Рабочая программа "Школа России" 4 класс
рабочая программа по музыке (4 класс)
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» на заседании ШПК ____________________ Протокол №________ от «___»______202__ г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М» ________/___________________/ «___» ___________202__ г. | «Утверждаю» Директор МБОУ «Усть-Баргузинская СОШ им. Шелковникова К.М» __________/М.Г. Вильмова/ Приказ №____от «___»_______202__г. |
Рабочая программа
по предмету:
«Музыка»
4 класс
2022 – 2023 учебный год
Всего часов на учебный год: 34 часов
Количество часов в неделю: 1час
Составлена в соответствии с программой по музыке к учебнику для 1-4 классов общеобразовательных школ авторов Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина. 4-е издание, переработанное. -М.:Просвещение, 2014 г. 127 с. Ил. (учебник входит в систему УМК «Школа России» и «Перспектива»)
Пояснительная записка
Рабочая программа по музыке на 2022/23 учебный год для обучающихся 4-го класса МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» разработана в соответствии с требованиями:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- приказа Минпросвещения от 28.08.2020 № 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения до 1 сентября 2021 года);
- приказа Минпросвещения от 22.03.2021 № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (распространяется на правоотношения с 1 сентября 2021 года);
- приказа Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования»;
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28;
- СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утвержденных постановлением главного санитарного врача от 28.01.2021 № 2;
- концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства от 09.04.2016 № 637-р;
- учебного плана основного общего образования, утвержденного приказом от 31.08.2021.№ 175 «О внесении изменений в основную образовательную программу основного общего образования».
Программа разработана во исполнение пункта 1 Цели № 1 из распоряжения Минпросвещения России от 15.02.2019 № Р-8 «Об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие современных механизмов и технологий дошкольного и общего образования"».
Данная рабочая программа разработана и реализуется на основе УМК Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина по музыке для 4-х классов. Для реализации программы используются пособия из УМК для педагога и обучающихся.
1. Для педагога:
- учебник «Музыка. 4 класс»;
- методическое пособие «Музыка. Дидактические материалы. 4 класс».
2. Для обучающихся:
- учебник «Музыка. 4 класс»;
- рабочая тетрадь «Музыка. 4 класс».
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения, в соответствиис Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, обновленными требованиями к составлению рабочей программы по ФГОС(Приказ Минобрнауки России от 31.12. 2015 г.), примерной авторской программы по музыке - «Музыка. Начальная школа», авторов: Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой,Т. С. Шмагина, М., Просвещение, 2012., и ориентирована на использование учебника: Е.Д.Критская «Музыка» 4 класс. –М.: «Просвещение», 2014 г.
Для реализации программы необходимо следующее оборудование, имеющееся в кабинете:
Интерактивный комплекс, планшет для проведения тестирования.
Основной целью в работе по предмету «Музыка» в 4 классе является формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.
Задачи:
формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное, активное восприятие музыки;
воспитание эмоционально - ценностного отношения к искусству, художественного вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к ближнему, к своему народу, к Родине; уважения к истории, традициям, музыкальной культуре разных народов мира;
развитие интереса к музыке и музыкальной деятельности, образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса, учебно – творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности;
освоение музыкальных произведений и знаний о музыке;
овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности: пении, слушании музыки, игре на элементарных музыкальных инструментах, музыкально - пластическом движении и импровизации
В рабочей программе учтен национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство четвероклассников с музыкальными традициями, песнями и музыкальными инструментами народов Бурятии. На национально- региональный компонент отводится 4 часа
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
В соответствии с учебным планом МБОУ «Нижнесаянтуйская СОШ» в 2021-2022 учебном году
на изучение музыки в 4 классе отводится 34 часа (из них 34 часа за счет части, формируемой участниками образовательного процесса). Рабочая программа предусматривает обучение музыке в объёме 1 час в неделю в течение 1 учебного года на базовом (профильном, базовом) уровне.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения программы
Реализация программы по музыке в 4-х классах нацелена на достижение учащимися трех групп результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Метапредметными результатами изучения музыки являются:
- Ориентация в культурном многообразии окружающей действительности, участие в музыкальной жизни класса, школы, села;
- Продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- Наблюдение за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности.
