«Выдающиеся композиторы зарубежной музыки: Франц Шуберт
рабочая программа по музыке (1, 2, 3, 4 класс)

урок в 4 классе по программе: «Музыка» 4 класс  Усачева В.О., Школяр Л.В.)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект32.67 КБ
Файл презентация к уроку2.68 МБ
Файл рабочая программа93.73 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет:  музыка

Класс: 4 класс        

Тема урока: ««Выдающиеся композиторы зарубежной музыки: Франц  Шуберт ».

Место и роль урока в изучаемой теме: «Музыкальное общение без границ» 3 четверть, 22 урок  (по программе «Музыка» 4 класс  Усачева В.О., Школяр Л.В.)

Цель урока: познакомить учащихся  с жизнью  и творчеством  великого  австрийского    композитора Францем  Шубертом

Задачи:

образовательные:

  • Формирование знаний об этапах жизни и творчества Ф.  Шуберта
  • Познакомить с вокальными и танцевальными произведениями Ф. Шуберта;
  • Научить высказывать свои впечатления о прослушанных музыкальных произведениях Ф. Шуберта;

воспитательные:

  • воспитание культуры общения с товарищами в групповых  и  индивидуальных  формах  работы

развивающие:

  • развитие  творческого  мышления
  • развитие умения обобщать, анализировать, на примере  биографии  композитора и  музыкальных  произведений    Шуберта
  • формировать элементы эстетического вкуса и внутренней культуры;
  • формировать уважительное отношение к шедеврам зарубежной музыки и живописи;
  • расширить представления о роли романтической музыки в жизни человека;

Тип урока: формирование  новых знаний;

Педагогическая технология: проблемное обучение;

Вид урока: комбинированный

Основные термины и понятия:романтизм, вальс, вокальный цикл

Методы:

  • объяснительно-иллюстративный
  • словесный: рассуждение, беседа
  • частично-поисковый
  • стилевого погружения в музыку
  • художественного контекста
  • эмоциональной драматургии
  • репродуктивный

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая;

Планируемые результаты:

Предметные: научиться слушать и анализировать музыкальные произведения Ф. Шуберта, развивать исполнительские способности, формировать вокально-хоровые навыки, выполнять творческие задания.

Метапредметные:

  • Познавательные – искать и выделять необходимую информацию, формировать ответы на вопросы,  анализировать и делать выводы, строить рассуждения;
  • Коммуникативные - отвечать на вопросы учителя, внимательно слушать и понимать речь других, осваивать диалоговую форму общения; работать в группе (обсуждать способы выполнения работы, планировать совместную деятельность, учиться сотрудничать со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач).
  • Регулятивные - организовывать свою деятельность, понимать ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих  целей и применять их на практике, использовать изученные способы действий при выполнении учебных заданий.

Личностные:  реализовывать творческий потенциал в процессе коллективного и индивидуального творчества.

Оценивать свои музыкально-творческие возможности, результаты деятельности.  

Планируемые результаты:

Узнать:

1.Важнейшие вехи жизни и творчества Ф. Шуберта.

2. Выявить особенности песенных и танцевальных жанров в творчестве Ф. Шуберта.

3.Знакомство с простой двухчастной формой в музыке. Особенности ее строения, неконтрастность разделов.

4.Сформулировать характерные особенности музыки венских классиков и романтиков.

Научиться:

1. Различать песенные, танцевальные истоки в музыкальных произведениях Ф. Шуберта.

2. Распознавать художественный смысл простой двухчастной формы.

3. Соотносить художественно-образное содержание музыкального произведения с формой его воплощения

4. Определять форму музыкального произведения

Музыкальный материал:

        В. Моцарт «Турецкий марш»

Ф. Шуберт. В путь. Из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» (слушание);

Ф. Шуберт. Вальс си минор (слушание);

Песня  «Папа-ёжик»

Оборудование: компьютер, мультимедийная доска, карточки с заданиями ( на кластер)

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

1 Этап урока: Организационный этап.

Задача этапа: Включить учащихся в учебную деятельность на личностно-значимом уровне.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Урок начался с эмоционального настроя.

Здравствуйте  ребята  - (пропевает приветствие)

Ребята у нас  с вами сегодня немного необычный урок,  на нашем уроке сегодня присутствуют гости.

Ребята,   посмотрите  пожалуйста друг на друга, подарите друг – другу  улыбки, пожелайте доброго дня

Поприветствуйте наших гостей, подарите им также свои улыбки,пожелайте и им доброго дня! И порадуем их своей работай. Всем спасибо,  пожалуйста  присаживайтесь.

Настраиваются на учебную деятельность.

Исполнение «приветственной попевки».

Личностные:Самоопределение

Коммуникативные: Планирование своей деятельности совместно с учителем и со сверстниками.

2 Этап урока: Активизация внимания. Постановка темы и цели урока.   Постановка проблемной задачи

Задачи этапа: Обозначить тему урока. Подведение обучающихся к постановке задач урока. Постановка проблемного вопроса урока

Учитель задает вопросы, проводит анализ увиденного и подводит учащихся к постановке проблемы урока

Ну, а  я  хочу всех вас поприветствовать замечательной музыкой                        

      ( звучит музыка Моцарта – турецкий марш)

Ребята, а вам знакома эта музыка?

      Кто является композитором?                                  

В каком веке жил Моцарт?

     Во сколько лет он написал свое первое муз. произведение?

Сколько лет было Моцарту когда он давал свой первый концерт в Мюнхене?

     На каких инструментах играл Моцарт?

В какой стране жил Моцарт?

      В каких жанрах писал Моцарт?

Рассуждают,  и  приходят  к  проблеме, поставленной  учителем.

ученики слушают

  Составим кластер

Моцарт

В 18 веке

5лет

6 лет

клавесин, скрипка, орган

(ответ) Австрия

Опера, соната, концерт

Конкретный: Обозначили тему и задачи урока

Регулятивные:

Умение поставить учебную задачу

Коммуникативные:

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

3 Этап урока: Введение в тему урока. Подготовка к освоению нового материала

Задачи этапа: Усилить познавательную активность.

Учитель совместно с учениками формулирует проблему. Рассказывает о композиторе.

И  сегодня мы с вами продолжим знакомиться с Австрией, которая дала миру замечательных композиторов.

----Откройте учебник на стр.100 и ответьте с каким австрийским композитором мы будем знакомиться ?

 Верно мы  сегодня с вами познакомимся с творчеством австрийского композитора 19 века Франца Шуберта, с его творчеством

СЛАЙД 1

ТЕМА НАШЕГО УРОКА « Выдающиеся композиторы зарубежной музыки: Франц  Шуберт»

Как вы думаете, какие цели и  задачи стоят, перед нами на  уроке сегодня?

Спасибо ребята!

Итак, Ф. Шуберт - Урок мне бы хотелось начать с эпиграфа об этого удивительного композитора «Он заставил поэзию звучать, а музыку разговаривать»  Виктор Левин

      Прежде чем познакомить вас с творчеством этого замечательного австрийского композитора, немного расскажу вам об эпохе, в которой жил и творил Шуберт.

Романтизм это направление музыки сложившееся в 18-19 веке, композиторы романтики - старались показать глубину и богатство внутреннего мира человека, с помощью музыкальных средств выразительности. Музыка  сталовится болоее индивидуальной, рельефной. Развитие  получили песенные жанры.

СЛАЙД 2

Франц Шуберт (1797-1828)- австрийский композитор. Вошёл в историю музыки как основоположник музыкального романтизма и создателя ряда новых жанров: романтической симфонии, фортепианной миниатюры, романтической песни и программно - сюжетного вокального цикла.

   Отец его происходил из крестьянской семьи. Мать была дочерью слесаря. Отец научил Франца играть на скрипке, хотя был школьным учителем, по-любительски занимавшегося музицированием. Франц очень рано проявил музыкальные способности. С шести лет он учился в приходской школе, а брат научили его играть на клавире

         Франц Петер Шуберт родился 31 января 1797 года в Лихтентале (ныне Альзергрунд), небольшом пригороде Вены

          В возрасте 11 лет юный Франц был принят в Конвикт – придворную капеллу, где, кроме пения, изучал  игру на многих инструментах и теорию музыки (под руководством Антонио Сальери). Звонкий голос и необычайная музыкальность очень скоро сделали мальчика маленькой звездой.

