План - конспект урока по музыке
план-конспект урока по музыке (3 класс)

Ананьева Владислава Игоревна

План - конспект урока по музыке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_muzyke.docx29.48 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Разрешаю:___________

Допускаю:___________

Оценка за урок:__________

План-конспект

урока музыки,

проведенного в 3«А» классе

16.04.2021г

Консультация методиста:________

Консультация учителя:__________

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Организационно - деятельностный компонент:

Дата: 16.04.2021г

              Время: 9:40-10:25

Место: Средняя школа имени Героя России Александра Моисеева поселка Знаменска Гвардейского городского округа»

Участники (класс): 3 «А»

Целевой компонент урока:

Тема урока: «Музыкальные инструменты: флейта и скрипка»

Цель: Знакомство учащихся с музыкальными инструментами: флейтой и скрипкой.

Задачи:

Воспитательные:

  1. Формирование эмоционально - ценностного отношения к музыке, звучащей на уроке;
  2. Воспитание интереса и любви к музыке, миру прекрасного.            
  3. Формируемые универсальные учебные действия:

Образовательные:

1.  Получение знаний о музыкальных инструментах – флейта и скрипка, истории их создания и особенностях звучания.

2. Знакомство с музыкальными произведениями для скрипки (Н.Паганини, А. Вивальди, П. И. Чайковского) и флейты (К. Глюка, И.С. Баха).

Развивающие:

  1. Развивать музыкальное мышление детей;
  2. Развивать интерес к исполнительской деятельности;
  3. Развивать музыкальные и  творческие способности учащихся.

Планируемые результаты

Формирование универсальных учебных действий:

Личностные УУД:

  1. Формирование у учащихся нравственных качеств через прослушивание произведения Л. Бетховена;
  2. Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности через осуществление собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах деятельности;
  3. Формирование личностного выбора путём нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания.

Метапредметные:

Познавательные УУД:

1.Постановка и формулирование проблемы.

       Регулятивные УУД:

  1. Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель.

           2. Формирование умения использовать речь для регуляции своего действия;

     3.выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; понимать смысл инструкции учителя.

Коммуникативные УУД:

  1. Формирование умения вести диалог с учителем;
  2. Формирование умения слушать мнение собеседника и взаимодействовать с ним.
  3. Формирование умения строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  4. Планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстников

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся на уроке: фронтальные.

УМК (название программы, учебник, рабочая тетрадь): «Школа России». Музыка, В.В. Алеев, Т.Н, Кичак.

Оборудование и оформление:

Учебник: Музыка, В.В.Алеев, Т.Н.Кичак (УМК «Школа России».).

Рабочая тетрадь: Музыка, В.В.Алеев, Т.Н.Кичак (УМК «Школа России».).

Музыкальное оформление: мультимедийный проектор, компьютер, аудиозаписи.

Виды музыкальной деятельности на уроке:

Музыкально - слушательская: прослушивание музыкального произведения

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА К УРОКУ:

  1. Анализ УМК «Школа России»;
  2. Анализ программы по музыке «Школа России»;
  3. Определение цели и задач урока;
  4. Определение структуры урока;
  5. Подбор методической литературы и музыкального материала;
  6. Оформление доски;
  7. Подготовка презентации;
  8. Подготовка музыкальных произведений;
  9. Подготовка материала для творчества;
  10. Подготовка наглядного материала.

ПЛАН-СТРУКТУРА УРОКА:

  1. Организация начала урока – 4 мин.
  1. Приветствие – 1 мин.
  2. Проверка готовности – 2 мин.
  3. Мотивация к учебной деятельности – 2 мин.

4.Актуализация знаний:  5 мин.

  1. Открытие новых знаний: 21 мин.

1. Вступительное слово учителя  3 мин.

2. Работа с презентацией. Чтение рассказа 1 мин.

3. Музыкально – слушательская деятельность 4 мин.

