Конспекты по программе "Музыка" Е. Д. Критской, Сергеевой, Шмагиной - для начального звена.
план-конспект урока по музыке (3, 4 класс)
Конспекты для 2,3, 4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_klass_nachalnaya_shkola.docx | 39.37 КБ |
4_klass_nachalnaya_shkola.docx | 39.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Учитель музыки | Шариева Р. Ф. |
Дата: 10.03.2021
Школа №148
Класс 3
Студентки ЧПК №1
40 группы Ахминой Марии
Тема урока: «Сюита «Пер Гюнт»»
Цель: знакомство учащихся с творчеством норвежского композитора Э. Грига, на примере симфонической сюиты «Пер Гюнт».
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать эстетическую культуру школьника через прослушанные на уроке произведения; развивать общекультурный уровень, посредством знакомства с мировым достоянием музыкального искусства.
Метопредметные: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения заданий, учиться сравнивать и акцентировать внимание на отличительных особенностях произведения; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации.
Предметные: продолжить знакомство с творчеством Э. Грига; высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки, познакомить учащихся с симфонической сюитой «Пер Гюнт»; сделать анализ прослушанного произведения; начать разучивание песни В. Шаинского, М. Матусовского «Вместе весело шагать».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: Словесный метод (беседа, объяснение); Метод музыкального переинтонирования (собственный показ); метод упражнения, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.
Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель, фортепиано.
Музыкальный репертуар:
- Э. Григ – «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»;
- Э. Григ – «В пещере горного короля» из сюиты «Пер Гюнт»;
- В. Шаинский, М. Матусовский «Вместе весело шагать».
Структура занятия:
- Орг. Момент
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности
- Итог
- Рефлексия
- ексия
Предварительный просмотр:
Учитель музыки | Шариева Р. Ф. |
Дата: 10.03.2021
Школа №148
Класс 4
Студентки ЧПК №1
40 группы Ахминой Марии
Тема урока: «Балет «Петрушка» И. Ф. Стравинский»
Цель: знакомство учащихся с творчеством великого русского композитора И. Ф. Стравинского, на примере балета «Петрушка».
Планируемые результаты:
Личностные: воспитывать эстетическую культуру школьника через прослушанные на уроке произведения; расширение музыкального кругозора школьников, посредством знакомства с балетом «Петрушка» И. Ф. Стравинского, РНП «Исходила младёшенька».
Метопредметные: расширять кругозор и воображение; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения заданий, учиться сравнивать и акцентировать внимание на отличительных особенностях произведения; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации.
Предметные: продолжить знакомство с творчеством И. Ф. Стравинского; определять тему урока, ставить перед собой задачи; высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки, познакомить детей с произведением Балет «Петрушка» в 4 картинах; сделать анализ прослушанного произведения; начать разучивание русской народной песни «Исходила младёшенька».
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Методы и приемы: Словесный метод (беседа, объяснение); Метод музыкального переинтонирования (собственный показ); метод упражнения, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.
Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель, фортепиано.
Музыкальный репертуар:
- Балета «Петрушка» («Комната Арапа», «Комната Петрушки», «Вальс Балерины и Арапа») И. Ф. Стравинского;
- Русская народная песня «Исходила младёшенька».
Структура занятия:
- Орг. Момент
- Организация слушательской деятельности
- Организация исполнительской деятельности
- Итог
- Рефлексия
Этап урока | Хронометраж | Действия учителя | Деятельность обучающихся | УУД | |||||||
1. | Организационный момент
| 1 мин. | (Слайд 1) - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Николаевна, сегодня я буду вести у вас урок музыки. Поздороваемся с вами музыкально. «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте» (Слайд 2) - И так ребята, на уроках в третьей четверти вы познакомились с жанрами и формами камерной симфонической музыки. Перед вами кроссворд, в котором вы встретите уже знакомые музыкальные жанры. А центральным будет слово относящееся к теме урока. Решаем кроссворд. -И так какое центральное слово вы определили? - Верно. Увертюра, как вы уже знаете, обозначает начало, открытие. А если в основе увертюры будет лежать программа, сюжет, как она может называться? - Да, программная увертюра. Прежде, чем начать знакомство с программной увертюрой, назовите композитора написавшего это произведение (звучит фрагмент 1 части из Симфонии №5). Подсказка – портрет на слайде. - Вы правы. Посмотрите на экран, кто же еще появился? - Верно. Вы видите изображение Петрушки – скомороха с ярмарки. Игорь Федорович является автором балета «Петрушка». Предположите, как звучит тема сегодняшнего урока? - Да это так, зафиксируйте её себе в тетрадь. Сегодня мы познакомимся с данным балетом. | Дети заходят в класс и садятся на места. - Л. Бетховен - Увертюра - Программная увертюра, сюжетная увертюра и т.д. - Автор этого произведения – Л. Бетховен. | Л (Проявление эмоциональной отзывчивости) | ||||||