           Своё первое сочинение Шуберт создал в 13 лет.

Когда у Франца стал ломаться голос, он был вынужден уйти из конвикта.

           К 20 годам он был автором 5 симфоний, 20 фортепианных сонат, около 300 песен

 Этот невысокий, застенчивый, но очень обаятельный молодой человек создал вокруг себя такое пространство, которое притягивало лучшие умы Вены.  Композитор устраивал для друзей знаменитые вечера музыки - шубертиады, на которых звучала исключительно его музыка. Беседы об искусстве, философии, политике чередовались с исполнением песен и танцев, которых Шуберт написал огромное количество танцевальной музыки: это менуэты, вальсы, полонезы, польки, галопы.  

СЛАЙД 3

    Главным жанром творчества Шуберта стала песня. Её герои – простые люди с их переживаниями, радостными и грустными. Песни Шуберт писал на протяжении всей своей жизни, их более 600.

Сотрудничают  с  учителем,  называют  тему  урока, цель,  планируемые  результаты.

« Выдающиеся композиторы зарубежной музыки: Франц  Шуберт»

Ответ детей

Новое понятие

Предметные:

учащиеся узнают о жизни и творчестве Ф. Шуберта.

Регулятивные:

Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Познавательные: постановка и формулирование проблемы.

4 Этап урока Первичное освоение нового материала

Задачи этапа:  Организовать творческое сотрудничество.

Учитель рассказывает обучающимся о жанре песня, понятии вокальный цикл. 

     Песенный цикл — цикл романсов или песен, объединенных общей идеей, а также музыкальным тематизмом.

Сегодня мы познакомимся с первым вокальным циклом «Прекрассная мельничиха»

    Композитор очень чутко относился к теме и подбору стихов для своих песен, обращал внимание на музыкальность стиха. Поэтому он выбрал для  создания своего вокального цикла «Прекрасная мельничиха» слова немецкого поэта Вильгельма Мюллера, состоит из 20 песен

СЛАЙД 4

           Одна из песен композитора называется «В путь». Это первая песня вокального цикла «Прекрасная мельничиха. В ней поется о юноше, отправившемся в долгое странствие навстречу новым испытаниям, встречам, радостям и горестям.

 (Стр 116) Прочитайте текст песни «В путь». Послушайте эту песню..

О чем рассказывает песня? Это музыкальный рассказ о первой встрече

Какое настроение господствует в песне?

Какую  картину вы представляете, слушая эту песню.

      Послушайте ещё раз начало песни, опишите мелодию, какая она.

Чему подражает звучание аккомпанемента? Чтобы ощутить движение мелодии воспользуемся приемом пластического интонирования.

Вывод: музыка передает настроение героя, аккомпанемент обладает изобразительными качествами.

Слушают учителя, анализируют информационный материал, формируют свое мнение.

Записывают в тетрадь название, понятие вокальный цикл.

Настроение радостное, безмятежное, светлое. Песня звучит неторопливо, но ощущается постоянное движение водяной мельницы. Музыка передает движение времени, скоротечного пути, в который отправился юноша.

Выполняют задание - пластически интонируют мелодию.

Мелодия все время движется то вверх, то вниз – волнообразная Аккомпанемент очень быстрый, без пауз и остановок, отражает крутящееся колесо мельницы.

Предметные: учащиеся познакомятся с муз. произведениями.

Результат-вклад: учащиеся научаться  умению слушать музыкальные произведения, овладеют слушательской культурой; учащиеся научаться умению определять средства выразительности в музыке.

Познавательные

научатся ориентироваться в информационном материале,

Регулятивные:

целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно).

Коммуникативные

Формулировать собственное мнение и позицию.

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Подведение детей к определению на слух  музыкальных фрагментов.

СЛАЙД 5

Что мы видим на слайде? Какой они танец исполняют?

Что такое ВАЛЬС

Какие движения характерны вальсу?

В 19 веке стал популярным танец вальс. Австрийцам этот танец был особенно близок, ведь Австрия – родина вальса. Поначалу вальсы представляли собой музыкальные миниатюры.

Шуберт является автором около 400 танцевальных миниатюр.

СЛАЙД 6

Миниатюрный – маленький, изящный.

   Сейчас мы с вами попробуем продирижировать размер три четверть, представим, что мы все музыканты приготовили ручки и вместе со мной выводим схему в пространстве.

    А теперь мы с вами послушаем один из вальсов Шуберта СИ МИНОР, ребята вы внимательно послушайте это произведение, определите его характер, настроение.      слушание

Изменялась ли музыка на протяжении звучания миниатюры?

СЛАЙД 7

Вы правильно определили. Вальсы в эпоху Шуберта как правило, состояли из двух коротких разделов, неконтрастных друг другу.

Такая форма называется двухчастной

Ещё раз Послушайте вальс Шуберта Определите каждый раздел произведения. ( поднимите руку где мелодия будет менятся).

---А сейчас попробуйте выразить свои чувства к прослушанной музыкое в красках

Ребята, давайте посмотрим какие рисунки у вас получились.

Анализ рисунка

На слайде видим танцующих  людей.

Записывают в тетрадь понятие: миниатюра –произведение искусства маленькой формы

Слушают музыкальные миниатюры.

 пластич. интонирование

Музыка нежная, проникновенная, напевная, плавная.

Мелодия немного изменялась, но не было сильного контраста. Общее настроение нежности, проникновенности сохранялось.

Творческое задание

Выполняют творческое задание.

Рисунок в тетради

5 Этап урока: Включение в систему знаний и повторение. Закрепление знаний Вокально-хоровая деятельность.

Задача этапа: повторить и закрепить учебное содержание. Овладение необходимыми певческими умениями и навыками

Учитель в процессе опроса проверяет и оценивает знания учащихся.

Итак                                            СЛАЙД 8

 С какими  композиторами  мы  сегодня познакомились?

В каком веке жил Шуберт? Эпоха?

С какими произведениями Франца Шуберта вы познакомились?

Какой страны композитор?

Что роднит композиторов Моцарта и Шуберта?

СЛАЙД 9

Песня ПАПА ЕЖИК

Отвечают на вопросы, и песня.

Кластер доделываем

Францем Шубертом

19 век, эпоха Романтизма

Вокальный жанр , вальс

Австрийский композитор

Жили в одной стране

Предметные: Конкретные: учащиеся узнают о  значении жанров песня и вальс, особенностях романтической музыки;

учащиеся смогут применить свои знания

Познавательные:

Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации;

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

Регулятивные:

Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке

 6 этап урока  Рефлексия

Задачи урока: оценить собственную деятельность и деятельность одноклассников на уроке, обсудить и записать домашнее задание.

СЛАЙД 10

Ребята понравился ли вам наш урок или нет, с каким настроением вы уходите с урока?

Два изображения минор и мажор( мордашки)

Отвечают на вопросы, оценивают собственную деятельность на уроке. Получают оценки.

Метапредметные:

обучающиеся научаться рефлек. в ходе творческого сотрудничества.

Личностные:

Самооценка на основе критерия успешности; Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Творческий путь, Франца Шуберта » урок музыки 4 класс «Он заставил поэзию звучать, а музыку разговаривать» В. Левин Составила:Учитель музыки МБОУ «Знаменской СОШ Логинова Т.А.

Слайд 2

Родился в Австрии в пригороде Вены 1797-1828 Франц Шуберт

Слайд 3

Главным жанром в творчестве Франца Шуберта стала песня . Её герои - простые люди с их переживаниями, радостными и грустными. Вокальный цикл — цикл романсов или песен, объединенных общей идеей, а также музыкальным тематизмом .

