Тема: "Звучит нестареющий Моцарт. Симфония №40" (2 класс)
план-конспект урока по музыке (2 класс)

Иванова Екатерина Витальевна

Конспект по музыке. Тема: "Звучит нестареющий Моцарт. Симфония №40" (2 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuchit_nestareyushchiy_motsart._simfoniya_no40_2_klass.docx222.92 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата: 22.04.2021

Класс: 2

База практики: МБОУ Трубчевская СОШ №1

Учитель: Андрейчикова И. В.

Студентка: Иванова Е.В.

Учебный предмет: Музыка

Тема: Звучит нестареющий Моцарт. Симфония №40

Образовательная система: Школа России

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: формирование представлений у учащихся о творчестве В. А. Моцарта и его музыкальном наследии.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить детей с биографией В. А. Моцарта;

2. Развить чувства прекрасного через произведения В. А. Моцарта;

3. Воспитать музыкально – эстетический вкус и потребность в общении с музыкальными шедеврами;

4. Учить чисто интонировать, правильно формировать звуки, петь в коллективе.

Развивающие:

1. Развивать логическое мышление и творческие способности;

2. Воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности;

3. Применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения и в исполнительской деятельности.

4. Развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России;

5. Воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям, прислушиваясь к мнениям других;

6. Участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества.

Воспитательные: 

1. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку;

2. Создавать условия, способствующие развитию эстетического вкуса, интереса и любви к разным видам искусств;

3. Пробуждать интерес к русскому фольклору, уважению народных обычаев.

Оборудование: презентация, слова песни

Планируемые результаты:

Предметные:

1. Знакомство детей с биографией В. А. Моцарта;

2. Развитие чувства прекрасного через произведения В. А. Моцарта;

3. Воспитание музыкально – эстетического вкуса и потребности в общении с музыкальными шедеврами;

4. Учение чисто интонировать, правильно формировать звуки, петь в коллективе.

Личностные:

1. Воспитание эмоциональной отзывчивости на музыку;

2. Создание условий, способствующих развитию эстетического вкуса, интереса и любви к разным видам искусств;

3. Пробуждение интереса к русскому фольклору, уважения к народным обычаям.

Метапредметные:

Познавательные.

1. Умение развивать логическое мышление и творческие способности;

2. Умение воплощать выразительные и изобразительные особенности музыки в исполнительской деятельности.

Регулятивные:

1. Умение применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного произведения и в исполнительской деятельности.

2. Умение развивать художественный вкус и интерес к музыкальному фольклору России.

Коммуникативные:

1. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям, прислушиваясь к мнениям других;

2. Участие в совместной деятельности на основе сотрудничества.

План урока:

1. Этап мотивации

1.1. Приветствие

1.2. Эмоциональный настрой

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

3. Этап выявления места и причины затруднения

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

4.1. Работа над темой урока

4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

5. Этап реализации построенного проекта

5.1. Беседа о биографии В. А. Моцарта

5.2. Знакомство с песней Василия Богатырёва «Весна пришла» из мультфильма «Маша и Медведь»

5.3. Исполнение песни Василия Богатырёва «Весна пришла» из мультфильма «Маша и Медведь»

5.4. Физкультминутка

5.5. Знакомство с симфонией №40 В. А. Моцарта

5.6. Сравнение изученной песни и произведений Моцарта

6. Этап анализа произведения

7. Этап обобщения и интерпретации

8. Этап рефлексии учебной деятельности

Сценарий урока

Этапы урока, их задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы контроля

Планируемые результаты

1. Этап мотивации

Задача: создание условий для возникновения у уч-ся  потребности включения в УД

1.1. Приветствие

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Екатерина Витальевна, и сегодня урок музыки проведу у вас я.

1.2. Эмоциональный настрой

 Пути и средства подготовки эмоционального комфорта на уроке, как одного из  принципов системно-деятельного подхода доклад, проект

Дети приветствуют учителя, садятся за свои парты.

Фронтальная

2. Этап актуализации и пробного учебного действия

Задача: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»,  подготовка мышления уч-ся, организация осознания ими внутренней потребности к построению УД и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

- А вы знаете, как называется место, где люди смотрят концерты?

- Представьте, что вы пришли на концерт в филармонию, где вы будете не только слушать, но и узнаете много нового и интересного, а также примете участие в беседе.

- Филармония – это учреждение, которое занимается организацией концертов.

- Для начала нужно вспомнить правила поведения в филармонии.

- Как вы будете себя вести?

- Что делать можно?

- Чего делать нельзя?

