Открытый урок в 4 классе. "Вокальная музыка"
план-конспект урока по музыке (4 класс)

Соломина Ираида Ивановна

На примере прелюдий Шопена  и Рахманинова  обучающиеся связывают творчество композиторов в основными периодами их творчества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_muzyke_v_4_klasse.doc76 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по музыке в 4 классе

По программе «Музыка» Сергеева, Критская)

Тема: Вокальная музыка

Тип: урок развивающего контроля

Цель:  сформировать представление о тесной связи музыки и литературы, показать на примерах значение этого жанра в духовном возрождении России.

Цель урока: показать разнообразие жанров вокальной музыки.

Задачи:

Личностные:

продолжать формирование ассоциативно-образного мышления

продолжать формировать понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни;

Метапредметные УУД: 

Регулятивные:  продолжать формирование умения анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

Познавательные: продолжать развитие певческих навыков и музыкальных способностей (музыкального слуха, памяти, мышления, воображения) в процессе музицирования

Коммуникативные: продолжать формирование стремления аргументировать свою позицию при ответе на поставленные вопросы педагогом и отстаивать свою точку зрения.

Предметные УУД: установление внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством; продолжать освоение жанрового и стилевого многообразия народной песни, специфики ее выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

Оборудование: доска, компьютер, презентация, аудиозаписи

Музыкальный материал:  песни Ю. Чичкова «Россия, Россия..» и Г. Струве «Моя Россия», русские народные песни разных жанров.

Задачи:

- установление внутренних связей музыки с литературой и изобразительным искусством;

- развитие эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию;

- развитие общей музыкальности и эмоциональности, эмпатии и восприимчивости, интеллектуальной сферы и творческого потенциала, художественного вкуса, общих музыкальных способностей;

- освоение жанрового и стилевого многообразия народной песни, специфики ее выразительных средств и музыкального языка, интонационно-образной природы и взаимосвязи с различными видами искусства и жизнью;

- овладение художественно-практическими умениями и навыками в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности (слушании музыки и пении, инструментальном музицировании и музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации народных песен, музыкально-творческой практике с применением информационно-коммуникационных технологий).

У. На прошлом уроке мы беседовали о том, что музыка и литература очень тесно взаимосвязаны. Сегодня продолжим этот разговор.  Давайте повторим, что роднит музыку с литературой?

Дети.

Сюжеты из реальной жизни

Может быть наоборот, вымысел

Интонации

У. хорошо. А может быть так, что иногда эти жанры как бы меняются местами?

Д. Да, может. Литературные произведения называются песня, запевка, а музыкальные жанры – сказка, поэма.

В литературе есть произведения, где музыка одним их действующих лиц.

А еще народ сложил  сказок и легенд, где рассказывается о музыкантах.

У. Спасибо. Какой самой распространенный жанр литературы?  

Д. Стих, рассказ

У. А как вы думаете, какую тему не обошел в своем творчестве ни один писатель и не один поэт?

Д. Тему любви

Тему любви к своей Родине.

Формируемые УУД:

Личностные: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки.

Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышления

Коммуникативные: передавать полученные знания  в устном речевом высказывании

Регулятивные: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; преобразовать практическую задачу в познавательную.

У. Эпиграфом нашего урока станет цитата из стихотворения С Есенина  «Россия…какое красивое слово!

И роса, и сила, и синее что-то»

А какие ассоциации слов возникают у вас при слове Россия?

Д. Родина, мама, природа, родные люди, родные места, родственники, флаг России, гимн России

У. Хорошо. А теперь обратимся к учебнику и прочтем вступительный текс на стр. 10.

Д. Родина, Россия, Русь! Трепетно и вдохновенно воспевают писатели и поэты, музыканты и художники в своих произведениях образ Отчизны. Именно произведения искусства помогают нам почувствовать и понять свое отношение к Родине, учат бережно относиться к природе, ценить людей, сохранять культуру и традиции своего народа.

У. Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

 Д. Песни моей Родины

У. Чем мы будем заниматься?

Д. Пением.

У.Как можем достичь цели?

Д. Петь и анализировать  песни.

У. Какие песни о России вы знаете?

Д. В теме урока есть слова «Россия, Россия, нет слова красивей…», мы пели раньше эту песню.

У. Да, это песня Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского

Д. Еще мы пели песню «Моя Россия»

Исполнение фрагментов песен Ю.Чичкова «Россия, Россия…»

и Г.Струве «Моя Россия»

Формируемые УУД:

Личностные: эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальному образу в песне в процессе пения.

Познавательные: передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении.

