Конспекты по программе "Музыка" Е. Д. Критской, Сергеевой, Шмагиной - для начального звена.
план-конспект урока по музыке (3, 4 класс)

Ахмина Мария Николаевна

Конспекты для 2,3, 4 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_klass_nachalnaya_shkola.docx39.37 КБ
Файл 4_klass_nachalnaya_shkola.docx39.49 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Учитель музыки

Шариева Р. Ф.

Дата: 10.03.2021                

Школа №148

Класс 3

Студентки ЧПК №1

40 группы Ахминой Марии

                                                                         

Тема урока: «Сюита «Пер Гюнт»»

Цель: знакомство учащихся с творчеством норвежского композитора Э. Грига, на примере симфонической сюиты «Пер Гюнт».

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать эстетическую культуру школьника через прослушанные на уроке произведения; развивать общекультурный уровень, посредством знакомства с мировым достоянием музыкального искусства.

Метопредметные: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения заданий, учиться сравнивать и акцентировать внимание на отличительных особенностях произведения; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации.

Предметные: продолжить знакомство с творчеством Э. Грига; высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки, познакомить учащихся с симфонической сюитой «Пер Гюнт»; сделать анализ прослушанного произведения; начать разучивание песни В. Шаинского, М. Матусовского «Вместе весело шагать».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: Словесный метод (беседа,  объяснение); Метод музыкального переинтонирования (собственный показ); метод упражнения, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.

Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель, фортепиано.

Музыкальный репертуар:

  1.  Э. Григ –  «Утро» из сюиты «Пер Гюнт»;
  2. Э. Григ – «В пещере горного короля»  из сюиты «Пер Гюнт»;
  3. В. Шаинский, М. Матусовский «Вместе весело шагать».

Структура занятия:

  1. Орг. Момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог
  5. Рефлексия

Этап урока

Хронометраж

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Организационный момент

 

3 мин

(Слайд 1)

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Николаевна, сегодня я буду вести у вас урок музыки.  Поздороваемся с вами  музыкально. «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте»

(Слайд 2)

- Здравствуйте, ребята! (поет учитель)

-  Сегодня необычный урок. Мы с вами с помощью музыки совершим путешествие в красивую страну Норвегию. Она находится у Северного моря. В ней много морских заливов, гор, скал, снегов, озёр. 

 Норвегия - родина гномов, троллей, эльфов. По легенде эти сказочные существа живут в горах и скалах, которых много в Норвегии.

В этой стране родился, жил и творил прекрасный композитор, пианист, дирижер Эдвард Григ, которого очень любил норвежский народ. Всё его творчество тесно связано с жизнью и бытом норвежского народа, с образами родной природы. В своих произведениях Григ отражал разные стороны жизни в Норвегии – и радости, и скорби. Григ очень часто использовал в своих произведениях народную норвежскую музыку. Самой знаменитой музыкой Э.Грига является музыка, сочиненная для постановки спектакля, драмы, писателя Генриха Ибсена «Пер Гюнт». 

-Ребята, как вы понимаете слово «драма»?

Драма- литературное произведение для постановки на сцене. Людям, посещавшим театр, так понравилась эта музыка, что наиболее полюбившиеся музыкальные картины Григ объединил в сюиту. Так и появилось на свет сюита «Пер Гюнт»

Что же такое сюита?      

Сюита – это музыкальное сочинение, состоящее из нескольких (4 и более) частей, разных по характеру.

(Слайд)

Пер Гюнт – главный герой драмы. Юноша красив и смел, но неисправимый фантазер, искатель приключений. Он так нахвастался и заврался в своей деревушке, что её жители прогнали его. От горя умирает мать Отправляется Пер Гюнт странствовать по миру в поисках счастья, оставив в деревне любимую девушку по имени Сольвейг. Было ему тогда всего лишь 20 лет. Во время путешествия он попадал в разные страны: в Америку, в Египет, в Китай и в Африку.

 

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

2.

