап.

(Дети входят в класс под музыку русской народной песни «Масленица», Слайд №1 – подсказка к теме урока)

Учитель: Добрый день, ребята! Я очень рада нашей встрече! Давайте поприветствуем друг друга!

(стихотворение с движениями)

Хлопаем в ладошки, растираем, «надуваем шарик», пальчики соприкасаются друг с другом и по очереди «здороваются» - разъединяются и соединяются

Здравствуй, солнце золотое! («здороваются» большие пальчики)

Здравствуй, небо голубое! (указательные)

Здравствуй, вольный ветерок, (средние)

Здравствуй, маленький дубок! (безымянные)

Мы живём в одном краю (мизинчики)

Всех я вас приветствую! (все пальчики «здороваются» вместе и завершаем хлопком)

Учитель: Ребята, наверняка, когда вы вошли в класс – вы уже догадались о чём пойдёт речь на нашем уроке сегодня! Какая будет тема?

Дети: Масленица.

Учитель: Молодцы, правильно! Тема нашего урока: «Широкая Масленица» (Слайд №2) 

- Что это за праздник, ребята? Чему он посвящён?

Дети: Это когда провожают зиму и встречают весну, а ещё пекут блинчики и сжигают чучело! (Слайд №3)

2. Объяснение нового материала.

Учитель: Точно, вы правы! Только давайте обо всём по порядку! Традиции празднования Масленицы пришли к нам из глубины веков. Некоторые праздники забываются, не отмечаются широко, но Масленицу помнят все, и с радостью собираются вместе на праздник, на проводы зимы.

 Отмечается этот праздник во второй половине февраля или в начале марта и длится он целую неделю – 7 дней! Всю неделю хозяйки готовят разную еду, выпечку, накрывают стол с угощеньями и приглашают к себе гостей. Главный символ Масленицы – это блины. На что похоже блинчики, ребята?

Дети: На солнышко!

Учитель: Блины символизируют солнце, а это тепло, свет и радость! Блин - круглый горячий, масленый - олицетворял весеннее Солнышко. Поэтому с ним в древности проводились обряды. Считалось, что Солнце видит это и дарует свою милость. (Слайд №4) А вот если не подать в Масленицу на стол блины – это считалось плохой приметой! И означало, что год будет неурожайный, голодный, солнышко будет слабо припекать, лето будет холодным. Поэтому блинов обычно пекут много, да с разными начинками - с медом, с вареньем, с мясом, с рыбой, с икрой, с ягодой…

Учитель: Как мы уже с вами выяснили, в масленичной неделе семь дней, и каждый день имеет своё название, значение и традиции.

(Слайд №5) Понедельник – «Встреча» Масленицы. Народ делал большую соломенную куклу – Масленицу, торжественно наряжали её, провозили на санях, встречали.

(Слайд №6) Вторник – «Заигрыш». С этого дня начинались игры и развлечения, а также юноши приглядывали себе невест.

(Слайд №7) Среда – «Лакомка». В этот день стараются съесть больше сладостей.

(Слайд №8) Четверг – «Разгуляй», «Широкий четверг». В этот день проводят массовые гуляния, игры (взятие снежного городка, перетягивание каната, кулачные бои и т.д.), поют песни.

(Слайд №9) Пятница - «Тёщины вечёрки». В этот день зять едет «к тёще на блины, а тёща зятя привечает, угощает.

(Слайд №10) Суббота – «Золовкины посиделки». Сестра мужа приглашает своих родных в гости, угощает, дарит подарки.

(Слайд №11) Воскресенье – «Прощёное воскресенье», проводы Масленицы. В этот день прощают обиды, забывают ссоры, мирятся. Главное событие праздника – сжигание соломенного чучела Масленицы. Сжигают чучело под весёлые шутки, смех, песни и прибаутки, прощаются с зимой.

(пригласить ребят к физкультминутке)

Учитель: (дети повторяют движения)

Вот и ясно солнышко припекло, припекло

(поднимаем ручки наверх, раскрываем),

И повсюду золото разлило, разлило

(опускаем руки вниз и шевелим пальчиками),

Ручейки на улице зажурчат, зажурчат

(делаем «волну» правой/левой ручкой),

Скоро птички первые прилетят, прилетят!

