Программа курса внеурочной деятельности "Созвучие"
рабочая программа по музыке

Наташенкова Светлана Юрьевна

Программа  курса внеурочной деятельности общекультурного направления "Созвучие"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_vd_sozvuchie.doc686 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Программа курса внеурочной деятельности «Созвучие» составлена в  соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения. Программа рассчитана на 3 года (102 часа ,1 час в неделю). Программа курса составлена на основе программы Л.Л. Алексеевой под редакцией Л.В. Школяр «Песня – верный друг мой навсегда».  

1. Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Созвучие».

Каждому человеку от природы дан прекрасный музыкальный инструмент - ГОЛОС, но не каждый умеет пользоваться этим инструментом. Часто дети стесняются своего певческого голоса, не уверены в своих музыкальных способностях. Поэтому надо как можно раньше пробудить желание петь- находить самовыражение в гармонии звуков, творить звуками и получать      Расширение концертно- исполнительской деятельности, участие во внеклассных и общешкольных мероприятиях даст возможность учащимся показать свои артистические способности, поможет стать более уверенными в себе и проявить свои личностные качества.

Данная программа нацелена на формирование практических умений и навыков в области сольного и ансамблевого пения.

Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.

Задачи программы:

  • развивать музыкальные способности: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память и восприимчивость, способность к сопереживанию; образное и ассоциативное мышления, творческое воображение, вокальные данные; приобщать к музыкальному искусству посредством песни как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
  • получить основу  знаний о музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, об интонационно — образной природе музыки, о выразительных средствах и особенностях музыкального языка, её воздействие на эмоциональное состояние человека.
  • овладеть практическими умениями и навыками в разных видах музыкально — творческой деятельности: в слушании музыки, пении, музыкально — пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
  • воспитание  устойчивого   интереса  к  музыке,   к   вокальному

искусству; музыкального вкуса учащихся; эмоционально — ценностного отношения к музыке; слушательской  и исполнительской культуры учащихся.

Реализация данной программы рассчитана на 3 года. Занятия  проводятся один раз в неделю по 1 часу (34 часа в год) . Весь учебный материал рассчитан на последовательное развитие творческих   способностей   и певческих навыков обучающихся. Возрастная характеристика группы  c 1 по 4 классы.

2.Учебно - тематический план

(1 год обучения, 7-8  лет)

1№ п/п

Тема занятий

Общее

количество

часов

Из них

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

Вокально -хоровая работа

2.

Певческая установка

1

0,5

0,5

3.

Дыхание

2

2

4.

Артикуляционная гимнастика

3

1

2

5.

Вокальные упражнения

5

1

4

6.

Диапазон. Регистры.

1

0, 5

0, 5

Музыкально —

теоретическая

подготовка

7.

Основы музыкальной  грамоты.

грамотыграмоты

2

1

1

8.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

2

1

1

9.

Развитие чувства ритма

2

1

1

Теоретико — аналитическая работа

10.

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1

11.

Подбор и прослушивание предполагаемых репертуарных произведений

2

2

12.

Работа с репертуаром

9

9

Концертно-

исполнительская

деятельность

13.

Праздники, выступления

3

3

Всего:

34

8

26

Учебно - тематический план

(2 год обучения, 8-9 лет)

1№ п/п

Тема занятий

Общее

количество

часов

Из них

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

Вокально -хоровая работа

2.

Певческая установка

1

0,5

0,5

3.

Дыхание

2

2

4.

Артикуляционная гимнастика

2

2

5.

Вокальные упражнения

5

5

6.

Диапазон. Регистры.

1

0, 5

0, 5

Музыкально —

теоретическая

подготовка

7.

Основы музыкальной  грамоты.

грамотыграмоты

2

1

1

8.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

2

1

1

9.

Развитие чувства ритма

2

1

1

Теоретико — аналитическая работа

10.

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1

11.

Подбор и прослушивание предполагаемых репертуарных произведений

2

2

12.

Работа с репертуаром

9

9

Концертно-

исполнительская

деятельность

13.

Праздники, выступления

4

4

Всего:

34

6

28

Учебно -тематический план

( 3 год обучения ,10-11лет)

1№ п/п

Тема занятий

Общее

количество

часов

Из них

теория

практика

1.

Вводное занятие

1

1

Вокально -хоровая работа

2.

Певческая установка

1

0,5

0,5

3.

Дыхание

2

2

4.

Артикуляционная гимнастика

3

3

5.

Вокальные упражнения

5

1

4

6.

Диапазон. Регистры.

