Урок музыки "Виват, Россия!"
план-конспект урока по музыке (3 класс) по теме
Научить слушать и анализировать лучшие образцы русской музыкальной культуры прошлого и настоящего, познакомить с жанром виватного канта, углубить понимание мелодии как основы музыки, развивать вокальные и исполнительские способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vivat_rossiya.docx | 25.96 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по музыке. Учитель Цыганова О.С.
Класс 3 (по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной)
Раздел: «Россия – Родина моя» ( 1 четверть)
Тема урока: Виват, Россия!
Тип – получение новых знаний;
Форма - урок-диалог
Цели деятельности учителя: показать многогранность музыки; создать условия для свободных высказываний по теме; способствовать формированию музыкальной культуры учащихся, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся слушать и анализировать лучшие образцы русской музыкальной культуры прошлого и настоящего, познакомятся с жанром виватного канта, углубят понимание мелодии как основы музыки, ее души; получат возможность развивать вокальные и исполнительские способности.
Метапредметные:
- познавательные – внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, анализируют и строят рассуждения;
- коммуникативные – осваивают диалоговую форму общения;
- регулятивные – организовывают свою деятельность, принимают ее цели и задачи, принимают средства реализации этих целей и применяют их на практике;
Личностные – чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения музыкального наследия русских композиторов, различных направлений современного музыкального искусства России; оценивают результаты деятельности.
Методы:
- метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;
- метод «выхода за пределы музыки»;
- метод тождества и контраста;
- метод создания «композиций»;
- метод эмоциональной драматургии.
Музыкальный материал: Виватные канты «Радуйся, Росско земле!», «Орле Российский», «Моя Родина» - сл. А.И. Пилецкой, муз. Л.Г Ядовиной, «Вместе весело шагать» В.Шаинский, «Что может быть лучше России?»
Ход урока
Организационный момент
( Вход учащихся под песню В.Шаинского «Вместе весело шагать)
1. Постановка учебной задачи.
Учитель: - Здравствуйте, ребята! Сегодня я приглашаю вас в небольшое, но очень интересное музыкальное путешествие. Вы ведь любите путешествовать?
Дети: Конечно, любим!
Учитель: И отправляясь в путешествие, вы, наверное, ждете чего-то необычного? Что может нам подарить путешествие?
Дети: Хорошее настроение, новые встречи, новые открытия.
Учитель: Вы правы, ребята, в любом путешествии вы обязательно откроете для себя что-то новое. Итак, отправляемся.
Проводится дыхательная и дикционная разминки, распевание:
- Представьте, что в лицо нам дует легкий ветерок ( приподняли бородки, выпрямили спинки, подтянулись) ;
- Цветы и травы приветствуют нас своим ароматом (легкий вдох - долгий выдох );
- Где-то вдалеке мы слышим кукушку (ку-ку, ку-ку);
- А над цветком закружила труженица-пчела ( ж – ж – ж – ж);
- Солнышко согревает нас своим теплом ( пропели мажорное трезвучие со словами - НАМ ХО-РО-ШО!)
2. Актуализация опорных знаний. Выполнение задач реконструктивно-вариативного характера.
1. Работа по теме урока.
Учитель: - Издалека доносится песня. Внимательно вслушайтесь в нее и посмотрите видеоролик. Придумайте название песни.
Просмотр видеоролика на песню «Ромашковая Русь»
Учитель: – О чем поется в этой песне и как бы вы ее назвали?
Ответы детей.
Учитель: - Мы продолжаем с вами разговаривать о России - нашей Родине. Какие музыкальные произведения уже рассказали нам о таком чувстве, как любовь к Родине?
Дети: - П.И. Чайковский. Симфония № 4; романс «Благословляю вас, леса...»;
Учитель: - Сегодняшний разговор пойдет также о произведениях, посвященных Родине и ее защитникам.
Составление кластера ( ассоциации со словом Родина).
Учитель: - Какие чувства возникают у вас, когда вы видите или слышите такие слова?
Дети: - Теплые, ласковые, нежные чувства.
Учитель: - Как еще можно назвать эти возникшие чувства?
Дети: - Лирические.
Учитель: Вы уже много пели песен с разными мелодиями – веселыми и грустными, лирическими и танцевальными. А что же такое мелодия?
Запись в тетрадь: Мелодия - главное средство музыкальной выразительности.
2. Вокально-хоровая работа над песней «Моя Родина»:
- работа над фразировкой,
- кантиленным звуковедением,
- дикцией,
- правильным звукообразованием,
- выразительным исполнением.
Учитель: - Передайте характер песни движениями рук. Какими они будут?
Дети: - Плавными, мягкими.
Учитель: - В какой форме написана эта песня? Поясните свой ответ.
Дети: - В песне двухчастная форма, так как в ней есть запев и припев.
Учитель: - В сопровождении каких инструментов звучала эта песня?
Ответы детей.
Запись в тетрадь: Музыкальное сопровождение песни называется
аккомпанементом.
Физкультминутка с элементами импровизации.
Учитель: Попробуйте придумать мелодию к этим словам и потом пропоем мелодию с движениями.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Встрепенулся, шевельнулся,
Взвился в высь и улетел.
Учитель: А теперь я предлагаю вам прослушать новое произведение.
Звучит кант «Радуйся, Росско земле!»