(выполняем взмахи руками)

Расцветут подснежники да в леске, да в леске

(обе ладони складываются в «бутончик», который постепенно раскрывается),

Скоро всей земелюшке быть в венке, быть в венке

(раскрываем руки над головой),

Ой, ты Солнце-батюшка, угоди, угоди!

(сжимаем-разжимаем пальчики, «лучики солнца светят»)

А землица-матушка, урожай подари! (кланяемся)

Молодцы, ребята! Садитесь.

Учитель: Много веселых потешных шуток, много песен, пословиц и поговорок сочинил русский народ про Масленицу: (Слайд №12)

«Без блина не Маслена»

«На горах покататься, в блинах поваляться»

 «Блин хорош не один!»

Всю масленичную неделю молодежь зажигала костры и каталась со снежных гор. А народ постарше - катался на тройках с бубенцами, ходили в гости. Вот какой чудесный праздник - русская Масленица!

Учитель: А еще на Масленицу пели веселые песни! Давайте и мы с вами для праздничного настроения разучим и исполним песню про блины!

3. Распевание

«Мы перебегали берега», попевка «Я весну зову».

4. Слушание песни «Блиночки мои» (Слайд №13)

Обсуждение музыкального произведения.

Учитель: - О чем поется в песне?

- Какая музыка по характеру?

Дети: Весёлая, танцевальная, яркая, праздничная.

5. Разучивание песни «Блиночки мои»

Учитель: Давайте разберём мелодию куплета и припева. Слушаем исполнение. Учим по фразам. (Если необходимо – прохлопываем ритмический рисунок. Дети повторяют, добиваются исполнения в унисон, затем слушаем разбираем следующую фразу).

  1. Мы давно блинов не ели,
    Мы блиночков захотели.
    Припев: Ой, блины, блины, блины,
    Вы блиночки мои!
  2. Наша старшая сестрица
    Печь блины-то мастерица.
    Припев.
  3. Напекла она поесть
    Сотен пять, наверно, есть,
    Припев.
  4. На поднос она кладёт

И сама к столу несёт.

Припев.

  1. Гости, будьте же здоровы,

Вот блины мои готовы!

Припев.

Учитель: Всем известно, что ни один праздник, ни одно гулянье не обходилось без мастеров игры на инструментах. Давайте и мы попробуем теперь добавить аккомпанемент, украсить наше исполнение шумовыми инструментами (детям раздаются шумовые музыкальные инструменты - перкуссия). 

Как красиво вы играли,

Песню дружно распевали,

Потрудились от души,

Все ребята хороши!

(собираем инструменты)

Учитель: А теперь я предлагаю немного поэкспериментировать и сделать наше исполнение оригинальнее, современнее!

6. Творческая работа (эксперимент, импровизация): делимся на подгруппы, у каждой своё задание:

1 подгруппа – исполняет речитативом куплеты

2 подгруппа – исполняет припевы, как в оригинале песни

3 подгруппа - добавляет «бит-бокс» - создаёт ритм из звуков «п-ц»

4 подгруппа – держит ритмический рисунок в стиле «боди-перкуссия» (ребятам это знакомо, ритмические игры и подобные упражнения уже опробованы).

*можно предложить ребятам готовый вариант исполнения партии, а можно и предоставить возможность поразмышлять, импровизировать детям самостоятельно и придумать свою партию, ритм, быть может и другие какие-то вставки, находки. Соединяем все подгруппы, можно записать получившееся исполнение.

Учитель: Вы большие молодцы, ребята! Как у нас здорово получилось исполнить эту песню по-новому, по-своему!

6. Закрепление пройденного материала.

Учитель:

А теперь давайте повторим, что нового мы узнали сегодня на уроке.

- С каким древним народным праздником мы с вами сегодня познакомились? (Масленица)

- Как русский народ называл Масленицу? (широкой, веселой).

- Как праздновали Масленицу?

- Что вам больше всего понравилось на уроке?

