Программа курса внеурочной деятельности "Созвучие"
рабочая программа по музыке
Программа курса внеурочной деятельности общекультурного направления "Созвучие"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_vd_sozvuchie.doc | 686 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности «Созвучие» составлена в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования второго поколения. Программа рассчитана на 3 года (102 часа ,1 час в неделю). Программа курса составлена на основе программы Л.Л. Алексеевой под редакцией Л.В. Школяр «Песня – верный друг мой навсегда».
1. Общая характеристика курса внеурочной деятельности «Созвучие».
Каждому человеку от природы дан прекрасный музыкальный инструмент - ГОЛОС, но не каждый умеет пользоваться этим инструментом. Часто дети стесняются своего певческого голоса, не уверены в своих музыкальных способностях. Поэтому надо как можно раньше пробудить желание петь- находить самовыражение в гармонии звуков, творить звуками и получать Расширение концертно- исполнительской деятельности, участие во внеклассных и общешкольных мероприятиях даст возможность учащимся показать свои артистические способности, поможет стать более уверенными в себе и проявить свои личностные качества.
Данная программа нацелена на формирование практических умений и навыков в области сольного и ансамблевого пения.
Цель программы – через активную музыкально-творческую деятельность сформировать у учащихся устойчивый интерес к пению и исполнительские вокальные навыки, приобщить их к сокровищнице отечественного вокально-песенного искусства.
Задачи программы:
- развивать музыкальные способности: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память и восприимчивость, способность к сопереживанию; образное и ассоциативное мышления, творческое воображение, вокальные данные; приобщать к музыкальному искусству посредством песни как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности;
- получить основу знаний о музыкальной грамоте и искусстве вокала, хорового пения, об интонационно — образной природе музыки, о выразительных средствах и особенностях музыкального языка, её воздействие на эмоциональное состояние человека.
- овладеть практическими умениями и навыками в разных видах музыкально — творческой деятельности: в слушании музыки, пении, музыкально — пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений;
- воспитание устойчивого интереса к музыке, к вокальному
искусству; музыкального вкуса учащихся; эмоционально — ценностного отношения к музыке; слушательской и исполнительской культуры учащихся.
Реализация данной программы рассчитана на 3 года. Занятия проводятся один раз в неделю по 1 часу (34 часа в год) . Весь учебный материал рассчитан на последовательное развитие творческих способностей и певческих навыков обучающихся. Возрастная характеристика группы c 1 по 4 классы.
2.Учебно - тематический план
(1 год обучения, 7-8 лет)
1№ п/п | Тема занятий | Общее количество часов | Из них | ||||||
теория | практика | ||||||||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | ||||||
Вокально -хоровая работа | |||||||||
2. | Певческая установка | 1 | 0,5 | 0,5 | |||||
3. | Дыхание | 2 | 2 | ||||||
4. | Артикуляционная гимнастика | 3 | 1 | 2 | |||||
5. | Вокальные упражнения | 5 | 1 | 4 | |||||
6. | Диапазон. Регистры. | 1 | 0, 5 | 0, 5 | |||||
Музыкально — теоретическая подготовка | |||||||||
7. | Основы музыкальной грамоты. грамотыграмоты | 2 | 1 | 1 | |||||
8. | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | 2 | 1 | 1 | |||||
9. | Развитие чувства ритма | 2 | 1 | 1 | |||||
Теоретико — аналитическая работа | |||||||||
10. | Беседа о гигиене певческого голоса | 1 | 1 | ||||||
11. | Подбор и прослушивание предполагаемых репертуарных произведений | 2 | 2 | ||||||
12. | Работа с репертуаром | 9 | 9 | ||||||
Концертно- исполнительская деятельность | |||||||||
13. | Праздники, выступления | 3 | 3 | ||||||
Всего: | 34 | 8 | 26 |
Учебно - тематический план
(2 год обучения, 8-9 лет)
1№ п/п | Тема занятий | Общее количество часов | Из них | |
теория | практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
Вокально -хоровая работа | ||||
2. | Певческая установка | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. | Дыхание | 2 | 2 | |
4. | Артикуляционная гимнастика | 2 | 2 | |
5. | Вокальные упражнения | 5 | 5 | |
6. | Диапазон. Регистры. | 1 | 0, 5 | 0, 5 |
Музыкально — теоретическая подготовка | ||||
7. | Основы музыкальной грамоты. грамотыграмоты | 2 | 1 | 1 |
8. | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | 2 | 1 | 1 |
9. | Развитие чувства ритма | 2 | 1 | 1 |
Теоретико — аналитическая работа | ||||
10. | Беседа о гигиене певческого голоса | 1 | 1 | |
11. | Подбор и прослушивание предполагаемых репертуарных произведений | 2 | 2 | |
12. | Работа с репертуаром | 9 | 9 | |
Концертно- исполнительская деятельность | ||||
13. | Праздники, выступления | 4 | 4 | |
Всего: | 34 | 6 | 28 |
Учебно -тематический план
( 3 год обучения ,10-11лет)
1№ п/п | Тема занятий | Общее количество часов | Из них | |
теория | практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | |
Вокально -хоровая работа | ||||
2. | Певческая установка | 1 | 0,5 | 0,5 |
3. | Дыхание | 2 | 2 | |
4. | Артикуляционная гимнастика | 3 | 3 | |
5. | Вокальные упражнения | 5 | 1 | 4 |
6. | Диапазон. Регистры. | 1 | 0, 5 | 0, 5 |
Музыкально — теоретическая подготовка | ||||
7. | Основы музыкальной грамоты. грамотыграмоты | 2 | 1 | 1 |
8. | Развитие музыкального слуха, музыкальной памяти | 2 | 1 | 1 |
9. | Развитие чувства ритма | 2 | 1 | 1 |
Теоретико — аналитическая работа | ||||
10. | Беседа о гигиене певческого голоса | 1 | 1 | |
11. | Подбор и прослушивание предполагаемых репертуарных произведений | 2 | 2 | |
12. | Работа с репертуаром | 9 | 9 | |
Концертно- исполнительская деятельность | ||||
13. | Праздники, выступления | 5 | 5 | |
Всего: | 34 | 6 | 28 |
3.Содержание курса внеурочной деятельности «Созвучие» .