Учитель: - Что вы можете сказать об этом произведении? Какими чувствами оно наполнено?
Дети: В музыке звучало торжество, величие, восхваление, гордость.
Учитель: Как вы думаете, эта песня современная или старинная? Попробуйте объяснить свой ответ.
Дети: Это песня старинная.
Учитель: Да, ребята, это песня времен царствования Петра I. Давайте откроем учебник на стр. 12-13. Вот этот старинный свиток приготовил нам рассказ о канте. Внимательно его прочитаем.
(Чтение материала учебника «Музыка. 3 класс» - стр. 12-13.)
Учитель: Что такое кант?
Запись в тетрадь: Кант – это многоголосная бытовая песня.
Учитель: Какое слово часто повторялось?
Дети: Виват!
Учитель: Давайте произнесем: «Виват, Россия!» Что означает слово «виват»?
Дети: Да здравствует! Славься, Россия!
Учитель: Во времена Петра канты были элементами различных торжеств. Например, специально для празднования дня победы в Полтавской битве (1709 г.) было сооружено 7 триумфальных ворот, наверху которых размещались музыканты-инструменталисты и певцы, исполнявшие специально сочиненные стихи и канты.
Во время правления Петра I Россия вела войну со Швецией за выход к Балтийскому морю. Это война называлась Северной, длилась 21 год и закончилась победой России. Вот уж есть от чего воскликнуть: «Слава!», «Да здравствует!» или ...?
Дети: Виват!
Учитель: Давайте воскликнем хором - «Виват!»
Учитель: А теперь споем виватную интонацию канта «Радуйся, Росско земле!»
Исполнение.
Учитель: Как вы думаете, сходна ли речевая и музыкальная интонация канта?
Дети: Они похожи.
Учитель: А теперь выясним, существовали ли какие-либо особенности исполнения виватных кантов? Для этого мы создадим разные условия исполнения и выберем наиболее подходящие.
Исполнение по рядам:
1 ряд - торжественно стоит при исполнении;
2 ряд - марширует;
Учитель: Какие движения наиболее подходят характеру звучания? Дети высказывают свои предположения.
Учитель: Особенность виватных кантов еще и в том, что их можно исполнять и абсолютно не двигаясь, как гимн, а также и в массовом шествии и в обычной прогулке.
(Учитель предлагает детям повторить исполнения самостоятельно, выбрав
характер движений)
Учитель: А сейчас мы прослушаем еще одно музыкальное произведение. Ваша задача - определить, в каком жанре оно написано.
Звучит виватный кант «Орле Российский».
Дети: Прозвучал виватный кант.
Учитель: Почему вы так считаете, почему это не романс, не симфония и не
песня?
Дети: Потому что это старинное, торжественное произведение, в котором звучит прославление и возвеличивание, маршевость и песенность одновременно, многоголосие.
Учитель: Это кант, прославляющий Россию и ее защитников, «Орле российский», посвященный Полтавскому сражению. Только ли торжество звучало в музыке?
Дети: Звучание было и трагическим - это скорбь о погибших.
Учитель: Скажите, а известны ли нам авторы данных кантов?
Дети: Нет, авторы неизвестны.
Учитель: Судя по тому, с какой гордостью, ликованием, торжеством они звучат, можно сказать, что их авторы - настоящие патриоты. А кто такой патриот?
Ответы детей.
Учитель: - Патриот - это человек, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства, а если понадобится, он должен быть готов встать на ее защиту.
Учитель: - Скажите, ребята, а мы можем быть патриотами? Что нам для этого надо?
Дети: - Мы должны любить свою Родину, беречь ее природу, помогать людям и т.д.
Учитель: - Итак, путешествие наше подходит к концу. Куда же мы с вами путешествовали? Давайте вернемся к началу урока и обозначим тему урока.
Ответы детей.
Учитель: Да, ребята, мы совершили путешествие в историю нашей Родины.
3. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности.
Учитель: - Как бы вы назвали наш сегодняшний урок?
- Так что же такое кант?
- Что такое виватный кант?
- Что означает слово «виват»?
- Что особенного в исполнении канта?
- С какими кантами познакомились на уроке?
(Дети отвечают на вопросы, поставленные учителем)
Учитель: Виватные канты рассказали нам о подвигах защитников Родины. На следующем уроке мы продолжим знакомство с героями-патриотами.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Как Россия у Европы училась."
Презентация к уроку окружающего мира.Тема урока "Как Россия у Европы училась." 4 класс....
Материал к уроку в День знаний. "Урок гражданина России".
2 класс. День Знаний.Ребята, что такое РОДИНА, ОТЧИЗНА? Как вы это понимаете? Что они значат для человека?А как вы думаете, с чего начинается Родина для каждого?.. С кем сравнивает автор Россию? Почем...
презентация к уроку "Горы России" 4 класс УМК Школа России.
Алтайские горы....
Конспект урока по окружающему миру"Золотое кольцо России", 1 урок (Школа России, 3 класс)
Цель деятельности учителя: ознакомление учащихся с городами Золотого кольца России и некоторыми ихдостопримечательностями. Планируемые результаты:Предметные:- знать города, входящие в Золотое кол...
Конспект урока по окружающему миру "Золотое кольцо России", 2 урок (Школа России, 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах, входящих в «Золотое кольцо России» и ихдостопримечательностях. Планируемые результатыПредметные- знать, что т...