Конспекты уроков музыки в начальных классах
план-конспект урока по музыке

Воробьева Александра Сергеевна

Конспекты составленны в соответствии с программой и КТП

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 29_2_klassy.docx25.68 КБ
Файл konspekt_shkola_proverenny.docx26.98 КБ
Файл konspekt_snegurochka.docx16.39 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дата:        23.04.2021                                                                                  Учитель музыки Варламова С.В.

Школа №137                                        

Класс: 2        

Студентка ЧПК№1

40 группа

Воробьева Александра        

Тема урока музыки: Увертюра.

Цель: развитие у детей чувства музыкального стиля и способности определять на слух русскую и западноевропейскую музыку.

Планируемые результаты:

Личностные: осознание исполнительской деятельности как средства коммуникации во времени и пространстве; осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению; воспитание уважение к шедеврам мировой классики; воспитание слушательской, исполнительской культуры.

Метапредметные: умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.

Предметные: 

Методы и приемы: метод перспективы и ретроспективы, метод размышления о музыке, наглядный метод, беседа.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, флешка, презентация с материалом урока, аудиозаписи.

Муз.материал: Ф. Шопен «Революционный этюд», «Баллада№1», попурри мазурка, вальс, полонез, прелюдия.

Структура урока:

Этап урока.

Хроно-метраж

Содержание урока

 УУД

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

Организационный момент

1 мин.

Здравствуйте! Меня зовут Александра Сергеевна, сегодня я проведу ваш урок. Сегодня мы поговорим с вами о том, что такое увертюра.

Приветствуют

Актуализация знаний.

5 мин.

Само слово Увертюра переводится как открытие или вступление. Итак, что же она может открывать?

Увертюра – это небольшая музыкальная пьеса, которая открывает крупный муз. спектакль.

Р (целеполагание) – постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно. П.(усвоение знаний прошлого урока) К. (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками).

Освоение нового знания

6 мин.

Фредерик Шопен родился 22 февраля 1810 года в деревне Желязова-Воля недалеко от Варшавы (Польша). Прекрасный музыкальный вкус будущему композитору привила его мать, которая хорошо играла на фортепиано и пела. Необыкновенные музыкальные способности, а также самое важное – любовь к игре на фортепиано, проявились у Фредерика еще в раннем детстве.

С семи лет с мальчиком начал заниматься известный пианист Войцех Живный. К двенадцати годам Фредерик достиг уровня лучших пианистов Польши. С 1823 года Шопен учился в Варшавском лицее.

После окончания училища, Шопен начал изучать теорию музыки и ему удалось попасть в высшее общество.

В 1830 году композитор навсегда покидает Варшаву. В 1831 году поселяется в Париже, где моментально становится известным, обретает множество поклонников. Через какое-то время музыкант сам начинает преподавать.

В круг общения Шопена входили многие молодые музыканты и крупнейшие европейские композиторы и писатели.

С 1837г композитор начал страдать астматическими приступами.

В 1848 году Шопен поселился в Лондоне, где продолжал давать концерты и вести преподавательскую деятельность. 16 ноября 1848 года в Лондоне состоялся последний концерт великого композитора. С каждым днем он чувствовал себя все хуже и вскоре вернулся в Париж.

Великий композитор умер 5 (17) октября 1849 года и был похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.

Не смотря на то, что композитор уехал со своей Родины  - Польши, он горячо любил её и согласно последней воле Шопена, его сердце было перевезено в Варшаву и замуровано в одну из колонн в Костёле Святого креста.

Сейчас я покажу вам видеоролик. В нем будут даны определения. Запомните их или запишите в тетрадь.

Просмотр видеоролика до 0:22 -  1:20.

Итак, что вы узнали из этого фрагмента?

Кто такой виртуоз?

Что такое прелюдия?

Хорошо. Молодцы.

Стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики высоко оценили его произведения. В 1830 Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а затем начал собираться в поездку по Западной Европе.

Казалось бы, что всё в творческой карьере молодого композитора и пианиста складывается как нельзя лучше, но, что мы читаем в его так называемом «Штутгартском дневнике»?

Слайд

«… нет у меня сил назначить день отъезда; мне представляется, что я уезжаю, чтобы умереть, – а как должно быть, горько умирать на чужбине, не там, где жил».

Как вы думаете, почему Шопена одолевают такие мрачные мысли?

