Масленица-праздник русского народа
план-конспект урока по музыке (3 класс)
Урок проходит в 3 классе по программе Е.Д.Критской 3 четверти. В уроке использованы различные методы и приёмы, современные педтехнологии, в том числе здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные. В уроке очень много песен,игр, познавательного материала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_3_klasse_maslenitsa-prazdnik_russkogo_naroda.docx | 27.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Урок в 3 классе «Масленица-праздник русского народа»
Цели: Знакомство с обычаями и традициями народного праздника масленица, с музыкальным фольклором (масленичные песни, игры, хороводы)
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с особенностями народного праздника –Масленица
Развивающие: развитие музыкального слуха, вокально-хоровых навыков, творческих навыков, чувства ритма.
Воспитательные: воспитание пробуждения интереса к традициям и обычаям русского народа, уважения к народным традициям.
Планируемые результаты
Предметные:
- развитие интереса к различным видам искусства: музыкальному, изобразительному
- формирование художественного вкуса и интереса к музыкальному фольклору России
-формирование представление о роли музыки в человеческой жизни и художественной картине мира в целом
- формирование элементарных умений и навыков при реализации содержания различных видов творческой и музыкальной деятельности
-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
-умение выявлять характерные свойства русской народной песни
-использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно- образного содержания народной музыки в различных видах музыкальной деятельности (пении, слове, пластике (импровизация), игре на детских музыкальных инструментах)
Метапредметные:
- умение ориентироваться в многокультурном разнообразии
- умение применять различные логические приемы (анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация);
- умение планировать, контролировать, корректировать и оценивать свои учебные действия; - умение воспринимать окружающий мир в его природном, культурном социальном и художественном многообразии.
-овладение способностью выбора способов решения проблем поискового характера;
-применение знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- умение участвовать в совместной деятельности на основе сотрудничества
Личностные:
Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений;
Укрепление знаний о традициях семьи и народа;
Продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении творческих музыкальных задач;
Развитие мотивов музыкально- учебной деятельности и реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования;
Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа
Тип урока:первичное усвоение новых знаний.
Дидактическое обеспечение урока: мультимедийная презентация
Техническое обеспечение урока: фортепиано, экран и проектор, музыкальные инструменты
Методы: деятельностный, иллюстративный, частично-поисковый, наглядно-слуховой.
Виды деятельности учащихся:
- Слушание музыки
- Пение
- Инструментальное музицирование
- Музыкально –пластическое движение
Музыкальный материал:
- Р.н.п. «Как по улице красавица гуляла»
- Р.н.п. «Как вставала я ранешенько»
- Р.н.п.« Ой,блины»
- Р.н.п. «Разрумяными блинами»
- Р.н.песня-хоровод «Сею, вею, снежок»
Ход урока:
1.Орг.момент Вход под музыку «Как по улице красавица гуляла»р.н.п. (1 мин) Музыкальное приветствие | -Здравствуйте ребята! | Действие и ответы детей -Здравствуйте, учитель! |
2. Актуализация знаний Девочки исполняют песню «Пришла масленица» (2 мин) Определение темы урока | Внимание! Внимание! Внимание! Вместе с нами сегодня развлекайтесь! -Ребята, сегодня мы с вами окунемся в яркий мир русского фольклора и продолжим знакомство с музыкальным фольклором России. Кто мне скажет, что такое фольклор? Что мы относим к фольклору? -Да, верно, к фольклору мы относим русские народные песни.,загадки и т.д. - Ребята, послушайте, пожалуйста, русскую народную песню в исполнении девочек вашего класса, и скажите о чем эта песня? -Да, верно, о Масленице. -А кто из вас уже слышал такое слово? И знает его значение? -Как вы думаете , а какая будет тема нашего урока? Верно, тема нашего урока «Масленица-праздник русского народа» (слайд 1) -А что мы должны будем узнать? (слайд 2) | - Это устное народное творчество, народная мудрость. Это загадки, потешки, сказки, частушки,песни, дразнилки и т.д. -о масленице -Это русский народный праздник. Тема нашего урока-Масленица -Что это за праздник? -Когда и как он отмечается ? -Когда появилась масленица, -Традиции масленицы, |