4. Творчество - 3 мин.

  1. Рефлексия: 10 мин.
  2. Итоги урока: 2 мин.
  3. Домашнее задание: 1 мин.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ УРОКА

ХОД УРОКА:

I. Организация начала урока:

1. Приветствие:

У.: - Здравствуйте, ребята. Сегодня урок музыки проведу у вас я –Владислава Игоревна 2. Проверка готовности.

У: Ребята, я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне. И подарим хорошее настроение друг другу на весь урок. Я желаю вам, чтобы у вас всегда было хорошее настроение.

Дети стоя приветствуют учителя, рассаживаются и занимают свои места.

Дети слушают учителя.

Актуализация опорных знаний и способов действий. Выявление проблемы

1. Беседа.

2. Сообщение темы урока

У: – Ребята, как вы думайте, когда стали появляться первые музыкальные инструменты на земле?

О: – Первые инструменты на земле появились тогда, когда человек только ещё становился человеком. Вставая на задние конечности, он пытался добыть огонь, стуча  двумя камнями друг о друга.

У: – Что у него получилось?

У: – Да, ребята, он издавал звук, ритм.

У: – Какие музыкальные инструменты вы знаете?

У: Хорошо, молодцы. А сегодня мы прикоснемся к миру музыки флейты и скрипки! 

Решение проблемы. Первичное закрепление

У – Ребята, к какой группе музыкальных инструментов относится флейта? Почему?

У – Да, ребята, флейта – это древний духовой музыкальный инструмент. Его название происходит от латинского «флатус» – дуновение.

У  Сегодня мы познакомимся с этими инструментами, узнаем, как они поя-вились, как устроены и как они звучат

У: У флейты высокий и немного свистящий голос ее можно узнать сразу. Далеким предком флейты была дудочка из тростника. О происхождении флейты сложены легенды. Вот послушайте одну из них.
Древнегреческий бог лесов и пастбищ, покровитель пастухов и охотников Пан полюбил прекрасную нимфу Сиринкс. Она очень боялась некрасивого Пана. Однажды, убегая от него, нимфа попросила бога реки спасти ее, и тот превратил Сиринкс в тростник. Пан сделал из тростника свирель, которую стали называть флейтой Пана.
Делают флейту главным образом из дерева. Звук возникает оттого, что в отверстие вдувают воздух. Поэтому и называют деревянным духовым инструментом, а музыканта, играющего на флейте, флейтистом.
А теперь послушаем, как звучит флейта.

Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».


Кристоф Виллибальд ГЛЮК – известный немецкий композитор
который жил в 18 веке. Свою оперу «Орфей и Эвридика» он написал по сюжету древнегреческого мифа. музыкальный гений, чьё творчество в истории мировой музыкальной культуры трудно переоценить.

У:-Ребята, знакома ли вам это название?

Эта история любви пленила композитора Глюка. И сначала появилось либретто оперы, музыка, а потом был поставлен и сам спектакль.

У:Ребята, а что такое Либретто?

О: – это литературная основа оперы, мифа, спектакля; краткое содержание сюжета спектакля.

-Но главное в опере музыка.

У:Давайте послушаем музыкальное произведение из этой оперы, которое называется «Мелодия». Эта музыка в опере сопровождает поиски Эвридики Орфеем в подземном царстве. Я попрошу вас слушать внимательно, чтобы потом ответить на вопросы. 

.Глюк. «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика».

У: -Ребята, знакома ли вам эта мелодия? Какой композитор написал эту музыку?

У: В какой момент звучит мелодия? (Композитор Глюк рассказывает с помощью музыки о несчастной любви. Мелодия звучит в момент поиска Орфеем своей жены в подземном царстве).
У:-Какие же чувства вызывает в вашей душе эта «Мелодия»? (Музыка вы-зывает чувства одиночества, печали, тоски, передаёт чувства любви).
У:-Как звучит флейта? Какой у неё голос?