Верно. Не смотря на мрачные мысли, композитор все же принимает решение уехать.  Дата отъезда была назначена. Состоялся прощальный вечер с друзьями. Товарищи дарят Фридерику серебряный кубок, наполненный польской землей. Об этом событии очень проникновенно написал в своих стихах поэт Ашот Граши (перевод с армянского В. Звягинцевой).

Прочитайте пожалуйста (выбирает одного ученика).

Горсть земли
Когда Шопен отчизну покидал,
Друзья ему любовно поднесли
В старинном кубке горсть родной земли,
Чтоб милый дар его сопровождал.
В неизъяснимой грусти дни текли.
Средь разных стран, холодных, чуждых зал
Он свято кубок свой оберегал,
В нём видя край, оставленный вдали.
Гармонии задумчивый поэт,
Он пел печали благородный свет,
Высокую любовь в людских сердцах.
Когда он умер, на земле чужой,
Той милой горсткою земли родной
Под хмурым небом был увенчан прах.

Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении русским царским правительством польского восстания и взятии Варшавы. Тогда в Штутгарте, Шопен ничего не знал о судьбе своих родных.

Только в Париже Шопену стало известно, что его семья и друзья не пострадали при взятии Варшавы. Но Польша… Фридерик решил вернуться на родину, но отец Шопена настоял на том, чтобы сын оставался за границей и не возвращался в Варшаву. Патриотическому делу он будет служить своим искусством. Шопен в отчаянии. И вновь обратимся к записям в его дневнике.

Слайд

«Я проклинаю час своего отъезда. Я не могу поступать, как мне хочется… В гостиных притворяюсь спокойным, а вернувшись домой, бушую на фортепиано».

 

Смотрят видеоролик

Дети отвечают на вопросы.

Может быть, он не хочет расставаться со своими родными А, возможно, его интуиция подсказывала ему, что в этом путешествии его ожидает что-то трагическое.

П: усвоение нового материала

Организация слушательской деятельности

18 мин.

Сейчас прозвучит произведение, подумайте, как бы вы могли его назвать, какие чувства возникли у вас при прослушивании? Запишите

Звучит Ф. Шопен Революционный этюд

В основе творчества художника — эстетическое отношение к миру, чувство любви к своей Родине. Воздействие музыки велико именно в силу искренности, непосредственности переживания своего, родного.

Величие Шопена в том, что он преломил музыкальную интонацию как мысль-думу и душу народа, в его музыке всегда слышится то, что поёт и о чём поёт Родина. Произведения Шопена отличает широта национально-фольклорных и жанровых связей.

Вы прослушали этюд №12, который называется Революционный. Что такое этюд?

Видеоролик 1:30-3:28

Что вы можете рассказать о Балладе?

-Существует 2 вида баллады: вокальная и инструментальная.

Сейчас я включу фрагмент из произведения. А вы мне скажите, это баллада вокальная или инструментальная?

Звучит Баллада №1

Шопен создал жанр ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ БАЛЛАДА.

- Мы с вами выяснили, что такое баллада, а что значит инструментальная баллада?

- Инструментальная баллада – сюжетное произведение, характерное для романтической музыки.

Верно. Для вас сейчас звучала Баллада №1 Ф. Шопена. Послушаем еще раз. Скажите, какой характер произведения? Какие  музыкальные  образы  вам были слышны?

Баллада №1

Хорошо. Давайте проверим ваши суждения. Обратите внимание на экран. Прочитайте.

Хорошо. Вы оказались правы.

Сейчас  мы  с  вами  перейдем  к творческой  работе,  я  вам  включу «Балладу  №1»  Ф.  Шопена,   а  вас порошу  передать  все  ваши чувства, слушая это произведение, в виде рисунка.

Баллада №1

Объясните, какие чувства вы старались передать своим рисунком? (спрашивает несколько учеников)

Хорошо. Молодцы.

Слушают, отвечают на вопросы.

«Негодование»; «Польша, я с тобой»; «Порыв»; «В борьбе рождается истина»…

Дети смотрят ролик и записывают определения

В эпоху романтизма, народная танцевальная песня называлась балладой (от латинского «балло» — «танцую»). Баллада обычно с драматическим и лирическим характером.

Инструментальная

Слушают произведение.

 Переплетены лирические, драматические образы. Характер  повествовательный,

изысканный, сдержанный

 Читают фрагмент учебника.