1 год обучения
- Вокально - хоровая работа: певческое дыхание, артикуляционная гимнастика, дикция, вокальные упражнения, диапазон, регистры.
- Музыкально - теоретическая подготовка: нотная запись в пределах октавы в скрипичном ключе, устойчивые и неустойчивые звуки,тоника, мажор и минор, тональность, высокие и низкие звуки, метр и ритм.
- Теоретико-аналитическая работа: прослушивание вокальных произведений, раскрытие содержания музыки и текста, особенностей выразительных средств исполнителя.
- Концертно- исполнительская деятельность :участие в конкурсах, фестивалях, концертах согласно плану текущего года.
2 год обучения.
- Вокально — хоровая работа: певческая установка, певческое дыхание, артикуляционная гимнастика, вокальная позиция, диапазон, вокальные упражнения, регистры.
- Музыкально - теоретическая подготовка: нотная запись в пределах октавы в скрипичном ключе, нотная запись в басовом ключе, тоника, мажор и минор, тональность, основные трезвучия лада, метр и ритм.
- Теоретико—аналитическая работа: прослушивание вокальных произведений, раскрытие содержания музыки и текста, особенностей выразительных средств исполнителя.
4. Концертно - исполнительская деятельность: участие в конкурсах, фестивалях, концертах согласно плану текущего года.
3 года обучения.
1. Вокально - хоровая работа: певческая установка, певческое дыхание, артикуляционная гимнастика, вокальная позиция, вокальные
упражнения диапазон, регистры, элементы двухголосного пения.
2. Музыкально - теоретическая подготовка: нотная запись в
пределах октавы в скрипичном ключе, интервалы, тоника, мажор и
минор, тональность, основные трезвучия лада, высокие и низкие
звуки, метр и ритм.
3. Теоретико - аналитическая работа: прослушивание
вокальных произведений, раскрытие содержания музыки и текста,
особенностей выразительных средств исполнителя.
4. Концертно - исполнительская деятельность :участие в
конкурсах, фестивалях, концертах согласно плану текущего года.
Формы организации занятий и виды деятельности.
Занятия проходят по группам.
Теоретические занятия, на которых излагаются теоретические сведения о об основах музыкальной грамоты, прослушивают музыкальные произведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами, размышляют о музыкальных образах, способе и средствах его воплощения в концертных номерах.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту на практике, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей.
Выездное занятие – посещение концертов, праздников, конкурсов, фестивалей
Структура проведения теоретического занятия:
- Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Первичное усвоение новых знаний.
- Первичная проверка понимания
- Первичное закрепление.
- Рефлексия (подведение итогов занятия)
Структура проведения практического занятия:
- дыхательная гимнастика
- комплекс упражнений для работы над певческим дыханием
- речевые упражнения
- упражнение для развития певческого голоса
- применение теоретических знаний на практике
- работа над произведением
- рефлексия
4.Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Созвучие».
Обучение вокалу в учебной деятельности обеспечивает личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие учащихся. У школьников обогащается эмоционально – духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать художественно – творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развивается воображение, образное и ассоциативное мышление, стремление принимать участие в социально значимой деятельности, в художественных проектах школы, конкурсах и фестивалях вне школы и др.
В формировании вокальной культуры детей играет опыт концертных выступлений. Он помогает преодолевать психологические комплексы – эмоциональную зажатость, боязнь сцены, воспитывает волю и дает детям опыт самопрезентации, В процессе освоения курса развивается образное восприятие и через эстетическое переживание и освоение способов творческого самовыражения осуществляется познание и самопознание.
Мониторинговая карта планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности "Созвучие".