- Сегодня мы вновь «побываем» в концертном зале, где будем в роли слушателей, исполнителей, дирижеров и даже музыкальных критиков. Итак, представьте, вы пришли на концерт, заняли свое место в зале и замерли в ожидании… 

(Звучит «Маленькая ночная серенада») 

- Какой характер данной музыки?

- Как вы думаете эта музыка старинная или современная?

- Эта музыка авторская или народная?

- Вы правы. Это фрагмент из произведения, которое называется «Маленькая ночная серенада», этой музыке больше двух столетий.

- А вы знаете, что такое «серенада»?

- Серенада – музыкальное сочинение, возникшее в Испании и Италии, где существует обычай исполнять ночное пение или музыку под чьим-либо окном, в знак любви или уважения.

- Серенада – это музыкальная композиция, исполняемая в чью-либо честь.

- Филармония

- Вести себя нужно хорошо

- Слушать и запоминать

- Шуметь, есть

- Светлый, радостный, добрый, жизнерадостный

- Старинная

- Авторская

- Нет

Фронтальная

П1,

Л1,  П.1, Л.2,

Л.3

3. Этап выявления места и причины затруднения

Задача: организация анализа уч-ся возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

- Чтобы узнать тему концерта и тему урока вы должны разгадать кроссворд.

(1 слайд)

  1. 1. Струны гитары, терпенье, талант

Всё это вместе равно… (музыкант)

  1. (2 слайд)
  2. 2. Он, красив и голосист

Хора нашего… (солист)

  1. (3 слайд)
  2. 3. У красок он бывает

У глаз и у волос

Он все вокруг меняет

И в шутку, и в серьез (цвет)

  1. (4 слайд)
  2. 4. Под эту музыку проводят парад

Чтобы в ногу шагал генерал и солдат (марш)

  1. (5 слайд)
  2. 5. В нем 4 музыканта

Виртуоза и таланта

Пропоют любой мотив

Как зовется коллектив? (квартет)

  1. (6 слайд)
  2. 6. На листочке на страничке

То ли точки, то ли птички

Все сидят на месте

И щебечут песни (ноты)

(7 слайд)

- Прочитайте, какое слово получилось в жёлтом столбике?

- Кем был Моцарт?

- А что делает композитор?

- А для кого он сочиняет музыку?

- Моцарт

- Композитором

- Сочиняет музыку

- Для музыкантов, слушателей

Фронтальная

Пр.1, П.1

4. Этап построения проекта выхода из затруднения

Задача: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации.

4.1. Работа над темой урока

- Как вы думаете, как будет звучать наша тема урока?

- Нам предстоит понять, не устарела ли музыка Моцарта, находит ли отклик в нашем сердце? Тема нашего урока такова: «Звучит нестареющий Моцарт»

4.2. Самостоятельное формулирование цели урока учащимися

- Чтобы ответить на этот вопрос и понять музыку композитора, что нужно для начала узнать?

Формулируют тему урока.

- Узнать о жизни композитора, должны прослушать его произведения

Фронтальная

Р.1,

Л.2

5. Этап реализации построенного проекта

Задача: обеспечить восприятие текста, осмысление событий

5.1. Беседа о биографии В. А. Моцарта

(8 слайд)

- Самая удивительная пора в жизни человека - детство. А детство Моцарта было необыкновенным.

- Сейчас я расскажу вам об этом композиторе, а вы постарайтесь запомнить, как называли Моцарта родители, и игрой на каких музыкальных инструментах он владел.

- Композитору при рождении дали очень длинное имя - Иога́нн Хризосто́м Во́льфганг Теофи́л Мо́царт, но домашние называли его Амадей.

(9 слайд)

- Амадей Моцарт родился в Австрии в небольшом городе Зальцбург в семье композитора и скрипача Леопольда Моцарта. В этом году исполнилось бы 200 лет со дня его рождения, музыка его до сих пор живет.

- Музыку Моцарта сравнивают с яркими солнечными лучами. Как вы думаете почему?

- С ранних лет мальчик проявлял уникальные музыкальные способности: в 3 года он уже садился за клавесин и учился подбирать мелодии, в 4 года он научился играть на разных музыкальных инструментах, в 5 лет уже сочинял, а в 6 лет давал собственные концерты.

(10 слайд)

- Первым учителем Амадея был его отец – Леопольд Моцарт, который обучал маленького Моцарта игре на скрипке, клавесине и органе.

- Маленький Моцарт играл на инструменте под названием клавесин, который обладал сказочным, серебристым звучанием. Знаете ли вы что такое клавесин?