 Организация слушательской деятельности

15 мин.

 - Сегодня на уроке мы проследим путь странствий главного героя и познакомимся с самыми яркими музыкальными картинами сюиты.

Открывает сюиту музыкальная картина «Утро». Пер Гюнт, путешествуя по Египту встречает восход солнца, но перед глазами его — родная Норвегия. Сейчас зазвучит музыка, и мы услышим приветливую песню пастушка, журчание ручейка, увидим, как прекрасна долина, прозрачен и чист воздух. Все это рисует изумительная музыка Грига.

-О чем рассказывает эта музыка?

-Как удалось композитору нарисовать картину утра, при помощи каких средств музыкальной выразительности?

-Скажите, а главная мелодия звучит один раз, или она повторяется? 

- Этот повтор абсолютно одинаковый, или каждый раз что-то изменяется? Что?

- Такое развитие музыки называется – вариационным, вариация – изменение (повторение главной мелодии с изменениями создает форму вариаций).

-Почему, как вы думаете, композитор выбрал такое развитие, почему не сделал простой повтор? Что он хотел этим показать?

- Как вы услышали, что солнце взошло? Как называется самая яркая точка, наивысшая точка напряжения? 

В странствиях по миру Пер Гюнт несколько раз достигал сказочного богатства. Разбогатевший Пер путешествуя по жаркой Аравийской пустыне попадает к вождю племени бедуинов.  Арабы принимают его за важную персону. Красивая, но коварная дочь вождя Анитра, - пытается очаровать Пера своей красотой и танцем. 

Прослушайте дома «Танец Анитры» и письменно ответьте на вопросы:

— Какая музыка по характеру? 

-Какие инструменты симфонического оркестра исполнили мелодию легкую, отрывистую и напевную? 

-Как вы думаете, какой характера у Анитры?

Но Анитра обманывает его. Её чувства к Перу не искренни. Выпросив у Пера деньги и драгоценности, Анитра внезапно бьёт его хлыстом по рукам и галопом скачет обратно в пустыню, оставив Пера одного.

Однажды Пер Гюнт долго бродив по горам, уставший решил прилечь отдохнуть в пещере, пока какие- то тени не стали обступать его. Они дробились, превращались в крылатых зверей. Перу стало страшно, он пытался бежать, но не тут- то было! Нечисть не пускала его. Это были тролли. Тролли – ночные существа и боятся только одного – ясного солнца, от которого они рассыпаются и превращаются в камни. И сам горный король сделал Перу предложение - вступить в мир троллей, заглушить в себе все человеческое и жениться на его дочери.

Взамен горный король обещает Перу несметные богатства. О, нет, даже такой беспечный сумасброд, как Пер, не согласен на это, ведь у него уже есть невеста - красавица Сольвейг. Разъяренные тролли хотят разорвать Пера в клочья. И если бы не раздавшийся звон церковного колокола, кто знает, что бы произошло! 

- Как музыка звучала в начале?  

- Что произошло дальше?  

- Что это изменилось в музыке?   

 Один и тот же прием развития музыки позволил композитору нарисовать такие контрастные картины – «Утро», и «В пещере горного короля». Два разных образа: образ спокойствия, красоты и образ зла. 

Тролли устроили дикий танец вокруг Пера

-Танец какой? (быстрый, стремительный, дикий, страшный)

А давайте теперь попытаемся с вами изобразить этот «Танец троллей»?

Долго путешествовал Пер Гюнт в поисках счастья - 40 лет. И все эти годы ждала и продолжала любить его невеста Сольвейг. Все эти сорок лет она молилась и надеялась, что он вернётся. Прослушайте дома «Песню Сольвейг» и ответьте на вопросы:

-О чем поет Сольвейг?

-Какое настроение у Сольвейг?

-Всегда такое? Музыка менялась? Какая стала?

-Чем «Песня Сольвейг» отличается от «Танца Анитры»?