Личностными результатами изучения музыки являются:
- Развитое музыкально-эстетическое чувство, проявляющееся в эмоционально-ценностном отношении к искусству;
- Реализация творческого потенциала в процессе коллективного (или индивидуального) музицирования при воплощении музыкальных образов;
- Позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
Предметными результатами изучения музыки являются:
- Устойчивый интерес к музыке и различным видам (или какому-либо виду)
музыкально творческой деятельности;
- Общее понятие о значении музыки в жизни человека, знание основных закономерностей музыкального искусства на примере пройденных музыкальных произведений, общее представление о музыкальной картине мира;
- Элементарные умения и навыки в различных видах учебно-творческой деятельности.
Раздел 2. Содержание учебного предмета
№ п/п | Название раздела | Количество часов |
1 | «Россия-Родина моя» | 4 часа |
2 | «О России петь – что стремиться в храм» | 4 часа |
3 | «День, полный событий» 4ч | 4 часа |
4 | «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» | 3 часа |
5 | «В концертном зале» - 6ч. | 6 часов |
6 | «В музыкальном театре» | 5 часов |
7 | «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» | 8 часов |
I «Россия-Родина моя»
Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Общность интонаций народной музыки. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Особенности тембрового звучания различных певческих голосов и их исполнительские возможности.Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Связь народного пения с родной речью (навык пения способом «пения на распев»). Способность музыки в образной форме передать настроения, чувства, характер человека, его отношение к природе, к жизни. Интонация – источник элементов музыкальной речи. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности.Многообразие жанров народных песен. Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств.
II «О России петь – что стремиться в храм»
Музыкальный фольклор как особая форма самовыражения. Праздники Русской православной церкви. Пасха. Музыкальный фольклор России. Народные музыкальные традиции Отечества. Духовная музыка в творчестве композиторов. («Богородице Дево, радуйся!» С.В. Рахманинов). Церковные песнопения: тропарь, молитва, величание. («Ангел вопияше» П.Чесноков – молитва).Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края.Праздники Русской православной церкви. Пасха. Народные музыкальные традиции родного края. Духовная музыка в творчестве композиторов. (Сюита для двух фортепиано «Светлый праздник».
III «День полный событий»
Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Музыкально-поэтические образы. Лирика в поэзии А.С.Пушкина, в музыке русских композиторов (Г.Свиридов, П.Чайковский) и в изобразительном искусстве (В.Попков «Осенние дожди»). Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе. Песенность, танцевальность, маршевость. Выразительность и изобразительность. Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Тембровая окраска музыкальных инструментов. Композитор как создатель музыки. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции Отечества. Выразительность и изобразительность в музыке. Общее и особенное в музыкальной и речевой интонациях, их эмоционально-образном строе.
IV «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Основные отличия народной и профессиональной музыки как музыки безымянного автора, хранящейся в коллективной памяти народа, и музыки, созданной композиторами. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Народная и профессиональная музыка. Народное музыкальное творчество разных стран мира. Музыкальные инструменты России, история их возникновения и бытования, их звучание в руках современных исполнителей. Музыка в народном стиле. Народная песня – летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Песни разных народов мира о природе, размышления о характерных национальных особенностях, отличающих музыкальный язык одной песни от другой. Особенности звучания различных видов оркестров: народных инструментов. Панорама музыкальной жизни родного края и музыкальные традиции, придающие самобытность его музыкальной культуре. Музыкальные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Музыкальный фольклор народов России и мира, народные музыкальные традиции родного края. Мифы, легенды, предания, сказки о музыке и музыкантах. Народное музыкальное творчество разных стран мира.