Итак, ребята, нам предстоит много узнать, поэтому я вам предлагаю отправиться в небольшое путешествие , в ходе которого мы найдем с вами ответы на все поставленные вопросы (слайд3) | ||
3. Изучение нового материала. История создания Масленицы ( 7 мин) | Первая станция «История появления Масленицы» (слайд4) Ребята, история этого праздника уходит своими корнями в далекое прошлое.. Сейчас послушайте внимательно сообщения о Масленице, о котором расскажут ваши одноклассницы. (слайды 4,5.6.7,8,9) Итак,1. Откуда Масленица берет свое начало? 2. Что означает этот праздник? 3. Когда отмечался этот праздник раньше? 4. Что это за день ? Почему его так боялись люди? 5. Кого раньше называли комом и почему? 6.-Кому давали первому угощения и почему? 7.Какая существует поговорка в народе? -Как вы думаете , а почему этот праздник называется Масленица? -Чуть позже этот праздник стал называться Мясопуст, так как во время празднования нельзя было употреблять мясо, потому что он отмечался в последнюю неделю перед великим постом. У православных великий пост длится 7 недель, и заканчивается священным праздником Пасхой! | Дети слушают сообщения учащихся и отвечают на вопросы.
Потому что, во время праздника люди ели много масла. |
4. Знакомство с днями масленицы (6 мин). Работа по карточкам | -Вот видите, какая интересная история этого праздника, и удивительно, что он дошел до наших дней и мы с удовольствием ждем и празднуем его до сих пор, потому что тоже хотим теплую весну! - А кто из вас знает, сколько дней шла масленица? Как было сказано выше, масленица шла несколько дней, и каждый день имел своё название. Сейчас мы с вами узнаем название этих дней. У 1 группы на партах лежат карточки. На одних указаны названия дней, на других описание каждого дня. Ваша задача, прочитать и соотнести эти карточки. Для каждого ученика один день. Другая группа внимательно посмотрите на иллюстрации, вам нужно будет соотнести картинку каждому дню, когда будет говорить выступающий из другой группы. понедельник-«Встреча масленицы» Вторник «Зайгрыш»- Среда-«Лакомка» Четверг- «Разгуляй» Пятница- «Тещины вечерки» Суббота- «Золовкины посиделки» Воскресенье-«Прощеное воскресенье» | 7 Дети по одному выходят к доске, прикрепляют день недели, озвучивают название дня, и проговаривают описание дня, другой человек из другой группы, находит соответствующую иллюстрацию, и также прикрепляет ее на доске напротив названия дня. |
5.Станция «Традиции Масленицы» Работа по картине Кустодиева «Масленица» (3 мин) | - Ребята, а как вы считаете можно ли Масленицу назвать музыкальным праздником? -Ответить на этот вопрос нам поможет следующая станция , которая называется «Традиции» (слайд 10) -Конечно, этот праздник очень веселый и яркий, не случайно его называют широкая масленица, очень много людей принимают в нем участие, и как любой праздник имеет свои традиции, а какие, вы узнаете, когда соберете пазл, который лежит у вас на партах. Собрав этот пазл, перед вами предстанет картина известного художника 20 века Бориса Кустодиева, который очень искусно и детально изобразил этот праздник, и вы сможете разглядеть, что же делали люди на этот праздник. картину и самим определить какие развлечения и традиции существовали на этом празднике (Слайд 11 Кустодиева «Масленица»
| Ответы детей. Дети собирают картину и перечисляют традиции
|