Слайд 4

«В путь» из цикла «Прекрасная мельничиха»

Слайд 6

Шуберт автор музыкальных миниатюр Миниатюрный – маленький, изящный

Слайд 7

Вальсы состояли из 2 коротких разделов, неконтрастных друг другу Послушайте вальсы Шуберта Определите каждый раздел произведения Музыкальная форма называется - двухчастной А А 1

Слайд 8

Франц Шуберт – первый композитор-романтик С какими композиторами мы сегодня познакомились? В каком веке жил Шуберт? Эпоха? С какими произведениями Франца Шуберта вы познакомились? Какой страны композитор? Что роднит композиторов Моцарта и Шуберта?

Слайд 11

Соотнеси определения: Музыка венских классиков Музыка Франца Шуберта 18 век 19 век Героическая лирическая Патетическая нежная Миниатюрная масштабная Изящная мощная Торжественная грандиозная Душевная праздничная песня симфония квартет вальс



Предварительный просмотр:

Рассмотрено

на заседании  ШМО

Руководитель МО

_______________

Протокол №____        от

«___» _________2021г.

Согласовано

Заместитель директора по УВР МБОУ «Знаменская СОШ»

______________________

«___» ___________        2021г.

           Утверждено

 Директор  МБОУ                                                                «Знаменская СОШ»

______________________

Приказ №______ от

      «___» _________        2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по музыке

1– 4 классы

(ФГОС)

Составитель программы:

                                                                                       учитель  музыки

                                                                                   Логинова Т.А.

с. Знаменка.

2021 г.

1.   Содержание учебного предмета «Музыка» 1-4 класс.

        Важнейшей особенностью содержания программы «Музыка» является её тематическое построение. Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Между четырьмя четвертями и между всеми годами обучения также осуществляется внутренняя преемственность. Тематическое построение программы даёт возможность учителю свободно маневрировать в рамках программы, не выходя за пределы основных тем и, распределяя учебный материал и время для его изучения по своему усмотрению. Тематизм программы полностью совпадает с предложенными содержательными линиями стандартов второго поколения по предмету «Музыка»: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства» и «Музыкальная картина мира».

  • Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека.

        Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл.     Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки, игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.

  • Основные закономерности музыкального искусства. Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.).

        Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее  эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты.

        Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст).

        Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.

  • Музыкальная картина мира. Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские, женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически  сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.

        Идея первого года обучения – дать обобщённый образ музыки, который раскрывается в трёх содержательных линиях.

Первая связана с происхождением музыки как философского обобщения жизни, как явления, объективно существующего в мире независимо от нашего к нему отношению.

        Вторая содержательная линия связана с раскрытием перед школьниками истоков музыкального искусства, широкого разнообразия форм его бытования.

         Третья содержательная линия – методическая или творческо-поисковая, когда школьники вводятся в музыкально-художественную деятельность с позиции композитора, исполнителя, слушателя.

        Таким образом, содержание обучения в 1 классе позволяет продолжить естественное для детей этого возраста «существования» в музыке. А это значит, что большое место занимают опыты детского творчества: «о музыкаливание» загадок и пословиц, свободное музицирование на детских музыкальных инструментах, разыгрывание песен, народные музыкальные игры и т.д.

        В основе технологии работы с первоклассниками лежит перевод элементарных игровых действий в сферу художественной игры. Вместе с тем такой путь облегчает вхождение детей в проблематику искусства, что становится новым уровнем в систематическом освоении мировой музыкальной культуры. В программе число произведений для каждого класса специально даётся в несколько большем объёме, чтобы предоставить учителю возможность вариативного отношения к репертуару, т.е. в рамках указанной проблематики выбрать музыку согласно его предпочтению и уровню музыкального развития детей конкретного класса.

        Идея второго года обучения выражается в формулировке «как живет музыка». Здесь можно выделить две содержательные линии.

Первая включает содержание, раскрывающее идею - музыка есть живой организм: она рождается, видоизменяется, вступает во взаимоотношения с жизнью и другими видами искусства. И все эти свойства живого присутствуют в любом произведении. Не увлекаясь прямым отождествлением законов музыки и жизни, учитель подводит детей к пониманию того, что музыка рождается из интонации как своей родовой основы и живет только в развитии и определенных формах.

Вторая содержательная линия продолжает проблематику 1 класса, но на новом содержательном уровне — рассматривается взаимосвязь явлений музыки и жизни, их диалектичность и сложность.

        Основная идея содержания третьего года обучения отражение истории и души народа в музыке России. Учитель в каждом регионе страны начнет занятия с музыки, бытующей в данной местности, с национальной музыки, постепенно охватывая ближнее и дальнее зарубежье и показывая, как музыка исторически становилась универсальным средством общения, передачи духовных ценностей.

        Раскрытие этой идеи начинается с уроков-монографий, благодаря которым школьники вводятся в интонационную атмосферу русской классической музыки, в многообразие ее форм и жанров. Знакомство с ней подводит детей к ответу на вопрос: «Как и почему мы чувствуем родственность отечественной музыки?» Ответ на него требует специального содержания обучения, которое объединяется в две содержательные линии.

  • Первая погружает школьников в истоки происхождения народного творчества, в сущность национального музыкального искусства. Оно протекает как изучение фольклора, при этом делается акцент на выявлении «механизма» преломления в музыке национальных черт характера.
  • Вторая содержательная линия раскрывает соотношение народной и композиторской музыки как двух этапов становления национальной музыкальной культуры. Через их преемственность (в частности, на основе обработок народной музыки) утверждается мысль, что «музыку создает народ, а мы, композиторы, ее только аранжируем» (М.И. Глинка).

        Кульминацией проблематики года становится рассмотрение места и значения русской классической музыки в музыкальной культуре мира.

        Основная идея содержания четвёртого года обучения – развернуть перед выпускниками начальной школы музыкальную партитуру мира, услышать в ней голос России и свой собственный голос. В рамках этой идеи исследуется взаимодействие русской музыки и музыки ближнего зарубежья с мировой музыкальной культурой. Здесь две стороны проблемы: чему и как русская музыка «училась» у музыки других стран; чему и как «учила» зарубежную музыку. Акцент делается на интонационном своеобразии национальных культур зарубежных стран. Постепенно школьники подводятся к пониманию того, что все люди связанны между собой и обращение одного народа к музыке другого народа обогащает её особыми чертами.

        4 класс – итог начальной школы. На этом году обучения обобщается вся проблематика начальной школы – от родовых истоков музыкального искусства до познания основ музыкальной драматургии; реализует ( проверяется как важнейший навык слушательской культуры) способность к содержательному анализу музыкального происхождения.

        

Содержание учебных предметов по годам

        1 класс

  • Истоки возникновения музыки  Исследование звучание окружающего мира: природы, музыкальных инструментов, самого себя. Жанры музыки, как исторически сложившиеся обобщения типических музыкально-языковых и образно-эмоциональный сфер: «маршевый порядок», «человек танцующий», песенное дыхание».
  • Содержание музыки  Неоднозначность, диалектическая противоречивость жизненных явлений – добро и зло, жизнь и смерть, любовь и ненависть, прекрасное и безобразное, день и ночь,  осень и весна –в музыке отражён весь мир.  Многообразие и многообразность отражения мира в конкретных жанрах и формах; общее и     различное при соотнесении произведений малых (камерных) и крупных (синтетических) форм:песня, опера, танец, балет, марш, симфония, концерт и т.д.
  • Язык музыки  Музыкально-выразительные средства: мелодические, метроритмические и фактурные особенности с точки зрения их выразительных возможностей, лад, тембр, регистр, музыкальный инструментарий. Введение в язык музыки как знаковой системы (где звук-нота выступает в одном ряду с буквой и цифрой).

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Контрольные и диагностические материалы

I

 «Истоки возникновения музыки»

7

Обобщение темы «Истоки возникновения музыки»

II

 «Содержание музыки»

14

Урок-концерт

III

 «Язык музыки»

8

Творческое задание

Всего уроков за год: 29 урока

        

2 класс

  • «Всеобщее в жизни и в музыке» Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки — песенность, танцевальность, маршевость как состояния природы, человека, искусства.

