Тема урока: «Виват Россия!»
план-конспект урока по музыке (3 класс)
Тема урока: «Виват Россия!»
Цели урока:
- Познакомить со страницами русской истории на примерах повествования в кантах и народных песнях о военных походах и победах Петра I в Северной войне, походах А.В.Суворова (XVIII век), героях Отечественной войны 1812 г;
- Показать использование музыки разных жанров.
Задачи урока:
Образовательная
- Закрепить знание о музыкальных жанрах в их сравнении.
Развивающая:
- Закрепить понятие трехчастной формы и навык определения ее на слух;
- Продолжить развитие певческих навыков (активное дыхание, четкая дикция, исполнение мелодии в характере музыки);
- Развивать умение определять средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, лад) в связи с характером музыки.
Воспитательная
- Воспитание гражданско-патриотических чувств (любви к Отечеству, уважения к героям-защитникам Родины)
Музыкальный материал:
- Кант "Радуйся, Росско земле"
- Кант "Виват, Россия!"
- Кантата «Александр Невский»
Оборудование: портрет Петра I, учебник и рабочая тетрадь для 3 класса Критской, Сергеевой, Шмагиной.
План урока:
- Организационное начало (2 мин.)
- Вступительная беседа (5 мин.)
- Первичное восприятие (10 мин.)
- Художественный анализ произведения (15-20 мин.)
- Обобщение(5мин.)
- Итог урока(2мин.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka.doc | 63.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Виват Россия!»
Цели урока:
- Познакомить со страницами русской истории на примерах повествования в кантах и народных песнях о военных походах и победах Петра I в Северной войне, походах А.В.Суворова (XVIII век), героях Отечественной войны 1812 г;
- Показать использование музыки разных жанров.
Задачи урока:
Образовательная
- Закрепить знание о музыкальных жанрах в их сравнении.
Развивающая:
- Закрепить понятие трехчастной формы и навык определения ее на слух;
- Продолжить развитие певческих навыков (активное дыхание, четкая дикция, исполнение мелодии в характере музыки);
- Развивать умение определять средства музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, лад) в связи с характером музыки.
Воспитательная
- Воспитание гражданско-патриотических чувств (любви к Отечеству, уважения к героям-защитникам Родины)
Музыкальный материал:
- Кант "Радуйся, Росско земле"
- Кант "Виват, Россия!"
- Кантата «Александр Невский»
Оборудование: портрет Петра I, учебник и рабочая тетрадь для 3 класса Критской, Сергеевой, Шмагиной.
План урока:
- Организационное начало (2 мин.)
- Вступительная беседа (5 мин.)
- Первичное восприятие (10 мин.)
- Художественный анализ произведения (15-20 мин.)
- Обобщение(5мин.)
- Итог урока(2мин.)
Ход урока
- Организационное начало (1 мин.)
Цель: настроить учащихся на учебную деятельность.
-Здравствуйте, ребята! Садитесь.
- Вступительная беседа (5 мин.)
Цель: познакомить учащихся с новым видом музыкальных произведений
Россия — великая держава.
-Сегодня мы обратимся к героическим страницам русской истории. И мы увидим эту историю в музыке различных жанров.
- Давайте прочитаем название нашей темы на с. 12 в ваших учебниках.
- Как вы понимаете слово «Виват»?
- Виват - это выражение, заимствованное в XVIII веке из латинского языка, и популярное по сей день. "Виват" буквально переводится как "Ура", "Да здравствует", - то есть, обозначает восторженный возглас. В России первоначально этим восклицанием войска приветствовали военачальника и членов царской семьи.
-Подумайте, а можно ли заменить их на русские слова «да здравствует», «славься», «песня»? Изменится ли от этого музыкальное произведение?
- Прочитаем текст в рамочке на странице 12.
- Что такое кант?
-Кант - это многоголосая песня, распространенная в XVII-XVIII вв., исполняемая ансамблем певцов или хором без сопровождения, первоначально - на религиозные, с XVIII в. - на бытовые, лирические, военно-патриотические тексты.
-Когда появились канты?
-300 лет тому назад, в честь торжеств по случаю побед русского оружия при Петре I.
-Канты были элементом различного рода торжеств.
Например, специально для праздника дня Победы в Полтавской битве (1709г.) было сооружено семь триумфальных ворот. Наверху размещались музыканты — инструменталисты и певцы, исполнявшие специально сочиненные стихи и канты.
-Канты были элементом различного рода торжеств.
Например, специально для праздника дня Победы в Полтавской битве (1709г.) было сооружено семь триумфальных ворот. Наверху размещались музыканты — инструменталисты и певцы, исполнявшие специально сочиненные стихи и канты.
-В каком характере нужно исполнять канты?
-Торжественно, празднично. Ведь эта музыка напоминает фанфарный зов трубы.
- Общее в кантах, с которыми мы познакомимся, определяется их трехчастной формой: крайние части – слава царю Петру, средняя часть – сострадание к погибшим.
III. Первичное восприятие ( 10мин.)
Цель: познакомить учащихся с кантами «Радуйся, Росско земле!» и «Виват Россия!»
- Послушайте внимательно первый куплет канта и попробуйте определить жанр, характер музыки.
- А как вы думайте русская она или зарубежная?
- В какое время она сочинена?
- Кто и в какой момент может ее исполнить?