 

 

Рисуют под музыку.

 

 

 

 

 

 Обсуждение рисунков.

Р.(проявление эмоциональной отзывчивости) Р.Принимают и решают поставленную задачу. К (постановка вопросов, сотрудничество с учителем) Учувствуют в диалоге с учителем К(умение выражать свои мысли)

Организация исполнительской деятельности

6 мин.

Слушая какое произведение Шопена мы обсуждали тему Родины?

Верно. Скажите, что ассоциируется с нашей Родиной, Россией?

Верно, а так же березы. Береза – символ России, стройное, белое дерево, с раскидистыми ветвями и шелестящими на лёгком ветру листьями.

Я предлагаю вам разучить песню группы Любэ – «Березы»

Показ песни

Разучивание припева с детьми.

Революционный этюд.

Бескрайние поля, леса, горы, природа…

Разучивание песни под руководством учителя.

Р (певческая установка)

К (участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, формирование умения слушать и понимать других)

Итог

2 мин.

Подведем итоги нашего урока . На слайде вы видите музыкальные жанры. Нужно выбрать только те, которые относятся к жанрам камерной музыки.

Хорошо.

Дети выполняют задание

Л (способность усвоения теоретических знаний)

Рефлексия

2 мин.

Наконец, мне бы хотелось услышать ваше мнение об информации, прозвучавшей на уроке.

Примеры начала ответов детей:

  • Я узнал....
  • Мне понравилось...
  • Я бы ещё раз хотел послушать...
  • Я бы добавил в свою музыкальную копилку классической музыки...

Спасибо за урок. До свидания

Дети пишут на листочках, сдают преподавателю.

Прощаются.

Р (оценка собственной работы)



Предварительный просмотр:

Дата: 4.02.2020

Учитель музыки Варламова С. В.

Школа: 137

Руководитель практики Шелепова Д. А.

Класс: 3

Преподаватель вокала Кислова О. Н.

Студентка ЧПК№1 Воробьева Александра

Преподаватель ф-но Литвяк А. В.

30 группы

 

Тема урока музыки: Былина о Садко и Морском царе

Цель: знакомство с образцом русской классической музыки, основанным на старинных былинах (опера «Садко» Н. А. Римский-Корсаков).

Планируемые результаты:

Метапредметные: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально – творческих возможностей; умение воплощать музыкальные образы в рисунке.

Предметные: формирование основ музыкальной культуры, через изучение оперы «Садко» Н. А. Римского-Корсакого); формирование общего представления о музыкальной картине мира; формирование устойчивого интереса к различным видам музыкальной деятельности; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям.

Личностные: осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров русских композиторов (былины о Садко, опера «Садко» Н. А. Римский-Корсаков); овладение навыками сотрудничества с учителем, через ответы на уроке; развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.

Тип занятия: урок – «открытие» нового знания

Методы и приемы: метод наблюдения за музыкой; метод сопереживания; метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному; наглядный метод; беседа.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, колонки, флешка.

Музыкальный материал: Н. А. Римский-Корсаков «Садко»: вступление «Океан-море синее»; Ай-scream «Рыба-солнце»; Капитан Краб «Подводная зарядка».

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог
  5. Рефлексия

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

t (мин.)

1

Организационный момент

Здравствуйте.  Меня зовут Александра Сергеевна, сегодня я проведу ваш урок.

1 мин.

2

Организация слушательской деятельности

Л: эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания; Позиция слушателя произведений; Смыслообразование.

К: умение выражать свои мысли.

П: Умение строить высказывания.

Р: выполнять действия в опоре на заданный учителем ориентир

Издавна на Руси люди занимались творчеством. Сочиняли песни, рассказы, сказки, а так же былины.

 Скажите, знаете ли вы, что такое былина?

 Былина – древнерусская песня-сказание, воспевающая подвиги богатырей. Былины исполнялись без музыкального сопровождения, речитативом, но в древности, они исполнялись под аккомпанемент гуслей. Вы знаете, что такое гусли, как они выглядят? (Струнный музыкальный инструмент).  Как называют человека, который играет на гуслях? (Такого человека называют гусляром). Самой древней русской эпической былиной была былина о гусляре Садко и морском царе. Вдохновившись этим древнерусским сказанием, известный русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков сочинил оперу под названием «Садко».  