За сорок лет странствий Пер Гюнт побывал в разных странах. Он торговал, богател, научился хитрить и обманывать, стал дельцом и торговцем. Однажды, встречая восход солнца в Египте, Пер Гюнт вдруг вспомнил Норвегию и решил вернуться. Его не узнали на Родине. Лишь только Сольвейг, его невеста, поняла, кто перед ней стоит.  Её возлюбленный остался для нее прежним - смелым и добрым. Она верила ему, была счастлива своей любовью.  А Пер Гюнт путешествуя долгих сорок лет, счастья так и не нашел. Вернувшись домой он понимает, что здесь оставалось самое дорогое, что у него есть: невеста Сольвейг, которая ждала его долгих сорок лет, и конечно же, его родная земля.

 

Слушание «Утро».

-о пробуждении природы, о красоте родного края.

Ответы детей.

-от пиано постепенно нарастает до форте, прибавляются музыкальные инструменты. 

-постепенное пробуждение природы.

-кульминация

Слушание «В пещере горного короля»

-настороженно, тихо, таинственно, как будто подкрадывается, шаги слышны, маршевая, медленно.

-музыка стала звучать быстрее и громче. 

-темп и динамика.

Р (целепологание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно.

П(структурирование знаний)

К (постановка вопросов, сотрудничество с учителем)

3.

Организация исполнительской деятельности

12 мин.

- Ребята, как называется вид музыки, которую мы прослушали?

- Существует ли еще один вид? Какой?

- Верно, а вокальная музыка – это в первую очередь песни. Сейчас я спою вам песню, а вы мне скажете, знакома ли она вам и о чем в ней поется.

  - Давайте проговорим с вами слова первого куплета. (выведены на слайд) 

  - Послушайте мелодию (разбирают мелодию) 

(Разучивание мелодии, текста первого куплета с припевом)

ВХР трудности

Методы и приемы

Интонационные

- Повтор одного звука;

- Нисходящее движение мелодии.

Собственный показ; Слуховая наглядность;

Показ звуковысотности; Хормейстерский жест.

- Хорошо. Можете сеть на места!

- Инструментальная

- Вокальная музыка

Дети слушают песню.

Ответ детей.

П (Выполнять творческие задания, исполнять песни программного характера)

4.

Итог

2 мин.

- С какой симфонической сюитой мы сегодня познакомились? Композитор? Что такое сюита?

-Композитор с помощью музыки может рисовать картины. Что он для этого использует?

 -музыкальное произведение, состоящее из нескольких частей, объединенных общим замыслом.

-для этого он использует средства музыкальной выразительности (ритм, тембр, динамику, лад, темп).

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

5.

Рефлексия

3 мин.

    - Оцените у себя в тетрадях свою работу на уроке по критериям, которые вы видите на экране.

  1. Внимательно слушал музыку
  2. Отвечал на вопросы
  3. Старательно исполнял песню
  4. Делал записи в тетрадь

Выполнил домашнее задание

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)


  1. ексия


Предварительный просмотр:

Учитель музыки

Шариева Р. Ф.

Дата: 10.03.2021                

Школа №148

Класс 4

Студентки ЧПК №1

40 группы Ахминой Марии

                                                                         

Тема урока: «Балет «Петрушка» И. Ф. Стравинский»

Цель: знакомство учащихся с творчеством великого русского композитора И. Ф. Стравинского, на примере балета «Петрушка».

Планируемые результаты:

Личностные: воспитывать эстетическую культуру школьника через прослушанные на уроке произведения; расширение музыкального кругозора школьников, посредством знакомства с балетом «Петрушка» И. Ф. Стравинского, РНП «Исходила младёшенька».

Метопредметные: расширять кругозор и воображение; адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения заданий, учиться сравнивать и акцентировать внимание на отличительных особенностях произведения; формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации.

Предметные: продолжить знакомство с творчеством И. Ф. Стравинского; определять тему урока, ставить перед собой задачи; высказываться о характере музыки, определять, какие чувства возникают при прослушивании музыки, познакомить детей с произведением Балет «Петрушка» в 4 картинах; сделать анализ прослушанного произведения; начать разучивание русской народной песни «Исходила младёшенька».