Взаимодействие явлений жизни и музыки — попытка проникновения в процесс превращения обыденного в художественное. Выразительные и изобразительные возможности музыки в раскрытии внутреннего мира человека

  • «Музыка- искусство интонируемого смысла» Интонация как феномен человеческой речи и музыки. Интонационное многообразие музыки: различение и классификация интонаций как по жанровым истокам, так и по эмоционально-образному содержанию. Интонация как особый тон произнесения музыки: особенность художественного высказывания — возвышенность, благородство интонирования. Интонация как интерпретация музыки: исполнительское прочтение авторского «интонационного замысла». Интонация — «звукокомплекс», выступающий как единство содержания и формы, единство выразительного и изобразительного
  • Жизнь художественного образа. «Тема» и «развитие» «Тема» — одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения. «Развитие» как отражение сложности жизни, внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств; как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста, сходства и различия
  • «Развитие как становление художественной формы» Форма (построение) музыки как процесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания. Исторически сложившиеся музыкальные формы — двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации.

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Контрольные и диагностические материалы

I

«Всеобщее в жизни и в музыке»

8

Обобщение темы « Всеобщее в жизни и в музыке»

II

«Музыка-искусство интонируемого смысла»

8

Обобщение темы «Музыка-искусство интонируемого смысла»

III

«Тема» и «Развитие» - жизнь художественного образа

10

Обобщение темы «Развитие» - жизнь художественного образа»

IV

«Развитие как становление художественной формы»

8

Творческое задание

Всего уроков за год: 34 урока

                

3 класс

  • Характерные черты русской музыки.Введение: интонационно-образный язык музыки М.И. Глинки, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского (музыкальные портреты).Понятия «русская» и «российская» музыка – различное и общее. Различное: яркая многоголосная ткань Юга России, холодноватая скромная «вязь» Севера, особенная лихость, сила и стройность казачьей песни и «многоголосица» других музыкальных культур внутри России. Общее – интонационные корни.
  • «Народное музыкальное творчество-«энциклопедия» русской интонационности.Обрядо-вость как сущность русского фольклора. Своеобразие героики в народном былинном эпосе. Знаменный распев. Протяжная песня как особый интонационный склад русской музыки. Частушки и страдания. Танцевальные жанры. Инструментальные плясовые наигрыши.
  • Истоки русского классического романса. Интонационная сфера городского музицирования: взаимодействие крестьянской песни и городского солонского романса, городская лирика (популярная), старинный романс.
  • Композиторская музыка для церкви.
  • Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре. Обработки народных песен. Переосмысление интонационной сферы русской песенности в творчестве композиторов: два пути –точное цитирование и сочинение музыки в народном духе.

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Контрольные и диагностические материалы

I

«Характерные черты русской музыки

8

Обобщающий  урок «Характерные

черты русской музыки»

II

«Народное музыкальное творчество-«энциклопедия» русской интонационности.

12

Обобщающий  урок:

«Связь народной и композиторской

Музыки».

III

Истоки русского классического романса.

5

Урок-исследование:

«Взаимодействие музыки городского музицирования»

IV

Композиторская музыка для церкви.

3

V

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре.

6

Творческое задание

Всего уроков за год: 34 урока

        4 класс

  • «Многоцветие музыкальной картины мира» Знакомство с музыкальной речью стран мира: Германии, Польши, Венгрии, Испании, Норвегии, США. Специфика музыкального высказывания. Взаимосвязь музыкального языка и фонетического звучания национальной разговорной речи. Соотнесение особенностей западноевропейской музыки со славянскими корнями русской музыки.
  • «Музыка мира сквозь «призму» русской классики» Роль восточных мотивов в становлении русской музыкальной классики. Музыкальное «путешествие» русских классиков в Италию и Испанию, Японию и Украину. «Русское» как характерное – через взаимодействие музыкальных культур, через выведение интонационного общего и частного, традиционного и специфического.
  • «Музыкальное общение без границ» Знакомства с музыкой ближнего зарубежья – Белоруссии, Украины, Молдовы, Казахстана, стран Балтии и др.общее и различное. Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур. Бах, Моцарт, Шуберт, Шуман, Шопен, Лист, Дебюсси. «Музыкальный салон» как форма музыкального представления.
  • «Искусство слышать музыку» Восприятие произведений крупной формы как критерий сформированности музыкальной культуры человека. Обобщение проблематики начальной школы от родовых истоков музыкального искусства до основ музыкальной драматургии.

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Контрольные и диагностические материалы

I

«Многоцветие музыкальной картины мира»

8

«Многоцветие музыкальной картины мира» (обобщение)

II

«Музыка мира сквозь «призму» русской классики»

8

Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов. (обобщение)

III

«Музыкальное общение без границ»

10

Музыкальное общение без границ (обобщение)

IV

«Искусство слышать музыку»

8

Творческое задание «За семью печатями»  (обобщение).

Всего уроков за год: 34 урока

2. Результаты изучения учебного предмета:

Личностные УУД

-Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

-Эмпатия, как понимание чувств и сопереживание;

-Воспитывать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;

-Проявлять учебно-познавательный интерес к учебному материалу;

-Развитие  духовно-нравственных  и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

-Понимание единства деятельности композитор, исполнителя, слушателя;

-Углубление понимания социальных функций музыки в жизни современных людей;

-Понимание жизненного содержания народной, религиозной классической и современной музыки на основе эмоционального и осознанного отношения к разнообразным явлениям музыкальной культуры своего региона, России, мира, знаний о музыке и музыкантах, музицирования, участия в исследовательских проектах.

Метапредметные  результаты:

Регулятивные УУД

-Принимать и сохранять учебную задачу;

-Уметь опираться на имеющий жизненно-музыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями;

-Планировать  собственные действия в процессе исполнения музыки;

-Прогнозировать  результаты музыкальной деятельности (качество музицирования, коррекция недостатков исполнения);

-Уметь оценивать воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения /переживания/ других слушателей.

-Расширение представлений о музыкальном языке произведений духовного содержания в профессиональной композиторской музыке;

-Оценивание собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников.

- Овладение умениями интонационно – образного анализа музыкального произведения;

-Понимание и оценка воздействия музыки разных жанров и стилей на собственное отношение к ней, собственной музыкально-творческой деятельности и деятельности одноклассников в разных формах взаимодействия;

Познавательные УУД

-Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

-размышлять над образами музыкального произведении;

-Усваивание  элементов музыкального языка как средства создания музыкальных образов;

-Овладение  первичными умениями анализа музыкальных сочинений;

-Осмысление знаковых (элементы нотной грамоты) и символических (различные типы интонаций) средств выразительности музыки; 

-Формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству и музыкальным занятиям, позитивного эмоционального отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в разнообразных видах музыкально-творческой деятельности;

-Осмысление знаково-символических элементов музыки;

-Сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки; 

-Наличие устойчивых представлений о музыкальном языке произведений различных жанров, стилей народной и профессиональной  музыки;

-Выполнение действий творческого, поискового, исследовательского характера (включая выполнение заданий в рабочих тетрадях, поиск информации в сети Интернет с помощью родителей).

Коммукативные УУД

-Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

-Умение слушать и вступать в диалог со сверстниками, учителем, создателями музыкальных сочинений в процессе размышлений о музыке;

-Умение строить речевое высказывание в устной и письменной форме («эмоциональный словарь»);

освоение способов взаимодействия в коллективной, групповой,  работе в паре при восприятии и исполнении музыки;

-Осуществление контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективном музицировании;

-Совершенствование действий контроля, коррекции, оценки действий партнера в коллективной и групповой музыкальной деятельности;

-Совершенствование представлений учащихся о музыкальной культуре своей Родины, толерантности к культуре других стран и народов.

Предметные результаты: отражают опыт учащихся в музыкально-творческой деятельности:

-развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам (или какому-либо виду) музыкально-творческой деятельности;

-развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке как способе выражения духовных переживаний человека;

-общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства;

-представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижения историко-культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов;

-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

-умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;

-понимать содержание, интонационно образный смысл произведений разных жанров и стилей;

-использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности;

-готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов для организации содержательного культурного досуга во внеурочной и внешкольной деятельности;

-участие в создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнение вокально-хоровых произведений, импровизаций, музыкальных фестивалей и конкурсов и др.