(11 слайд)

- Клавесин - музыкальный инструмент со щипковым способом звук извлечения.

(12 слайд)

- Моцарт прекрасно играл и на скрипке. У него была старшая сестра Наннерль, которая тоже обладала музыкальным талантом.

(13 слайд)

- Заметив яркое музыкальное дарование трёхлетнего ребёнка, Леопольд Моцарт отнесся к таланту сына очень бережно. Он боялся за хрупкий организм мальчика и всячески откладывал начало серьёзных занятий. Но Вольфганг часами не отходил от клавесина. Отцу пришлось сдаться на уговоры мальчика. К шести годам Вольфганг уже прекрасно играл на клавесине и сочинял небольшие пьесы. Леопольд Моцарт решил, что пришло время познакомить Европу со своими необычайно одарёнными детьми.

- Отец возит Моцарта в гастрольную поездку по городам Европы: Вена, Париж, Лондон. Его концерты проходят с успехом.

- Но в дальнейшем несмотря на раннее признание таланта, его жизнь, полна невзгод. Но он не унывал. Музыка помогает преодолеть ему все трудности. Он создал около 50 симфоний, сонаты, вариации, концерты для разных инструментов, 19 опер. Его лучезарная, полная сердечной теплоты, по - весеннему прекрасная музыка до сих пор приносит радость людям.

- Как вы думаете, на какой инструмент похож клавесин?

- Кто запомнил, где родился Вольфганг Амадей Моцарт?

- Кем был отец мальчика?

- В каком возрасте Вольфганг уверенно играл на клавесине и сочинял собственные мелодии?

- Сколько было Вольфгангу лет, когда они с отцом отправились на гастроли по городам Европы?

- Правильно, но, несмотря на это он был еще и ребенком, как все вы, любил бегать и шалить.

5.2. Знакомство с песней Василия Богатырёва «Весна пришла» из мультфильма «Маша и Медведь»

- Ребята, давайте познакомимся с новой песенкой.

- А о чём она, вы мне скажете сами.

- Послушайте.

(Василий Богатырёв «Весна пришла» из мультфильма «Маша и Медведь»)

- Вы знаете, откуда эта песня?

- А кто её исполнитель?

- Что вы можете сказать о только что прослушанной песне?

- Какая она по настроению?

- О чём она?

- Данная песня быстрая или медленная, какой у неё темп?

- Сколько в ней куплетов?

- Что помимо куплетов ещё есть в песне?

- Какие строчки из песни вам запомнились?

- Вам понравилась данная песня?

5.3. Исполнение песни Василия Богатырёва «Весна пришла» из мультфильма «Маша и Медведь»

- Я предлагаю данную песенку с вами разучить.

- Начнём с первого куплета…

Текст песни «Весна пришла»

1. Зазвенел ручей, и слышно,

Как трещит на речке лёд.

И капель с промокшей крыши

Нам за шиворот течёт!

Речка разлилась напрасно,

Ей друзей не разлучить!

Ну а вместе нам не страшно

Даже ноги промочить!

Припев:

Солнечные зайчики прыгают по лужам,

Ручеёк сверкает лентой голубой,

Капли разлетаются брызгами веснушек,

Только дружбу крепкую не разлить водой.

2. Не беда, когда грохочет

Над весенней рощей гром.

Если дождик нас промочит,

Нам и это нипочём.

Радуга блестит над лесом,

Светит солнце для друзей,

И весёлой нашей песне

Подпевает соловей!

Припев.

5.4. Физкультминутка

Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать!
(Руки к плечам, вращение вперед и назад)

А теперь покрутим шеей,
Это мы легко сумеем.
Как упрямые все дети,
Скажем: «Нет!» — на все на свете.
(Вращение головой в стороны)

А теперь мы приседаем
И колени разминаем.
Ноги до конца сгибать!
Раз-два-три-четыре-пять.
(Приседания)

Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем!
(Ходьба на месте)
Мы размяться были рады,
Но пора опять за парты.
(Дети садятся за парты)

5.5. Знакомство с симфонией №40 В. А. Моцарта

- Музыка Моцарта многообразна - от простых детских мелодий до сложных больших сочинений для симфонического оркестра. Такое произведение называется «симфония». Она состоит из 4-х частей и в каждой части несколько музыкальных тем, как множество героев в интересной книге, у каждого своего характера, своя история. За свою недолгую жизнь (всего 35 лет) Моцарт создал более сорока симфоний.

- Сейчас мы прослушаем увертюру к 40-й симфонии. Знаете ли вы что такое увертюра?