 А что такое опера? Кто из вас догадался, о чем мы сегодня будем с вами говорить?

Расскажу вам о композиторе. Н. А. Римский- Корсаков родился в немузыкальной семье, но музыкальные способности появились у него рано и с будущим композитором музыкой занималась соседка. В 12 лет Николай Андреевич был отдан в Морской корпус в Петербурге. В Петербурге ему начинает преподавать фортепиано настоящий учитель, пианист. В 17 лет  композитор отправляется в кругосветное путешествие, под впечатлением от увиденного в разных стран он пишет большое количество опер и симфоний. Через 3 года композитор возвращается на Родину, где его приглашают преподавать в консерваторию. Он приступает к созданию оперы «Садко», за основу которой берет древнерусскую былину.

 Опера начинается оркестровым вступлением, названным самим композитором «Окиан-море синее». Сейчас мы с вами его послушаем. Послушайте и представьте, какую картину моря рисует композитор. ( первое слушание). Какое море нарисовал музыкой композитор?

Это произведение рисует спокойную, но грозную морскую стихию: ровно и бесстрастно катятся волны в необъятном морском просторе, глухой гул стоит над океанской ширью. Этот мотив будет появляться в опере и дальше всякий раз, когда будет изображаться или только упоминаться море. Сейчас мы послушаем произведение еще раз. Нарисуйте свои представления у себя в тетради. Скажите, какие краски вы будете использовать? (второе слушание). (Учитель проходит, и смотрит что нарисовали дети). Молодцы,  ребята, вы все хорошо постарались.

Слава о Новгородском купце, певце и гусляре Садко рекой лилась по Великому Новгороду. Как заиграет он, да заведет напев – все слушают гусляра, не наслушаются. Были рады ему и на городских площадях, зазывали его и в боярские терема златоверхие, и в купеческие хоромы белокаменные. Однажды не пригласили его не на пир знатный, не в терема боярские, расстроился тогда Садко и пошел на берег Ильмен – озера, сел на бел-горюч камень , достал гусельки и стал петь о своих мечтах.

Ребята, давайте представим, что мы с вами гусляры, и поиграем на воображаемых гуслях.

 Расступилась вода и из пучин озера вышла дочь царя морского, Волхва. Очень понравилось ей творчество молодого гусляра, и она обещает ему сказочные богатства.

После встречи с  Волхвой Садко становится очень богат, строит 33 корабля и отправляется в путешествие. Двенадцать лет странствовал гусляр со своей дружиной, все это время Морской Царь не отпускал его домой. Садко догадался, что он требует плату, однако, не сразу понял какую именно. Дело в том, что сама Волхова – дочка Владыки Морского, захотела заполучить гусляра, так полюбившегося ей. Ничего не оставалось Садко, как отправиться к ней, в морскую бездну. Оказавшись на дне, он встречает Морского Царя и его семью. Своим чудесным пением, гусляр очаровал не только Царицу, но и самого Владыку Морского, и было решено сыграть свадьбу Садко и Волховы. Во время праздничного веселья внезапно возникает Видение-Старчище и советует гусляру возвращаться назад в Новгород. На берег музыкант уже отправляется со своей новой женой. Оказавшись на суше, Садко засыпает, а его жена – Царица Волхова остается охранять покой любимого. С рассветом исчезает дочь Царя Морского, словно призрачное видение, и Садко встречается со своей законной женой Любавой, преданно ждавшей его все это время. Без следа испаряется с утренним туманом Царица Морская, оставив после себя лишь реку Волхову, которая соединилась с Ильмень-озером, а по ее руслу наконец-то возвращаются домой корабли Садко вместе со всей дружиной. Все жители города вышли посмотреть на чудо-чудное - реку, внезапно появившуюся из ниоткуда и встретить дорогих гостей.

Вот мы с вами и познакомились с оперой – былиной «Садко». Скажите, какие качества характеризуют гласного героя Садко?

А сейчас мы с вами заглянем в подводное царство. Вставайте со своих мест. (физ. минутка).

Дети отвечают

Струнный музыкальный инструмент

Гусляр

Театральное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра

Мы будем говорить об опере Римскогго-Корсакого «Садко»

Спокойное, но грозное море.

Темно-синюю, серую, белую, голубую.

Дети имитируют игру на гуслях.