Планируемые результаты изучения музыки за курс 1 класса

Ученик научится:

  • выявлять жанровое начало (песня, танец, марш) как способ передачи состояний человека, природы, живого и неживого в окружающем мире;
  • ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и пр.);
  • различать характер музыки, ее динамические, регистровые, тембровые, метро-ритмические, интонационные особеннос ти;
  • применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности (пении, сочинении и импровизации, художественном движении).

Ученик получит возможность научиться:

  • проявлять готовность увлеченно и живо «впитывать» музыкальные впечатления, воспринимать музыкальные произведения;
  • проявлять способность к размышлению об истоках происхождения музыки;
  • знать о способности и способах (голосом, игрой на музыкальных инструментах, движением) воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека.

Планируемые результаты изучения музыки за курс 2 класса

        

Ученик научится:

  • определять жанровые признаки;
  • характеризовать интонации по эмоционально-образному строю — лирические, драматические, трагические, комические, возвышенные, героические и др.;
  • называть запомнившиеся формы музыки;
  • определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям (например, Бетховен - Пятая симфония, Григ - «Пер Гюнт», Чайковский - Четвертая симфония) и напеть, продирижировать главные мотивы мелодии;
  • делиться своими впечатлениями о музыке и выражать их в рисунках, игре на инструментах, пением, танцевальным движением;
  • проявлять готовность к самостоятельным творческим пробам (поиск своей музыкальной интонации к поэтическому тексту, образной ситуации, к характеристике персонажа, создание элементарного аккомпанемента и пр.).

Ученик получит возможность научиться:

  • проявлять устойчивый интерес к музыке;
  • проявлять готовность «исследовать» композиторский замысел в процессе восприятия интонационного богатства музыкального произведения;
  • приобретать навыки слушательской культуры.

Планируемые результаты изучения музыки за курс 3 класса

Ученик научится:

  • выделять интонационно-стилевые особенности народной музыкальной культуры;
  • сравнивать народную и профессиональную музыку;
  • свободно и непринужденно, проявляя творческую инициативу, самостоятельно запеть (начать в качестве запевалы), завести игру, начать танец и пр.;
  • узнавать произведения, называть русских композиторов, называть их имена (в соответствии с программой);
  • приводить примеры использования русскими классиками образцов фольклора;
  • различать на слух народную музыку и музыку, сочиненную композиторами в «народном духе».

Ученик получит возможность научиться:

  • проявлять интерес к русскому обрядовому пласту фольклора, понимание синкретики народного творчества;
  • воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению.

Планируемые результаты изучения музыки за курс 4 класса

Выпускники начальной школы научатся:

  • проявлять устойчивый интерес к музыке и музыкальным занятиям; выражать свое отношение к музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, жесте, мимике;
  • выразительно исполнять песни, владея певческими умениями и навыкам (координация слуха и голоса, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания, дикции, артикуляции); петь а капелла (соло, в хоре, ансамбле и др.);
  • общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов;
  • разыгрывать народные песни, участвовать в коллективных играх-драматизациях; знать песенный репертуар класса, участвовать в концертном исполнении;
  • эмоционально откликаться на музыку разного характера с помощью простейших движений, пластического интонирования; создавать пластические этюды;
  • владеть навыками «свободного дирижирования»;
  • владеть навыками элементарного музицирования на детских инструментах;
  • понимать элементы музыкальной грамоты как средства осознания музыкальной речи;
  • эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
  • понимать содержание, интонационно-образный смысл простейших произведений (песня, танец, марш) и произведений более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония);
  • высказывать личные впечатления от общения с музыкой разных жанров, стилей, национальных и композиторских школ;
  • анализировать содержание, форму, музыкальный язык произведений разных жанров;
  • импровизировать (речевые, вокальные, ритмические, инструментальные, пластические, художественные импровизации);
  • иметь представление о музыке разных народов, стилей, композиторов;
  • сопоставлять особенности их языка, узнавать творческий почерк русских и зарубежных композиторов;
  • выявлять характерные особенности русской музыки (народной и профессиональной) в сопоставлении с музыкой других народов и стран;
  • понимать значение триединства музыкальной деятельности композитора, исполнителя, слушателя;

Выпускник получит возможность научится:

  • Понимать особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр); личностно оценивать музыку, звучащую на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
  • Формировать основы музыкальной культуры, развить художественный вкус и интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности
  • Воспринимать музыку различных жанров, размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека, эмоционально, эстетически откликаться на искусство, выражая свое отношение к нему в различных видах музыкально-творческой деятельности.
  • Ориентироваться в музыкально-поэтическом творчестве, в многообразии музыкального фольклора России.
  • Наблюдать за процессом и результатом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов и распознавать художественный смысл различных форм построения музыки.
  • Ориентироваться в многообразии музыкальных жанров (опера, балет, симфония и пр.), сопоставлять
  • Различать музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов.
  • Научиться различать динамику, регистр, темп, тембр, лад, регистр. Определять метроритмические и интонационные особенности.
  • Называть композиторов, их имена (в соответствии с программой).
  • Проявлять общую осведомленность о музыке, способность ориентироваться в музыкальных явлениях.

3. Календарно-тематическое планирование

3.1 Календарно-тематическое планирование уроков в 1  классе

вторник

Дата

Тема урока

Кол.

часов

Характеристика деятельность учащихся

Примечание

по плану

факти-чески

Предметные

Метапредметные

Истоки возникновения музыки 7 часов

1

7.09

Образ музыки

« Где живет музыка? Жанры музыки. «Песня,танец, марш»

1

-Уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.

-Уметь определять на слух основные жанры музыки.

-знать автора, название, текст изученного произведения

-знать об истоках происхождения музыки;

-уметь различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение;

-участвовать в коллективном пении;

-знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель»,

«слушатель.

Личностные УУД

-Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетич-ого;

Регулятивные УУД

-Принимать и сохранять учебную задачу.

-Уметь опираться на имеющий жизненно-музыкальный опыт в процессе знакомства с новыми музыкальными произведениями;

Познавательные УУД

-Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека.

Коммукативные УУД

-Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

2

21.09

Проблемы рождения музыки. Образ музыканта

1

3

5.10

Рождение песни

1

4

19.10

Путешествие в мир танца

1

5

9.11

Маршевый порядок

1

6

16.11

Музыка вокруг нас.

Искусство выражения в музыкально- художественных образах жизненных явлений

1

7

23.12

Урок обобщения темы четверти

1

Содержание музыки 14 часов

8

30.12

Содержание музыки

1

-Уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях (темп, ритм).

-Узнавать изученные музыкальные произведения.

-Уметь узнавать изученные муз. произведения и называть имена из авторов.

-Уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

-Знать смысл понятий: «композитор», «исполнитель», «слушатель

-Уметь определять на слух основные жанры музыки: настроение, средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях.

-Уметь выявлять жанровое начало;

-Знать смысл понятия «музыкальный театр».

-Уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров.

-Знать об истоках происхождения музыки;

-Уметь различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение.

-Знать образцы муз. фольклора, народные музыкальные традиции родного края.

-Уметь ориентироваться в многообразии музыкальных жанров.

Личностные УУД

-Эмпатия, как понимание чувств и сопереживание.

-Воспитывать чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной культурой.

Регулятивные УУД

-Планировать  собственные действия в процессе исполнения музыки;

-Прогнозировать  результаты музыкальной деятельности (качество музицирования, коррекция недостатков исполнения);

Познавательные УУД

-Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслейчеловека.

Коммуникативные УУД

-Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

9

7.12

Можно ли, слушая музыку, «видеть» ее?

1

10

14.11

Каждый композитор – художник.

1

11

21.12

Играем обычный день. (О чем расска-зывает музыка)

1

12

28.12

Движение в музыке

1

13

11.01

«Существует ли в музыке чистая изобразительность?"

1

14

18.01

Формы бытования музыки.

1

15

25.01

Рождение музыкальной формы.

1

16

1.02

каник

8.02

Путешествие в оперу

1

17

15.02

В музыкальном театре балет

1

18

22.02

Идем в театр

1

19

1.03

Музыкальный театр. Урок -путешествие в оперу Н.А. Римского -Корсакова «Снегурочка»

1

20

11.03

Идём в театр.