О:(Нежный, прозрачный, светлый, легкий тембр).

У:Флейта исполняет удивительную по красоте, возвышенную, полную скорби и любви мелодию.
У:А теперь послушайте и определите, как звучит голос флейты в следующем музыкальном произведении.

И.С.Бах «Шутка».
У:- В каком темпе звучит сейчас этот инструмент?

О: (в оживлённом, игривом, в быстром темпе)
У:- Какое настроение передаёт звучание флейты: серьёзное, тяжёлое или беззаботное, шутливое?

О:( беззаботное, шутливое)
У:-А как бы вы назвали это произведение?

Произведение, которое вы прослушали, так и называется – «Шутка». Его написал немецкий композитор 18 века Иоганн Себастьян Бах, который жил более трёхсот лет назад.

У: Самая изящная из струнных - это красавица скрипка. Родина скрипки — Италия. Очень затейливая форма у скрипки. Локоны изогнутого грифа украшают точеную головку. Талия у нее такая, что соперничать с ней не может даже балерина. Скрипка сделана из дерева, играют на ней смычком. Изготовить такой инструмент — дело непростое. Немало потрудились скрипичные мастера, прежде чем скрипка стала первой певуньей в оркестре; они подбирали специальные сорта дерева, пробовали натягивать разные струны. Дерево нужно срубать весной, когда оно оживает и листья вытягивают влагу из ствола. Для верхней поверхности - еловое, для нижней – белоствольный клён.
Звук скрипки очень красивый, высокий, певучий. Музыканта, играющего на скрипке, называют скрипачом. За певучий и красивый голос скрипку зовут «царицей музыки». Но для того, чтобы заставить скрипку петь, надо быть хорошим музыкантом. Давайте послушаем ее голос и найдем слова, которые подходят к ее тембру.
Говорят, что скрипка умеет плакать и смеяться, горевать и радоваться, будто у скрипки есть душа, а голос её близок человеческому голосу, человеческой речи. Мы послушаем сейчас «Мелодию» композитора П.И. Чайковского.

П. И. Чайковский. «Мелодия».

У: Вам уже знаком такой композитор? Может слышали что-нибудь?

Пётр Ильич Чайковский великий русский композитор и дирижёр. Его творчество способствовало поднятии и развитию культуры как в России так и в мире.

Чайковский занимался разными жанрами музыки, это опера, балет, произведения для симфонического оркестра. Он гастролировал по миру со своими концертами и имел оглушительный успех. Творчество Чайковского являет собой  огромный вклад в мировую музыкальную культуру.

Он родился в семье инженера служащего в Горном департаменте. С детства он любил музыку. К примеру его отец, Илья Петрович Чайковский обожал играть на флейте. Его мать, Александра Ассиер, любила играть на клавесине и фортепиано. Так что его любовь к музыке передалась ему от родителей, они поощряли сына, давая свободу творческому развитию мальчика. В 1848 году, он переезжает в Санкт-Петербург. Он получил хорошее домашнее образование и затем обучался в петербургском училище правоведения. Любил ходить в театр, оперу, слушал Моцарта. Именно тогда у него проявляется талант к сочинительству музыкальных произведений. Он, был очень честолюбив. Свою первую оперу (которая кому то не понравилась), он уничтожил. Но небольшая часть её осталась и послужила материалом к написанию знаменитого «Лебединого озера». 

Послушайте и подумайте, о чём нам рассказывает скрипка своим необыкновен-ным голосом?

П. И. Чайковский. «Мелодия».

У: Я попрошу вас слушать внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.

У: - О чем же рассказывает скрипка? Какую картину вы себе представили?
-Какое настроение она нам передает?

 О: Настроение оживления, волнения, пробу-ждения, поэтичности, мечтательности Именно благодаря теплому певучему задушевному голосу скрипки, близкому взволнованной человеческой речи, мы чувствуем настроение тепла, света.