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Методы и приемы: Словесный метод (беседа,  объяснение); Метод музыкального переинтонирования (собственный показ); метод упражнения, метод размышления о музыке, наглядность, метод сравнения.

Материалы, оборудование: колонки, компьютер, проектор, флеш-накопитель, фортепиано.

Музыкальный репертуар:

  1.  Балета «Петрушка» («Комната Арапа», «Комната Петрушки», «Вальс Балерины и Арапа»)  И. Ф. Стравинского;
  2. Русская народная песня «Исходила младёшенька».

Структура занятия:

  1. Орг. Момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог
  5. Рефлексия

Этап урока

Хронометраж

Действия учителя

Деятельность обучающихся

УУД

1.

Организационный момент

 

1 мин.

(Слайд 1)

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Николаевна, сегодня я буду вести у вас урок музыки.  Поздороваемся с вами  музыкально. «Здравствуйте, ребята! Здравствуйте»

(Слайд 2)

- И так ребята, на уроках в третьей четверти вы познакомились с жанрами и формами камерной симфонической музыки. Перед вами кроссворд, в котором вы встретите уже знакомые музыкальные жанры. А центральным будет слово относящееся к теме урока.

Решаем  кроссворд.

-И так какое центральное слово вы определили?

- Верно. Увертюра, как вы уже знаете, обозначает начало, открытие. А если в основе увертюры будет лежать программа, сюжет, как она может называться?

-  Да, программная увертюра. Прежде, чем начать знакомство с программной увертюрой, назовите композитора написавшего это произведение (звучит фрагмент 1 части из Симфонии №5). Подсказка – портрет на слайде.

- Вы правы. Посмотрите на экран, кто же еще появился?

- Верно. Вы видите изображение Петрушки – скомороха с ярмарки. Игорь Федорович является автором балета «Петрушка». Предположите, как звучит тема сегодняшнего урока?

- Да это так, зафиксируйте  её себе в тетрадь. Сегодня мы познакомимся с данным балетом.

Дети заходят в класс и садятся на места.

- Л. Бетховен

- Увертюра

- Программная увертюра, сюжетная увертюра и т.д.

- Автор этого произведения – Л. Бетховен.

Л (Проявление эмоциональной отзывчивости)

2.

Организация слушательской деятельности

 20 мин

-  Ребята, обратите внимание на экран, вы видите портрет Стравинского. Он родился в Петербурге, в семье известного певца. Музыкальная обстановка в семье, встречи с выдающимися музыкантами, знакомство с богатой библиотекой отца, посещение оперного театра. Как вы думаете, отразилось ли это на дальнейшей жизни композитора?

 - Верно, всё это способствовало раннему увлечению мальчика музыкой. К 10 годам он хорошо играл на рояле и начал сочинять музыку. Занятия в юношеские годы с Н. А. Римским-Корсаковым завершили музыкальное образование И. Стравинского. На слайде вы видите информацию, которую можно записать.

В начале XX в. русский композитор Игорь Фёдорович Стравинский сочинил балет «Петрушка» («Потешные сцены»). Этот балет не только ставят в театрах, но и исполняют в концертных залах как симфоническую сюиту.

- Балет состоит из  4 картин главными героями, которого являются, обратите внимание на слайд и прочтите. Арап, Балерина и Петрушка. Запишите к себе в тетрадь , пожалуйста.

Арап и Балерина – это смазливые пустышки. Глупый, злой, но нарядный Арап нравится Балерине, которая всячески пытается его очаровать.

Петрушка – незадачливый, но тонко чувствующий народный шут. Он тяжело переживает свое уродство, одиночество, неразделенное чувство к балерине.