Опера Н.А. Римского Корсакова «Снегурочка»

1

21

15.03

Рассуждаем о «чудесах» в музыке и жизни (Весна, как символ новой жизни, как настоящее чудо)

1

Язык музыки 8 часов

22

22.03

Введение в проблему становления языка музыки

1

-Уметь выявлять жанровое начало как способ передачи состояний человека, природы.

-Уметь применять элементы муз. речи в различных видах творческой деятельности.

-Знать названия жанров и форм музыки; автора, название, текст изученного произведения.

-Знать о способности и способах воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека;

- знать о способности и способах

воспроизводить музыкой явления окружающего мира и внутреннего мира человека.

Личностные УУД

-Проявлять учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

-Воспитывать чувства прекрасного и эстетичекого.

Регулятивные УУД

-Принимать и сохранять учебную задачу.

-Планировать  собственные действия в процессе исполнения музыки;

-Уметь оценивать воздействия музыкального сочинения на собственные чувства и мысли, ощущения /переживания/ других слушателей.

Познавательные УУД

-Размышлять о музыкальном произведении как способе выражения чувств и мыслей человека:

-размышлять над образами музыкального произведения

-Эстетически откликаться на музыкальное искусство.

Коммуникативные УУД

-Выражать своё отношение к музыкальному произведению.

Презентация «Музыкальный язык

23

5.04

«Язык музыки» средства муз. вырази-тельности— их роль в создании неповторимости

художественного

образа музыкаль-го сочинения.

1

24

12.04

Хочу быть композитором

1

25

19.04

Симфонический оркестр

26

26.04

С.С. Прокофьев Симфоническая сказка «Петя и волк»

1

27

17.05

Итоговая творческая работа за год

1

28

24.05

Легко ли стать музыкантом?

1

29

31.05

Обобщение тем года творческое задание

 «Пусть музыка звучит и не смолкает»

1

3.2 Календарно-тематическое планирование уроков во 2 классе

вторник

Дата

Тема урока

Кол.

часов

Характеристика деятельность учащихся

Примечание

по плану

факти-чески

Предметные

Метапредметные

Всеобщее в жизни и в музыке 8 часов

1

7.09

Всеобщие эмоционально-образные сферы музыки — песенность, танцевальность, маршевость.  

1

-Различать в произведениях искусства песенность, танцевальность, маршевость и выделять эти свойства в жизни природы и человека;

-Знать автора, название, текст изученного произведения

-Знать об истоках происхождения музыки;

-уметь различать характер

музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение.

- уметь определять на слух основные жанры музыки;

-участвовать в коллективном пении.

Личностные:

- учебно-познавательный интерес

к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и

эстетического;

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную

задачу;

Познавательные:

-размышлять о музыкальном

произведении как способе

выражения чувств и мыслей

человека

Коммуникативные:

-  выражать  своё  отношение  к музыкальному произведению.

2

14.09

Песенность в музыке.

1

3

21.09

Танцевальность как  состояние природы , человека и искусства.

Два полонеза.

1

4

28.09

Маршевость как  состояние природы человека и искуссства.

1

5

5.10

Природа и музыка.

Утро.

1

6

12.10

Человек и музыка.

Сольвейг. Сказочные образы в музыке (1)

1

7

19.10

Искусство и музыка.

1

8

26.10

Урок обобщение

Воплощение в музыке сложности, богатства внутреннего мира.  

1

Музыка-искусство интонируемого смысла 8 часов

9

9.11

Все растет, все изменяется

1

-Различать на слух и исполнять интонации, характерные для музыкально -художественных образов произведений разных форм и жанров;

-уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в

музыкальных произведениях;

-узнавать изученные музыкальные произведения;

-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности;

-знать названия жанров и форм музыки; автора, название, текст

изученного произведения.

Личностные УУД

-понимание единства деятельности композитор, исполнитель,  слушатель.

Регулятивные УУД

-узнавать изученные произведения и их авторов, сравнивать их характер,

Познавательные УУД

-расширение представлений о музыкальном языке произведений духовного содержания в профессиональной композиторской музыке;

- Овладение умениями интонационно – образного анализа музыкального произведения.

Коммукативные УУД

участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности.

10

16.11

Интонация.А.Барто и С.Прокофьев «Болтунья»

1

11

23.11

Логические ударения, знаки

препинания, музыкальность.

1

12

30.11

Звуки человеческой речи делаются музыкой Цикл «Детская»

М.Мусоргского.

1

13

7.12

М.П.Мусоргский цикл «Детская» (твор-я мастерская)

1

14

14.12

«Интонация» М.П Мусоргский опера «Борис Годунов»

1

15

21.12

О чем говорит и что выражает музыка?

1

16

28.12

Урок обобщение.

Музыка-искусство интонируемого смысла

1

«Тема» и «Развитие»- жизнь художественного образа 10 часов

17

11.01

«Тема» — одно из основных понятий музыки, единство жизненного содержания и его интонационного воплощения.

1

-Проявлять личностное отношение при восприятии музыкальных произведений, эмоциональную отзывчивость;

-пониматьстепень значения роли музыки в жизни человека;

-Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течёт, всё изменяется»;

-уметь выявлять жанровое начало;

-знать смысл понятия

«музыкальный театр»;

-уметь ориентироваться в

многообразии музыкальных жанров;

Личностные УУД

-Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

 -Участвовать в коллективном пении, вовремя начинать  и заканчивать пение, слушать паузы, понимать дирижерские жесты;

Регулятивные УУД

-приобретение  умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер,настроение и средства муз. выразительности.

Познавательные УУД

-расширение представлений о муз. языке произведений духовного содержания в профес-сиональной композиторской музыке.

- Овладение умениями интонационно – образного анализа музыкального произведения.

Коммукативные УУД

-формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом.

18

18.01

Диалектичность понятия «музыка-льная тема». Фрагмент из симфонии №5 3 часть Бетховен

1

19

25.01

«Развитие» как отражение сложности жизни.

1

20

1.02

«Развитие» как отражение сложности жизни.Как сказали, Иван-то грозен (русская народная песня)

1

21

8.02

Развитие»как отражение

Внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств.опера «Жизнь за царя» Глинка

1

22

15.02

Развитие»как отражение

Внутреннего богатства и многообразия проявлений человеческих чувств.  опера «Жизнь за царя» Глинка

1

23

22.02

Развитие»  как процесс взаимо-действия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста (Б.В.Астафьев).Снег идет (Свирид.

Снег идет (Т.С.Никитины)

1

24

1.03

«Развитие»  как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей) на основе тождества и контраста. Хор из оперы «Жизнь за царя» Глинка

1

25

11.03

 Итоговый урок-«Развитие»  как процесс взаимодействия музыкальных образов (тем), образных сфер (частей)сходства и различия

1

26

15.03

Музыка родного края

«Развитие как становление художественной формы»   8 часов

27

22.03

Форма (построение) музыки какпроцесс закономерной организации всего комплекса музыкальных средств для выражения содержания.

1

-Определять на слух простые формы звучащей музыки – двухчастной, трёхчастной, рондо, вариации;

-Размышлять о всеобщности развития в жизни и музыке: «всё течёт, всё изменяется»;

-уметь выявлять жанровое начало;

- знать о способности и

способах воспроизводить музыкой явления

окружающего мира и

внутреннего мира человека

-Выявлять формы для восприятия логического развития музыкальной  мысли.

Личностные УУД

- Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

распознавать  и эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки,

Регулятивные УУД

-планирование собственных действий в процессе восприятия музыки, оценка своей музыкально-творческой деятельности.

Познавательные УУД

-формирование интереса к музыкальным занятиям и, позитивного отклика на слушаемую и исполняемую музыку, на участие в музыкально-творческой деятельности.

Коммукативные УУД

-передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.

28

5.04

Двучастная музы-кальная форма.

1

29

12.04

Трёхчастная музыкальная форма.

1

30

19.04

Форма вариаций в музыке

1

31

26.04

Форма  рондо в музыке

1

32

7.05

Куплетная форма.