Учитель: Ну а коли у нас праздник - Масленица, у меня для вас есть подарок, музыкальный сюрприз! Я хочу познакомить вас с интересными инструментами: домрой и исконно русским музыкальным инструментом – гусли! Послушайте, как они звучат! (Слайд №14)

(знакомство с инструментами вживую, исполнение фрагментов произведений - слушанье, обсуждение)

7. Итог урока (Слайд №15)

Учитель: На этой волшебной ноте мы завершаем наш праздничный урок. Давайте поаплодируем друг другу и дружно скажем: «Ай да Мы -молодцы!»

Спасибо за урок!

Выход под русскую народную песню «Масленица».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Широкая Масленица

Слайд 5

Утро…Понедельник… Наступает «Встреча». Яркие салазки с горочек скользят. Целый день веселье. Наступает вечер… Накатавшись вволю, все блины едят Понедельник – «Встреча Масленицы»

Слайд 6

Вторник - «Заигрыш» В этот день молодые парни высматривали себе невест, а те кокетливо поглядывали на своих будущих суженых.

Слайд 7

Третий день - «Лакомка» Собирались в гости только родные. В этот день повелось тёщам угощать своих зятьёв блинами, оладьями, творожниками, а по вечерам пели старинные русские народные песни, а вот молодые парни откупались конфетами, да сладостями, шутками, частушками, да небылицами.

Слайд 8

Четвёртый день - «Разгуляй» В этот день был широкий разгул, устраивались кулачные бои - стенка на стенку, взятие снежного городка, перетягивание каната.

Слайд 9

Пятница - «Тёщины вечерки» Зять приглашает тёщу на блины. Тёща посылает зятю всё, из чего пекут блин: кадушку для замеса теста, сковороду, а тесть мешок муки и масла.

Слайд 10

Золовка- сестра мужа. В этот день молодые невестки принимали у себя родных, дарили им подарки. Суббота – «Золовкины посиделки»

Слайд 11

Воскресенье – седьмой день

Слайд 12

Про этот праздник народ придумал много поговорок и пословиц: «Не житье - бытье, а масленица», «На горках покататься, в блинах поваляться», «Как на масляной неделе в потолок блины летели», «Не все коту масленица, а будет и Великий Пост».

Слайд 13

« Блиночки мои» Мы давно блинов не ели Мы блиночков захотели. Припев: Ой блины , блины, блины, Вы блиночки мои. Наша старшая сестрица Печь блины-то мастерица! Напекла она поесть Сотен пять, наверно есть! На поднос она кладёт И сама к столу несёт. Гости будьте все здоровы Вот блины мои готовы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация и конспект к уроку во 2 классе по теме: "Длина ломанной. Периметр многоугольника" А.Милн «Винни – Пух и его друзья» составлен по программе Школа 2000. автор Л.Г.Петресон. Урок предусматривает закрепления и уточнение раннее изученых знаний вмес

Презентация и конспект к уроку во 2 классе по теме: "Длина ломанной. Периметр многоугольника" А.Милн «Винни – Пух и его друзья» составлен по программе Школа 2000. автор Л.Г.Петресон. Урок предусматрив...

Конспект 1 урока в 1 классе "Урок знаний"

Первый урок 1 сентября в 1 классе...

Конспект тематического занятия во II классе Групповое внеклассное занятие на тему «Таблица умножения».

Цель занятия - через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса детей к математике, усвоению ими таблицы умножения, расширению их кругозора....

Конспект тематического занятия во II классе Групповое внеклассное занятие на тему «Таблица умножения».

Цель занятия - через занимательные упражнения содействовать поднятию интереса детей к математике, усвоению ими таблицы умножения, расширению их кругозора....

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...

Конспект метапредметного урока в 4 классе учитель начальных классов "Слушай своё сердце"

На доске пословица : Чего ... не заметит, того и глаз не увидит. В ней пропущено одно слово, попробуйте догадаться, какое. Для этого вам надо собрать из пазлов картинку. У каждой группы своя картинка ...

Конспект тематического урока в начальной школе «Мой город Санкт-Петербург»

Цель: познакомить учеников с достопримечательностями Санкт-Петербурга...