Коммуникативные: сотрудничество с партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

Регулятивные: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности.

У. Спасибо. Вы хорошо исполнили знакомые песни, и каждый попытался выразить в пении свое отношение к Родине.

Я предлагаю дополнить текс, в котором заложена основная мысль большого раздела учебника, который мы начали изучать.

На экране текст с пропущенными словами.

Самый распространенный жанр музыкально-литературного творчества – …….. (песня). Именно ее примере становятся очевидными сходство и различие между ………(литературной)  речью и речью …….(музыкальной).

У. Молодцы. А почему вы именно так дополнили текст?

Д. Потому, что мы начали изучать раздел «Музыка и литература», а в песне есть и слова и мелодия, и это самый распространенный и понятный жанр.

У. Отличный ответ. Давайте теперь снова обратимся к учебнику и поработаем в группах. Каждая группа получает свое задание.

1 гр.  Прочитать отрывок из рассказа В. Белова и составить ассоциативный ряд слов. Выбрать самое эмоционально выразительно выражение.

2 гр. Рассмотреть репродукцию картины И. Левитана «Стога. Сумерки» и составить ассоциативный ряд слов. Какие тона и краски преобладают в этой картине.

Ответы детей по группам

1 гр. Тишина, покой, вечность, красота, трепет

«…и песни тоже ведь не умирают, как люди»

2 гр. Ночь, тишина, красота, умиротворенность, покой

Мягкие тона, нежные краски, розовые, голубые, бледно-зеленые

У. Хорошо, а теперь задание посложнее, оно дано  на стр.10. Попробуйте, работая в своих группах вспомнить муз. произведение, которое объединило бы и отрывок рассказа и иллюстрацию картины.

Д. «Вокализ «Рахманинова»

Д. Русская народная песня «Вижу чудное приволье»

У. Молодцы. Какой вариант, по-вашему, оставим.

Д. «Вокализ «Рахманинова»

У. Объясните, почему.

Д. Если подбирать музыкальную иллюстрацию в картине, то русская народная песня  «Вижу чудное приволье» подойдет.

Д. А если соединять живопись, музыку и литературу, то музыка нужна без слов, чтобы чтецу и слушателям был понятен текс.

У. Совершенно верно. Жанр вокализа – песни без слов, хорошо подойдет для выполнения этого задания.

Прослушивание «Вокализа « С. Рахманинова. Пластическое интонирование, работа с текстом, иллюстрацией (на выбор)

Формируемые УУД:

Личностные УУД: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыки, взаимосвязь между изобразительностью и выразительностью музыки  и других видов искусств.

Познавательные: владение навыками осознанного и выразительного речевого высказывания в процессе размышлений  (диалогический и монологический типы), участие в индивидуальных и групповых мини-исследованиях.

Коммуникативные: совершенствование умений планирования учебного сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе деятельности; развитие навыков постановки проблемных вопросов в процессе поиска и сбора информации.

Регулятивные УУД: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности.

У. Сегодня на уроке мы проследим взаимосвязь музыки и литературы на примере жанра русской народной песни.

 У. Когда (в каких случаях) люди поют?

Д. Когда весело, на празднике.

Д. Когда грустно или тревожно на душе.

Д. Когда укладывают ребенка спать.

Д. Когда уходят на войну.

У. А как подразделяются песни по темам?

Д. Они подразделяются на жанры.

Учитель. Правильно. Мы работали в двух больших творческих группах, а теперь разделитесь, пожалуйста, на группы по 5-6 человек. Вы получите задания и будете творить в своих мини-группах.

Дети делятся на группы, совместно выбирают название песни. Они должны придумать презентацию своей песни: рассказать, почему именно эту песню они выбрали, назвать ее жанр, разыграть песню, показать элементы инсценировки, придумать вопрос для других команд. Все песни в задании из репертуара начальной школы. Можно исполнять песню в сопровождении шумовых инструментов. Для презентации своей команды можно использовать стихи русских поэтов, которые предложены в качестве дополнительной информации.

Песни на выбор для работы в группах

«А мы жито жали»

«Солдатушки, бравы ребятушки»

«Колыбельная»

«Во поле береза стояла»

«Бояре, а мы к вам пришли»

«У зори то, у зореньки»

Стихи русских поэтов как дополнительная информация для создания музыкального и сценического образа народной песни

И Суриков.

Как кому на свете                              

Дышится, живется-

Такова и песня

У него поется…

Жизнь дает для песни

Образы и звуки:

Даст ли она радость,

Даст ли скорбь и муки.

Даст ли день роскошный.        