Как мы уже выясняли, действие происходит в четырех картинах. Послушайте краткое содержание балета:

. На веселом масленичном гулянье внимание разномастной толпы горожан приковывает к себе балаган Фокусника. Он выводит на сцену трех кукол - Петрушку, Балерину и Арапа, которые под завораживающую мелодию его дудочки постепенно оживают и начинают вести себя, как настоящие люди. Петрушка остро чувствует свою обособленность от других, его мучит осознание, что он некрасив и смешон. Единственная отрада для него – Балерина, в которую он страстно влюблен. Но легкомысленная Балерина не понимает его терзаний и всячески избегает его. У нее другая цель – очаровать тупого, ленивого Арапа, который, по сравнению с Петрушкой, кажется ей красивым и сильным. Она почти добивается желаемого, но в разгар любовного свидания появляется ослепленный ревностью Петрушка. Арап бросается на него с саблей, Петрушка пытается убежать, но Арап на улице догоняет его и срубает саблей голову. Ужас толпы рассеивает подоспевший Фокусник, который показывает, что тело и голова Петрушки набиты опилками, как у обычной куклы. Веселье, нарушенное происшествием, возобновляется, и тут над площадью мистическим образом возникает озорной, живой, всех дразнящий Петрушка, всем видом демонстрируя торжество своего духа над толпой.

Итак, картина первая - народное гуляние, ярмарка.

- Скажите, пожалуйста, что такое ярмарка?

- Ярмарка – сезонная распродажа товаров, рынок. На ярмарке можно было купить все: бублики, валенки, бочки для засолки, мед и т.д. На Руси ярмарки проводили в разное время года.

- Сейчас мы с вами послушаем действие 1 картины, которое называется «На масленице». Послушайте и скажите, что вы представляли, когда слушали эту музыку?

Слушание: «На масленице».

- И так ребята, что вам представлялось?

- Какая музыка была по характеру?

- Какими словами ее можно описать?

- Верно ребята. Сейчас мы попробуем с вами нарисовать небольшой комикс. Во 2 картине раскрывается характер и образ главного героя – Петрушки. Достаньте пожалуйста цветные карандаши, во время слушания попробуйте изобразить Петрушку таким, каким он вам представился.

Слушание «Комната Петрушки».

- И так ребята, каким же он вам представился? Покажите свои работы, расскажите о нарисованном.

- Верно, Петрушка, чувствует себя отстраненным, лишним на этом празднике жизни. Он влюблен в балерину, но взаимности от неё не получает.

- Третья картина - портреты Арапа и Балерины. Это смазливые пустышки. Глупый, злой, но нарядный Арап нравится Балерине, которая всячески старается его очаровать. Петрушка взбешён от ревности. Куклы ссорятся. Послушайте эту сцену и нарисуйте в нашем комиксе дальнейшее развитие событий.  

Слушание: «Комната Арапа».

- И так, какими же у вас получились Арап и Балерина? Как развивался сюжет дальше?

- Хорошо. 4-я картина - сцена на улице,  снова ярмарочная площадь. Слушаем, а вы ребята, рисуйте, что же происходит в сюжете дальше.

Слушание «Ярмарочная площадь»

(Опрос)

-  Народ пляшет - мужик с медведем, купец с двумя цыганками, кучера с конюхами и, наконец, ряженые. В момент наивысшего разгула ожившие куклы выбегают на улицу. Арап поражает Петрушку ударом сабли. Петрушка умирает в окружении толпы гуляк. Но неожиданно он вновь появляется на крыше балагана. Он показывает «нос» толпе. «Дух Петрушки всё ещё протестует».

- Ребята, почему так легко было рисовать под эту музыку, как вы думаете?

- Верно, действительно у Стравинского получилось хорошо передать образы своих героев. А сейчас я предлагаю нам немного присоединиться к народным гуляниям, и разучить со мной русскую народную песню «Ходила младёшенька», но для начала подготовим наш голосовой аппарат к работе.

- Да, потому что он с детства был окружен творческой атмосферой, просвещался культурно.

(Читают со слайда имена героев)

- Рынок, где торгуют различными товарами.