2. | Организация слушательской деятельности | 20 мин | - Ребята, обратите внимание на экран, вы видите портрет Стравинского. Он родился в Петербурге, в семье известного певца. Музыкальная обстановка в семье, встречи с выдающимися музыкантами, знакомство с богатой библиотекой отца, посещение оперного театра. Как вы думаете, отразилось ли это на дальнейшей жизни композитора? - Верно, всё это способствовало раннему увлечению мальчика музыкой. К 10 годам он хорошо играл на рояле и начал сочинять музыку. Занятия в юношеские годы с Н. А. Римским-Корсаковым завершили музыкальное образование И. Стравинского. На слайде вы видите информацию, которую можно записать. В начале XX в. русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский сочинил балет «Петрушка» («Потешные сцены»). Этот балет не только ставят в театрах, но и исполняют в концертных залах как симфоническую сюиту. - Балет состоит из 4 картин главными героями, которого являются, обратите внимание на слайд и прочтите. Арап, Балерина и Петрушка. Запишите к себе в тетрадь , пожалуйста. Арап и Балерина – это смазливые пустышки. Глупый, злой, но нарядный Арап нравится Балерине, которая всячески пытается его очаровать. Петрушка – незадачливый, но тонко чувствующий народный шут. Он тяжело переживает свое уродство, одиночество, неразделенное чувство к балерине. Как мы уже выясняли, действие происходит в четырех картинах. Послушайте краткое содержание балета: . На веселом масленичном гулянье внимание разномастной толпы горожан приковывает к себе балаган Фокусника. Он выводит на сцену трех кукол - Петрушку, Балерину и Арапа, которые под завораживающую мелодию его дудочки постепенно оживают и начинают вести себя, как настоящие люди. Петрушка остро чувствует свою обособленность от других, его мучит осознание, что он некрасив и смешон. Единственная отрада для него – Балерина, в которую он страстно влюблен. Но легкомысленная Балерина не понимает его терзаний и всячески избегает его. У нее другая цель – очаровать тупого, ленивого Арапа, который, по сравнению с Петрушкой, кажется ей красивым и сильным. Она почти добивается желаемого, но в разгар любовного свидания появляется ослепленный ревностью Петрушка. Арап бросается на него с саблей, Петрушка пытается убежать, но Арап на улице догоняет его и срубает саблей голову. Ужас толпы рассеивает подоспевший Фокусник, который показывает, что тело и голова Петрушки набиты опилками, как у обычной куклы. Веселье, нарушенное происшествием, возобновляется, и тут над площадью мистическим образом возникает озорной, живой, всех дразнящий Петрушка, всем видом демонстрируя торжество своего духа над толпой. Итак, картина первая - народное гуляние, ярмарка. - Скажите, пожалуйста, что такое ярмарка? - Ярмарка – сезонная распродажа товаров, рынок. На ярмарке можно было купить все: бублики, валенки, бочки для засолки, мед и т.д. На Руси ярмарки проводили в разное время года. - Сейчас мы с вами послушаем действие 1 картины, которое называется «На масленице». Послушайте и скажите, что вы представляли, когда слушали эту музыку? Слушание: «На масленице». - И так ребята, что вам представлялось? - Какая музыка была по характеру? - Какими словами ее можно описать? - Верно ребята. Сейчас мы попробуем с вами нарисовать небольшой комикс. Во 2 картине раскрывается характер и образ главного героя – Петрушки. Достаньте пожалуйста цветные карандаши, во время слушания попробуйте изобразить Петрушку таким, каким он вам представился. Слушание «Комната Петрушки». - И так ребята, каким же он вам представился? Покажите свои работы, расскажите о нарисованном. - Верно, Петрушка, чувствует себя отстраненным, лишним на этом празднике жизни. Он влюблен в балерину, но взаимности от неё не получает. - Третья картина - портреты Арапа и Балерины. Это смазливые пустышки. Глупый, злой, но нарядный Арап нравится Балерине, которая всячески старается его очаровать. Петрушка взбешён от ревности. Куклы ссорятся. Послушайте эту сцену и нарисуйте в нашем комиксе дальнейшее развитие событий. Слушание: «Комната Арапа». - И так, какими же у вас получились Арап и Балерина? Как развивался сюжет дальше? - Хорошо. 