1

33

24.05

Итоговая творческая работа за год

1

34

31.05

Обобщение тем, пройденных

в течение года.

1

3.3 Календарно-тематическое планирование уроков в 3  классе

Вторник

Дата

Тема урока

Кол.

часов

Характеристика деятельность учащихся

Примечание

по плану

факти-чески

Предметные

Метапредметные

Характерные черты русской музыки 8 часов

1

7.09

Композиторская и народная

музыка.

1

-Размышлять обобщих интонационных корнях профессиональной музыки и

народного творчества;

-узнавать по характерным чертам жанры многонационального российского творчества (песни, былины, попевки, инструме-нтальные найгрыши и т.д)

-уметь выявлять жанровое начало как способ передачи

состояний человека, природы;

- определять на слух основные жанры музыки;

-знать об истоках происхождения

музыки;

-уметь различать характер музыки, определять и сравнивать характер музыки, настроение.

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- чувства прекрасного и эстетического;

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД:

-размышлять о музыкальном произведении как способе

выражения чувств и мыслей человека

Коммуникативные УУД:

-  выражать  своё  отношение  к

музыкальному произведению

2

14.09

Собирание и сохранение

народного музыкального

творчества.

1

3

21.09

Древнейшие музыкальные

инструменты.

1

4

28.09

Мировая слава русской

классической музыки. Форма рондо в произведениях классиков.

1

5

5.10

Интонационно-образный язык музыки русских композиторовМ.И.Глинка,

П.И.Чайковский,

М.П.Мусоргский

(муз. портреты)

1

6

12.10

Музыкальная культура России.

Едем на Север.

1

7

19.10

Музыкальная культура России.

Едем на Юг.

1

8

26.10

Обобщающий  урок «Характерные

черты русской музыки

1

Народное музыкальное творчество - «энциклопедия» русской  интонационности 12 часов

9

9.11

Мелодизм, напевность народной песни.

1

-Различать  и выявлять выражение в русской музыке специфических чертах характера.

-Разучивать и исполнять былинные  напевы, народные песни разных жанров, частушки и страдания.

-Разыгрывать народные обряды, используя народные инструменты.

-уметь выявлять жанровое начало как способ передачи

состояний человека, природы;

- определять на слух основные жанры музыки;

-знать об истоках происхождения

музыки;

-уметь различать характер музыки, определять и

сравнивать характер

музыки, настроение.

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- ценить отечественные, народные музыкальные традиции

- чувства прекрасного и эстетического;

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД:

-размышлять о музыкальном произведении как способе

выражения чувств и мыслей человека

-сопоставлять различные образцы народной и профессиональной музыки;

Коммуникативные УУД:

-  выражать  своё  отношение  к

музыкальному произведению.

10

16.11

Жанры народной песни.

1

11

23.11

Исторические песни и былинный

эпос.

1

12

30.11

Героико-патриотическая тематика р.н.п.

1

13

7.12

Лирические песни

1

14

14.12

Походные песни

1

15

21.12

Календарные песни.

1

16

28.12

Частушки и страдания

1

17

11.01

Инструментальные плясовые наигрыши

1

18

18.01

Музыка родного края. Хакасия.

1

19

25.01

Путешествие по страницам русской музыки

1

20

1.02

Обобщающий  урок: Связь народной и композиторской

музыки.

1

Истоки русского классического романса 6 часов

21

8.02

Русский романс.

1

-Сравнивать народные песни и примеры композиторской интерпретации вокального  народного творчества;

-различать интонационную сферу городского салонного романса и классического (А. Гурелёв, А. Алябьев, А. Варламов);

-уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в

музыкальных произведениях;

-узнавать изученные музыкальные произведения;

-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

Личностные УУД:

-эмпатия, как понимание чувств

и сопереживание;

-чувство прекрасного и

эстетические чувства на основе

знакомства с мировой и

отечественной культурой;

Регулятивные УУД:

-принимать и сохранять учебную задачу;

Познавательные УУД:

-размышлять о музыкальном

произведении как способе

выражения чувств и мыслей человека

Коммуникативные УУД:

- выражать своё отношение к

музыкальному произведению.

22

15.02

Интонационная сфера городского музицирования

Городская лирика

1

23

22.02

Крестьянская песня и городской салонный романс

1

24

1.03

Городская лирика и старинный романс

1

25

11.03

 Урок-исследование

Взаимодействие музыки городского музицирования

1

Композиторская музыка для церкви  2часа

26

15.03

Музыка для церкви как часть культуры России. Заочная экскурсия.

1

-Размышлять о роли музыки в церкви.

-Различать интонационно мелодические особенности духовной музыки

Личностные УУД

- Повышать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

эмоционально откликаться и выражать своё отношение к  церковной музыке.

Регулятивные УУД

-воспитание любви к музыке ,осознать вклад композиторов – классиков в  музыкальную культуру страны.

Познавательные УУД

-интерес к  церковному музыкальному искусству. Как способу познания мира.

Коммукативные УУД

-планирование учебного сотрудничеств, работа в группах и в сотрудничестве с учителем.

27

22.04

Композиторская музыка для церкви. Колокольный звон Росии

28

5.04

Композиторская музыка для церкви

1

Народная и профессионально-композиторская музыка в русской музыкальной культуре  - 6ч

29

12.04

Народная музыка в

классике.

1

-Различать на слух народную музыку и музыку сочинённую композиторами в народном стиле.

-уметь проследить и объяснить в народной музыке зависимость комплекса выразительных средств от содержания мировоззрения русского человека, воспроизводимого конкретного чувства, черты характера..

-стараться в исполнении народной музыке -воспроизводить специфику устной традиции.

Личностные УУД

познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношение человека к Родине, природе,  к людям, их обычаям, традициям.

Регулятивные УУД

анализировать художественно – образное содержание ,музыкальный язык произведений мирового муз. искусства.

Познавательные УУД

выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации.

Коммукативные УУД

воспитание уважения  к культурным традициям своего народа и страны.

30

19.04

Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов

1

31

26.04

Картины народной жизни в музыке композиторов

1

32

7.05

Русская сказка в произведениях композиторов

1

33

24.05

Итоговая творческая работа за год

1

34

31.05

Урок-обобщение

Величие России в музыке русских классиков. (презен)

1

3.4 Календарно-тематическое планирование уроков в 4  классах

среда

Дата

Тема урока

Кол.

часов

Характеристика деятельность учащихся

Примечание

по плану

факти-чески

Предметные

Метапредметные

«Многоцветие музыкальной картины мира» 8 часов

1

8.09

Музыка стран мира.

Картины народнй жизни в музыке композиторов

1

-Определять характер, настроение, жанровую основу музыкальных произведений;

-уметь выявлять жанровое

начало как способ

передачи состояний

человека, природы;

- определять на слух

основные жанры музыки

-определять автора и название музыкального произведения по характерным интонациям;

-различать жанры народных песен – колыбельные, плясовые, их характерные особенности;  

Личностные УУД

-познание разнообразных явлений окружающей действительности – отношение человека к Родине, природе,  к людям, их обычаям, традициям.

Регулятивные УУД

-анализировать художественно – образное содержание ,музыкальный язык произведений мирового муз. искусства.

Познавательные УУД

-выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации.

Коммукативные УУД

-воспитание уважения  к культурным традициям своего народа и страны.

2

15.09

Музыка западно-европейских стран.Знакомство с музыкальной речью стран мира: Германии, Польши, Венгрии.

1

3

22.09

Музыка западно-европейских стран.Знакомство с музыкальной речью стран мира: Германии, Польши, Венгрии 

1

4

29.09

Музыка средиземноморья.Знакомство с «музы-кальной партитурой мира» через музыку Испании, Италии, Норвегии,США.

1

5

6.10

Колыбельные песни разных стран.

1

6

13.10

Интонационные черты танцевальной музыки мира.

Джаз и его всемирно- историческое значение для музыкальной культуры планеты.

1

7

20.10

Танцевальная музыка народов мира.

8

27.10

Урок обобщения:

«Многоцветие музыкальной картины мира»

1

«Музыка мира сквозь «призму» русской классики» 8 часов

9

10.11

Композитор и его стиль. Музыка различных жанров.