- Веселая суета, балаган, все спешат что-то урвать, купить. Много народа.

- Музыка оживленная, характерная. Народное гулянье, суета, празднество.

- Он представился нам совсем не веселым, грустным, отчаявшимся, потерянным героем.

- Сначала мы слышим две темы, они перекликаются и они достаточно беззаботны. Слышна тема балерины, будто бы уговаривающая, немного надоедлива. Но всё меняется, когда появляется Петрушка.

- Хорошо подобраны средства муз. выразительности, инструменты, в целом образная музыка.

П (открытие новых знаний)

М (Расширение словарного запаса, развитие воображения)

3.

Организация исполнительской деятельности

15 мин

- В этой песне речь идет о девушке, которая не могла найти ночлег. Пришла к брату родному, и оттуда сестра брата её прогнала. Представим ребята, что мы тоже долго добирались до ночлега, сначала бегом через чистое поле, после  вплавь (Упражнение на дыхание), и вот, наконец добрались. Попросимся к брату в дом «Раз, два, три – двери братец отвари!» (Артикуляция). Распевание первой фразой из песни «Исходила младешенька».

- Хорошо, а теперь послушайте, как звучит первый куплет песни. Проговорим слова, попробуем соединить с мелодией. Для удобства вы видите текст на слайде. (Разучивание 2-3 куплетов) .

Вокально-хоровые трудности

Методы и приемы

Удержание мелодии на одном звуке

Графический показ собственный показ.

Поступенное движение

Графический показ,

Четкий дирижерский жест.

П (Выполнять творческие задания, исполнять песни программного характера)

4.

Итог

 2 мин

- Вы большие молодцы, ребята, с каким произведением мы познакомились сегодня и кто его автор?

-Хорошо, назовите главных героев балета.

- Верно, что случилось с главным героем Петрушкой?

- Верно какую песню мы разучили сегодня?

- Балет «Петрушка» И. Стравинского.

- Петрушка, Арап, Балерина.

- В жанре баркарола.

- Он был влюблен в Балерину, но она не отвечала ему взаимностью, была влюблена в Арапа. В конечном счете, Арап зарубил саблей Петрушку, но он остался жив и продолжал негодовать.

- РНП «Исходила младёшенька».

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)

5.

Рефлексия

2 мин

Отлично, ребята у меня на столе вы видите зеленые улыбающиеся смайлики и грустные красные. Если вам было всё понятно в уроке, и вам он понравился выбирайте зелёные смайлики, если же вам было что-то непонятно, выбирайте красные. Выбирайте цвет соответствующий вашему настроению.

- Нам все очень понравилось, хотелось бы больше смотреть видео и играть в игры.

Р (оценка собственной работы, подведение итогов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование уроков музыки в 1 классе программа Критская, Сергеева, Шмагина

календарно-тематическое планирование уроков музыки в 1 классе по ФГОС (программа Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина)...

Календарно-тематическое планирование ФГОС 1 класс Критская, Сергеева, Шмагина

Календарно – тематическое планирование по музыкев соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта второго поколения  начального  общего образования 2010 г1 «А», «Б» классыУ...

рабочая программа по музыке для 2 класса (Критская, Сергеева, Шмагина)

рабочая программа по музыке для 2 класса (Критская, Сергеева, Шмагина)...

рабочая программа по музыке для 3 класса (Критская, Сергеева, Шмагина)

рабочая программа по музыке для 3 класса (Критская, Сергеева, Шмагина)...

рабочая программа по музыке для 4 класса (Критская, Сергеева, Шмагина)

рабочая программа по музыке для 4 класса (Критская, Сергеева, Шмагина)...

Конспект урока музыки для 2 класса по программе Критской, Сергеевой, Шмагиной "Фортепианная сюита М.П.Мусоргского "Картинки с выставки"

Этот урок был составлен на основе программы по музыке Критской, Сергеевой, Шмагиной для 2 класса. В уроке учтены многие виды деятельности: пение, пластическая импровизация, слушание музыки, тестовое з...