На экране перечислены качества, из которых дети должны выбрать подходящие главному герою.

18 мин.

3

Организация исполнительской деятельности

Л: устойчивое положительное отношение к урокам музыки;

К: проявлять инициативу, участвуя в исполнении произведений.

По сюжету оперы, Садко мечтал путешествовать по морю. Сейчас я исполню вам песню, послушайте и скажите, о чем я мечтаю. Сегодня мы с вами продолжим разучивать эту песню, но для начала нам нужно подготовить наш голосовой аппарат к работе.

 Повторим слова первого куплета и припева. Молодцы! Теперь разучим дальше. Повторяйте за мной.  Ребята, вы хорошо поработали с песней.

ВХТ

Методы и приемы

- нисходящее движение мелодии

- скачки вверх  - вниз

- быстрый темп

- собственный показ

-помощь инструмента

-слуховая наглядность

-хормейстерский жест

- использование минусовок

учитель исполняет, дети отвечают).

(дыхательная гимнастика и распевание)

(повторяем)

(разучивание второго куплета).

16 мин.

4

Итог

К: понимать содержание вопросов;  умение выражать свои мысли.

П: Умение строить высказывания.

Давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили с вами на уроке? А кто написал эту оперу? Какую тему мы с вами слушали. Молодцы!

Об опере и былине Садко.

Н.А. Римский-Корсаков. Тему моря.

2 мин.

5

Рефлексия

П: рефлексия деятельности

Р: осуществлять контроль и оценку своей деятельности

Кто считает, что он активно вел себя на уроке: отвечал на вопросы, активно делал физ. минутку, выразительно пел песню, поднимите правую руку.

А кто считает, что он мог по активней вести себя на уроке, поднимите левую руку. ( учитель проходит и ставит оценки в соответствии с поднятой рукой 5, 4.)   Спасибо вам за урок, до свидания!

Дети поднимают руки в соответствии с оценками.

3 мин.



Предварительный просмотр:

Дата: 25.02.2020

Учитель музыки Варламова С. В.

Школа: 137

Руководитель практики Шелепова Д. А.

Класс: 3

Преподаватель вокала Кислова О. Н.

Студентка ЧПК№1 Воробьева Александра

Преподаватель ф-но Литвяк А. В.

30 группы

Тема урока музыки: Опера «Снегурочка». Прощание с масленицей.

Цель: изучение шедевров русской классической музыки, через оперу Н. А. Римского –Корсакова «Снегурочка»; закрепление пройденного материала. ЦЕЛЬ ДОЛДЖНА БОЛЬШЕ ОТРАЖАТЬ МЫСЛЬ О МАСЛЕНИЦЕ

Планируемые результаты:

Метапредметные:  освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей; приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях музыкальных произведений.

Предметные: формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям; формирование общ его представления о музыкальной картине мира;

Личностные: осознание своей национальной принадлежности на основе изучения шедевров музыкального наследия русских композиторов; развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;

Тип занятия: урок – «открытие» нового знания

Методы и приемы: метод наблюдения за музыкой; метод сопереживания; метод «забегания» вперед и «возвращения» к пройденному; наглядный метод; беседа.

Материалы и оборудование: компьютер, проектор, колонки, флешка.

Музыкальный материал: Н.А. Римский –Корсаков хор из оперы «Снегурочка» «Прощай масленица»; «Масленичные гулянья» из к\ф «Князь Владимир»; ай-scream «Рыба-солнце».

Структура урока:

  1. Орг. Момент
  2. Организация слушательской деятельности
  3. Организация исполнительской деятельности
  4. Итог
  5. Рефлексия


Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Хронометраж

1

Орг. момент

ПРОПИСАТЬ

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Александра Сергеевна, сегодня проведу ваш урок. Скажите, что вы проходили на последнем уроке? СРАЗУ ЗАДАВАЙ ВОПРОСЫ, ОНИ НЕ ВСПОМНЯТ САМИ

Кто сочинил этот балет?

Вспомните, вы рисовали в своих тетрадях персонажей этого балета. Кто это были?

Как их зовут?

Молодцы, ребята, вы все помните!

Балет «Спящая красавица»

П. И. Чайковский

Феи

Фея Карабосс и фея Сирени

3 мин.