Критерии | Показатели | Инструментарий | |
Личностные результаты Развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | Воспитательные результаты 1 уровня Первичное понимание социальной реальности и повседневной жизни. ______________________________ Воспитательные результаты 2 уровня ответственное отношение к собственным поступкам и деятельности, осознанное принятие ценностей нравственного поведения Воспитательные результаты 3 уровня нравственно-этический опыт взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами. | Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка). | |
Воспитательный эффект | Формирование устойчивой оценки происходящего с позиции общечеловеческих нравственных ценностей ______________________________________ | ||
Метапредметные результаты | Познавательные УУД: Ученик научится: --проводить логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установление аналогий в процессе анализа музыки ;
| Методика «Развитие мыслительной деятельности на уроках музыки» Л.П.Масловой | |
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться: - осмысливать способы и условия действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности | ||
Регулятивные УУД: Ученик научится:
| Метод анализа С.Фостера | ||
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться:
_______________________________________________ | ||
Коммуникативные УУД: Ученик научится: - Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
| Диагностика «Изучение межличностных отношений» (Т. Лири)
| ||
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО) | Ученик получит возможность научиться:
| ||
Предметные результаты | Ученик научится: - петь спокойным ненапряжённым звуком, - развить свои музыкальные способности | Диагностическая карта музыкальности. | |
Прогнозируемый эффект (на уровне НОО | Позитивная сомооценка своих музыкально-творческих возможностей (Методика «Лесенка» В. Щура и С. Якобсона) |
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
(1 год обучения)
В результате курса внеурочной деятельности «Вокал» воспитанник должен:
знать, понимать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать по требованию педагога слова – петь «мягко, нежно, легко»;
- понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- основы музыкальной грамоты;
- различные манеры пения;
- место дикции в исполнительской деятельности;
уметь:
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, использовать «цепное» дыхание;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое Ансамблевое звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
- уметь делать распевку;
- к концу года спеть выразительно, осмысленно свою партию.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
( 2-й год обучения)
В результате обучения по программе внеурочной деятельности «Вокал» воспитанник должен:
знать, понимать:
- соблюдать певческую установку;
- понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);
- жанры вокальной музыки;
- произведения различных жанров;
- великих вокалистов и хоровых коллективов России и мира;
уметь:
- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
- точно повторить заданный звук;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- правильно показать самое красивое звучание голоса;
- петь чисто и слаженно в унисон;
- петь чисто и «держать» свою партию в двухголосном исполнении
- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
- дать критическую оценку своему исполнению;
- характеризовать выступления хоров
- использовать элементы ритмики и движения под музыку;
- работать в сценическом образе;
- принимать активное участие в творческой жизни хорового коллектива
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
(3 ступень - 3 год обучения)
В результате обучения по программе внеурочной деятельности «Вокал» воспитанник должен:
знать, понимать:
- основные типы голосов;
- жанры вокальной музыки;
- типы дыхания;
- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
- реабилитация при простудных заболеваниях;
- особенности многоголосого пения;
- обоснованность сценического образа.
уметь:
- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;
- принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.
К концу третьего года обучения обучающиеся овладеют следующими вокально-хоровыми навыками:
пение в унисон;
певческий диапазон в пределах 1,5 октавы;
передача простого ритмического рисунка;
четкая дикция;
свободное владение дыханием;
способность передать характер произведения;
владение динамикой p – mf.
репертуар 6 — 8 песен
Должны знать и определять на слух:
музыку разного эмоционального содержания;
музыкальные жанры (песня, танец, марш);
одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор.
Список литературы (для учителя) | ||
1 | Мир вокального искусства, автор – составитель Г.А. Суязова, Волгоград , издательство «Учитель» 2009год. | |
2 | Т.Н.Образцова.Музыкальные игры для детей, Москва, «Этрол - Лада», 2005 год. | |
3 | http://www.vocalvoice.narod.ru В.В. Емельянов.Фонопедический метод развития голоса. | |
Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. М., 1992. | ||
Технические средства обучения. | ||
1 | компьютер | 1 |
2 | музыкальный центр | 1 |
3 | музыкальный инструмент (фортепиано) | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Школа здоровья"
Программа внеурочной деятельности "Школа здоровья" является модифицированной. Содержит полностью разработанный курс занятий для младших школьников. Цель курса - обучение детей бережному отношению к со...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для начальных классов «Оч. умелые ручки» в соответствии с ФГОС II поколения
Программа разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколени...
ПРОГРАММА Курса ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОРИГАМИ»
Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников 1 класса и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Программа «...
Программа курса внеурочной деятельности "Моя малая Родина"
Краеведение – благодатная почва, позволяющая воспитывать у детей любовь к родному селу, краю, Отечеству. Краеведение помогает формированию у младших школьников целостного представления о своём крае, с...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука правил дорожного движения» основного общего образования срок реализации программы: 1 год
Рабочая программа курса внеурочной деятельности составленав соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартомосновного общего образования,с учетом Примерной основной образовательно...