1 класс. 3 четверть "На родных просторах". Тема урока "В гостях у народных музыкантов"
план-конспект урока по музыке (1 класс)
На уроке применяются арт-терапевтические методы и технологии, такие как музыкальная(вокальная, дыхательная) терапия, фольклорная, танцевально-двигательная и терапия изобразительным искусством. Они открывают перед школьниками всё новые пространства для самопознания и свободного творческого самовыражения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 317 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕМА: «В гостях у народных музыкантов»
ЦЕЛЬ: развитие у детей интереса к народной музыке как части традиционной российской культуры
ЗАДАЧИ:
- Пробудить интерес к изучению истории своей Родины, её государственных символов;
- Воспитывать чувство любви и гордости за своё Отечество посредством музыки, поэзии, живописи.
- Применение арт-терапевтических методик с целью профилактики и
коррекции негативных эмоциональных состояний учащихся.
ОФОРМЛЕНИЕ:
- плакат с определёнными пунктами маршрута;
- выставка музыкальных инструментов русского народа;
- картины художника Е.Честнякова и В.Васнецова с изображениями
народных музыкантов;
- детские рисунки народных инструментов.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Видеопроектор
- Компьютер
- Фортепиано
- Народные музыкальные инструменты
- Учебник Т.И.Баклановой
ХОД УРОКА:
1. ПОВТОРЕНИЕ
- Где мы были на прошлом уроке? (в гостях у русского народа)
- Что мы там делали? (пели, сочиняли, играли, солнышко, дождик кликали, детишек баюкали)
ВСПОМНИМ, ПОЁМ прибаутку про «Сороку», потешку «Ладушки», закличку «Осень, осень, в гости просим» и т.д.
ПРОВЕРЯЕМ домашнее задание: проверяем сочинённую колыбельную песенку своей любимой игрушке (фольклорная терапия).
2. ОСВОЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Сегодня я приглашаю вас в гости к народным музыкантам. А помогут нам в этом картины художника Честнякова и Васнецова
(терапия изобразительным искусством)
Но сначала вспомните:
- Какие народные музыкальные инструменты вы знаете?
СМОТРИМ на картины (слайды): Е.Честняков «Наш фестиваль» и В.Васнецов «Гусляры».
- На каких инструментах играют музыканты, изображённые на картинах?
А теперь одна из этих картин ОЖИВЁТ.
ДОГАДАЙТЕСЬ:
- Какая? (звучат древнерусские гусли ХIII века)
Ребята без промедления называют картину В.Васнецова «Гусляры».
БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ. ПОКАЗАТЬ ГУСЛИ.
- Кто эти люди? - Как на них играют?
- Во что они одеты? - Какие это инструменты?
- Где мы могли их видеть? (СТРУННЫЕ)
РАССМОТРИМ ДРУГУЮ КАРТИНУ (В.Честнякова «Наш фестиваль»)
- Что такое фестиваль? (праздник)
- Какая музыка должна звучать с этой картины? (весёлая)
- Как называется такое коллективное исполнение музыки? (оркестр)
СЛУШАЕМ и УЧАСТВУЕМ в ИСПОЛНЕНИИ (звучат «Народные наигрыши»)
– фольклорная терапия.
Детям раздаются народные инструменты: трещотки, ложки, свистульки, дудочки…
- Получился у нас ОРКЕСТР?
- Какие же инструменты мы ещё услышали?
ПОМОЧЬ ребятам вспомнить инструменты с помощью ИГРЫ – ЗАГАДКИ.
У неё вся душа нараспашку,
И хоть пуговки есть – не рубашка,
Не индюшка, а надувается,
И не птица, а заливается… (гармошка)
ПОКАЗАТЬ ГАРМОШКУ («пуговки», «меха»), послушать, как звучит, извлекая из неё звуки.
ВЫПОЛНЯЕМ арт-терапевтическое упражнение «Гармошка»: спина прямая, глубокий вдох, задерживаем дыхание, плавный выдох. ВДОХ: рёбра (гармошка) расходятся в стороны.
ВЫДОХ: рёбра возвращаются в исходное положение.
- Где ещё вы слышали про дыхательные упражнения?
ВСПОМИНАЕМ гимнастику СТРЕЛЬНИКОВОЙ (дыхательная терапия).
Следующая ЗАГАДКА:
В лесу выросла,
Из лесу вынесли,
Ножом порезали;
В руках плачет.
А кто слушает –
Скачет… (дудка)
РАЗУЧИВАЕМ ПОПЕВКУ про ДУДОЧКУ (вокальная терапия).
- Упражнения на артикуляцию
- Слушаем и воспроизводим один звук закрытым ртом
- Пение звукоряда с различной динамикой
- Произносим слова 1-го куплета в ритме, применяя игру «ЭХО»
- Разучиваем по фразам мелодию со словами
I. Ду-ду-ду-ду-дудочка
Ду-ду-ду-ду-ду-у-у
Заиграла дудочка
В зелёном саду.
- Разучивание 2-го куплета «в шагах»: дети встают в круг, держась за руки, проговаривают слова – на каждый шаг-слог, останавливаясь на длинных нотках.
II. Услыхала уточка,
Плавая в пруду,
Как играет дудочка:
Ду-ду-ду-ду-ду-у.
- Разучивание 3-го куплета «в пальчиках»: дети показывают учителю ладошки, загибают последовательно пальчики – на каждый слог – пальчик.
III. С малыми утятами
Начала плясать,
Крыльями и лапами
Воду колыхать.