6. Исполнение песни «Разрумяными блинами» (2 мин ) | - Чтобы лучше почувствовать атмосферу этого праздника, давайте попробуем озвучить эту картину. - Ребята, с чего начинался праздник? Начинался праздник с весенних закличек. Люди выходили на улицы и закликали весну. -А вам известны заклички? (да), расскажите нам. На Масленице звучали разные русские народные песни, плясовые, хороводные, шуточные. -Перед вами несколько жанров русских народных песен (на доске), вам нужно выбрать жанр русских народных песен, которые не звучали на масленице) (свадебные, солдатские, хороводные, плясовые, шуточные). Ребята, а сейчас давайте исполним масляничную песню, так, чтоб весна нас услышала, и побыстрее уже наступила! | Дети зазывают весну. Исполняют русскую народную песню «Разрумяными блинами» (с музыкальными инструментами Свадебные, солдатские Дети исполняют русскую народную песню «Разрумяными блинами» (с музыкальными инструментами |
7. Хоровод «Сею, вею» (2 мин) | -Конечно, как же на Масленицу не обойтись без веселых игр! (слайд 12,13,) Это и взятие снежного городка, это и перетягивание каната, и «Ручеек» и «Ворота» . а также соревнования: залазание на столб, перетягивание канатов, где мужчины демонстрировали свою силу и удаль! Ну, и конечно же веселые хороводы! Хороводы водили большие, иногда в нем участвовали 50 человек и более! В конце празднования Масленицы люди становились в самый большой хоровод. Как вы думаете, зачем? -Верно, сжигали чучело! (слайд 14) -Это одна из самых ярких и запоминающихся традиций! - А кто запомнил как называлось это чучело раньше, и зачем его сжигали? -Давайте встанем в хоровод, и тоже споем споем все дружно обрядовую песню «Сею, вею». | Сжигали чучело Чучело звали Мареной. Ее образ символизировал богиню гибели и возрождения природы, это было олицетворение зимы, потому его сжигали, как бы совершая обряд прощания с зимой. Дети становятся в хоровод и поют р.н.п. «Сею, вею» |
10. Исполнение песни «Ой, блины» (2 мин) | -Ребята, назовите, пожалуйста, одну из самых важных и вкусных традиций? почему на масленицу пекли именно блины? А с чем пекли блины? -Давайте исполним все вместе русскую народную песню «Ой, блины» (слайд 8) | Печь блины Напоминают солнце Дети подносят блины гостям. |
11. Итог (2 мин) | -Ребята, скажите пожалуйста, что сегодня нового вы узнали на уроке? -Перечислите традиции масленицы. -Ребята, сегодня мы очень много узнали о масленице и убедились , что Масленица-это очень музыкальный, веселый праздник праздник, который хранит в себе богатую историю русских традиций, русского фольклора, корни которого уходят в далекое прошлое наших предков-древних славян! | …. Да, убедились |
11. Оценивание (1 мин) | -Сегодня ребята, большинство из вас были активными, пели, отвечали на мои вопросы, играли на музыкальных инструментах., поэтому настало время оценить вашу работу. У вас на партах лежат красные солнышки. Кто работал на «5», поднимает красное солнышко, кто на «4», желтое солнышко. | |
12. Рефлексия (6 мин) | - Ребята, назовите мне птиц, с которыми связан приход весны?. Их пекли и развешивали на деревьях, тем самым закликали весну. Сегодня я вам предлагаю сделать этих птичек из бумаги. Если вам сегодня урок понравился, то вы выбираете красную птичку, если не понравился -зеленую , если урок оставил вас равнодушным-белую! Хвостик к птичке-вы сделаете сейчас сами, и поместите своих птичек на весеннее дерево, так как делали наши предки. | Жаворонки, перепелки |
13. Д.З (1 мин) | Нарисовать рисунок о масленице -Урок окончен! Спасибо за урок! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Визитка проекта "Масленица - праздник проводов зимы"
Исследовательский проект. Цель, задачи, основные этапы проекта о русском празднике Масленица....
материал для фестиваля народов мира. "Русский народ"
Материал может быть использован на клаасных часах, на фестивале народов мира. Представлен материал о традициях русского народа, русский костюм, частушки о блинах....
Пословицы и поговорки. Пословицы русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источнико...
"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.
На уроке учащиеся 1 класса обсуждают значение родного языка для русского народа....
«Масленица – праздник проводов Зимы»
урок-праздник для 3 класса...
Конспект урока. Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Предмет: литературное чтениеКласс: 3Тип урока: изучение нового материалаТема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.Цели: Образовательные:...
Тема: Пословицы и поговорки русского народа. В. И. Даль – собиратель пословиц русского народа.
Цели: Образовательные:Пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использовани...