-Когда родились эти песни? (При Петре I)
Петр I
Родился 30 мая 1672 в Москве. Воспитывался Петр бессистемно; в юности его интересовало плотницкое дело и судостроение. Другим его увлечением было обучение солдат и разыгрывание потешных сражений. Первым опытом вождения войск стала для него война с Турцией, которая владычествовала в Крыму. Петр рассчитывал отвоевать выход к Черному морю. Он понял, что Россия еще недостаточно сильна, чтобы прочно обосноваться на юге. Петр отправился в путешествие по Англии, Голландии и Германии; он был первым русским монархом, появившимся за границей.
Царь возвратился на родину, чтобы расправиться с бунтовщиками. Покончив со стрельцами, Петр вознамерился ослабить власть бояр. Далее он повелел всем подданным, кроме крестьян и священства, обрить бороды и распорядился, чтобы все придворные одевались на немецкий или французский манер и курили трубки. Царь поощрял обучение ремеслам, создавал многочисленные мастерские, приобщая русских людей к западному стилю жизни и труда. Война со шведами В 1700 был заключен мир с Турцией. В союзе с Данией и Саксонией он начал войну со Швецией (Северная война 17001721). Шведский король Карл XII воевал в глубине Европы с Саксонией и Польшей и пренебрегал угрозой со стороны России. Петр не терял времени: в устье Невы возводились крепости, на верфях, оборудование для которых было привезено из Архангельска, строились корабли, и вскоре на Балтийском море возник мощный российский флот. Карл XII, заключив в 1706 мир с Польшей, предпринял запоздалую попытку сокрушить российского соперника. Поначалу его наступление шло успешно, однако отступавшая русская армия обманула его хитрым маневром и нанесла серьезное поражение. Карл повернул к югу, и его армия была полностью разгромлена в битве под Полтавой.
Отношения с церковью Петр оставляли желать лучшего. Петр закрывал монастыри, присваивал церковное имущество, позволял себе кощунственно глумиться над церковными обрядами и обычаями. Его церковная политика вызывала массовые протесты. Строились флоты, военный и торговый. Для финансирования своих проектов царь ввел множество новых налогов, в том числе подушную подать. Были введены арабские цифры, гражданский шрифт, учреждались типографии, появилась первая российская газета. Науки всемерно поощрялись: открывались школы, переводились книги по науке и технике, была основана Академия наук.
В возрасте шестнадцати лет Петра женили на Евдокии Лопухиной, но он прожил с ней едва ли неделю. Она родила ему сына Алексея, наследника престола. В 1718 Алексея заставили отречься от права на престол. В том же году его судили, обвинив в заговоре против государя, признали виновным и умертвили. В 1712 царь объявил о своем разводе и венчался с Екатериной. В этом браке родилось 8 детей. В 1724 Екатерина была коронована как императрица. Умер в Санкт-Петербурге 28 января 1725.
- А мне вот интересно, что означает итальянское слово « кантаре»? ( Пою).
-Кантата — это крупное музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей. Она и исполняется обычно в концертном зале хором, оркестром и певцами-солистами.
Кантата «Александр Невский» Сергея Сергеевича Прокофьева.
-Каким событиям посвящено это произведение?
-Битве на Чудском озере в 1242г., победе князя Александра Невского над немецкими крестоносцами.
-Во всю высоту полотна стоит князь Александр, опираясь обеими руками на меч в ножнах. На этом портрете нет изображения воинского щита, сама композиция картины представляется щитом, а фигура князя — олицетворение защиты. На втором плане — очертание Софии Новгородской — главной святыни северной Руси.
-В кантате «Александр Невский» есть очень известный хор «Вставайте, люди русские».
-В какой форме написан этот хор? В трехчастной.
-I и III часть надо исполнять энергично в сочетании с напевностью, постараться передать героический характер музыки.
-II часть — широкая, распевная, это ее сближает с русской народной песней и придает ей эпический характер.
4. Художественный анализ произведения (20 минут)
Цель: определить характер и смысл музыкальных произведений.
Канты «Радуйся, Росско земле!» и «Виват Россия!»
-Что же передает хор?
-Торжество, ликование.
-Здесь есть и тема скорби и печали — памяти о погибших.
-Колокольный звон — праздничный, радостный, передает победу русского народа.
V. Обобщение (7 минут)
-Сегодня мы перелистнули страницы нашей истории.
-Канты и народные песни повествуют о военных походах и победах Петра I в Северной войне, героях Отечественной войны 1812 г.
-Музыка учит нас любить, защищать Россию и гордиться своей Родиной.
VI. Итог урока (3 минуты)
Цель: узнать, как усвоен материал учащимися.
-С какими кантами сегодня познакомились?
-Как звучат канты? Как догадаться, что мы слышим именно кант?
-В честь чего их исполняли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Как Россия у Европы училась."
Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Как Россия у Европы училась." 4 класс....
Тема урока « Границы России».
Цель учащихся: быстрое включение класса в деловой ритм, настрой на учебное сотрудничество с учителем и классом. Цели для учителя: создать условия для развития познавательного интереса к предмету....
Урок музыки "Виват, Россия!"
Научить слушать и анализировать лучшие образцы русской музыкальной культуры прошлого и настоящего, познакомить с жанром виватного канта, углубить понимание мелодии как основы музыки, ...
Тема урока: "Природа России". 1 класс, дисциплина "Окружающий мир", программа "Перспектива".
Познакомить учащихся 1 класса с природными особенностями России....
Кроссворд по теме "Виват, Россия" , музыка, 3 класс, Критская
Кроссворд составлен для проверки знаний по теме "Виват, Россия", по муыке, 3 класс...
Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Как Россия у Европы училась."
Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Как Россия у Европы училась." 4 класс....
Конспект урока "Виват,Россия!"
Данная разработка урока поможет познакомить учащихся с понятием Кант и символикой Российского государства....