Следующая ЗАГАДКА: Приложил к губам я трубку –
Полилась по лесу трель,
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется… (свирель)
ПОКАЗАТЬ СВИРЕЛЬ и СЫГРАТЬ попевку «Дудочка»
Следующая ЗАГАДКА: Струны ты мои задень
И услышишь: длинь-длинь-длинь
Ну-ка, кто я, отгадай-ка:
Озорная… (балалайка)
- Как играют на балалайке?
- Знаком вам такой способ игры?
- На каком инструменте играют так же? (на гуслях)
- Можно назвать ГУСЛИ и БАЛАЛАЙКУ родственниками?
- Как можно такие инструменты назвать? (СТРУННЫЕ)
ПОКАЗАТЬ БАЛАЛАЙКУ и СЫГРАТЬ попевку «Дудочка»
3. РАБОТА с КНИГОЙ. Стр.71.
- О каком инструменте мы ничего не сказали, а на картинке он есть? (РОЖОК)
- Хотите его послушать?
ЗВУЧИТ в записи РОЖОК
- Каким инструментам он родственник? (свирели и дудочке)
- Почему? Как в него играют? (вдувают воздух)
- Как называются такие инструменты? (ДУХОВЫЕ)
- О каких инструментах мы ещё не говорили, но видели и в руках держали?
(ложки, трещотки, свистульки)
ИГРАЕМ на этих инструментах. ИГРАЮ сама на ЛОЖКАХ.
- Что издают эти инструменты? (шум, кроме свистулек)
- Как можно назвать эти инструменты? (ШУМОВЫЕ)
- А свистульки? (ДУХОВЫЕ)
4. СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ.
Иногда случается так, что звучанию одного инструмента подражает другой.
- Что же за инструмент сейчас прозвучит и какому он будет подражать?
ЗВУЧИТ пьеса из «Детского альбома» П.И.Чайковского – «МУЖИК на ГАРМОНИКЕ ИГРАЕТ».
- Узнали инструмент? (фортепиано). Можно вспомнить: почему этот инструмент так называется?
- Какому он подражает? (гармонике)
- А это что за инструмент? – это ваше ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: узнать всё об этом инструменте.
- Какие музыкальные «краски» использовал композитор?
- Кто же это композитор? Кого из композиторов мы уже знаем? (показать портрет ЧАЙКОВСКОГО)
5. РАЗУЧИВАНИЕ ПЕСНИ А.Филлипенко «Весёлый музыкант»
У меня для вас есть сюрприз. Это песня, где есть и знакомые, и ещё неизвестные для вас инструменты. Попробуем их угадать!
Движенья плавные смычка Громче флейты, громче скрипок,
Приводят в трепет струны. Громче труб наш великан.
Мотив звучит издалека, Он ритмичен, он отличен
Поёт про вечер лунный. Наш весёлый… (барабан)
Как ясен звуков перелив
В них радость и улыбка.
Звучит мечтательный мотив,
Я называюсь… (скрипка)
ПОКАЖИТЕ, как ИГРАЮТ на этих инструментах.
РАЗУЧИВАНИЕ песни.
6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА с помощью тестирования
в ПРЕЗЕНТАЦИИ.
- Как называются инструменты?
- На какие группы их можно разделить?
- Определить на слух, какой инструмент звучит?
(можно использовать танцевально-двигательную терапию).
7. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
- Принести (если есть) ложки, свистульки, трещотки…
- Нарисовать полюбившиеся народные музыкальные инструменты.
- Узнать, что представляет из себя гармоника.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7 им. А.П.Чулкова
г. Карабаново, ул. Победы, д.7, тел. 5 – 24 - 94
1 класс (III четверть)
Урок разработала и провела
учитель музыки: Романова
Ольга Николаевна
2021 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературного чтения во 2 классе с компьютерной поддержкой. Тема: Игра-путешествие «Устное народное творчество» (обобщающий урок)
Пояснительная записка Предмет: «Литературное чтение»Тема урока с компьютерной поддержкой: Игра-путешествие «Устное народное творчество»Продолжительность: 45 минутАвторский медиапродукт: презентац...
Технологическая карта урока по ФГОС в 3 классе по английскому языку. Тема урока: Активизация навыков устной речи по теме "Распорядок дня"
Цели для учителяСодержательная – познакомить учащихся с особенностями определения времени и сообщения о нём на английском языке, развивать умения устной речи, слушания, чтения и письма Деятельнос...
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Повторение изученного по теме «Лексика»: Синонимы, антонимы.
Закрепить и обобщить знания и умения по теме «Лексика". Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, внимание, творческие способности. В работе есть дидактические игры, работа в груп...
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира 2 класс УМК «Школа России» Тема урока «Обобщение по теме предложение»
Цель урока: обобщить знания о словосочетаниях, главных и второстепенных членах предложения, о видах предложения. Задачи урока:развивающие формировать умение оценивать свои учебные дей...
методическая разработка интегрированного урока 2 класс "Школа России" по теме "В гости к весне"
Важнейшей частью системы метапредметных связей являются интегрированные уроки.Из нескольких типов и форм интегрированных уроков выбран тип урока - урок повторения систематизации и обобщения знаний, за...
Технологическая карта урока изобразительного искусства 1 класс Тема: "В ГОСТЯХ У НАРОДНОГО МАСТЕРА С. ВЕСЕЛОВА. Орнамент народов России." УМК "Перспектива"
Цель деятельности учителя: научить детей рисовать кистью элементы травного узора хохломской росписи и узоры из ягод;Планируемые результаты: предметные: научить детей основам хохломской росписи;личност...
Окружающий мир. Плешаков А.А. 2 класс. УМК " Школа России".Тема "В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой"
Открытый урок по окружающему миру. 2 класс "В гости к зиме. Неживая и живая природа зимой"...