4-я картина - сцена на улице, снова ярмарочная площадь. Слушаем, а вы ребята, рисуйте, что же происходит в сюжете дальше. Слушание «Ярмарочная площадь» (Опрос) - Народ пляшет - мужик с медведем, купец с двумя цыганками, кучера с конюхами и, наконец, ряженые. В момент наивысшего разгула ожившие куклы выбегают на улицу. Арап поражает Петрушку ударом сабли. Петрушка умирает в окружении толпы гуляк. Но неожиданно он вновь появляется на крыше балагана. Он показывает «нос» толпе. «Дух Петрушки всё ещё протестует». - Ребята, почему так легко было рисовать под эту музыку, как вы думаете? - Верно, действительно у Стравинского получилось хорошо передать образы своих героев. А сейчас я предлагаю нам немного присоединиться к народным гуляниям, и разучить со мной русскую народную песню «Ходила младёшенька», но для начала подготовим наш голосовой аппарат к работе. | - Да, потому что он с детства был окружен творческой атмосферой, просвещался культурно. (Читают со слайда имена героев) - Рынок, где торгуют различными товарами. - Веселая суета, балаган, все спешат что-то урвать, купить. Много народа. - Музыка оживленная, характерная. Народное гулянье, суета, празднество. - Он представился нам совсем не веселым, грустным, отчаявшимся, потерянным героем. - Сначала мы слышим две темы, они перекликаются и они достаточно беззаботны. Слышна тема балерины, будто бы уговаривающая, немного надоедлива. Но всё меняется, когда появляется Петрушка. - Хорошо подобраны средства муз. выразительности, инструменты, в целом образная музыка. | П (открытие новых знаний) М (Расширение словарного запаса, развитие воображения) | ||||||
3. | Организация исполнительской деятельности | 15 мин | - В этой песне речь идет о девушке, которая не могла найти ночлег. Пришла к брату родному, и оттуда сестра брата её прогнала. Представим ребята, что мы тоже долго добирались до ночлега, сначала бегом через чистое поле, после вплавь (Упражнение на дыхание), и вот, наконец добрались. Попросимся к брату в дом «Раз, два, три – двери братец отвари!» (Артикуляция). Распевание первой фразой из песни «Исходила младешенька». - Хорошо, а теперь послушайте, как звучит первый куплет песни. Проговорим слова, попробуем соединить с мелодией. Для удобства вы видите текст на слайде. (Разучивание 2-3 куплетов) .
| П (Выполнять творческие задания, исполнять песни программного характера) | |||||||
4. | Итог | 2 мин | - Вы большие молодцы, ребята, с каким произведением мы познакомились сегодня и кто его автор? -Хорошо, назовите главных героев балета. - Верно, что случилось с главным героем Петрушкой? - Верно какую песню мы разучили сегодня? | - Балет «Петрушка» И. Стравинского. - Петрушка, Арап, Балерина. - В жанре баркарола. - Он был влюблен в Балерину, но она не отвечала ему взаимностью, была влюблена в Арапа. В конечном счете, Арап зарубил саблей Петрушку, но он остался жив и продолжал негодовать. - РНП «Исходила младёшенька». | Р (оценка собственной работы, подведение итогов) | ||||||
5. | Рефлексия | 2 мин | Отлично, ребята у меня на столе вы видите зеленые улыбающиеся смайлики и грустные красные. Если вам было всё понятно в уроке, и вам он понравился выбирайте зелёные смайлики, если же вам было что-то непонятно, выбирайте красные. Выбирайте цвет соответствующий вашему настроению. | - Нам все очень понравилось, хотелось бы больше смотреть видео и играть в игры. | Р (оценка собственной работы, подведение итогов) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по музыке Критская, Сергеева, Шмагина
Авторы Критская, Сергеева, Шмагина...
календарно-тематическое планирование уроков музыки в 1 классе программа Критская, Сергеева, Шмагина
календарно-тематическое планирование уроков музыки в 1 классе по ФГОС (программа Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина)...
Календарно-тематическое планирование ФГОС 1 класс Критская, Сергеева, Шмагина
Календарно – тематическое планирование по музыкев соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения начального общего образования 2010 г1 «А», «Б» классыУ...
рабочая программа по музыке для 2 класса (Критская, Сергеева, Шмагина)
рабочая программа по музыке для 2 класса (Критская, Сергеева, Шмагина)...
рабочая программа по музыке для 3 класса (Критская, Сергеева, Шмагина)
рабочая программа по музыке для 3 класса (Критская, Сергеева, Шмагина)...
рабочая программа по музыке для 4 класса (Критская, Сергеева, Шмагина)
рабочая программа по музыке для 4 класса (Критская, Сергеева, Шмагина)...
Конспект урока музыки для 2 класса по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной "Фортепианная сюита М.П.Мусоргского "Картинки с выставки"
Этот урок был составлен на основе программы по музыке Критской, Сергеевой, Шмагиной для 2 класса. В уроке учтены многие виды деятельности: пение, пластическая импровизация, слушание музыки, тестовое з...