2

Организация слушательской деятельности

Л: эмоциональная отзывчивость на музыкальные произведения различного образного содержания; Позиция слушателя произведений; Смыслообразование. Формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности

К: умение выражать свои мысли.

П: Умение строить высказывания.

Р: выполнять действия в опоре на заданный учителем ориентир

А сегодня с вами познакомимся с удивительной оперой русского композитора Н.А. Римского- Корсакова. Что бы узнать как она называется, отгадайте загадку.

В лесу девица живет,

 Весной она и летом слезы льет,

Как будто, готова растаять.

Но, только лишь зима придет – Она и рада!

 Вот время для нее,  Что посвятит она своим забавам!

Кто это?

(Если не отгадывают, даю подсказку)

Она в серебро с жемчугами одета

Волшебная внучка волшебного деда.

Правильно! Снегурочка.

Ребята, а вы знаете, что такое опера?

Н. А. Римский- Корсаков написал много сказочных опер, одна из них опера «Снегурочка».

 Ребята, вы знаете, кто такой Н.А. Римский-Корсаков?

Правильно! Н. А. Римский- Корсаков родился в немузыкальной семье, но музыкальные способности появились у него рано и с будущим композитором музыкой занималась соседка. В 12 лет Николай Андреевич был отдан в Морской корпус в Петербурге. В Петербурге ему начинает преподавать фортепиано настоящий учитель, пианист. В 17 лет  композитор отправляется в кругосветное путешествие, под впечатлением от увиденного в разных стран он пишет большое количество опер.

За основу оперы «Снегурочка», композитор взял пьесу А. Н. Островского, написал оперу очень быстро, за одно лето. Он жил в деревне  и многие мотивы и интонации услышал в природе и народных песнях. Сюжет оперы отличается от народной сказки.  В ней есть реальные и сказочные персонажи.  

 Действие происходит в сказочной стране царя Берендея. Главная героиня Снегурочка- дочь  Мороза и Весны – Красны, стремится к людям из глухого леса, потому что ей нравятся людские песни. Родители решают отправить её в семью бобылей(Бедные крестьяне), у которых не было детей. Девушка не умела любить и попросила мать-Весну наделить её этим даром. Но если девушка влюбится, то растает. Это  не пугало Снегурочку. Она влюбилась в Мизгиря, а Мизгирь влюбился в неё. Но как только появились первые лучи солнца девушка растаяла. Мизгирь, не выдержать такого горя, бросился в озеро.

Как вы считаете, какая главная мысль этого произведения? ДУМАЮ, ЭТОТ ВОПРОС ДЛЯ НИХ СЛОЖНЫЙ

Главная мысль произведения – любовь – великое чувство и ради него можно отдать жизнь.

Через всю оперу проходит тема народных гуляний. Чему же они посвящены? Какой народный праздник провожает зиму и встречает весну? Правильно! Кто-нибудь знает, когда в этом году масленица?

Сегодня второй день масляной недели, и называется он Заигрыши. Конечно, тут вспоминались все зимние игры и потехи, строились снежные и ледяные крепости. Родственники ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили.

А вот последний день масленицы – воскресение. В этот день все люди прощают друг-другу обиды. Как вы думаете, как называется такой день?

К этому дню чучело из соломы и тряпок несли через всю деревню, а к вечеру всем миром сжигали чучело масленицы – символ холода и мрака, а пепел развеивали по полю, чтобы был хороший урожай.

В опере «Снегурочка» есть фрагмент, когда вся деревня пляшет и поет, провожая масленицу, это хор «Прощай масленица».  Давайте его послушаем. Обратите внимание на характер музыки. (1 слушание, музыка с видеорядом из мультфильма «Снегурочка»). Какое настроение передает это произведение? БОЛЬШЕ ВОПРОСОВ, КАКИЕ ИНСТРУМЕНТ И Т.Д.

Сейчас мы с вами прослушаем это произведение еще раз, а вы нарисуйте в своих тетрадях, как вы представляете масленицу.(2 слушание, музыка без видеоряда). Итак, ребята, кто что изобразил в своем рисунке?

Отлично! На этом наше изучение оперы подошло к концу.

Чтобы погрузится в атмосферу народных  гуляний, мы с вами потанцуем. Вставйте со своих мест.(физ.минутка) Присаживайтесь на места.

Снегурочка

Театральное представление, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра

Русский композитор

Любовь это великое чувство.

Масленица

С 24 февраля по 1 марта, целую неделю.