Тьму ли без рассвета-

То и отразится

В песне у поэта.

С Есенин «Русская песня».

Песня русская в березах, в хлебах –

 На покосах, на морозах,

 На санях и на лугах…

 На ветру шумят рябины,

 Каждый слушать их готов.

 Сколько песен у России –

 Сколько во поле цветов!

 Кто сложил ее, не знаю,

 Только песня та добра,

 Песня с детства мне родная

 И подруга, и сестра!

 А слова ее простые

 Душу трогают до слез,

Столько песен из России,

 Сколько в рощицах берез.

 Словно музыка степная

 Золотая рожь встает

 В полный голос слышен колос –

 Это Родина поет!

 Песни русские такие,

 Что охота подпевать…

 Столько песен у России, -

 Никому не сосчитать.

Ты откуда. Русская, зародилась музыка?

То ли в поле чистом, то ли в лесе мглистом

В радости ли? В боли? Или в птичьем свисте?

Ты скажи, откуда грусть в тебе и удаль?

В чьём сердце билась с самого начала?

Как ты появилась? Как ты зазвучала?

Пролетели гуси, уронили гусли

Пролетали утки, уронили дудки

Их порою вешней

Нашли, не удивились,

Ну, а песня? С песней на Руси родились.

Группы начинают работу. Осмысливают жанр песни, придумывают роли и движения для инсценировки, выбирают стихотворные примеры. В ходе работы две группы обмениваются участниками, т.к. в группе мальчиков понадобилась одна девочка. По обоюдному согласию дети переходят в другие творческие группы.

1 команда. Наша команда «Русская песня». Мы выбрали песню  «А мы жито жали». Песня относится к жанру трудовые. Песню пели во время сбора урожая пшеницы, ячменя или овса. Вопрос для команд: Как называется то, что они собирали в поле? Ответа нет. Наводящий вопрос: это слово есть в названии песни. Ответ: жито. Правильно. Подберите однокоренное слово. Ответ: жизнь.

Свое выступление мы начнем со стихотворения С. Есенина.

 Песня русская в березах, в хлебах –

 На покосах, на морозах,

 На санях и на лугах…

 На ветру шумят рябины,

 Каждый слушать их готов.

 Сколько песен у России –

 Сколько во поле цветов!

 Словно музыка степная

 Золотая рожь встает

 В полный голос слышен колос –

 Это Родина поет!

В группе 4 ученика. Мальчик на трещотке исполняет в припеве простой ритмический рисунок на сильную долю. Группа из 3 девочек исполняет песню, инсценирую жатву: каждая кистью левой руки захватывает, а правой снизу воображаемым серпом срезает пшеницу.

А мы жито жали, жали собирали

Жнеи молодые серпы удалые.

На припеве берут воображаемые снопы и несут из в общий стог.

Жнем, жнем, берем, берем.

Жнем, жнем, в снопы кладем.

Вопрос детей для других групп:  почему мальчик не участвовал в инсценировке песни.

Ответ: жали зерновые только женщины, мужчины в этом не принимали участие.

2 команда.  Наша команда «Бравые солдаты». Песня ««Солдатушки, бравы ребятушки» относится к жанру солдатских песен, написана с стиле «вопрос-ответ». Девочка нам нужна, чтобы задавать вопрос. Для исполнения мы выбрали барабан и свирель. Эти инструменты всегда использовались в военных походах. В царской армии на 10 тысяч солдат пехоты было три тысячи барабанщиков и флейтистов.

Мы придумали сценарий. Девочка полет огород. Вдали слышится ритм барабана и по дороге вдоль деревни  идут солдаты. Девочка задает вопросы, солдаты отвечают.

Исполняется песня. Барабанщик играет ритм четвертями, мальчики маршируют. Девочка поет  с вопросительной интонаций.

Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши деды?

Мальчики отвечают под ритм барабана, при повторении звучит  только инструментальная часть песни: барабан и свирель.

Наши деды - славные победы,

Вот где наши деды.

        

Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваши детки?

Наши детки – пули, ядра метки.

Вот где наши детки.

Солдатушки, бравы ребятушки,

Где же ваша слава?

Наша слава – русская держава.

Вот где наша слава.

Вопрос детей для других групп: какое значение имела песня для солдат.

Ответ: она поднимала боевой дух солдат.

Вопрос: Сколько лет служили в царской армии?

Ответ: 25 лет

Задание: напишите на доске партию барабана.

3 группа. Наша команда «Раздолье». Мы выбрали песню «Бояре, а мы к вам пришли». Жанр игровая песня.