 У: Но не всегда скрипка звучит мягко и нежно. Скрипка может передавать разные чувства и состояния души и рисовать разные картины природы. Сейчас мы послушаем фрагмент ещё одного музыкального произведения. Послушаем, как его будут исполнять струнные смычковые инструменты. Подумайте, какое название можно ему придумать?

А. Вивальди. Гроза из цикла «Времена года». 

У: Слышали ли вы про Вивальди?

Антонио Вивальди - выдающийся итальянский композитор, дирижер и педагог; скрипач-виртуоз, а также католический священник; создатель жанра инструментального концерта. Родился в Венеции 4 марта 1678 года в семье скрипача капеллы Святого Марка. С детства уроки музыки давал будущему музыканту как раз отец. Позже он брал уроки у Дж. Легренци. В возрасте 15 лет он был принят в монахи, а еще через десять лет посвящен в духовный сан. Отец привлек Антонио к работе в своей капелле, которую тот позже возглавил. В церкви будущий композитор прослужил недолго, так как его манила музыка.

У: Я попрошу вас слушать внимательно, чтобы потом ответить на вопросы.

А. Вивальди. Гроза из цикла «Времена года».

У: - Как звучала эта музыка?

О:Напряженно, взволнованно, стремительно, бурно, энергично, грозно,.
У: Я хочу вам предложить посмотреть еще один фрагмент этого же произведения в исполнении великолепной британской (английской) скрипачки Ванессы Мэй (по национальности она китаянка).

А. Вивальди. Гроза из цикла «Времена года»в исполнении Ванессы Мэй.
Посмотрите, как скрипка может передавать абсолютно разные чувства, которые выражают в своей музыке два композитора — Чайковский и Вивальди.
Несмотря на то, что музыка Глюка, Вивальди, Чайковского была написана очень давно, и сегодня она трогает наши сердца! С помощью замечательных инструментов флейты и скрипки мы переживаем печаль и радость, любовь и волнение. Во все времена, пока живет на земле человек музыкальные инструменты будут жить рядом с ним, потому что музыка делает жизнь людей ярче и интересней.

Информация о домашнем задании

– Ребята, ваше домашнее задание: нарисовать скрипку или флейту.

Дети записывают домашнее задание.

VII. Рефлексия учебной деятельности

1. Подведение итогов урока

– Ребята, с какими музыкальными инструментами вы сегодня познакомились?

– К какой группе инструментов относится скрипка? Флейта?

– С какими музыкальными произведениями познакомились?

– Спасибо ребятам, которые были активны и очень внимательны.

– Наш урок подошел к концу. Я благодарю всех за работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по музыке в 4 классе "Страна Симфония"

План - конспект урока по музыке в 4  классе "Страна Симфония". Сформировать представление об оркестре и роли дирижера в нем.Знать из каких групп инструментов состоит симфонический оркестр, узнава...

План-конспект урока по музыке "Русские народные инструменты"

Конспект урока и две презентации "Русские народные инструменты"  и "Скоморохи"...

План конспект урока по музыке 4 класс

План конспект урока по музыке 4 класс. Тема "Сказка о царе Салтене" Римский-Корсаков...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

План-конспект урока по музыке на тему "Певцы родной природы (Э.Григ, П.И. Чайковский)"

Тема: "Певцы родной природы (Э.Григ, П.И. Чайковский)" Цель: познакомить воспитанников с музыкальными произведениями Э.Грига и П.И. Чайковского, сделать вывод о том, что объединяе...

План - конспект урока по музыке во 2 классе

План - конспект урока по музыке во втором классе. Программа УМК "Школа России"...

План-конспект урока по музыке "Природа и музыка"

Тип занятия: сообщения и усвоения новых знаний.Цель: Показать способность музыки «рисовать» картины природы. Слушание произведений П.И. Чайковского из цикла «Осень», «Зим...