Прощенное воскресенье

Бодрое, озорное, веселое, задорное, чувствуется размах русской души в гуляньях.

Дети рисуют под музыку.

Чучело, блины, солнце, гулянья и тд.

17 мин.

3

Организация исполнительской деятельности

Л: устойчивое положительное отношение к урокам музыки;

К: проявлять инициативу, участвуя в исполнении произведений.

Такая бодрая была мелодия! Сейчас я вам исполню не менее радостную песню. Вы послушайте, и скажите, о чем поется в этой песне. Кто помнит слова, подпевайте!

Повторим слова первого куплета и припева. Молодцы! Теперь разучим дальше. Повторяйте за мной.  Ребята, вы хорошо поработали с песней.

ВХТ

Методы и приемы

- нисходящее движение мелодии

- скачки вверх  - вниз

- быстрый темп

- собственный показ

-помощь инструмента

-слуховая наглядность

-хормейстерский жест

- использование минусовок

Дети слушают и подпевают.

В песне поется о добре, семье, счастье.

Дети повторяют слова.

16 мин.

4

Итог

К: 1. Планирование учебного сотрудничества - определение цели, функций участников, способов взаимодействи

Давайте вспомним основные моменты. Кто написал оперу «Снегурочка»? Какая главная тема этого произведения?

Как называется последний день масленицы? ИЛИ ЛУЧШЕ РАБОТА В ПАРАХ, ЧТО Б ОНИ ЗАДАЛИ САМИ ДРУГ ДРУГУ ВОПРОСЫ? ЛУЧШЕ В ПАРАХ. МОЖНО СДЕЛАТЬ ИМ НА ПАРТЫ КРОССВОРДЫ, ПУСТЬ ОТГАДЫВАЮТ ИЛИ СОБИРАЮТ ПАЗЛ С ИЗОБРАЖЕНИЕМ ГУЛЯНИЙ, А ПОТОМ ВОПРОСЫ.

Н.А. Рмский-Корсаков.

Любовная

Прощенное воскресение.

2мин

5

Рефлексия

Формирование адекватной позитивной самооценки

Вы сегодня хорошо поработали. На ваших столах лежат изображения смайликов: грустный, нейтральный и счастливый. Оцените свою работу на уроке с помощью этих смайликов. СМАЙЛЫ ПРОСИЛИ НЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА ПАРТАХ. МОЖНО НА СЛАЙД ИХ ВЫВЕСТИ, А ТЕ ДОЛЖНЫ ПОДНЯТЬ РУКИ

Хорошо, я вижу много веселых смайликов, это отлично!

Наш урок подошел к концу, всем спасибо, до свидания.

Дети поднимают смайлики в соответствии с самооценкой

До свидания

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ урока музыки в начальной школе «ТОЛЬЯТТИ – ГОРОД МОЛОДОЙ, А ЧТО ЖЕ БЫЛО В НЕМ ДО НАС С ТОБОЙ?»

ЦЕЛИ:  познакомить с  культурно-историческими  и музыкальными  традициями родного городаЗАДАЧИ:  расширить  знания о  творчестве  Тольяттинских  композитор...

Урок музыки в начальных классах "Патриотизм в музыке"

Кто по вашему мнению является создателем песни? Объясните свое мнение.  В какие события нас переносит музыка?  Кто становится ее главным героем?  Каким мы вид...

План-конспект урока музыки в начальной школе

Тема: Музыкальные инструментыПедагогическая цель: создать условия для ознакомления с названиями музыкальных инструментов; развитие умения отличать по звучанию музыкальные инструменты, развитие ритмиче...

Конспекты уроков музыки в начальной школе

Этот конспекты были использованы мной на преддипломной практике...

План - конспект урока музыки по теме: Конспекты уроков музыки в начальной школе

Здесь вы найдете конспекты уроков музыки в начальной школе!...

Конспект урока музыки в 1 классе Тема: Музыка утра, разработчик :Карпец Екатерина Александровна (урок – игра)

Урок в 1 классе Тема: Музыка утра Изучение нового материала; урок – игра Цель: Дальнейшее формирование представлений детей о богатстве и многообразии художественно-выразительных средств музыкальн...

Конспекты уроков музыки в начальных классах

Здесь вы можете увидеть конспекты уроков музыки в начальных классах, разработанные мною на практике....