Исполняют песню. Делятся на две группы, одна становится против другой.

Бояре, а мы к вам пришли,

Молодые, а мы к вам пришли.

Бояре, а зачем пришли,

Молодые, а зачем пришли?

Бояре, нам невеста, нужна,

Молодые, нам невеста нужна.

Бояре, а какая вам мила,

Молодые, а какая вам мила?

Бояре, нам вот эта мила,

Молодые, нам вот эта мила.

Бояре, у ней зубки болят,

Молодые, у ней зубки болят.

Бояре, а мы пряничка дадим,

Молодые, а мы пряничка дадим.

Бояре, у ней зубки болят,

Молодые, у ней зубки болят.

Бояре, не валяйте дурака,

Отдавайте нам невесту навсегда.

Вопрос: в какой манере исполнялась песня

Ответ: стенка на стенку.

Вопрос детей для других групп:: придумайте свой вопрос и ответ как очередной куплет песни.

Ответ: Бояре, мы подарим перстенек

Молодые, мы подарим перстенек.

Бояре, потеряет перстенек.

Молодые, потеряет перстенек.

4 группа. Наша команда «Русский хоровод». Мы выбрали песню «Во поле береза стояла», жанр хороводная. Для вступления мы выбрали отрывки из стихотворения С. Есенина, по смыслу подходящие к нашей песне.

Песни русские такие,

Что охота подпевать…

Столько песен у России, -

Никому не сосчитать.

А слова ее простые

Душу трогают до слез,

Столько песен из России,

Сколько в рощицах берез.

Дети становятся в круг, исполняют песню «Во поле береза стояла» с импровизированными движениями.

Вопрос: как на Руси водили хороводы

Ответ: только по ходу солнца.

Вопрос детей для других групп: какое лечебное свойство имел хоровод

Ответ: люди держались за руки, как бы объединяя всю силу, в центре круга собиралась положительная энергия от песни, поэтому туда сажали больных детей.

Формируемые УУД:

Личностные: познание разнообразных сторон жизни русского человека, его  традиций через музыкально-художественные образы.

Познавательные: формирование интереса к музыкальным занятиям, позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности.

Регулятивные: воспитание любви к музыке своего народа,  оценивать результаты своего выступления на уроке и выступлений своих одноклассников.

Коммуникативные: формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом.

У. Спасибо. У нас получился настоящий народный праздник.  А сейчас обратимся к развороту учебника «Звучащие картины» на стр. 14-15

Рассмотрите репродукции картин и ответьте на вопрос: музыку каких жанров можно услышать, глядя на эти картины? Я попрошу назвать те жанры, которые сегодня не упоминались на уроке.

Д. Колыбельная, песня-плач, лирическая.

Рефлексия

У. Дополните высказывание «Русская песня – это …»

Д. Русская песня – это русская душа

Русская песня – летопись жизни народа

Русская песня – красота природы

Русская песня – красота людей

Русская песня – многовековое творчество русского народа

У. Как вы думаете, сколько будет жить русская песня?

Д. Пока жив народ.

У. Домашнее задание будет таким: кто из современных певцов исполняет русские народные песни. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013г Урок № 7 2 класс Тема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Грига».Учитель музыки Зайцева Т.Г.Межгорье Башкирия

План-конспектоткрытого урока по музыке по системе развивающего обучения Л.В. Занкова (Г.С. Ригина, 2012г. Учебник: Музыка. 2 класс) 25.10.2013гУрок № 72 классТема: «Сказочные образы в музыке Эдварда Г...

Конспект открытого урока музыки в 1 а классе «Музыка осени»

·        закрепить знания о тембрах, научить различать тембры музыкальных инструментов;·        обучать навыкам осмысленного участ...

Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом". Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Г.М. ГБОУ школа №439 г.Петродворца.

Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом» -«Азбука детской музыки».Учитель музыки высшей квалификационной категории ГБ...

Открытый урока по музыке в 1 классе "Разнообразие музыки"

Открытый урока по музыке в 1 классе по теме "Разнообразие музыки". Урок разработан на основе изучения и анализа разножанровой музыки. Объясняется понятия "песенность", "танцевальность", "маршевость"....

Открытый урок по предмету по музыке 2 класс тема "От улыбки..."

Открытый урок с презентацией был проведён в рамках недели начальных классов...

Открытый урок по предмету по музыке 2 класс тема "От улыбки..."

Открытый урок с презентацией был проведён в рамках недели начальных классов...

Открытый урок "Путешествие в мир музыки",3 класс

Открытый урок "Путешествие в мир музыки",3 класс...