- Увертюра - инструментальное вступление к опере, балету.

Закройте глаза и вслушайтесь в звучание музыки.

(Звучит «Симфония №40»)

Обсуждение:

  1. 1. Какое настроение у музыки?
  2. 2. Что вы чувствовали во время прослушивания? Какое чувство у вас вызвала музыка?
  3. 3. Какое настроение у вас?
  4. 4. Что вы представили?
  5. 5. С каким цветом ассоциируется музыка?

- Какой оркестр звучал?

- Т.к. в симфоническом оркестре большое количество музыкантов (до 100 человек), то композитор для каждого инструмента пишет свою ПАРТИЮ. Поэтому ноты для симфонического оркестра называются ПАРТИТУРОЙ.

- Какие инструменты услышали?

- Какое настроение в музыке услышали?

- Ребята, вы помните, кто руководит симфоническим оркестром? 

(14 слайд)

- А для чего необходим дирижёр?

5.6. Сравнение изученной песни и произведений Моцарта

- Ребята, мы с вами разучили интересную песенку Василия Богатырёва о весне, а также познакомились с произведениями выдающегося композитора Вольфганга Амадея Моцарта.

- Давайте сравним их.

- Какое произведение является старым, а какое новое?

- Почему?

- В чём заключаются отличия произведений?

 

- Она полна жизнелюбия и света.

- Рояль

- Родился будущий композитор в городе Зальцбурге, в Австрии.

- Отец мальчика был хорошим музыкантом и сам занимался с сыном и его старшей сестрой.

- В 5 лет он уверенно играл на клавесине, сочинял собственные мелодии.

- На тот момент ему было 6 лет.

- Из мультфильма «Маша и Медведь»

- Василий Богатырёв

- Она весёлая, задорная, интересная

- О весне и о дружбе

- Быстрый темп

- 2

- Припев

- Симфонический

- Дирижёр 

- Дирижер только с помощью рук передает настроение, характер, громкость, темп

- Изученная песня о весне новая, а произведения Моцарта старые

- Произведения отличаются

- Разный темп, характер, разное звучание, настроение

Фронтальная

Р1, Р2, П1, Л1, Л2 , Пр.2, Л.3, П.2, К.1, К.2, Пр.3

6. Этап анализа произведения

Задача: углубление восприятия прочитанного, постижение художественной идеи.

- Я буду включать музыкальную композицию, а вы вспомните её название

1. «Симфония № 40»

2. «Маленькая ночная серенада»

3. Василий Богатырёв «Весна пришла»

- Какую характеристику музыке Моцарта вы бы дали?

Ответы учащихся

- Музыка

В. А. Моцарта  очень разная:  веселая и грустная, и быстрая и медленная, именно поэтому Моцарт интересен для слушателей даже сейчас, он не стареет.

Фронтальная

Л2,

П2,

К1,

К2,

Л1

7. Этап обобщения и интерпретации

Задача: уточнение идеи произведения и  помощь в осмыслении их читательской позиции

- О жизни и творчестве какого композитора мы беседовали?

- Что нового вы узнали?

- Во сколько лет у Моцарта появились музыкальные способности?

- С какими музыкальными произведениями познакомились?

- Какие новые термины узнали?

- Подарил ли нам композитор хорошее настроение своими произведениями?

Отвечают на вопросы

Фронтальная

П2,

П1,

К1

8. Этап рефлексии учебной деятельности

 Задача: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

- Какова была цель нашего урока?

- Достигли мы цели?

- Что нового узнали?

- Что было самым интересным на уроке?

 - В заключенье нашей встречи я хочу пожелать вам, ребята, чтобы ваши сердца не уставали дарить людям добро и согласье. И пусть поможет вам в этом, нестареющая музыка Моцарта!

- Вы сегодня очень хорошо поработали, особенно мне понравилось, как вы рассуждали, отвечали на вопросы. Спасибо за урок! До свидания!

Отвечают на вопросы

.

Фронтальная

Р1,

К2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыки. 2 класс. Тема: "Звучит нестареющий Моцарт"

Данный урок разработан в технологии Способа диалектического обучения, был представлен слушатеоял краевых курсов повышения квалификации по программе "Теория и технология Способа диалектического об...

Нестареющий Моцарт. Симфония № 40

План-конспект урока по музыке...

«Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра.

laquo;Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. Увертюра....

Урок по музыке для второго класса. Тема:"Звучит нестареющий Моцарт!"

Урок по музыке во классе во втором по учебнику Критской, Сергеевой, Шмагиной.  Тема урока "Звучит нестареющий Моцарт"...