V «В концертном зале»
Музыкальные инструменты. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Вариации. Накопление музыкальных впечатлений, связанных с восприятием и исполнением музыки таких композиторов, как А.Бородин («Ноктюрн»), П.Чайковский («Вариации на тему рококо» для виолончели с оркестром).Различные виды музыки: инструментальная. Фортепианная сюита. («Старый замок» М.П.Мусоргский из сюиты «Картинки с выставки»).Различные виды музыки: вокальная, сольная. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Знакомство с жанром романса на примере творчества С.Рахманинова (романс «Сирень» С.Рахманинов). Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Ф. Шопен. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений Формы: одночастные, двух-и трехчастные, куплетные. Интонации народных танцев в музыке Ф.Шопена ( «Полонез №3», «Вальс №10», «Мазурка»).Знакомство с творчеством зарубежных композиторов-классиков: Л. Бетховен. Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Различные виды музыки: инструментальная. Музыкальная драматургия сонаты. (Соната №8 «Патетическая» Л.Бетховен).Особенности звучания различных видов оркестров: симфонического. Различные виды музыки: оркестровая. Накопление иобобщение музыкально-слуховых впечатлений. Исполнение разученных произведений, участие в коллективном пении, музицирование на элементарных музыкальных инструментах.
VI «В музыкальном театре»
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Драматургическое развитие в опере. Контраст. Основные темы – музыкальная характеристика действующих лиц. (Опера «Иван Сусанин» М.Глинка - интродукция, танцы из 2 действия, хор из 3 действия). Основные средства музыкальной выразительности.Музыкальная интонация как основа музыкального искусства, отличающая его от других искусств. Линии драматургического развитие в опере «Иван Сусанин» ( Сцена из 4 действия). Интонация как внутренне озвученное состояние, выражение эмоций и отражений мыслей.Народная и профессиональная музыка. Знакомство с творчеством отечественных композиторов.Интонационно-образная природа музыкального искусства. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Песня – ария. Куплетно-вариационная форма. Вариационность. («Рассвет на Москве-реке», «Исходила младешенька» из оперы «Хованщина» М.Мусоргского). Учащиеся знакомятся еще с несколькими оперными фрагментами: повторяют вступление «Рассвет на Москве-реке» к опере «Хованщина» М. Мусоргского, разучивают песню Марфы «Исходила младешенька».Народная и профессиональная музыка. Восточные мотивы в творчестве русских композиторов (М.Глинка, М.Мусоргский). Орнаментальная мелодика.
Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперетта и мюзикл. Мюзикл, оперетта. Жанры легкой музыки. Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балета. Народные музыкальные традиции Отечества. Народная и профессиональная музыка. Балет. (И.Ф.Стравинский «Петрушка»). Музыка в народном стиле.
VII «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»
Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Различные жанры фортепианной музыки. («Прелюдия» С.В.Рахманинов, «Революционный этюд» Ф.Шопен). Развитие музыкального образа. Роль исполнителя в донесении музыкального произведения до слушателя. Музыкальное исполнение как способ творческого самовыражения в искусстве. Тембровая окраска наиболее популярных в России музыкальных инструментов и их выразительные возможности. Музыкальные инструменты. Выразительные возможности гитары. Композитор – исполнитель – слушатель. Многообразие жанров музыки. Авторская песня. Произведения композиторов-классиков («Шутка» И.Бах, «Патетическая соната» Л.Бетховен, «Утро» Э.Григ) и мастерство известных исполнителей («Пожелание друзьям» Б.Окуджава, «Песня о друге» В.Высоцкий).«Зерно»- интонация как возможная основа музыкального развития. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. и полюбившихся песен всего учебного года.
Тематическое планирование по музыке
Тематическое планирование по музыке для 4-го класса составлено с учетом рабочей программы воспитания.