Общее и различное в народной и профессиональной музыке

1

-Определять жанровые признаки;

-участвовать в коллективном пении, исполнение ритма, изображение звуковысотности мелодии движением рук;

-ценить  отечественные    народные музыкальные    традиции;

-уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности в

музыкальных произведениях;

-узнавать изученные музыкальные произведения;

-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности.

Личностные УУД

-формирование  эмоционального  и осознанного  усвоения  жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы,

Регулятивные УУД

-анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии;

Познавательные УУД

-размышлять об общих интонационных корнях профессиональной музыки и народного творчества

Коммукативные УУД

-передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы, владеть умениями совместной деятельности.

10

17.11

Восточные мотивы в русской классике Русская сказка в произведениях композиторов

Истоки обращения русских композиторов к музыке Востока.

Н.А.Римский-Корсаков. «Шехерезада», «Хор половецких девушек» из оперы А.П.Бородина «Князь Игорь», «Песня индийского гостя» и др

1

11

24.11

Мелодика Италии в произведениях П.И.Чайковского.

1

12

1.12

Музыкальное «путешествие»русских компо-зиторов в Италию

Мелодика Италии в произведениях П.И.Чайковского, С.С. Прокофьева

1

13

8.12

Тема японской песни в произ-ях Д.Б.Кабалевского.

Д.Б.Кабалевский. Вариации на японскую песню «Вишенка

1

14

15.12

Музыка родного края в произве-дениях хакасских композиторов

1

15

22.12

Интонационные особенности наро-дной музыки в творчестве компо-зиторов.

А.И.Хачатурян «Колыбельная», «Русская пляска

1

16

29.12

Обобщающий урок

Интонационные особенности народной музыки в творчестве композиторов.

1

«Музыкальное общение без границ» 10 часов

17

12.01

Вариации на тему славянских песен

«Камаринская» и «Вариации на русскую тему» Л. Ванн Бетховена;        

1

-Ориентироваться     в  музыкально- поэтическом    творчестве, в  многообразии  музыкального    фольклора    разных стран,   в  том  числе  родного   края,   сопоставлять    различные    образцы   народной и профессиональной    музыки;

-знать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции, праздники – разных народов мира;

-уметь определять характер, настроение, средства музыкальной выразительности;

-уметь ориентироваться в

многообразии музыкальных жанров.

Личностные УУД

- ценить отечественные, народные

музыкальные традиции

Регулятивные УУД

-принимать и сохранять учебную

задачу;

Познавательные УУД

-сопоставлять различные образцы

народной и профессиональной

музыки;

Коммуникативные УУД

- выражать своё отношение к

музыкальному произведению

18

19.01

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья

Музыка Украины и Белоруссии.         

1

19

26.01

Знакомство с музыкой ближнего зарубежья

Музыка Молдовы, Казахстана, стран Балтии, Кавказа и др

1

20

2.02

Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур. И.С. Бах.

1

21

9.02

Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культурВ.А.Моцарт

1

22

16.02

Выдающиеся представители зарубежных национальных музыкальных культур. Ф.Шуберт.

1

23

2.03

Выдающиеся представители зарубежных национальных муз. культур. Р.Шуман.

1

24

9.03

Выдающиеся представители зарубежных национальных муз. культур. Ф. Шопен.

1

25

16.03

Выдающиеся представители зарубежных национальных муз. культур. Ференц Лист. Ашиль Клод Дебюсси.

1

26

23.03

 «Музыкальное общение без границ

1

«Искусство слышать музыку» 8 часов

27

6.04

Композитор, поэт, исполнитель.Фортепианный концерт Э.Грига

1

-Внимательно слушатьмузыкальные  фрагменты и находить характерные особенности музыки в прозвучавших  литературных фрагментах;

-Узнавать изученные музыкальные произведения, выказывать свое отношение к различным  музыкальным сочинениям, явлениям.

-уметь применять элементы музыкальной речи в различных видах творческой деятельности

Личностные УУД

-Развивать  духовно-нравственных  и этических чувств, эмоциональной отзывчивости, понимание и сопереживание, уважительное отношение к историко-культурным традициям других народов.

Регулятивные УУД

-анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии;

Познавательные УУД

-выявлять особенности развития музыкальных образов.

Коммукативные УУД

-способность вести диалог.

28

13.04

Симфонический оркестр и дирижёр. Симфония.

Третья симфония («Героическая»)Людвиг .ван Бетховена.

1

29

20.04

Инструментальная музыка.Органная токката и оруга ре минор И.-С.Баха

1

30

27.04

Вокальная музыка.

Музыкальные произведения разных форм и жанров.

1

31

4.05

Концерт.

И.-С.Бах Концерт ре-минор (1 часть)

1

32

11.05

Опера. Балет.

Опера М.П.Мусоргского «Борис Годунов»

Итоговая творческая работа за год

1

33

18.05

Итоговая творческая работа за год

1

34

25.05

Обобщающий урок

«За семью печатями»

Творческое задание (защита)

1

4 . Список используемой литературы.

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г. 3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г
  3. Примерная программа начального общего образования по музыке.
  4. Программа «Музыка. 1-4 классы», авторы В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр; - М.: Вентана-Граф, 2012 г
  5. Поурочные разработки «Уроки музыки. 1-4 классы» Учебник «Музыка 1-4 класс», авторы В.О. Усачёва, Л.В. Школяр, В.А. Школяр; - М.: Вентана-Граф, 2013,
  6. Хрестоматия с нотным материалом.

Темы примерных проектов по музыке.

     1   класс

  1.  Баю-баюшки-баю (колыбельные песни русского и хакасского народов).
  2. Что такое звук?
  3. Видение музыки через рисунок.
  4. "Стихи, которые поют" (песни на стихи поэта-сказочника С.Г. Козлова).
  5. Сказка в музыке.
  6.  Поговорим о маме музыкой.
  1. класс
  1. «Мультипликационный фильм»
  2. Какие бывают марши?
  3. Экскурсия в мир оперы
  4. Сергей Прокофьев. Музыка для детей.
  5. «Мой музыкальный инструмент»
  6. «В стране музыкальных загадок»

  1. класс

  1. История одного инструмента.
  2. Из жизни музыкальных инструментов (клавишные, духовые, струнные, смычковые и т.д.)
  3. Музыкальный язык: средства музыкальной выразительности
  4.  Ритм, темп в музыке и в других видах искусства
  5. Музыкальный язык: форма музыкального произведения
  6. «Трудовые песни в народной и композиторской музыке»

  1. класс

 

  1. Многокрасочность и колорит национальной музыки.
  2. Инструменты симфонического оркестра.
  3. Инструменты народного оркестра.
  4. Фольклорная и этническая музыка.
  5. Музыкальные инструменты разных стран и народов.
  6. Танцы, танцы, танцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку 3 класс "Образы природы в музыке русских и зарубежных композиторов"

Данная презентация поможет сделать урок ярким и запоминающим....

Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом". Учитель музыки высшей квалификационной категории Белозерова Г.М. ГБОУ школа №439 г.Петродворца.

Открытый урок музыки в 4-м классе с использованием ИКТ по теме «Русский композитор-классик П.И.Чайковский. «Детский альбом» -«Азбука детской музыки».Учитель музыки высшей квалификационной категории ГБ...

проект Зарубежные композиторы

проект Зарубежные композиторы...

Композитор ИМРЕ КАЛЬМАН. Один из выдающихся представителей классической венской оперетты.

Его величали «Королем оперетты» и «Императором Вены».Про него ещё при жизни говорили, что он принадлежит всему миру.Д.Д. Шостакович называл его гением....

Технологическая карта урока музыки на тему «Ладово-интонационные особенности зарубежной музыки»

Цель: Выявить характерные ладово-интонационные особенности в музыке норвежского композитора Э.Грига на примере инструментальной пьесы "Утро"....

Великие зарубежные композиторы

Определяется  степень  усвоения учащимися учебного  материала  по жизни и творчеству зарубежных композиторов, систематизацируются знания и применение их на практике, усиливается...