1

0, 5

0, 5

Музыкально —

теоретическая

подготовка

7.

Основы музыкальной  грамоты.

грамотыграмоты

2

1

1

8.

Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти

2

1

1

9.

Развитие чувства ритма

2

1

1

Теоретико — аналитическая работа

10.

Беседа о гигиене певческого голоса

1

1

11.

Подбор и прослушивание предполагаемых репертуарных произведений

2

2

12.

Работа с репертуаром

9

9

Концертно-

исполнительская

деятельность

13.

Праздники, выступления

5

5

Всего:

34

6

28

3.Содержание курса внеурочной деятельности «Созвучие» .

1 год обучения

  1. Вокально - хоровая работа:  певческое дыхание, артикуляционная гимнастика, дикция, вокальные упражнения, диапазон, регистры.
  2. Музыкально - теоретическая подготовка: нотная запись в пределах октавы в скрипичном ключе, устойчивые и неустойчивые звуки,тоника, мажор и минор, тональность, высокие и низкие звуки, метр и ритм.
  3. Теоретико-аналитическая работа: прослушивание вокальных произведений, раскрытие содержания музыки и текста, особенностей выразительных средств исполнителя.
  4. Концертно- исполнительская деятельность :участие в конкурсах, фестивалях, концертах согласно плану текущего года.

2 год  обучения.

  1. Вокально — хоровая работа: певческая установка, певческое дыхание, артикуляционная гимнастика, вокальная позиция, диапазон, вокальные упражнения, регистры.
  2. Музыкально - теоретическая подготовка: нотная запись в пределах октавы в скрипичном ключе, нотная запись в басовом ключе, тоника, мажор и минор, тональность, основные трезвучия лада, метр и ритм.
  3. Теоретико—аналитическая работа: прослушивание вокальных произведений, раскрытие содержания музыки и текста, особенностей выразительных средств исполнителя.

 4.       Концертно - исполнительская деятельность: участие в конкурсах, фестивалях, концертах согласно плану текущего года.

3 года обучения.

1. Вокально  -  хоровая   работа:   певческая   установка,   певческое дыхание, артикуляционная гимнастика, вокальная позиция, вокальные

упражнения диапазон, регистры, элементы двухголосного пения.

     2. Музыкально - теоретическая подготовка: нотная запись в

пределах октавы в скрипичном ключе, интервалы, тоника, мажор и

минор,  тональность, основные  трезвучия  лада,   высокие  и  низкие

звуки, метр и ритм.

 3. Теоретико -  аналитическая       работа: прослушивание

вокальных произведений, раскрытие содержания музыки и текста,

особенностей выразительных средств исполнителя.

 4. Концертно  -  исполнительская   деятельность :участие   в

конкурсах, фестивалях, концертах согласно плану текущего года.

Формы  организации занятий и виды деятельности.

Занятия проходят по группам.

Теоретические занятия, на которых излагаются теоретические сведения о об основах музыкальной грамоты, прослушивают музыкальные произведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами, размышляют о музыкальных образах, способе и средствах его воплощения в концертных номерах.

  Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту на практике, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.

  Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.

  Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.

Выездное занятие – посещение  концертов, праздников, конкурсов,    фестивалей

  Структура проведения теоретического занятия:

  • Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  • Первичное усвоение новых знаний.
  • Первичная проверка понимания
  • Первичное закрепление.
  • Рефлексия (подведение итогов занятия)

      Структура проведения практического занятия:

  • дыхательная гимнастика
  • комплекс упражнений для работы над певческим дыханием
  • речевые упражнения
  • упражнение для развития певческого  голоса
  • применение теоретических знаний на практике
  • работа над произведением
  • рефлексия

4.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Созвучие».

  Обучение  вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально  значимой деятельности, в художественных проектах школы, конкурсах и фестивалях вне школы и др.

      В  формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать  психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации,  В процессе освоения курса развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.

 

Мониторинговая карта  планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности "Созвучие".

Критерии

Показатели

Инструментарий

Личностные результаты 

Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Воспитательные результаты

1 уровня

Первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни.

______________________________

Воспитательные результаты

2 уровня

 ответственное отношение

   к собственным поступкам

   и деятельности, осознанное

   принятие ценностей

   нравственного поведения

Воспитательные результаты

3 уровня

 нравственно-этический опыт

   взаимодействия с окружающими  

   людьми  в соответствии

   с общепринятыми  

   нравственными нормами.

Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Воспитательный эффект

Формирование устойчивой оценки происходящего с позиции общечеловеческих нравственных ценностей

______________________________________

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

Ученик научится:

 --проводить логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установление аналогий в процессе анализа музыки ;

 

 Методика «Развитие мыслительной деятельности на уроках музыки» Л.П.Масловой

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

- осмысливать способы и условия действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Регулятивные УУД:

Ученик научится:

  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе музыкально-творческой деятельности.

Метод анализа С.Фостера

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

_______________________________________________

Коммуникативные УУД:

Ученик научится:

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

 Диагностика  

 «Изучение

  межличностных

  отношений»

  (Т. Лири)

   

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО)

Ученик получит возможность научиться:

  • сотрудничать в поиске и сборе информации для решения творческой задачи.

Предметные результаты

Ученик научится:

- петь спокойным ненапряжённым звуком,

- развить свои музыкальные способности

Диагностическая карта

музыкальности.

Прогнозируемый эффект (на уровне НОО

Позитивная сомооценка своих музыкально-творческих возможностей (Методика «Лесенка» В. Щура и С. Якобсона)

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(1 год обучения)

В результате курса внеурочной деятельности «Вокал» воспитанник  должен:

   знать, понимать:

      - строение артикуляционного аппарата;

      - особенности и возможности певческого голоса;

      - гигиену певческого голоса;

      - понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;

      - понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

      - основы музыкальной грамоты;

- различные манеры пения;

-  место дикции в  исполнительской деятельности;

    уметь:

      - правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, использовать «цепное» дыхание;

      - петь короткие фразы на одном дыхании;

      - в подвижных песнях делать быстрый вдох;

      - петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

      - петь легким звуком, без напряжения;

      - на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое Ансамблевое звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

     - уметь делать распевку;

      - к концу года спеть выразительно, осмысленно свою партию.

 Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

( 2-й год обучения)

В результате обучения  по программе внеурочной деятельности «Вокал»  воспитанник  должен:

знать, понимать:

      - соблюдать певческую установку;

      - понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

      - жанры вокальной музыки;

     -  произведения различных жанров;

     - великих  вокалистов и хоровых коллективов России и мира;

уметь:

      - правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

      - точно повторить заданный звук;

      - в подвижных песнях делать быстрый вдох;

      - правильно показать самое красивое звучание голоса;

     - петь чисто и слаженно в унисон;

      - петь чисто и «держать» свою партию в двухголосном исполнении

      - петь без сопровождения отдельные  попевки и отрывки из песен;

      - дать критическую оценку своему исполнению;

       - характеризовать выступления хоров

      - использовать элементы ритмики и движения под музыку;

      - работать в сценическом образе;

      - принимать активное участие в творческой жизни хорового коллектива

 Основные требования к знаниям, умениям и навыкам

(3 ступень  -  3  год обучения)  

В результате обучения по программе внеурочной деятельности «Вокал» воспитанник  должен:

знать, понимать:

     - основные типы голосов;  

    - жанры вокальной музыки;

     - типы дыхания;

     - поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

     - реабилитация при простудных заболеваниях;

     - особенности многоголосого пения;

     - обоснованность сценического образа.

уметь:

     - петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

    - петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

    - исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

    - принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.

К концу  третьего года обучения обучающиеся овладеют следующими   вокально-хоровыми навыками:

пение в унисон;

певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;

передача простого ритмического рисунка;

четкая дикция;

свободное владение дыханием;

способность передать характер произведения;

владение динамикой p – mf.

репертуар 6 — 8 песен

Должны знать и определять на слух:

музыку разного эмоционального содержания;

музыкальные жанры (песня, танец, марш);

одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;

средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;

музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;

знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;

знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.

 Список литературы (для учителя)

1

Мир вокального искусства, автор – составитель Г.А. Суязова,  Волгоград , издательство «Учитель» 2009год.

2

Т.Н.Образцова.Музыкальные игры для детей, Москва, «Этрол - Лада», 2005 год.

3

http://www.vocalvoice.narod.ru   В.В. Емельянов.Фонопедический метод развития голоса.

Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992.

Технические средства обучения.

1

компьютер

1

2

музыкальный центр

1

3

музыкальный инструмент (фортепиано)

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Школа здоровья"

Программа внеурочной деятельности "Школа здоровья" является модифицированной. Содержит полностью разработанный курс занятий для младших школьников. Цель курса - обучение детей бережному отношению к со...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения

Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...

ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»

Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа «...

Программа курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"

Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, с...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год

Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...