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Дата проведения (планируемая) | Дата проведения (фактическая) | |
Первая четверть – 8 недель | ||||
1 четверть Тема «Россия-Родина моя» - 4 часа | ||||
1 | Мелодия. «Ты запой мне ту песню…»,«Что не выразишь словами, звуком на душу навей». | 01.09.- 03.09. | ||
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. | 06.09.-10.09. | ||
3 | «Ты откуда русская, зародилась, музыка? | 13.09.-17.09. | ||
4 | «Я пойду по полю белому… На великий праздник собралася Русь!» | 20.09.-24.09. | ||
Тема «О России петь – что стремиться в храм» - 4 часа | ||||
5 | Святые земли Русской. Илья Муромец. | 27.09.-01.10. | ||
6 | Кирилл и Мефодий. нрк. Праздники народов Севера. | 04.10.-08.10. | ||
7 | Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопиаше | 11.10.-15.10. | ||
8 | Родной обычай старины. Светлый праздник. Обобщение | 18.10.-22.10. | ||
Вторая четверть- 8 недель | ||||
2 четверть Тема «День, полный событий» - 4 часа | ||||
9 | «Приют спокойствия, трудов и вдохновенья…» | 01.11.-05.11. | ||
10 | Зимнее утро, зимний вечер. | 08.11.-12.11. | ||
11 | «Что за прелесть эти сказки!!!». Три чуда. | 15.11.-19.11. | ||
12 | Ярмарочное гулянье. Святогорский монастырь. «Приют, сияньем муз одетый…». | 22.11.-26.11. | ||
Тема «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - 3часа | ||||
13 | Композитор – имя ему народ. Музыкальные инструменты России. | 29.11.-03.12. | ||
14 | Оркестр русских народных инструментов. нрк. Творческие коллективы Ямала. | 06.12.-10.12. | ||
15 | «Музыкант-чародей». Народные праздники. Троица. | 13.12.-17.12. | ||
Тема «В концертном зале» - 6 часов | ||||
16 | Музыкальные инструменты. Вариации на тему рококо. | 20.12.-24.12. | ||
Третья четверть – 10 недель | ||||
17 | Старый замок. | 10.01.-14.01. | ||
18 | Счастье в сирени живет… | 17.01.-21.01. | ||
19 | Не смолкнет сердце чуткое Шопена… Танцы, танцы, танцы… | 24.01.-28.01. | ||
20 | Патетическая соната. Годы странствий. | 31.01.-04.02. | ||
21 | Царит гармония оркестра. | 07.02.-11.02. | ||
Тема: «В музыкальном театре» - 5 часов | ||||
22 | Опера «Иван Сусанин» М.И.Глинки. | 14.02.-18.02. | ||
23 | Исходила младёшенька | 21.02.-25.02. | ||
24 | Русский Восток. Сезам, откройся! Восточные мотивы. | 28.02.-04.03. | ||
25 | Балет «Петрушка» | 07.03.-11.03. | ||
26 | Театр музыкальной комедии. | 14.03.-18.03. | ||
Четвертая четверть- 8 недель | ||||
4 четверть Тема «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» - 8 часов | ||||
27 | Прелюдия. Сергей Рахманинов | 28.03.-01.04. | ||
28 | Исповедь души. Революционный этюд. Ф.Шопен | 04.04.-08.04. | ||
29 | Мастерство исполнителя. Музыкальные инструменты (гитара). | 11.04.-15.04. | ||
30 | В каждой интонации спрятан человек. | 18.04.-22.04. | ||
31 | Музыкальный сказочник. | 25.04.-29.04. | ||
32 | Рассвет на Москве-реке. | 02.05.-06.05. | ||
33 | Обобщающий урок. | 09.05.-13.05. | ||
34 | Обобщающий урок. | 16.05.-20.05. |
Приложение
Лист корректировки календарно-тематического планирования
Предмет: Музыка
Класс: 4
Учитель: ________________
2022-2023 учебный год
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | |
по плану | дано | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочие программы 1 класс "Школа России", 3 класс "Планета знаний"
РП по предмету...
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже
Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достижений).
Рабочая программа 2 класс, математика, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихс...
Рабочая программа 1 класс Окружающий мир 1 класс "Школа России"
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного...
Рабочие программы "Начальные классы" 4 класс
Рабочие программы по предметам , изучаемым в 4 классе...
«Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс
Конспект и презентация «Знакомство с рабочей строкой, письмо полуовалов на рабочей строке», 1 класс...